Научная статья на тему 'Иностранные инвестиции в эпоху глобализации мировой экономики'

Иностранные инвестиции в эпоху глобализации мировой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
759
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иностранные инвестиции в эпоху глобализации мировой экономики»

уступая место задаче поддержания платежеспособности, определяются как кризисные, так как в итоге одни предприятия смогут поправить свое финансовое положение, а другие - прекратить свое существование. Но угроза банкротства еще не стала доминантой поведения предприятий в условиях кризиса, поэтому своевременное погашение долгов не является для них приори-тетной задачей. Об этом свидетельствуют и сама продолжительность кризиса, и масштабы просроченной задолженности поставщикам и банкам.

При оценке своего финансового положения пред -приятия ставят на первое место не расчеты с кредиторами, а, например, способность выплачивать заработную плату работникам. Такие цели, как выпуск продукции, численность работников и зарплата, оказываются не менее, а иногда даже более важными для предприятий, чем прибыль.

Таким образом, оказывается, что выживание пред -приятия зависит не столько от рыночных факторов - их конкурентоспособности, прибыльности, финансового положения, сколько от их веса в существующей общественно-политической системе, определяющего их взаимоотношения с местными и федеральными органами власти. Стремление сохранить этот вес снижает заинтересованность руководства в повышении эффективности производства, снижении издержек посредством устранения убыточных производств и увольнения незанятых в производстве работников. В результате вместо массовой безработицы в стране тысячи незанятых, но и неуво -ленных работников, а вместо массовых банкротств - сотни убыточных, но функционирующих предприятий.

Опыт работы различных организаций (акционерных обществ) показывает, что их успехи или неудачи зависят во многом от существующей системы корпоративного управления и контроля. На мотивацию и поведение предприятий оказывают существенное влияние пост -приватизационная структура акционерного капитала и корпоративный контроль.

Под корпоративным управлением и контролем понимается только та деятельность, связанная с функционированием корпорации, которая обусловлена отно-шениями между субъектами собственности, а также

отношениями между этими субъектами и другими заинтересованными группами (наемными руководителями и работниками, клиентами, поставщиками, государственными органами). Эта деятельность требует четкого правового регулирования.

Управление и контроль с точки зрения организации предприятия, т.е. структур функционального и линейного управления, схем административной подчинен -ности, должностного определения полномочий и прочих структурных факторов организации решаются каждым предприятием самостоятельно с учетом ее соб -ственных интересов, целей и стратегий.

Перейдем к исследованию вопросов регулирования регионального продовольственного рынка. Ситуация на продовольственном рынке Саратова характерна для практически всех крупных городов центральной части России и Поволжья. Прежде всего сокращение удельного веса про -дукции отечественных товаропроизводителей с 92 - 95% (по разным оценкам объем импортного продовольствия в конце 1980-х гг составлял 5 - 8%) до 30 - 33%.

При этом в Саратове и Саратовской области при сокращении на 1/2 объема продукции пищевой про -мышленности товаропроизводители испытывают серьезные трудности по сбыту своей продукции. Таким образом, масштабные закупки продовольствия по импорту приводят к поддержке зарубежных производителей и резко снижают валютные ресурсы для обеспечения собственных производителей современными технологиями и техническими средствами переработки.

Следует отметить, что в условиях современного рынка Саратова объем спроса на продовольственные товары имеет весьма жесткие пределы, обусловленные большой дифференциацией доходов населения.

Таким образом, анализ структуры денежных доходов, расходов и потребления продуктов питания в домашних хозяйствах, относящихся к различным социально -экономическим категориям, позволяет сделать вывод о том, что расширение спроса на продовольствие может произойти и вне общего роста доходов населения. Дело в том, что государство в состоянии способствовать повышению спроса на продукты питания через ослабление дифференциации доходов.

УДК 338(100)

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

А. А. Гремченко,

кафедра финансов, РЭА

ВЕСТНИК. 2006. № 13(2)

В современной системе международных экономических отношений возрастает роль межгосударственного инвестиционного сотрудничества, что вызвано объективной потребностью усиления глобализации на всех уровнях. Глобализация, носившая первоначально преимущественно политический характер, сейчас охватывает главным образом экономическую и финансовую сферы. Усилия стран Запада по поддержанию своих доминирующих позиций в мире постоянно сокращаются, поэтому использование ими «инвестиционно-кредитной дипломатии» в качестве инструмента воздействия на периферийные регионы сегодня является приоритетным направлением инвестиционной политики зарубежных компаний.

Процесс глобализации финансово- экономической сферы происходит в условиях все более усугубляющейся неравномерности социально-экономического развития мира. Имеет место расслоение мировой экономики на «зоны роста» и «застоя». Если с начала 1930-х до середины 1970-х гг. доля национального богатства, принадлежавшая 1% наиболее состоятельных семей, снизилась в США с 30 до 18%, Великобритании - с 60 до 29%, во Франции - с 58 до 24% и прочее, то в последние 30 лет тенденция сменилась на противоположную во всех без исключения странах Запада1. Так, в пе -риод с 1989 по 1997 гг доходы 1% граждан США, составляющих самую богатую часть общества, росли в среднем на 10% ежегодно, увеличив долю в национальном богатстве к 1981 г. до 24%, 1 984 г - до 30%, середине 1 990-х гг - до 39%2. В этот же период доходы наименее обеспеченных 20% росли не более чем на 0,1% в год.

Автор полагает, что именно эти тенденции нарастания неравенства в развитых странах и являются основной предпосылкой роста неравенства во всемирном масштабе. Вместе с тем этот тезис нуждается в конкретизации. Мировой исторический опыт свидетельствует

0 том, что быстрый экономический рост в отдельных регионах, когда бы он ни инициировался, начинается, как правило, в условиях крайне низкого уровня ВНП (около 300 - 400 долл. на душу населения). Так, в Малайзии он составлял не более 300 долл. в начале 1950-х гг, разрушенной войной Корее - около 100 долл. в конце

1 950-х гг, на Тайване - 1б0 долл. в начале 1960-х гг, в Китае, двинувшемся по пути преобразований, в 1978 г. -280 долл., а во Вьетнаме уровень в 220 долл. был достигнут только к середине 1980-х гг Если исходить изтого, что ВНП на душу населения в успешно развивающихся странах достигает в настоящее время 3 - 4 тыс. долл., необходимо признать, что для реального сокращения имущественного разрыва с гражданами ведущих западных стран, где этот показатель составляет 20 - 25 тыс. долл., новым индустриальным странам необходимо обеспечить его рост на 15 - 20% в год. Поэтому неудивительно, что итогом 1980-х гг для Таиланда, Малайзии и Индонезии стало нарастание разрыва в показателе роста ВНП на душу населения по сравнению с показателем, рассчитанным для стран «большой семерки». Этот рост составлял соответственно 7, 23 и 34%3. Таким образом, даже если в относительном выражении сокращение неравенства и может иметь место, разрыв в объеме потребляемых благ между гражданами «первого» и «третьего мира» будет лишь увеличиваться.

Более того, перенос акцента с проблемы неравенства на проблему бедности вызван и тем, что 1990-е гг - один из наиболее успешных в XX в. периодов развития мировой экономики - ознаменовались дальнейшим ростом численности населения, живущего в условиях крайней бедности (менее чем на 1 долл. в день). Прирост численности населения, живущего за гранью бедности, составил за эти годы в Южной Азии 1 0,1%, а в регионах Африки, прилегающих к Сахаре, - 33,9%. Среднегодовой объем помощи африканским странам, расположенным к югу от Сахары, во второй половине 1990-х гг составлял 18,36 млрд долл. Безвозмездные поставки обеспечивают до 18% продовольствия и до 60% лекарственных препаратов, потребляемых в 60 беднейших странах планеты. Суммарные иностранные

3

инвестиции в экономику этих государств не превышали 2 млрд долл. в год4 .

Можно отметить, что, если ведущие западные страны имеют в своем распоряжении существенные ресурсы, позволяющие смягчить наиболее тяжелые последствия имущественной поляризации общества, в мировом масштабе соответствующие механизмы отсутствуют.

Однако условия, сложившиеся на мировом рынке и в национальных экономиках, отражают большую заинтересованность развивающихся стран и стран с переходной экономикой в увеличении объемов привлечения иностранных инвестиций. Особое значение эта проблема приобретает для России и государств СНГ в связи с их активной деятельностью в международной экономической сфере и вступлением в ведущие межгосударственные экономические организации, в том числе ВТО.

Анализ международных инвестиционных процессов и проведенные авторские исследования свидетельствуют о том, что в современном мире практически не оставалось ни одной страны, не вовлеченной в процессы международного инвестиционного сотрудничества. На состоявшемся Московском юридическом форуме «Глобализация, государство, право, XXI в.» отмечалось, что даже такие страны, как Куба и КНДР, в последние годы становятся на путь привлечения прямых иностранных инвестиций в свою экономику5. Отметим, что прямые иностранные инвестиции стимулируются в некоторых странах возможностью использования абсолютных инфраструктурных преимуществ в виде низких затрат на оплату труда, невысоких экологических стандартов, высокой квалификации рабочей силы или выгодного для инвестора налогообложения. Примером могут служить возросшие прямые инвестиции американских и европейских компаний в Южную Корею6.

Заметим, что в процессах глобализации мировой экономики международные потоки инвестиционного капитала играют более значительную роль в сравнении с международной торговлей товарами и услугами. Международный поток капиталов в значительной степени способствует тому, что национальные экономики становятся все более зависимыми.

Большое значение в международном регулировании иностранных инвестиций имеет дальнейшая либерализация международных экономических связей. Финансовые потрясения 1997 - 1998 гг. еще раз подтвердили эту истину. Прошедшие события не переросли в серьезный экономический кризис мирового масштаба во многом благодаря тому, что страны мирового сообщества в рамках многосторонних соглашений ГАТТ/ ВТО не поддались соблазну защитить свои внутренние рынки от наплыва подешевевших товаров из стран, валюты которых в 1997 и 1998 гг сильно девальвировались; цепная реакция протекционизма могла бы, как в 1920-х гг., охватить большую часть мирового рыночного пространства. В том, что этого не произошло, как считают отдельные ученые-международники, несомненная заслуга сложившихся к 1990-м гг. правил поведения государств на мировой арене и ВТО как мирового института, обеспечивающего их соблюдение7. Следует признать, что некоторые государства вынуждены были использовать защитные меры, но в основном не выходя за пределы положений ГАТТ И все же опасность реци-

дива протекционистских тенденций до настоящего времени сохраняется.

В настоящее время ключевую роль в инвестиционной жизни международного сообщества играют транснациональные корпорации США. Около 1/2 американского экспорта приходится на долю американских и зарубежных ТНК. Большая часть платежей, связанных с трансфертом новых технологий, осуществляется внутри транснациональных корпораций (в сШа - до 80%). Основным характерным свойством транснациональных корпораций является наличие прямых иностранных инвестиций (ПИИ). По оценкам отдельных специалистов общий объем накопленных американскими ТНК прямых иностранных инвестиций превышает 4 трлн долл., а объем их продаж составляет 25% мировых, причем 1/3 продукции ТНК США выпускается их зарубежными структурами. Объем продаж заграничных структур ТНК уже превышает весь мировой экспорт8. США в последние годы находятся на первом месте по размерам привлеченных прямых иностранных инвестиций. На примере США можно четко проследить следующую тенденцию: чем более развита страна, тем больше прямых иностранных инвестиций она вкладывает и тем больше их привлекает. Так, в списке 100 крупнейших инвестиционных фирм («World Investment Report») прочно лидируют американские компании. На первом месте по объему зарубежных активов идет американс -кая корпорация «Дженерал Электрик», зарубежные

Перечень основных стр

черты крупнейшей развивающейся и переходной экономики . Однако в конце 1990-х гг на второе место выш -ла Великобритания, а Китай опередила еще одна европейская страна - Швеция9. При этом между развитыми странами произошла существенная перегруппировка сил. До конца 1990-х гг. государства Европейского союза выступали крупнейшим источником прямых инвестиций, при этом в большинстве случаев обменивая капиталы между собой. В отличие от американских инвесторов они проявляли интерес к другим регионам - реципиентам капитала В 1998 - 1999 гг произошла заметная активизация европейского капитала - как внутри ЕС, так и за его пределами, прежде всего на американском рынке. Так, во многом благодаря массированным инвестициям национальных фирм в эко -номику США Великобритания в 1998 г впервые смогла опередить мирового лидера и выйти на первое место в качестве источника прямых иностранных инвестиций.

На фоне глобальных мировых масштабов привлечения и использования иностранных инвестиций в последней четверти XX в. Россия занимала скромную позицию. Доля России в мировом объеме привлеченных зарубежных инвестиций составляла в 2005 г. не более 0,5%, в том числе накопленных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) - менее 0,3%. В экономику России поступали инвестиции почти из 110 стран. На состав лидирующей десятки стран-инвесторов приходилось ежегодно более 80% инвестиций (табл. 1).

Таблица 1

-инвесторов (2002 - 2004 гг.)

2002 2003 2004

№ Страны 100,0 № Стр аны 100,0 № Страны 100,0

1 США 14,5 1 Кипр 16,3 1 Германия 20,2

2 Германия 13,4 2 США 11,3 2 Кип р 11,8

3 Кипр 13,2 3 Великобритания 10,9 3 Великобритания 11,5

4 Нидерланды 11,2 4 Швейцария 9,4 4 Швейцария 6,8

5 Швейцария 7,2 5 Нидерланды 8,8 5 Люксембург 6,7

6 Франция 6,8 6 Германия 8,7 6 Виргинские о-ва 6,6

7 Гибралтар 6,5 7 Франция 8,4 7 Франция 6,0

8 В еликобр итания 5,5 8 Виргинские о-ва 4,2 8 Ни дерла нды 5,9

9 Швеция 2,8 9 Австрия 3,0 9 США 5,7

10 Антильские о-ва 2,3 10 Япония 2,9 10 Финляндия 3,0

Источник: По данным статистического сборника Госкомстата России «Россия в цифрах». М., 2004.

активы которой составили 97,4 млрд долл. В первой десятке рассматриваемого списка ТНК представлены 5 американских, т.е. 1/2 из 10 крупнейших ТНК имеют свои штаб-квартиры в США.

Конкурентами американских ТНК являются анало -гичные финансово-экономические образования стран Европейского союза. Общее их число (из 7 стран ЕС) составило 45.

Мировым лидером по суммам привлекаемых иностранных инвестиций в настоящее время по-прежнему выступают США, которые еще больше оторвались от ближайших преследователей. В США, например, иностранные инвестиции составляют 10% ВВП, Европе в целом - 15, России лишь 1,5%. В середине 1990-х гг. второе место занимал Китай - страна, сочетающая в себе

В начале нового тысячелетия удельный вес России на мировом рынке был значительно меньше развитых и многих развивающихся стран. Так, Республика Корея аккумулировала ПИИ больше, чем Россия, в 2,5 раза, КНР - в 10 раз. Суммарный объем прямых иностранных инвестиций, привлеченных КНР, достиг на начало 2003 г 347 млрд долл., а сумма накопленных ПИИ стран Восточной Европы (Чехии, Словакии, Польши, Венгрии) - около1 00 млрд10.

Приход на российский инвестиционный рынок таких мировых лидеров в сфере высоких технологий, как «Интел », «Моторола», «Дженерал Электрик», «Лусент Технолоджис», «Юнайтед Технолоджис», «Боинг», объемы инвестиций которых пока не столь велики, свидетельствует о заинтересованности международ -

ных компаний в российском рынке. Уже в 2005 г накопленный иностранный капитал в экономике России составил 90,8 млрд долл. США, что на 37,4% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) - 52,1% (в 2004 г - 57,2%), доля прямых инвестиций составила 46,1% (40,7%), портфельных - 1,8% (2,1%). Прямые иностранные инвестиции в 2005 г составили более 18 млрд долл., что существенно выше по сравнению с другими посткоммунистическими странами (у следующей за нами Польши приток около 11 млрд долл.). Однако в долях ВВП уровень прямых иностранных инвестиций состав -ляет всего около 2,5%, что ниже, чем в большинстве посткоммунистических стран. Но и здесь налицо позитивные сдвиги: в 2006 г. по этому показателю Россия обогнала Украину и Турцию. Значительная часть иностранных инвестиций сосредоточивается в России в ТЭК - более 40% (в 1997 г в ТЭК России было направлено 23,4% всех инвестиций), в основном в добыче полезных ископаемых и гораздо меньше - в переработке. Этому способствовала политика правительства. Так, в 2002 г. Министерство природных ресурсов РФ подписало распоряжение о выдаче лицензии на геологическое изучение месторождений по проекту «Сахалин-5» альянсу «Роснефти» и компании «British Petroleum» (ВР). Соглашение о создании данного альянса было заключено еще в 1998 г Доли участников распределились следующим образом: «Роснефть» - 51%, ВР -49%. По проекту «Сахалин-5» прогнозные извлекаемые ресурсы нефти составляют 600 млн т, природного газа - 600 млрд м3. Предполагаемые инвестиции составят более 30 млрд долл .11.

В целом Россия в 2002 - 2004 гг получила 58,51 млрд долл. иностранных инвестиций от международных финансовых организаций. К сожалению, в общем объеме иностранных инвестиций в Россию за указанный период прямые инвестиции составили 24,96 млн долл., или 42,7% общего объема, остальная часть приходится на портфельные и прочие инвестиции12.

Заметим, что инвестиции в реальный сектор российской экономики (прямые) в 2005 г. вкладывали в основном такие страны-инвесторы, как Кипр, Люксембург, Нидерланды, Германия, Великобритания, США, Франция (табл. 2). На долю этих стран приходилось 81,9% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, в том числе на долю прямых - 80,1% от общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций13.

В то же время по международным стандартам объем иностранного капитала, привлекаемого в Россию (особенно прямых инвестиций), является незначительным. При этом необходимо учитывать, что основная часть ресурсов, которые могут вводиться в оборот с участием иностранного капитала, находится на северо-востоке России, где добывается около 70% нефти, 92% газа, около 80% золота и алмазов. В этом регионе создается около 20% национального дохода. В такой ситуации необходима долгосрочная концепция привлечения ПИИ, которая, кроме доходов инвесторам, обеспечит осуществление эффективной экономической деятель-

п

ности в стратегических регионах при координирующей роли государства и кредитную и экономическую безопасность России.

Таблица 2

Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России по основным странам -инвесторам (2005)

Накоплено

Всего В % к итогу

Всего инвестиций 90 820 100

Из них по основным странам-инвесторам 79 279 1 87,3

В том числе

Кипр 17 305 1 19,1

Люксембург 15 361 | 16,9

Нидерланды 14 236 | 15,7

Германия 8977 1 9,9

Великобритан ия 8104 | 8,9

США 6751 | 7,4

Франция 3613 4,0

Швейцария 1708 | 1,9

Виргинские о-ва (Брит.) 1636 1,8

Австрия 1588 1,7

Источник: По данным Госкомстата РФ. М., 2005.

Скромное место России в мировом сообществе в процессе глобализации по уровню привлечения иностранных инвестиций объясняется в первую очередь отсутствием благоприятного инвестиционного климата, который определяется политической нестабильностью, отсутствием правовых гарантий для иностранных инвесторов, развитой институциональной и рыночной инфраструктуры, прозрачных налоговых льгот для зарубежных предпринимателей и т.д. Так, доля налогов и сборов в России в доходах предприятий с иностранным капиталом по отдельным оценкам достигает 50% (в Великобритании и США - 20 - 25%). Вместе с тем в 2004 г на территории России занимались производством и оказанием услуг более 6,9 тыс. предприятий с участием иностранных инвестиций (без субъектов малого предпринимательства). Объем производства товаров и услуг в 2004 г. составил 2,6 млрд руб. (в 2003 г. -1,8 млрд), в том числе по основному виду деятельности - 2,2 млрд, или 86%. В 2001 - 2004 гг началась реализация автомобильных проектов с участием иностранного капитала В 2003 г состоялся пуск завода с участием компании «Ford» в Ленинградской области (производятся автомобили марки «Фокус»). Инвестиции в завод мощностью 25 тыс. автомобилей в год составили 150 млн долл.14.

По данным исследования аудиторской компании «Price Waterhouse Coopers» (PWC) из -за непрозрачности экономической и финансовой политики, законодательной системы и отношений в бизнесе Россия недополучила в 2004 г около 10 млрд долл. иностранных инвестиций, а стоимость ее заимствований на международном рынке капитала на 12,25% годовых превышала эталонные ставки США и Сингапура. Так, по индексу непрозрачности (opacity index) Россия заняла 34-е место (из 35 иссследованных стран), что сравнимо с 43%-ным налогом на прибыль для потенциальных зарубежных инвесторов. Однако в последние годы

рейтинг России по степени привлекательности инвестиционного климата (результаты опроса руководителей 1 тыс. ведущих компаний мира, относящихся к категории глобальных инвесторов), опубликованный в «Financial Times», повысился с 49-го места в 1999 г. до 32-го в 2004 г15.

доля российского ВВП в мировом итоге составила 2,8% (против 2,7 в 2000 г). До того этот показатель (сначала применительно к СССР а затем и России) непрерывно сокращался на протяжении 40 лет: в 1980 г доля всего Союза в мировом ВВП равнялась 11,5%, а РСФСР - 7,0; десятилетие спустя соответственно 9,1 и 5,5%17.

Таблица 3

Структура поступивших в Россию иностранных инвестиций

2000 2002 2003 2004

Млн В Млн В Млн В Млн В

долл. США процентах к итогу долл. США процентах к итогу долл. США процентах к итогу долл. США процентах к итогу

Всего инвестиций 10 958 100 19 780 100 29 699 100 40 509 100

В том числе

Прямые инвестиции 4429 40,4 4002 20,2 6781 22,8 9420 23,3

Из них

Взносы в капитал 1060 9,7 1713 8,6 2243 7,5 7307 18,0

Кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций 2738 25,0 1300 6,6 2106 7,1 1695 4,2

Прочие прямые инвестиции 631 5,7 989 5,0 2432 8,2 418 1,1

Портфель ные инвестиции 145 1,3 472 2,4 401 1,4 333 0,8

Из них

Акции и паи 72 0,7 283 1,4 369 1,3 302 0,7

Долговые ценные бумаги организаций 72 0,6 129 0,7 32 0,1 31 0,1

Из них

Векселя 1 0,0 65 0,3 32 0,1 31 0,1

Облигации и другие ценные бумаги 71 0,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прочие портфельные инвестиции 1 0,0 60 0,3 - - - -

Прочие инвестиции 6384 5 8,3 15 306 77,4 22 517 75,8 30 756 75,9

Из них

Торговые кредиты 1544 14,1 2243 11,3 2973 10,0 3848 9,5

Прочие кредиты 4735 43,2 12 928 65,4 19 220 64,7 26 416 65,2

Кредиты правительств иностран -ных государств под гарантии Правительства РФ 23 0,2 45 0,2 131 0,4 34 0,1

Прочее 82 0,8 90 0,5 193 0,7 458 1,1

Источник: По данным Госкомстата РФ. М., 2005.

Величина привлеченного иностранного капитала в экономику России в 1994 - 2003 гг увеличилась с 1,05 до 14,2 млрд долл. При этом сумма портфельных инвестиций возросла более чем в 100 раз, однако их доля в объеме иностранных инвестиций в 1990-е гг была незначительна. В 1994 - 2003 гг сумма прочих инвестиций воз -росла почти в 20 раз и прямых - более чем в 7 раз16.

Следует отметить, что в рассматриваемом периоде структура иностранных инвестиций была нестабильна. В 2003 г. доля прочих инвестиций возросла до 75,2% (в основном торговые и коммерческие кредиты предприятиям с иностранными инвестициями), а прямых сни-зилась до 22,4%. Что касается мировых тенденций, то в начале текущего десятилетия XXI в. в мире наметилась тенденция к сокращению прямых иностранных инвестиций и приток ПИИ сократился на 51%, причем в основном за счет развитых стран.

Основными причинами этого, как отмечают отдельные авторы, являются низкие темпы прироста ВВП в ведущих развитых странах и резкое снижение активности на фондовом рынке. Так, по оценкам ИМЭМО РАН в 2003 г

В России в последние годы приток прямых инвестиций не увеличился (табл. 3).

На наш взгляд, реально Россия может конкурировать с другими странами мира на уровне предложения капи-талов объемом 10 - 15 млрд долл. в том случае, если мировые инвесторы предложат такой объем инвестиций нашей стране. Как свидетельствуют проведенные автором исследования, имея множество альтернативных предложений на более благоприятных условиях, чем в России, иностранный капитал не спешит инвестировать в российскую экономику Ближайшие соседи России, будучи более активными, перехватывают потоки западных инвестиций. Поэтому участие России в мировых инвестиционных процессах - одна из важнейших задач государственной экономической политики в России.

Между тем Россия была и остается весьма привлекательной для иностранных инвесторов. В суммарном ВПП всех новых рынков доля России составляет свыше 25%. По самым скромным оценкам у России больше природных ресурсов (10,2 трлн долл.), чем у Бразилии (3,3 трлн долл.), Южной Африки (1,1 трлн долл.), Китая

(0,6 трлн долл.) и Индии (0,4 трлн долл.), вместе взятых. Поэтому при наличии благоприятного инвестиционного климата Россия в состоянии в ближайшие 10 - 15 лет освоить 200 - 300 млрд долл. капитальных вложений в реконструкцию и модернизацию производства в соответствии с требованиями мирового и внутреннего рынков. По оценкам российских экспертов, например, только одному топливно-энергетическому комплексу России для преодоления кризисных явлений потребуется 100 - 140 млрд долл. Замена и модернизация активной части производственных фондов ежегодно требуют 20 -25 млрд долл. Для этого необходимо перераспределить в пользу России примерно 1/10 суммарных международных прямых инвестиций, которые составляют в последние годы 240 - 250 млрд долл.

Прогнозируя процесс вхождения России в мировое хозяйство, следует полагать, что интеграция ее экономики, преобразуемой на рыночной основе, в систему международных отношений позволит реализовать ее национальные интересы с наибольшей эффективностью. При этом необходима обоснованная настороженность в связи с проектами копирования западных моделей, поскольку экономика и инвестиции - это не только отношения производства и распределения, но и исторический опыт нации.

1 См.: Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А .В. Государ -ственная экономическая политика. М., 1998. С. 250.

2 См.: Gephardt R., Wesse/ M. An Even Better Place. America in the 21st Century. N. Y., 1999. P. 33; Mahathr bin Mohammad. The Way Forward. L., 1998. P. 19.

3 См.: Lancaster С. Aid to Africa. So Much to Do, So Little Done. Chicago, L., 1999. Table 5. P. 70; Murray G. Vietnam: Dawn of a New Market. N. Y., 1997. P. 2.

4 См.: Heilbroner R., Milberg W. The Making of Economic Society. 10th ed. Upper Saddle River (NJ), 1998. P. 159; Palat R.A. (ed.) Pacific-Asia and the Future of the World System. Westport (Ct.), 1993. P. 77 - 78.

5 См.: Иностранные инвестиции как фактор глобализа-ции мирового хозяйства (правовые аспекты) // Материалы Московского юридического форума «Глобализация, государство, право, XXI в.». 22 - 24 января 2003 г.

6 См.: Гусейнов Г.Г. Конкуренция в эпоху глобализации // Внешнеэкономический бюллетень. 2002. № 2. С. 6.

7 См.: Загашвили В., Шишков Ю. Мировая торговля и международные инвестиции // МЭ и МО 2000. № 8. С. 20.

8 См.: Мовсесян А .Г. Американские транснациональные корпорации в современной мировой экономике // Общество и экономика. 2001. № 10. С. 103 - 105.

9 См.: Мозаис П. Прямые иностранные инвестиции: современные тенденции // МЭ и МО. 2002. № 1. С. 65 - 66.

10 См.: Pakutski J., Waters M. The Death of Class. L., 1996. P. 78.

11 См.: Рамзес В. Тяжелые времена и большие ожидания экономики // Япония сегодня. 2000. № 20.

12 См.: Грицына В., Курнышева И. Особенности инвестиционного процесса // Экономист. 2000. № 3. С. 12.

13 См.: Бюллетень иностранной коммерческой информа-ции (БИКИ). № 60. C. 2 - 3.

14 См.: Комаров В. В. Инвестиции и лизинг в СНГ. М., 2002. С.126.

15 См.: БИКИ. № 59. C. 1 - 2.

16 Госкомстат РФ. М., 2003.

17 См.: Дынкин А. Есть ли у России шанс в глобальной экономике // Pro et Contra. 20 02. Весна. Т. 7. № 2. С. 42.

УДК 338(47)

МЕХАН ИЗМ УПРАВАЕН ИЯ

РЕГИО НААЬН ЫМ РЫН КОМ ТРУДА

КАК СОиИААЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ

В условиях рыночной экономики формируется развитый рынок труда, предполагающий обеспечение соответствующих гарантий на труд и защиту от безработицы, что конечном счете требует разработки и реализации механизма управления региональным рынком труда. Заметим, что под управлением рынком труда понимается постоянное воздействие субъекта управления на элементы системы регионального рынка труда (сегменты рынка труда, субъекты, рыночный механизм) с целью достижения его устойчивого функционирования и развития.

Управление региональным рынком труда обеспечивает устойчивое функционирование и развитие как рынку труда, так и региону в целом. Вместе с тем управление рынком труда способствует:

- распределению и размещению трудовых ресурсов;

- осуществлению мер экономической стабилизации в регионе;

- осуществлению распределения и перераспределения региональных доходов;

- влиянию на правовые основы, учитывающие особенности функционирования регионального рынка труда;

Е.С. Григорян,

Пензенский государственный университет архитектурыl и строительства

ВЕСТНИК. 2006. № 13(2)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.