Научная статья на тему 'Иностранные инвестиции как стратегический инструмент в системе внедрения инноваций ресурсодобывающих систем'

Иностранные инвестиции как стратегический инструмент в системе внедрения инноваций ресурсодобывающих систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
431
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INVESTMENT ACTIVITY / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / INNOVATION POLICY / ЦЕЛИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ / INVESTMENT OBJECTIVES / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / INVESTMENT RESOURCES / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ / INVESTMENT DECISIONS / РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ / INNOVATION DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ РЕГИОНА / INNOVATIVE ACTIVITY OF THE REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайцев Александр Михайлович

Проанализированы подходы отечественных и зарубежных классиков в области инвестиционной деятельности зарубежных компаний в системе развития регионов; предложена авторская позиция по поводу инновационной политики ресурсодобывающих систем регионов; представлен зарубежный опыт инвестиционной деятельности в ресурсодобывающих комплексах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN INVESTMENTS AS STRATEGIC TOOLS IN THE INNOVATION IMPLEMENTATION SYSTEM IN RESOURCE EXTRACTION

Having analyzed the approaches of domestic and foreign classics in the field of foreign company investments in the development system of regions, the article introduces the author’s view on the innovation policy of regional resource extraction systems. Foreign investment experience in resource extracting complexes is presented as well.

Текст научной работы на тему «Иностранные инвестиции как стратегический инструмент в системе внедрения инноваций ресурсодобывающих систем»

УДК 234

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ В СИСТЕМЕ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ РЕСУРСОДОБЫВАЮЩИХ СИСТЕМ

© А.М. Зайцев1

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Проанализированы подходы отечественных и зарубежных классиков в области инвестиционной деятельности зарубежных компаний в системе развития регионов; предложена авторская позиция по поводу инновационной политики ресурсодобывающих систем регионов; представлен зарубежный опыт инвестиционной деятельности в ресурсодобывающих комплексах.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность; инновационная политика; цели инвестирования; инвестиционные ресурсы; инвестиционные решения; разработка и внедрение инноваций; инновационная активность региона.

FOREIGN INVESTMENTS AS STRATEGIC TOOLS IN THE INNOVATION IMPLEMENTATION SYSTEM IN RESOURCE EXTRACTION A.M. Zaitsev

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

Having analyzed the approaches of domestic and foreign classics in the field of foreign company investments in the development system of regions, the article introduces the author's view on the innovation policy of regional resource extraction systems. Foreign investment experience in resource extracting complexes is presented as well. Keywords: investment activity; innovation policy; investment objectives; investment resources; investment decisions; innovation development and implementation; innovative activity of the region.

Мировые экономические события последних лет показывают, что эффективная работа механизма модернизации экономики невозможна без внедрения инноваций в отрасли народного хозяйства. Научная, научно-техническая и инновационная деятельность является основой повышения эффективности реального сектора экономики России и реализации ее стратегических интересов в условиях исключительного богатства природных ресурсов. Государственные инвестиции в развитие российской экономики составляют пока незначительную величину, не соизмеримую с ее общими потребностями. Структура затрат по видам инновационной деятельности в рамках отдельных инвестиционных решений свидетельствует о популярности инвестиционных проектов с коротким сроком окупаемости, однако большинство работ в сфере реального сектора экономики требует длительного проектирования, технологической подготовки и освоения.

В этой связи для решения проблем инновационного развития экономики требуется приток долгосрочных инвестиций, как отечественных, так и иностранных, а также современных технологий.

Долгосрочные и среднесрочные инвестиции в инновационной сфере играют определяющую роль, поскольку длительность инновационного процесса в среднем составляет от 3 до 5 лет, в сфере освоения природных ресурсов - более 10 лет. Государственные финансовые источники всех уровней не могут обеспечить достаточного объема инвестиций для инновационного развития ресурсодобывающих отраслей. Дан-

ное положение объясняется тем фактом, что существует несколько направлений использования государственных средств, которые являются приоритетными для государственной политики Российской Федерации. Можно выделить несколько основных сфер инноваций, в которые вкладываются средства государственной поддержки:

1) фундаментальные научные исследования;

2) инновации, внедряемые на объектах федерального значения;

3) инновации, связанные с поддержанием национальной безопасности.

Остальные виды инвестиций, которые направляются на реализацию инновационных проектов, обязаны осуществляться на возвратной и тендерной основе. Государственные ресурсы инвестируются, как правило, путем покупки ценных бумаг или выдачи государственных гарантий по эмитируемым ценным бумагам. Такая система, с одной стороны, упрощает механизм получения инвестиций субъектами, дает государственные гарантии, а с другой стороны, сокращается риск утраты государственного бюджета.

Необходимо четко определить понятие инновационной сферы. Под инновационной сферой надо понимать область взаимодействия инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей конкурентной продукции (услуг) и развитой инфраструктуры [5]. В этой связи инновационный процесс может быть рассмотрен как процесс финансирования разработки и распространения нового вида товара. Поэтому в качестве иннова-

1Зайцев Александр Михайлович, аспирант, тел.: 89501460816, e-mail: zaytsevma1956@mail.ru Zaitsev Alexander, Postgraduate, tel.: 89501460816, e-mail: zaytsevma1956@mail.ru

ционного выступает инвестиционный проект, который включает в себя ряд мероприятий, осуществляемых с целью получения положительного эффекта. Под положительным эффектом в данном случае будем понимать повышение результативности деятельности действующих субъектов в виде увеличения прибыли, продаж и т.д. Когда речь идет о ресурсодобывающих системах, то под положительным эффектом можно понимать такие показатели, как разработка новых месторождений, увеличение добычи полезных ископаемых, создание новых рабочих мест, улучшение социально-экономической обстановки в регионе и качества жизни населения. В соответствии с действующим Российским законодательством инвестиционным проектом является технико-экономическое обоснование целесообразности, объема и сроков осуществления прямых иностранных инвестиций.

Как правило, потребности в инвестиционных ресурсах появляются на стадии промышленного производства новой продукции или усовершенствования старой; при создании или расширении производственных мощностей; поиске новых рынков сбыта; диверсификации производства и др. Наиболее продуктивны инвестиции в новые технологии, особенно с точки зрения долгосрочной перспективы. Именно долгосрочные инвестиционные проекты, направленные на развитие новейших технологий в ресурсодобывающих отраслях, дают наибольший экономический и социальный эффект. Однако вложения в данный сектор являются наиболее рискованными, поэтому на практике большей популярностью пользуются инвестиции в уже разработанные и растущие производства, хотя с точки зрения долгосрочных перспектив они наименее продуктивны.

Профессор Г. Менш дает объяснение относительно неравномерности инновационной активности отдельных рыночных субъектов, ссылаясь на особенности функционирования рыночной экономики. Предприятие, ориентируясь на текущую прибыль, упускает из виду долгосрочные перспективы своего развития. Предприятие внедряет инновации только при условии резкого падения инвестиций в традиционных направлениях, что вызывает депрессивные состояния и рецессию [4]. Таким образом, внедрение основных инноваций является единственной возможностью прибыльного инвестирования. Парадокс заключается в том, что упадок в отрасли является причиной появления и внедрения инноваций. В соответствии с теорией Г. Менша в настоящее время предприятия ресурсодобывающих комплексов находятся в начале пути внедрения базисных инноваций.

В зарубежной литературе, посвященной инновационной теории, существует несколько практических рекомендаций по преодолению затяжной экономической депрессии. Надежным средством преодоления экономической депрессии является активное осуществление базисных инноваций при использовании следующих подходов:

1) пассивное ожидание естественного окончания депрессии (подход Г. Менша) [4];

2) искусственное стимулирование инноваций (подход Х. Фримена) [6];

3) осуществление институционных изменений (подход А. Кляйнкнехта) [3].

В отечественной литературе, посвященной теории и практике инновационных процессов, также немало внимания уделено данному аспекту. Серьезные результаты в развитии теории инноваций достигнуты в работах М.Б. Грачёвой, Б.Ф. Денисова, П.Н. Завлина, Р.А. Фатхутдинова и др. Необходимо отметить сложность проведения таких исследований в настоящий момент из-за реформирования многих отраслей экономики России. Недостаточен опыт инновационной деятельности в рамках развития ресурсодобывающих комплексов страны в условиях международной конкуренции и политической ситуации.

Опираясь на опыт развитых стран по разработке и внедрению инноваций, необходимо разработать отечественные практические рекомендации по организации и финансированию инновационных проектов на предприятиях российского ресурсодобывающего комплекса. На современном этапе рыночного развития система финансирования инновационной деятельности имеет свою специфику и выступает как составной элемент финансовой политики Российской Федерации в целом и регионов в частности. Данная система должна обеспечивать решение таких важнейших проблем, как:

1) создание условий для внедрения новых технологий в ресурсодобывающую отрасль, обеспечивающих ее технологическое переоснащение;

2) сохранение и развитие стратегического научно-технического потенциала в сфере ресурсодобывающего комплекса.

Основные источники средств, которые необходимо использовать для финансирования инновационной деятельности, можно классифицировать по следующим направлениям: бюджетные и внебюджетные средства; собственные средства промышленных и коммерческих предприятий; денежные инвестиции иностранных компаний; инвестиции финансовых структур (инвестиционных фондов, банков и др.).

Одним из важнейших источников негосударственной системы финансирования инновационной деятельности предприятий ресурсодобывающего комплекса являются финансовые средства иностранных инвестиционных компаний, банков и транснациональных компаний, заинтересованных в наращивании объемов добычи сырья в восточных регионах России. Данные средства направляются на обновление и расширение производства, привлечение передовых иностранных достижений научно-технического прогресса, освоение новых прогрессивных видов и способов производства [2].

Иностранные инвестиции, которые привлекаются в проекты ресурсодобывающего комплекса, представляют собой долгосрочные вложения денежных средств с целью обеспечения собственных интересов. В этой связи можно сделать вывод, что рынок инвестиций является составляющим звеном инновацион-

ной сферы и инновационной политики, которая представляет собой область взаимодействия интересов инноваторов и инвесторов.

Вместе с тем, согласно исследованиям Института экономики РАН, инновационный климат Российской Федерации по-прежнему остается неблагоприятным. Инновационная активность в сфере ресурсодобывающего комплекса и других отраслей зафиксирована на минимальном уровне, что существенно сдерживает технико-экономические преобразования производственных процессов. Последние политические события, связанные с экономическими санкциями против российской экономики со стороны западных государств, негативно повлияли на процесс привлечения иностранных инвестиций в ресурсодобывающие отрасли и в экономику России в целом.

Как показывает практика последних 10 лет, большая часть инвестиций в инновационную сферу ресурсодобывающего комплекса формируется за счет собственных средств входящих в него предприятий. Такая политика ограниченной государственной поддержки не учитывает стратегические принципы инвестирования инновационных проектов. В результате этого значительная часть финансирования процессных инноваций на предприятиях ресурсодобывающего комплекса определяется объемами инвестиций, привлекаемых из посторонних источников. Между тем для инновационного обновления ресурсодобывающих комплексов восточных регионов страны требуется около 86,8 млрд долл. США совокупных инвестиционных вложений. По мнению специалистов Института экономики РАН, эти инвестиции должны быть направлены на развитие ресурсодобывающего сектора в следующей пропорции:

1) в область геологоразведки (14,5 млрд долл. США);

2) в обустройство месторождений (42,3 млрд долл. США);

3) в систему транспортировки, переработки и хранения ресурсов (30 млрд долл. США).

Масштабы и рискованность инвестиций, при помощи которых осуществляется реализация инновационных проектов, не одинаковы и зависят от сферы приложения капитала. В международной практике трудно найти случаи, когда рыночные субъекты осуществляли финансирование инноваций без поддержки государства. Государство прямо или косвенно должно поддерживать инновации во всех сферах экономики для обеспечения ее конкурентоспособности. Предприятия России, занятые в сфере ресурсодобычи, кроме государственных источников, могут использовать иные способы финансирования инновационных проектов: различные формы инвестиционного сотрудничества; выпуск и продажу акций; привлечение иностранных инвестиций.

В этой связи необходимо определить перечень мер и степень участия государства в поддержке инновационных проектов. С одной стороны, государство определяет создание макроэкономической среды, с другой стороны - является владельцем комплекса

предпринимательских структур и самостоятельно осуществляет инвестирование инновационных проектов. Если говорить о приоритетных направлениях государственной инвестиционной деятельности, то для действия государственной инвестиционной политики можно выделить следующие сферы:

1) предприятия ресурсодобывающего комплекса и других отраслей промышленности, которые выпускают конкурентоспособную продукцию;

2) производства повышенного спроса на мировом рынке;

3) производства импортозамещающей продукции;

4) производства, внедряющие нанотехнологии;

5) производственная и социальная инфраструктура регионов России, особенно Сибири и Дальнего Востока.

Кроме того, приоритетной задачей для привлечения инвестиций в инновационные проекты является формирование благоприятного инвестиционного климата страны и прежде всего ресурсодобывающих регионов. В рамках решения поставленной задачи необходимо разработать методы финансирования масштабных инновационных проектов, особенно для стратегически важных отраслей народного хозяйства. Очень актуальным является также создание механизма привлечения иностранных инвестиций для финансирования инновационных проектов. Компетентные государственные органы должны способствовать созданию совместных проектов в ресурсодобывающей сфере, в рамках которых возможно масштабное развитие совместного сотрудничества. Зарубежный опыт показывает, что именно взаимодействие государства с мировыми финансовыми, промышленными и научными структурами, которые в состоянии обеспечить необходимую финансовую и технологическую поддержку, способствует эффективному развитию инновационных проектов. Особенно в условиях экономических санкций, используемых западными странами как инструмент политического давления на Россию, необходимо опираться на опыт стран Юго-Восточной Азии, в частности Китая, с точки зрения привлечения иностранных инвестиций.

Привлечение инвестиций для развития инновационной деятельности при помощи иностранного капитала - это главная, но не единственная цель использования денежных потоков. Привлечение иностранного капитала позволяет вести научный диалог и внедрять новейшие технологические разработки в совместные инновационные проекты. Очень важно учитывать тот факт, что основной задачей привлечения иностранных инвестиций в ресурсодобывающие отрасли экономики является создание собственных высокотехнологичных производств по переработке природных ресурсов. Поэтому основные принципы инновационно-инвестиционной стратегии предприятий ресурсодобывающего комплекса, иностранных инвесторов и государства можно определить следующим образом:

1) подготовить условия для внедрения иностранных инноваций на предприятиях ресурсодобывающего

комплекса с возможностью финансирования их за счет иностранного капитала;

2) создать комплекс инновационных программ, которые подлежат первоочередному внедрению на региональном, федеральном, межрегиональном и межгосударственном уровне в ресурсодобывающем секторе и других отраслях промышленности;

3) создать условия для расширения возможностей привлечения иностранного капитала с целью реализации инновационных программ социальной направленности, являющихся составной частью инфраструктуры ресурсодобывающего комплекса.

Итак, можно сделать вывод, что привлечение иностранных инвестиций в проекты ресурсодобывающей отрасли может обеспечить долгосрочное устойчивое развитие инновационной сферы регионов, качественно повлиять на развитие экономики страны в целом.

Усложнение процесса добычи природных ресурсов в России, повышение технологических и экологических требований влечет за собой рост затрат на внедрение инноваций в освоение природных ресурсов, их добычу и переработку. Это особенно важно, так как российский ресурсодобывающий комплекс во многом зависит от степени интеграции в мировую экономику (более 60% добытых ресурсов поставляется на экспорт, 30% из которых проходит только первичную обработку). В этой связи необходимо выделить ряд серьезных угроз относительно перспектив развития ресурсодобывающего комплекса:

1) раздробленность производственно-технологической инфраструктуры;

2) отсутствие у большинства добывающих компаний достаточных инвестиционных ресурсов для модернизации производства;

3) снижение производственной активности добывающих предприятий;

4) удорожание факторов производства, связанных с усилением инфляции;

5)низкий уровень взаимодействия между компаниями, осуществляющими добычу и первичную переработку ресурсов [1].

Решение поставленных задач и преодоление названных выше препятствий ведет к реализации главной цели долгосрочного развития ресурсодобы-

вающего комплекса России - расширению экспортных поставок высокотехнологичной продукции, что поможет в будущем обеспечить реализацию геополитических интересов страны.

Развитие инновационных технологий позволяет сделать вывод о том, что их внедрение в наукоемкие и трудоемкие отрасли народного хозяйства многократно увеличивает эффективность функционирования реального сектора и способствует реализации стратегических интересов России на мировом рынке. Внедрение инноваций становится необходимым условием обновления российского технологического комплекса, которое способствует улучшению условий разработки новых инновационно-инвестиционных проектов. Крайне важно привлечение отечественного и иностранного инновационного развития стратегических секторов экономики России. Это является важнейшей целью общей стратегии стимулирования инноваций.

Иностранному инвестированию отводится ключевая роль при создании условий для развития инновационных проектов реального сектора экономики России. Заинтересованность зарубежных государств в освоении инвестиций создает условия для наращивания экспорта иностранного капитала в российские экономические проекты. В настоящее время формируется мнение, что экономические санкции, которые вводятся западными странами относительно российской экономики, способны оказать значительное воздействие на иностранную инвестиционную политику. Но следует отметить следующее: несмотря на последние политические события, ресурсодобывающая отрасль была и остается наиболее привлекательным субъектом для иностранного инвестирования, а Россия является ведущим мировым лидером по ресурсо-добыче (3 место по добыче и экспорту нефти).

В ходе реализации инновационно-инвестиционной политики в настоящее время необходимо грамотно расставить приоритеты и провести реструктуризацию субъектов инвестиционной деятельности. В частности, возникла необходимость активного привлечения китайских вкладчиков капитала в развитие ресурсодобывающих отраслей и создание высокоэффективных технологий по переработке сырья.

Статья поступила 01.12.2014 г.

Библиографический список

1. Грачева М.В., Ляпина С.Ю. Управление рисками в инновационной деятельности: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ, 2010. 351 с.

2. Денисов Б.Ф. Инновационный процесс в условиях рыночной экономики: монография. М.: Ника-Центр, 1993. 4б0 с.

3. Кляйнкнехт Х. Инновационная деятельность предприятия и особенности конкуренции. М.: Наука, 1988. 567 с.

4. Менш Г. Технологический пат: инновации преодолевают депрессию. М.: Прогресс, 2008. 650 с.

5. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: Россия и Мир. 1992-2015: монография. М.: Экономика, 2005. 648 с.

6. Фримен Х. Основы организационного проектирования. М.: НПО «Алгон», 2002. 369 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.