Научная статья на тему 'Иностранные банки в европейских странах'

Иностранные банки в европейских странах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
209
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иностранные банки в европейских странах»

СФЕРА ЭКОНОМИКИ

Иван РОЗИНСКИЙ

ИНОСТРАННЫЕ БАНКИ В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ

Экономическое развитие Евросоюза тесно связано с успешностью функционирования национальных банковских систем стран-членов. В повышении эффективности их работы (путём конкурентного давления) важную роль играет интернационализация банковской сферы. Именно поэтому страны Евросоюза в существенной степени открыли свой банковский сектор для международной конкуренции. В то же время они отнюдь не устранились от воздействия на процесс интернационализации, а, напротив, стремятся активно влиять на него с целью реализации задач развития и защиты национальных экономических интересов своих стран. Мировой финансовый кризис принципиально не изменил основ функционирования национальных банковских систем членов Евросоюза: с одной стороны, сохраняется приверженность интернационализации банковской сферы, с другой, наблюдается усиление роли национальных регуляторов и правительств стран-членов, вынужденных приходить на помощь испытывающим трудности банкам своих стран.

Диспозиция на "банковском поле"

Начиналось всё с либерализации торговли и лишь затем последовали финансовые реформы и либерализация движения капитала. Переход от закрытой модели финансовых рынков к более открытой, предполагающей доступ, а в некоторых странах - даже доминирование иностранного капитала, занял около трёх десятилетий. В 1977 году была принята первая банковская директива Европейского Экономического Сообщества, вводившая самые общие подходы к регулированию деятельности кредитных учреждений в странах-членах. В 1983 году сделан следующий шаг - введены требования о регулировании кредитных учреждений на консолидированной основе и об обязательном обмене информацией между регуляторами, в 1986-м - гармонизированы правила бухучёта для

© Розинский Иван Анатольевич - кандидат экономических наук, МГУ им.

М.В. Ломоносова.

кредитных учреждений. Наконец, в 1992 году была принята вторая директива Евросоюза по координации в сфере банковского дела (Second Banking Coordination Directive, 89/646/EEC).

Эта директива исходит из трёх принципов: взаимного признания, минимально необходимой гармонизации регулирования и контроля в стране происхождения. Принцип взаимного признания, известный также как правило единого паспорта, означает, что банки каждой из стран ЕС могут свободно оперировать и образовывать отделения (филиалы) во всех остальных странах Евросоюза. Согласно принципу минимально необходимой гармонизации, если соглашение о минимальных стандартах достигнуто, то продукт или услуга, удовлетворяющая стандартам одной страны, может продаваться по всему Евросоюзу. При этом вмешательство в банковское законодательство каждого из участников ограничено общими требованиями соблюдения стандартов бухгалтерского учёта, регулирования и защиты прав инвесторов.

Наконец, принцип контроля в стране происхождения означает, что регулирующие органы каждой страны осуществляют надзор за банками, чьи штаб-квартиры находятся на её территории, включая зарубежные операции этих банков.

В целом правила ЕС пока предусматривают довольно значительную степень свободы стран-членов в выборе своей политики в сфере регулирования национальной банковской системы. До настоящего времени полной интеграции банковских рынков стран ЕС и появления гомогенного общеевропейского банковского рынка не произошло. В частности, между членами ЕС сохраняются существенные различия в том, что касается роли иностранного банковского капитала на их национальных рынках (см. таблицу 1).

Таблица 1.

Присутствие иностранных банков в ЕС-15

Страна Доля иностранных

Доля иностранных банков и филиалов из стран, не входящих в ЕС,

в совокупных банковских активах, %

банков и филиалов в совокупных банковских активах, %

Бельгия

Дания

Германия

Греция

Испания

Франция

Ирландия

Италия

Люксембург

Нидерланды

Австрия

Португалия

Финляндия

23 16 5,9 22 11 5,5 44 5,9 94 11,8 20 26,5 7,3

2,4 0

1.3 3 1,1

1.4 10 0,4

4.5 1,4 0,7 0,7

0

Швеция 7,5 0,4

Великобритания 50 27

ЕС-15_223_7,6_

Рассчитано автором по данным European Central Bank. Report on EU Banking Structure. November 2004.

Основываясь на приведённых данных, можно говорить о существующих внутри Евросоюза четырёх группах стран, довольно значительно различающихся между собой по структуре своих банковских систем и проводимой политике в отношении допуска иностранного капитала.

Первую группу составляют крупнейшие страны "старого" ЕС, выращивающие из своих крупнейших банков "национальных чемпионов", способных играть в мировой банковской лиге. Ограждая их интересы, эти страны различными способами ограничивают экспансию иностранных банков на свой рынок, особенно приобретение ими национальных банков. К этой группе относятся крупные страны ЕС: Италия, Франция, Испания и Германия. Причём протекционистская составляющая политики прослеживается менее явно в Германии и вполне отчетливо в Италии и Испании.

Ко второй группе можно отнести небольшие страны "старой" Европы, на рынках которых играют серьёзную роль, а иногда даже доминируют банки соседних более мощных государств, обычно культурно-исторически близких. Это Австрия, Бельгия, Финляндия, Дания, Ирландия, Португалия и не входящая в ЕС, но экономически тесно с ним связанная Норвегия. После завершения раздела активов голландского ABN-Amro между банками-покупателями к этой группе присоединятся Нидерланды. К ней же можно отнести Словению, географически и исторически принадлежащую к Центральной и Восточной Европе (ЦВЕ), но отличающуюся от стран этого региона по многим характеристикам и, в частности, по структуре своей банковской системы. Промежуточное положение занимает Греция, а также "первая среди равных" в Северной Европе Швеция.

В третью группу входят страны, на территории которых находятся международные финансовые центры, привлекающие большое количество банковских филиалов, - Великобритания и Люксембург. Сюда же тяготеет и не входящая в ЕС Швейцария.

Наконец, в четвёртую группу объединяются недавно присоединившиеся к ЕС страны ЦВЕ, за исключением Словении. Для банковских систем стран этой группы характерно сложившееся в результате постсоциалистических преобразований и приватизации безусловное доминирование иностранных банков: в среднем они составляют порядка 70% активов и капитализации банковских систем, в некоторых странах (например, в Эстонии) доходя почти до 100%.

В научной литературе у нас в стране и за рубежом достаточно подробно изучена экспансия иностранных банков в страны ЦВЕ и её различные социально-экономические последствия - среди отечественных авторов можно назвать

исследования А.В. Верникова, И.Б. Сергеева и А.А. Абалкиной1, среди зарубежных - С. Клаессенса и его коллег, работающих в Мировом банке2. Настоящая работа посвящена иностранным банкам в "старой" Европе - этот термин иногда используется как обобщающий для 15 стран, составлявших Европейский Союз до его расширения в начале 2000-х годов.

В целом в 15 "старых" странах Евросоюза доля иностранного присутствия на банковском рынке, измеряемая как доля от совокупных банковских активов, составляет примерно 22%. Из этой величины порядка 7% приходится на дочерние банки стран-членов ЕС, 8% - на филиалы банков стран-членов, 5% - на филиалы банков стран, не входящих в ЕС, и 2% - на дочерние банки стран-нечленов3.

Если рассматривать ЕС не как совокупность стран, а как формирующуюся единую конфедерацию, то имеет смысл оценить доли на рынках не иностранных банков вообще, а банков из стран, не входящих в Евросоюз. Такой взгляд показывает, что открытость банковского рынка Евросоюза пока остается "открытостью только для своих": в подавляющем большинстве стран эта доля крайне незначительна (около 1%), а в Дании и Финляндии она вообще равна нулю. Только в Великобритании и Ирландии банковские структуры, происходящие из-за пределов Евросоюза, играют заметную роль (27% и 10% соответственно).

Подход, квалифицируемый как "открытость только для своих", или, другими словами, различное отношение регулятора к странам происхождения иностранных банков, создающих свои дочерние структуры либо покупающих местные банки, является общим моментом для европейских государств, причём касается - невзирая на принцип единого паспорта - также и стран-членов ЕС. Для целого ряда из них характерно стремление избежать доминирования банков какой-то одной страны, особенно если такая страна была в прошлом центром региональной экспансии либо в силу своей сегодняшней экономической и/или политической мощи может получить преобладающее влияние.

Банковская стратегия крупных государств

В банковской системе крупных стран ЕС (Испания, Италия, Германия, Франция) доля иностранного капитала остается очень низкой. При этом если в Германии этот факт объясним скорее институциональными характеристиками, то Италия, Испания и Франция традиционно считаются "главными европейскими протекционистами".

1 Абалкина А.А. Иностранные банки в Центральной и Восточной Европе в условиях перехода к рыночной экономике. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата экономических наук. М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2004; Верников А.В. Иностранный банковский капитал в странах с переходной экономикой. Диссертация на соискание учёной степени доктора экономических наук. М., 2005; Сергеев И.Б. Иностранные банки в России: проблемы и перспективы. Диссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук. М., 2005.

2 Claessens, S., A.Deminguc-Kunt, and H.Huizinga. How Does Foreign Entry Affect the Domestic Banking Market? World Bank Discussion Paper. Washington: the World Bank, 1998.

3 European Central Bank. Report on EU Banking Structure. November 2004. Р. 10.

В Германии весьма мощная национальная банковская система сложилась исторически. Три "гросс-банка" (Deutsche, Dresdner и Commerz1), к которым в конце 1990-х годов присоединился баварский Hypovereinsbank, образовавшийся в результате слияния двух региональных банков, возникли ещё во второй половине Х1Х века и сыграли важнейшую роль в финансировании индустриализации страны. В этот период уходит корнями характерная для Германии система тесных связей банков с корпоративными клиентами, ставшая основой германской модели корпоративного управления (банки владеют пакетами акций своих корпоративных клиентов и вдобавок аккумулируют у себя передаваемые по доверенности голоса мелких акционеров, приобретая тем самым большое влияние на решение многих важнейших вопросов в корпорациях-клиентах). Традицио-нен для Германии также довольно высокий уровень доверия населения к немецким банкам. Помимо этого в период после Второй мировой войны в стране сложилась очень высокая рыночная доля государственных сберегательных и земельных банков (имевших до последнего времени государственные гарантии по депозитам) и очень низкая степень концентрации в банковской системе. Всего в Германии более 2 тыс. банков, что в четыре с лишним раза больше, чем в Великобритании и в два с лишним раза, чем во Франции, при этом доля пяти крупнейших банков в совокупных активах банковской системы в Германии самая низкая в Европе - 22% (в остальных крупных странах ЕС она составляет в среднем около 40%, в небольших - более 50%).

Таким образом, институциональная среда в Германии затрудняет занятие "чужаками" серьёзных позиций на банковском рынке, что особенно хорошо видно на примере работающих в стране, помимо филиалов и дочерних банков из стран ОЭСР, 26 банковских структур из других стран, прежде всего разви-вающихся2. Они в основном занимаются финансированием торговли со "своими" странами. К германским корпорациям им пробиться крайне трудно, учитывая отмеченные тесные связи между германскими банками и промышленными компаниями. Серьёзные трудности есть и с розничными клиентами: последние привыкли к своим банкам, и иностранцу, да зачастую ещё и из "подозрительной" страны привлечь к себе таких клиентов крайне сложно. Всё это означает, что "этнические" банки не могут всерьёз рассчитывать на наиболее дешёвые источники фондирования - депозиты населения и остатки по текущим счетам корпоративных клиентов и должны обращаться к межбанковскому рынку и фондированию от материнского банка.

Особым случаем являются турецкие банки, ориентированные на обслуживание своей общины в Германии, насчитывающей несколько миллионов человек. Они имеют в стране сеть филиалов, расположение которых привязано к местам наибольшей концентрации этнических турок.

В таких условиях для иностранного банка ставить задачу завоевания на рынке сколько-нибудь серьёзных позиций органическим путём, то есть путём

1 В последние годы Dresdner во многом утратил свои рыночные позиции и в период кризиса был куплен своим конкурентом - Commerzbank.

2 Posselt K. The Niche as an Opportunity. Kreditwesen, 7/2003.

создания дочернего банка и строительства филиальной сети, едва ли реалистично. Выходом является покупка действующих крупных немецких банков. В этом вопросе Германия традиционно занимала скорее негативную позицию. Бывший канцлер Г. Шредер однажды открыто высказался о нежелательности покупки американцами крупнейших немецких банков, таких как Deutsche или Dresdner. В последние годы отношение изменилось: стала возможной покупка испытывавшего трудности второго по величине банка Германии HVB итальянским Unicredit (2005 г.).

Серьёзно влияет на саму возможность и особенно на результат межбанковских слияний и поглощений тот факт, что в Германии традиционно сильна роль профсоюзов и других представителей интересов работников, которые, согласно немецкому законодательству, занимают до трети мест в корпоративных наблюдательных советах. Хотя сами по себе поглощения немецких банков иностранными могут иметь место, но влияние представителей работников сильно ограничивает последующий перевод значительной части функций банка за рубеж и, как следствие, сокращение занятости в стране.

В отличие от Германии, в Италии и Испании протекционисткая политика выращивания "национальных чемпионов"1 проводится более открыто и непосредственно. В условиях, когда крупные банки в этих странах по общеевропейским меркам были небольшими, правительства активно содействовали сначала внутренней консолидации, а затем и внешней экспансии национальных банков. В результате были образованы весьма крупные структуры - Unicredit и Intesa-San Paolo в Италии, Santander и BBVA в Испании. По мнению ряда авторов2, в отличие от сталкивавшейся с политическими и регуляторными ограничениями экспансии банков внутри "старого" ЕС, направление такой экспансии в Латинскую Америку и в Восточную Европу активно поддерживалось правительствами стран происхождения банков-"экспансионистов". В качестве примера обычно приводится политика правительства Испании, активно содействовавшего продвижению испанских банков на рынок Латинской Америки, что рассматривалось как важнейшее средство для достижения банками необходимого размера, затрудняющего их поглощение иностранными игроками.

В процессе создания "национальных чемпионов" экспансия иностранных банков на внутренний рынок этих стран явно сдерживалась. Бывший председатель Банка Италии А. Фацио за 12 лет руководства банковской системой страны не допустил ни одного поглощения итальянского банка иностранцами.

Во Франции тенденция покровительства национальным банкам проявляется не столь явно, как в Италии и Испании, но всё же заметна. В подтверждение этого можно упомянуть о содействии французского правительства созданию национального мегабанка BNP-Paribas и о сохранении под национальным контролем фактически обанкротившегося Credit Lyonnais (ныне Calyon). Случаев

1 Molyneux, Philip. The FDI Race in European Banking. 2004.

2 См., напр.: Fernando de Paula, Luis. Expansion Strategies of European Banks to Brazil and Their Impact on the Brazilian Banking Sector. University of Oxford Center for Brazilian Studies. Working Paper CDS-28-2002. 2002.

покупки крупных французских (равно как итальянских1 и испанских) банков иностранцами до настоящего времени не было. Когда в начале 2008 года появилась информация о том, что одному из крупнейших французских банков Societe Generale угрожает иностранное поглощение (акции этого банка резко подешевели после обнародования информации о мошенничестве одного из его трейдеров), французское правительство устами премьера Ф.Фийона немедленно заявило, что будет защищать Societe Generale от любых попыток поглощения со стороны иностранных конкурентов.

Малые страны в большой банковской игре

Значительная роль банков, контролируемых иностранным капиталом, на рынке небольших государств Евросоюза представляет собой данность, вызванную условиями единого экономического пространства. Мощные банки более крупных государств-соседей, обычно культурно-исторически близких, часто рассматривают эти страны как естественное продолжение своего домашнего рынка. Таково, например, отношение испанских банков к Португалии, британских к Ирландии, немецких к Австрии, французских к Бельгии и т. д. Схожесть языка, культуры и менталитета позволяет использовать апробированные на домашнем рынке маркетинговые технологии, сильно облегчает интеграцию банков в случае трансграничных слияний и поглощений. С другой стороны, размеры их рынка затрудняют выращивание "национальных чемпионов" по образцу Италии или Франции. Соответственно, малые страны Европы должны строить политику, исходя из этой данности.

Можно выделить три основных подхода, которые легли в основу политики малых европейских стран в вопросе о продвижении иностранных банков на национальный рынок. Первый состоит в попытках помочь банкам своих стран, несмотря на ограниченные размеры национального рынка, путём активного содействия их международной экспансии всё же набрать критическую массу и тем самым затруднить их поглощение. Иллюстрацией такого подхода было активное участие банков Австрии, Бельгии, Ирландии, Нидерландов и даже Португалии при поддержке своих правительств в приватизации активов в странах ЦВЕ в конце 1990-х годов. В частности, австрийский Erste провёл восемь сделок по поглощению банков в этом регионе, а бельгийский КВС - целых 16 (!)2. В результате небольшие по мировым меркам австрийские Raiffeisen и Erste и бельгийский КВС стали одними из ведущих банков в этом регионе мира и сохранили свою самостоятельность. Десять крупнейших австрийских банков получили 38% своей прибыли от операций дочерних структур в странах ЦВЕ3; если к этой цифре добавить доход от трансграничных операций в этих странах, то результат почти наверняка превысит 50%.

1 Итальянский Banca Antonveneto после нескольких лет напряжённой борьбы на короткое время достался голландскому ABN-Amro, но после раздела активов последнего между группой банков-покупателей вновь вернулся под итальянский контроль.

2 European Central Bank. Banking Structures in the New EU Member States. 2005. Р. 17.

3 European Central Bank. Banking Structures in the New EU Member States. 2005. Р. 27.

Второй подход предполагает согласие с переходом существенной части национальной банковской системы под иностранный контроль, но при условии как минимум неуменьшения, а желательно - увеличения доли страны в создаваемой банками добавленной стоимости. Принципиально не то, кто владеет банком, а то, остаётся ли он полноценной корпоративной структурой, создающей стоимость в данной стране. Речь идёт о недопущении вывода за рубеж в результате внешнего поглощения основных функций банка (управленческой, маркетинговой, контрольной) и о приобретении новых, в частности функций регионального центра по управлению всеми банковскими активами банка-покупателя не только в данной стране, но и в более крупном географическом регионе.

Ярким примером успешного применения второго подхода является Австрия. Эта небольшая страна, согласившись на вызванную малыми размерами своего внутреннего рынка "сдачу" существенной части своей банковской системы иностранцам (продажа Bank Austria-Creditanstalt немецкому HVB), сумела добиться для Вены статуса банковского центра (хаба) для всей Восточной Европы, что предполагает размещение в ней основных "штабных" функций банка. Интересно отметить, что этот статус удалось сохранить и при последующей покупке теперь уже немецкого HVB итальянским Unicredit - Вена и сегодня остается банковским центром для всего региона.

Похожую политику пытаются проводить Нидерланды. В условиях развернувшейся летом 2007 года "битвы за ABN-Amro" голландский регулятор пытался добиться не сохранения национального контроля над банком (это, судя по всему, было невозможно), а сохранения максимально возможного объёма функций банка в Амстердаме в условиях перехода контроля за рубеж.

Для малых стран Европы характерно активное использование регуляторных мер, увеличивающих степень локализации иностранных банков. Так, греческое законодательство требует, чтобы не менее двух членов руководящего органа банка были резидентами страны. Похожие требования существуют в Австрии, Финляндии и некоторых других странах.

Третий подход лёг в основу политики северных стран. Исторически начиная с 1920-х годов эти страны характеризовались закрытостью своих банковских рынков. Вступление Дании в 1972 году в ЕЭС сделало её первой северной страной, разрешившей в 1975 году вход иностранных банков. В Норвегии вплоть до 1985 года действовало законодательное запрещение создавать филиалы и дочерние структуры иностранных банков. Аналогичным было отношение Швеции (до 1986 г.) и Финляндии (до 1979 г.). Затем, теоретически разрешив доступ иностраных банков, все северные страны запрещали создание их филиалов, настаивая на дочернем статусе. Лишь со вступлением Швеции и Финляндии в ЕС ограничения на допуск филиалов были отменены. Норвегия, не входящая в ЕС, также отменила их в 1994 году1.

Суть "северного подхода" состоит в том, что страны этой группы создают "общий рынок внутри общего рынка", то есть форсируют объединение своих

1 Tschoegl, Adrian E. Entry and Survival: The Case of Foreign Banks in Norway. The Wharton School. University of Pennsylvania. August 1997.

банков для достижения ими минимально необходимого для участия в международной конкуренции размера (пример - образование крупнейшего скандинавского банка Nordea путем слияния шведско-финского MeritaNordbanken, датского Unidanmark и норвежского Christiania Bank). При этом они договариваются о распределении между собой подразделений возникающих единых банков: концентрации всего объёма "дорогих" (скажем, управленческих) функций единого банка только в одной стране не допускается. Можно сказать, что страны этой группы в наибольшей степени следуют принципу "открытости только для своих". Им, несмотря на существующие между ними различия, комфортно вместе; они не относятся к банкам друг друга как к иностранным.

Великобритания: иностранные банки как инструмент строительства международного финансового центра

Политика Великобритании в отношении иностранного банковского капитала в первую очередь определяется заботой о сохранении и развитии статуса Лондона как мирового финансового центра. На её долю приходится 24% количества и 77% всех активов иностранных банковских филиалов в странах ЕС, а среди филиалов банков стран, не входящих в ЕС, - половина количества и 84% активов.

Важнейшей особенностью международных финансовых центров (Лондон, Нью-Йорк, Сингапур, Гонконг, Токио) является то, что они привлекают именно филиалы, а не дочерние структуры иностранных банков1. Почему именно филиалы? Потому что основной смысл их присутствия - работа на развитых межбанковских рынках (привлечение фондирования, секъюритизация активов, размещение синдицированных кредитов, управление ликвидностью и т. д.), сложившихся в названных финансовых центрах. Полноценные банковские структуры для осуществления этого достаточно узкого круга операций просто не нужны. С другой стороны, страна, стремящаяся к развитию находящегося на её территории финансового центра, заинтересована в появлении филиалов: в силу кумулятивного эффекта рост их числа позволяет данному финансовому центру добиваться преимущества по сравнению с другими (чем больше участников, тем более эффективен и конкурентен рынок, тем больше желающих присутствовать на таком рынке).

В Великобритании к 2000 году присутствовало 306 иностранных банковских структур, на которые приходилось 55% совокупных активов банковской системы страны (к 2004 г. - чуть более 50%). Однако если учитывать только активы в национальной валюте (фунт стерлингов), то доля британских финансовых институтов составляла 70%. Раздельный анализ долей в корпоративном и розничном сегменте показывает, что иностранные банки занимали порядка 40% рынка корпоративных кредитов и практически полностью отсутствовали в роз-

1 Focarelli D. and A.F. Pozzolo. Where Do Banks Expand Abroad? An Empirical Analysis. Journal of Business, 2005, vol.78, No.6, Р. 2435-2463; Brealey, R.A., andE.C. Kaplanis. 1996. The Determination of Foreign Banking Location. Journal of International Money and Finance 15, Р. 577-597.

нице1. Их высокая доля в корпоративном кредитовании с очень большой вероятностью вызывается участием в размещаемых на лондонском межбанковском рынке крупных синдицированных кредитах корпоративным заемщикам. Таким образом, разрешая и даже привлекая в Лондон филиалы иностранных банков, Великобритания пока не боится иностранной конкуренции, так как внутри страны мощные местные банки доминируют. Первый серьёзный прорыв иностранного банка на британский розничный рынок произошёл только в 2004 году при покупке испанским Santander банка Abbey National.

Привлечение филиалов иностранных банков не изолированная мера, а часть продуманной политики по поддержанию статуса Лондона как мирового финансового (не только банковского) центра. Этой же цели служит, в частности, и развитие инфраструктуры финансового рынка - от обеспечения офисными помещениями (был построен, в дополнение к Сити, новый офисный район Canary Wharf на месте старых доков) до поддержания на высочайшем технологическом уровне биржевой и внебиржевой торговли различными финансовыми инструментами и активной - с привлечением государственных чиновников самого высокого ранга - пропаганды преимуществ Лондона как места размещения эмиссий ценных бумаг компаниями всего мира. Очень большую роль играет также основанная на понятии прецедента английская правовая система с её тщательной разработанностью вопросов контрактного права, судами, имеющими высокую репутацию, эффективными механизмами исполнения судебных решений и т. д.

ЕС и филиалы иностранных банков

Глобальные банки чаще стремятся к филиальной форме своего присутствия за рубежом, поскольку эта форма обеспечивает более плотный контроль и связана с меньшими управленческими издержками, если страновой риск не превышает определенного уровня. Так, специалисты Европейского центрального банка в своем исследовании банковских систем новых членов ЕС отмечают, что, как только вследствие общей гармонизации банковского законодательства внутри Евросоюза возникла соответствующая возможность, проявилась тенденция к преобразованию дочерних банков в филиалы, особенно в небольших государствах2. Статистика показывает значительный - на 40-50% - рост числа филиалов банков из других стран Евросоюза в подавляющем большинстве стран "старого" ЕС, за исключением Греции и Франции.

Более того, базельский Банк международных расчётов - одно из самых авторитетных учреждений в мировой банковской отрасли - отмечает в своих материалах3 склонность международных банков к более тесной интеграции своих зарубежных

1 Ayadi, R. and G. Puyals. Banking Mergers and Acquisitions in the EU: Overview, Assessment and Prospects. SUERF, Vienna, 2005, Р. 52.

2 European Central Bank. Banking Structures in the New EU Member States. 2005.

3 B.I.S. Committee on the Global Financial System. FDI in the Financial Sector of Emerging Market Economies. March 2004.

дочерних структур, чем это позволяет их юридический статус, то есть к фактическому превращению в филиалы формально обособленных юридических лиц.

Тем не менее практически во всех странах ЕС иностранные филиалы пока занимают очень скромную долю в национальных банковских системах. В новых членах ЕС она составляет всего 5,6%. Присутствие филиалов иностранных банков в странах "старого" ЕС иллюстрируется данными таблицы 2.

Таблица 2.

Филиалы иностранных банков в странах ЕС

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Страна Активы филиалов Доля активов Количество Количество фили-

иностранных банков, филиалов в общих филиалов алов иностранных

млрд евро активах иностран- иностранных банков на 1 млн чел.

ных банков в стране, % банков

Бельгия 39 20 48 4,6

Дания 24 26 15 2,8

Германия 87,8 23 84 1

Греция 1 9,2 41 20 1,8

Испания 88,5 53 57 1,4

Франция 111,3 50 80 1,3

Ирландия 70 28 31 7,8

Италия 98,9 79 91 1,6

Люксембург 94,9 15 50 105

Нидерланды 27,6 16 28 1,8

Австрия 3,4 3 18 2,2

Португалия 16,9 18 22 2,1

Финляндия 13 95 18 3,4

Швеция 33,4 85 17 1,9

Великобритания 2470 80 181 3

ЕС-15 3194 55 764 2

Рассчитано по данным European Central Bank. Report on EU Banking Structure. November 2004.

Если сопоставить приведенные данные с данными таблицы 1, то видно, что значимую роль в экономике филиалы иностранных банков играют только в Великобритании и Ирландии.

Что касается филиалов банков из стран-нечленов ЕС, то за исключением Великобритании их роль вообще минимальна. В Дании, Ирландии, Португалии, Австрии, Финляндии и Швеции они совершенно отсутствуют. В то время как иностранные банки, выходящие на рынок Евросоюза, могут создавать дочерние структуры, имеющие доступ к работе по "единому паспорту", создание филиалов регулируется законодательством каждой страны отдельно. Доступа к "единому паспорту" эти филиалы не получают.

В целом в странах "старого" ЕС доли активов, приходящиеся на филиалы и на "дочки", примерно равны - 55% против 45% в пользу филиалов. Однако это равенство вызвано исключительно "фактором Великобритании", где доля фи-

лиалов превышает 80%; без учёта Великобритании она составила бы 26%. Очень мала она в Австрии (3%), невелика в Нидерландах (16%), Португалии (18%) и Бельгии (20%).

Столь невысокая доля филиалов, особенно в небольших государствах, нуждается в объяснении. В их банковских системах, как говорилось выше, большую роль играют мощные банки соседних крупных государств. Казалось бы, с точки зрения этих банков филиальная форма является наиболее эффективной, так как связана с наименьшими издержками и легче всего управляется. Высокие рейтинги надёжности практически всех крупнейших европейских банков и сотрудничество регуляторов в рамках ЕС исключают предположение об ограничениях на создание филиалов, вызванных пруденциальными соображениями. Тем не менее доля филиалов остаётся небольшой.

На взгляд автора, причиной такого положения является отмеченное выше стремление европейских стран к сохранению у себя в стране (в условиях экспансии иностранных банков) создаваемого банковской отраслью объёма добавленной стоимости. Филиалы нежелательны потому, что представляют собой форму, предполагающую наименьшую долю сохраняемой в стране добавленной стоимости.

Законодательство некоторых европейских стран, в частности Греции, содержит требование отдельной капитализации филиала, что заметно снижает относительную привлекательность этой формы присутствия.

В северных странах высокая доля филиалов в общем объёме активов иностранных банковских структур объясняется значительной степенью взаимопроникновения банков этих стран на рынки друг друга. С другой стороны, у них нет филиалов банков из стран, не входящих в Евросоюз.

Для большинства филиалов иностранных банков в странах ЕС характерна ориентация на корпоративный, а не на розничный бизнес. Обслуживание населения пока в основном остаётся вотчиной национальных банков.

Таким образом, можно сделать вывод, что за исключением Великобритании в крупных странах Евросоюза иностранные филиалы играют небольшую роль, как и иностранный банковский капитал вообще. В малых странах, где доля иностранных банков значительна, филиальная форма подвергается определённой дискриминации.

Перспективы интеграции национальных банковских рынков ЕС

Для европейских корпораций банковский рынок ЕС сегодня фактически уже является единым, и различия в условиях кредитования незначительны1. С другой стороны, в розничном секторе и в сфере обслуживания малого и среднего бизнеса банковский сектор ЕС остаётся сегментированным. Сохраняется привязанность населения к привычным ("своим") банкам. Несмотря на процесс глобализации в сфере финансовых услуг, местные обычаи, вкусы, равно как и способность продавца услуг обеспечить удовлетворяющее потребностям "после-

1 Kleimeier, S., and H. Sandler. Towards a Single European Banking Market? New Evidence from Euroland on the Role of the Euro. CERC Working Paper Series, No. 4, 2003.

продажное" обслуживание, до сих пор являются жизненно важным фактором в розничном банковском бизнесе. Кроме этого, знание местного рынка облегчает оценку кредитоспособности клиентов; это знание являет собой важнейший актив, могущий стать экономическим барьером для входа иностранных банков.

От классического розничного банковского обслуживания (привлечение депозитов и кредитование, часто привязанные к жизненному циклу клиента) следует отличать потребительское кредитование в торговых сетях, представляющее собой намного более стандартизированный, конвейерный продукт. Если розничное обслуживание остается вотчиной национальных по структуре собственности банков, то в потребительском кредитовании, равно как и в сфере инвестиционных услуг, господствуют транснациональные игроки - Sofinco ("дочка" Credit Agricole), Cetelem ("дочка" BNP Paribas), Citibank и др. Так, в Германии лидером на рынке потребительских кредитов является Citibank, имеющий по состоянию на 2007 год 7%-ную долю рынка (летом 2008 г. активы Citibank в Германии выставлены на продажу как часть плана головного банка по аккумулированию денежных средств для выхода из кризиса, поразившего мировую банковскую систему и прежде всего банки США)1.

С учётом отмеченной привязанности населения европейских стран к "своим" банкам, единственным способом быстрого преодоления сегментированно-сти банковских рынков членов ЕС является развитие трансграничных сделок межбанковских слияний и поглощений - то есть путь, по которому пошли страны ЦВЕ. Но тут-то как раз и возникают серьёзные проблемы. Подобных сделок все ещё мало по нескольким причинам. Во-первых, до конца не ясно, создают ли добавленную стоимость трансграничные слияния. По мнению исследователей, склонных отрицательно отвечать на этот вопрос, розничное банковское обслуживание по определению является локальным бизнесом2, а трансграничные слияния, особенно охватывающие культурно не схожие между собой страны, скорее могут разрушать стоимость, создавая искусственную управленческую надстройку над не связанным между собой бизнесом в различных странах. Во-вторых, таким сделкам препятствуют личные амбиции руководителей банков, не готовых стать "вторыми номерами" в будущей объединённой структуре. Согласиться на подобную роль для них особенно сложно в том весьма часто встречающемся случае, когда эти руководители являются ключевыми фигурами на экономической и политической арене своих стран. Наконец, в-третьих, таким слияниям мешают правительства и национальные регуляторы, озабоченные выращиванием национальных чемпионов и - в случае регуляторов - сохранением собственной роли, неизбежно уменьшающейся при скупке национальных финансовых институтов зарубежными.

До настоящего времени большинство трансграничных сделок в ЕС по слиянию и поглощению происходит между банками стран, имеющих тесные исторические и культурные связи (мы здесь не имеем в виду скупку банками Запад-

1 РБК daily, 28.04.2008, С. 3. Deutsche Bank положил глаз на Citi.

2 См. редакционную статью в The Wall Street Journal. 28.03.2007. Europe's Banks Appear Ready to Deal, but Don't Bet on It.

ной Европы восточноевропейских банковских активов, а ведём речь о банках "старой" Европы). Помимо упоминавшихся выше примеров образования скандинавского Nordea и покупки австрийского Bank Austria немецким Hypovereins-bank, можно назвать слияние бельгийского Generale de Banque и голландского Fortis, бельгийского BBL и голландского ING; франко-бельгийское слияние, создавшее Dexia; покупку испанским Santander португальского Banco Totta & Acores. Причина понятна: историческая и культурная близость облегчает последующую интеграцию банков. Слияния, затрагивающие банки из стран, не относящихся к культурно и исторически близким, по сути дела, только начались: итальянский Unicredit, купивший немецкий Hypovereinsbank в 2005 году, называет себя первым по-настоящему европейским (в смысле - не привязанным к какой-то одной стране) банком. Второй сделкой подобного рода стала покупка ABN-Amro консорциумом банков во главе с шотландским RBS.

Важнейшим фактором в подобных трансграничных поглощениях является "самоощущение" банка-покупателя и то, как он воспринимается на рынке стран, где он присутствует. В приведённых выше примерах слияний банков из культурно близких стран чаще всего речь идёт не о расширении сферы деятельности банка, имеющего домашнюю базу в какой-то определённой стране, на другую страну, а о развитии самой домашней базы, которая теперь охватывает более одной страны. Так, банк Nordea называет своим домашним рынком все северные страны, а не только Швецию, где расположена его штаб-квартира. С другой стороны, Deutsche или Dresdner, действующие во Франции, воспринимаются как немецкие банки, пришедшие на рынок другой страны.

Некоторые крупнейшие европейские банки, в частности, итальянский Unicredit и британский HSBC, называют своим домашним рынком Европу. Думается всё же, что это пока скорее выражение пожелания или программы будущих действий, нежели констатация факта.

Развитие европейской интеграции и постепенная гармонизация законодательства и бизнес-среды входящих в ЕС стран с большой вероятностью могут вести к постепенному переходу от модели присутствия в стране, предполагающей наличие дочернего банка, к связанной с меньшими издержками филиальной модели. Такова, в частности, позиция Европейского центрального банка, предвидящего в этой связи возникновение новых сложностей для национальных регуляторов \ Действительно, для небольших европейских государств такая перспектива кажется весьма вероятной. Для австрийского банка, развивающего бизнес в соседней Словении, для скандинавских банков, работающих в Прибалтике, филиальная форма явно эффективнее формы дочернего банка. Может оказаться, что в конкретных условиях многих небольших стран дочерний банк не будет сильно отличаться от филиала, потому для них существование ограничений на создание филиалов большого смысла не имеет.

1 European Central Bank. Banking Structures in the New EU Member States. January 2005. Р. 7.

* * *

Таким образом, можно утверждать, что процесс интеграции банковских рынков европейских стран продолжает развиваться, хотя и не без проблем и значительно более медленными темпами, чем изначально ожидалось. Кризис пока не изменил отмеченных тенденций. Видимо, банковская сфера воспринимается большинством стран как "дело интимное", поэтому масштабный допуск возможен только в отношении банков из тех стран, с кем данной стране комфортно. Это же подтверждается примером из другой части мира - Латинской Америки, где гораздо успешнее развивается экспансия испанских, а не американских (США) банков. Первые экономически слабее вторых, зато культурно значительно ближе и не вызывают политических опасений.

Можно предположить, что ход европейской интеграции в долгосрочной перспективе может привести к образованию нескольких панъевропейских финансовых конгломератов по аналогии с такими отраслями, как автомобилестроение или авиаперевозки. Это, однако, скорее всего, будет результатом влияния не только экономических, но политических и даже культурных факторов, взаимного сближения европейски стран, привыкания их друг к другу, условно говоря, результатом постепенного превращения французов и немцев в европейцев. Рассуждать же здесь о том, когда это произойдёт и произойдёт ли вообще, смысла, конечно, не имеет.

Представляется, что из рассмотрения европейской практики важный вывод можно сделать и для России. Дело в том, что правительства европейских стран не просто ограничивают либо, наоборот, привлекают иностранный банковский капитал, но и решают с его помощью определённые задачи, помимо самоочевидной, - обеспечения качественными банковскими услугами предприятий и граждан данной страны. Важнейшая из этих задач - увеличение объёма добавленной стоимости, создаваемой в банковском секторе на территории страны.

Нашей стране целесообразно было бы поставить аналогичную задачу, учитывая, что сфера услуг вообще и финансовая отрасль в частности играют всё более важную роль в экономике России, а иностранные банки уже занимает в ней заметное место. На конец 2008 года их доля в совокупном капитале банковской системы превысила 25% и продолжает увеличиваться.

Возвращаясь к Европе, отметим, что, судя по количеству опубликованных исследований, европейцы активно изучают свой собственный опыт интернационализации национальных банковских систем. И делают это отнюдь не из академического интереса. Смысл их внимания к проблеме чисто практический - добиться большей эффективности работы, укрепив тем самым конкурентный потенциал Евросоюза. В чём они в действительности немало преуспели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.