ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
иностранная компания строит в России
В. В. СЕМЕНИХИН,
заместитель генерального директора ЗАО «ВШ-ИНТЕРКОМ-АУДИТ»
Постановка на налоговый учет иностранной компании
Чтобы приступить к строительству в Российской Федерации, иностранная организация должна зарегистрироваться в налоговой инспекции в течение 30 дней с начала деятельности. Иностранная компания должна встать на учет в налоговой инспекции по местонахождению каждой своей строительной площадки, по местонахождению имущества и регистрации транспортных средств (ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации, далее — НК РФ).
Если же иностранная компания еще не начала своей деятельности в Российской Федерации, у нее нет имущества и транспортных средств, но она уже открыла счет в банке на территории Российской Федерации, то в таком случае встать на учет в налоговой инспекции нужно по местонахождению банка, в котором у иностранной компании открыт счет.
Для регистрации в налоговой инспекции иностранная компания должна представить документы, перечень которых приведен в приказе МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «Об утверждении положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций» (далее — Приказ № АП-3-06/124).
Приказом МНС России от 28.07.2003 № БГ-3-09/426 «Об учете иностранных организаций в налоговых органах» разъяснена процедура замены иностранным организациям документов, выданных до 1 октября 2003 г., подтверждающих
постановку на учет в налоговых органах, на документы с указанием идентификационного номера налогоплательщика (далее — ИНН), кода иностранной организации (далее — КИО), сформированных с применением справочника «Коды иностранных организаций» и кода причины постановки на учет (далее — КПП).
Бухгалтерский учет и отчетность
В п. 2 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, говорится, что филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут вести бухгалтерский учет исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности, разработанным Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности.
налоговый статус
На основании ст. 306 НК РФ под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную
с проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов.
Иностранные компании, которые ведут строительство в Российской Федерации, разделяются на две группы:
1) действующие через постоянное представительство;
2) действующие без образования постоянного представительства.
Основными признаками постоянного представительства являются:
— наличие места деятельности в Российской Федерации;
— ведение в Российской Федерации предпринимательской деятельности;
— осуществление этой деятельности на регулярной основе.
Что же образует в Российской Федерации стройплощадку иностранной фирмы?
В соответствии с п. 1 ст. 308 НК РФ под строительной площадкой иностранной организации на территории Российской Федерации понимается:
«1) место строительства новых, а также реконструкции, расширения, технического перевооружения и (или) ремонта существующих объектов недвижимого имущества (за исключением воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов);
2) место строительства и (или) монтажа, ремонта, реконструкции, расширения и (или) технического перевооружения сооружений, в том числе плавучих и буровых установок, а также машин и оборудования, нормальное функционирование которых требует жесткого крепления на фундаменте или к конструктивным элементам зданий, сооружений или плавучих сооружений».
А вот если иностранная фирма заключила с российским заказчиком договор подряда, по которому она выполняет текущий ремонт или отделку помещений, или, например, монтирует оборудование, которое прочно не связано с фундаментом или другими конструктивными элементами здания, то такая деятельность не будет считаться как образующая строительную площадку.
Строительная площадка иностранной фирмы рассматривается как самостоятельное отделение (обособленное подразделение) с начала работ на
ней. А если иностранная фирма осуществляет свою деятельность через обособленное подразделение, то она должна встать на учет в налоговых органах с момента осуществления своей деятельности в Российской Федерации. Даже если акт о передаче площадки подрядчику был подписан позже или он вообще не оформлялся.
При определении срока существования строительной площадки в целях исчисления налога, а также постановки на учет иностранной организации в налоговых органах работы и иные операции, продолжительность которых включается в этот срок, включают все виды производимых иностранной организацией на этой строительной площадке подготовительных, строительных и (или) монтажных работ, в том числе работ по созданию подъездных путей, коммуникаций, электрических кабелей, дренажа и других объектов инфраструктуры, кроме объектов инфраструктуры, изначально создаваемых для иных целей, не связанных с данной строительной площадкой.
В случае если иностранная организация, являясь генеральным подрядчиком, поручает выполнение части подрядных работ другим лицам (субподрядчикам), то период времени, затраченный субподрядчиками на выполнение работ, считается временем, затраченным самим генеральным подрядчиком. Настоящее положение не применяется в отношении периода работ, выполняемых субподрядчиком по прямым договорам с заказчиком (застройщиком), и не входящих в объем работ, порученных генеральному подрядчику, за исключением случаев, когда эти лица и генеральный подрядчик являются взаимозависимыми лицами в соответствии со ст. 20 НК РФ.
В случае если субподрядчик является иностранной организацией, его деятельность на этой строительной площадке также рассматривается как создающая постоянное представительство этой организации-субподрядчика.
Данное положение применяется к организации-субподрядчику, продолжительность деятельности которой составляет в совокупности не менее 30 календарных дней, при условии, что генподрядчик имеет постоянное представительство.
Началом существования строительной площадки в налоговых целях считается более ранняя из следующих дат: дата подписания акта о передаче площадки подрядчику (акта о допуске
персонала субподрядчика для выполнения его части совокупного объема работ) или дата фактического начала работ.
Окончанием существования стройплощадки является дата подписания заказчиком (застройщиком) акта сдачи-приемки объекта или предусмотренного договором комплекса работ. Окончанием работ субподрядчика считается дата подписания акта сдачи-приемки работ генеральному подрядчику. В случае, если акт сдачи-приемки не оформлялся или работы фактически окончились после подписания такого акта, строительная площадка считается прекратившей существование (работы субподрядчика считаются законченными) на дату фактического окончания подготовительных, строительных или монтажных работ, входящих в объем работ соответствующего лица на данной стройплощадке.
Если строительство временно прекращено, то стройплощадка не прекращает своего существования. За исключением случаев консервации объекта на срок более 90 дней, если такая консервация произведена по решению федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятому в пределах их компетенции, или в результате действия обстоятельств непреодолимой силы.
Иностранные организации, осуществляющие деятельность на строительных площадках, не образующих постоянного представительства в Российской Федерации, указывают ссылку на конкретный международный договор (соглашение), в котором устанавливается срок, в течение которого такая деятельность не образует постоянного представительства.
Наличие постоянного представительства (строительной площадки) определяется исходя из положений соответствующего соглашения (договора) об избежании двойного налогообложения, действующего в отношениях между Российской Федерацией и конкретным иностранным государством.
налогообложение деятельности иностранной организации
Далее рассмотрим, какие основные налоги должна платить в Российской Федерации иностранная компания, осуществляющая строительную деятельность.
Налог на имущество организаций. Налогоплательщиками налога на имущество признаются иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Деятельность иностранной организации признается приводящей к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со ст. 306 НК РФ, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств.
Иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в соответствии с установленным в Российской Федерации порядком ведения бухгалтерского учета.
Объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признается находящееся на территории Российской Федерации недвижимое имущество, принадлежащее данным иностранным организациям на праве собственности.
Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.
Уполномоченные органы и специализированные организации, осуществляющие учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, обязаны сообщать в налоговый орган по местонахождению указанных объектов сведения об инвентаризационной стоимости
каждого такого объекта, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 10 дней со дня оценки (переоценки) указанных объектов.
В случае если объект недвижимого имущества, подлежащий налогообложению, имеет фактическое местонахождение на территориях разных субъектов Российской Федерации либо на территории субъекта Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации (на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации), в отношении указанного объекта недвижимого имущества налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте Российской Федерации в части, пропорциональной доле балансовой стоимости (для объектов недвижимого имущества, указанных в п. 2 ст. 375 НК РФ, — инвентаризационной стоимости) объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налог на добавленную стоимость. Порядок уплаты иностранными компаниями НДС зависит от того, как действует иностранная компания — через постоянное представительство или нет. Если деятельность иностранной компании образует в Российской Федерации постоянное представительство, то она должна уплачивать НДС самостоятельно. Если же стройплощадка не образует в Российской Федерации постоянного представительства, то обязанность исчислять, удерживать и уплачивать НДС с доходов, выплачиваемых иностранной компании, возлагается на налогового агента (источника выплаты дохода) (ст. 161 НК РФ).
Иностранная компания, чья деятельность образует в Российской Федерации постоянное представительство, может воспользоваться вычетом по НДС в общеустановленном порядке, так как в данном случае она исчисляет и уплачивает налог самостоятельно в соответствии с нормами российского законодательства по НДС (гл. 21 НК РФ). Иностранная компания, являющаяся налогоплательщиком НДС, также может воспользоваться вычетом по НДС по приобретенным или ввезенным в Российскую Федерацию для своей деятельности товарам (работам, услугам). Для этого должны выполняться следующие условия:
— вычету подлежат суммы налога, предъявленные продавцами налогоплательщику — иностранному лицу, при приобретении указанным налогоплательщиком товаров (работ, услуг) или уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации для его производственных целей или для осуществления им иной деятельности. Указанные суммы налога подлежат вычету или возврату только при условии постановки налогоплательщика — иностранного лица на учет в налоговых органах Российской Федерации (п. 4 ст. 171 НК РФ).
Налог на прибыль организаций. В соответствии с п. 2 ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, являются полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, определяемых в соответствии с нормами гл. 25 НК РФ.
Порядок уплаты налога на прибыль зависит от того, образует ли деятельность иностранной компании в Российской Федерации постоянное представительство или нет.
Рассмотрим, как будет уплачиваться налог на прибыль с доходов, полученных иностранной компанией, если ее деятельность не образует в Российской Федерации постоянного представительства. В этом случае налог удерживает налоговый агент (источник выплаты дохода), причем во всех случаях выплаты, кроме ситуаций, когда:
— налоговый агент уведомлен получателем дохода, что этот доход относится к деятельности постоянного представительства иностранной компании (налоговому агенту предоставлена нотариально заверенная копия свидетельства о постановке на налоговый учет, оформленная не ранее чем в предшествующем налоговом периоде);
— доход, выплачиваемый иностранной компании, не облагается налогом в соответствии со ст. 284 НК РФ;
— налоговый агент получил подтверждение того, что иностранная компания, деятельность которой не образует в Российской Федерации постоянного представительства, зарегистрирована в стране, с которой у Российской Федерации заключено соглашение об избежании двойного налогообложения.
Если иностранная компания не представила налоговому агенту подтверждения того, что она зарегистрирована в стране, с которой у Российской Федерации заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, то с ее доходов будет удержан налог. В этом случае иностранная компания может обратиться в налоговую инспекцию, в которой зарегистрирован налоговый агент, с просьбой вернуть ей ранее удержанный налог. Сделать это нужно в течение трех лет с момента окончания налогового периода, в котором был выплачен доход.
Для возврата налога необходимо представить следующие документы:
— заявление по форме, приведенной в приложении 1 к приказу МНС России от 15.01.2002 № БГ-3-23/13 «Об утверждении форм заявлений иностранной организации на возврат сумм налогов, удержанных у источника выплаты в Российской Федерации»;
— нотариально заверенное подтверждение того, что иностранная компания на момент выплаты дохода была зарегистрирована и стране, с которой у Российской Федерации заключено соглашение об избежании двойного налогообложения;
— копию договора (или иного документа), на основании которого выплачивался доход;
— копии платежных документов об уплате налога налоговым агентом.
Рассмотрим ситуацию, когда российская организация (заказчик) для строительства объекта привлекла иностранную турецкую фирму, которая имеет в Российской Федерации представительство. При этом срок существования строительной площадки составляет менее 18 мес., т. е. меньше срока, установленного для образования постоянного представительства Соглашением между Правительством РФ и Правительством Турецкой Республики от 15.12.1997 «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы» (далее — Соглашение).
Пунктом 3 ст. 5 Соглашения определено, что строительная площадка, строительный, монтажный, или сборочный объект, или связанная с ними надзорная деятельность образуют постоянное представительство, только если продолжительность связанных с ними работ превышает 18 мес.
Таким образом, деятельность резидента Турции на строительной площадке на территории
Российской Федерации в течение периода, не превышающего 18 мес., не приводит к образованию постоянного представительства.
Доходы иностранных организаций от источников в Российской Федерации, перечисленных в п. 1 ст. 309 НК РФ, если их получение не связано с предпринимательской деятельностью данных организаций в Российской Федерации, подлежат обложению налогом. Он удерживается и уплачивается в бюджет источником выплаты, который в этом случае становится налоговым агентом, в порядке, установленном ст. 310 НК РФ.
При этом согласно п. 2 ст. 309 НК РФ доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества (кроме доходов от реализации акций российских организаций, более 50 % активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, и доходов от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации), осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.
Из подп. 4 п. 2 ст. 310 НК РФ следует, что в целях применения положений международных договоров Российской Федерации с иностранными государствами иностранная организация должна представить налоговому агенту подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым у Российской Федерации имеется международный договор (соглашение), регулирующий вопросы избежания двойного налогообложения, предусмотренное п. 1 ст. 312 НК РФ, только в том случае, когда эта иностранная организация получает доходы, перечисленные в п. 1 ст. 309 НК РФ.
Таким образом, в случае получения иностранной организацией — резидентом государства, имеющего с Российской Федерацией действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, дохода, который не подлежит налогообложению у источника выплаты (в том числе от выполнения работ, осуществление которых не приводит к образованию постоянного представительства в Российской Федерации), налоговое законодательство не обязывает эту
иностранную организацию представлять подтверждение постоянного местопребывания, предусмотренного п. 1 ст. 312 НК РФ.
Обращаем внимание читателей, что в соответствии с Приказом № АП-3-06/124, если иностранная организация осуществляет или намеревается осуществлять деятельность в Российской Федерации через отделение в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), то она обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности не позднее 30 дней с даты ее начала.
Иностранные организации обязаны встать на учет в налоговом органе и представлять налоговую декларацию по налогу на прибыль в порядке, установленном п. 8 ст. 307 НК РФ, независимо от наличия обязательств, с которыми законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и международные договоры Российской Федерации связывают возникновение обязательств по уплате налогов».
Единый социальный налог и взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Иностранные компании также являются плательщиками ЕСН и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Причем, независимо от того, образует их деятельность в Российской Федерации постоянное представительство или нет.
При исчислении этого налога нужно руководствоваться правилами, закрепленными в гл. 24 «Единый социальный налог» НК РФ.
Так, если зарплата иностранным работникам выплачивается в Российской Федерации, то все необходимые условия гл. 24 НК РФ будут соблюдены и налог должен начисляться и уплачиваться в обычном порядке.
База для исчисления ЕСН также является базой для расчета страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, что установлено в п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15. 12.2001
№ 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Однако страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации нужно начислять только на выплаты в пользу тех иностранных строителей, которые постоянно проживают в нашей стране и имеют право на пенсию наравне с россиянами.
Это следует из ст. 3 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Такие же разъяснения приведены в письме УМНС России по г. Москве от 14.04.2003 № 28-11/20126 «Об уплате налога с зароботной платы иностранных граждан».
Налог на доходы физических лиц. Российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В любом случае удерживать налог (т. е. выступать в роли налогового агента) могут только те иностранные компании, которые имеют постоянное представительство на территории Российской Федерации.
Если же деятельность иностранной компании не образует в Российской Федерации постоянного представительства, то работники, получившие доход от такой компании, должны сами уплачивать налог. Для этого им нужно подать в налоговую инспекцию декларацию о своих доходах.
Подробно с вопросами, касающимися порядка уплаты налогов иностранными организациями в Российской Федерации, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «ВЖ - ИНТЕРКОМ - АУДИТ» «Иностранные организации и их представительства».