Научная статья на тему 'Инновация: от линейной к ментальной модели распространения информации'

Инновация: от линейной к ментальной модели распространения информации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
129
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНТАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИИ / МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА / МАРКЕТИНГ / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ / ЛИНЕЙНАЯ МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИИ / РАДИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИИ / ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ / MENTAL MODEL OF THE INFORMATION / MENTAL MAP / MARKETING / INNOVATION IN EDUCATION / LINEAR INFORMATION MODEL / RADIAL INFORMATION MODEL / THEORY OF COMMUNICATION / COMMUNICATION PROCESSES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тотьмянина Ю. В.

Автор предлагает новую ментальную модель распространения информации, которая применима не только к информационному полю, но организационной структуре предприятия и внедрению инновационных процессов. Приведен рисунок данной модели и рассмотрен вариант примера распространения информации в образовательном учреждении через типовую организационную структуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION: FROM LINEAR TO A MENTAL MODEL OF INFORMATION DISSEMINATION

The article considers linear, radial, and other communicative theory of information. The author offers a new mental model of dissemination of information that is applicable not only

Текст научной работы на тему «Инновация: от линейной к ментальной модели распространения информации»

КОММУНИКАЦИЯ И ИННОВАЦИИ: ПРАКТИКА И ТЕХНОЛОГИЯ

■ ■ ■ ИННОВАЦИЯ: ОТ ЛИНЕЙНОЙ К МЕНТАЛЬНОЙ МОДЕЛИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

Автор: ТОТЬМЯНИНА Ю.В.

ТОТЬМЯНИНА Юлия Владимировна - преподаватель НГОБУ ВПО «Удмуртский государственный университет» (УдГУ). Адрес: 426034, Россия, г. Ижевск, Университетская, 1. Тел.: +7 (3412) 68-16-10; 68-20-61. E-mail: [email protected]

Аннотация: автор предлагает новую ментальную модель распространения информации, которая применима не только к информационному полю, но организационной структуре предприятия и внедрению инновационных процессов. Приведен рисунок данной модели и рассмотрен вариант примера распространения информации в образовательном учреждении через типовую организационную структуру.

Ключевые слова: ментальная модель информации, ментальная карта, маркетинг, инновации в образовательной сфере, линейная модель информации, радиальная модель информации, теории коммуникации, коммуникативные процессы.

Проживая первое десятилетие третьего тысячелетия, можно отметить, что по сравнению с концом второго тысячелетия многие информационные методы приема и трансляции устарели. Наука стала более информационно емкой. Скорость получения информации неимоверно увеличилась. Образовательная сфера остро ощущает необходимость увеличения скорости инновационных процессов.

Модель массовой коммуникации, как и любая абстракция, является упрощением, схематически воспроизводящим лишь наиболее существенные черты и внутренние связи реально действующего механизма. Потребность упрощенного осмысления может быть продиктована разными целями, и в зависимости от этого создаются различные модели, которые сохраняют подобие с оригиналом только в определенном аспекте, игнорируя влияние многих других возмущающих влияний, связей и отношений.

Рассмотрим теоретические основы коммуникативных процессов, которые являются базой для инновационного движения. Основное развитие теории массовой коммуникации началось сравнительно недавно - с 1952 года. У каждого из исследователей, принимавших участие в этой работе, неизбежно складывалось свое представление о том, как именно протекает процесс коммуникации, с позиций которого они и разрабатывали свои направления. Практически в каждой из этих областей можно почерпнуть ценные сведения относительно процесса коммуникации в целом. Эти данные можно объединить в следующие группы. Коммуникации и обмен установками (Ховланд и Йельская школа); эмпирическое изучение значений (Осгуд и другие исследователи из Иллинойского университета); межличностные отношения в связи с процессами массовой коммуникации (Лазарсфельд и его коллеги из Колумбийского университета); теории диссонанса, консистентности и другие психологические теории, рассматривающие когнитивные процессы в их отношении к массовой коммуникации; международные коммуникации (Пул, Дойч, Дэвисон); группы и групповые процессы в их отношении к массовой коммуникации (Ньюком, Аш, Шериф, Левитт, Бэйвелас); применение математической теории информации Шеннона в отношении к процессам мас-

КОММУНИКОЛОГИЯ - соммимсоюоу

совой коммуникации (Миллер, Черри и др.); контент-анализ (Берельсон, Холсти и др.); системная теория (Миллер и др.); ориентация в информации (Картер); проблемы языка (Хомский и др.); обучение на материале средств массовой информации (Мэй, Лум-сдэйн и др.). Опыт, накопленный в этих областях, составляет основу всех коммуникационных моделей [1].

Объединение различных моделей коммуникации в некую обобщенную социально-психологическую модель оправдано целью систематизации накопленных в этой области знаний, но требует принятия некоторых допущений. Главное допущение заключается в признании того, что различные системы массовой коммуникации имеют в своей основе один общий для всех механизм. Это допущение представляется правдоподобным уже потому, что модель опирается на психологические закономерности, общие для людей различных национальностей и культур, одинаково важные для субъекта коммуникационных отношений в каких бы условиях он ни находился.

Второе допущение касается возможности перенесения фактов, полученных при изучении межличностных коммуникаций, в сферу массовых коммуникаций. Под массовой коммуникацией понимается общение больших социальных групп, которое имеет организованный характер и осуществляется при помощи технических средств на численно большие и рассредоточенные аудитории. Безусловно, общение групп людей не является механической суммой их межличностных контактов, но состоит именно из этих единичных взаимодействий и взаимовлияний.

Опыт изучения процессов коммуникации в организации показывает, что в действительности коммуникации - это сложные, переплетающиеся сети, а не простое общение отправителя и получателя.

В середине 1970-х гг. в теории коммуникации стал применяться новый подход, позволяющий анализировать отношения между элементами в коммуникативных структурах, которые рассматривались как составляющие коммуникационных сетей. При этом каждый элемент сети служит одновременно и передатчиком, и приемником сообщений, испытывает на себе воздействие всех других элементов сети. В соответствии с этим подходом сеть может пониматься как сеть полной системы (охватывающая всех индивидов в организации); сети групп (подсистем) - от 5 до 25 человек или более; личностные коммуникационные сети (между отдельными членами организации).

Зарождение этого научного подхода, получившего название сетевого анализа коммуникаций, связывают с исследованиями социально-психологических отношений в малых группах, проводившихся А. Бавеласом (1950), Г. Ливиттом (1951), М. Шоу (1954), а также с социометрическими исследованиями реальных сетей в организациях. В ходе исследований были выявлены два типа коммуникационных сетей - радиальные и взаимосвязанные, присущие любой организации.

Радиальные сети характеризуются прежде всего взаимодействием различных подразделений или малых групп, осуществляемым через отдельных своих членов. Такие сети характеризуются непостоянными, однако, весьма полезными для группы и организации в целом связями. Например, член малой группы осуществляет обмен информацией с другими малыми группами. Если данный индивид делится конфиденциальной информацией, возможны напряженность и конфликты; но в то же время это путь для проникновения деловой информации, необходимой для нормального функционирования подразделения. Организация будет успешной только в том случае, если все подразделения объединены функциональными связями. Поэтому создание радиальных

КОММУНИКАЦИЯ И ИННОВАЦИИ: ПРАКТИКА И ТЕХНОЛОГИЯ

сетей в организации является одной из важных задач ее руководства.

Взаимосвязанные сети характеризуются устойчивыми связями внутри малой группы. С точки зрения получения и обработки деловой информации группа с взаимосвязанной сетью считается самодостаточной. Благодаря многочисленным контактам между членами малой группы, постоянному обмену информацией и возможности ее быстрой проверки, члены группы пренебрегают внешними связями с другими группами и подразделениями и с недоверием относятся к получаемой извне информации; границы членства в группе становятся более жесткими. Такое состояние группы в конечном итоге отрицательно сказывается на процессах интеграции в организации, не способствует распространению и принятию норм корпоративной культуры. Разобщенность и недоверие - характеристики организации, в которой присутствуют в основном взаимосвязанные коммуникационные сети [2].

Одним из способов, объединяющих различные модели, является ментальная модель распространения информации. Автор предлагает использовать эту модель ради-ально-централизованного распространения информации. На рис.1 приведена Ментальная модель распространения информации. Она отражает процессы образного мышления человека. Ментальная модель показывает все методы централизованной и децентрализованной систем межличностной связи (фронтальная, радиальная, иерархическая и цепная, круговая и полная (см. рис.1. и рис 2.)

СТРОЕНИЕ СТРУКТУРЫ МЕНТАЛЬНОЙ КАРТЫ

С То |ьлинии! К).!!., У,.ГУ, ИСК. 2010

Рис.1. Ментальная модель строения радиально-централизованной структуры каналов информации (основа структуры ментальной карты)

Выстраивая групповую модель коммуникаций с помощью ментальной модели можно увидеть глубинные взаимосвязи, горизонтальные и вертикальные связи, сопод-чиненность, иерархические уровни.

КОММУНИКОЛОГИЯ - COMMUNICOLOGY

СТРОЕНИЕ МЕНТАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ИНФОРМАЦИИ

1.1.3.

1.2.1.

3.1.1.

2.2.3.

Примеры

Централизованные структуры каналов информации

а) фронтальная структура: 1.1., 1.1.1., 1.1.2., 1.1.3.

о) радиальная структура: 0, !, 2, 3

в) иерархическая структура: 0, I, 1,2,, 1,2.1,, 1,2,2,, 1.2,3,

Децентрализованные структуры каналов информации

а) цепная 0, 2, 2.1., 2.1.1.

б)круговая 1, 2, 3 или 1.1-, 1,2„ 2.I., 2,2„ 3,1„ 3,2.

в) полная 1,1., З.1., 2.2., 3.2., 2.1.. f.2. q_q_q_q_q

¡0 щ'пнчн

л} фрют j.it.iijH б) ; Ii .i M l .ы [>! кераршчесг., 14

О

б) круг овая в) шмнан

© Тотьмянннз ]().[!., Уд ГУ, ИСК, 2Ü1U Рис.2. Строение ментальной модели распространения информации

КОММУНИКАЦИЯ И ИННОВАЦИИ: ПРАКТИКА И ТЕХНОЛОГИЯ

Радиальная модель оказывает влияние лишь на объемы и скорость распространения и восприятия информации, а ментальная модель показывает уровни, цепные реакции, принципы обратной связи. На основании вышеизложенного можно предположить, что информация действительно расходится, как «круги на воде», одновременно влияя на несколько уровней, соподчиненных систем и количество вовлеченных реципиентов в процесс. Изменяется качество обратной связи. Она тоже принимает нелинейный характер, и приобретает волновую природу. Тогда становится глубже понятна модель Шрама о бесконечности информационного потока и о его влиянии. К информации становится применимой теория волн, частоты, глубины, столкновения и погашения информационных потоков.

Ментальная модель распространения информации делает восприятие информации более целостным. Эта модель не как линейный односторонний поток или как двусторонняя коммуникация - она расширяет уровни влияния и распространения информации и увеличивает количество контактов с 2 до бесчисленного множества, и позволяет на основе предыдущих исследовательских разработок качественно отследить информационный поток.

Эта модель отражает строение нейрона в мозге человека, она показывает информационный поток, который с одной стороны поступает в мозг человека, с другой стороны исходит от человека.

Эта модель может быть использована в разных исследовательских целях. Например, исследование психологических взаимодействий в группе (слухи); построение иерархической системы коммуникаций; выяснение особенностей распространения рекламы (способы сарафанного радио); структурирование информации (построение ментальных карт); исследование способов датирования (временные циклы разной величины); распространение информации в ходе информационных войн, реализации инновационных процессов; исследование построения организационной структуры предприятия и информационных потоков в ней.

На рис.1. ментальной модели отражены централизованные и децентрализованные модели информации: фронтальные, радиальные, иерархические модели и цепные, круговые и полные модели распространения информации.

Давайте рассмотрим на примере типовой организационной структуры одного из образовательных институтов особенности ментальной модели информации.

Органограмма типовой структуры образовательного учреждения на рисунке приведена отдельно. Приведенная структура подобрана специально, чтобы было удобно наблюдать процессы распространения информации в ментальной модели. Нумерация каждого должностного лица позволяет увидеть местоположение в структуре и другие модели распространения информации. Конечно, данная органограмма не отражает полностью всю структуру образовательного учреждения, но показывает основные тезисы материала. Понимая данную модель ее легко можно прототипизировать на свое образовательное учреждение и дать анализ протекания информационных потоков.

Данная модель является более универсальной моделью для изучения и использования в процессе развития инновационных процессов в организации. В образовательном процессе данная ментальная модель находит свое применение в инновационном процессе. Исходящая информация от руководителя распространяется на руководителей крупных подразделений, от них руководителям отделов и далее непосредственным исполнителям. Именно по такой карте можно отследить информационные «дыры» или

КОММУНИКОЛОГИЯ - COMMUNICOLOGY

определить «зоны информационной атрофии» - по аналогии с хирургической терминологией, зоны образовательного учреждения, требующие немедленного реагирования, где информационные потоки нарушены. Зачастую сотрудники компании очень смутно представляют истинные цели и приоритеты команды и компании. Руководители и исполнители находятся в разных плоскостях и в результате бегут в разные стороны, вместо того, чтобы действовать согласованно.

Для более глубокого понимания значения ментальной модели распространения информации рассмотрим проблемы целеполагания в команде. Любая новая цель является инновацией, потому что требует новых действий, ранее не выполняемых.

Кови считает, что неспособность сформулировать четкие цели и стратегию организации, а затем предварить это все в действие, является одной из основных проблем большинства компаний в мире. Одно дело выдвинуть замечательную стратегию, цели и задачи, совсем другое дело выполнить, реализовать поставленные цели и задачи. Это называется пробел в реализации [3].

В исследовании, проведенном Heres Pollen Group, мы находим статистически подтвержденную причину срыва реализация планов и поставленных целей рядовыми сотрудниками. Во-первых, всего 15% опрошенных смогли четко сформулировать цели и основные приоритеты своей организации. Либо целей слишком много, либо цели часто меняются, либо их вообще не существует. В большинстве случаев они почти не доводятся до сведения сотрудников. Даже если руководители четко понимают, чего они хотят достичь, это еще не значит, что исполнители знают, какие это цели.

Во-вторых, люди могут знать, какие цели стоят перед организацией, но их не разделять. Всего 19% респондентов отметили свою вовлеченность в процесс достижения целей. Один из пяти. Существует несколько причин, но основная причина - люди не чувствуют своей сопричастности, своего вклада, в то, что необходимо сделать для реализации целей. У них просто отсутствует эмоциональная связь с целями организации. Нет вовлеченности - нет обязательств.

В-третьих, исследование показало, что только 49% рабочего времени связано с достижением самых важных целей организации, остальное расходуется на срочные, но менее важные дела. Внимание менеджеров настолько отвлекается на срочные вещи, что они не обращают внимания на самые важные вещи. И, наконец, сотрудники могут знать высшие цели и приоритеты, могут их разделять, но не понимают, что конкретно они могут сделать для их достижения. По результатам исследования 51% респондентов считают, что они не совсем понимают, что же им конкретно нужно сделать, чтобы помочь организации достичь своей цели. Цели не будут реализованы до тех пор, пока каждый четко не поймет, в чем они заключаются, и не определит, что непосредственно каждый должен сделать ради их достижения. Только когда менеджеры осознают главную цель, тогда и только тогда они смогут попробовать действовать по-новому, чтобы наилучшим образом ее достичь. Итак, главное при стремлении к цели, которую в организации еще не достигали, при реализации инновационного процесса, необходимо начать делать то, чего ни управленцы, ни менеджеры, ни исполнители еще никогда не делали.

Нетрудно представить последствия того, что каждый член команды четко понимает поставленную цель, легко представить энергию и творческую активность, импульс, который проявится, если каждый сотрудник образовательного учреждения будет вовлечен и активен в достижении общей цели. Если подумать об экономической отдаче, если работник будет расходовать основную часть рабочего времени на приоритетные за-

КОММУНИКАЦИЯ И ИННОВАЦИИ: ПРАКТИКА И ТЕХНОЛОГИЯ

дачи, то можно с уверенностью сказать, что реализация инновационного процесса будет более эффективной.

Все обсуждавшиеся ранее нами варианты структур коммуникаций в группе в той или иной степени ограничены. В них каждый из участников располагает или неравными возможностями вступления в непосредственное общение с остальными, или равными, но тем не менее ограниченными. Выбор на практике той или другой структуры коммуникаций определяется целями и задачами, стоящими перед группой.

Линейная модель Лассуэла не отражает всей сложности и полноты коммуникативной функции культуры. В ней акцент делается на активность коммуникатора, а реципиент оказывается только объектом коммуникационного воздействия. Дело в том, что результат коммуникации - не просто изменение сознания, чувств, установок или поведения сотрудника (зрителя, читателя), это еще и достижение определенной степени согласия или несогласия реципиента с тем, что, как и почему сообщается коммуникатором.

Радиальная структура коммуникаций предполагает, что участники совместной деятельности не могут непосредственно воспринимать, видеть или слышать друг друга, и в состоянии обмениваться информацией или взаимодействовать только через одно лицо, занимающее центральное положение в группе.

Ментальная структура распространения информации позволяет отследить все информационные и структурно-организационные потоки, определить не только количественные, но и качественные результаты, внести четкость в реализацию и инициацию инновационных процессов.

Список литературы

1. Жукова Я., Ширков Ю. Модели массовой коммуникации: Научный отчет. М., 1989. 140 с.

2. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М., 1998. 651 с.

3. НемовР.С. Феноменология малых групп. // Общие основы психологии, М., 2003. С. 538-547.

4. Зелинский С.А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. СПб., 2008 г. 416 с.

5. МюллерХ. Составление ментальных карт. М., 2007. 128 с.

6. Немов Р.С. Феноменология малых групп. / Интернет ресурс: http://bibl.tikva.ru/base/B2/B2Chapter21-2.php. Дата обращения: 25.05.2010.

7. Фролов С. С. Социология организаций. М., 2001. 384 с.

8. ГринЭ. Креативность в паблик рилейшнз. М., 2003. 224 с.

■ ■ ■ INNOVATION: FROM LINEAR TO A MENTAL MODEL OF INFORMATION DISSEMINATION

Author: TOTMYANINA J.V.

TOTMYANINA Julia Vladimirovna, Lecturer of the Udmurt State University (UdSU). Address: 1, Universitet-skaya, Izhevsk, Russia, 426034. Tel.: +7 (3412) 68-16-10; 68-20-61. E-mail: [email protected]

Annotation. The article considers linear, radial, and other communicative theory of information. The author offers a new mental model of dissemination of information that is applicable not only

KOMMyHMKO^OrMfl - COMMUNICOLOGY

to the information field, but to the organizational structure of the company and the introduction of innovative processes. Also adduced an illustration of this model, and considered the variant of distribution of information in an educational institution through a typical organizational structure.

Keywords: mental model of the information, mental map, marketing, innovation in education, linear information model, radial information model, theory of communication, communication processes.

1. Zhukova Ya., Shirkov Yu. Modeli massovoy kommunikatsii: Nauchnyy otchet. M., 1989. 140 str. [Zhukova, Ya. and Shirkov, Yu. (1989) Models of mass communication: scientific report, Moscow].

2. PocheptsovG.G. Teoriya kommunikatsii. M., 1998. 651 str. [Pocheptsov, G.G. (1989) Communication theory, Moscow].

3. Available: http://www.youtube.com/ watch? v = MHhUnpFn51g & NR = 1 [21 Dec 2010].

4. Zelinskiy S.A. Informatsionno-psikhologicheskoye vozdeystviye na massovoye soznaniye. SPb, 2008. 416 str. [Zelinsky, S.A. (2008) Information and psychological impact on the public consciousness, St. Petersburg].

5. Myuller K.H. Sostavleniye mental'nykh kart. M., 2007. 128 str. [Muller, H. (2007) Preparation of mental maps, Moscow].

6. Nemov R.S. Fenomenologiya malykh grupp. // Obshchiye osnovy psik-hologii, M., 2003. S. 538-547. [Nemov, R.S. (2003) 'The phenomenology of small groups', General Principles of Psychology, Moscow, pp. 538547].

7. Frolov S.S. Sotsiologiya organizatsiy. M., 2001. 384 str. [Frolov, S.S. (2001) Sociology of the organisations, Moscow].

8. Grin E. Kreativnost' v pablik rileyshnz. M., 2003. 224 str. [Green, E. (2003) Creativity in public relations, Moscow].

References

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.