шишхов М.Д.
инновационный вектор процессов развития
региональной экономики
Важной особенностью современного экономического роста стал переход к непрерывному инновационному процессу в практике управления региональным развитием. Проведение НИОКР занимает все больший вес в инвестициях, превышая в наукоемких отраслях расходы на приобретение оборудования и строительство. Одновременно повышается значение государственной научно-технической, инновационной и образовательной политики, определяющей общие условия научно-технического прогресса. Постоянно растет доля расходов на науку и социально-экономическое развитие в развитых стран, достигшая, в передовых странах 3% ВВП, свыше трети из которых финансируется государством. Интенсивность НИОКР и ^ качество человеческого потенциала в решающей степени определяют на современном этапе ^ возможности и уровень экономического развития. В глобальной экономической конкурен- JD ции выигрывают те страны, которые обеспечивают благоприятные условия для научно-технического прогресса. ^ Процессы реформирования экономики России в современных условиях в числе основ- Z ных направлений преобразований включают инновирование национального воспроизводс- у) тва. Очевидно, что реализация действий в данном направлении предусматривает решение ;> агрегированных, находящихся в причинно-следственной связи, проблем: повышения эффек- ° тивности предпринимательской деятельности и инвестиционной активности предприятий. Несмотря на увеличение интенсивности управленческих воздействий на макро- и мезоэко- q номическом уровнях в данных направлениях, имеет место низкий уровень инновационной □ активности предприятий. (В 1999 г. только 6,2% предприятий промышленности осуществля- ^ ли разработку и внедрение инноваций [5]). По имеющимся статистическим данным, более ^ 90% предприятий не осуществляли инновационной деятельности. о По нашему мнению, основная причина развития данной ситуации состоит в отсутствии ю институциональных условий для осуществления этого вида деятельности в предпринима- о тельском секторе экономики, низкий уровень управленческой ориентации на реализацию ф новшеств в воспроизводстве товаров и услуг. Научные исследования проблем инновацион- s ного предпринимательства в недостаточной степени раскрывают взаимодействия инсти- ^ туциональной среды и инновационного процесса в территориальном развитии. Известная q трактовка институтов как сознательно или стихийно складывающихся правил игры заставля- i ет задуматься, как влияют на экономическое развитие и почему изменяются данные правила. & В научных исследованиях преобладают два основных подхода к изучению влияния и динамики институциональной среды: институциональное конструирование и экспорт институтов ^ и теория зависимости от предшествующего развития (Path Dependency) [3]. о Комплексное рассмотрение проблемы управления инновациями в динамике осуществле- 2 но Г.Д. Ковалевым [4]. Данный автор вводит ряд новых понятий, развивающих теорию инно- ^ вационных процессов. Это понятия инновационной коммуникации, логистических иннова- g ционных функций и логистических инновационных операций. Рассматривая инновационные о коммуникации, Г.Д. Ковалев делает попытку исследования проблемы взаимодействия инвес- ^ тиций, производства и информации в процессе коммерциализации новшеств. Несмотря на ^ приближение автора к проблеме инновационных механизмов, само понятие и система этих | механизмов определены на наш взгляд недостаточно полно, не предлагаются также конк- о ретные способы и рычаги активизации инновационной деятельности предпринимательских m структур. § Попытка комплексного решения проблемы представлена в работе П. Шеко [6]. Он выделяет ^ пять факторов процесса инновационной деятельности: мировой порог знаний, инновационные i финансовые ресурсы, инновационных предпринимателей, поле инновационной активности, о инновационный климат. По поводу выделенных факторов можно заметить, что в целом они о в значительной степени действительно определяют развитие инновационных процессов. Но, О)
во-первых, факторы неодинаковы по своей масштабности. Например, инновационный климат - это общее понятие, инновационные финансовые ресурсы - более частное. Причем, последние, по-видимому, должны включаться в инновационный климат. Во-вторых, выделение инновационных предпринимателей в качестве фактора без указания на необходимость повышения инновационной активности предпринимательского сектора в целом ведет к необоснованному выделению первых как обособленной части предпринимательского сообщества.
Проблемы создания и развития механизмов инновационного развития рассматриваются в работе А.А. Дагаева [1]. Он выделяет венчурный механизм освоения нововведений, механизм частных капиталовложений в сферу НИОКР, механизм активизации региональных научно-технических ресурсов, механизм технологических трансфертов. Важность этих механизмов не вызывает сомнений, но перечень их явно недостаточен. В целом следует отметить, что А. Дагаев достаточно близко подошел к постановке вопроса комплексного исследования инновационных механизмов в экономике.
При всем многообразии концепций научного изучения процессов инновирования регио-^ нальной экономикой не исследован в полной мере вопрос о его инновационной составляющей ь в управлении развитием предпринимательства. Отсутствует научная постановка вопроса о сис-(□ теме институциональных механизмов, позволяющих реализовать эту инновационную составляющую, не определена институциональная структура элементов рассматриваемой системы. ^ Однако, очевидно, что экономическое развитие регионов в современных условиях зависит, прежде всего, от их научно-технического и инновационного потенциала, который оп-^ ределяется уровнем материально-технических, трудовых, информационных и финансовых ;> ресурсов. Кроме того, перспективы научно-технического развития регионов во многом определяются их возможностями и способностью создавать и использовать новые технологии.
В настоящее время для многих регионов актуальной является проблема формирования развитой инновационной инфраструктуры, что препятствует коммерциализации и распро-□ странению результатов исследований и разработок. В региональных экономиках созданы ^ лишь ее отдельные элементы, функционируют единичные структуры. О Кроме того, основными причинами, сдерживающими развитие инновационной инфра-0 структуры, являются снижение спроса на НИОКР, отсутствие ощутимой государственной ш поддержки. Это свидетельствует о том, что экономика страны и регионов пока еще не при-
0 близилась к состоянию инновационной восприимчивости.
ф Тем не менее, региональная составляющая государственной инновационной политики в § нашей стране начинает формироваться: создаются организационные структуры управления > и механизмы регулирования инновационной деятельности. Однако они пока не оказывают 5 ощутимого воздействия на региональное развитие. В этой связи актуальной является задача
1 повышения эффективности действующих механизмов и региональных методов управления т научно-технической и инновационной деятельностью.
££ Основным механизмом реализации региональной инновационной политики в анализи-^ руемом периоде стали региональные научно-технические программы (РНТП) [2], а главным о источником финансирования - инновационные фонды. Тематика программ различна и за-
2 трагивает широкий спектр вопросов. В результате выполнения заданий программ решается 2 ряд региональных проблем. Финансирование программ осуществляется, как правило, из фе-^ дерального и регионального бюджетов, а также средств заказчиков.
о Опыт формирования и выполнения РНТП показал, что институциональная среда регио-о нов пока еще не способствует осуществлению программных методов работы с инновациями. ^ А местные органы власти не располагают современными методами и инструментами анализа | и прогнозирования НТП, что снижает эффективность отбора, подготовки и реализации инно-о вационных проектов и программ.
со Важнейшим условием успешной реализации региональной инновационной политики 5 является соответствующее финансовое обеспечение. В настоящее время основным финансы совым источником являются региональные инновационные фонды, которые формируются за счет обязательных отчислений предприятий, находящихся в коммунальной собственности. о Средства фондов используются на техническое перевооружение и модернизацию действую-о щих предприятий, реконструкцию зданий, инженерных и транспортных коммуникаций; фи-00 нансирование работ по освоению новых видов наукоемкой продукции.
Нельзя переоценить значимость региональной инновационной политики, предполагающей создание благоприятных условий для формирования инновационного климата. К ним относятся систематизация и эффективное использование информационных ресурсов, их интеграция в мировое информационное пространство и выход на рынок информационных услуг, основывающихся на разработке и внедрении технологий высокопроизводительной обработки, хранения и передачи данных по телекоммуникационным сетям, а также создание баз данных и банков знаний.
Определяющим фактором при принятии инвестором (особенно иностранным) решения об инвестировании инноваций в тот или иной регион (или страну в целом) является наличие благоприятного инвестиционного климата, то есть совокупности политических, экономических, правовых, административных и других условий инвестиционной деятельности. В частности, в контексте повышения инвестиционной и инновационной привлекательности регионов для иностранного капитала, улучшение инвестиционного климата представляется наиболее эффективным в регионах, где отсутствует собственная развитая промышленность, и создание новых производств является наиболее очевидным шансом для повышения уровня П благосостояния населения и развития региональной экономики. ¡5
Таким образом, основными общими для всех регионов направлениями инновационной о политики должны стать: X
- усиление использования административного ресурса для решения задач инновационного развития;
- содействие развитию инновационной инфраструктуры, в том числе за счет фондов поддержки предпринимательства;
- развитие программно-целевого финансирования инновационных проектов предприятий
о
и организаций региона, отражающих его проблемы, за счет совершенствования системы Ь
N
О
концентрации инвестиционных ресурсов и механизма отбора объектов инвестирования;
- финансирование за счет средств регионального бюджета наиболее значимых исследо- □ вательских проектов и программ ведущих НИИ и вузов регионов; ^
- организация и проведение мониторинга научно-инновационного потенциала регио нов в целях повышения эффективности научно-технической региональной политики.
ЛИТЕРАТУРА Ü
1. Дагаев А.А. Рычаги инновационного роста // Проблемы теории и практики управления. о 2000. № 5. ф
2. Иванова Е.Н. Общие подходы к формированию региональной инновационной политики. Материалы международного форума «Инновационные технологии и системы». Минск, 2006.
3. Институциональная экономика / Под общ. ред. А. Олейника. М.: ИНФРА-М, 2005.
4. Ковалев Г.Д. Инновационные коммуникации. М.: ЮНИТИ, 2000.
5. Наука России в цифрах. 2006: Стат. сб. М., 2006. _
6. Шеко П. Инновационный хозяйственный механизм // Проблемы теории и практики управ- ö ления. 1999. № 2. ^
0
1_
0
1_
о о
со
- О
I—
шиянов С.Е. 8
CL
I
>
0
1
I ф
со I—
о а
кредитные кооперативы как источник инвестирования
малого бизнеса в ставропольском крае о
ф
Малый бизнес занимает ведущее место в экономике развитых стран. В Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» подчеркивается, что малый бизнес направлен на свободное использование своих способностей и имущества для §
I
осуществления предпринимательской деятельности. Этим положением определена экономи- о ческая и социальная роль малого предпринимательства. 0)