Научная статья на тему 'Региональный аспект государственной инновационной политики'

Региональный аспект государственной инновационной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабына И.В., Лапицкая Л.М.

Проанализирован организационно-экономический механизм развития и повышения эффективности функционирования региональной инновационной инфраструктуры, выявлены проблемы адаптации региональных инновационных систем к быстроменяющейся экономической обстановке. Представлена инновационная система Гомельской области, представляющая собой совокупность различных институтов, функционирование которых позволяет содействовать созданию и распространению инноваций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональный аспект государственной инновационной политики»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

УДК 338(1)

РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

И. В. БАБЫНА

Учреждение образования «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины», Республика Беларусь

Л. М. ЛАПИЦКАЯ

Учреждение образования «Гомельский государственный технический университет имени П. О. Сухого», Республика Беларусь

Введение

При разработке экономической политики Республики Беларусь ведущую роль играет стратегическая установка, в соответствии с которой устойчивое экономическое развитие может быть достигнуто лишь благодаря активизации инновационной деятельности и эффективному использованию инновационного потенциала страны. Особая роль в реализации поставленных задач отводится регионам, где непосредственно осуществляется экономическая политика государства. При этом региональная политика должна быть направлена на развитие и совершенствование инновационной инфраструктуры региона, посредством которой обеспечивается объединение усилий государственных органов управления всех уровней, организаций научно-технической, образовательной сфер деятельности и предпринимательского сектора экономики, в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий, в целях реализации стратегических национальных приоритетов страны и выхода экономики регионов на траекторию инновационного роста. Для этого необходимо восполнить недостающие или недостаточно развитые звенья и организовать их взаимосвязь, прежде всего финансовых институтов и субъектов инновационной инфраструктуры, позволяющих аккумулировать инвестиционные ресурсы и создающих условия для рыночного продвижения инноваций.

Указанные обстоятельства определяют объективную необходимость исследования организационно-экономического механизма развития и повышения эффективности функционирования региональной инновационной инфраструктуры, тем самым определяя актуальность выполненного исследования.

Различные аспекты рассматриваемой проблемы нашли отражение в отечественных и зарубежных исследованиях. В работе были использованы труды авторов, внесших существенный вклад в формирование и развитие основных теоретических аспектов инновационной деятельности: П. Ф. Друкера, Д. Шумпетера, Б. Твисса, П. Майерса, А. Гобсона, А. С. Нашара, Б. Санто, Н. Д. Кондратьева и др.

Решению проблемы инновационного развития страны и регионов посвящены труды С. Д. Ильенковой, В. Г. Медынского, Р. А. Фатхудинова, А. Е. Матюхова, В. А. Швандара, И. А. Максимцева, И. Г. Дежиной, Д. И. Кокурина, Л. Н. Нехороше-вой, Н. И. Богдан и др. [1], [3].

Вместе с тем недостает исследовательского внимания проблемам адаптации региональных инновационных систем к быстроменяющейся экономической обстановке, их институционального и структурного преобразования, исходя из задач, актуализи-

рующихся в соответствии с требованиями формирующейся инновационной экономики и изменениями мировой экономической системы. Остаются мало исследованными вопросы формирования организационных форм и механизма функционирования субъектов инновационной инфраструктуры, обеспечивающих привлечение и эффективное использование инвестиционных ресурсов.

Основная часть

Действенная поддержка государством инновационных процессов в регионах является одним из ключевых факторов, обеспечивающих формирование инновационного климата и производство конкурентоспособной продукции.

Региональный аспект государственной инновационной политики является одной из основ для формирования промышленной политики в целом и должен в перспективе предусматривать формирование на местах не просто инновационных производств, а научно-промышленных комплексов, ориентированных на производство высокотехнологичной конкурентоспособной продукции.

Достижение целей промышленной политики невозможно без активизации инновационной деятельности непосредственно на предприятиях на основе освоения в производстве эффективных технологий, новейших разработок, соответствующих и превосходящих мировой уровень, перехода к энерго- и ресурсосберегающим технологиям и т. п.

Это требует от государства разработки институциональных механизмов регулирования инновационной деятельности в регионах, в том числе действенных критериев отбора объектов для первоочередной поддержки и механизмов этой поддержки.

Одним из наиболее эффективных методов такого воздействия призваны стать региональные инновационные программы, которые позволят региональным властям не только отслеживать инновационную активность на уровне отдельных промышленных предприятий, но и обеспечат ее эффективность за счет определения конкретных направлений поддержки и обеспечения процедур контроля. Такой подход позволяет создать условия для развития инновационной деятельности в регионах, основанный на взаимных обязательствах ее участников в сочетании с их экономическими интересами.

С целью активизации инновационной деятельности в регионах необходимо создать структурные подразделения, отвечающие, в пределах своих полномочий, за создание необходимых организационных и экономических условий для развития инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры, разработку и реализацию региональных инновационных программ.

На рис. 1. представлена структура управления научно-инновационной деятельностью в Гомельской области [2], [4].

Рис. 1. Структура управления научно-инновационной деятельностью в Гомельской области

Функции координационного научно-технического совета при Гомельском облисполкоме:

- вырабатывает предложения и рекомендации о развитии наиболее перспективных направлений исследований, финансируемых из бюджета Гомельской области, а также в рамках региональной научно-технической программы Гомельской области (далее - РНТП Гомельской области), прекращении работ по малоэффективным направлениям научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, не имеющих практического применения;

- вносит в облисполком, другие органы государственного управления предложения о целесообразности и необходимости проведения на территории Гомельской области совещаний, семинаров, конференций по вопросам научно-технического развития;

- рассматривает мероприятия, научно-технические и инновационные проекты, планируемые к реализации за счет части средств инновационного фонда облисполкома, предусмотренных для финансирования отдельных отраслевых и научно-технических проектов, и иных источников, вырабатывает предложения о целесообразности их финансирования;

- проводит конкурсный отбор проектов заданий РНТП Гомельской области и оценивает их научно-технический уровень, возможные социальные, экономические и экологические последствия;

- оценивает научно-технический уровень и социально-экономическую эффективность разработок, выполняемых (выполненных) за счет средств бюджета Гомельской области, а также в рамках РНТП Гомельской области;

- заслушивает доклады руководителей органов управления облисполкома и организаций Гомельской области о проблемах технологического развития региона и вносит соответствующие предложения в облисполком;

- заслушивает отчеты и доклады руководителей организаций-исполнителей и потребителей работ по заданиям РНТП Гомельской области;

- рассматривает в пределах своей компетенции другие вопросы, связанные с реализацией региональной научно-технической и инновационной политики Гомельской области.

Управление в научном комплексе осуществляют: Гомельский филиал Национальной академии наук Беларуси, Гомельский областной совет ректоров высших учебных заведений, Гомельское отделение Белорусского инженерного общества, Гомельский областной совет Белорусского общества изобретателей и рационализаторов и иные органы управления и общественные организации.

Управление реальным сектором экономики в Гомельской области осуществляют комитеты, управления облисполкома и районные исполнительные комитеты, администрация СЭЗ «Гомель-Ратон», иные органы управления.

Инновационную систему Гомельской области формирует совокупность различных институтов, которые совместно и каждый в отдельности вносят вклад в создание и распространение инноваций и обусловливают инновационное развитие экономики.

В структуре инновационной системы Гомельской области можно выделить:

- институты, формирующие ядро региональной инновационной системы и осуществляющие производство и использование инноваций. Прежде всего, это образовательные и научные структуры, инновационно-активные предприятия;

- институты, поддерживающие, стимулирующие и регулирующие инновационные процессы.

Действующая модель инновационной системы Гомельской области представлена на рис. 2.

Рис. 2. Модель инновационной инфраструктуры Гомельской области

Институты, поддерживающие, стимулирующие и регулирующие процессы инноваций (поддерживающее институциональное окружение), рассмотрены в четырех аспектах:

• Регулирование инновационной деятельности - обеспечение формирования нормативно-правовой базы инновационной деятельности, осуществление регулирования субъектов инновационной деятельности, обеспечение государственной регистрации прав на объекты интеллектуальной собственности. К институтам регулирования относятся органы государственного управления, обеспечивающие создание условий для осуществления инновационной деятельности в Гомельской области. К институтам регулирования относятся органы местной власти, координационный научно-технический совет при Гомельском облисполкоме.

• Финансирование инновационной деятельности - обеспечение финансовой поддержки инновационной деятельности. В Гомельской области институт финансирования инновационной деятельности представлен Белорусским инновационным фондом, а также средствами инновационного фонда Гомельского областного исполнительного комитета. Финансирование инновационной деятельности осуществляется также за счет собственных средств субъектов хозяйствования.

• Организационная поддержка - обеспечение содействия установлению сотрудничества между субъектами инновационной деятельности, передачи, хранения и обмена ее результатами. Организационную поддержку инновационной деятельности обеспечивают центры трансферов технологий при вузах Гомельской области, Государственное предприятие «Центр научно-технической и деловой информации», Гомельский технопарк, Агентство развития и содействия инвестициям, инкубатор малого предпринимательства ЧКУП «Белтрастинфо», центры поддержки предпринимательства и другие организации.

• Информационная поддержка - обеспечение информационной поддержки инновационной деятельности. Информационная поддержка инновационной деятельности осуществляется региональными и республиканскими средствами массовой информации, посредством сети Internet, через специализированные выставки, конференции, библиотеки и т. д. Следует отметить, что в Гомельском филиале Республиканской научно-технической библиотеки сосредоточены наиболее полные информационные ресурсы по науке и технологиям.

Ключевые функции региональной инновационной системы Гомельской области:

- формулирование научно-технической, инновационной, промышленной политики;

- обеспечение нормативно-законодательной базы функционирования региональной инновационной системы Гомельской области;

- идентификация и выбор приоритетов в области научных исследований и разработок, инноваций и использования инноваций в реальном секторе экономики;

- осуществление научно-исследовательской деятельности;

- осуществление инновационной деятельности;

- осуществление производственной деятельности;

- создание человеческого капитала;

- осуществление финансирования научно-исследовательской деятельности;

- предоставление стимулов для развития инноваций;

- поддержка развития новых (высокотехнологичных) отраслей промышленности и сферы услуг.

Заключение

Проведенный анализ развития инновационной инфраструктуры Гомельской области позволяет сделать вывод о ее большой значимости и необходимости качественного развития, так как она в значительной степени ускоряет инновационное развитие экономики.

Таким образом, в инновационной системе Гомельской области созданы и функционируют основные институты, формирующие ядро региональной инновационной системы, и институты, поддерживающие инновации. Вместе с тем развитие инновационной системы Гомельской области имеет ряд особенностей и проблем:

- в Гомельской области не получили достаточного развития институты финансовой поддержки инновационной деятельности;

- отсутствуют институциональные условия для реализации эффективного механизма венчурного инвестирования перспективных инновационных проектов;

- отсутствуют эффективные формы взаимодействия вузов, научно-исследовательских и инновационно-активных организаций Гомельской области, зачастую это обусловлено низкой инновационной активностью и инновационной восприимчивостью самих предприятий;

- недостаточно развит спрос предприятий реального сектора экономики Гомельской области на перспективные с точки зрения коммерческого применения результаты интеллектуальной деятельности;

- имеется дефицит квалифицированных специалистов по коммерциализации научно-технических разработок и управлению результатами интеллектуальной и инновационной деятельности.

Региональные инновационные программы должны формироваться на основе экономических и социальных программ развития регионов и определять основные приоритеты развития инновационной инфраструктуры и инновационного потенциала, включая подготовку кадров, формы и методы стимулирования специализированных субъектов инновационной деятельности.

Литература

1. Медынский, В. Г. Инновационный менеджмент : учебник / В. Г. Медынский. -М. : ИНФРА-М, 2013. - 295 с.

ЭККИКМИКР И УПРРВЛЕИИЕ ИРРКДИЫМ ХКЗЯЙСТВКМ 79

2. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. - 2015. - Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/nauka-i-innovatsii/ofitsialnye-publikatsii_3/index_440/.

3. Нехорошева, Л. Н. Государственно-частное партнерство как инструмент развития инновационной и венчурной деятельности / Л. Н. Нехорошева // Проблемы упр. -2011. - № 2 (39). - С. 53-63.

4. Структура управления научно-инновационной деятельностью / Инновационные потребности и предложения Гомельской области // Центр науч.-техн. и деловой информ. - 2015. - Режим доступа: http://www.inno.gomel.by/node/22.

Получено 01.08.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.