Научная статья на тему 'Механизмы функционирования инновационного предприятия в регионе'

Механизмы функционирования инновационного предприятия в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
996
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / МЕХАНИЗМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INNOVATION / ENTERPRISE STRUCTURES / INNOVATIVE ACTIVITY / MECHANISMS OF IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Меркулова Елена Юрьевна, Сысоева Маргарита Сергеевна

В статье рассматриваются различные точки зрения на механизмы функционирования инновационного предприятия в регионе. Определяется сущность и роль инноваций для предпринимательских структур. Для достижения конкурентных преимуществ, предпринимательских структур обеспечение необходимого уровня инновационной активности в экономике страны – ключевая социально-экономическая проблема XXI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS OF FUNCTIONING OF THE INNOVATIVE ENTERPRISE IN THE REGION

In article the various points of view on mechanisms of functioning of the innovative enterprise in the region are considered. The essence and role of innovations for enterprise structures are defined. For achievement of competitive advantages, enterprise structures providing necessary level of innovative activity in national economy – a key social and economic problem of the XXIth century.

Текст научной работы на тему «Механизмы функционирования инновационного предприятия в регионе»

МЕХАНИЗМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО

ПРЕДПРИЯТИЯ В РЕГИОНЕ

Е. Ю. МЕРКУЛОВА, М. С. СЫСОЕВА

В статье рассматриваются различные точки зрения на механизмы функционирования инновационного предприятия в регионе. Определяется сущность и роль инноваций для предпринимательских структур. Для достижения конкурентных преимуществ, предпринимательских структур обеспечение необходимого уровня инновационной активности в экономике страны - ключевая социально-экономическая проблема XXI в.

Ключевые слова: инновация, предпринимательские структуры, инновационная активность, механизмы осуществления инновационной деятельности.

Инновационная деятельность - это деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций в целях расширения ассортимента и повышения качества продукции, совершенствования технологии и организации производства.

Инновационная деятельность включает:

- выявление проблем предприятия;

- осуществление инновационного процесса;

- организацию инновационной деятельности.

Главная предпосылка инновационной деятельности предприятия состоит в том, что все существующее стареет. Поэтому необходимо систематически отбрасывать все то, что износилось, устарело, стало тормозом на пути к прогрессу, а также учитывать ошибки, неудачи и просчеты. Для этого на предприятиях периодически необходимо проводить аттестацию продуктов, технологий и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения. Иными словами, должна проводиться своеобразная рентгенограмма всех сторон деятельности предприятия. Это не просто диагностика производственно-хозяйственной деятельности предприятия, его продукции, рынков и т. д. На ее основе руководители должны первыми подумать о том, как самим сделать свою продукцию (услуги) морально устаревшей, а не ждать, пока это сделают конкуренты. А это, в свою очередь, будет побуждать предприятия к инновациям. Практика показывает: ничто так не заставляет руководителя сосредоточиться на инновационной идее, как осознание того, что производимый продукт уже в ближайшем будущем окажется устаревшим.

В исследованиях последних лет значительное внимание уделяется проблемам инноваций и

предпринимательства. Причем, обе проблемы рассматриваются как теоретически, так и в практическом аспекте. В то же время, несмотря на повышение интенсивности исследований по данным направлениям, наблюдается весьма низкий уровень инновационной активности предприятий. По данным Федеральной службы государственной статистики инновационную деятельность в 2011 г. осуществляли 10,4 % российских предприятий, причем наблюдается не равномерность развития регионов [8]. Иными словами, более 90 % предприятий вообще не участвовали в инновационной деятельности. Причин подобной ситуации много, но главная из них - это отсутствие условий для осуществления этого вида деятельности основной массой предприятий, низкий уровень восприимчивости к новшествам. Бизнес и инновации оказываются оторванными друг от друга. Такое положение дел на практике нашло отражение и в теории: научные исследования проблем предпринимательства в очень незначительной степени касаются инновационных вопросов. Можно без преувеличения сказать, что отсутствие необходимой увязки двух этих проблем в методологическом плане не способствует сокращению разрыва между инновационной и предпринимательской деятельностью в реальной экономике.

В экономической литературе в значительной степени преобладают издания, посвященные предпринимательству, в которых оно рассматривается либо с организационно-правовой точки зрения [2], либо в так называемом шумпетериан-ском ключе [7], когда предприниматель представляется инновационным по определению, то есть в принципе является субъектом, осуществляющим

инновации. На наш взгляд, одного лишь утверждения об инновационности предпринимателя недостаточно для активизации процессов нововведений на практике. Необходимо создание реально функционирующих инновационных механизмов.

В то же время следует отметить ряд публикаций, исследующих проблему инноваций и рассматривающих отдельные механизмы, нацеленные на активизацию нововведений в сфере производства.

Комплексное рассмотрение проблемы управления инновациями осуществлено Г. Д. Ковалевым. Данный автор вводит ряд новых понятий, развивающих теорию инновационных процессов. Это понятия инновационной коммуникации, логистических инновационных функций и логистических инновационных операций. Рассматривая инновационные коммуникации, Г. Д. Ковалев делает попытку исследования проблемы взаимодействия инвестиций, производства и информации в процессе коммерциализации новшеств. Несмотря на достаточно близкое приближение автора к проблеме инновационных механизмов, само понятие и система этих механизмов не определены, не предлагаются также конкретные способы и рычаги активизации инновационной деятельности предпринимательских структур.

Попытка комплексного решения проблемы представлена в работе П. Шеко [6]. Он выделяет пять факторов процесса инновационной деятельности: мировой порог знаний, инновационные финансовые ресурсы, инновационных предпринимателей, поле инновационной активности, инновационный климат. По поводу выделенных факторов можно заметить, что в целом они в значительной степени действительно определяют развитие инновационных процессов. Но, во-первых, факторы неодинаковы по своей масштабности. Например, инновационный климат - это общее понятие, инновационные финансовые ресурсы - более частное. Причем, последние, по-видимому, должны включаться в инновационный климат. Во-вторых, выделение инновационных предпринимателей в качестве фактора без указания на необходимость повышения инновационной активности предпринимательского сектора в целом ведет к необоснованному выделению первых как обособленной части предпринимательского сообщества.

Проблемы создания и развития механизмов инновационного развития рассматриваются в работе А. А. Дагаева [1]. Он выделяет венчурный механизм освоения нововведений, механизм ча-

стных капиталовложений в сферу НИОКР, механизм активизации региональных научно-технических ресурсов, механизм технологических трансфертов. Важность этих механизмов не вызывает сомнений, но перечень их явно недостаточен. В целом следует отметить, что А. Дагаев достаточно близко подошел к постановке вопроса комплексного исследования инновационных механизмов в экономике.

Для осуществления предприятием инновационной деятельности оно должно иметь такие структуру и настрой, которые способствовали бы созданию атмосферы предпринимательства и восприятия нового как благоприятной возможности. При этом необходимо учесть ряд важных моментов.

Основной организационный принцип для инновации заключается в создании команды из лучших работников, освобожденных от текущей работы.

Как показывает опыт, все попытки превратить существующее подразделение в носителя инновационного проекта заканчиваются неудачей. Причем этот вывод касается как предприятия крупного, так и малого бизнеса. Дело в том, что поддержание производства в рабочем состоянии -уже большая задача для людей, этим занятых. Поэтому на создание нового у них практически не остается времени. Существующие подразделения, в какой бы сфере они ни функционировали, в основном способны лишь расширять, модернизировать производство.

Предпринимательская и инновационная деятельность не обязательно должна проводиться на постоянной основе, тем более в малых предприятиях, где такая постановка дела зачастую невозможна. Однако необходимо назначить работника, персонально ответственного за успех инноваций. Он должен отвечать за своевременное выявление и замену устаревающей продукции, техники, технологии, за всесторонний анализ производственно-хозяйственной деятельности (рентгенограмму бизнеса), за разработку инновационных мероприятий. Работник, ответственный за инновационную деятельность, должен быть лицом, достаточно авторитетным на предприятии.

Необходимо оградить инновационное подразделение от непосильных нагрузок. Вложения в разработку инноваций не должны включаться в регулярно проводимый анализ отдачи от капиталовложений до тех пор, пока новые изделия (услуги) не утвердятся на рынке. В противном случае дело будет загублено.

Прибыль от реализации инновационного проекта существенно отличается от прибыли, полу-

чаемой за выпуск отлаженной продукции. На протяжении длительного времени новаторские начинания могут не давать ни прибыли, ни роста, а только потреблять ресурсы. Затем инновация в течение длительного времени должна быстро разрастаться и возвращать вложенные в ее разработку средства по меньшей мере в 5-10-кратном размере, иначе ее можно рассматривать как неудачную. Нововведение начинается с малого, но результаты его должны быть масштабными.

Предприятием следует управлять таким образом, чтобы в нем создавалась атмосфера восприятия нового не как угрозы, а как благоприятной возможности. Сопротивления изменениям коренятся в страхе перед неизвестным. Каждый работник должен осознать, что нововведения - это лучшее средство сохранить и укрепить свое предприятие. Более того, необходимо понять, что нововведения - это гарантия занятости и благополучия каждого работника. Организация инновационной деятельности на основе указанных принципов позволит предприятию продвинуться вперед и добиться успеха.

Инновационная деятельность может осуществляться как в рамках предприятий специально созданными для этого подразделениями (так называемые внутренние венчуры), так и самостоятельными венчурными (рисковыми) фирмами.

Внутренние венчуры представляют собой небольшие подразделения, организуемые для разработки и производства новых типов наукоемкой продукции и наделяемые значительной автономией в рамках предприятий. Отбор и финансирование предложений, поступающих от сотрудников предприятия или независимых изобретателей, ведутся специализированными службами. В случае одобрения проекта автор идеи возглавляет внутренний венчур. Это подразделение функционирует при минимальном административно-хозяйственном вмешательстве со стороны руководства предприятия.

В течение обусловленного срока внутренний венчур должен провести разработку новшества и подготовить новый продукт или изделие к запуску в массовое производство. Как правило, это производство нетрадиционного для данной фирмы изделия.

В Российской Федерации внутренние венчу-ры созданы на ряде крупных промышленных предприятий, прежде всего, военно-промышленного комплекса (ВПК).

Венчурная фирма - это малое предприятие, специализирующееся на исследованиях и разработках инновационных идей, связанных со значи-

тельным риском. Для разработки перспективной идеи привлекается венчурный капитал крупных фирм, заинтересованных в инновациях. Крупная фирма обычно неохотно идет на собственную разработку инновационной идеи со значительным риском. Последствия возможной неудачи для нее намного тяжелее, чем для небольшой фирмы. Поэтому главным направлением участия крупной фирмы в исследованиях вероятного характера, связанных с разработкой инновационных идей, становится осуществление рискового финансирования небольших фирм-новаторов, специализирующихся на подобных разработках.

Для малых фирм характерны простота управления, широкий простор личной инициативы, возможность проведения гибкой научно-технической политики, активное привлечение к своей деятельности изобретателей. Это обусловливает высокую эффективность деятельности венчурных фирм. Многие из них вносят существенный вклад в инновационный прогресс, разработку новой продукции, прогрессивных технологий.

Об эффективности малых фирм в инновационном процессе свидетельствуют следующие данные: по оценкам Национального научного фонда США, на каждый вложенный в НИОКР доллар фирмы с численностью до 100 чел. осуществляли в четыре раза больше нововведений, чем фирмы с занятостью в 100-1000 чел. и в 24 раза больше, чем компании, где занятость свыше 1000 чел. Темпы нововведений у них на треть выше, чем у крупных, кроме этого, небольшим фирмам требуется в среднем 2,22 года, чтобы выйти со своими нововведениями на рынок, тогда как крупным - 3,05 года.

Участие крупных фирм в рисковом финансировании по сравнению с традиционными формами ведения НИОКР обусловлено не только повышенной отдачей, но и их прямой экономической заинтересованностью. Дело в том, что независимые малые фирмы пользуются налоговыми и другими льготами, получают прямую финансовую поддержку в рамках правительственных программ стимулирования научно-технического прогресса. В результате в настоящее время венчурное финансирование во многих странах активно развивается. Определенное развитие венчурные формы получают и в России.

Как любая другая сложная система, экономическая система региона представляет собой взаимосвязанные и параллельно протекающие процессы, совместное действие которых приводит к развитию региона. Такими процессами являются: финансирование, исследования и разработки, про-

изводство, маркетинг, движение финансовых потоков, обеспечение стратегической информации о внешней среде, процесс сбора информации о его функциональном и финансовом состоянии, управление и стратегический менеджмент. Осуществление процесса инновационного развития предприятия региона связано с разработкой механизма, способного перестроить все сферы общественных отношений в целях модернизации экономики. Под организационно-экономическим механизмом инновационного развития предприятий региона понимается взаимозависимая совокупность следующих основных элементов:

- формы и методы экономического управления предприятием с акцентом на стимулирование инновационного развития;

- система обоснованных ограничений финансового и административного характера, учитывающих особенности развития региона, в котором функционирует предприятие;

- информационная система формирования базы управленческих решений по коммерциализации инновационного продукта.

Организационно-экономические механизмы инновационного развития предприятий действуют на региональном уровне и на предприятии и должны быть увязаны со стадиями жизненного цикла предприятия. Инновационный механизм включает в себя этапы исследований, получения результатов и их внедрения. Процесс внедрения с экономической точки зрения наиболее важен, так как в это время инновации из категории объектов инвестиционной деятельности переходят в категорию материальных ресурсов. Процесс передачи инновационных достижений должен быть финансово оптимизирован и распределен во времени. Дороговизна инноваций может повлечь за собой высокую стоимость продукции и низкую окупаемость нового производства.

На рисунке 1 представлены механизмы инновационного развития предпринимательских структур в регионе. Представленные в статье механизмы осуществления инновационной деятельности в регионе, представляются нам взаимосвязанными элементами инновационно-предпринимательской системы, которые могут быть названы инновационными механизмами предпринимательства.

Механизмы инновационного развития предпринимательских структур

Механизм государственной поддержки

Механизм организации инновационной деятельности

Разработка нормативно-правовой базы

Налоговое стимулирование

Бюджетное финансирование

Приоритетные направления НТП (контракты на выполнение гос. заказа):

- Федеральные инновационные программы;

- Международные программы и проекты

Целе вые бюджетные фонды (поддержка в виде грантов):

Базовое финансирование:

- академического сектора;

- государственные научные центры и лаборатории;

- содержание уникальных объектов опытной базы

т

Механизм разработки и внедрения инноваций

Механизм регулирования, управления, финансирования, поддержки

Создание инновационного предприятия: матричные структуры, научно-технические подразделения, научно-технические организации, осуществляющие деятельность по рыночным принципам, внутренние венчуры

Организация инновационного процесса

Производство

Использование собственного капитала

Использование заемного капитала

Регулирование и управление

Сотрудничество и поддержка

Механизм защиты интеллектуальной собственности

Получение патентов

НИР и ОКР

Рис. 1. Механизмы осуществления инновационной деятельности

На региональном уровне решаются задачи по формулированию инновационной стратегии, созданию благоприятного инновационного климата, реализации стратегических программ. Региональный уровень создает условия для интенсивного протекания инновационных процессов на уровне предпринимательских структур. Инновационно ориентированные предприятия, являясь центральным звеном инновационной системы, обеспечивают основной объем наукоемкой продукции в ВРП.

Обеспечение необходимого уровня инновационной активности в экономике страны - ключевая социально-экономическая проблема XXI в. Установление мотивов инновационной активности предприятий и их значимость полезно для исследования сил, движущих инновационные процессы, например, конкуренция и возможности выхода на новые рынки. Конечным результатом функционирования национальной инновационной системы является доля инновационно-активных предприятий в общей их структуре.

Динамику инновационной активности предприятий РФ в целом и ЦФО РФ иллюстрирует таб-

лице 1 [8]. Представленные данные свидетельствуют о том, что в России в среднем за период 20092011 гг. инновационно-активными являются всего 10,4 % предприятий от общего числа предприятий, в Центральном федеральном округе - 10,2 %, в Тамбовской области - 5,9 %. Так, в Тамбовской области инновационная активность предприятий по сравнению с 2009 г. продолжает снижаться, что позволяет сделать вывод о незаинтересованности предприятий в осуществлении инновационной деятельности. Следует отметить, что Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. предусмотрено увеличение этого показателя до 40-50 % в 2020 г. Низкие темпы роста инновационной активности предприятий можно объяснить не столько отсутствием инноваций как таковых, сколько отсутствием опыта в области управления инновационной деятельностью, а также не проработанностью организационноэкономического механизма инновационного развития предприятий.

Таблица 1

Инновационная активность организаций (удельный вес организаций, осуществлявших инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций), по субъектам ЦФО РФ (%)

2009 2010 2011

Российская Федерация 9,3 9,5 10,4

Центральный федеральный округ 8,8 8,6 10,2

Белгородская область 11,1 10,9 12,2

Брянская область 7,9 8,8 9,6

Владимирская область 10,2 9,5 10,8

Воронежская область 8,6 8,6 9,2

Ивановская область 5,7 5,8 5,1

Калужская область 7,9 8,3 7,9

Костромская область 8,0 8,5 9,1

Курская область 8,6 7,1 13,7

Липецкая область 9,9 8,9 10,0

Московская область 6,8 6,7 8,1

Орловская область 14,2 11,5 10,7

Рязанская область 6,6 7,0 8,4

Смоленская область 7,9 5,5 6,6

Тамбовская область 9,4 8,2 5,9

Тверская область 4,4 5,1 7,8

Тульская область 9,3 10,5 11,0

Ярославская область 9,5 10,0 12,0

г. Москва 14,1 13,3 18,6

Можно выделить ряд проблем, препятствующих развитию инновационных предприятий в регионе, а именно:

- низкий спрос на инновации, преобладание закупок готового оборудования за рубежом;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- фрагментарность и незавершенность инновационного цикла (в частности, слабость института инновационных рыночных посредников, неразвитость сетевых коммуникаций, отраслевых и региональных инновационных кластеров);

- недостаточная продуктивность науки и, как следствие, неспособность научных организаций и вузов предложить бизнесу в массовом масштабе готовые к практическому использованию собственные экономически рентабельные и технологически конкурентоспособные разработки, обеспечить их доведение и сопровождение на стадии внедрения и освоения производства;

- недостаточность внебюджетных источников финансирования;

- несоответствие системы подготовки кадров потребностям рыночной экономики [4; 6].

Инновационная активность предприятия обусловливает разнообразие, гибкость и динамичность его хозяйственного поведения в рыночной экономике. Являясь результатом динамичных изменений рыночной среды, оказывает существенное влияние на нее. Многообразие структурных элементов рыночной среды предопределяет и разнообразие факторов, определяющих инновационную активность предприятия. Факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на инновационную активность предприятий в регионе, определены и систематизированы в таблице 2.

Таблица 2

Классификация факторов, влияющих на инновационную активность предпринимательских структур ______________________________________(разработано автором)______________________________________________

Классификационный признак группы Факторы

Г еографические - климатические особенности региона; - экологическая ситуация в регионе - научно-техническое состояние региона; - наличие в регионе природных ресурсов; - плотность населения; - наличие, доступность, достаточность квалифицированной рабочей силы; - состав региона (городское и сельское население)

Политические - система федерального и регионального законодательства; - избыточная бюрократия; - правовая защищенность; - политическая нестабильность.

Социально-экономические - риск, связанный с инновациями; - период окупаемости инновационных проектов; - недостаток финансовых средств и сложный механизм получения кредитов; - низкий спрос на новую продукцию; - обострение конкуренции; - увеличение рентабельности; - рост стоимости фирмы; - материальное поощрение участников инновационного процесса; - обеспечение возможностей самореализации; - рост потребительского спроса

Организационно-управленческие - устоявшаяся организационная структура компании; - недостаток квалифицированных и креативных кадров; - сложность нахождения партнера для совместной разработки; - гибкость организационной структуры; - децентрализация управления; - повышение квалификации работников

Для развития инновационной среды в регионах с высоким научным потенциалом необходима государственная поддержка с учетом зарубежного опыта. Так, правительства различных стран поддерживает инновационную деятельность на законодательном уровне. Финансовые аспекты различных механизмов финансирования и финансо-

вого стимулирования венчурного предпринимательства и поощрения закрепляются законами, прежде всего законом о государственном бюджете. Несмотря на трудности, связанные с малым объемом бюджетного финансирования, отсутствием значительных собственных средств предприятий и неразвитостью инновационного ме-

неджмента, уже созданные инновационные среды смогут играть роль региональных оазисов, которые поддержат возможность будущего технологического возрождения России.

Устойчивость инновационной активности в регионе во многом зависит от своевременной информационной и финансовой поддержки, поступившей либо от соответствующих институтов и организационных структур регион, либо за счет внешних участников, имеющих акции или заинтересованные в производстве и реализации продукции соответствующих предприятий. Устойчивость самой инновационной среды зависит от сбалансированности во времени и пространстве инновационного спроса и предложения.

Проблемы определения эффективности инновационно-инвестиционного развития предприятий в регионах являются крайне актуальными для России. Решение этих проблем и формирование работоспособной системы показателей позволят оценить эффективность текущего функционирования инновационной системы предприятий региона и степень реализации поставленных задач и целей инновационного развития.

Литература

1. Дагаев А. А. Рычаги инновационного роста // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 5. С. 70-76.

2. Ковалев В. В. Методы оценки инвестиционных проектов. М., 2000.

3. Махонина И. Н. Лизинг как инструмент инновационно-финансовой политики малого предпринима-

тельства // Актуальные инновационные исследования: наука и практика. 2009. № 2. С. 24-24.

4. Меркулова Е. Ю. Особенности инновационного процесса как объекта управления в постиндустриальной экономике// Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2010. № 3. С. 147-153.

5. Сысоева М. С. Сущность и особенности организации инновационно-инвестиционной деятельность в Тамбовской области // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 5-6.

6. Шеко П. Инновационный хозяйственный механизм// Проблемы теории и практики управления. 1999. № 2. С. 71-78.

7. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1982.

8. URL: http:// www.gks.ru

* * *

MECHANISMS OF FUNCTIONING OF THE INNOVATIVE ENTERPRISE IN THE REGION

E. Yu. Merkulova, M. S. Sysoyeva

In article the various points of view on mechanisms of functioning of the innovative enterprise in the region are considered. The essence and role of innovations for enterprise structures are defined. For achievement of competitive advantages, enterprise structures providing necessary level of innovative activity in national economy - a key social and economic problem of the XXIth century.

Key words: innovation, enterprise structures, innovative activity, mechanisms of implementation of innovative activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.