Научная статья на тему 'Инновационный тип развития банковской системы'

Инновационный тип развития банковской системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
758
346
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНК / ИННОВАЦИЯ / НОВАТОРЫ / ВИРТУАЛЬНЫЙ БАНК / BANK / INNOVATION AND INNOVATORS / VIRTUAL BANK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никонец О. Е.

Работа посвящена проблемам формирования и развития инновационной банковской системы. Автор, используя современные источники определил роль и место инноваций в банковской сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN INNOVATIVE TYPE OF BANKING SYSTEM DEVELOPMENT

Work is devoted to the problems of formation and development of innovative banking system. The author, using a modern sources defined the role and place of innovation in banking

Текст научной работы на тему «Инновационный тип развития банковской системы»

УДК

ИННОВАЦИОННЫЙ ТИП РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

О.Е. Никонец

Работа посвящена проблемам формирования и развития инновационной банковской системы. Автор, используя современные источники определил роль и место инноваций в банковской сфере.

Ключевые слова: банк, инновация, новаторы, виртуальный банк.

Новые технологии банковского обслуживания представляются инновациями, составляющими часть более мощного процесса, охватившего всю мировую экономику. На сегодняшний день можно констатировать, что в целом экономика развитых стран перешла к инновационному типу развития. Этот процесс существенным образом затронул банковский сектор и как область приложения (объект) инноваций и как фактор, способствующий их внедрению в экономику в целом.

Известный экономист П. Друкер отмечает: «В настоящее время знание систематически и целенаправленно применяется для того, чтобы определить, какие новые знания требуются, является ли получение таких знаний целесообразным и что следует предпринять, чтобы обеспечить эффективность их использования. Иными словами, знание применяется для систематических нововведений и новаторства» [3].

В экономической литературе инновации понимаются и в более широком смысле. В этом случае инновации - синоним успешного развития социальной, экономической, образовательной, управленческой и других сфер на базе разнообразных нововведений. Например, В.С. Викулов понятие «инновации» (нововведения) трактует как «конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам».

B.С. Викулов отмечает, что «среди непременных свойств, присущих инновации, можно выделить следующие характеристики: новизна; удовлетворение рыночного спроса; коммерческая реализуемость».

Применительно к банку имеется в виду создание банковского продукта, обладающего более привлекательными потребительскими свойствами по сравнению с предлагаемым ранее, либо качественно нового продукта, способного удовлетворить неохваченные ранее потребности его потенциального покупателя, либо использование более совершенной технологии создания того же банковского продукта [1].

Инновационный процесс - это процесс, связанный с созданием, освоением и распространением инноваций, охватывает все стороны деятельности банка: от разработки

концепции или идеи до ее практической реализации.

С учетом того, что банковская система России только развивается, то под определение банковской инновации подпадают:

- новый российский банковский продукт, впервые появившийся на финансовом рынке (может быть сначала и в одном банке);

-новый для России зарубежный банковский продукт.

Следует учитывать и жизненный цикл инновации, поскольку она действует только в рамках времени, которые установлены начальной и конечной точками данного жизненного цикла.

Инновационный процесс можно определить как динамическую конкуренцию, в которой фирмы стремятся к инновациям, но различными путями. Одни сами занимаются инновациями (разработкой и внедрением), то есть сознательно выступают как лидеры в этой области, беря на себя риски, а другие берут на себя роль имитаторов, пытаясь догнать лидеров. Таким образом, для лидеров инновации выступают как внутренний импульс к изменениям, а для имитаторов как внешний. Постепенно то или иное нововведение охватывает отрасль в целом. Те компании, которые не смогли приспособиться к новым условиям конкуренции, разоряются.

C.Д. Ильенкова все существующие в банке инновационные процессы подразделяет на три группы:

1. Простой внутриорганизационный инновационный процесс, т.е. процесс, предполагающий создание и использование инновации в рамках одного и того же банка. В этом случае новшество не принимает формы нового банковского продукта, а лишь совершенствует технологию производства уже существующих продуктов либо какую-либо сервисную технологию.

2. Простой межорганизационный процесс, предусматривающий формирование нового банковского продукта, предназначенного для продвижения на рынке в качестве предмета купли-продажи.

3. Расширенный инновационный процесс, в основном связанный с формированием комплексного банковского продукта, когда при его создании банк сотрудничает со своими партнерами, тем самым, перераспределяя инновационный процесс между несколькими участниками. В качестве примера можно привести системы дистанционного управления счетом [2].

И.П. Хоминич применительно к банкам выделяет и классифицирует возможные инновации, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Классификация банковских инноваций [4]

Критерий Вид инноваций

Причина появления Реактивные (реакция на нововведения в деятельности конкурентов) Стратегические (носят упреждающий характер)

Цели Оперативные (текущие, краткосрочные) Перспективные (долгосрочные)

Функциональное содержание Производственные Интеллектуальные Управленческие Финансовые

Предмет (сущность) Продуктовые (новый продукт, услуги) Процессы (технологии, схемы управления и обслуживания клиентов, модели поведения)

В настоящее время существует два принципиально различных варианта организации банковской деятельности:

- классический банк, который имеет свои офисы и операционные залы и предоставляет клиентам возможность управлять своими счетами посредством Интернет;

- виртуальный банк, который осуществляет свою деятельность только во всемирной компьютерной сети.

Интернет создает совершенно необычную для традиционной экономики ситуацию, которую называют по-разному: рыночное киберпространство или глобальный рынок (global market place). Суть ее заключается в том, что Интернет создает единое виртуальное киберпространство с типичными для экономической среды (рынка) взаимодействиями и интеракциями участников.

Новаторы как особый фактор производства

Технологические инновации

В банках Во внешней макроэкономической н глобальной среде

Технологии дистанционного банковского обслуживания Интернет, новейшие средства связи

Телебанкинг, интернет-банкинг с (онлайн-банкинг) Глобализация мирового финансово-д банковского сектора; консолидация и конвергенция в международной банковской среде; новые платежные системы

Всемирное распространение иннованионных банковских продуктов на основе информационных технологий

Рис. 1 - Место инноваций в современной экономике

Виртуальный банк (virtual bank) - это банк, работающий с клиентами исключительно через

Интернет, и в отличие от традиционных банков не располагающий филиальной сетью. В случае виртуального банка клиент полностью лишен возможности контакта с его фронт-офисом. Банк привлекает и обслуживает клиентов исключительно через Сеть. Как правило, банки предпочитают сочетание виртуальных и классических технологий.

Дальнейшее развитие микроэкономических инноваций проявляются и на макроуровне, сказывается на свойствах международной экономики в целом. Информационные технологии внесли качественные изменения во внутрифирменное пространство, а затем в среду национальных экономик и дальше - в международную экономическую среду.

В реальной жизни классификация банковских инноваций не является теоретической задачей, так как напрямую связана с целесообразностью их внедрения. Таким образом, распространение инноваций в банковской среде тесно связано с инновациями в глобальном и мировом финансовом секторе, что делает этот процесс неизбежным для всех банков в различных странах.

Work is devoted to the problems of formation and development of innovative banking system. The author, using a modern sources defined the role and place of innovation in banking The key words: Bank, innovation and innovators, virtual bank.

Список литературы

1Викулов В.С. Инновационная деятельность кредитных организаций // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. №1; http://www.dis.ru/manag.

2 Инновационный менеджмент / Под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: Юнити, 1999. - С. 52.

3 Друкер П. Post - Capitalist Society. N.Y., 1993 // Цит. по: Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Academia, 1999. - С. 95.

4.Хоминич И.П. Инновационный менеджмент банковской деятельности // Банковские услуги. 1998. № 3. С. 11.

Об авторе

Никонец О.Е.- кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Финансы и кредит» Брянского государственного университета им. акад. И.Г. Петровского, 241000, г. Брянск, ул.Пролетарская, д.1, кв. 7, nikon4832@mail.ru

AN INNOVATIVE TYPE OF BANKING SYSTEM DEVELOPMENT

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.