Диденко, В.Ю. (2016). Влияние эры диджитализации на банковские бизнес-модели. Торгово-экономический журнал, 3(2), 183-194. doi: 10.18334/tezh.3.2.35577
Язык публикации: русский
Russian Journal of Retail Management, 2016, Volume 3, Issue 2
Effect of Digitalization Era on Banking Business Models
Valentina Didenko1®
1 Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation
ABSTRACT_
Technological development coincides with convergence of the banking sector and the trading sector. The article reviews the effect of technologies on provision of banking services to retail clients. The evolution of the technological use in banks is analyzed. Global software brands that form the digital bank for retail clients are characterized. Main trends of development of the client-oriented approach to provision of retail banking services are given.
KEYWORDS_
digital bank, business model, digitalization, client-oriented approach
CITATION_
Didenko, V.Yu. (2016). Effect of Digitalization Era on Banking Business Models. Russian Journal of Retail Management, 3(2), 183-194. doi: 10.18334/tezh.3.2.35577
JEL: G21, L21, O33 Original Research Language: Russian
Received: 25 May 2016, Published: 30 Jun 2016
© Didenko V.Yu. / Publication: Creative Economy Publishers This work is licensed under a Creative Commons BY-NC-ND 3.0
H For correspondence: vydidenko@fa.ru
HIGHLIGHTS
► emergence of new technological options attracts new players to the banking sector and the financial industry as a whole
► informational and telecommunication technologies are used both for the purpose of the banks' technical support and for development of new distribution channels, in particular, via close partnership with trade companies
► banks invest in digital technologies that allows them to significantly reduce expenses and to increase the volume of services provided by them
► Internet of Me is used to give the customer freedom of choice of the channel
of receipt, time, frequency of financial transactions - it leads the process of banking service provision on the new level, the emphasis is shifted from the competitive service provision to the competitive outcome of provided services at the client (outcome economy)
► ready-made applied programming solutions help banks to focus on quality and functionality of banking products to each customer individually
► high-technological companies allow to reduce stages of banking product development, to increase continuity of the banking operation as a whole, to improve effectiveness of the operational activity and to increase the level of customer satisfaction
Торгово-экономический журнал, 2016, Том 3, Выпуск 2
Влияние эры диджитализации на банковские бизнес-модели
Валентина Диденко1®
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия
АННОТАЦИЯ_
С развитием технологий происходит сближение банковского сектора и сектора торговли. В статье рассмотрено влияние технологий на предоставление банковских услуг розничным клиентам. Проведен анализ эволюции применения технологий в банках. Дана характеристика мировым брендам по программному обеспечению, которые формируют цифровой банк для розничных клиентов. Представлены основные тенденции развития клиентоориентированного подхода к предоставлению розничных банковских услуг.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА_
цифровой банк, бизнес-модель, диджитализация, клиентоориентированность
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:_
Диденко, В.Ю. (2016). Влияние эры диджитализации на банковские бизнес-модели. Торгово-экономический журнал, 3(2), 183-194. doi: 10.18334^.3.2.35577
JEL: G21, L21, O33 Язык публикации: русский
© Диденко В.Ю. / Публикация: Издательство «Креативная экономика» Статья распространяется по лицензии Creative Commons BY-NC-ND 3.0
н Для связи: vydidenko@fa.ru
ТЕЗИСЫ
► открытие новых технологических возможностей привлекает новых игроков в банковский сектор и в финансовую индустрию в целом
► информационные и телекоммуникационные технологии используются как с целью технической поддержки банков, так и для развития новых каналов дистрибуции, в частности, посредством тесного сотрудничества с торговыми организациями
► банки инвестируют в цифровые технологии, что позволяет им значительно сокращать расходы и увеличивать объем предоставляемых услуг
► Internet of Me - предоставление клиентам свободы выбора канала получения, времени, частоты осуществления финансовых операций - выводит процесс предоставления банковских услуг на новый уровень, происходит смещение акцента с конкурентоспособного предоставления услуг к конкурентоспособному результату у клиента от предоставленных услуг (outcome economy)
► готовые решения прикладного программирования помогают банкам сконцентрироваться на качестве и функциональности банковских продуктов индивидуально каждому клиенту
► предприятия с высокой технологичностью позволяют сократить стадии разработки банковских продуктов, увеличить бесперебойность работы банка в целом, улучшить эффективность операционной деятельности и повысить уровень удовлетворенности клиентов
Об авторах:
Диденко Валентина Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (vydidenko@fa.ru)
Показатели розничного бизнеса в последние годы меняются. Финансовый кризис, а также диджитализация услуг и отношение потребителей к ним повлияло на розничный сегмент (Акбердина, Коровин, Бухвалов, 2015). Как результат - появление новых бизнес-моделей. В основном, банки находятся в поиске наиболее эффективных способов обслуживания и оказания консалтинговых, просветительских услуг клиентам (Назаренко, 2013). Это приводит к изменению числа филиальных сетей, внедрению новых способов самообслуживания и, самое главное, совершенствование существующих каналов и тесное взаимодействие с торговыми организациями.
Рисунок 1. Количество филиалов банков на 100 тыс. жителей1
На рисунке 1 представлена разносторонняя динамика изменения филиальных сетей банков на территории Азии, Европы и, в частности, стран - членов ЕАЭС, в которой наметились неоднозначные тенденции за последние 3-4 года. С уверенностью можно утверждать о замедлении темпов роста филиалов, которое началось с их полной автоматизации (Балакина, 2011).
Рисунок 2. Количество банкоматов на 100 тыс. жителей2
На рисунке 2 представлена динамика количества банкоматов в странах Азии, Европы и, в частности странах - членах ЕАЭС, которая демонстрирует, в основном, тенденцию к росту.
Поиск новой бизнес-модели становится актуальной задачей банка в борьбе за конкурентоспособность.
С другой стороны, открытие новых технологических возможностей привлекает новых игроков в банковский сектор и в финансовую индустрию в целом.
Первые исследования по тематике влияния информационных и коммуникационных технологий (Дремина, 2012) на состояние банковского сектора появились в 70-е годы. Первые технологии осуществляли поддержку внутренних процессов путем формирования межбанковских сетей. На втором этапе появились информационные и коммуникационные технологии, обеспечивающие доступ и функционирование рынков капитала, йгех, а также создание глобальных онлайн площадок. В настоящее время технологии используются как с целью технической поддержки банков, так и для развития новых каналов дистрибуции, в частности, посредством сети Интернет или совместных
продуктов посредством тесного сотрудничества с торговыми организациями. Сегодня Интернет - не просто канал дистрибуции, он влияет на развитие профессиональных навыков банковских сотрудников и его можно рассматривать как с точки зрения производителя банковских продуктов, так и с точки зрения их дистрибуции.
Рисунок 3. Количество интернет-пользователей на 100 человек3
Как видно на рисунке 3, количество пользователей в странах имеет тенденцию к росту. Наличие смартфонов, доступа в Интернет открыли новые возможности для организации торговли, а также для реализации самых разных ожиданий клиентов. В России рост интернет-пользователей имеет последовательное движение: доля операций, предоставляемых дистанционно, увеличивается (Васильева, 2015; Дувалова, 2014).
Одним из самых значимых стимулов развития бизнес-моделей банков являются технологии. Основной бизнес-моделью на протяжении многих лет служит традиционная модель банка (Никонец, 2012),
выполняющая функцию финансового посредничества. В рамках данной модели кредитный риск не может быть переложен или полностью покрыт; кредитные портфели закрыты от их эффективного использования, банки получают средства на депозиты и выдают кредиты, собирают информацию, проводят анализ потенциальных рисков и таким образом, решают проблемы асимметричности информации.
Внедряя элементы инноваций в свою деятельность (Кузнецова, 2015), банки открыли для себя совершенно новые банковские модели, которые они могут применять с целью регулирования кредитного риска посредством следующих известных стратегий: секьюритизация кредитов и выпуск кредитных деривативов на выданные кредиты. И в данном случае банки уже не исполняют самостоятельно функцию посредничества, не держат кредитные риски в своих руках, а осуществляют их мониторинг с целью оптимизации. Поэтому основной функцией новых бизнес-моделей является смещение кредитного риска на потенциального контрагента и его страхование посредством забалансовых счетов.
Однако смещение кредитных рисков с учетом меняющейся макроэкономической ситуации и, в частности, изменения природы кредитного риска, претерпело крах, что потребовало поиска новых стратегий. Для того чтобы выжить в сложившихся условиях, банки стали разрабатывать индивидуальные бизнес-модели в соответствии с характеристиками своих кредитных рисков и количественных показателей, которые они получают в ходе мониторинга. Банки, работающие с розничными сегментом, оказались в большей степени подверженными изменениям, т. к. на их балансах находится большой объем ликвидности и они не используют инструменты, направленные на смещение кредитных рисков. Банки, занимающиеся инвестиционной деятельностью, наоборот не имеют стабильного фондирования и больших объемов ликвидности, но имеют значительную долю привлеченных средств, и в большей степени заточены на торговую деятельность на рынках капиталов.
После кризиса 2008 года банковское сообщество всерьез задумалось о смене парадигмы банковских бизнес-моделей. На международном уровне сформирован Базель III, ужесточивший нормативные требования к капиталу. В Европе было предложено разделить для коммерческих банков проп-трейдинг и высоко рисковый трейдинг, а также ужесточить требования к достаточности капитала в части активов, связанных с торговой деятельностью и кредитованием
недвижимости4. Данные решения естественным образом влияют на появление новых бизнес-моделей.
Банки сталкиваются с серьезными проблемами: падает рентабельность собственного капитала; не соответствуют ожиданиям клиентов в части уровня оказываемого технологического сервиса и теперь на них надвигает еще одна угроза, которая имеет высокий потенциал конкурентоспособности - финансово-технологические компании-платформы, стартапы, функцией которых является предоставление широкого набора финансовых услуг с использованием современного программного обеспечения.
Стоит заметить, что диджитализация возможна при наличии развитой электронной инфраструктуры, которая уже существует, а значит, можно утверждать, что наше общество стало интернет-ориентированным.
В этих условиях важно построить такую бизнес-модель, которая бы соответствовала представлением потребителя. Банки инвестируют в цифровые технологии, что позволяет им значительно сокращать расходы и увеличивать объем предоставляемых услуг. Поэтому бизнес-модель должна учитывать основные тренды индустрии финансовых услуг:
Появление такого направления, как Internet of Me -предоставление клиентам свободы выбора канала получения и времени, частоты осуществления финансовых операций - выводит процесс предоставления банковских услуг на новый уровень, происходит смещение акцента с конкурентоспособного предоставления услуг к конкурентоспособному результату у клиента от предоставленных услуг (outcome economy). Этому способствуют современные девайсы, которые анализируют действия потенциальных клиентов день за днем и предлагают возможно интересные продукты клиентам.
Поэтому появление банковской модели ведения бизнеса в форме платформизации является некоторым переосмыслением банковского бизнеса, позволяющим сблизить продавцов и покупателей, а также создать взаимовыгодное сотрудничество с другими участниками финансовой индустрии. Готовые решения прикладного программирования помогают банкам сконцентрироваться на качестве и функциональности банковских продуктов индивидуально каждому клиенту.
Ключевую роль в платформизации банковского бизнеса играют ИТ-компании. В настоящее время мировой рынок программного
4 High-level Expert Group on reforming the structure of the EU banking sector (2012). Retrieved from: http://ec.europa.eu/internal_market/bank/docs/high-level_expert_group/report_en.pdf
обеспечения для организации цифрового банка представлен следующими брендами.
Temenos Goup AG используют 38 из 50 крупнейших банков по всему миру для обработки своих транзакций.
STRANDS предлагает банкам создание инновационных программных решений, которые помогают создать
клиентоориентированный подход в предоставлении банковских услуг по цифровым каналам. В числе их клиентов знаменитые банковские бренды Barclays, Deutche Bank и другие.
Software Development Kit (SDK.finance) специализируется на разработке программного обеспечения для создания финтех-продуктов.
Rubikon предоставляет модульные решения для любых технологичных нужд банков, которые могут сформировать универсальную систему банковских услуг.
NYMBUS предлагает альтернативные традиционным банкам предложения по взаимодействию с клиентами на основе SaaS-платформ, который имеют разносторонний характер.
NLS практикуется на разнообразных технологичных решениях, созданию платформ, операционных систем, достоинством которых является универсальность их функционирования как автономно, так и интеграционно с уже имеющимся программным обеспечением.
Fisa-System предлагает модульные решения, интегрированные в систему, которая может быть внедрена с наименьшими затратами в розничном сегменте, а также для широкого круга пользователей.
Finacle разработано индийской корпорацией Infosys, имеет широкое географическое покрытие, представлена в 84 странах и известно широким спектром программных решений, обслуживающих проведение всех банковских операций путем комплексного подхода.
Ebanq предлагает удобные программные решения для малых и средних банков и других специализированных институтов.
Apex Banking System предоставляет не только технологичные решения для продвижения банковских услуг, но и систему учета, соответствующую всем стандартам бухгалтерского учета.
Dais Software специализируется на электронных каналах банковских и финансовых услуг, таких как интернет-банкинг, мобильный банкинг, EBPP5.
5 13 Banking Software Companies Powering Online Banking (2016, March 24). Retrieved from: https://letstalkpayments.com/13-banking-software-companies-powering-online-banking/
Следует выделить основные причины, по которым модель BааP слабо развивается на территории стран ЕАЭС.
Во-первых, проблема сетевого эффекта. Банки предпочитают использовать экономию масштаба. Отсутствие сетевого эффекта придает индивидуальности банковской услуге отдельного банка. Имеется и другая точка зрения о преимуществах (Кириченко, Булавенко, 2013) сетевого эффекта посредством интернет-банкинга как способа повышения эффективности и конкурентоспособности банка (Гаврилова, Нестеренко, Кортунова, 2010; Климова, Брылякова, 2015). Но влияние сетевого эффекта неизбежно: от появления социальных сетей до маркетплейсов (платформ).
Во-вторых, проблема крупных банков, которые занимают лидирующие позиции в своей стране и не желают подстраиваться под запросы клиентов, меняя парадигму своего бизнеса при наличии неопределенности в исходе (окупаемости) и потенциальной потере конкурентоспособности своего продукта.
На наш взгляд, в рамках формирования перспектив по созданию банковской модели на основе платформы (BааP), необходимо задуматься о поиске и выборе стратегии платформенного бизнеса.
Таким образом, можно выделить некоторые тенденции в сфере формирования банковских бизнес-моделей:
— Предприятия с высокой технологичностью позволяют сократить стадии разработки банковских продуктов, увеличить бесперебойность работы банка в целом, улучшить эффективность операционной деятельности и, самое главное, повысить уровень удовлетворенности клиентов. Это, в свою очередь, снижает риски в деятельности и повышает соответствие нормативным требованиям регулятора.
— Наблюдается тенденция к развитию клиентоориентированных бизнес-моделей. Ее основным ядром должно быть не создание рентабельных продуктов для банка, а воплощение желаний клиентов. Они же предпочитают использовать каналы самообслуживания, чтобы свести к минимуму конфликты, возникающие в процессе приобретения услуги.
ИСТОЧНИКИ:
Акбердина, В.В., Коровин, Г.Б., Бухвалов, Н.Ю. (2015). Стратегические аспекты
технологического развития. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), 10, 493-505.
Балакина, Р.Т. (2011). Влияние инноваций на развитие банковского бизнеса. Вестник Омского университета. Серия: Экономика, 1, 24-33.
Васильева, И.А. (2015). Актуальные тенденции развития систем интернет-банкинга. Экономика и современный менеджмент: теория и практика, 46, 6-12.
Гаврилова, О.А., Нестеренко, Т.В., Кортунова, В.С. (2010). Интернет-банкинг как
инновационный вид сетевых финансовых отношений. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 10: Инновационная деятельность, 4, 11-18.
Дремина, Г.А. (2012). Применение технологических инноваций в реинжиниринге банковской деятельности. Омский научный вестник, 4, 104-107.
Дувалова, Э.П. (2014). Интернет-технологии в банковском бизнесе. Вестник экономики, права и социологии, 2, 20-23.
Кириченко, Л.П., Булавенко, О.А. (2013). Система интернет-банкинга в России. Фундаментальные исследования, 11-5, 991-995.
Климова, Н.В., Брылякова, О.А. (2015). Тенденции развития банковского сектора и межбанковской конкуренции в России. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета, 114, 1185-1197.
Кузнецова, И.А. (2015). Тенденции развития российского рынка банковских услуг и продуктов в современных условиях. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 6-2, 306-308.
Назаренко, Г.В. (2013). Инновационное развитие банковского сектора России на основе зарубежного опыта. Проблемы современной экономики (Новосибирск), 15, 172175.
Никонец, О.Е. (2012). Инновационный тип развития банковской системы. Вестник Брянского государственного университета, 3, 293-295.
Данные сайта Всемирного банка.
High-level Expert Group on reforming the structure of the EU banking sector (2012). Retrieved from: http://ec.europa.eu/internal_market/bank/docs/high-level_expert_group/report_en.pdf
13 Banking Software Companies Powering Online Banking (2016, March 24). Retrieved from: https://letstalkpayments.com/13-banking-software-companies-powering-online-banking/