Научная статья на тему 'Инновационный процесс и инновационная деятельность: понятие, сущность, характеристики'

Инновационный процесс и инновационная деятельность: понятие, сущность, характеристики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7755
1375
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / Инновационный процесс / модель инновационного процесса / Инновационная деятельность / научные знания / результаты научных исследований и разработок / Innovations / innovative process / model of innovative process / innovative activity / scholarly knowledge / results of scholarly research and projects

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степаненко Д. М.

В статье исследуются подходы к пониманию содержания инновационного процесса и инновационной деятельности. Анализируется практика законодательного регулирования указанной деятельности на постсоветском пространстве. Обосновывается мысль о необходимости представления инновационной деятельности как целостной совокупности ее возможных проявлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes approaches to the understanding of such notions as innovative process and innovative activity; discusses current legislation in relation to innovative activity on the post-Soviet space. The author argues that innovative activity should be viewed holistically, in all variety of its expressions.

Текст научной работы на тему «Инновационный процесс и инновационная деятельность: понятие, сущность, характеристики»

и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» [2].

Для развития инновационного потенциала, обновления основных производственных фондов, активизации предпринимательской инновационной деятельности необходимо решить в предстоящий период целый ряд задач государственной инновационной политики. При этом особое значение приобретают вопросы охраны, защиты и использования интеллектуальной собственности как особого вида нематериального товара. Интересы государства при реализации интеллектуальной собственности должны обеспечиваться не за счет ее продаж, а путем расширения конкурентоспособных секторов экономики, увеличения налогооблагаемой базы и повышения занятости населения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что:

— современная организация инновационных процессов в России носит многовариантный характер и охватывает информационную, научную проектно-конструкторскую, произ-

водственную, вспомогательную, экономико-управленческую и социально-культурную деятельность. Преобладающая доля инноваций создается в рамках инновационных организаций, самостоятельных или входящих в более крупные предприятия или объединения, работающие в сфере науки и производства;

— особенно экономически выгодны позиции МИП в таких направлениях деятельности, как создание инновационных продуктов, где интенсивно идет процесс смены поколений продукции;

— практическая направленность всех этапов получения инновационной продукции направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшества, которые будут признаны уникальными в определенной области и на определенном рынке;

— в России государством проводится политика поддержки МИП. Однако отсутствие системного подхода в правовом регулировании, должной согласованности и гармонизации многочисленных законов, указов и постановлений отрицательно сказывается на эффективности деятельности предприятий.

Литература

1. Голиченко О. Г Национальная инновационная система России: состояние и пути развития. — М.: Наука, 2006. — 396 с.

2. Движение регионов России к инновационной экономике / Под ред. А.Г. Гранберга, С.Д. Валентея. — М.: Наука, 2006.

3. Денисов Е.Ф. Инновационный процесс в условиях рыночной экономики. — СПб.: Наука, 1993.

4. Трифилова А.А. Управление инновационным развитием предприятия. — М.: Финансы и статистика, 2003.

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС И ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ХАРАКТЕРИСТИКИ

Д.М. Степаненко,

старший преподаватель кафедры экономики Белорусско-Российского университета (г. Минск),

кандидат экономических наук

В статье исследуются подходы к пониманию содержания инновационного процесса и инновационной деятельности. Анализируется практика законодательного регулирования указанной деятельности на постсоветском пространстве. Обосновывается мысль о необходимости представления инновационной деятельности как целостной совокупности ее возможных проявлений.

Ключевые слова: инновации, инновационный процесс, модель инновационного процесса, инновационная деятельность, научные знания, результаты научных исследований и разработок.

Термин «инновация», будучи экономической и правовой категорией, представляет собой смысловую основу для ряда понятий, содержание которых характеризует различные аспекты отношений, связанных с разработкой, внедрением прогрессивных нововведений, стимулированием подобного рода деятельности и возможностями для ее осуществления. Основными из указанных понятий являются понятия «инновационный процесс» и «инновационная деятельность».

Инновационный процесс представляет собой комплекс действий, необходимых для подготовки и практического использования новых технических, организационных, экономических, социальных и иных решений. Речь в данном случае идет о процессе последовательного превращения идеи в инновацию. Период времени осуществления инновационного процесса может быть охарактеризован как инновационный цикл.

Практика свидетельствует о том, что по мере достижения тем или иным обществом все более высокого уровня хозяйственного развития наблюдается тенденция все большего сокращения периода времени между появлением той или иной базисной инновации и ее массовым распространением. Так, в частности, четверть населения США имела автомобиль через 35 лет, телефон — через 39 лет после их изобретения, персональным компьютером четверть населения страны обзавелась за 18 лет, мобильным телефоном — за 13 лет, а к сети Интернет подключилась всего за 7 лет [1, с. 30].

Наиболее известным подходом, используемым в научной литературе для анализа инновационного процесса, является

линейная модель, которая исходит из того, что идея от момента своего зарождения до момента ее практического применения в народном хозяйстве проходит ряд последовательных стадий [2, с. 4].

В обобщенном виде указанная модель инновационного процесса может быть представлена следующей формулой:

ФИ - ПИ - ОКР - ПП - Р (1),

где ФИ — фундаментальные исследования,

ПИ — прикладные исследования,

ОКР — опытно-конструкторские работы,

ПП — промышленное производство новых изделий,

Р — реализация новой продукции.

Несомненным достоинством линейной модели является ее относительная простота, позволяющая исследовать инновационный процесс, сосредоточившись исключительно на прямых связях между последовательными стадиями, которые носят наиболее важный характер. Вместе с тем, далеко не всегда инновационный процесс предполагает осуществление всех указанных стадий. Так, например, при реализации новых идей обращение к новым исследованиям представляется частным случаем, поскольку многие из них могут быть осуществлены за счет ранее полученных знаний [3, с. 24].

Напротив, число инноваций, к которым обозначенная модель может быть применена без каких-либо оговорок, относительно невелико. К такого типа нововведениям могут быть отнесены лишь инновации с относительно точно сформулированными

программами развития определенных изделий или технологий, например, программы развития космических полетов, сверхбыстрых железных дорог, нуклеарного синтеза как основы энергетических программ, самолетостроения [4, с. 65].

В экономической литературе предлагается также модель инновационного процесса, состоящая из следующих пяти стадий [5]:

1) идентификация возможностей и шансов на рынке;

2) проектирование нового продукта;

3) тестирование нового продукта;

4) введение нового продукта на рынок;

5) управление продуктом.

Если в рамках линейной модели в качестве элемента, играющего решающую роль, рассматривается наука, то в рамках данной модели в качестве такового выступает маркетинговая деятельность.

Этап идентификации возможностей должен определить лучший рынок для нового продукта, а также сформулировать идею, которая могла бы стать основой развития нового продукта. Если будут найдены привлекательные шансы на рынке, то можно переходить к следующему этапу, т.е. проектированию нового продукта. Если таких возможностей не обнаруживается, то следует начать поиск соответствующих идей и рынков сбыта. Процесс проектирования нового продукта охватывает натуральное воплощение с помощью конструкторско-технологических операций и подготовки к передаче в отдел маркетинга. На следующем этапе проект должен быть подвергнут тестированию, которое, как правило, заканчивается рыночным тестом. Если продукт выдерживает последний тест, то он может быть введен на рынок. Если введение нового продукта на рынок заканчивается его успехом, то он становится продуктом, признанным на рынке, и тогда начинается процесс управления продуктом или, иначе говоря, процесс управления прибылью.

Интерактивная модель развития инноваций Н. Розенберга исходит из того, что возможности создания инноваций могут вытекать из эволюции структуры спроса, продуктов или научных и технических новшеств. Большую роль в интерактивной модели играют потребители, поставщики, конкурирующие предприятия, государство. Процесс создания инноваций зависит от способа, с помощью которого предприятия распознают существование возможностей для создания нововведений и производственных стратегий, с помощью которых субъекты хозяйствования на это реагируют. Инновации в интерактивной модели, таким образом, представляются как взаимодействие, с одной стороны, возможностей, предложенных рынком, а, с другой — базой технологических знаний и средств, которыми располагает предприятие [6].

Инновационная деятельность — это деятельность, ориентированная, прежде всего, на создание и (или) внедрение прогрессивных нововведений. Ее содержание не исчерпывается исключительно внедрением новшеств, достаточно тесно связано с научными исследованиями, и, в том числе, включает в себя разработку будущих инноваций, реализацию результатов законченных научных исследований и разработок, либо иных научно-технических достижений применительно к новому или усо-

вершенствованному продукту, реализуемому на рынке. Помимо этого, инновационная деятельность направлена на создание нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, а также на новые или усовершенствованные решения в области организации производства и в социальной сфере, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

В данной связи нельзя не согласиться с мнением М.В. Волынкиной и Ю.А. Варфоломеевой, что ведущей характеристикой инновационной деятельности является то, что эта деятельность так или иначе связана с созданием и (или) реализацией нового знания вне зависимости от сферы ее осуществления [7; 8].

В научной литературе и в правотворческой практике существуют различные трактовки понятия «инновационная деятельность». И тому есть объективные причины. В частности, в зависимости от объекта и предмета исследования указанную деятельность можно рассматривать как процесс, как систему, как изменение. Одни специалисты акцентируют основное внимание на творческой составляющей инновационной деятельности, другие — на ее производственной составляющей, третьи ставят во главу угла ее нацеленность на вкусы и предпочтения потребителей.

Оправдывая множественность подходов ученых к пониманию сути инновационной деятельности, С. Назаров утверждает, что всякий термин относителен и ограниченно применим, и лишь идя по пути синтеза гуманитарных, естественнонаучных и технических знаний, можно истинно понять реалии XXI в. [9, с. 13].

Первичным источником, движущей силой инновационной деятельности выступает человеческая творческая активность, интеллект людей. В таком контексте заслуживает внимания суждение Б. Санто, глобально ассоциирующего инновационную деятельность с интеллектуальной деятельностью [10; 11].

Вместе с тем, конечно же, следует учитывать, что смысловое содержание понятия «интеллектуальная деятельность» значительно шире соответствующего содержания понятия «инновационная деятельность». Интеллектуальная деятельность охватывает собой любые проявления умственной активности человека, в том числе и те, которые направлены на выполнение стандартных рутинных производственных операций.

М.В. Мясникович ассоциирует инновационную деятельность с инновационным процессом и утверждает, что она состоит из четырех основных стадий [12]:

1) исследование и разработка;

2) освоение;

3) серийное или массовое производство;

4) потребление.

Не вызывает сомнений, что все указанные выше стадии могут быть охарактеризованы как те или иные проявления инновационной деятельности. При этом следует особо обратить внимание на то, что инновационная деятельность как деятельность, ориентированная не только на создание, но и на внедрение прогрессивных нововведений, — это не вид и не сфера, а характер деятельности. Инновационной сферы как четко очерченной предметной области не существует, поскольку любая деятельность и в любой сфере может быть инновационной, если

Таблица 1

Варианты определения понятия «инновационная деятельность» в нормативных правовых актах республик СНГ

Наименование нормативного правового акта Вариант определения термина «инновационная деятельность»

Закон Украины «Об инновационной деятельности» Деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок и обусловливающая выпуск на рынок новых конкурентоспособных товаров и услуг

Закон Республики Казахстан «Об инновационной деятельности» Деятельность, направленная на внедрение новых идей, научных знаний, технологий и видов продукции в различные области производства и сферы управления обществом, результаты которой используются для экономического роста и конкурентоспособности

Закон Республики Молдова «О государственной политике в области инноваций и трансфера технологий» Процесс, направленный на преобразование результатов завершенных научных исследований, практических разработок и (или) иных научно-технических достижений (а также связанных с ними научных исследований и разработок), получивших воплощение в новых или усовершенствованных продукте, услуге, процессе, которые прямо отвечают практическим потребностям и требованиям рынка и подвержены процессу трансфера технологий и реализации

Закон Кыргызской Республики «Об инновационной деятельности» Деятельность, направленная на создание «под ключ» производства новых или недостающих на рынке товаров (услуг)

Источник: [13; 14; 15; 16]

в неё привносится новое (знания, технологии, приемы, подходы) исключительно для получения результата, отличающегося высокой востребованностью (социально-общественной, рыночной, оборонной и т. п.).

Из этого логически вытекает вывод о том, что инновационная деятельность может иметь место не только в сфере материального производства, но и в нематериальной сфере (в сфере образования, здравоохранения, культуры), в сфере обороны и безопасности, в сфере государственного управления.

В табл. 1 представлены подходы к определению содержания инновационной деятельности, закрепленные национальными законодательствами Украины, Казахстана, Молдовы и Кыргызстана.

Анализ приведенных подходов свидетельствует о том, что наиболее широко содержание инновационной деятельности законодатель трактует в Казахстане. Это находит свое проявление в следующем:

1) инновационная деятельность рассматривается как деятельность, конкретные результаты которой внедряются в самые различные области производства и сферы управления обществом (без какого-либо ограничения указанных областей и сфер);

2) инновационная деятельность рассматривается как деятельность, направленная на внедрение в практику не только научных знаний, технологий и видов продукции, но и абсолютно любых новых идей, если они способны оказать содействие экономическому росту и конкурентоспособности.

Вместе с тем, определение инновационной деятельности, приведенное в Законе Республики Казахстан «Об инновацион-

ной деятельности», целиком сконцентрировано на внедрении прогрессивных нововведений в практику. Будучи таковым, оно не охватывает собой процессы создания потенциальных инноваций. Таким образом, получается, что с точки зрения казахского законодателя осуществление, например, научных исследований не рассматривается в качестве одного из проявлений инновационной деятельности.

Анализ соответствующей фразеологии («деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок»; «процесс, направленный на преобразование результатов завершенных научных исследований, практических разработок и (или) иных научно-технических достижений»), используемой украинским и молдавским законодателем, позволяет сделать вывод о том, что определения термина «инновационная деятельность», приведенные в Законе Украины «Об инновационной деятельности» и в Законе Республики Молдова «О государственной политике в области инноваций и трансфера технологий», страдают аналогичным недостатком. Другими словами, украинский и молдавский законодатель также рассматривают инновационную деятельность исключительно как внедренческую.

Кроме того, в отличие от Казахстана, соответствующие нормативные правовые акты Украины, Молдовы и Кыргызстана ограничивают перечень результатов инновационной деятельности новыми товаром или услугой, обладающими характеристикой рыночной востребованности.

Весьма разнообразны и подходы к определению понятия «инновационная деятельность» (представлены в табл. 2), используемые в региональном законодательстве субъектов Российской Федерации.

Таблица 2

Варианты определения понятия «инновационная деятельность» в нормативных правовых актах

субъектов Российской Федерации

Название нормативного правового акта Вариант определения термина «инновационная деятельность»

Закон Алтайского края «О государственной поддержке инновационной деятельности в агропромышленном комплексе Алтайского края» Процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки

Закон Владимирской области «О научнотехнической политике и мерах государственной поддержки научной деятельности и инноваций во Владимирской области» Процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок в новый или усовершенствованный продукт или технологический процесс, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки

Закон Волгоградской области «Об инновационной деятельности в Волгоградской области» Деятельность, направленная на внедрение законченных научных исследований, открытий и достижений, обеспеченных соответствующим охранным документом, в производство с целью получения технологически новых и принципиально улучшенных продуктов и процессов

Закон Воронежской области «Об инновационной политике на территории Воронежской области» Вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности

Закон города Москвы «Об инновационной деятельности в городе Москве» Деятельность, направленная на внедрение научно-технических или научно-технологических достижений в технологические процессы, новые или усовершенствованные товары, услуги, реализуемые на внутреннем и внешнем рынках

Закон Иркутской области «Об областной государственной поддержке инновационной деятельности» Процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки

Закон Кабардино-Балкарской Республики «Об инновационной деятельности в Кабардино-Балкарской Республике» Процесс по созданию, освоению и (или) практическому применению новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса

Закон Калининградской области «О науке и инновационной политике в Калининградской области» Процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки

Закон Мурманской области «Об инновациях и инновационной деятельности в Мурманской области» Создание, внедрение, распространение новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического или иного процесса, реализуемых в экономическом обороте с использованием научных исследований, разработок, опытно-конструкторских работ либо иных научно-технических достижений

Закон Нижегородской области «О государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской области» Процесс, направленный на обеспечение интенсивного и расширенного воспроизводства результатов интеллектуальной деятельности и их вовлечение в экономический и гражданско-правовой оборот для создания и реализации нового или усовершенствованного продукта (технологий, товаров, услуг), включая связанную с этим процессом подготовку (переподготовку) специализированных кадров, путем обеспечения необходимыми материальными, финансовыми, интеллектуальными, информационными и иными ресурсами

Закон Оренбургской области «Об инновационной деятельности в Оренбургской области» Процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений человечества в новый продукт или в продукт с новыми качествами, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности

Закон Орловской области «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Орловской области» Деятельность, направленная на реализацию результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений, в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности

Закон Республики Северная Осетия-Ала-ния «Об инновационной деятельности в Республике Северная Осетия-Алания» Выполнение работ и (или) оказание услуг по созданию, освоению в производстве и (или) практическому применению новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса

Закон Саратовской области «Об инновациях и инновационной деятельности» Деятельность, имеющая основной целью реализацию в общественной практике инноваций, полученных в результате научной (научно-исследовательской) и научнотехнической деятельности, путем их практического освоения, и включающая в себя как деятельность по освоению инноваций, так и содействие этой деятельности. Деятельность юридических и физических лиц считается инновационной при условии использования в этой деятельности объекта интеллектуальной собственности, обеспеченного охранными документами

Закон Ставропольского края «Об инновационной деятельности в Ставропольском крае» Выполнение работ и (или) оказание услуг по созданию, освоению в производстве и (или) практическому применению новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса

Закон Тамбовской области «О научно-технической политике, научной и инновационной деятельности в Тамбовской области» Совокупность научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, включая инвестиции в новые знания, которые направлены на получение технологически новых или улучшенных продуктов или процессов

Закон Тверской области «Об инновациях и инновационной деятельности в Тверской области» Деятельность, направленная на разработку и освоение инноваций и формирование рынка конкурентной наукоемкой продукции, представление на рынке новых товаров и товаропроизводителей для ее реализации, концентрацию ресурсов для решения инновационных задач

Закон Томской области «Об инновационной деятельности в Томской области» Процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки

Закон Хабаровского края «Об инновационной деятельности в Хабаровском крае» Деятельность, направленная на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности

Закон Челябинской области «О стимулировании инновационной деятельности в Челябинской области» Деятельность по созданию результатов научных исследований и экспериментальных разработок, получивших реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности

Закон Ямало-Ненецкого автономного округа «Об инновационной деятельности» Процесс, направленный на использование научных знаний для создания нового или улучшения производимого продукта, способа его производства, а также для совершенствования социального обслуживания

Источник: [17; 18]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует отметить, что некоторые регионы России, подобно украинскому, молдавскому и казахскому законодателю, трактуют инновационную деятельность исключительно как внедренческую, не охватывающую собой процессы осуществления научных исследований и разработок. В частности, это касается Волгоградской области и города Москвы. В первом из указанных регионов инновационная деятельность определена как «деятельность, направленная на внедрение законченных научных исследований, открытий и достижений, обеспеченных соответствующим охранным документом, в производство с целью получения технологически новых и принципиально улучшенных продуктов и процессов», а во втором — как «деятельность, направленная на внедрение научно-технических или научно-технологических достижений в технологические процессы, новые или усовершенствованные товары, услуги, реализуемые на внутреннем и внешнем рынках».

Отличительной особенностью подхода, используемого для определения инновационной деятельности законодателем Саратовской области, является акцент на ее целевой функции. Свое конкретное воплощение такой подход находит в характеристике указанной деятельности как «деятельности, имеющей

основной целью реализацию в общественной практике инноваций, полученных в результате научной (научно-исследовательской) и научно-технической деятельности, путем их практического освоения, и включающей в себя как деятельность по освоению инноваций, так и содействие этой деятельности».

В ряде регионов России инновационная деятельность определена как процесс. С некоторыми незначительными отличиями в Алтайском крае, Владимирской, Иркутской, Калининградской, Орловской, Томской областях указанная деятельность характеризуется как «процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки».

На схожих позициях стоят законодатели в Кабардино-Балкарской Республике и Мурманской области. Закон КабардиноБалкарской Республики «Об инновационной деятельности в Кабардино-Балкарской Республике» определяет инновационную

деятельность как «процесс по созданию, освоению и (или) практическому применению новой усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса». В свою очередь, Закон Мурманской области «Об инновациях и инновационной деятельности в Мурманской области» характеризует отмеченную деятельность как «создание, внедрение, распространение новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического или иного процесса, реализуемых в экономическом обороте с использованием научных исследований, разработок, опытно-конструкторских работ либо иных научно-технических достижений».

Еще более широко содержание инновационной деятельности определено в Нижегородской и Воронежской областях.

В Нижегородской области под ней подразумевается «процесс, направленный на обеспечение интенсивного и расширенного воспроизводства результатов интеллектуальной деятельности и их вовлечение в экономический и гражданско-правовой оборот для создания и реализации нового или усовершенствованного продукта (технологий, товаров, услуг), включая связанную с этим процессом подготовку (переподготовку) специализированных кадров, путем обеспечения необходимыми материальными, финансовыми, интеллектуальными, информационными и иными ресурсами».

В Воронежской области законодатель определяет инновационную деятельность как «вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок, либо иных научно-технических достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности».

Таким образом, во многих субъектах Российской Федерации (Алтайский край, Владимирская область, Воронежская область, Иркутская область, Кабардино-Балкарская Республика, Калининградская область, Мурманская область, Нижегородская область, Орловская область, Томская область), в отличие от того, что имеет место на Украине, в Казахстане и Молдове, инновационная деятельность рассматривается не исключительно как внедренческая, а включает в себя также и соответствующие научные исследования и разработки, необходимые для создания инноваций.

Корректное законодательное закрепление понятия «инновационная деятельность» имеет важное практическое значение, поскольку предопределяет собой эффективность правового регулирования соответствующих общественных отношений. А это, в свою очередь, предопределяет эффективность всей инновационной политики государства.

В данном контексте представляется целесообразным сформулировать в нормативных правовых актах термин «инновационная деятельность» таким образом, чтобы максимально охватить его содержание, которое весьма широко. Этого можно добиться посредством законодательной фиксации инновационной деятельности как целостной совокупности ее различных характеристик, возможных проявлений. При этом каждый субъект, осуществляющий деятельность, представляющую собой любое из конкретных проявлений инновационной деятельности, должен рассматриваться в качестве осуществляющего инновационную деятельность в целом и, соответственно, в качестве объекта воздействия со стороны государства в рамках реализации стимулирующих мероприятий инновационной политики.

Исходя из необходимости представления инновационной деятельности как целостной совокупности ее возможных проявлений, для целей законодательной фиксации может быть предложено следующее комплексное определение термина «инновационная деятельность»: инновационная деятельность — это деятельность, охватывающая собой:

1) осуществление фундаментальных и (или) прикладных исследований;

2) выполнение опытно-конструкторских и (или) опытно-технологических работ;

3) осуществление и (или) внедрение в практику экспериментальных разработок;

4) внедрение новых технологий;

5) техническое переоснащение производства;

6) подготовку производства для выпуска новой или усовершенствованной продукции и (или) внедрения и использования новой технологии;

7) производство новой или усовершенствованной продукции и (или) оказание новых услуг;

8) производство продукции и (или) оказание услуг с высокой долей добавленной стоимости;

9) осуществление испытаний нового или усовершенствованного продукта, новой или усовершенствованной технологии;

10) продвижение новых или усовершенствованных продуктов, технологий, услуг на внутренний и (или) мировой рынок;

11) подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров;

12) экспертизу, консультационные, информационные, юридические или иные услуги (включая организацию финансирования), связанные с созданием, внедрением, освоением, производством и реализацией новых или усовершенствованных продуктов (технологий, услуг);

13) создание, патентование (в том числе за рубежом) объектов интеллектуальной собственности, приобретение или передачу прав на них, включая их вовлечение в экономический и гражданско-правовой оборот;

14) производство продукции (выполнение работ, оказание услуг) с использованием объектов интеллектуальной собственности;

15) прогрессивные усовершенствования используемой техники, технологии производства, производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг;

16) экспорт новых или усовершенствованных продуктов (услуг, технологий);

17) создание новых рынков продукции (работ, услуг);

18) внедрение и использование в повседневной практике новых прогрессивных решений в социальной сфере, в сфере государственного управления, в сфере обороны и безопасности;

19) внедрение и использование в повседневной практике новых прогрессивных решений организационного, управленческого, финансового, коммерческого, юридического или иного характера;

20) пропаганду новых научных достижений, новых методов хозяйствования, новых технологий, продуктов, услуг;

21) финансовые вложения, связанные с реализацией указанных выше действий;

22) создание и развитие объектов инфраструктуры, способствующих осуществлению указанных выше действий.

Литература

1. Bonvillian W. B. Science at a crossroads. Technology in society // NY etc. — 2002. — vol. 24. — № 1/2. — Р 27-38.

2. Завлин П.Н., Ипатов А.А., Кулагин А.С. Инновационная деятельность в условиях рынка. — СПб.: Питер, 1994. — 192 с.

3. Крюков Л.М., Иванов В.Ф. Трансформационные тенденции в инновационной сфере постсоциалистических стран // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. — 2002. — № 9. — С. 23-25.

4. Хучек М. Инновации на предприятиях и их внедрение. — М.: Луч, 1992. — 148 с.

5. Urban G.L., Hauser J. R. Design and Marketing of New Products. — New York: Pretentice-Hall; Englewood Cliffs, 1980. — 472 p.

6. Rosenberg N. Inside the Black Box: Technology and Economics. — London: Cambridge University Press, 1982. — 211 p.

7. Волынкина М.В. Правовое регулирование инновационной деятельности: проблемы теории. — М.: Аспект Пресс, 2007. — 274 с.

8. Варфоломеева Ю.А. Интеллектуальная собственность в условиях инновационного развития: монография. — М.: Ось-89, 2006. — 142 с.

9. Назаров С. Изобретение: сегодняшняя попытка определения // Инновации. — 2006. — № 6. — С. 13-16.

10. Санто,Б. Сила инновационного саморазвития // Инновации. — 2004. — № 2. — С. 5-15.

11. Санто Б. Инновация и глобальный интеллектуализм // Инновации. — 2006. — № 9. — С. 32-44.

12. Мясникович М.В. Инновационная деятельность в Республике Беларусь: теория и практика. — Минск: Аналитический центр НАН Беларуси; Право и экономика, 2004. — 178 с.

13. Об инновационной деятельности: Закон Украины // Голос Украины. — 2002. — 9 августа. — № 144. — С. 10-12.

14. Об инновационной деятельности: Закон Республики Казахстан // Казахстанская правда. — 2002. — 9 июля. — № 149. —

С. 3.

15. О государственной политике в области инноваций и трансфера технологий: Закон Республики Молдова, 10 июля 2003 г., № 289 — XV // Monitorul official al Republicii Moldova. — 2003. — № 170 — 172. — С. 25-35.

16. Об инновационной деятельности: Закон Кыргызской Республики // Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республи-

ки. — 2000. — № 4. — С. 270-284.

17. Волынкина М. В. Инновационное законодательство России / М. В. Волынкина. — М.: Аспект-Пресс, 2005. — 240 с.

18. Об инновационной деятельности: Закон Ямало-Ненецкого автономного округа, 18 июня 1998 г., № 30 // Ведомости Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа. — 1998. — № 3.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Л.А. Николаева,

доцент кафедры мировой экономики и экономической теории Владивостокского государственного университета экономики и сервиса,

кандидат экономических наук

Предмет исследования статьи — инновационные преобразования. Рассмотрены вопросы формирования интеллектуального потенциала и возможности его развития для обеспечения экономического роста региона. Дана краткая оценка экономической ситуации на уровне анализируемой территории. Охарактеризованы положительные и отрицательные стороны функционирования инновационной инфраструктуры с целью обеспечения экономического роста региона.

Ключевые слова: интеллектуальный потенциал, инфраструктурная поддержка, инновационная деятельность, экономический рост.

На современном этапе экономического развития инновационная деятельность занимает важнейшее место в развитии государств, определяя их позиции в мировом пространстве. Место России в международных инновационных процессах пока не соответствует имеющемуся в стране интеллектуальному и технологическому потенциалу, что угрожает потерей перспектив роста национальной конкурентоспособности на мировых рынках наукоемкой продукции, отставанием от ведущих держав мирового сообщества.

Россия не входит в число стран с наивысшими показателями инновационной активности, которыми являются США, Япония, Республика Корея, Финляндия, Китай, Индия и другие. Её доля на мировом рынке высоких технологий оценивается в 2,5 триллиона долларов в год и составляет менее 1% мирового рынка инноваций. Россия продает за рубеж товары, к созданию которых приложен научный потенциал, в объеме всего 0,5% от общего экспорта. В то же время в мире интеллектуальная составляющая в стоимости товара занимает 70% и находится на уровне 5-7% [10, с. 5-20]. Эти данные свидетельствуют о диспропорции между потенциалом российской научной базы и конечным результатом коммерческой и предпринимательской деятельности. Однако Россия имеет сильную конкурентную позицию — человеческий капитал, способный конкурировать с развитыми странами. Вместе с тем в стране не существует достаточных условий для того, чтобы идеи, знания, изобретения могли реализоваться в высокотехнологичном продукте. Создаваемые в РФ патенты переходят в руки иностранных правообладателей, не находя коммерческой реализации на внутреннем рынке. Это значит, что Россия на мировом рынке выступает экспортером инновационного сырья, в то время как развитые страны — ЕС, США, Финляндии — пытаются осваивать патенты на внутреннем рынке, превращая их в технологический продукт внутри своей страны.

Об уровне инновационного развития национальной экономики позволяет судить структура национального богатства, совокупность индексов продолжительности жизни, уровня грамотности, численности поступивших в учебные заведения и реального ВВП на душу населения. По этим показателям среди 174 стран мира Россия занимает крайне низкое место — 71-е

[3, с 11-17]. В настоящее время решающее значение приобретает способность территориальных образований максимально эффективно использовать природные ресурсы и квалифицированный труд в целях повышения конкурентных преимуществ субъектов хозяйствования на различных уровнях и ускорения технического и технологического развития страны.

Процесс активизации инновационной деятельности осложняется тем, что бизнес, имея спрос на технологии, не предъявляет его к отечественным исследованиям и разработкам, не трансформирует в финансовые потоки, направленные на финансирование НИР. Он, скорее, расположен купить готовые промышленные технологические разработки за рубежом, экономя при этом на затратах по реализации научных разработок. Инновационный цикл разорван, страдает наука — мало предпринимателей, готовых использовать научные исследования для внедрения в бизнес. И, естественно, бизнес не использует собственные ресурсы и возможности ученых, труд которых стоит в России значительно дешевле, чем за рубежом. Приобретаются дорогостоящие иностранные технологии, а собственные продаются по низкой цене. В результате, с одной стороны, Россия рассматривается как мировой донор «сырых идей», с другой — практически по всем видам интеллектуальной собственности Россия является чистым импортером, приобретая патентные лицензии, товарные знаки, инжиниринговые услуги, результаты научных исследований, ноу-хау.

Проблема обеспечения конкурентоспособности страны на мировом рынке и сглаживания отрицательных последствий неравномерного развития экономики в направлении решения задач инновационного развития обращена на поддержание и развитие интеллектуального потенциала страны как важнейшего фактора инновационных преобразований. Неэффективное использование инновационного потенциала связано с отсутствием согласованности действий научно-образовательных учреждений и бизнес-среды. Вышеуказанными обстоятельствами определяется актуальность вопросов по выявлению возможностей региона, направленных на определение путей обеспечения конкурентоспособности как страны в целом, так и её регионов с различными хозяйственными условиями.

4 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.