Научная статья на тему 'Государственное регулирование инновационной деятельности'

Государственное регулирование инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
451
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВА-ЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / INNOVATION ACTIVITIES / INNOVATION PROCESS / GOVERNMENT REGULATION / INNOVATION POLICY / ECONOMIC GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цыденова Аюна Анатольевна

В статье рассматриваются роль инновационной деятельности и ее значение в современной рыночной экономике, выделяются наиболее важные функции государственных органов по регулированию инновационных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Government regulation of innovation activities

The article considers the role of innovation activities and its significance in the modern market economy. Government regulation of innovation processes is required for development of innovation activities; the author defines the most important duties of state structures to adjust innovations.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование инновационной деятельности»

По нашему мнению, реализация перечисленных направлений должна представлять собой неотъемлемую часть развития социального общества в целом. При этом только комплексный подход позволит достичь требуемых социально-экономических показателей. С нашей точки зрения, основная задача в процессе формирования правовой базы в области противодействия коррупции и предотвращения роста «теневой» экономики должна сводиться к повышению уровня социальной защищенности граждан и росту социальной ответственности на всех уровнях.

Таким образом, действенная правовая база в области противодействия коррупции, а также практическая реализация правовых положений позволят создать необходимые предпосылки для дальнейшего эффективного развития социальной составляющей в стране.

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах. Одобрена распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 09.02.2008 г. № 157-р, постановления Правительства РФ от 28.03.2008 г. № 221).

2. Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 10 июня 2011 г. № 1021-р.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

4. URL: http://www.evro-vector.narod.ru/anticorraption.pdf

А. А. ЦЫДЕНОВА

Аюна Анатольевна ЦЫДЕНОВА — аспирантка кафедры общей экономической теории.

В 2009 г. окончила Санкт-Петербургский государственный инже-нерно-экономический университет. Автор 5 публикаций.

Область научной специализации — реальный сектор экономики.

^ ^ ^

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ*

Динамичный экономический рост является важнейшим фактором конкурентоспособности страны в рыночной системе. В процессе совершенствования рыночной модели экономики приоритетное внимание должно быть уделено развитию производства на новой технической основе, активизации инновационной деятельности по воплощению результатов научно-технических разработок в производство, созданию новых технологических процессов и перестройке на современной научно-технической основе всех отраслей материального производства и сферы обслуживания [4]. Сегодня во всем мире инновации — это не прихоть, а необходимость выживания, сохранения конкурентоспособности и даль-

ГРНТИ 06.03.07 © A.A. Цыденова, 2012

* Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. A.B. Харламова.

нейшего процветания. Опыт экономически развитых стран показывает, что победителем в борьбе за потребителя оказывается тот, кто строит свою деятельность преимущественно на основе инновационного подхода и главной целью стратегического плана ставит разработку новых товаров и услуг [6, с. 24]. Непременными критериями инноваций являются новизна идей и их воплощение, реализация в практической деятельности, в новых продуктах. Суть инновационной деятельности заключается в максимизации получения социально-экономического эффекта за счет повышения эффективности использования интеллектуального потенциала. Согласно проекту федерального закона «Об инновационной деятельности», инновационная деятельность представляет собой «процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности» [3, с. 85]. Следовательно, инновационная деятельность может осуществляться специализированными научно-исследовательскими организациями в качестве основного вида деятельности и представлять собой разработку новых продуктов для продажи (аренды) на рынке инновационных технологий. В то же время самый широкий круг предприятий занимается разработкой новых технологий в качестве вспомогательного направления для использования их в производстве продукции.

Понятие «новшество» принято определять как новую идею, которая в процессе разработки может быть реализована в новый продукт, новую технологию, новый метод [2, с. 59]. Понятие «инновация» следует понимать как новый или усовершенствованный продукт или технологию, созданную в результате использования новшества и реализуемую на рынке или внедренную в производственную, управленческую или иную деятельность [там же, с. 72]. Другими словами, технологическое новшество является источником инновации, которая приобретает такое качество с момента принятия к распространению в виде нового продукта. Процесс такого преобразования называется инновационным процессом.

В инновационном процессе реализуются экономические отношения между создателями новшеств, собственниками ресурсов и потребителями новшеств. Эти отношения опосредуются движением венчурного капитала и информации. Таким образом, инновационный процесс является частью научно-технического прогресса и заключается в выходе нового продукта (услуги, технологии) на рынок и освоении рыночной ниши вплоть до окупаемости инвестиций. Инновационная деятельность возникает и на последующих фазах жизненного цикла товара (услуги, технологии) при его частичном совершенствовании на базе улучшающих инноваций или при создании новой модели. И это происходит вплоть до степени коммерциализации результатов научной деятельности. Инновационная деятельность, как правило, более ресурсоемка по сравнению с научно-технической деятельностью. Ее начало в условиях рынка является своеобразным сепаратором всей совокупности результатов научно-технической деятельности по отбору наиболее коммерчески перспективных, с наименьшим количеством рисков проектов. Недостаточное внимание к инновационной деятельности не способствует продвижению продуктов научного труда и итогов научно-инженерных разработок на рынок, к потребителю. Это чревато устареванием научного продукта, частичной или полной потерей ряда его потребительских свойств и, соответственно, уровня конкурентоспособности. Результаты инновационной деятельности определяются как эффект воздействия многих факторов, в том числе: общей экономической ситуацией в стране (регионе); полноценным ресурсным обеспечением производства; конъюнктурой рынка; квалифицированностью маркетинга; уровнем профессионализма менеджмента и т. п. [1, с. 162]

Инновационный процесс не заканчивается внедрением, т. е. первым появлением на рынке, нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается и после внедрения, поскольку по мере распространения или расширения области внедрения новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает ранее не известные потребительские свойства. Это открывает для него новые области применения, новые рынки и новых потребителей, которые воспринимают данный продукт, технологию или услугу как новые именно для себя. Таким образом, этот процесс направлен на создание требуемых рынком продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со средой, а его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается, а также направляющей роли государства.

Роль государства в современном обществе определяют функции государственных органов по регулированию инноваций, наиболее важными из которых являются следующие.

1. Аккумулирование средств на научные исследования и инновации. Необходимая концентрация материальных ресурсов может достигаться за счет общих механизмов перераспределения через бюджет или формирования специальных фондов. Это может осуществляться путем не только прямого финансирования из государственных средств, но и содействия аккумулированию ресурсов в частных, акционерных, смешанных, общественных, совместных (международных) структурах. Государство может контролировать как финансовые средства, так и требуемые для осуществления инноваций интеллектуальные и материально-технические ресурсы.

2. Координация инновационной деятельности. Перед государством стоит задача определения общих стратегических ориентиров инновационных процессов на конкретный момент развития. Для их достижения государство содействует кооперации и взаимодействию различных институтов в осуществлении инноваций. Актуальными задачами являются координация во временном аспекте, синхронизирующая инновации по технологическим цепочкам и стадиям инновационного цикла, смягчение цикличности инновационных процессов.

3. Стимулирование инноваций. В этом направлении центральное место занимают поощрение конкуренции, различные финансовые субсидии и льготы участникам инновационных процессов. Большое значение имеет частичное или полное государственное страхование инновационных рисков. Государство способно оказывать «инновационное давление» на хозяйствующих субъектов введением санкций на выпуск устаревшей продукции или использование устаревших технологий.

4. Создание правовой базы инновационных процессов. При этом важно не только формирование необходимого законодательства, сочетающего стабильность и своевременную корректировку в соответствии с общественными и технологическими изменениями, но и создание реально действующих механизмов, обеспечивающих его исполнение. Особое место принадлежит государственной защите прав создателей научно-технической продукции и инноваторов, т. е. охране прав интеллектуальной и промышленной собственности.

5. Кадровое обеспечение инновационной деятельности. Содержание программ обучения в государственных учебных заведениях может способствовать как развитию творческого потенциала генераторов инноваций, так и восприимчивости специалистов к инновациям. Необходимо стремиться к сбалансированности универсальных и специальных знаний, а также представлений о коммерциализации инноваций. Важно сформировать навыки к постоянному образованию в течение всей жизни. При этом необходимо понимать, что инновациям всегда предшествует этап создания объектов интеллектуальной собственности, которую может и способен создать только человек творческого труда, для которого характерны ряд специфических параметров натуры, воспитания и образования.

6. Формирование научно-инновационной инфраструктуры. Государство обеспечивает деятельность информационных систем как одного из основных каналов распространения нововведений. Государственные структуры оказывают инноваторам и другие услуги: юридические, деловые, консультационные и т. д. Государство также может выступать посредником между инновационными субъектами, оказывать помощь в поиске партнеров, заключении сделок под государственные гарантии и др. [5, с. 25].

7. Институциональное обеспечение инновационных процессов. Эта государственная деятельность заключается в создании государственных организаций и подразделений, выполняющих НИОКР и осуществляющих нововведения в отраслях государственного сектора: оборонной промышленности, здравоохранении, образовании и т. д. Государство также содействует распространению в экономике организационных структур, наиболее эффективных с точки зрения продуцирования и внедрения инноваций, — крупных корпораций, предприятий малого и среднего бизнеса.

8. Регулирование социальной и экологической направленности инноваций. По своему статусу государство призвано оказывать особую поддержку инновациям, обеспечивающим социальную стабильность, поддержание экологического равновесия, но в то же время только на государственном уровне возможны предотвращение и нейтрализация негативных воздействий, связанных с научно-техническим прогрессом.

9. Повышение общественного статуса инновационной деятельности. Государство организует пропаганду научно-технических достижений и инноваций, моральное поощрение инноваторов, обеспечивает их социальную защиту и выполняет другие аналогичные функции.

10. Региональное регулирование инновационных процессов. Федеральные и местные власти должны способствовать наиболее полной реализации инновационных ресурсов регионов, в том числе путем различного рода региональных преференций — налоговых льгот и т. п. При этом государство содействует рациональному размещению научно-технического и инновационного потенциала. Как правило, центральные государственные структуры стремятся к выравниванию условий распространения инноваций на территории страны.

11. Регулирование международных аспектов инновационных процессов. В рамках выбранной общеэкономической и инновационной стратегии государство стимулирует международную научно-техническую и инновационную кооперацию, а также регулирует международный трансферт инноваций.

Итак, инновации влияют на социальную стабильность, окружающую среду, интенсивность международного технического сотрудничества, уровень национальной безопасности и конкурентоспособность национальной экономики в системе мирового хозяйства. Таким образом, государственное регулирование инновационного процесса крайне необходимо, так как в настоящее время именно он определяет перспективы развития страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балдин К.В. Инновационный менеджмент. М.: Академия, 2008. 368 с.

2. Геришан М.А. Инновационный менеджмент. М.: Маркет ДС, 2008. 200 с.

3. Ильенкова С. Д. Инновационный менеджмент. М.: ЮНИТИ, 2007. 327 с.

4. Соколов Д.В. Теория хозяйственных систем и практика управления // Известия СПбУЭФ. 2010. № 4. С. 131-140.

5. Харламов A.B. Государственная институциональная политика и модернизация реального сектора // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. 2010. Сер. 3. № 2. С. 22-30.

6. Харламов A.B. Глобализация и экономическая безопасность государства // Известия СПбУЭФ. 2010. № 5. С. 22-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.