Научная статья на тему 'Инновационная модернизация экономки России'

Инновационная модернизация экономки России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
99
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / ЭНЕРГОСЫРЬЕВОЙ СЦЕНАРИЙ РАЗВИТИЯ / НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИННОВАЦИОННО-АКТИВНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / INNOVATIVE PROCESS / PRIORITY DIRECTIONS / THE ENERGY AND RAW MATERIAL SCENARIO OF DEVELOPMENT / SCIENTIFICALLY-TECHNOLOGICAL BASE / COMPETITIVENESS / INNOVATIVE-ACTIVE ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каменева Наталия Александровна

Статья посвящена основным понятиям инновационной деятельности и направлениям развития инноваций, а также обоснованию необходимости введения инноваций в России с целью обеспечения конкурентоспособности страны на мировом рынке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE MODERNIZATION OF THE RUSSIAN ECONOMY

The article is dedicated to the basic concepts of innovative activity and directions of innovative development, and also a substantiation of the innovations realization necessity for the purpose of maintenance of Russia's competitiveness on the world market

Текст научной работы на тему «Инновационная модернизация экономки России»

ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМКИ РОССИИ

УДК 338

Наталия Александровна Каменева

ст. преподаватель кафедры иностранных языков, аспирант кафедры управления знаниями и прикладной информатики в менеджменте, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ). Тел. моб.: 8-962-954-74-62, Тел. раб.: 8-495-442-64-98; E-mail: NKameneva@ mesi.ru, n-kameneva@yandex.ru

Статья посвящена основным понятиям инновационной деятельности и направлениям развития инноваций, а также обоснованию необходимости введения инноваций в России с целью обеспечения конкурентоспособности страны на мировом рынке.

Ключевые слова: инновационный процесс, приоритетные направления,

энергосырьевой сценарий развития, научно-технологическая база,

конкурентоспособность, инновационно-активные предприятия.

Natalia Alexandrovna Kameneva

the lecturer of Foreign Languages Department, post-graduate student of Knowledge Management Department, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics.

INNOVATIVE MODERNIZATION OF THE RUSSIAN ECONOMY

The article is dedicated to the basic concepts of innovative activity and directions of innovative development, and also a substantiation of the innovations realization necessity for the purpose of maintenance of Russia's competitiveness on the world market.

Keywords: innovative process, priority directions, the energy and raw material scenario of development, scientifically-technological base, competitiveness, innovative-active enterprises.

Mobile number: 8-962-954-74-62, Office number: 8-495-442-64-98; E-mail: NKameneva@ mesi.ru, n-kameneva@yandex.ru

1. Введение

В обеспечении динамически устойчивого развития экономики первостепенная роль принадлежит инновациям и их внедрению в процессе инновационной деятельности. Инновационная деятельность предполагает непрерывное обновление технической и технологической базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции, эффективное проникновение на мировые рынки товаров и услуг Все это требует реформирования всех сфер общественной жизни и экономической деятельности и формирования конкурентоспособной инновационной экономики.

В последнюю четверть XX века человечество вступило в новую стадию своего развития - стадию построения постиндустриального общества. В постиндустриальном обществе ведущая роль принадлежит информационным технологиям и компьютеризированным системам, высоким производственным технологиям, являющимися результатом новых физико-технических и химико-биологических принципов и основанных на них инновационных технологиях, инновационных систем и инновационной организации различных сфер человеческой деятельности.

2. Понятие инновационной экономики

Создание инновационной экономики является стратегическим направлением развития нашей страны в первой половине XXI века.

Инновационная экономика - это экономика общества, основанная на знаниях, инновациях, на доброжелательном восприятии новых идей, новых машин, систем и технологий, на готовности их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности. Она выделяет особую роль знаний и инноваций, прежде всего, знаний научных. В инновационной экономике под влиянием научных и технологических знаний традиционные сферы материального производства трансформируются и радикально меняют свою технологическую основу, ибо производство, не опирающееся на новые знания и инновации, в инновационной экономике оказывается нежизнеспособным.

Информационные технологии, компьютеризированные системы и высокие производственные технологии являются базовыми системами инновационной экономики. Они в своем развитии радикально трансформируют все средства получения, обработки, передачи и производства информации, радикально техноло-гизируют интеллектуальную деятельность (например, автоматизация проектирования и технологической подготовки производства, автоматизированный контроль за ходом производства, автоматизация ведения финансово-бухгалтерской отчетности и организационно-распорядительной деятельности, многоязычный автоматизированный перевод, диагностика и распознавание образов и т.п.).

Экономика общества является инновационной, если в обществе:

• любой индивидуум, группа лиц, предприятий в любой точке страны и в любое время могут получить на основе автоматизированного доступа и систем телекоммуникаций любую необходимую информацию о новых или известных знаниях, инновациях (новых технологиях, материалах, машинах, организации и управления производством и т.п.), инновационной деятельности, инновационных процессах;

• производятся, формируются и доступны любому индивидууму, группе лиц и организациям современные информационные технологии и компьютеризированные системы, обеспечивающие выполнение предыдущего пункта;

• имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющихся научно-технического прогресса и инновационного развития, и общество в состоянии производить всю необходимую многоплановую информацию для обеспечения динамически устойчивого социально-экономического развития общества и, прежде всего, научную информацию;

• происходит процесс ускоренной автоматизации и компьютеризации всех сфер и отраслей производства и управления; осуществляются радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказываются расширение и активизация инновационной деятельности в различных сферах деятельности человека;

• доброжелательно воспринимают новые идеи, знания и технологии, готовы к созданию и внедрению в широкую практику в любое необходимое время инноваций различного функционального назначения;

• имеются развитые инновационные инфраструктуры, способные оперативно и гибко реализовать необходимые в данный момент времени инновации, основанные на высоких производственных технологиях, и развернуть инновационную деятельность; она должна быть универсальной, конкурентоспособно осуществляющей создание любых инноваций и развитие любых производств;

• имеется четко налаженная гибкая система опережающей подготовки и переподготовки кадров-профессионалов в области инноватики и инновационной деятельности, эффективно реализующих комплексные проекты восстановления и развития отечественных производств и территорий.

3. Инновационная деятельность и инновационная структура

Базовыми понятиями инновационной экономики являются инновация, инновационная деятельность, инновационная инфраструктура.

Широкое толкование инновационной деятельности охватывает все, что понимается под научно-техническим прогрессом, и смешивает научные и инновационные приоритеты, порождая ложные представления об одинаковости требований к инфраструктурам, обеспечивающим научное или инновационное развитие. Следует исходить из следующего понимания научно-технического прогресса: научно-технический прогресс целесообразно разделить условно на две главные взаимосвязанные и взаимодополняющие составляющие - составляющую научно-технических достижений и составляющую производственно-технических достижений.

В первом случае результатами научно-технического прогресса является научные достижения - новые знания, новые научно-технические идеи, открытия и изобретения, новые технологии на принципиально новых физико-химико-биологических принципах. Во втором случае результатами научно-технического прогресса являются производственно-технические достижения - инновации, создание которых предполагает:

• профессиональное целенаправленное развитие и доведение результа-

тов научно-технических достижений до создания новых технологий, новых систем, машин, оборудования, новых методов организации и планирования производства и т.п.;

• практическую реализацию созданных результатов производственно-технических достижений потребителю либо через рынок, либо через механизм "заказ - исполнение";

• обеспечение эффективного использования и эксплуатации созданного инновационного продукта;

• исследование и получение новых научно-технических достижений (если таковые отсутствуют), необходимых для создания и реализации востребованных рынком или заказчиком инноваций.

Под инновационной деятельностью следует понимать деятельность коллектива людей, направленную на реализацию в общественной практике "под ключ" производственно-технических достижений - инноваций, применения существующих прогрессивных технологий, систем, машин и оборудования на базе использования и внедрения научно-технических достижений отечественной и мировой науки и техники. Она должна обеспечить устранение разрыва между имеющимся объемом и уровнем уже полученных и проверенных научно-технических достижений и их применения на развиваемых или создаваемых предприятиях.

Отсюда следует, что насыщение инновационной активности - важнейшее условие формирования эффективной инновационной экономики.

Эффективность инновационной деятельности во многом определяется инновационной инфраструктурой. Поэтому инновационная инфраструктура является базовой составляющей инновационной экономики, инновационного потенциала общества. Инновационная инфраструктура является основным инструментарием и механизмом инновационной экономики, она, как "архимедовы рычаг и точка опоры", способна поднять экономику страны на очень высокий уровень. Исходя из такого понимания, инновационную инфраструктуру представляют как совокупность взаимосвязанных, взаимодополняющих производственно-технических систем, организаций, фирм и соответствующих организационно-управляю-щих систем, необходимых и достаточных для эффективного осуществления инновационной деятельности и реализации инноваций. Инновационная ин-

фраструктура предопределяет темпы развития экономики страны и рост благосостояния ее населения. Опыт развитых стран мира подтверждает, что в условиях глобальной конкуренции на мировом рынке неизбежно выигрывает тот, кто имеет развитую инфраструктуру создания и реализации инноваций, кто владеет наиболее эффективным механизмом инновационной деятельности. Поэтому для эффективного функционирования инновационной экономики страны инновационная инфраструктура должна быть функционально полной.

4. Основные направления государственной политики в области инноваций

В.В.Путин в своем выступлении на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2010 г» 08.02.2008 отметил, что несмотря на отдельные успехи последних лет, России пока не удалось уйти от инерционного энергосырьевого сценария развития. Наряду с подъемом в энергетике в росте добычи сырья идет лишь фрагментарная модернизация экономики, что неизбежно ведет к росту зависимости России от импорта товаров и технологий, к закреплению за Россией роли сырьевого придатка мировой экономией, а в дальнейшем может повлечь за собой отставание от ведущих экономик мира и вытеснение нашей страны из числа мировых лидеров, невозможности обеспечить ни безопасность и суверенитет страны, ни ее нормальное развития [11].

Единственной реальной альтернативой такому ходу событий является стратегия инновационного развития страны, опирающаяся на одно из наших главных конкурентных преимуществ -на реализацию человеческого потенциала, на наиболее эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом.

И темпы инновационного развития должны быть кардинально выше сегодняшних.

Особый акцент делается на следующие направления:

1. Переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал. От мотивации к инновационному поведению граждан и от отдачи, которую приносит труд каждого человека, будет зависеть будущее России.

Экономика, Статистика и Информатика

№2, 2010

35

Уже в ближайшие годы необходимо обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики. Сфера образования должна стать базой для расширения научной деятельности. В свою очередь наука также обладает значительным образовательным потенциалом. Надо оказывать содействие талантливым молодым людям, ведущим активную исследовательскую деятельность, помогать им успешно интегрироваться в научную и инновационную среду.

2. Главная проблема Российской экономики - крайняя неэффективность, недопустимо низкая производительность труда, что крайне опасно в условиях растущей глобальной конкуренции. В основных секторах показатель повышения производительности труда должен быть увеличен как минимум в 4 раза за 12 лет.

3. Сформированная национальная инновационная система должна базироваться на всей совокупности государственных и частных институтов, поддерживающих инновацию.

4. Развитие базовых секторов экономики - глубокая переработка природных ресурсов, использование энергетических, транспортных и сельскохозяйственных возможностей России.

5. Масштабная модернизация существующих производств во всех сферах экономики, изменение практически всех используемых в России технологий, парка машин и оборудования. Как правило, лучшие технологии - самые энергоэффективные, энергосберегающие, экономичные и экологически чистые.

6. Необходимо дальнейшее строительство новых и модернизация действующих дорог, вокзалов, портов, аэропортов, электростанций и систем коммуникаций.

7. Развитие финансовой инфраструктуры.

Конкретные направления социально-экономической политики сконцентрированы на решении трех ключевых проблем:

• создание равных возможностей для людей;

• формирование мотивации к инновационному поведению;

• радикальное повышение эффективности экономики, прежде всего на основе роста производительности труда.

Результат этих решений - вхождение России в число мировых технологических лидеров. Для реализации поставленных целей нужны совершенно новые требования к государственному управлению. Главная оценка работы государственных органов управления -реальные результаты в построении инновационного общества.

Д.А.Медведев в своем выступлении 15.02.2008 на V Красноярском экономическом форуме «Россия 2008-2020. Управление ростом» подчеркнул, что главным ориентиром развития страны является развитии экономики инновационного типа и радикальное повышение ее эффективности, а также формирование широкого среднего класса [11].

Период точечных решений в экономике прошел. Для новой экономики нужен принципиально иной подход: экономика стимулов к инновациям, а не экономика директив, опора на частную инициативу, мотивацию к созданию и повсеместному внедрению технологических новшеств, за счет которых можно выиграть конкуренцию на внутреннем и внешнем рынке. Надо ввести механизмы (налоговые, финансовые) для мотивации и стимулирования НИ-ОКР, строительства новых производств с высокой глубиной переработки природных ресурсов, создать современную инфраструктуру экономики на принципиально новом технологическом уровне. С помощью современных информационных коммуникаций надо обеспечить людям на всей территории страны доступ к массовой информации любого вида с использованием цифровых технологий по собственным национальным стандартам. Через 5 -7 лет границы между телерадиовещанием и Интернетом просто сотрутся.

Инвестиции в человека - долгосрочный национальный приоритет. В ближайшем будущем надо сконцентрироваться на четырех основных направлениях - институтах, инфраструктуре, инновациях, инвестициях. Для этого надо решить следующие задачи:

1. Улучшение качества законов и эффективность их применения;

2. Радикальное снижение административные барьеры;

3. Снижение налогов в целях стимулирования инноваций и частных инвестиций в человеческий капитал;

4. Построение мощной самостоятельной финансовой системы, превращение рубля в одну из региональных резервных валют;

5. Модернизация транспортной и энергетической инфраструктуры. Создание новой телекоммуникационной инфраструктуры будущего;

6. Формирование основ национальной инновационной системы.

В соответствии с федеральными и ведомственными программами должно проводиться технологическое переоснащение наукоемких направлений в экономике страны, находящихся полностью или частично в сфере государственной ответственности: атомной, космической, авиационной промышленности, отдельных секторов оборонно-промышленного комплекса и др.

Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, определенным основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденными Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г. N Пр-576, и с 2007 г. Федеральной целевой программе «Научно-технологическая база России» на 20072012 годы, должны обеспечить ускоренное формирование технологического потенциала в соответствии с национальными приоритетами технологического развития [9].

Приоритетные направления развития науки, технологий и техники:

1. Безопасность и противодействие терроризму

2. Живые системы

3. Индустрия наносистем и материалов

4. Информационно-телекоммуникационные системы

6. Рациональное природопользование

7. Транспортные, авиационные и космические системы

8. Энергетика и энергосбережение

[9].

Каждое из приоритетных направлений включает обширную область исследований и разработок как фундаментального, так и поисково-прикладного характера и включает критические технологии, разработка и использование которых направлены на обеспечения интересов государства в сфере национальной безопасности, экономического и социального развития.

Инновационный процесс - это процесс преобразования научных знаний в инновацию, т.е. создание, освоение и распространение инноваций. Главной чертой инновационного процесса яв-

ляется его завершенность в целях дальнейшей практической реализации. Инновации должны обладать научно-технической новизной, производственной применимостью, коммерческой реализуемостью.

Согласно определению Россстата инновационная деятельность подразделяется на следующие виды:

1. исследования и разработки;

2. технологическая подготовка и организация производства - приобретения оборудования, изменение процедур, методов, стандартов производства и контроля качества, применения новых технологических процессов, внедрения новых услуг;

3. пуск производства с целью усовершенствования продукта и технологического процесса, пробное производство;

4. маркетинг новых продуктов - исследование рынка, выпуск продукции, его адаптация и реклама;

5. приобретение неовеществленных технологий в форме патентов, лицензий, ноу-хау, конструкций, моделей и технологических услуг;

6. приобретение овеществленных технологий - машин и оборудования в целях внедрения продуктовых и процессных инноваций;

7. производственное проектирование - планы, чертежи, технические спецификации, эксплутационные характеристики для создания, разработки, производства и маркетинга новых продуктов, процессов и услуг [4:396].

Технологическими инновациями считают «конечный результат инновационной деятельности в виде нового или усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, нового или усовершенствованного процесса или способа производства услуг, используемых в практической деятельности» [4:347].

Большинство фирм сами создают инновации. В Положении о критериях отнесения организации к категории инновационо-активных указаны следующие критерии:

1. Наличие у предприятия стратегического плана реализации инновационного (ых) проекта (ов), отражающего (их) следующие направления (в расчете на предстоящий 5-летний период):

2. Наличие экономической эффективности, полученной от реализации инновационной продукции;

3. Проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или

технологических работ и/или приобретение прав на результаты научно-технической деятельности;

4. Привлечение в организацию высоко квалифицированных молодых специалистов для научной и инновационной деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Обеспечение работы с инженерными и научными кадрами, в том числе затраты на подготовку и переподготовку специалистов организации в сфере научной и инновационной деятельности;

6. Планируемый удельный вес инновационной продукции (товаров и услуг) в общем объеме отгруженной продукции организации должен составлять не менее 40% на пятый год деятельности;

7. Планируемое число поданных заявок на регистрацию прав на результаты интеллектуальной деятельности не менее двух в течение планируемого периода (для каждого реализуемого проекта в рамках стратегического плана [7].

5. Оценка инновационной активности в России.

Инновационная деятельность в России характеризуется достаточно низким результатом при значительном научном потенциале. В сборнике Росстата «Индикаторы инновационной деятельности» указано, что в настоящее время разработку и освоение инноваций осуществляют не более 10 % российских промышленных предприятий [4]. В настоящее время по оценкам Федерального института сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса в среднем доля нематериаль-

ных активов, в общей структуре активов всех хозяйствующих субъектов российской экономики крайне низка и составляет 10-15 %. В промышленности на долю этих активов приходится в среднем 15-20 % от общей стоимости активов. Эксперты отмечают приблизительный характер данной оценки, так как в бухгалтерском балансе большинства предприятий данные активы не зафиксированы. [13]. За рубежом, напротив, более 80 % стоимости лидирующих на мировом рынке компаний составляют интеллектуальные активы и активы знаний [13].

Под инновационной активностью предприятий понимают удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций. Технологические инновации - это новый или усовершенствованный продукт или услуга, внедренные на рынке, новый или усовершенствованный процесс или способ производства (передачи) услуг, используемые в практической деятельности.

Уровень инновационной активности определяют отношением числа организаций, реализующих технологические и организационные инновации, к общему числу предприятий в стране [4:342].

На основе официальных данных проведем сопоставление состояния инновационной дельности России и ведущих стран мира по отдельным показателям. Показателем, в большей степени характеризующей отдачу от инно -ваций, является удельный вес промышленной продукции (услуг), новых для рынка, в общем объеме продукции (ус-

Экономика, Статистика и Информатика

луг) [4:354].

По данным Россатата российские предприятия и организации характеризуются крайне низкими инновационными показателями по сравнению с ведущими европейскими странами. Общее число российских организаций, выполняющих исследования и разработки - на 2005 г - 3656; на 2006 г - 3622. [6:342]. Внутренние затраты России на исследования и разработки составили 1,07 % по отношению к валовому внутреннему продукту. Для Германии этот показатель составил 2, 46%, для Швеции - 3, 84%, для Финляндии - 3,48 % [5:203].

Сравнение результатов инновационной деятельности ведущих стран мира показывают неконкурентоспособность российской экономики на мировом рынке. К основным факторам, препятствующим внедрению технологических инноваций на российских предприятиях, относят:

• недостаток собственных финансовых средств и финансовой поддержки со стороны государства;

• высокая стоимость нововведений;

• высокий экономический риск.

6. Заключение

В Стратегии развития науки и инноваций РФ на период до 2015 г. ставится задача обеспечения технологической модернизации экономики, повышения ее конкурентоспособности на основе передовых технологий, превращение научного потенциала в фактор устойчивого экономического роста.

Целевые индикаторы стратегии:

1. Рост внутренних затрат на исследования и разработки до 2,5 % в 2015 г.

2. Увеличение изобретательской активности и удельного веса нематериальных активов организаций сектора исследований и разработок до 30 % к 2016 г

3. Устойчивый рост малых инновационных предприятий.

4. Удельный вес предприятий, осуществляющий технологический инновации в их общем числе - 20 % к 2016 г

5. Рост удельного веса инновационной продукции в общем объеме продаж - до 15 % в 1016 г [3].

Одной из основных слабостей российской экономики является неконкурентоспособность российской продукции и услуг по сравнению с продукцией развитых стран мира. Необходимым условием динамического роста экономики страны и конкурентоспособности на мировом рынке создание инновационной экономики - эффективной национальной инновационной системы и модернизации экономики на основе внедрения инноваций. В данных целях требуется создавать новые знания в виде научно-технических достижений, результатов научно-исследовательской деятельности и реализовывать их в конкретной экономической деятельности.

Литература

1. Стратегия развития информаци-

ониого общества в РФ, утвержденная Президентом РФ В.В.Путиным 7 февраля 2008 г., № Пр-212 URL: http:// www.intexpro.ru/ (дата обращения: 01.03.2010)

2. Стратегия развития системы Роспатента до 2015 г. Утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1). URL: http:// www1.fips.ru/wps/wcm/connect/ content_ru/ru/about/strateg/str_rf_2015 (дата обращения: 01.03.2010)

3. Стратегия развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 г. Утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1). URL: http://mon.gov.ru/work/nti/dok/ (дата обращения: 01.03.2010)

4. Индикаторы инновационной деятельности: 2007. Статистический сборник. - М.: ГУ - ВШЭ, 2007. - 400 с.

5. Россия и страны - члены Европейского союза. 2007.: стат.сб./Росстат.-2007. - 252 с.

6. Россия в цифрах. 2008: Крат. стат. сб./Росстат-М.:2008.-510 с.

7. Постановление Правительства Москвы от 2.12.2008 №1104-ПП - Биржа интеллектуальной собственности. Т. VIII. №1. 2009.

8. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент», специальностям экономики и управления (080100) / под ред. С.Д.Ильенковой. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2008. -335 с.

9. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б.З.Миль-нера. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 624 с. -(Научная мысль).

10. Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права, № 10, 2008, № 12, 2008, № 2, 2009.

11. Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность, № 4, 2008; № 7, 2008; № 11, 2008.

12. Хорошилов А.В., Селетков С.Н., Днепровская Н.В. Управление информационными ресурсами. - М. : Финансы и статистика, 2006. - 272 c.

13. http://www.finanasy.ru (дата обращения: 02.03.2010)

14. http://www. fips.ru/rospatent/ index.htm (дата обращения: 02.03.2010)

References

1. Strategy of Development of Information Society in the Russian

Federation, approved by the President of the Russian Federation V.V.Putinym on February, 7th, 2008, № Pr-212 URL: http:/ /www.intexpro.ru/ (date of access: 01.03.2010)

2. Strategy of Development of System of Rospatent till 2015, approved by the Interdepartmental Commission on the scientifically-innovative policy (the report dated February, 15 th, 2006 № 1). URL: http://www1.fips.ru/wps/wcm/connect/ content_ru/ru/about/strateg/str_rf_2015 (date of access: 01.03.2010)

3. Strategy of Development of Science and Innovations in the Russian Federation for the period till 2015, approved by the Interdepartmental Commission on the scientifically-innovative policy (the report of February,

15th, 2006 № 1). URL: http://mon.gov.ru/ work/nti/dok/ (date of access: 01.03.2010)

4. Indicators of Innovative Activity: 2007. The statistical collection. - M: GU -BSE, 2007. - 400 p.

5. Russia and Countries-member of the European Union. 2007.: stat.sb./Rosstat. - 2007. - 252 p.

6. Russia in Firures. 2008: Statistical Collection / Rosstat:2008.-510 p.

7. The Governmental Regulatuion of Moscow of 12/2/2008 №1104-PP -Intellectual Property Stock exchange. VIII. №1. 2009.

8. Innovative Management: the Textbook for the high schools and specialities of economy and management (080100) / edited by S.D.Ilenkova.-3 edition. - M: UNITY - DANA, 2008.-335 p.

9. Innovative Development: Economy, Intellectual resources, Knowledge Management \ edited by B.Z.Milner. - M: INFRA-M, 2010. - 624 p. - (Scientific thought).

10. Intellectual property. The Copyright and the Allied Rights, № 10, 2008, № 12, 2008, № 2, 2009.

11. Intellectual property. The Industrial property, № 4, 2008; № 7, 2008; № 11, 2008.

12. Horoshilov A.V., Seletkov S.N., Dneprovsky N.V.Management Information Resources. - M: Finance and Statistics, 2006. - 272 c.

13. http://www.finanasy.ru (date of access: 02.03.2010)

14. http://www.fips.ru/rospatent/ index.htm (date of access : 02.03.2010)

Экономика, Статистика и Информатика

G9

№2, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.