Научная статья на тему 'Тенденции и направления развития научно-инновационной политики в РФ'

Тенденции и направления развития научно-инновационной политики в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРОГНОЗ / STRATEGY / INNOVATIONS / THE INNOVATIVE POLICY / INNOVATIVE ACTIVITY / THE FORECAST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корнилов Д. А.

Проведен анализ стратегии развития науки и инноваций и стратегии развития Роспатента. Рассмотрены ключевые показатели инновационной активности, сделан прогноз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TENDENCIES AND DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE SCIENTIFICALLY-INNOVATIVE POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION

In article the analysis of strategy of development of a science and innovations and strategy of development of Rospatent have been carried out. Key indicators of innovative activity were considered. The forecast were made.

Текст научной работы на тему «Тенденции и направления развития научно-инновационной политики в РФ»

УДК 330.35

Д.А. Корнилов

ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РФ

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е.Алексеева

Проведен анализ стратегии развития науки и инноваций и стратегии развития Роспатента. Рассмотрены ключевые показатели инновационной активности, сделан прогноз.

Ключевые слова: стратегия, инновации, инновационная политика, инновационная активность, прогноз.

В соответствии со Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденной Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике [ 1 ] разработана и принята Стратегия развития системы Роспатента до 2015 года. Одной из основных задач этих Стратегии является развитие институтов трансфера знаний и технологий и обеспечение эффективной правовой охраны результатов исследований и разработок, а также обеспечение учета и контроля научных и научно-технических результатов, полученных за счет бюджетных средств.

В области инноваций, несмотря на актуальность и популярность темы, остается масса недостаточно изученных вопросов, например:

• взаимосвязь между нововведениями и конкурентоспособностью экономической системы;

• оценка эффективности инновационного развития экономической системы;

• взаимосвязь инновационной активности субъектов экономики с экономическим ростом;

• инновационный потенциал и его оценка;

• прогнозирование инновационных показателей.

В теоретическом аспекте для развития инновационной системы в РФ было рассмотрено несколько возможных концептуальных подходов: рыночный эволюционный, рыночный радикальный, институциональная «достройка», инновационно-активный, «знание-активный».

В качестве выбора направлений решения проблем в сфере инновационной деятельности на период до 2015 года в соответствии со Стратегией развития науки и инноваций выбраны два основных сценария: инерционный и активный.

Инерционный сценарий предполагает реализацию двух основных независимых направлений: широкомасштабная модернизация отраслей РФ на основе собственных исследований и разработок и на базе импортных технологий.

Активный сценарий рассчитан на решение проблемы инноваций сразу в нескольких сферах: усиленное развитие приоритетных направлений, создание эффективной инновационной инфраструктуры, широкая модернизация отраслей РФ.

К реализации в рамках разработанной Стратегии принят активный сценарий. К основным рискам реализации активного сценария отнесены: неготовность или противодействие аппаратов федеральных органов; ухудшение макроэкономической ситуации, в том числе неблагоприятные изменения международной политической, экономической и технологической конъюнктуры; ошибки в прогнозе эффективности сектора исследований и разработок, а также в предпринимательском секторе к внедрению инноваций.

По оценкам Минобразования и науки, лимитирующим фактором реализации данного сценария может стать готовность российских компаний к квалифицированному вхождению в технологические инвестиционные проекты и способность ежегодного освоения инвестиций на указанные цели в пределах 10-15 млрд долл.

© Корнилов Д.А., 2010.

Перечислим основные задачи, на решение которых направлена Стратегия:

• создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства;

• создание эффективной национальной инновационной системы;

• развитие институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок;

• модернизация экономики на основе технологических инноваций.

В качестве критериев решения поставленных задач определены целевые показатели и их значения. Список целевых показателей разделен на четыре группы в зависимости от решаемой задачи. Наиболее значимые показатели приведены в табл. 1.

Таблица 1

Целевые показатели и их значения

Целевые показатели 2004 г. Целевое значение на 2015 г.

Внутренние затраты на исследования и разработки в % к ВВП 1,17 2,5

Удельный вес внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки (%) 39,4 70,0

Удельный вес вузовского сектора науки во внутренних затратах на исследования и разработки (%) 5,5 20,0

Удельный вес научных организаций, имеющих доступ в Интернет по выделенным каналам связи ( %) 33,9 100

Коэффициент изобретательской активности развития науки и инноваций (число патентных заявок на изобретения, поданных российскими заявителями в стране, в расчете на 10 тыс. населения) 1,60 5,5

Удельный вес инновационной продукции в общем объеме продаж промышленной продукции на внутреннем рынке (%) 5,6 18,0

Удельный вес организаций предприятий промышленности, осуществлявших технологические инновации, в общем их числе организаций (%) 10,5 20,0

Удельный вес предприятий, осуществлявших организационные инновации, в общем их числе (%) 28,5 60,0

Далее в работе будет проведен анализ динамики изменения одного из целевых показателей - коэффициента изобретательской активности (КИА).

По итогам сравнения выбранных показателей за 2002-2004 гг., Россия в среднем отстает от ЕС и таких зарубежных стран, как США, Япония, Германия, Республика Корея, на 50% и более. По итогам реализации Стратегии предполагается, что РФ к 2015 году достигнет среднего уровня рассматриваемых показателей по этим странам в 2002-2003 гг.

Перечислим Стратегические направления развития системы Роспатента [2]:

1. Обеспечение правовой охраны объектов интеллектуальной собственности и регистрации прав на них.

2. Формирование государственного патентного фонда и обеспечение его доступности.

3. Подготовка специалистов в области охраны и использования интеллектуальной собственности.

4. Осуществление контроля в сфере правовой охраны и использования результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета.

5. Осуществление международного сотрудничества.

По данным отчета Роспатента, за ряд лет сформировалась следующая динамика подачи заявок на объекты промышленной собственности (табл. 2) [3].

Таблица 2

Заявки в Роспатент на объекты промышленной собственности

Вид объекта Подано в Роспатент заявок на объекты промышленной собственности

Годы

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Изобретение 28688 29989 29225 30651 30192 32254 37691 39439 41849 38564

Полезная модель 4631 6029 6696 7622 8948 9473 9699 10075 10995 11153

Промышленный образец 2290 2544 2344 3104 3453 3917 4385 4823 4711 3740

Регистрация товарных знаков и знаков обслуживания 42809 53124 43258 34954 40877 47087 52984 57262 57112 50107

Итого 78418 91686 81523 76331 83470 92731 104759 111599 114667 103564

42809; 54%

28688; 37%

2290; 3%

4631; 6%

□ Изобретение

□ Полезная модель

□ Промышленный образец

□ Регистрация товарных знаков и знаков обслуживания

Рис. 1. Структура подачи заявок на ОПС в 2000 г.

57112; 50%

41849; 36%

4711; 4%

10995; 10%

□ Изобретение

□ Полезная модель

□ Промышленный образец

□ Регистрация товарных знаков и знаков обслуживания

Рис. 2. Структура подачи заявок на ОПС в 2008 г.

50107; 48%

38564; 37%

3740; 4%

11153; 11%

□ Изобретение

□ Полезная модель

□ Промышленный образец

□ Регистрация товарных знаков и знаков обслуживания

Рис. 3. Структура подачи заявок на ОПС в 2009 г.

Как видно из графиков рис. 1 - рис. 3, структура подачи заявок в 2008-2009 годах практически не изменилась, а по отношению к 2000 году незначительно снизилась доля заявок на товарные знаки. Отчасти это связано с достижением точки насыщения рынка по потребности в товарных знаках, а также с кризисом 2008 года

В целом в РФ, как и в остальных странах, можно назвать три основные причины изменения количества заявок на ОПС:

• увеличение доли инновационной продукции в ВВП;

• степень правовой защиты ОПС и повышение конкурентоспособности продукции;

• время и стоимость патентования ОПС.

Рассмотрим общую динамику изменения количества заявок по сравнению с 2000 годом (табл. 3).

Таблица 3

Динамика изменения количества заявок в 2009 г. по отношению к 2000 г.

Вид объекта Индекс количества заявок в РФ 2009 г. по отношению к 2000 г.

Изобретение 1,34

Полезная модель 2,41

Промышленный образец 1,63

Регистрация товарных знаков и знаков обслуживания 1,17

Итого 1,32

Как следует из значения индекса количества заявок, темп роста инновационной активности в РФ за 10 лет по этому показателю увеличился на 17% по товарным знакам, на 141% - по полезным моделям и на 34% - по изобретениям.

Стоимость патентования на территории РФ низкая, отчасти это связано с низкой конкурентоспособностью многих отраслей и низкой дисциплиной соблюдения прав на ОПС. Большинство технологий финансируются бюджетом на стадии НИР, а не на стадии ОКР. Поэтому несмотря на общий рост количества заявок, патентов и свидетельств, наблюдается низкая инновационная активность в процессе трансфера технологий.

Например, договоров по исключительным лицензиям в 2009 году всего 228, а общее количество зарегистрированных лицензионных договоров - 2365 (табл. 4). Многие изобретения так и не доходят до промышленного применения [4].

Таблица 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Динамика регистрации договоров об отчуждении исключительного права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы и договоров о предоставлении права их использования

Показатели 2005 2006 2007 2008 2009

Договоры об отчуждении патента* 1281 1451 1674 1524 1054

Договоры исключительной лицензии 167 212 276 215 228

Договоры неисключительной лицензии 674 751 902 1005 1083

Всего зарегистрировано договоров 2122 2414 2852 2744 2365

Поступило заявлений о предоставлении открытой лицензии 101 63 66 92 88

Опубликовано заявлений о предоставлении открытой лицензии 65 82 68 72 79

Сравните общую базу действующих охранных документов на объекты промышленной собственности (ОПС) с количеством лицензий (табл. 4, 5). Естественно, что многие ОПС используются для собственных нужд и являются фактором конкурентоспособности предприятий, но еще большая доля просто не доходит до производства [5].

Таблица5

Действующие охранные документы на объекты промышленной собственности на 01.06.2010

Изобретения 179627

Полезные модели 52049

Промышленные образцы 23149

Наименования места происхождения товаров 112

Товарные знаки, поданные по национальной процедуре 257171

Товарные знаки, поданные по международной процедуре 144498

По срокам рассмотрения заявок на ОПС, несмотря на их общий рост, имеет место сокращение длительности регистрации [6]:

• по изобретениям - 9,5 мес.;

• полезным моделям - 1,5 мес.;

• промышленным образцам - 6 мес.;

• товарным знакам -13,5 мес.

Составим прогноз подачи заявок при оптимистическом варианте ситуации в области патентования ОПС с учетом разработанной государственной Стратегии. Ряд трендов по заявкам на основе табл. 2 представлен на рис. 5.

Количество запатентованных изобретений является своеобразным индикатором активности создания инноваций и характеризуется коэффициентом изобретательской активности (КИА) - количеством заявок на выдачу патентов Российской Федерации на изобретения, поданных российскими заявителями, в расчете на 10 тыс. населения. Рост этого показателя прогнозируется Роспатентом с 2,05 в 2010 году до 2,28 в 2015 году. Ориентируясь на этот индикатор активности, необходимо понимать, что в 2010 году ожидается рост заявок по всем объектам интеллектуальной собственности на уровне 130-140 тыс., а в 2015 году - на уровне 200 тыс. (табл. 6). В соответствии со Стратегией развития науки и инноваций рост значения этого целевого показателя запланирован к 2015 году до 5,5.

—♦— Изобретение

—■— Регистрация товарных знаков и знаков обслуживания -Линейный (Изобретение)

-Логарифмический (Регистрация товарных знаков и знаков обслуживания)

—»- Полезная модель -■— Промышленный образец -Линейный (Полезная модель) -Степенной (Промышленный образец)

Рис. 5. Ряд трендов по заявкам

Таблица 6

Расчет и прогноз КИА по количеству заявок

2009 г. 2012 г. КИА 2009 г. КИА 2012 г.

Вид объекта факт прогноз (расчетное значение) (по данным прогноза)

Изобретение 38564 45044 2,71 3,17

Полезная модель 11153 13855 0,78 0,97

Промышленный образец 3740 4888 0,26 0,34

Регистрация товарных знаков и знаков обслуживания 50107 57522 3,52 4,05

Итого 103564 121309 7,28 8,53

Расчеты производились, исходя из данных о численности в 2007 году (142,2 млн чел.) и количества поданных заявок, а не выданных патентов по ним. Поэтому значение индекса по изобретениям несколько больше чем 2,28.

Рассмотрим изобретательскую активность в разрезе федеральных округов и ПФО с 2000 г. [7].

Таблица 7

Количество заявок, поданных российскими заявителями на изобретения по федеральным округам Российской Федерации с 2000 по 2009 гг.

Федеральные округа Заявки на изобретения

2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Центральный 9954 9818 9875 11718 9885 10410 13983 13473 13377 12602

Приволжский 4351 4577 4244 4230 4140 4436 4403 4436 4279 3941

Северо-западный 2503 2620 2248 2157 2359 2250 2423 2442 2420 2095

Сибирский 2287 2520 2230 2399 2316 2367 2528 2591 2647 2418

Южный 2046 3135 3256 2592 2284 2227 2552 2555 2904 2899

Уральский 1544 1587 1390 1338 1400 1434 1425 1476 1537 1145

Дальневосточный 692 520 469 535 572 494 542 518 539 488

Округ не определён - - - 2 29 26 28 14 9 10

Всего 23377 24777 23712 24969 22985 23644 27884 27505 27712 25598

Таблица 8

Динамика выдачи патентов Российской Федерации на изобретения за период с 2000 по 2009 гг.

Федеральные округа Выдача патентов РФ на изобретения

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2007 2008 2009

Центральный 6555 6315 6547 8505 7694 8935 8752 11276 13270

Приволжский 2636 2610 2817 3712 3604 3389 3071 3435 3876

Северо-западный 1566 1474 1690 1987 1823 1797 1702 1749 2215

Сибирский 1373 1287 1570 1994 2044 1832 1783 2163 2446

Южный 1020 955 1107 2682 2447 2031 1665 2015 2565

Уральский 891 787 1030 1267 1055 1057 1100 1181 1460

Дальневосточный 378 337 402 475 440 406 358 441 462

Округ не определён 25 14 0 0 16 0 - - -

Всего 14444 13779 15140 20621 19123 19447 18431 22260 26294

Поскольку средний срок рассмотрения заявки на изобретение составляет 9-10 месяцев, то цифры в табл. 7 и табл. 8 следует скорректировать по времени.

Коэффициентный анализ изобретательской активности в регионах Российской Федерации в 2007-2009 гг. приведен в табл. 9 и табл. 10.

Таблица 9

Коэффициент изобретательской активности по федеральным округам Российской Федерации

Федеральные округа Коэффициент изобретательской активности по федеральным округам Российской Федерации

количество поданных заявок на изобретения на 10000 человек количество поданных заявок на полезные модели на 10000 человек

2007 г. 2008 г. 2009 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Центральный 3.62 3.6 3.39 1.04 1.15 1.21

Приволжский 1.46 1.41 1.3 0.72 0.76 0.75

Северо-Западный 1.8 1.79 1.55 0.74 0.8 0.86

Сибирский 1.32 1.35 1.23 0.42 0.49 0.5

Южный 1.12 1.27 1.26 0.25 0.28 0.3

Уральский 1.2 1.25 0.93 0.74 0.83 0.76

Дальневосточный 0.79 0.83 0.75 0.22 0.21 0.21

Всего 1.93 1.95 1.80 0.67 0.73 0.75

Абсолютным лидером является Центральный федеральный округ. ПФО занимает третье место среди семи федеральных округов РФ по количеству поданных заявок на изобретения [7].

Таблица 10

Коэффициент изобретательской активности по регионам Приволжского федерального округа

Российской Федерации

Наименование региона Коэффициент изобретательской активности по регионам Приволжского федерального округа Российской Федерации

количество поданных заявок на изобретения на 10000 человек количество поданных заявок на полезные модели на 10000 человек

2007 г. 2008 г. 2009 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Республика Татарстан 2.02 1.75 1.75 1.24 1.04 0.98

Республика Башкортостан 1.76 1.52 1.46 0.43 0.47 0.4

Самарская область 1.98 2.01 1.58 1.44 1.42 1.22

Нижегородская область 1.19 1.24 1.15 0.69 0.85 0.85

Пермский край 1.84 1.88 1.62 0.63 0.73 0.68

Саратовская область 1.3 1.15 1.21 0.78 0.74 0.68

Удмуртская Республика 1.01 1.1 0.7 0.58 0.5 0.67

Ульяновская область 1.93 1.93 2 0.91 1.39 1.46

Кировская область 0.68 0.53 0.67 0.33 0.34 0.4

Пензенская область 1.05 1.19 1.18 0.53 0.51 0.69

Чувашская Республика 1.1 1.23 0.98 0.47 0.64 0.85

Оренбургская область 0.5 0.53 0.55 0.27 0.24 0.24

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Республика Марий Эл 1.98 2.32 2.01 0.21 0.37 0.51

Республика Мордовия 0.53 0.46 0.5 0.38 0.64 0.77

Коми-Пермяцкий АО 0 0 0 0 0 0

Всего 1.46 1.41 1.3 0.72 0.76 0.75

В ПФО лидируют по заявкам на изобретения Республика Марий Эл и Татарстан. Нижегородская область находится на седьмом месте (совместно с Саратовской областью) среди 15 регионов ПФО.

В 2008-2009 гг. произошли значительные изменения в сфере гражданско-правовой кодификации законодательства в сфере интеллектуальной собственности. Это связано с вступлением в силу с 1 января 2008 г. четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации, а также изданием Роспатентом ряда административных регламентов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. № 299:

• административный регламент по регистрации договоров о предоставлении права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, охраняемые программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, а также договоров коммерческой концессии на использование объектов интеллектуальной собственности, охраняемых в соответствии с патентным законодательством Российской Федерации, утвержденный приказом Минобрнауки России от 29 октября 2008 г. № 321;

• административный регламент по осуществлению в установленном порядке продления срока действия патента на изобретение, промышленный образец, свидетельства (патента) на полезную модель, свидетельства о регистрации товарного знака, знака обслуживания, свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара, а также восстановления действия патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец, пре-

кращенного в связи с неуплатой в установленный срок пошлины за поддержание его в силе, утвержденный приказом Минобрнауки России от 29 октября 2008 г. № 322;

• административный регламент по организации приема заявок на государственную регистрацию топологии интегральной микросхемы и их рассмотрения и выдачи в установленном порядке свидетельств о государственной регистрации топологии интегральной микросхемы, утвержденный приказом Минобрнауки России от 29 октября 2008 г. № 323;

• административный регламент по организации приема заявок на государственную регистрацию программы для электронных вычислительных машин и заявок на государственную регистрацию базы данных, утвержденный приказом Минобрнауки России от 29 октября 2008 г. № 324;

• административный регламент исполнения Федеральной службой по организации приема заявок на полезную модель, утвержденный приказом Минобрнауки России от 29 октября 2008 г. № 326;

• административный регламент по организации приема заявок на изобретение, утвержденный приказом Минобрнауки России от 29 октября 2008 г. № 327;

• административный регламент по организации приема заявок на регистрацию, утвержденный приказом Минобрнауки России от 29 октября 2008 г. № 328.

Подготовка разработанных регламентов направлена на развитие инновационной активности, большей открытости результатов НИОКР и правовой защищенности объектов промышленной собственности в РФ, а следовательно, и на развитие трансфера технологий.

По мнению авторов книги «Россия 2050 Стратегия инновационного прорыва» [8], изобретения являются важнейшей составной частью интеллектуального богатства страны, поэтому для улучшения их использования необходимо:

• провести инвентаризацию фонда отечественных изобретений;

• предусмотреть меры по использованию и внедрению крупнейших изобретений;

• содействовать повышению изобретательской активности;

• оказывать государственную поддержку при патентовании значимых изобретений в

России и за рубежом;

• обеспечить эффективную защиту российской интеллектуальной собственности.

Выводы

Очевидна актуальность рассматриваемой проблематики. Вопросы стратегического выбора направления развития России на мировой арене осознаются как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации. В областях и регионах составляются стратегии развития на средне- и долгосрочную перспективы. Особенно большое внимание в разрабатываемых стратегиях уделяется инновационным аспектам. Составляются инновационные стратегии развития на уровне РФ и отдельных хозяйствующих субъектов. Отдельно формируются законы, постановления и программы в области поддержки и реализации инновационных стратегий.

Одна из ярко выраженных и устойчивых негативных тенденций инновационной деятельности в России - низкая отдача от инноваций.

Библиографический список

1. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года.

2. Стратегия развития системы Роспатента до 2015 года.

3. http: //www l.fips.ru -Роспатент.

4. http://wwwl.fips.ru -Отчет Роспатента за 2009 гг.

5. http://wwwl.fips.ru -Отчет Роспатента за 2009 гг.

6. http://www1.fips.ru -Отчет Роспатента за 2005, 2006, 2007, 2008, 2009 гг.

7. Кузык, Б.Н. Россия 2050 Стратегия инновационного прорыва / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец. -М.: Экономика, 2005. - 621 с.

Дата поступления в редакцию 13.7.2010

D.A. Kornilov

TENDENCIES AND DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE SCIENTIFICALLY-INNOVATIVE POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION

In article the analysis of strategy of development of a science and innovations and strategy of development of Rospatent have been carried out. Key indicators of innovative activity were considered. The forecast were made.

Key words: strategy, innovations, the innovative policy, innovative activity, the forecast.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.