Научная статья на тему 'Инновационный проект: формирование новой модели повышения квалификации преподавателей и сотрудников университета'

Инновационный проект: формирование новой модели повышения квалификации преподавателей и сотрудников университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнов Сергей Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационный проект: формирование новой модели повышения квалификации преподавателей и сотрудников университета»

Инновационная образовательная программа «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере»

С. Б. Смирнов,

проректор по учебной и воспитательной работе

ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЕКТ: ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ МОДЕЛИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СОТРУДНИКОВ УНИВЕРСИТЕТА

Победа университета в конкурсе инновационных образовательных программ в рамках приоритетного национального проекта «Образование» стало важнейшим событием юбилейного, 210-го года его истории. Юбилейный год еще не закончился, но уже сегодня очевидно, насколько значительны изменения в жизни университета, вызванные даже начальным этапом реализации инновационной образовательной программы. Одним из важнейших элементов программы и необходимой предпосылкой ее успешного выполнения является повышение квалификации преподавателей и сотрудников университета.

Нельзя не отметить, что от других образовательных программ российских университетов, получивших поддержку государства по итогам конкурса, проект РГПУ им. А. И. Герцена отличается гуманитарной направленностью и комплексностью подхода. Сегодня Россия настойчиво ищет свое место в международном разделении труда, которое избавило бы ее от роли главного поставщика сырья и позволило бы стране укрепить статус одного из мировых лидеров. Руководство нашего государства видит решение этой проблемы во внедрении тех передовых технологий (нанатехнологий, например), в развитии которых российская наука сохраняет лидирующие позиции. На подготовку специалистов, способных раз-

вивать и внедрять эти технологии, в первую очередь и направлены программы большинства вузов-победителей конкурса в рамках приоритетного национального проекта «Образование». И то, что среди них оказалась программа нашего университета свидетельствует: в России нарастает понимание важности гуманитарной подготовки для решения самых актуальных задач, стоящих перед страной. Информационное общество, в которое все более активно интегрируется Россия, с новой остротой ставит перед человечеством проблемы коммуникации между людьми и ее эффективности, их самореализации и самочувствия в новых исторических условиях. Как показывает печальный опыт Советского Союза, увлечение технократическими подходами даже в тот период привело, в конечном итоге, к упадку развитие науки и техники. Сегодня очевидно, что без вооружения специалистов в самых разных областях деятельности теми компе-тентностями, которые позволили бы им эффективно и в интересах общества взаимодействовать с другими людьми, наша страна будет проигрывать в постоянно нарастающей в современном мире конкурентной борьбе за приоритеты и сферы экономического влияния. Если говорить об этих задачах в терминах нашей инновационной программы, то необходимо вооружить выпускников российских вузов и, в первую оче-

редь, наших выпускников, гуманитарными технологиями, которые помогут им добиться успеха в условиях XXI в.

Как представляется, поставив проблему разработки гуманитарных технологий и их внедрения в практику обучения, коллектив университета нашел то направление развития, которое действительно может привести к кардинальному обновлению содержания и направленности образования в соответствии с требованиями сегодняшнего дня и, что еще более важно для целей образования, исторической перспективы. Но только когда идея программы обрела строгие формы государственных требований к ее реализации, стало понятно, сколь значительную по масштабу и амбициозности задачу поставил перед собой Герценовский университет. Не секрет, что с нашей инновационной программой и в руководстве российской системой образования связывают серьезные надежды на положительные изменения в системе подготовки педагогических кадров. И в этом контексте необходимость повышения квалификации профессорско-преподавательского состава приобретает особенную остроту и требует новых, нетрадиционных подходов. Уже на стадии подготовки проекта было очевидно, что его новизна лишает нас возможности взять в готовом виде чей-либо опыт и на его основе провести повышение квалификации сотрудников и преподавателей РГПУ им. А. И. Герцена. Поэтому в программе предусмотрено проведение серии семинаров с участием ведущих зарубежных и отечественных специалистов, которые могут поделиться своими знаниями по концептуальному осмыслению и отдельным аспектам гуманитарных технологий, но основная тяжесть работы по организации и разработке содержания различных программ повышения квалификации ложится на ведущих ученых самого университета.

Важнейшей особенностью реализуемой в университете инновационной образовательной программы является ее проектный и открытый характер. Во многом для всех нас это новый и неожиданный опыт. В процессе накопления опыта работы по программе

становится все более ясно, что заявка, поданная нами на конкурс инновационных программ, была именно хорошо подготовленной заявкой, которая стала качественной основой для дальнейшей деятельности. В тот момент уровень осознания проблемы был таков, что многие ее аспекты мы просто не могли учесть. И сегодня важно понимать, что очень короткий срок выполнения программы не должен ограничивать наше стремление ее развивать и корректировать — она является только стартом многолетней работы по реализации идей, которые легли в основу программы и которые проявляются, концептуализируются сегодня и будут развиваться дальше.

После первых месяцев работы по выполнению программы можно говорить о том, что фактически в ходе уже проведенных семинаров с участием широкого круга преподавателей в качестве основной технологии работы по повышению квалификации в нашем университете применяется проектный менеджмент, так как эти семинары используются не только в целях осмысления и выработки единого понимания многочисленных проблем, связанных с инновационной программой, но и, в первую очередь, для того, чтобы в ходе командной работы разработать структуру и принципы отбора содержания модулей, ее составляющих, структуру и основные характеристики учебно-методических комплексов, которые должны будут обеспечивать реализацию программы. Как представляется, на следующих этапах работы семинары в рамках повышения квалификации можно будет использовать для мониторинга хода выполнения программы и ее корректировки. Этот подход уже сам по себе может быть назван новой гуманитарной технологией, освоение которой преподавателями должно в дальнейшем облегчить им работу со студентами по обучению этим технологиям. Программа повышения квалификации, которую университету предстоит осуществить за время реализации инновационного проекта, очень интенсивна и требует отвлечения от учебного процесса значительного числа препо-

Инновационный проект: формирование новой модели повышения квалификации..

давателей, что ведет к увеличению нагрузки на весь профессорско-преподавательский состав. В этих условиях пассивные формы работы были бы непозволительной роскошью. И, как не покажется это парадоксальным, новаторский, междисциплинарный характер инновационной программы «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере» делает их использование практически невозможным. Только в процессе диалога ученых разных специальностей, постоянных дискуссий и «мозговых штурмов» возможна кристаллизация общих подходов, общего понятийного аппарата, методологии построения учебных программ и учебно-методических комплексов. Сегодня уже можно говорить о накоплении и некоторого опыта такой работы, который в дальнейшем может быть использован для более эффективной работы над теми модулями программы, которые предстоит разрабатывать и внедрять в 2008 г., а также, что кажется особенно важным, для применения в практике повышения квалификации и вне задач, определяемых инновационной образовательной программой.

Новое содержание и формы проведения повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, отработанные в ходе реализации инновационного проекта, могут быть в дальнейшем использованы для модернизации системы повышения квалификации вузовских преподавателей. Анализ состояния дел в российской высшей школе показывает, что современное поколение профессорско-преподавательского состава имеет очевидные пробелы в гуманитарной подготовке и в большинстве случаев плохо владеет тем комплексом технологий, которые мы называем гуманитарными. И в этом смысле миссия нашего университета может быть еще значительней, чем сейчас, — эта проблема актуальна не только для системы высшего педагогического образования, но и для системы высшего образования страны в целом. Не случайно, например, за рубежом по целому ряду специальностей достаточно

высоко оценивают профессиональные качества наших инженеров и других специалистов, но отмечают их неумение работать в команде, выстраивать горизонтальные и вертикальные связи в коллективе, работать с клиентами и заказчиками и т. д. И дело здесь, как правило, не в личных качествах или национальном менталитете, а в том, что наших специалистов никто не учил использовать эти гуманитарные технологии. И беда в том, что ими зачастую не владеют и их учителя.

Успешная реализация инновационной программы невозможна без вовлечения в процесс работы над ней максимально широкого круга преподавателей и ученых университета. Ведь стратегическая задача, которую ставило руководство университета, принимая решение об участии в конкурсе инновационных образовательных программ, состоит в том, чтобы через процесс ее выполнения, опираясь на ее результаты, обновить университет как системное целое. Одним из основных способов решения проблемы вовлеченности преподавателей в работу над программой являются как раз разнообразные программы повышения квалификации. При условии, что фактически на реализацию инновационной программы отводится полтора года, за этот срок предстоит повысить квалификацию примерно тысячи преподавателей и сотрудников университета. В основном, заявленные программы повышения квалификации не требуют отрыва сотрудников от основной работы, но это, несомненно, резко усложняет работу практически всех структурных подразделений и, особенно, учебных институтов и факультетов, делает труд всех герценовцев в этот период куда более напряженным, чем раньше. Значительное усиление интенсивности труда коллектив в последние месяцы уже ощутил — ведь кроме учебы по программам повышения квалификации значительная часть преподавателей принимает участие в работе над модулями программы, которые и являются ее ядром. Но хочется выразить уверенность, что это напряжение уже через год обернется таким результатом, который позволит уни-

верситету в целом и каждому преподавателю в отдельности выйти на качественно новый уровень работы.

Важная составная часть программы повышения квалификации в рамках инновационного проекта — проведение семинаров и стажировок наших специалистов — активных участников инновационного проекта, в ведущих зарубежных университетах и образовательных центрах, имеющих опыт и достижения в реализации гуманитарных технологий. Эта работа уже началась, и в июне 2007 г. состоялся первый из таких семинаров на базе Хельсинкского университета в Финляндии. Участники семинара отмечали, что с большим интересом выслушали сообщения финских коллег о том, как за кратчайший по историческим меркам срок их университет смог стать одним из ведущих университетов мира, а также о его достижениях в развитии гуманитарных технологий. По интенсивности проведения программ повышения квалификации за рубежом 2007/2008 учебный год будет особенно напряженным: только в сентябре — ноябре 2007 г. состоялись поездки групп преподавателей и сотрудников университета на Кипр, дважды в Швецию, в Великобританию, Германию, Норвегию и Францию, где они познакомились с тем, как оце-

нивают и внедряют гуманитарные технологии в образовательных системах различных европейских стран. Не менее насыщенной будет и программа зарубежных командировок в 2008 г.

Среди программ повышения квалификации, которые будут осуществляться в стенах университета, необходимо особо отметить модули программы MBA «Менеджмент в образовании», обучение в рамках которых с начала текущего учебного года и после специального конкурса проходят 30 ведущих преподавателей и сотрудников университета. Разработка и реализация этой программы должна способствовать усилению кадрового потенциала университета, создать предпосылки для аттестации заявленной программы.

Наверное, в жизни РГПУ им. А. И. Герцена еще не было столь масштабного и значительного по потенциальным возможностям проекта, как наша инновационная программа. Это исторический шанс укрепить позиции университета как одного из лидеров российского образования. И высокий потенциал нашего профессорско-преподавательского состава, целью развития которого служат реализуемые в рамках проекта программы повышения квалификации, является главным залогом успешного решения этой задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.