Научная статья на тему 'Инновационный потенциал учителя и основные принципы его формирования'

Инновационный потенциал учителя и основные принципы его формирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
854
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧИТЕЛЯ / МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Стелла Георгиевна

В статье уточняется понятие «инновационный потенциал личности», определены направления и принципы формирования инновационного потенциала учителя, представлен механизм формирования инновационного мышления учителя, состоящий из четырех диалектических взаимосвязанных этапов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационный потенциал учителя и основные принципы его формирования»

УДК 371.134

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧИТЕЛЯ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ

TEACHER’S INNOVATIVE POTENTIAL AND MAIN PRINCIPLES OF ITS FORMATION

С. Г. Григорьева

S. G. Grigoryeva

ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье уточняется понятие «инновационный потенциал личности», определены направления и принципы формирования инновационного потенциала учителя, представлен механизм формирования инновационного мышления учителя, состоящий из четырех диалектических взаимосвязанных этапов.

Abstract. The article outlines the notion of the person’s innovative potential, expounds the trends and principles of forming teacher’s innovative reserve, describes the mechanism of developing the teacher’s innovative thinking, the latter consisting of four dialectically connected stages.

Ключевые слова: инновационный потенциал, принципы формирования инновационного потенциала учителя, механизмы формирования инновационного потенциала.

Keywords: innovative potential, principles offorming teacher’s innovative potential, mechanisms of forming innovative potential.

Актуальность исследуемой проблемы. Каждый человек стремится внести новшества в свою область деятельности, то есть совершенствовать условия работы, технологический процесс. Это говорит о том, что от природы в человеке заложено стремление к совершенству, он обладает определенным потенциалом к внедрению инноваций в свою деятельность. В жизненной практике мы замечаем, что люди не обладают одинаковыми желаниями и стремлениями к внедрению нового. Даже в быту одни стремятся чаще обновлять свою квартиру, заменять мебель, а другие к этому относятся абсолютно спокойно. Встает вопрос: «Почему так? Что движет одними и что успокаивает других?». Найти ответ помогает изучение сущности инновационного потенциала личности и его функции.

Материал и методика исследований. Материалом исследования явились статьи, опубликованные в разных печатных и электронных средствах массовой информации. Теоретической основой исследования являются работы Н. А. Бердяева, В. П. Делии,

B. И. Загвязинского, Г. М. Коджаспировой, М. В. Копосовой, А. В. Петровского,

C. П. Русскова. Применялись следующие методы исследований: теоретический анализ (сравнительный, ретроспективный) педагогической, психологической литературы по теме исследования; синтез полученной информации; обобщение.

Результаты исследований и их обсуждение. В педагогике и психологии в настоящее время под инновационным потенциалом личности понимается совокупность скрытых и нераскрытых возможностей человека к обнаружению и творческому внедрению новшеств в свою деятельность. Инновационный потенциал личности связывают со следующими основными параметрами:

- творческой способностью генерировать и продуцировать новые представления и идеи, а главное, проектировать и моделировать их в практических формах;

- открытостью личности новому, отличному от себя, что базируется на толерантности личности, гибкости и панорамности мышления;

- культурно-эстетической развитостью и образованностью;

- готовностью совершенствовать свою деятельность, наличием внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов;

- развитым инновационным сознанием (ценность инновационной деятельности в сравнении с традиционной, инновационные потребности, мотивация инновационного поведения) [3, 69-71].

Инновационный потенциал личности учителя формируется в процессе его обучения в вузе при соблюдении ряда принципов: принципа признания педагогом самоценности собственной личности, творческого понимания «самости»; компенсаторного принципа; принципа индивидуализации; противоречивости; нравственной опосредо-ванности; «креативных вспышек»; рефлексии [5]. Кратко рассмотрим эти принципы:

1. Принцип признания учителем самоценности собственной личности, творческого понимания «самости». Заключается в том, что требует формирования у будущего учителя умения определять ценность собственного «Я» в будущей профессии. Дело в том, что готовность учителя к выполнению своих социально значимых функций определяется сформированностью его педагогического сознания, профессиональной Я-компетенции.

При освоении педагогических инноваций идет процесс самоактуализации и мобилизации творческих сил и способностей учителя, его творческого саморазвития. В связи с этим участие в инновационных процессах требует от учителя достаточно высокого творческого потенциала, который, в свою очередь, детерминирует процесс творческого саморазвития личности учителя в его профессионально-творческом становлении. Это объясняется, прежде всего, потребностями в совершенствовании своих сильных и слабых профессионально-личностных качеств, что требует от учителя учета и совершенствования индивидуальных способностей, целостного охвата интересующих сфер жизнедеятельности и определения перспективы творческого саморазвития.

2. Компенсаторный принцип. В основе одинаковых или сходных достижений личности могут лежать сочетания различных способностей, различных мотиваций и интересов. Данный принцип направляет на определение сильных и слабых сторон профессиональной компетенции будущего специалиста. На основе определения слабых сторон профессиональной компетенции компенсаторный принцип требует возмещения тех или иных сторон профессиональных знаний, умений и навыков с учетом внутренней и внешней мотивации направленности личности будущего специалиста к будущей профессии.

3. Принцип индивидуализации. Принцип определяет необходимость личностнодеятельностного подхода к подготовке специалиста к инновационной деятельности, развития и обогащения множества возможностей формирования компетенций иннова-

ционной деятельности. Источник возникновения, развития и обогащения множества возможностей надо искать в явлениях индивидуализации, которая в основе своей имеет: а) типичный, характерный для данного человека способ «решения»; б) индивидуальный подход к распредмечиванию общественной сущности личной культуры человека; в) интеграцию и некоторое неповторимое образование общественных и природных качеств личности, ее общественной позиции, особенностей жизни.

4. Принцип противоречивости. Принцип предполагает использование в формировании инновационного потенциала будущего учителя противоречивых ситуаций, которые позволят развить стремление преодолеть возникшие проблемы. Это и есть движущая сила процесса подготовки будущего учителя. Формирование личностных потенциальных образований может осуществляться как под влиянием прямых социальных воздействий типа правовых и нравственных норм, внешних условий жизнедеятельности, так и под влиянием собственно социальных требований человека к самому себе, сложившихся внутренних условий жизнедеятельности. Реализация возможностей может идти как по пути их совпадения, так и по типу противоречия. В большинстве случаев актуализация потенциальных образований индивида осуществляется в процессе развития противоречий.

5. Принцип нравственной опосредованности. В общих чертах данный принцип сформулирован представителями гуманистической этики - Аристотелем, Спинозой, И. Кантом, Д. Дьюи, Н. Бердяевым, Э. Фроммом и др. Так, в частности, Н. Бердяев [1] подчеркивал, что человека одухотворяет природа, окружающий его мир своей творческой свободой и сковывает своим падением в материальную необходимость. Гуманисты подразумевали под целью человеческой жизни развертывание его сил. При этом индивид должен принять на себя ответственность за самого себя и признать, что только собственными силами он может придать смысл своей жизни, разрешить задачу полного развития своих сил в пределах, заданных законами существования. Зло лишает человека сил. Зрелая, плодотворная и разумная личность не может не выбрать систему ценностей, позволяющих ей быть таковой.

6. Принцип «креативных вспышек». Направляет подготовку будущего специалиста на использование эвристической ситуации, на открытие нового, новых системных свойств в педагогических явлениях. Использование этого принципа формирует способность учителя производить неожиданные альтернативы, отступать от традиционного мышления в процессе освоения педагогических инноваций.

7. Принцип рефлексии. Принцип рефлексии в подготовке будущего специалиста требует делать упор на размышления, самонаблюдение, самопознание. Развитие рефлексивной способности учителя требует постоянного переосмысления своего и чужого позитивного и негативного жизненного опыта, выработки механизма творения собственной жизни, ее смысла [6], [7]. Например, В. А. Петровский при анализе деятельности выделяет два вида рефлексии: ретроспективный и проспективный. Ретроспективная рефлексия - «рефлексия в форме ретроспективного восстановления истории акта деятельности» - приводит к возникновению активности, направленной на «ориентировку в системе условий, ведущих к жизненно значимому эффекту и построению соответствующего образа». Факторами проспективной рефлексии являются «динамика переживания потребности в ходе осуществления деятельности» и «новизна в системе предметных условий», так как «предметы могут открываться с новой и неожиданной стороны,

побуждая активность в непредвиденном направлении, новые побуждения заставляют индивида искать средства их реализации». В результате проспективной ориентировки «некоторые предметы, которые прежде не воспринимались как средства, ... выступают теперь в качестве новых возможностей действования его избыточных по отношению к исходной цели деятельности» [6, 60-61].

Конкурентоспособная творческая личность, с точки зрения современной педагогической теории, включает следующие свойства и особенности: 1) высокий уровень работоспособности; 2) стремление к качественному конечному результату; 3) стрессо-устойчивость, способность преодолевать трудности; 4) творческое отношение к делу, труду; 5) стремление к профессиональному совершенству; 6) способность к принятию ответственных, порой рискованных решений; 7) коммуникабельность, способность к кооперации, сотрудничеству, сотворчеству; 8) способность к быстрому освоению нового дела; 9) способность к самообразованию, самореализации, саморазвитию и др. Для подготовки такой творческой личности нужны, естественно, творческие педагоги, ибо творческого человека может воспитать только творческий человек. Способность к педагогическому творчеству у педагога формируется на основе учебно-профессионального, социального опыта, а также на основе самообразования и саморазвития.

Современный этап развития государства и общества будет несмотря ни на что развиваться по пути инновационного образования, целью которого является формирование личности профессионала с инновационным мышлением, непрерывным поиском путей совершенствования учебного процесса, который осуществляется по следующим направлениям:

1. Вооружение системой знаний о закономерных взаимосвязях человека с природой, культурой, обществом, государством, о процессах становления личности, развивающихся в мире ценностей, в отношениях к другому и к самому себе. Эта целостная гуманитарная и естественно-научная картина мира позволит овладеть критериями оценки социальных и природных явлений, феноменов культуры, а также способами добывания и интерпретации научной информации, ее обработки и хранения, научит умению видеть «свой» предмет в целостном учебном процессе школы.

2. Овладение системой антропологических знаний.

3. Совершенствование воспитательной работы. Сегодня в стране в условиях роста преступности, наркомании, безнадзорности детей принимаются решительные меры для преодоления недостатков в воспитании.

4. Обучение учителей инновационным педагогическим технологиям. Перед учителями встает проблема обновления программно-технологического обеспечения педагогического образования на основе переосмысления всего арсенала традиционно сложившихся и новых технологий отечественной и зарубежной школы, а также возникает потребность в разработке «прорывных» образовательных технологий и др. [8].

Развитие творческого потенциала учителя возможно при осуществлении объективных (внешних) и субъективных (внутренних) условий. К объективным условиям относят: 1) установку на инновацию как средство осуществления целей и решения проблем; 2) установку на актуализацию рефлексивной деятельности, развитие личностной рефлексии; 3) направленность на моделирование, конструирование, распространение инновационного опыта. К субъективным относят: 1) потребность в освоении педагогических инноваций; 2) творческую способность генерировать и продуцировать новые

идеи, проектировать и моделировать их; 3) открытость личности новому; 4) быстроту мысли - продуктивность мышления, сосредоточенность, способность к быстрой умственной ориентации и переориентации; 5) смелость мысли - способность идти на риск, т. е. брать на себя всю полноту ответственности за свои идеи, которые могут противоречить устоявшимся представлениям; 6) конкретность мышления - изобретательность ума, которая способствует целенаправленному пониманию поставленной и решаемой изобретательской задачи, позволяет представлять процесс создания новшеств во всем многообразии взаимосвязей и форм развития; 7) увлеченность процессом - условие наиболее полного раскрытия творческих способностей - содействует продуктивности изобретательской деятельности и инновационного мышления; 8) наблюдательность (чувство нового) - свобода мысли, способность замечать то, что ускользает от внимания других, умение увидеть и понять значение явления или факта, раньше других генерировать новые идеи и находить возможность их воплощения; 9) эрудиция - широта и глубина знаний в соответствующей области науки, возможность выявлять глубинные взаимосвязи; формирует мировоззрение и понимание основных принципов, законов и взаимосвязей в исследуемой проблеме, служит основой для воплощения творческих и новаторских идей; 10) способность к творческой деятельности, изобретательству -интерес и стремление создавать что-то новое, наличие особой мысли и взгляда, склонность к творческому озарению и рождению новых идей; 11) инициативность - внутренняя независимость мышления, его способность найти новые пути решения новаторских задач и новые формы творческой деятельности; 12) настойчивость и целеустремленность - осуществление сознательно поставленной задачи, способность подчинить свои усилия и волю поставленной цели; 13) принятие интересов учащихся; 14) ориентация на творческие интересы коллег и учащихся как базу освоения педагогических инноваций [2].

Механизм формирования инновационного мышления учителя включает четыре диалектически взаимосвязанных этапа:

1. Когнитивный — процесс возникновения инновации в субъективной реальности педагога, обучаемого, протекающий в мышлении через познание смысла нового знания и генерирование инноваций.

2. Проективный (модальный) — познание субъектом, основанное на междисциплинарном, интегрированном подходе, в первую очередь, различных философских конструкций, теории познания, психологии, педагогики.

3. Инструментальный — этап технологической генерации инновации педагогом-новатором в практику.

4. Коррекционный, на котором педагог-инноватор осуществляет подстройку и корректировку нововведений в педагогической практике с целью их эффективного тиражирования.

Важным фактором в формировании инновационного потенциала личности учителя является профессиональное самообразование. Именно оно углубляет и уточняет теоретические и практические знания.

Исследователи выделяют следующие виды и типы самообразования учителя [4]:

1. Общеобразовательное самообразование профессионально значимо для учителя не только в аспекте того, что много знающий и многим интересующийся учитель интереснее детям и быстрее находит с ними контакт, но и в плане повышения уровня педа-

гогической грамотности. Например, учитель смотрит кино, читает книгу, идет в музей не только потому, что ему это интересно, а потому, что у него сформирована установка на педагогизацию всей поступающей к нему информации: «Грамотно ли это с педагогической точки зрения? Где полученную информацию я могу использовать во взаимодействии с детьми?» и т. п. Такая установка вначале сознательно переносится учителем в систему профессионального самообразования, а затем становится элементом его педагогического сознания. Общеобразовательное самообразование включает в себя: собственно общеобразовательную информацию; информацию, умения и навыки, имеющие общепедагогическую ценность; знания, умения и навыки, имеющие значение для повышения предметной квалификации.

2. Предметное самообразование связано с чтением специальной литературы по преподаваемым предметам, посещением специальных занятий, курсов, семинаров.

3. Психолого-педагогическое самообразование предполагает углубленное знакомство и изучение педагогической и психологической литературы. Данное самообразование является самым несовершенным звеном даже в группах учителей, самообразовательную работу которых можно считать достигшей достаточно высокого уровня по другим содержательным компонентам этой деятельности. Это положение в определенной мере парадоксально, так как наибольшие затруднения учителя испытывают в сфере изучения и понимания своих воспитанников, т. е. в сфере психологической компетентности и выборе средств воздействия и организации взаимодействия с ними, что относится к педагогической компетентности.

4. Методическое самообразование связано с углублением, уточнением, шлифовкой методики преподавания. Осуществляется с помощью чтения специальной литературы, изучения педагогического опыта, анализа и обобщения результатов собственной деятельности.

Резюме. Инновационный потенциал учителя формируется в целостном педагогическом процессе вуза на основе соблюдения ряда принципов и специально созданных условий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бердяев, Н. А. Философия творчества, культуры и искусства : в 2 т. Т. 1 / Н. А. Бердяев. - М. : Искусство, 1994. - 512 с.

2. Делия, В. П. Инновационное образование гуманитарного вуза: теоретические и методологические основы / В. П. Делия. - М. : ООО «ПКЦ Альтекс», 2007.

3. Загвязинский, В. И. Педагогические творчество учителя / В. И. Загвязинский. - М. : Педагогика, 1987. - 159 с.

4. Коджаспирова, Г. М. Культура профессионального самообразования педагога / Г. М. Коджаспи-рова ; под ред. Ю. М. Забродина. - М., 1994. - 344 с.

5. Копосова, М. В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства : дис. ... канд. пед. наук / М. В. Копосова. - М., 1994. - 272 с.

6. Новые ценности образования : тезарус для учителей и школьных психологов / сост. Н. Б. Крылова. - М. : Новая школа, 1995. - 113 с.

7. Руссков, Д. С. Педагогическая философия / Д. С. Руссков, С. П. Руссков. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2010. - 333 с.

8. Руссков, С. П. Управление педагогическим творчеством и инновации в педагогической системе : учебное пособие / С. П. Руссков, С. Г. Григорьева. - 2-е изд., испр. и доп. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. - 175 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.