Научная статья на тему 'Формирование инновационного потенциала учащихся'

Формирование инновационного потенциала учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
837
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧАЩИХСЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антипова Елена Петровна, Левчук Надежда Леонидовна

В работе описаны подходы к формированию инновационного потенциала учащихся, механизмы, которые обеспечивают комплексный подход к решению проблемы и предложены критерии оценивания этапов формирования инновационного потенциала учащихся, отражающие поступательный и направленный процесс приобретения учащимися инновационных знаний, умений и опыта, развития их инновационного мышления и способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование инновационного потенциала учащихся»

Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 6 • 2015

Инновации в образовательных учреждениях

УДК 37.013.32

Е.П. Антипова, Н.Л. Левчук

Формирование инновационного потенциала учащихся

Аннотация. В работе описаны подходы к формированию инновационного потенциала учащихся, механизмы, которые обеспечивают комплексный подход к решению проблемы и предложены критерии оценивания этапов формирования инновационного потенциала учащихся, отражающие поступательный и направленный процесс приобретения учащимися инновационных знаний, умений и опыта, развития их инновационного мышления и

Ключевые слова:

инновационный потенциал учащихся, инновационные процессы в образовании.

способностей.

Keywords:

innovative potential of students, innovative processes in education.

Abstract. The paper describes the approaches to the formation of innovative potential of students, described the mechanisms that provide a comprehensive approach to the problem and the proposed criteria for assessing the stages of formation of innovative potential of students, reflecting the progressive and direct process of acquisition of innovative knowledge, skills and experience by students, the development of their innovative thinking and abilities.

Современные условия развития системы общего образования требуют расширения области изучения инновационных процессов, которые предопределяют не только благополучную адаптацию личности к новым экономическим и социальным переменам, происходящим в обществе, но и повышение творческого потенциала учащегося, построение собственной жизни в соответствии с потребностями, целями, ценностями, поставленными самим человеком. На данном этапе развития системы образования в России выявляется недостаточность теоретического и методического обеспечения процесса формирования инновационного потенциала учащихся [2].

Проблема потенциального в личности — пока не в полной мере освоенный наукой материал многовековой практики воспитания, прежде всего в той части, где идеал развития человека выступает как нечто обладающее самостоятельным онтологическим статусом и потенциально присущее человеку. Такая постановка проблемы рождает необходимость понять потенциальное, как отличную от актуальной форму реального существования. Более того, в каком-то смысле потенциальное «я» даже более реально, чем наличное «я» человека, поскольку оно способно побуждать его к изменению наличного состояния.

В педагогике проблема потенциального, поиски путей развития потенциала рассматривалась, главным

образом, в связи с творческим потенциалом личности в известных трудах С.Б. Елканова, В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, Р.Х. Шакурова. Анализ работ по творческому потенциалу, обобщение результатов исследований инновационного потенциала личности позволяют обосновать их отличие друг от друга, их самостоятельность как категорий. В исследованиях Н.И. Лапина и Б.В. Сазонова под инновационной деятельностью понимаются различные организационные формы, способствующие раскрытию и осуществлению творческих потенций индивида. Основным фактором успешности инновационной деятельности исследователи считают отлаженность самоорганизации в инновационных процессах [10]. Следуя данной логике, заключим, что принципиальным моментом, позволяющим обосновать отличие творческого потенциала от инновационного, является рассмотрение второго, как механизма реализации потенций, определяющих качественную сторону инновационной деятельности. Действие данного механизма индивидуально и определяется принципом самоорганизации, регулирующим «глубину» и интенсивность саморазвертывания потенциала и последующих изменений в конкретной личности и ее деятельности. В статьях Б.Ф. Сазонова, например, инновационный потенциал личности определяется как «способность по-новому ставить проблемы и давать нетривиальные решения» [10]. Таким образом, в инновационном потен-

54 Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 6 • 2015

циале первичен организационный механизм, позволяющий преодолеть спонтанность, которой нередко характеризуется творчество, тем самым, упорядочивая «поток» изменений, внося в него элементы стабильности.

Общая структура инновационного потенциала личности чаще всего рассматривается с учетом закономерностей функционирования мотивационной (прежде всего мотивации достижений), эмоционально-волевой сфер, познавательных процессов (дивергентность мышления, степень ригидности мыслительных процессов и т.д.), индивидуальных особенностей (способность к творчеству, интер-нальность при принятии решений) субъекта деятельности [4,9,13]. Так, М.В. Чигринова, выявила, что инновационный потенциал является высоким, если в индивидуальной концепции личности фиксируются следующие содержание: видение личностью своей роли во взаимодействии с миром как активное, инициативное участие в инновационной деятельности; всесторонние представления о творческом подходе к профессиональной деятельности; коммуникативная компетентность; представление о творческом, активном отношении к действительности как значимой ценности в деятельности [15]. Детерминация инноваций (экзогенного или эндогенного порядка) для психологического исследования важна тем, что указывает на причины изменений — лежат ли они во внешнем мире и вынуждают человека к изменениям, приспособлению к условиям среды (в этом случае человек выступает как пассивный объект изменения); или причины изменений личностно детерминированы, относятся к сфере личностной активности и преобразовательной деятельности (тогда человек выступает в качестве «подлинного автора» своей жизни, ее субъекта). Отсюда вытекает возможность определить тип инновационного взаимодействия человека с миром по степени активности и пассивности (вынужденности), преобразующей или приспособительной стратегии. И, следовательно, выделить активно-преобразовательный или пассивно-приспособительский способ реализации инновационного потенциала личности.

Инновационный потенциал характеризует не только инновационные способности (потенциал личности в целом является более широким понятием, чем ее способности [7]), но и возможности их реализации вне зависимости от требований культуры и социума. Изменяя инновационный потенциал личности, мы воздействуем на широкую область личностных свойств, и ограничить производимый эффект лишь сферой инновационной деятельности, по-видимому, невозможно. В изучении инновационного потенциала личности, прежде всего, реализуется системный подход. Объект изучения раскрывается как иерархическая система, включенная в системы высшего ранга, и знания об объекте должны представлять собой соответствующую систему. В этой связи инновационный потенциал учащихся можно определить как интегральную личностную характеристику, в которой проявляется комплекс реализуемых в ходе учебной и практической работы инновационных знаний, умений и отношений, а также возможностей их применения в учебной и предстоящей профессиональной деятельности.

Данное определение позволяет сделать вывод об осуществимости процесса аккумуляции потенциала, что

собственно говорит о возможности его формирования. При определении понятия «формирование инновационного потенциала учащихся» следует опираться на представление о единстве трех актуализируемых в процессе взаимодействия потенциальных возможностей — к обнаружению новой информации, к адекватной оценке нового явления, к продуктивной инновационной деятельности [14]. Типы реализации этих возможностей различимы и ортогональны: осмысленно-интенсивный — формально-накопительский; позитивно-дифференцированный — негативно-генерализованный; инициативно-преобразовательский — вынужденно-при-способительский. Соотношения ведущих типов актуализации инновационных возможностей могут стать основанием для выделения типологии инновационного взаимодействия человека с миром.

На этом основании будем считать, что формирование инновационного потенциала учащихся можно определить как поступательный, направленный процесс приобретения учащимися интеллектуальных, психологических и социальных новообразований за счет освоения инновационных знаний, умений и способностей, необходимых для осуществления учебной и дальнейшей профессиональной деятельности. Под готовностью к инновационной деятельности мы понимаем особое психическое состояние, характеризуемое настроем, осознанным желанием учащегося с «подсказкой» или самостоятельно решать творческие задачи, то есть осуществлять продуктивные действия. Состоянию готовности присуще осознание учащимся необходимости личной активности для подготовки к творчеству. Поэтому подготовка учащегося к инновационной деятельности характеризуется усвоением базовых ЗУН, приобретением определенного опыта, уровнем сформированности умений и качеств творческой личности. Следовательно, готовность и подготовка — это два пересекающихся понятия, но не полностью тождественных. Это объясняем следующим соображением. У учащегося может быть стремление, настрой на выполнение творческой работы, но отсутствовать достаточный практический опыт, быть низким уровень развития готовности к инновациям.

Рассмотрим критерии, позволяющие описывать сфор-мированность состояния готовности учащегося к инновациям. На сегодняшний день нет четких критериев сфор-мированности данной готовности. Известны попытки определения и описания уровней и критериев контроля в обучении [10]. Обычно подчеркивается становление у учащегося новых характеристик, в той или иной мере выступающих объектом специального формирования в ходе обучения. В.И. Загвязинский полагает, что эффективность образования следует, прежде всего, рассматривать как уровень интеллектуального развития, освоения учащимися суммы фактов и приемов приобретения новых знаний в данной научно-предметной области [5]. Н.Н. Тулькибаева выделяет определенную группу критериев для определения умений учащихся решать задачи:

1. Знание основных операций, из которых складывается процесс решения задач, и умение их выполнять.

2. Усвоение структуры рационального и последовательного выполнения совокупности операций.

Формирование инновационного потенциала учащихся 55

3. Решение комбинированных задач: перенос усвоенного метода решения задач по одному разделу на решение задач по другим разделам и предметам [79].

Важным критерием качества усвоения осуществляемых творческих умений является возможность их самостоятельного, оперативного, осознанного «переноса», т.е. правильного выполнения в новых условиях. По мнению А.М. Матюшкина, «гибкость обратной связи соответствует этой характеристике формируемого действия». При этом важно принимать во внимание, что «... требуемая частота контроля зависит от этапа усвоения и, более того, должна меняться внутри отдельных этапов» [8].

При разработке критериев оценки формирования инновационного потенциала учащихся авторы руководствовались следующими положениями:

1. Нет универсальных критериев. В каждом конкретном случае требуются свои меры оценки.

2. Целесообразно иметь список возможных критериев, из которых выбираются оптимальные.

3. Важно учитывать главные аспекты изучаемого процесса, но не требуется рассматривать все фрагменты.

4. Необходимо учитывать сознательное или бессознательное противодействие учащегося действиям педагога.

Исходя из вышеобозначенных компонентов инновационного потенциала, были выбраны следующие взаимозависимые критерии оценки формирования данного состояния у учащихся:

1. Мотивационный критерий, характеризующий ценностную ориентацию старшеклассника на познание, тягу к знаниям, рефлексию, касающуюся содержания и целей учебной инновационной деятельности, решения творческих задач. Для оценки мотивационного критерия можно применять методику О.С. Гребенюка [3].

2. Критерий, выражающий личностную оценку учащимся своего инновационного потенциала. Для его измерения применяется методика К.Я. Вазиной и тест самооценки учащимися своего инновационного потенциала [1].

3. Критерий, выражающий коллективную творческую активность класса (подготовка к внеклассным мероприятиям, связанным с изучением предмета).

4. Критерий, характеризующий интеллектуально-рефлексивный компонент, включающий в себя наличие и динамику формирования инновационного потенциала.

5. Критерий оценки решения учащимися творческих задач. В отличие от традиционных подходов предполагается несколько иной характер оценки. Например, качество и объем выполненной учащимся инновационной деятельности оценивать не с точки зрения ее соответствия субъективному представлению учителя о посильности, доступности знания ученику, а с точки зрения субъективных возможностей учащегося. В этом случае оценка отражает его персональное развитие, совершенствование его учебного инновационного потенциала. Темпы развития личности глубоко индивидуальны, и задача учителя вывести личность каждого учащегося в режим развития, пробудить в нем инстинкт познания, творческого самосовершенствования. При разработке данного критерия учитыва-

лась идея А.В. Хуторского об оценке образовательных продуктов учащегося в личностно-ориентированном образовательном процессе.

6. Критерий, выражающий уровень творческого усвоения предмета учащимися. В данном случае мы используем градацию, скорректированную в [6].

7. Критерий независимости действий учащегося

8. Критерий сопротивляемости трудностям, возникающим в инновационной деятельности.

В ходе работы по формированию инновационного потенциала учащихся в ФГКОУ «ЕкСВУ МО РФ» была разработана собственная система интерактивных заданий, способствующая его формированию. На различных этапах исследования диагностировались уровни сфор-мированности инновационного потенциала учащихся. Оценка инновационного потенциала производилась в баллах от 0 до 10. Слабое развитие (первый уровень сформированности инновационного потенциала) оценивалось от 1 до 4, среднее развитие (второй уровень) от 5 до 7, высокое развитие (3 и 4 уровни) от 8 до 10 баллов, отсутствие — 0 баллов (табл. 1).

Таблица 1

Динамика изменений по уровням сформированности инновационного потенциала

Тип групп Всего учащихся Количество учащихся, преимущественно соответствующих уровню подготовки к инновационной деятельности Количество учащихся, не соответствующих ни одному из выде-

1 2 3 4 5 уровней

Контрольные 115 57 8 1 — — 49

Экспериментальные 112 62 10 1 — — 39

Анализируя динамику произошедших изменений, мы отмечаем сокращение количества учащихся, оценивающих свой творческий потенциал как средний, с 93,1 до 90,5% в экспериментальных классах и с 95,2 до 94,9% в контрольных классах. Одновременно произошло увеличение количества учащихся, оценивших свой творческий потенциал как высокий, в экспериментальных классах с 4,6 до 8,3%, а в контрольных классах с 3,6 до 4,2%. Полученные результаты свидетельствуют также о позитивных изменениях, произошедших в их самооценке (табл. 2, 3).

Таблица 2

Данные по самооценке активной умственной деятельности учащихся

Умения учащихся Уровень развития Экспериментальный класс, % Контрольный класс, %

1 2 3 4

Умения умственной деятельности Низкий 2,91 5

Средний 58,25 85

Высокий 38,84 10

56 Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 6 • 2015

1 2 3 4

Средний показатель 2,35 2,05

Умения ситуативной деятельности Низкий 0,97 0

Средний 60,19 67

Высокий 38,84 33

Средний показатель 2,38 2,33

Умения демократического стиля общения Низкий 2,91 0

Средний 38,84 63

Высокий 58,25 37

Средний показатель 2,55 2,37

Таблица 3

Данные по тесту самооценки учащимися своего творческого потенциала

Качества творческого потенциала Начало обучения, % Конец обучения, %

ЭГ КГ ЭГ КГ

1. Любознательность 76,1 78,1 88,3 86,9

2. Вера в себя 71,4 68,2 81,2 83,1

3. Постоянство 71,6 73,5 90,4 92,5

4. Амбициозность 78,9 78,3 87,1 86,7

5. Слуховая память 64,8 67,1 87,3 81,2

6. Зрительная память 83,5 79,1 93,3 89,1

7. Стремление быть независимым 52,5 58,2 76,4 71,6

8. Умение абстрагироваться 71,6 68,1 89,8 83,2

9. Степень сосредоточенности 60,9 58,6 73,9 67,1

Эксперимент выявил, что формирование инновационного потенциала является поэтапным многоуровневым процессом. При этом необходимо разрешение целого ряда взаимосвязанных, взаимозависимых и находящихся во взаимном противодействии аспектов:

• между целями старшеклассников, желаниями и возможностями их реализации в формирование инновационного потенциала.

• между планами, пожеланиями учителя в отношении организации и руководства инновационной деятельностью учащихся и реализацией на практике.

Таким образом, в основе формирования инновационного потенциала учащихся находится ориентир на те психические функции, которые у них еще не созрели, то есть на перспективу, в частности, на инновационную деятельность. Инновационный потенциал учащихся можно рассматривать как как интегральную личностную характеристику, в которой отражается совокупность реализуемых в ходе учебной и практической работы инновационных знаний, умений и отношений, а также возможностей и резервных способностей их применения в учебной и предстоящей профессиональной деятельности в усло-

виях инновационных экономических преобразований. В соответствии с этим формирование инновационного потенциала определено как поступательный, направленный процесс приобретения учащимися интеллектуальных, психологических и социальных новообразований за счет освоения инновационных знаний, умений и способностей, необходимых для о существления уче бной и дальнейшей профессиональной деятельности.

Литература

1. Вазина К.Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства. Челябинск: ГУПТО, 1997. 240 с.

2. Головчин М.А. Интеллектуальный потенциал населения: территориальный аспект //В мире научных открытий. 2011. № 3(15). С. 137-145.

3. Гребенюк О. С. Теория обучения. М.: ВЛАДОС, 2003. 384 с.

4. Давыдова Н.Н. Формирование системы управления инновационной деятельностью учреждений современной научно-образовательной сети // Вопросы управления. 2012. № 3.

5. Загвязинский В.И., Закирова А. Ф. Творческое ядро в структуре научного исследования проблем образования // Образование и наука. 2014. № 10. с. 3. — 18

6. Зенов С.С., Миненко Г.Н. Разработка системы контроля успехов учащихся и достижений педагогов. // Дополнительное образование и воспитание. 2011. № 4. С.28-29.

7. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии М.: Наука, 1984.— 226 с.

8. Матюшкин A.M. Проблемы развития профессионального теоретического мышления М.: Просвещение, 1980. 149 с.

9. Ронжина Н.В. Экономические законы общественного развития как детерминанты формирования компетентно развитой личности XXI века. // Образование и наука. 2013. № 6. с. 32-45

10. Сазонов Б.А. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса — путь к подлинной гибкости и индивидуализации образовательных программ. // Образование и наука. 2012. № 5. с. 15-37.

11. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Минэ-кономразвитие РФ. Москва. 2010. Режим доступа: http:// innovation.gov.ru/taxonomy/term/586

12. Тулькибаева H.H. Обеспечение качества образовательного процесса в профессиональной школе: теория и практика. Челябинск: изд-во ЧГПУ, 2009. 182 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Усольцев А.П., Шамало Т.Н. Формирование инновационного мышления школьников в учебном процессе // Образование и наука. 2014. № 4. с. 17-31

14. Фельдштейн Д.И. Проблемы формирования личности растущего человека на новом историческом этапе развития общества // Образование и наука. 2013. № 9. с. 3-15

15. Чигринова, М.В. Психологические средства повышения инновационного потенциала руководителя: автореф. дис. ... канд. психолог. наук: 19.00.01. Киев, 1989. 22с.

References

1. Vazina K. Ya. Personal development of human and technological organization of educational space.. Chelyabinsk: Gupta, 1997. 240 p.

Формирование инновационного потенциала учащихся 57

2. Golovchin M.A. Intellectual potential of the population: the territorial aspect. In the world of scientific discoveries. 2011. no. 3 (15). p. 137-145.

3. Grebenuk O.S. Learning theory. M .: VLADOS, 2003. 384 p.

4. Davydova N.N. Development of the system controlling innovative activity of research institutions in the modern scientific-educational network. Management issues. 2012.. no. 3.

5. Zagvyazinsky V.I., Zakirova A.F. The creative core of the structure of the scientific study of the problems of education. Education and Science. 2014. no. 10. p.4-18

6. Zenov S.S. Development of a system of control of students progress and achievements of teachers. Additional education and training. 2011. № 4. p.28-29.

7. Lomov B.F. Methodological and theoretical problems of psychology. M. Nauka. 1984. C.226 p.

8. Matyushkin A.M. Problems of development of professional theoretical thinking. M. Education. 1980. 149 p.

9. Ronzhina N.V. Economic Laws of Social Development as Determining Factors for Fostering the Competent Personality of the 21st Century. Education and science. 2013. no. 6. p. 32-45

10. Sazonov B.A. Person-Oriented Organization of Academic Process — the Way of Genuine Flexibility and Individualization of Educational Curricula. Education and Science. 2012. № 5. C.15-37

11. The strategy of innovative development of the Russian Federation for the period up to 2020 [electronic resource]: Available as http: // http://innovation.gov.ru/taxonomy/term/586

12. Tulkibaeva N.N., Rogozhin V.M. Providing quality educational process in professional schools: theory and practice. Chelyabinsk. Publishing house CSPU, 2009. 182 p.

13. Usoltsev A.P., Shaman T.N. Developing the Innovative Mentality of Secondary School Students. Education and Science. 2014. no. 4. p.17-31.

14. Feldstein D.I. Problems of the Growing Personality Formation in the New Historical Stage of Scociety Development. Education and Science. 2013. no. 9. p. 3-24

15. Chigrinova, M.KPsychological means to enhance the innovative capacity of the head [Text]: Author. dis. ... Cand. psychologist sciences: 19.00.01 Kiev, 1989. 22 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.