А.В.ИВАНОВ
аспирант, руководитель иппотерапевтического
подразделения РОО Центра реабилитации «Преодоление-Л»
Инновационный потенциал системы реабилитации инвалидов
Эффективность системы реабилитации инвалидов во многом зависит от ее инновационного потенциала. Для оценки этого потенциала нами проводился анкетный опрос экспертов. Инструментарий включал несколько проблемных блоков: а) применение инновационных технологий и передового опыта; б) интеграционное обучение и воспитание на фоне других известных форм реабилитации; в) состояние законодательной и нормативно-правовой базы, обеспечивающей весь комплекс социальных потребностей инвалидов; г) позитивные и негативные стороны существующей в стране реабилитационной практики. При этом предусматривались как прямые вопросы, рейтинговые оценки, так и косвенные, коррелируемые характеристики, учитывающие сравнительный анализ и общую тематическую систематизацию социологических данных.
К опросу были привлечены 43 эксперта, представлявших Москву, Казань, Балашиху, Реутов, медико-реабилитационные центры и учреждения разного административно-территориального и ведомственного подчинения. Все его участники имеют высшее образование, среди них -- один доктор медицинских наук, пять кандидатов психологических, педагогических и медицинских наук. Это опытные люди в возрасте преимущественно 30-65 лет (до 30 лет - 2, старше 65 лет - 2). Стаж их работы в реабилитационных учреждениях - 5 -15 лет. Соотношение женщин и мужчин примерно 65:35. Сведения подобного рода не были обязательными, сообщались по желанию и потому они неполные, хотя их наличие, надо подчеркнуть, позволяет лучше судить о соответствии привлеченных людей целям социологического
опроса, об уровне компетенции, квалификации, т.е. о тех качествах, которые необходимы настоящим экспертам 1 .
Поскольку для оценки адекватности реабилитационных результатов существенны тип заболевания, причины тех или иных ограничений индивидуальных возможностей человека, экспертам предлагалось дать информацию по контингенту лиц, с которыми они непосредственно работают. Одновременно им следовало указать и возраст подопечных, что тоже играет свою определяющую роль при выборе реабилитационных технологий.
Что касается возраста, то в реабилитационных группах наиболее высок процент детей до 16 лет: они присутствуют во всех без исключения центрах и учреждениях социального обслуживания. В 38,5% таких заведений объектами воздействия выступают молодые люди 16-20 лет, в 34,5% -21-29 лет. Примерно в трети реабилитационных организаций проходят процедуры социализации и адаптации инвалиды 30-40 лет, в 23% - люди 40 и более лет.
В структуре заболеваний, которые фигурируют в реабилитационном процессе, преобладает со значительным перевесом ДЦП (в два раза больше, чем любых других). Достаточно много инвалидов с РДА (ранним детским аутизмом), синдромом Дауна, олигофренией, спинномозговыми травмами, нарушениями опорно-двигательного аппарата. Остальные виды присутствуют более локально, сосредоточены в отдельных целевых группах.
Такой расклад с большой долей вероятности отражает объективную потребность в реабилитационных услугах со стороны тех, кто самостоятельно или с помощью семьи, в домашних условиях не в состоянии преодолеть трудности с вхождением в жизнь и потому нуждается в помощи специалистов. Сходные пропорции, если иметь в виду косвенные
1 См.: Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Основание, объяснение, понимание социальной реальности. Изд. 6. М., 2003, с. 279.
подтверждения их вероятности, обнаруживает, к примеру, статистика в Самарской области, где в структуре инвалидности до 16 лет болезни нервной системы занимают 40,2%, из них доля ДЦП - 9,9% , врожденных аномалий развития - 22,6% 1 .
Общая оценочная картина с учетом полученных ответов выглядит следующим образом.
При ответе на вопрос: «Какие формы реабилитации наиболее эффективны для вашей целевой группы?» экспертами выбраны (расположены по убыванию голосов) в первую очередь такие: игровая терапия - 12; интегрированное обучение, ЛФК, психотерапия - по 10; иппотерапия, трудотерапия - по 9; арттерапия - 8; спорт - 7; танцевальная терапия - 6; декоративно-прикладное творчество - 4.
В остальных случаях (анималотерапия, агротерапия, дельфинотерапия) по каждой из позиций набралось не более 1-3 голосов. Кроме того, в строке анкеты "другое" экспертами названо еще 11 форм - сказка-терапия, спартанские игры, воспитание в семье, экскурсии, туризм, музыкальная терапия, сенсорная комната, рефлексотерапия, физиотерапия, дефектология, логопедия.
Предложение оценить уровень реабилитационной помощи в целевой группе дало значительный разброс мнений. Как высокий этот уровень обозначили только 4 эксперта. По мнению 23 человек - он удовлетворительный. Значительное число специалистов считает его низким -14 человек (34% от ответивших на данный вопрос). У двух экспертов какая-либо оценка отсутствует, поэтому и результат можно расценить двояко. С одной стороны, он характеризует саму признаваемую всеми трудность достижения даже относительного успеха по целому ряду заболеваний, где ждать полной реабилитации не приходится. С другой стороны, здесь присутствует и констатация низкого уровня организации реабилитационной
1 См.: Маслова О.А. Социальные практики реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в
контексте социального действия. Дисс. канд. социол. наук. Н.Новгород, 2006, с.50.
3
работы, неэффективность применявшихся методов и средств формирования социальных и трудовых навыков. И с этой точки зрения треть отрицательных оценок - серьезный повод для инновационных вмешательств, пересмотра сложившейся системы управления реабилитационным процессом.
Такого рода мысль рождают ответы на вопрос: «Какие инновационные технологии реабилитационной работы применяются в вашей организации?»
Отметим, что примерно половина экспертов не смогла назвать реальных нововведений в своих организациях. Это - если не прямой, то весьма вероятный признак действительно низкого уровня творческой активности реабилитационных служб, отсутствия целенаправленного и управляемого инновационного поиска.
Тем не менее во всех других случаях приводится достаточно разнообразный реестр инновационных технологий, по которым можно судить о характере и масштабах усилий, творчества медиков, психологов, педагогов и иных специалистов. Часть инноваций повторяется, дублируется во многих учреждениях, но степень их модернизации, адаптации к условиям своих целевых групп остается при этом недопроявленной и требует дополнительного изучения.
Выделим из называвшихся форм реабилитации те, которые представляют интерес для широкой практики:
- интегрированное обучение и воспитание, интеграционные игры;
- как разновидность предыдущей формы - интегративные сценарии с участием инклюзивных коллективов в условиях полевых лагерей;
- проведение спартанских игр, сочетающих в себе чисто спортивные цели с воспитанием мужества, воли, более духовно прочной этики отношений между людьми;
- применение в качестве комплексного средства воспитания и обучения сказки-терапии;
- организация мониторинга социальной адаптации (форма, пригодная для разных возрастов, и очень полезный инструмент для получения базовых данных об эффективности реабилитационной работы, выявления проблемных участков, планирования инновационных ресурсов);
- использование ранней корреляционной реабилитации как способа не только компенсации отстающего развития, но и предупреждающего воздействия на ожидаемые аномалии и угрозы, связанные с особенностями заболевания пациента;
- методы нейропсихологической реабилитации (диагностика образного и вербального мышления);
- иппотерапия, ставшая в последнее время более доступной с ростом числа конных манежей и активизацией целевых благотворительных фондов;
- арттерапия - не новая сама по себе форма, однако позволившая равноценно использовать интерес к профессиональной сцене (в первую очередь - к театру, за счет благотворительных спектаклей);
- приглашение родителей на занятия по психотерапии в качестве непосредственных соучастников реабилитации их детей-инвалидов;
- внедрение методик всепоколенческого семейного воспитания в рамках реализации индивидуальных реабилитационных программ;
- разработка современных форм топографического обслуживания инвалидов.
Обозначенные экспертами инновации в практике своих целевых групп дают представление о направленности поиска. Связанный с этим вопрос, чей опыт реабилитации привлек их внимание и заслуживает повсеместного внедрения, мало что сюда добавил, поскольку почти все специалисты ограничились в ответах или абстрактными зарубежными адресами, или упоминанием уже известных отечественных технологий.
Из предложенных вариантов ответов на вопрос: «Какие категории инвалидов наиболее успешно интегрируются в общество?» эксперты
посчитали лучше всего поддающимися интеграции инвалидов с ДЦП и нарушениями опорно-двигательного аппарата (эти категории набрали примерно по 33% голосов). Вслед идут глухие и слабослышащие люди (9 -10%). Остальные упоминаются в анкетах значительно реже. Не без оснований два эксперта в графе "другое"указали, что проще интегрируются в общество инвалиды "со слабо выраженными формами травмы" и "небросающимися в глаза дефектами".
Полученные нами данные дополним результатами других социологических исследований последних лет. В одном из них опрашиваемые школьники достаточно дифференцированно отнеслись к возможности тесного общения со сверстниками-инвалидами. Если со слепыми, глухими, калеками готовы к контакту от 70 до 73% респондентов, то с умственно отсталыми - намного меньше трети. При этом в качестве причин такого отторжения ученые видят в основном два фактора: демографический и сам дефект 1.
Еще более показательны результаты опроса учащихся 9 и 11 классов школ Краснодара. Часть из них проходила обучение совместно со сверстниками-инвалидами, а другая часть - без таковых. Выяснилось, что при наличии у человека явного физического дефекта школьники старшего возраста испытывают к нему жалость - 62,7% опрошенных, сострадание -36,1%, желание оказать поддержку - 30,8%. Но в то же время почти каждому второму из числа респондентов присущи в целом негативные чувства к такого рода инвалидам 2 .
Что касается отношения к людям с отклонениями умственного развития, то здесь исследователи отмечают в сравнении с другими
1 См.: Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. М., 2003, с.130.
2 См.: Кантемирова И.Б. Детская инвалидность в современной России: институциональный подход к социальному конструированию явления /Дисс.канд.социол.наук. Краснодар., 2006, с. 89-90.
категориями инвалидности самый низкий процент социально одобряемых
31
эмоций и самую высокую долю социального неодобрения .
Последний фактор особенно важен для формирования позиции по поводу того, как наиболее целесообразно решать проблему включения инвалидов в коммуникативный процесс и общественную жизнь учебных групп и коллективов.
Особо принципиален вопрос «Считаете ли вы интегрированное обучение и воспитание инвалидов обязательным условием их успешной реабилитации?»
Ответили "да" - 25 экспертов из 43, еще 8 человек посчитали интеграцию желательной, т.е. согласились с тем, что интегрированная среда обучения и воспитания предпочтительнее при реабилитации инвалидов, в сумме почти 77% опрошенных. В то же время 8 других экспертов сказали "нет", а двое - что все зависит от индивидуальных особенностей инвалидов.
Если сопоставить это с результатами опроса старшеклассников в Краснодаре, о котором уже упоминалось, то обнаруживаются определенные параллели. Примерно 75% респондентов оптимистично оценивают возможность сверстников-инвалидов учиться наравне со здоровыми, а 24,6% - в такие возможности не верят. 78% считают, что юноши и девушки с ограниченными возможностями могут принимать равноценное участие в общественной жизни класса и школы, хотя при этом только 53,8% столь же позитивно видят шансы инвалидов на соучастие в подвижных играх и трудовой деятельности.
Выделим в отдельный оценочный блок мнение школьников, обучающихся в одном классе с инвалидами. Вполне толерантны, доброжелательны к ситуации более 50% опрошенных, а 32% не придают особого значения присутствию рядом ребят с ограниченными возможностями.
1 См.: Кантемиров И.Б. Указ. соч., с. 93.
7
Заявили о снисходительном и пренебрежительном отношении к таким соседям по учебе 14%. Причем во всех случаях влияние половозрастных характеристик незначительно.
Близкие соотношения положительных и отрицательных ответов экспертов и школьников позволяют сделать вывод о принципиальной возможности интегрированного обучения и воспитания инвалидов. С одной стороны, это значительно ускоряет, причем в более естественной форме, процесс интеграции "нетипичного" человека в общество. Но, с другой стороны, при немалом количестве сомневающихся любые попытки создать и иметь интегрированную среду должны делаться с соблюдением разумных пропорций (обязательных лимитов присутствия инвалидов) и с учетом индивидуальных особенностей интегрируемых сторон).
В анкете содержался вопрос: «Согласны ли вы с утверждением, что условием успешной реабилитации инвалидов являются наличие профессионального образования, трудовая занятость, вступление в брак».
По количеству голосов приоритетность позиций сложилась следующим образом: трудовая занятость получила 22 голоса эксперта; наличие профессионального образования - 21 ; вступление в брак - 11.
Факторы трудовой занятости и профессионального образования на первых строчках - это отражение реального положения дел в стране. Приблизительно 80% инвалидов относятся к категории безработных, а треть не имеет профессии, каждый десятый - без образования. Среди инвалидов в 5,5 раза больше безработных, чем среди остального населения трудоспособного возраста 1.
Проведенный в Саратовской области опрос инвалидов показал, что ограниченные возможности системы профессиональной реабилитации, улучшения профессиональных знаний и навыков, другие барьеры
1 См.: Ломакин-Румянцев А.В. Доклад председателя Всероссийского общества инвалидов //Русский инвалид, 2001, №2, с.2-5.
социальной среды негативно влияют на их трудоустройство, трудовую мотивацию, уровень занятости. Это в разной степени касается и инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата (не работают 76% данной группы), и инвалидов по общему заболеванию (75% не заняты). Существенно при этом, что большая часть безработных инвалидов находится в среднем возрасте, а наименьшее относительное число занятых отмечается в категории от 30 до 40 лет - 27,2% 1 .
Третья рейтинговая строка экспертов определяет в качестве фактора успешной реабилитации инвалидов вступление в брак. С точки зрения общего жизненного стимула данная позиция действительно значима. Однако связанная с браком успешность реабилитации, на наш взгляд, все-таки неразрывна и с двумя предыдущими позициями, и с атмосферой, и отношениями в семье. Достаточно типичную картину здесь иллюстрирует, к примеру, статистика в Еврейской автономной области: среди инвалидов 49,5% состоят в браке (в том числе - гражданском), около 5,5% -- одинокие родители (самостоятельно воспитывают детей), 27,5% -- живут в семьях собственных родителей, родственников и 17,6% - полностью одинокие 2 .
Отдельный момент - степень интеграции в общество до получения инвалидности. В этом случае очень трудно предвидеть динамику жизненных траекторий человека, чтобы заранее предусмотреть какие-то достойные компенсаторы, но одно тут очевидно: чем раньше в жизни любого индивида появятся устойчивые связи с социальной реальностью, возникнут межличностные и общественные отношения, тем легче ему будет преодолевать возникшие на каком-то этапе неурядицы со здоровьем и статусными проблемами. Исследователи по-разному оценивают динамику появления инвалидности, соответственно и нужды в реабилитационном
1 См.: Белозерова Е.В. Стратегии занятости инвалидов в современном российском обществе /Автореф. дис.канд.социол.наук.Саратов, 2005, с.14- 15.
2 См.: Луценко Е.Л. Социокультурная реабилитация инвалидов (на примере Еврейской автономной области) / Автореф.дис.канд.социол.наук. Хабаровск, 2007, с.14.
вмешательстве и особо тревожит тот факт, что в ряде мест России (среди них Мурманская область) инвалидность в значительной мере приобретают ещё в дошкольном и школьном возрасте, когда преимущественно и идет процесс формирования и социализации личности.
На вопрос: «Какие позитивные изменения в сфере реабилитации инвалидов вы считаете наиболее значимыми?» получены следующие ответы: приведение нормативно-правовой базы к международным стандартам - 18 голосов; реализация государственных федеральных и региональных программ реабилитации инвалидов - 16; появление негосударственных реабилитационных центров - 14; из разряда "другое": налаживание системной деятельности - 1; расширение сети реабилитационных центров -7; практика индивидуальных реабилитационных программ - 6; возможность получить образование - 4; возможность научного междисциплинарного взаимодействия - 4; уменьшились социальные предрассудки - 3; формирование базы обмена опытом и подготовки специалистов - 3; создание общественных организаций меценатов и негосударственных фондов - 3; появление новых видов реабилитации - 3; помощь с раннего детства - 3; улучшение материально-технической базы - 2; активизация законодательной инициативы - 2; забота о создании безбарьерной среды - 2; расширение информационного поля - 2.
Приведение нормативно-правовой базы к международным стандартам прямо соотносится с активизацией законодательной инициативы, а реализация государственных федеральных и региональных программ, касающихся инвалидов, непосредственно стыкуется с большинством других отмеченных экспертами позитивных изменений последних лет.
Схожие оценки даются и в ряде региональных исследований. В частности, мурманские специалисты1 применительно к детям-инвалидам
1 См.: Лопинцева Л.А. Реабилитация детей-инвалидлв: проблемы, поиски,
решения//Ученые записки РГСУ, 2002, № 2, с. 54.
отмечают переосмысление прав личности с особыми нуждами, решение вопросов их социализации и интеграции в общество с помощью создаваемого для них образовательного пространства и системы целевого корреляционного воздействия. Для оказания дорогостоящих видов медицинской помощи привлекаются спонсорские средства и губернаторские ресурсы, с 2004 г. реализуется областная программа "Линия жизни", финансируемая российским представительством Британского благотворительного фонда. На базе дома-интерната в Оленегорске учеными создана уникальная для России экспериментальная площадка, где отрабатывается модель "Социальное обучение и воспитание детей-сирот с синдромом Дауна".
Отдельного внимания заслуживает отмеченная четырьмя экспертами возможность научного междисциплинарного взаимодействия. Она демонстрирует прежде всего осознанность необходимого в реабилитационном процессе единства методологических подходов и преемственности, неразрывности всех компонентов и этапов лечения, адаптации, восстановления социальных контактов, приобретения новых знаний, умений и навыков организации, т. е. в конечном счете - иных, чем ранее, условий жизнедеятельности для потерявшего определенный потенциал человека.
При единстве целей, как подтверждают социологические исследования, достигается совокупный реабилитационный успех и общая эффективность усилий самых разных специалистов. К примеру, опрос более 830 инвалидов и участников боевых действий показал, что именно таким способом обеспечивается удовлетворяющая всех результативность курсов медицинской, психологической и социальной реабилитации. Рассматривая ранги успешности этих сочетающихся видов работы в рамках сделанного
корреляционного анализа, В.Г.Сайфуллин1 подчеркивает выявленную между ними значимую положительную взаимозависимость и, в частности, особенно тесную связь элементов медицинской и социальной реабилитации (коэффициент её - 0,73).
Два взаимосвязанных вопроса: «С какими нарушениями установленного законом порядка вам приходится чаще всего сталкиваться в той их части, которая касается прав инвалидов на реабилитационную помощь?» и «Удовлетворены ли вы состоянием законодательной базы в этой сфере?».
Начнем со второго, поскольку очевидное большинство экспертных ответов (67%) - отрицательные, и факты нарушений законных прав инвалидов выступают объяснением столь низкой оценки состояния (или дееспособности) законодательной базы. Добавим: лишь 5 человек, или 11%, целиком удовлетворены действующими законоположениями, а еще 9 человек, или 21% - только частично согласны на позитивную оценку.
Какие нарушения прав инвалидов стоят за консолидированным «неудом», иллюстрируют следующие формулировки: несовершенство самого порядка, установленного законом; плохое исполнение законов; отказ инвалидам в приеме на работу; отказ в реабилитационной помощи; предлагаемые услуги не соответствуют диагнозу; отказ в получении образования (особенно молодым инвалидам); дефицит специализированных образовательных учреждений; невозможность получить квартиру или улучшить жилищные условия своей семьи; не всем дают обоснованную заболеванием инвалидность или необоснованно ее снимают; не всегда составляются должным образом ИПР (или вообще не составляются); ограничена по техническим причинам свобода передвижения инвалидов-колясочников; отсутствие контроля за соответствием отпускаемых на
1 См.: Сайфуллин В.Г. Проблемы социальной реабилитации участников боевых действий в Российской Федерации и пути их решения // Социальная профилактика и здоровье, 2005, №4, с. 5-6.
реабилитацию средств и цен на оборудование, вспомогательные аппараты; отъем санаторных путевок; засилье бюрократии в официальных учреждениях; недоступность и некорректность информации.
На вопрос: «Какие недостатки мешают социальной адаптации и комплексной реабилитации инвалидов?» получены следующие результаты. Существенными недостатками эксперты считают свыше 35 наблюдаемых в практике явлений и фактов. Среди них: недостаточность и нерегламентированность финансирования, дефицит грамотных
специалистов, равнодушие персонала, низкий уровень зарплаты, неэффективность медицинского страхования, нехватка оборудования и специального транспорта для инвалидов, подмена реабилитации материальной помощью, акцент на медико-социальную экспертизу, а не реабилитацию.
Что необходимо для повышения эффективности нынешней системы реабилитации? Что мешает внедрению инноваций?
Чаще всего в ответах экспертов на эти вопросы фигурируют три варианта: надо обеспечить системную и качественную подготовку кадров, усилить федеральное финансирование, расширить сотрудничество с общественными организациями и благотворительными фондами. Но эти получившие наибольшее количество голосов позиции объективно нельзя считать более значимыми, чем еще три десятка других, не менее важных, которые называются в анкетах. Ставятся задачи создавать действительные комплексы реабилитации, а не ограничиваться разовыми процедурами; подходить к процессу индивидуально, не забывая о семье инвалида; ужесточить законодательство об ответственности государственных служб в отношении обслуживания лиц с ограниченными возможностями здоровья; проявлять максимальную заботу и всячески поддерживать интеграцию инвалидов в общественную жизнь.
Целый ряд предложений касается научно-методического сопровождения процесса. В том числе предлагаются разработка стандартов, норм реабилитации, тестирование психологической готовности специалистов и лицензирование их деятельности, создание экспертных групп с участием инвалидов, совершенствование методик раннего выявления проблем, проектирования реабилитационных программ.
Опрос экспертов дал достаточно обобщенную картину действительного состояния системы реабилитационной работы с инвалидами, ее позитива и негатива, а также слабо используемого инновационного потенциала.
-- Система реабилитации ни на федеральном, ни на региональном уровне не обладает необходимой полнотой и системностью, ее модельные элементы нередко плохо связаны в плане преемственности медико-оздоровительного, психологического, воспитательно-образовательного, социального, социокультурного контроля.
-- Выявленные положительные и отрицательные стороны реабилитационной деятельности в равной степени нуждаются во внимании власти и общества, государственных социальных служб: позитив надо поддерживать и развивать, а негативу следует находить достойное противоядие, в том числе и с помощью самих инвалидов.
-- Многие отмеченные экспертными группами недостатки и барьеры отражают не только общие социально-экономические тенденции, сложившиеся в стране, но и определенную инерцию мышления, отсутствие целенаправленной инновационной деятельности в реабилитационной среде. С этой точки зрения, для системы работы с инвалидами одинаково нужны и ротация новых идей, и создание эффективных механизмов управления инновационным развитием.
Иванов А.В. Инновационный потенциал системы реабилитации инвалидов. В
статье изложены итоги исследования современного состояния системы реабилитации инвалидов в России. Приведены данные опроса экспертов их оценки инновационного потенциала системы реабилитации инвалидов в России.
Ключевые слова: реабилитация инвалидов, инновационный потенциал. Ivanov A. V. Innovation system's capacity for rehabilitation of the disabled. The article outlines the results of the study the current state of rehabilitation of disabled persons in Russia. Data from the survey of experts to assess the innovation potential of the rehabilitation of disabled persons in Russia.
Key words: rehabilitation of the Disabled, innovative capacity.