Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)'

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
38
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
инновации / инновационная экономика / инфраструктура / инновационный процесс / инновационный потенциал / региональная экономика / Республика Дагестан.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдулсамедов Т.А.

В статье на примере Республики Дагестан рассматриваются основные проблемы организационно-экономического характера по инновационному развитию экономики. Говорится о важности функционирования региональной инновационной системы. Исследуются вопросы инновационно-технологического процесса модернизации отраслей региональной экономики. Предложены рекомендации по инновационному развитию региона, целью которого является формирование экономики устойчивого роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)»

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -8-179-183 NIION: 2018-0076-8/21-110 MOSURED: 77/27-023-2021-08-309

АБДУЛСАМЕДОВ Тажетдин Абдулсамедович,

кандидат экономических наук, доцент филиала Дагестанского государственного университета г. Дербенте, e-mail: premier05@inbox.ru

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)

Аннотация. В статье на примере Республики Дагестан рассматриваются основные проблемы организационно-экономического характера по инновационному развитию экономики. Говорится о важности функционирования региональной инновационной системы. Исследуются вопросы инновационно-технологического процесса модернизации отраслей региональной экономики. Предложены рекомендации по инновационному развитию региона, целью которого является формирование экономики устойчивого роста.

Ключевые слова: инновации, инновационная экономика, инфраструктура, инновационный процесс, инновационный потенциал, региональная экономика, Республика Дагестан.

ABDULSAMEDOV Tazhetdin Abdulsamedovich,

Candidate of economic sciences, associate professor of the branch of the Dagestan State University in Derbent

INNOVATIVE POTENTIAL OF THE REGION AS A BASIS FOR FORMING THE ECONOMY OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN)

Annotation. Using the example of the Republic of Dagestan, the article examines the main problems of an organizational and economic nature for the innovative development of the economy. The importance of the functioning of the regional innovation system is discussed. The article examines the issues of the innovation and technological process of modernization of the branches of the regional economy. Recommendations are proposed for the innovative development of the region, the purpose of which is to form an economy of sustainable growth.

Key words: Innovation, innovative economy, infrastructure, innovation process, innovation potential, regional economy, Republic of Dagestan.

П остановка проблемы. Инновационная политика государства является одной из наиболее значимых элементов единой государственной социально-экономической политики. Для современного этапа развития экономических, социальных и политических отношений в России существенное значение имеет выявление целей и инновационной стратегии государства и бизнеса по инновационному развитию. Инновационная политика предусматривает выработку эффективных механизмов использования научных разработок и внедрения результатов фундаментальных и прикладных исследований в производство, обеспечивающих развитие экономики и улучшение благосостояния ее граждан [1] .

Современная региональная экономика мно-гоукладна и характеризуется взаимодействием

двух основных секторов: традиционного и инновационного. Традиционный сектор определяет влияние на хозяйственную систему республики индустриального способа производства, а инновационный - развитие постиндустриальных технологических укладов. Именно сформированием инновационного сектора связан переход к новой экономике, основой которой становится прогрессивные технологии. Динамика экономического роста, уровень конкурентоспособности стран в мировом сообществе определяются не столько объемом физических ресурсов, сколько достижениями науки и технологического прогресса [4; 8].

Для республики Дагестан вопрос формирования новых технологических укладов является принципиальным и лежит в контексте соответствующих геополитических интересов. Вместе с тем этот вопрос имеет гораздо больше общего,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

чем отличного, с аналогичными целями других регионов, при том, что истоки его решения лежат в сфере социально-экономической специфики национального хозяйства. Однако период приоритета этой специфики прошел и в настоящее время гораздо важнее иметь ввиду общее со всем миром закономерности и перспективы технологических трансформаций. Для выявления необходимо изучение инвестиционных возможностей и инновационного потенциала региона.

Раскрытие инновационного потенциала региона предполагает выявление и характеристику совокупности различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иных ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности.

В решении задач выхода из кризиса, обеспечения динамически устойчивого развития экономики, первостепенная роль принадлежит инновациям, инновационной деятельности, которые способны обеспечить непрерывное обновление конкурентоспособной продукции, эффективное проникновение на мировые рынки товаров и услуг [2; 5].

История человечества в целом представляет непрерывную цепь инноваций, каждая из которых с учетом степени радикальности представляла определенный шаг в развитии. В современных условиях инновационные процессы являются результатом инновационной деятельности, имеющей самостоятельный институциональный статус. Инновационная деятельность нуждается в специфическом виде управления, объектом которого является инновационный процесс. Инновационная деятельность предполагает целый комплекс мероприятий, в том числе организационных и финансовых, которые в своей совокупности приводят к инновациям.

Инновация - это объективно необходимая составляющая развития любой экономической системы, это результат внедрения нового знания, инновационной идеи в производственную и организационную сферу жизни людей. Инновации являются важнейшим элементом экономического роста. Конкурентоспособность национальных систем во многом определяется наличием необходимого множества институтов и политик, которые способны обеспечивать результативность инновационных процессов и их использование для повышения будущего благосостояния.

Осуществить стратегическую глобальную безопасность и независимость экономики региона, высокий уровень благосостояния и качества жизни, на основе снизившегося за время рыночного реформирования экономики промышленного, инновационного и научно-технического

потенциала наукоемких производств невозможна. Без высокотехнологичной промышленности инновации не станут реальным товаром. Эти проблемы могут быть решены только на основе ускоренной комплексной инновационной модернизации всех наукоемких отраслей. Всеобщее понимание значимости инновационного развития производства в качестве основы социально-экономической стратегии актуализирует проблемы определения направлений, форм и механизмов наращивания наукоемких отраслей.

Происходящие события, связанные с экономическим кризисом, показали неэффективность некоторых механизмов регионального управления. Учитывая современные глобальные вызовы, в региональные планы экономического развития вносятся коррективы, соответствующие складывающимся тенденциям в развитии экономики. Время потребовало критически проанализировать роль государства в рыночной экономике, пересмотра приоритетов и направления политического и экономического развития Республики Дагестан [3; 6; 7].

Требования к темпам и интенсивности обновления сегодня существенно усилились, что способствует превращению инноваций в значимый и ключевой фактор развития.

Стимулирование инновационных процессов является одним из важных направлений региональной инновационной политики. Немаловажную роль в этом играет изучение опыта передовых регионов страны по развитию инновационной технологии и возможности их применения в региональной экономике. Но простые заимствования результатов не всегда оказывает положительное влияние на экономику, иногда такой метод имеет негативные стороны. Поэтому акцент должен быть сделан на внедрение инновационных технологий применительно к региональным особенностям и в первую очередь формирование наилучшего климата для научной деятельности, заинтересованности ученых и специалистов конечных результатов своей деятельности. Как известно, развитие научной связи невозможно без высококвалифицированных кадров. В связи с этим, политика регионального уровня управления должна быть направлена на повышение интеллектуального уровня всей науки и подготовку специалистов высшей квалификации.

Рассматривая проблему формирования региональной инновационной экономики, нельзя не отметить, что развитию инноваций в регионе препятствует дефицит финансовых ресурсов. В связи с этим важен вопрос создания эффективного механизма регулирования экономики, ориентированного на последовательное и эффективное развитие. Поэтому формирование национальных

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

инновационных систем является основным фактором долгосрочного роста региональной экономики. Национальная инновационная система -это совокупность частных и государственных предприятий, ведущих разработки и исследования, производство и реализацию высокотехнологической продукции, и органов управления и источников финансирования.

Важной проблемой, требующей своего актуального решения в новых условиях хозяйствования, является опережающее создание в регионе эффективного механизма информационного обеспечения инновационной деятельности. Результативность этого механизма в значительной мере зависит от качества непрерывного социально-экономического мониторинга в регионе. Подобный мониторинг, должен охватить наблюдение, анализ, оценку и прогноз экономической, социальной, экологической, научной и инновационной обстановки в регионе с целью подготовки управленческих решений и рекомендаций, направленных на постоянное улучшение и развитие инновационной деятельности.

Становление инновационной экономике в значительной мере зависит от создания эффективного механизма управления практической реализации в регионе приоритетных инновационных проектов. И здесь без государственной поддержки инновационных процессов не обойтись. Необходимость финансовой поддержки науки и инновации, активизации инновационной деятельности, настоятельно требуют от региональных органов управления выработать ответственную политику по отношению к управлению и развитию инновационной деятельности в регионе, активизировать взаимодействие по данной проблеме региональных органов управления с федеральными. Главной формой такого взаимодействия, на наш взгляд, должны стать научно-технические программы: государственные, финансируемые из федерального бюджета, когда приоритетные народно-хозяйственные проблемы решаются на базе научно-инновационного потенциала экономики страны и региональные - с долевым финансированием государства и региона.

Инновационная политика региона должна быть направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов на его территории. Однако в настоящее время региональная инновационная политика является составной частью государственной социально-экономической политики, определяя стратегию и механизмы поддержки территориальных - инновационных проектов. Кроме того, основными проблемами региональной инновационной политики до сих пор являются такие, как проблемы повышения эффективности

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

использования научных разработок и внедрение результатов исследования в производство.

Для реализации инновационной политики на уровне региона должна совершенствоваться система возвратного финансирования инновационных проектов и прикладных разработок, выполняемых за счет средств регионального бюджета на конкурсной основе. В условиях ограниченных возможностей бюджетного финансирования возрастает актуальность привлечения средств из дополнительных источников (например, собственных средств предприятий, частных инвестиций, средств внебюджетных фондов и т.д.).

Главными методами реализации региональной инновационной политики являются:

1) формирование законодательных и институци-

ональных условий для внедрения инноваций;

2) стимулирование инвесторов, вкладывающих

средства в высокотехнологическое производство, путем введения налоговых льгот, гарантий и кредитов;

3) создание региональных инновационных цен-

тров, обеспечивающих координацию и поддержку участников инновационной деятельности;

4) формирование региональных банков данных

по инновациям для предоставления этих данных организациям малого и среднего бизнеса, занимающимся инновационной деятельностью;

5) предоставление субъектам малого бизнеса высвобождающихся производственных площадей и оборудования на льготных условиях;

6) консолидация усилий региональных органов

власти и частных инвесторов, направленных на организацию взаимодействия с другими регионами страны.

Для успешной реализации региональной инновационной политики по формированию инновационной экономики должен быть выполнен комплекс научных и организационно-технических мероприятий:

• разработка концепции развития инновационной деятельности и инфраструктуры в регионе (определение стратегических целей и средств их достижения в рамках формирования инновационной экономики);

• формирование программы инновационного развития региона и включения ее основных положений в программу социально-экономического развития региона;

• принятие органами местного и регионального управления соответствующих нормативных актов регионального значения, организационное и информационное обеспечение данной программы.

Кардинальные изменения в экономической и политической системах Республики Дагестан потребовали создания нового подхода к проблемам рыночного развития и формирования региональной политики и ее экономической составляющей. Однако, региональная экономическая политика в стране еще не нашла должной всесторонней разработки. Основной причиной этого является, на наш взгляд, не столько незавершенность процесса формирования новой экономической системы, сколько отсутствие научно-обоснованных методов и приемов формирования такой политики на местах. Инновационные процессы происходят не только на национальном уровне, но и на уровне регионов. При этом механизм формирования региональных инновационных систем во многом обусловлены имеющимся научно-техническим потенциалом региона и его социально-экономическим положением.

В условиях общеэкономического кризиса активизация инновационной деятельности в регионе может быть обеспечена на основе разработки эффективной программы региональной инновационной политики, основными задачами которой должны стать:

1. выявление научно-технического, технологического и производственного потенциала региона;

2. разработки бизнес-планов, проведение маркетинговых исследований и экспертизы программ и проектов;

3. поддержка и развитие изобретательской и патентно-лицензионной деятельности в регионе;

4. разработка новой концепции подготовки кадров в свете новых требований, в основу которой должны быть положены такие принципы:

- становление, развитие и самореализация творческой личности;

- постоянная нацеленность на нововведение и нахождение путей и методов их практической реализации;

- создание системы непрерывного обучения и повышения квалификации кадров интегрированной в систему производства инновационной продукции;

- ориентация на подготовку высококвалифицированных и высокоинтеллектуальных специалистов - системных менеджеров инновационной деятельности;

- рассмотрение обучения и подготовки кадров как составной части производственного процесса, сотрудничество ВУЗов региона с передовыми предприятиями, реализующими инновационные проекты, их совместную деятельность в области разработки учебных программ, издания

учебников и монографий по инновационным технологиям.

В настоящее время в Республике заметно усиливается формирование инновационной инфраструктуры, которая включает сеть специализированных технопарков. Правительством республики принимаются экономические меры по стимулированию научно-исследовательских разработок по всем отраслям развития экономики. Особым направлением в политике региональных органов власти в отношении малого и среднего бизнеса является поддержка инновационного бизнеса. Внедрение новых технологий на предприятиях малого и среднего бизнеса является одним из эффективных методов, который положительно влияет на экономику региона в целом, в виде дополнительных рабочих мест, качественной продукции и конкурентоспособности.

В целом, стратегия - инновационного развития Республики Дагестан ставит целью достичь устойчивого развития региона путем диверсификации отраслей экономики, способствующий отходу от сырьевой направленности, подготовка условий для перехода к индустриально-инновационному развитию, содействующей процветанию экономики.

Таким образом, региональная инновационная политика должна быть направлена на улучшение социально-экономических показателей региона за счет эффективного использования его инновационного потенциала.

Список литературы:

[1] Абдулсамедов Т.А. Формирование региональной инновационной системы - основа конкурентоспособного развития региона // Вестник Института Дружбы народов Кавказа «Теория экономики и управления народным хозяйством». Экономические науки. 2021. № 1 (57). - С. 29-32.

[2] Ахромеева Т.С., Малинецкий Г.Г. Инновации и кризис // Менеджмент и инновации. 2009. № 3. - С. 184-195.

[3] Гаджиев Н.Г. Абдулсамедов Т.А. Махмудов М.К. Организационно-экономические аспекты инвестиционной деятельности в регионе // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 32. - С. 24-27.

[4] Еременко В.И. О правовом обеспечении инновационного развития экономики России // Государство и право. 2011. № 5. - С. 24-35.

[5] Ершов М. Кризис 2008 года: «Момент истины» для глобальной экономики и новые возможности для России // Вопросы экономики. 2008. № 12. - С. 4-26.

[6] Зиярова А.Л. Приоритетным направлениям развития экономики инновационный подход (на примере Республики Дагестан) // Экономика:

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

вчера, сегодня, завтра. 2020. Т. 10 № 10А. - С. 343-348.

[7] Тараненко О.Н. Актуальные проблемы инновационного развития регионов СКФО // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. 2016. № 1. - С. 78-82.

[8] Шафикова А.Ю. Основные тенденции инновационного развития экономики и правовые основы их обеспечения. // Инновационная Россия: задачи и правовые основы развития. Статьи и доклады. X Международная научно-практическая конференция. Москва, 26-27 мая 2010 г. - М.: МЭСИ, 2010. - С. 100-103

Spisok literatury:

[1] Abdulsamedov T.A. Formirovanie region-al'noj innovacionnoj sistemy - osnova konkurentos-posobnogo razvitiya regiona // Vestnik Instituta Dru-zhby narodov Kavkaza «Teoriya ekonomiki i uprav-leniya narodnym hozyajstvom». Ekonomicheskie nauki. 2021. № 1 (57). - S. 29-32.

[2] Ahromeeva T.S., Malineckij G.G. Innovacii i krizis // Menedzhment i innovacii. 2009. № 3. - C. 184-195.

[3] Gadzhiev N.G. Abdulsamedov T.A. Mahmu-dov M.K. Organizacionno-ekonomicheskie aspekty

investicionnoj deyatel'nosti v regione // Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. 2013. № 32. - S. 24-27.

[4] Eremenko V.I. O pravovom obespechenii innovacionnogo razvitiya ekonomiki Rossii // Gosu-darstvo i pravo. 2011. № 5. - S. 24-35.

[5] Ershov M. Krizis 2008 goda: «Moment istiny» dlya global'noj ekonomiki i novye vozmozh-nosti dlya Rossii // Voprosy ekonomiki. 2008. № 12.

- C. 4-26.

[6] Ziyarova A.L. Prioritetnym napravleniyam razvitiya ekonomiki innovacionnyj podhod (na primere Respubliki Dagestan) // Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra. 2020. T. 10 № 10A. - S. 343348.

[7] Taranenko O.N. Aktual'nye problemy innovacionnogo razvitiya regionov SKFO // Aktual'nye problemy ekonomiki, sociologii i prava. 2016. № 1.

- S. 78-82.

[8] Shafikova A.YU. Osnovnye tendencii innovacionnogo razvitiya ekonomiki i pravovye osnovy ih obespecheniya. // Innovacionnaya Rossiya: zadachi i pravovye osnovy razvitiya. Stat'i i doklady. X Mezh-dunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya. Moskva, 26-27 maya 2010 g. - M.: MESI, 2010. -S. 100-103.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.