Научная статья на тему 'ИНВЕСТИЦИОННАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ'

ИНВЕСТИЦИОННАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
инвестиционная политика / инновационная политика / инновационная экономика / инновационная инфраструктура / инновационное развитие / инновационная деятельность / региональная экономика / Республика Дагестан.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдулсамедов Т.А.

статье на примере Республики Дагестан рассматриваются основные направления инвестиционно-инновационной политики по обеспечению конкурентоспособного развития экономики. Автором отмечается важная роль в формировании и развитии национальной инновационной системы регионов Российской Федерации. Предложены рекомендации по внедрению в региональную экономику комплекса научных и организационных мер с целью повышения ее конкурентоспособности и формированию полноценного инвестиционного ресурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНВЕСТИЦИОННАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -8-120-123 АБДУЛСАМЕДОВ Тажетдин Абдулсамедович,

NIION: 2018-0076-8/21-098 кандидат экономических наук,

MOSURED: 77/27-023-2021 -08-297 доцент кафедры экономических дисциплин филиала

Дагестанского государственного университета,

г. Дербент, e-mail: DGUIbragimova@yandex.ru

ИНВЕСТИЦИОННАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация. В статье на примере Республики Дагестан рассматриваются основные направления инвестиционно-инновационной политики по обеспечению конкурентоспособного развития экономики. Автором отмечается важная роль в формировании и развитии национальной инновационной системы регионов Российской Федерации. Предложены рекомендации по внедрению в региональную экономику комплекса научных и организационных мер с целью повышения ее конкурентоспособности и формированию полноценного инвестиционного ресурса.

Ключевые слова: инвестиционная политика, инновационная политика, инновационная экономика, инновационная инфраструктура, инновационное развитие, инновационная деятельность, региональная экономика, Республика Дагестан.

ABDULSAMEDOV Tazhetdin Abdulsamedovich,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economic Disciplines of the branch of Dagestan State University, Derbent

INVESTMENT AND INNOVATION POLICY TO ENSURE THE COMPETITIVENESS OF THE REGIONAL ECONOMY

Annotation. Using the example of the Republic of Dagestan, the article examines the main directions of investment and innovation policy to ensure the competitive development of the economy. The author notes an important role in the formation and development of the national innovation system of the regions of the Russian Federation. Recommendations are proposed for the implementation of a complex of scientific and organizational measures in the regional economy in order to increase its competitiveness and form a full-fledged investment resource.

Key words: investment policy, innovation policy, innovation economy, innovation infrastructure, innovation development, innovation activity, regional economy, Republic of Dagestan.

Постановка проблемы. В настоящее время в качестве важнейшего приоритета государственной политики выдвигается задача модернизации экономики и перевода ее на инновационный путь развития [5; 8]. Только на основе такой модели развития можно рассчитывать на возможность перехода к устойчивому развитию, поскольку преодоление последствий кризиса напрямую зависит от эффективности усилий государства по диверсификации экономики и повышению значимости инновационных направлений ее развития. Все это предполагает существенное преобразование отечественных институциональных условий ведения бизнеса, формирование благоприятного инновационного климата, осуществление прорыва в сфере использования современных информационных и коммуникационных технологий как в

области воспроизводства знаний, так и в отраслях, использующих инновации.

Инновационная деятельность является базисом активного развития любой экономической системы, обеспечивая высокую конкурентоспособность. Уровень развитости и совершенствования национальной инновационной деятельности образует фундамент стабильного экономического роста.

Разработка и реализация стратегии инновационного экономического развития в долгосрочной перспективе является основополагающей задачей обеспечения стабильных параметров и показателей роста экономики. В связи с чем, научно обоснованная инновационная политика -важный инструмент регионального развития экономики. Она способствует устранению устареваю-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

щих, неконкурентоспособных и формированию новых производственных структур, а также ускорению научно-технического и управленческого прогресса, адаптации к объективным требованиям экономики. Основу совершенствования региональной инновационной политики в Республике Дагестан составляет системный подход к решению данной проблемы [3, а 172 - 176]. Согласно этому подходу, необходимо осуществить комплекс мероприятий, включающих в себя создание благоприятного имиджа и улучшения инвестиционного климата региона, формирование элементов инвестиционного рынка, совершенствование законодательного обеспечения региональных инвестиционных процессов.

Формирование региональной инвестиционно-инновационной политики является задачей стратегической, поскольку во многом закладывает фундамент долгосрочной конкурентоспособности территории. Устойчивое развитие таких сложных открытых социально-экономических систем, как регион, в современных условиях невозможно без масштабного системного использования результатов научно-технической деятельности, опоры на инновации. Чтобы эти результаты нашли применение, необходима адекватная организация инновационных процессов. А это, в свою очередь, требует построения соответствующей системы управления, способной взять на себя выполнение обозначенных функций.

На данный момент регионы не имеют развитой инвестиционно-инновационной структуры, не имеют полноценной стратегии инновационного развития, и, соответственно, не могут эффективно развиваться. В регионах существует непонимание вопроса разделения функций между федеральными и региональными властями в области совместного стратегического развития региональной и национальной инвестиционно-инновационной структуры.

С другой стороны, регионы должны стремиться не только к тому, чтобы просто производить больше продукции, а к тому, чтобы концентрировать у себя интеллектуальные права на нее, финансовые ресурсы, квалифицированные кадры. Это, в свою очередь, на региональном уровне содействует решению одной из ключевых задач государственной политики России - созданию экономики знаний. Кроме того, это содействует расширению процессов, связанных с реализаций структурных реформ, направленных на повышение конкурентоспособности и инноватив-ности экономики.

Мировой опыт социально-экономического развития показывает, что, для того чтобы занять достойное место среди наиболее развитых стран мира, России необходимо двигаться по инноваци-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

онному пути развития, поскольку достижения в области науки и технологии в значительной степени предопределяют динамику экономического роста и уровень конкурентоспособности государства в мировом сообществе. Это относится не только к России в целом, но и отдельным регионам. Одним из факторов конкурентоспособности как страны в целом, так и региона в отдельности, в условиях научно-технического прогресса считается способность регионов внедрять в промышленное производство инновационные разработки. Именно поэтому формирование механизма инновационного развития российских регионов является актуальным направлением повышения уровня конкурентоспособности.

Формирование механизма построения инвестиционно- инновационного развития региона должно начинаться с оценки уже имеющегося научно-технического и ресурсного потенциала, существующего уровня используемой в производстве техники и технологий, а также особенностей отдельных регионов, включая сложившиеся в различных частях нашей страны исторические и культурные традиции. Оценку инновационного развития региона можно рассматривать как один из этапов оценки его конкурентоспособности в целом. Однако на сегодняшний день в отечественной теории и практике нет единой методологической основы для проведения оценки такого рода, с его многообразием форм и способов организации производства, переработки и реализации продукции во всех отраслях народного хозяйства.

Анализ общей характеристики инновационных возможностей Республики Дагестан - регион имеет большой инвестиционно-инновационный потенциал, который необходимо развивать. В связи с этим, большую актуальность приобретает выбор направлений эффективного вложения капитала. Важность выявления региональных приоритетов обусловлено крайней необходимостью концентрации ограниченных инвестиционных ресурсов на наиболее острых проблемах развития или направлениях, способных обеспечить конкурентные преимущества региональной экономики на общероссийском и мировом рынках. Выбор стратегических направлений инвестиционно-инновационной политики позволяет сосредоточивать инвестиционные ресурсы на четко обозначенных в ней целях, что, в конечном счете, повышает эффективность инвестиционного процесса в регионе [2, а 103 - 107].

Потенциально Дагестан является чрезвычайно благоприятным регионом для притока капиталов и имеет существенные конкурентные преимущества по группе факторов, способных оказать воздействие на формирование и развитие инно-

вационной экономики [1, а 11 - 12]. К ним относятся:

1. Выгодное геополитическое положение, выражающееся в крайне благоприятном географическом расположении. Республика является естественным мостом между Россией и странами Юго-Восточной Азии и имеет хорошо развитую транспортную систему: железнодорожная магистраль Ростов-Баку и федеральная автодорога «Кавказ», магистральный нефтепровод, аэропорт, морские торговые и рыбные порты, незамерзающие практически круглый год, к которым подведена железная дорога. Использование этого естественного фактора может дать мощный импульс развитию экономики.

2. Ресурсный потенциал: богатая природ-но-сырьевая база, относительно низкие цены на сырье, топливо, рекреационные ресурсы, дешевые и квалифицированные трудовые ресурсы.

3. Наличие производственного потенциала, который, с одной стороны, избыточен, с другой -не хватает мощностей по производству конкурентоспособной, высококачественной продукции.

В этих условиях особенно актуальной становится разработка стратегии формирования и развития инновационной экономики в региональном масштабе. Для этого необходима обоснованная теоретическая и методическая база, дающая возможность осуществить объективный анализ достигнутых результатов и на его основе определить приоритеты развития и выбрать оптимальный путь ее осуществления, учитывающий реальные возможности и потребности региона и включающий как первоочередные шаги, так и меры стратегического характера.

В условиях рыночной экономики любой регион вне зависимости от своего уровня становится полноценным субъектом рыночных отношений, в частности регионы, их хозяйственные комплексы являются полноправными субъектами рыночных отношений, и благосостояние населения территории находится в прямой зависимости от того, насколько крепки и надежны позиции ее хозяйственного комплекса на местном, региональном, национальном и международном рынках. Тем самым, многократно возрастает координационная функция органов регионального управления в экономическом и социальном развитии территории. Именно они, а не федеральный центр призваны в рыночной ситуации обеспечивать комплексное развитие соответствующей территории, ее хозяйственного комплекса как целостной системы - субъекта рыночных отношений. Исходя из этого, именно регион должен формировать стратегию своего экономического и социального развития [4, а 798 - 802; 6, а 78 - 82; 7].

Реалии состояния региональной экономики на сегодняшний день таковы, что встает вопрос инвестиционно-инновационно технологического перевооружения его отраслей. К преимуществам региональной экономики, способствующим инновационному развитию можно отнести:

высокий уровень образованности населения и сохранение духовных традиций;

владение богатыми природными ресурсами;

развитый научно-технический и промышленный потенциал;

наличие собственных научных школ и передовых технологий.

Для успешной реализации региональной инвестиционно-инновационной политики по формированию инновационной экономики должен быть выполнен комплекс научных и организационно-технических мероприятий:

- разработка концепций развития инвестиционно-инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры в регионе с определением долговременных стратегических целей и средств их достижения в рамках формирования инновационной экономики;

- разработка программы инвестиционно-инновационного развития региона, которая должна быть адресным документом, указывающим по ресурсам, исполнителям и срокам совокупность мероприятий, направленных на достижение целей инновационного развития региона;

- включение основных положений программы инновационного развития региона в программу его социально-экономического развития;

- организация практической деятельности органов местного и регионального управления по реализации и принятию соответствующих нормативных актов регионального значения, а также по осуществлению ими организационного и информационного обеспечения данной программы.

Создание условий и решение проблем организационно- экономического характера представляет определенный практический интерес для реализации инвестиционно-инновационной политики в регионе.

Список литературы:

[1] Абдулатипов Д.А., Халимбекова А.М. Оценка инвестиционного потенциала РД // Финансовые инструменты регулирования социально-экономического развития регионов: сб. материалов Всеросс. науч.-практ. конф. - Махачкала: Апробация, 2016.- С. 11 - 12.

[2] Алексеева Л.Н. Формирование региональной инновационной системы как одна из основных тенденций инновационного развития экономики // Инновационная Россия: задачи и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

правовые основы развития. Москва, 26 - 27 мая 2010 г. - М.: МЭСИ, 2010. - С. 103 - 107.

[3] Гусейнова М.Р. Республика Дагестан: приоритетные направления развития экономики // Российское предпринимательство. - 2011. - № 2.

- Вып. 1 (177). - С. 172 - 176.

[4] Косинова Е.А., Остапенко Е.А. Имитационное моделирование развития предпринимательства в рекреационном регионе // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 1-2 (42). - С. 798

- 802.

[5] Инновационное развитие России: проблемы и решения: монография / кол. авт.: Абди-кеев Н.М., Бобылев Г.В., Богачев Д.Ю. и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансовый ун-т, 2014.

- 1376 с.

[6] Тараненко О.Н. Актуальные проблемы инновационного развития регионов СКФО // Актуальные проблемы экономики, социологии и права.

- 2016. - № 1. - С. 78 - 82.

[7] Пути повышения финансовой стабильности регионов Северного Кавказа: взгляд молодых ученых: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых преподавателей. Махачкала, 20 - 22 октября 2016 г. - Махачкала: Апробация, 2016. - 366 с.

[8] Региональная инновационная политика: приоритеты и механизмы развития: коллективная монография / Е.Б. Ленчук и др.; под ред. Е.Б. Лен-чук; Российская акад. наук, Ин-т экономики РАН. -М.: б.и.; СПб.: Нестор-История, 2013. - 219 с.

Spisok literatury:

[1] Abdulatipov D.A., Halimbekova A.M. Ocenka investicionnogo potencíala RD // Finansovye instru-menty regulirovaniya social'no-ekonomicheskogo

razvitiya regionov: sb. materialov Vseross. nauch.-prakt. konf. - Mahachkala: Aprobaciya, 2016. - S. 11 - 12.

[2] Alekseeva L.N. Formirovanie regional'noj innovacionnoj sistemy kak odna iz osnovnyh ten-dencij innovacionnogo razvitiya ekonomiki // Innova-cionnaya Rossiya: zadachi i pravovye osnovy razvitiya. Moskva, 26 - 27 maya 2010 g. - M.: MESI, 2010.

- S. 103 - 107.

[3] Gusejnova M.R. Respublika Dagestan: pri-oritetnye napravleniya razvitiya ekonomiki // Rossi-jskoe predprinimatel'stvo. - 2011. - № 2. - Vyp. 1 (177). - S. 172 - 176.

[4] Kosinova E.A., Ostapenko E.A. Imitacion-noe modelirovanie razvitiya predprinimatel'stva v rekreacionnom regione // Ekonomika i predprinimatel'stvo. - 2014. - № 1-2 (42). - S. 798 - 802.

[5] Innovacionnoe razvitie Rossii: problemy i resheniya: monografiya / kol. avt.: Abdikeev N.M., Bobylev G.V., Bogachev D.Yu. i dr. - 2-e izd., pererab. i dop. - M.: Finansovyj un-t, 2014. - 1376 c.

[6] Taranenko O.N. Aktual'nye problemy innovacionnogo razvitiya regionov SKFO // Aktual'nye problemy ekonomiki, sociologii i prava. - 2016. - № 1.

- S. 78 - 82.

[7] Puti povysheniya finansovoj stabil'nosti regionov Severnogo Kavkaza: vzglyad molodyh uchenyh: materialy Vseross. nauch.-prakt. konf. stu-dentov, aspirantov i molodyh prepodavatelej. Mahachkala, 20 - 22 oktyabrya 2016 g. - Mahachkala: Aprobaciya, 2016. - 366 s.

[8] Regional'naya innovacionnaya politika: pri-oritety i mekhanizmy razvitiya: kollektivnaya monografiya / E.B. Lenchuk i dr.; pod red. E.B. Lenchuk; Rossijskaya akad. nauk, In-t ekonomiki RAN. - M.: b.i.; SPb.: Nestor-Istoriya, 2013. - 219 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.