опираясь на новое...
инновационный потенциал
промышленного предприятия
В условиях ужесточения конкурентной борьбы возрастает роль инновационной деятельности для обеспечения конкурентоспособности промышленных предприятий. В настоящее время разработка и широкое распространение новых продуктов, услуг, наукоемких технологий становятся ключевыми факторами роста объемов производства, занятости, инвестиций, внешнеторгового оборота.
ФомченковаЛ.В.
канд. экон. наук, доцент Смоленского филиала МЭИ (ТУ)
На долю новых или усовершенствованных технологий, продукции, оборудования в развитых странах приходится от 70 до 85% прироста ВВП. Объем мирового рынка наукоемкой продукции сегодня составляет 2 300 млрд. долл. Из этой суммы 39% приходится на США, 30% - на Японию и 16% - на Германию, в то время как доля России не превышает 0,3% [1]. Среди факторов, препятствующих инновациям, руководители отечественных промышленных предприятий обычно называют низкий инновационный потенциал, определяемый слабым уровнем развития научно-исследовательской базы предприятий, отсутствием условий для освоения новейших научно-технических достижений [2]. Характерной чертой современных инновационных процессов на предприятии является тесная взаимосвязь стратегического и инновационного управления. Это связано с тем, что инновации должны определять главное направление развития промышленного предприятия. Однако в существующей ныне теории стратегического управления инновационные
стратегии относятся к стратегиям функционального уровня, что не позволяет рассматривать инновации как главный конкурентный ресурс и важный фактор развития предприятия в современных условиях хозяйствования. Низкая инновационная активность российских промышленных предприятий приводит к снижению конкурентоспособности отечественной экономики. Переход предприятия к инновационному стратегическому управлению на современном этапе развития экономики позволит найти резервы улучшения качества продукции, экономии трудовых и материальных затрат, роста производительности труда, совершенствования организации производства и повышения его эффективности. В течение последних десятилетий доминирующая практика менеджмента изменилась. Фокус управления сместился от достижения экономической эффективности предприятия к обеспечению качества, гибкости, инноваци-онности решений и созданию организационного знания. Это подтверждает эволюционная модель парадигмы инновационного менеджмента П. Болуина и Т. Кумпе [3], доработанная с учетом изменившихся с 2000 года условий хозяйствования (рис.1).
В первое десятилетие XXI века управление знаниями стало важным инструментом повышения эффективности деятельности организаций. Характерной чертой современности является взаимопроникновение стратегического и инновационного управления. Это связано с тем, что инновации определяют основную линию перспективного развития предприятия. Такие направления деятельности, как внедрение новых технологических решений, предложение новых товаров и услуг, формирование новых рынков или введение новых организационных форм, позволяют организации увеличить
характерной чертой
современных инновационных процессов на предприятии
является тесная взаимосвязь
стратегического и
инновационного управления
Рис. 1. Модифицированная эволюционная модель парадигмы инновационного менеджмента
переход предприятия
к инновационному стратегическому
_управлению позволит
найти резервы улучшения качества продукции, экономии трудовых
и материальных затрат
итоговую ценность для потребителей. Новые виды бизнеса дают возможность организации создать дополнительные источники денежного потока и, следовательно, увеличить стоимость акций, а также осуществлять последующие капиталовложения в дальнейшую разработку товаров, услуг и процессов. Такой кругооборот является основой роста и развития организации. В последние десятилетия наиболее перспективные теоретические разработки связаны с решающим значением знаний для раз-
вития организаций, деятельность которых во все большей степени зависит от накопления и анализа информации, обучения персонала и усвоения новшеств. В связи с этим в качестве основы создания и реализации стратегического инновационного потенциала предлагается использовать организационное знание. В табл. 1 приведены результаты сравнительного анализа стратегического, инновационного менеджмента и менеджмента знаний.
Таблица 1
Сравнительная характеристика стратегического, инновационного менеджмента и менеджмента знаний
Характеристики Стратегический менеджмент Инновационный менеджмент Менеджмент знаний
1. Целеполагание Напраэлено на обеспечение долговременных конкурентных преимуществ Направлено на долговременное развитие организации Направлено на создание нового знания
2. Период планирования Определяется стабильностью внешней и внутренней среды организации Определяется стабильностью научно-технических и рыночных условий деятельности организации Определяется уровнем развития информационной среды
3. Организация управления Стратегия определяется высшим руководством организации, решения подготавливаются департаментом стратегического планирования Стратегия определяется высшим руководством организации, решения подготавливаются научно- исследовательскими подразделениями организации В создании и распространении организационного знания участвуют все уровни управления. Важная роль принадлежит командам и рабочим группам
4. Информационная база принятия решений Результаты мониторинга внешней и внутренней среды организации Результаты мониторинга научно-технических условий, анализа рынка и инновационного потенциала организации Результаты обработки формализованной и неформализованной информации
5. Ресурсное обеспечение Стратегический потенциал Инновационный потенциал Знание как конкурентный ресурс; информационная инфраструктура организации
б, Механизмы координации Жесткая иерархия стратегий организации Распространение инноваций в организации «сверху-вниз» и «снизу-вверх» Вовлечение в процесс управления знаниями всех сотрудников организации. Повышение координирующей роли менеджеров среднего звена
7, Критерии экономической эффективности (эффекта) Изменение доли рынка; изменение предельной эффективности капитала Статические и динамические показатели экономической эффективности инновационных проектов Эффективность использования информации и информационных систем
Инновационный потенциал промышленного предприятия - это мера его готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели посредством реализации инновационного проекта или программы инновационных преобразований и внедрения инновации [4]. В современных условиях хозяйствования от состояния инновационного потенциала зависят выбор и реализация инновационной стратегии. Инновационная стратегия определяет линию поведения предприятия в сфере научных исследований и разработок, направленную на формирование инновационного потенциала, достаточного для изменения внешнего окружения и способствующего достижению долгосрочных целей, а также эффективной реализации конкурентной стратегии. Инновационная стратегия должна быть согласована со стратегией развития предприятия. Для этого может быть использована матрица, приведенная на рис. 2, которая, в отличие от известных, при выборе стратегии развития учитывает конку-
о м
Лидер Сильная
Слабая
Аутсайдер
1, Вертикальная интеграция 2. Горизонтальная и н те фация 3. Развитие рынка
4. Сокращение 5. Горизонтальная диверсификация 6, Захват рынка
7. Отторжение 8. Развитие продукта 9. Концентрическая диверсификация
10 Ликвидация Ц. Совместное предприятие 12. Конгломератив-ная диверсификация
Низкий
Средний
Высокий
_1_
Инновационный потенциал
Рис. 2. Матрица стратегий развития промышленного предприятия
рентную позицию и инновационный потенциал промышленного предприятия. Таким образом, основной задачей руководителей промышленных предприятий на стратегическом уровне является умелое сочетание управления знаниями с общей стратегией, постоянная переоценка интеллектуального капитала предприятия в соответствии с его долгосрочными целями. Реализация инновационного потенциала происходит в процессе осуществления инновационной стратегии и стратегии развития организации. Высокий инновационный потенциал позволяет предприятию повысить свою конкурентоспособность за счет наиболее полного удовлетворения потребностей потребителей на основе постоянных инноваций в процессе производства и реализации товаров и услуг.
Литература
1. Национальная промышленность России: подъем и развитие // Проблемы теории и практики управления. - 2001. - № 1.
2. Фомченкова Л.В., Дли М.И. Анализ факторов повышения конкурентоспособности промышленных предприятий в условиях международной экономической интеграции // Вестник МЭИ. - 2005. - № 2.
3. Нонака И., Такеучи Х. Компания - создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003.
4. Баранчеев В.П. Инновационный менеджмент. - М.: Финстатинформ, 2000.
в первое десятилетие XXI века управление
знаниями стало важным
инструментом повышения эффективности деятельности организаций