Научная статья на тему 'Формирование и реализация инновационного потенциала промышленного предприятия'

Формирование и реализация инновационного потенциала промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование и реализация инновационного потенциала промышленного предприятия»

Фомченкова Л.В.

канд. экон. наук, доцент Смоленский филиал МЭИ

кто на новенького?

формирование и реализация инновационного

потенциала промышленного предприятия

В условиях глобализации экономики и ужесточения конкурентной борьбы в значительной степени возрастает роль инновационной деятельности для обеспечения конкурентоспособности промышленных предприятий. В настоящее время разработка и широкое распространение новых продуктов, услуг, наукоемких технологий становятся ключевыми факторами роста объемов производства, занятости, инвестиций, внешнеторгового оборота.

На долю новых или усовершенствованных технологий, продукции, оборудования в развитых странах приходится от 70 до 85% прироста ВВП. Объем мирового рынка наукоемкой продукции сегодня составляет 2 300 млрд. долл. Из этой суммы 39% приходится на США, 30% - на Японию и 16% -на Германию, в то время, как доля России не превышает 0,3% (1). Среди факторов, препятствующих инновациям, руководители отечественных промышленных предприятий обычно называют низкий инновационный потенциал, определяе-

мый слабым уровнем развития научно-исследовательской базы предприятий, отсутствием условий для освоения новейших научно-технических достижений (2). Характерной чертой современных инновационных процессов на предприятии является тесная взаимосвязь стратегического и инновационного управления. Это связано с тем, что инновации должны определять главное направление развития промышленного предприятия. Однако в современной теории стратегического управления инновационные стратегии относятся к стратегиям функционального уровня, что не позволяет рассматривать инновации как главный конкурентный ресурс и важный фактор развития предприятия в современных условиях хозяйствования. Низкая инновационная активность российских промышленных предприятий приводит к снижению конкурентоспособности отечественной экономики. Переход предприятия к инновационному стратегическому управлению на современном этапе развития экономики позволит найти резервы улучшения качества продукции, экономии трудовых и материальных затрат, роста

инновации

53

Временной период

1960-е г.г. 1970-е г.г.

1980-е г.г.

1990-е г.г.

с 2000 г.

Запросы рынка

цена

цена, качество

цена, качество, выбор, время доставки

цена, качество, выбор, время

доставки, уникальность

цена, качество выбор, время

доставки, уникальность, знание того, как

лучше удовлетворить потребность с помощью товара

Фокус

эффективность

эффективность, качество

эффективность, качество, гибкость

эффективность, качество, гибкость, инновацион-ность

эффективность, качество, гибкость, инновацион-ность, организационн ое знание

Организация

эффективная

обеспечивающа я высокое качество

гибкая

инновационная

обучающаяся

Рис. 1. Доработанная эволюционная модель парадигмы инновационного менеджмента

производительности труда, совершенствования организации производства и повышения его эффективности.

В течение последних десятилетий доминирующая практика менеджмента изменилась. Фокус управле-

ния сместился от достижения экономической эффективности предприятия к обеспечению качества, гибкости, инновационности решений и созданию организационного знания. Это подтверждает эволюционная модель парадигмы инно-

вационного менеджмента Болуина П. и Кумпе Т. (3), доработанная с учетом изменившихся с 2000 г. условий хозяйствования (рис.1). В 2000-х годах управление знаниями стало важным инструментом повышения эффективности деятельности организаций. Характерной чертой современности является взаимопроникновение стратегического и инновационного управления. Это связано с тем, что инновации определяют основную линию перспективного развития предприятия. Внедрение новой технологии, предложение новых товаров и услуг, формирование новых рынков или введение новых организационных форм позволяет организации увеличить итоговую ценность для потребителей. Новые виды бизнеса дают возможность организации создать дополнительные источники денежного потока и, следовательно, увеличить стоимость акций, а также осуществлять последующие капиталовложения в дальнейшую разработку товаров, услуг и процессов. Такой кругооборот является основой роста и развития организации.

В последние десятилетия наиболее перспективные теоретические разработки связаны с решающим значением знаний для развития организаций, деятельность которых во все большей степени зависит от накопления и анализа информации, обучения персонала и усвоения новшеств. В связи с этим в качестве основы создания и реализации стратегического инновационного потенциала предлагается использовать организационное знание. В табл. 1 приведены результаты сравнительного анализа стратеги-

характерной чертой современных инновационных процессов на предприятии является тесная взаимосвязь стратегического и инновационного управления

ческого, инновационного менеджмента и менеджмента знаний. Инновационный потенциал промышленного предприятия - это мера его готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели посредством реализации инновационного проекта или программы инновационных преобразований и внедрения инновации (4). В современных условиях хозяйствования от состояния инновационного потенциала зависят выбор и реализация инновационной стратегии. Инновационная стратегия определяет линию поведения предприятия в сфере научных исследований и разработок, направленную на формирование инновационного потенциала, достаточного для изменения внешнего окружения и способствующего достижению долгосрочных целей, а также эффективной реализации конкурентной стратегии.

Инновационная стратегия должна

Тайшща I

Сравнительна*! л а [Ы (гггри стикд «(мгкгшштго, инновяционнгиХ) менеджмента и менеджмента знаний

Хараичерн -пики Стратегический м с' н »V [жм1;нг Иишнацисиший >1 С^Н (.',.' 1,Ж Ж" Ш' Менеджмент знании

1.1 ^лм шла 141-1ШС Н5Ш|-К1ШВС!Н4> ни И'- ЧСНИС допюврежшш конкурентных 11 ИМУЩССТВ НяпрМКЛ^НО ЖГ Д!1ЛГГ> ьремсшюс развитие ирпанигкщни Нушракгкмчо ни <:оч-даиис нового зпа НИН

2. Период гиа- 1Ш|НЖ!1 IIИЛ Определяется стлбилъ- Л(НТ1иНИ5НП11МГЙ и внутренней среды ор-1 1и:ЗДл.Ш1 Определяется стябиль-шкгтыи нлучно-тетсгшчоских н рыпоч- Ш|4Л уСлОИНЙ ДСН'|1£Л1Р- нгхти организации Опред елястся УРОВНЕМ £>1ГЛ15И1*1Я НН- формащюшной СрСДЫ

Организации улраидеиил Стр! П 'С1 и 5 г опреяеди СТ-Си мдСшмм РуКОиО даном ирп» Н ИЗЙ11 (МИ, решешм подгогавли ш кп гл дс11 ;ф ч ¡1чгн IX ?м етрягсгического ила ннреншнин Стри ггеги я г.) п ре/вел»ет-Сн пыСилам руиХЛи."* ДС1'Й«М Qf.il 51 низа [ 1.Ии, ;хшсиш подготавли шишгн ниучнп-иесл едо в я тс ль скнми ■ к (дглкн м нни{ ьр-гашпацни К 1ЩР1НИИ и рлс-и|Х5СфалСиии Ор-шни:-к11 (ш ж ж тп э ЗНЯ1ПЫ участвуют н<:г у[н»кни упрл»*-леши. Важная роль ь |ри нау^кясмГ к< мапдя-м и рабочим гр\1ПЛ1М

1. И| |формдцн-ОШТЯЯ 6я3!юри-нн'Нин рСшСиим Ие:4ул 1 /Гл1!'! || 1ЛС >1 1 нчо-ринга внешней и януг-рСииСй Среди! ор1аии УеЩИИ 111 лип ш'Ю-рикпи ннучно-ИСАПИЧССКИЛ. уСлСилим, атАУ1изя рынка и и н но-нАдич.'нци'и о потении а ли орпиншящии Иг!уль'1а'|4а1 1. ?а-боткм формялизо-мачной л исформа лизола н ной ин-форшаии Л i

¡'Ьгурснос* обеспечение ( Л"[хггп"ич«:кий лоте*:н-циял Инно к:а 1 и,и( жны й 1 к р-тепциял Знание как конкурентный ресурс; и ж|х ц ?,м :л ционна н Ш1фрастру1аура ^ИННИГЕЛЦНН

6. Мсхзнннчм КООРДЕГЕГЯЩШ Ж«.-!'КИИ НК]ИрХКН стратегий организации Рж:| 1[к к прайсам и*? и н -новаций в организации ■>с:1Её|зху-1И1и: г+ и ^иину-КБСрЖ* Понлеченнк и цссс управления знаниями шзех ези-щдниизв органи-пац!аг Повышен шие ко орд и н ируклцей РОЛИ МС11СД^КСрО!!-■гргднгго хк^н;!

7- Критерии ГЖ01ЮМИЧССК0Й икнт к ти (эффекта) Из Г Г,'1,1 М1И | )МН КУ; изменение предельной ^{н^к-юи кн( м"1и КУ 11 н-таля ( ^ПГГМЧРС"™^ Н ДИН^МИ- чеекне показатели эко номи'1<ге:кпй нн^ьг'к-П-1ВНОСП1 шшовациоп ПЫХ 11| н №:ясгс >н- >Эффе?ктик.нос-гь з гст— ПОЛЬЗОВЯШИ ин ^■ррмиции и ин-форшцщшыз

быть согласована со стратегией развития предприятия. Для этого может быть использована матрица, приведенная на рис. 2, которая в отличие от известных, при выборе стратегии развития учитывает конкурентную позицию и инновационный потенциал промышленного предприятия.

Таким образом, основной задачей

руководителей промышленных предприятий на стратегическом уровне является умелое сочетание управления знаниями с общей стратегией, постоянную переоценку интеллектуального капитала предприятия в соответствии с его долгосрочными целями. Реализация инновационного потенциала происходит в процессе осуществ-

С. в ы 1. икД-птнал ин ш рашм 1. 1 '^рИМИЧа-Пт нан инчгрыцш 3. Рлчки1 не ры н- кя

Е £ — - -2 4. С'^тфащетпте ирщиы.щтцтм 5.1 ори к>та:11,-ння лнЕУр^кфи-кация Л. Чахиат рынка

- и с. Г' ас 7. ОтгорИХ! 1 НС рынком РиЧВИТИС продукта 9. Котк-гярхпе-ская днтюреиаи-щщнн

С. < 1 Ликвидация Ир^хДфНШ'Ш 11. (лжмкс! ние предприятие 12. Кгжг пшиая лниерен-фишншя

1 ]И.Ш1Й Средний Ь 3 г ^цто^т-! й

Итнтопащтоииын потенциал Рис. 2. Матрица стратегий развития промышленного предприятия

ления инновационной стратегии и стратегии развития организации. Высокий инновационный потенциал позволяет предприятию повысить свою конкурентоспособность за счет наиболее полного удовлетворения потребностей потребителей на основе постоянных инноваций в процессе производства и реализации товаров и услуг

Литература

1. Национальная промышленность России: подъем и развитие // Проблемы теории и практики управления. - 2001. - № 1.

2. Фомченкова Л.В., Дли М.И. Анализ

факторов повышения конкурентоспособности промышленных предприятий в условиях международной экономической интеграции // Вестник МЭИ. - 2005. - № 2.

3. Нонака И., Такеучи Х. Компания - создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах. - М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2003.

4. Баранчеев В.П. Инновационный менеджмент. - М.: "Финстатинформ", 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.