Евгений Георгиевич КАМЕНСКИЙ / Evgeny G. KAMENSKY
| Инновационный потенциал личности: теоретические основания и подходы к изучению / Innovative potential of personality: theoretical bases and approaches to study |
Евгений Георгиевич КАМЕНСКИЙ / Evgeny G. KAMENSKY
Юго-Западный государственный университет, Курск, Россия Доцент кафедры философии и социологии Кандидат социологических наук
Southwest State University (SWSU), Kursk, Russia Associate Professor, Department of Philosophy and Sociology Candidate of Science (Sociology), kamensky80@mail. ru
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И
ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ
В рамках данной работы вводится определение инновационной системы: это совокупность институтов частного и государственного сектора, действия и взаимодействия которых заключаются в инициации, модификации и распространении качественно новых знаний и технологий и предопределяют инновационную деятельность в рамках национальной территории. Очевидно, что базисом создания национальной инновационной системы являются следующие составляющие: институт образования и сектор исследований и разработок как среда воспроизводства современных конкурентоспособных знаний, а также предпринимательский сектор и инновационная инфраструктура как сфера реализации новаторских идей в производстве инновационной продукции. Однако нельзя не отметить, что ключевым звеном в рамках национальной инновационной системы в целом является человеческий капитал.
В связи с этим одной из важнейших характеристик человеческого капитала является его инновационный потенциал. В самом широком смысле категорию «инновационный потенциал» можно трактовать как «способность системы к трансформации фактического порядка вещей в принципиально новое, улучшенное состояние с целью удовлетворения существующих или вновь возникших потребностей новатора, потребителя или рынка». Это своего рода характеристика способности сис-
темы к прогрессу, к инновациям. При этом понятие «инновационный потенциал личности» по своему характеру является комплексным: с одной стороны, оно отражает динамическое свойство личности как субъекта и инициатора практической новаторской деятельности, а с другой стороны — ее харак- 72
теристики восприятия и адаптации к нововведени- -
ям как объекта инновационной системы. Таким образом, в первом случае инновационный потенциал личности можно охарактеризовать как ее генерализированное свойство осуществлять преобразовательный способ взаимодействия с миром, а во втором случае — как ее способность осмысленно и дифференцированно воспринимать инновации и адаптироваться к нововведениям. Ряд социальных теорий общественного развития рассматривают именно инновационный потенциал отдельных личностей в качестве основы социальных трансформаций. Однако существующие аналитические модели инновационной личности в сущности не являются комплексными и во многом утратили актуальность.
Таким образом, представляется целесообразной и рациональной верификация и систематизация структурных элементов инновационного потенциала личности. Стоит отметить, что исследование личности в качестве актора инновационной системы является недостаточно формализуемой тематикой с низким информационным потенциалом, что обусловливает необходимость поиска но-
| 4(17) 20141
Евгений Георгиевич КАМЕНСКИЙ / Evgeny G. KAMENSKY
| Инновационный потенциал личности: теоретические основания и подходы к изучению / Innovative potential of personality: theoretical bases and approaches to study |
вых теоретико-методологических подходов к анализу данной проблематики.
Ключевые слова: инновации, личность, инновационный потенциал, теоретические подходы.
INNOVATIVE POTENTIAL OF PERSONALITY: THEORETICAL BASES AND APPROACHES TO STUDY
Creating Systems of Innovation is one of the most actual challenges of the present-day. Not only is it important because of its pure economic aspects or advantages, but also because Innovation Systems
presuppose development of the human capital. That is, it is not an exaggeration to say, that the innovative potential of personality becomes the central element of any Innovation System.The point is, that the exact place of a creative personality in the System's structure is still not defined. In principle, it is possible to define and clarify this role of a creative personality with the help of the interdisciplinary approach. The presented article argues, however, that any interdisciplinary methodology requires careful specification, and presents an analysis of the different theoretical and methodological approaches involved in the study of the innovative potential of personality.
Key words: Innovations, personality, innovative potential, theoretical approaches.
В последнее время в России особую актуальность приобрела тема создания эффективной инновационной системы в рамках новой инновационной экономики.
Наиболее емкое и лаконичное определение инновационной экономики дано Ю.А. Корчагиным и В.Н. Логуновым: это особый тип экономики, «основным фактором формирования и развития которой является высококачественный человеческий капитал, а факторами роста и развития - конкуренция, экономическая свобода, венчурный бизнес и высокое качество жизни»1.
Однако, на сегодняшний день не существует единого определения инновационной системы2. В рамках данной работы введем следующее ее определение: это совокупность институтов частного и государственного сектора, действия и взаимодействия которых заключаются в инициации, модифи-
кации и распространении качественно новых знаний и технологий и предопределяют инновационную деятельность в рамках национальной территории.
Очевидно, что базисом создания национальной инновационной системы являются следующие составляющие: институт образования и сектор исследований и разработок как среда воспроизводства современных конкурентоспособных знаний, а также предпринимательский сектор и инновационная инфраструктура как сфера реализации новаторских идей в производстве инновационной продукции3. Однако нельзя не отметить, что ключевым звеном в рамках национальной инновационной системы в целом является человеческий капитал.
Именно человеческий капитал обуславливает способность страны к построению постинду-
1 Корчагин Ю.А., Логунов В.Н. Инвестиции и инновации в экономике России и регионов. - Воронеж: ЦИРЭ, 2008. - С. 39.
2 См.: Моргунов Е.В., Снегирев Г.В. Национальная ин-
новационная система: сущность и содержание // Собст-
венность и рынок. - 2004. - №7. - С. 14.
3 См.: Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации. Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации/ Министерство образования и науки Российской Федерации. -Москва, 2009. - С. 6-7.
| 4(17) 20141
Евгений Георгиевич КАМЕНСКИЙ / Evgeny G. KAMENSKY
| Инновационный потенциал личности: теоретические основания и подходы к изучению / Innovative potential of personality: theoretical bases and approaches to study |
стриальной экономики, он «во многом определяет уровень культуры населения страны, уровень предпринимательской способности как многофункционального интеллектуального ресурса нации, а также уровень интеллекта и профессионализма элиты»4. В связи с этим одной из важнейших характеристик человеческого капитала является его инновационный потенциал.
В самом широком смысле категорию «инновационный потенциал» можно трактовать как «способность системы к трансформации фактического порядка вещей в принципиально новое, улучшенное состояние с целью удовлетворения существующих или вновь возникших потребностей новатора, потребителя или рынка»5. Это своего рода характеристика способности системы к прогрессу, к инновациям.
При этом понятие «инновационный потенциал личности» по своему характеру является комплексным: с одной стороны, оно отражает динамическое свойство личности как субъекта и инициатора практической новаторской деятельности, а с другой стороны - ее характеристики восприятия и адаптации к нововведениям как объекта инновационной системы. Таким образом, в первом случае инновационный потенциал личности можно охарактеризовать как ее генерализированное свойство осуществлять преобразовательный способ взаимодействия с миром, а во втором случае - как ее способность осмысленно и дифференцированно воспринимать инновации и адаптироваться к нововведениям.
Ряд социальных теорий общественного развития рассматривают именно инновационный потенциал отдельных личностей в качестве основы
4 Корчагин Ю.А. Российский человеческий капитал: фактор развития или деградации? - Воронеж: ЦИРЭ, 2005. - С. 21.
5 Кравченко С.И., Кладченко И.С. Исследования сущности инновационного потенциала // Научные труды Дон-НТУ. - Донецк: Серия «Экономика», 2004. - Выпуск 68. - С. 90.
социальных трансформаций. Однако верным будет отметить замечание, сделанное Т.В. Лазутиной и А.В. Михалевым, о том, что «когда инновации оказывались естественным, органичным продолжением поиска социума, они были не только успешными и востребованными, но и служили не только конкретному социуму, но и другим социумам в длительной перспективе. Следовательно, поскольку именно исторический опыт является критерием и объективной основой для научных оценок, мы можем сделать вывод о том, что инновационная деятельность и инновационные способности человека как благо и как ценность выступают результатом, а не предпосылкой социокультурного развития общества»6.
Хотелось бы подробнее косунться основных социологических теорий, в рамках которых человек предстает как объект и субъект инноваций.
Французский социолог Габриель Тард в качестве фундаментальных факторов общественного -
развития выделял подражание (элементарное копирование одними людьми поведения других людей) как процесс, способствующий сохранению целостности общества, и нововведение как процесс адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды. В работе «Законы подражания» Тард отмечает, что нововведение является результатом деятельности «многих мозгов изобретателей и ученых, обменивающихся своими открытиями»7. Таким образом, основная мысль Тарда состоит в том, что деятельность группы новаторов и их изобретения,
6 Лазутина Т.В., А.В. Михалев. Формирование инновационных способностей работника как фактор развития конкурентных отношений // Доклад на VII Международных Ильинских научно-богословских чтениях. Екатеринбург 27-28 апреля 2009 года. - Информационно-аналитическое агентство «Русская линия», 2009. -http://www.rusk.ru/analitika/2009/08/14/formirovanie шпо vacionnyh sposobnostej гаЬоМка как faktor razvitiya к onkurentnyh otnoshenij/
7 Тард Г. Законы подражания. - СПб, 1903. Фрагменты //
Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и
зарубежная литература. Серия 11, Социология: реферативный журнал. - М.: ИНИОН РАН, 1995. - С. 160.
| 4(17) 20141
Евгений Георгиевич КАМЕНСКИЙ / Evgeny G. KAMENSKY
| Инновационный потенциал личности: теоретические основания и подходы к изучению / Innovative potential of personality: theoretical bases and approaches to study |
в целом не противоречащие канонам существующей культуры, являются объектом подражания остальной массы населения и как следствие - основным двигателем социальной эволюции.
Стоит особо отметить свойство социальной среды, которое, с точки зрения Г. Тарда, характеризует инновационную активность социальной системы: «Народ тем изобретательнее и тем более склонен ко всякого рода открытиям в данную эпоху, чем более он сделал в эту эпоху открытий и изобретений»8.
Роберт Мертон имеет иной взгляд на социальный генезис инновационного поведения, полагая его девиантным. Он приходит к выводу о том, что инновационным следует считать поведение отдельных личностей, принимающих определенные данной культурой цели, однако при этом способ достижения ими определенных намерений и интересов не согласуется с моральными или институциональными нормами. В связи с этим в своей работе «Социальная структура и аномия» Мертон отмечает, что «неадекватное приспособление лица к требованиям общества может иметь своим результатом реакцию типа инновации, через которую конфликт и переживания, связанные с неудачей достижении цели, устраняются путем отказа от институциональных средств и сохранения стремления к достижению успеха»9. Другими словами, ценно-стно-мотивационный аспект инновационного поведения может быть выражен макиавеллизма «цель оправдывает средства».
Таким образом, Р. Мертон, рассматривая суть инновационного поведения в духе иезуитской морали, сознательно исключает его нравственный аспект, что в корне противоречит его сути. Это делает невозможным рассмотрение человека как объ-
екта и субъекта инноваций через призму теории Мертона.
Российский историк-этнолог Лев Гумилев, автор пассионарной теории этногенеза, в работе «Этногенез и биосфера Земли» дает описание феномена пассионарной личности: «Пассионариями в полном смысле слова мы называем людей, у которых пассионарный импульс сильнее инстинкта самосохранения как индивидуального, так и группо-вого»10. Исходя из его теории, пассионарии, обладающие колоссальным запасом энергии и в итоге преобразующие ее в целенаправленную деятельность по видоизменению окружающей среды, создают определенные паттерны поведения для людей с низким запасом пассионарности (приспосабливающихся обывателей, стремящихся к благоустройству без риска для жизни, и субпассионариев).
Следующие социологические теории созданы в рамках парадигмы постмодерна и широко
используют понятие «класс», заимствованное из -
экономической теории Карла Маркса и Фридриха Энгельса, с целью провести параллель между значением пролетариата как базиса индустриального общества и индустриального производства и «классом профессионалов» Даниеля Белла или «креативным классом» Ричарда Флориды доминирующими в инновационной экономике.
Так, Даниел Белл, автор концепции постиндустриального общества, в своей книге «Грядущее постиндустриальное общество» утверждает, что оно «предполагает возникновение интеллектуального класса, представители которого на политическом уровне выступают в качестве консультантов, экспертов или технократов. Сердце постиндустриального общества - это класс, который прежде всего является профессиональным классом»11.
8 Там же. С. 162.
9 Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности (Современные буржуазные теории) / Перевод с французского Е.А. Самарской. Редактор перевода М.Н. Грецкий. - М.: Издательство «Прогресс», 1966. - С. 307.
10 Гумилев Л. Этногенез и биосфера Земли/ Л. Гумилев. - М.: ЭКСМО, 2007. - С. 387.
11 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования/ Перевод с английского В.Л. Иноземцева. - М.: Академия, 2004. - С. 127.
| 4(17) 20141
Евгений Георгиевич КАМЕНСКИЙ / Evgeny G. KAMENSKY
| Инновационный потенциал личности: теоретические основания и подходы к изучению / Innovative potential of personality: theoretical bases and approaches to study |
Белл также отмечает, что представление о профессионализме заключает в себе идею компетентности и авторитета технического и морального порядка. Он включает в класс профессионалов четыре сословия: научное сословие, осуществляющее фундаментальные исследования, технологическое сословие, основывающие свою деятельность на системе кодифицированных знаний, административное - занятое руководством организациями, и культурологическое сословие, включающее представителей искусств и религиозных деятелей.
Теоретик менеджмента Питер Фердинанд Друкер в работе «Эра социальной трансформации» говорит о подъеме нового класса, приходящего на смену промышленным рабочим: «Появляющаяся новая доминирующая группа - никто иные, как работники знания»12. Согласно его теории, работники знания являются немногочисленной группой в рамках общества знания, а источником их конкурентоспособности является узкая профессиональная специализация и способность к приращению знания.
Развивая тему общества знания, в более поздней работе «Задачи менеджмента в XXI веке» Питер Друкер высказывает мысль о том, что «в периоды коренных структурных преобразований выживают только лидеры перемен - те, кто чутко улавливают тенденции изменений и мгновенно приспосабливаются к ним, используя себе во благо открывающиеся возможности»13. В связи с этим Друкер выделяет характерные черты лидеров перемен, являющиеся по сути конститутивными признаками элиты нового столетия:
1. Готовность к изменениям и способность самостоятельно генерировать перемены, отказыва-
12 Друкер П.Ф. Эра социальной трансформации / Перевод Т. Лопухиной// Сетевой проект «Русского мира» Русский архипелаг, 2003. -http://www.archipelag.ru/geoeconomics/osnovi/leader/transf ormation/
13 Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке/ Пере-
вод с английского. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2002. - С. 94.
ясь от старых и ставших привычными форм и методов работы.
2. Осознание необходимости переобучения в процессе работы.
3. Готовность принятия лидерских полномочий.
Этот далеко неполный список был дополнен Ричардом Флоридой, включившим в него новое понятие - креативность, и сегодня преимущественно в «странах ядра» креативная деятельность является решающим фактором жизнедеятельности в сфере культуры, образования, науки и бизнеса, так как переход к инновационному развитию требует коренного изменения мышления и образа действий большей части населения. В частности, основной движущей силой в инновационной сфере является творческая, креативная элита, имеющая качественное образование, умеющая воплощать знания в конкретные проекты, товары, услуги и
владеющая организационными навыками, необхо- -
димыми для инновационной деятельности.
Креативность - это способность человека к производству новых форм и моделей, которые можно с легкостью распространять и широко использовать. Как отмечает Ричард Флорида в своей работе «Креативный класс: люди, которые меняют будущее», экономическая потребность в креативности отражается в формировании нового класса, который именуется «креативным классом». Новый класс имеет четкую структуру. В его центре находится так называемое «суперкреативное ядро» -«ученые и инженеры, университетские профессора, поэты и писатели, художники и актеры, дизайнеры и архитекторы, публицисты, редакторы, крупные деятели культуры, эксперты аналитического центра, обозреватели»14.
По мнению Р. Флориды, эти люди участвуют в творческом решении проблем по творческим моделям, так как это как правило подразумевает
14 Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее/ Перевод с английского Константинова А. -М.: «Классика - XXI», 2007. - С. 25.
| 4(17) 20141
Евгений Георгиевич КАМЕНСКИЙ / Evgeny G. KAMENSKY
| Инновационный потенциал личности: теоретические основания и подходы к изучению / Innovative potential of personality: theoretical bases and approaches to study |
высокий уровень образования, а тем самым и человеческого капитала, умение всегда мыслить самостоятельно, оригинальным образом применять (или комбинировать) стандартные подходы. Если эта деятельность начинает занимать у них основное время, они входят в суперкреативное ядро класса.
Представители «креативного класса» занимаются решением сложных задач, для чего требуется значительная независимость мышления и высокий уровень образования и человеческого капитала. Как отмечает Флорида, «все представители творческого класса — будь то художники или инженеры, музыканты или специалисты по вычислительной технике, писатели или предприниматели — разделяют общий творческий этос, для которого важны креативность, индивидуальные особенности и личные заслуги. Для тех, кто входит в креативный класс, все аспекты и все проявления креативности — технологические, культурные и экономические — взаимосвязаны и неразделимы»15.
Теория «креативного класса» получила дальнейшее развитие в рамках российской науки. Фонд эффективной политики, возглавляемый политологом Глебом Павловским, в 2006-2008 годах провел масштабное социологическое исследование, выявившее весьма активный кластер, названный «образцовой средой», а по критерию основного вида деятельности - «креативным классом». Согласно результатам данного исследования, «это большая группа населения 14-20%. Они представляют средний класс, вовлечены в новую систему экономических отношений, в частный бизнес. Они создают моду на новые общественные веяния, на слова. В эту среду входят все журналисты, рекламисты, пиарщики, технологи, пользователи интер-нета»16.
15 Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее/ Перевод с английского Константинова А. -М.: «Классика - XXI», 2007. - С. 23-24.
16 Билевская Э. Свободный мир Глеба Павловского //
Приложение к Независимой газете от 5 октября 2008
года. - 2008.
Фонд «Общественное мнение» в 2007 году запустил комплексный проект «Люди-ХХ1», направленный на выявление и изучение локомотивной социальной группы, усилиями которой в обществе распространяются новации.
Согласно результатам исследования, Люди-XXI проектируют свое будущее и проявляют способность к осознанному накоплению и мобилизации социальных и материальных ресурсов, демонстрируют самостоятельность и социальную устойчивость. О. Оберемко отмечает, что позднее Люди-XXI стали определяться как «активные пользователи современных практик, отнесенных к пяти группам: новые технологии, активное финансовое поведение, стремление к расширению горизонта, рационализация использования времени и, наконец, забота о себе и своем здоровье»17. В целом эти практики делают более доступным и эффективным перемещение вещей и знаний, управление пространством и временем, а также заботу о себе.
А.С. Киселев, эксперт Департамента научно-технической и инновационной политики Министерства образования и науки, акцентирует внимание не на классовой структуре, а на человеке нового типа - Ното-1ппоуайсш. Согласно его теории, это личность, которая формирует, прежде всего, познавательное отношение к действительности, что является важной предпосылкой ее особой целенаправленной деятельности по изменению социальной действительности. Именно такая деятельность создает нестандартные условия ее существования в инновационном обществе. Однако Киселев рассматривает Ното-1ппоуайсш не столько как субъект (агент инноваций), а в первую очередь в качестве объекта инновационной деятельности: «Ното-1ппоуайсш сам становится продуктом инновационной деятельности. С помощью все более усложняющихся орудий труда он постепенно изменяет окружающую действительность и в ходе этого общественного процесса формирует новые
17 Оберемко О. Кого мы называем «Люди-XXI» // Социальная реальность. - 2008. - №3. - С. 49.
| 4(17) 20141
Евгений Георгиевич КАМЕНСКИЙ / Evgeny G. KAMENSKY
| Инновационный потенциал личности: теоретические основания и подходы к изучению / Innovative potential of personality: theoretical bases and approaches to study |
знания, умения, навыки на основе межпредметных связей»18.
В отечественной и зарубежной практике описан целый ряд типологий инновационной личности, однако в рамках данной работы внимания заслуживают лишь те классификации, в которых критерием типологизации выступает соотношение составляющих инновационного потенциала личности.
Так Р.М. Лобацкая выделяет четыре типа инновационной личности исходя из специфики соотношения четырех составляющих потенциала инновационной личности (креативности, коммуникативности, компетентности и компетенций):
■ креативно-инновационный
■ инновационно-креативный
■ организационно-инновационный
■ публично-инновационный19.
При этом каждый тип инновационной личности обладает определенной склонностью к различным видам созидательной деятельности - некой природной креативностью.
Анализ некоторых социолого-
ориентрованных теорий инновационной личности позволяет сделать ряд заключений. Так, признание человека субъектом либо объектом инновационного развития в определенном смысле сводится к разрешению логического парадокса взаимосвязи следствия и причины. Очевидно, что инновация является результатом определенного социокультурного развития человека, и готовность к инновационной деятельности необходимо рассматривать как некую сформированность личностного ресурса индивида, обеспечивающую свободу его интеллектуальной самореализации в условиях изменяющейся социальной реальности. С другой стороны, от-
ношение в обществе к нововведениям любого характера является своеобразным индикатором общественного прогресса, так как предпосылкой внедрения нововведения во всех случаях является факт востребованности его обществом. При этом мы в любом случае выходим на проблему инновационного потенциала как ресурса обеспечения социального запроса на инновационное развитие.
В самом общем смысле потенциал личности представляет собой ее ресурсный фонд, который может быть актуализирован и задействован для достижения определенного результата при благоприятных условиях развития способностей личности, а также меру возможностей личности в сфере постановки и разрешения задач ее деятельности. Наиболее удачное в содержательном смысле определение потенциала личности дано В.Н. Марковым: «Под потенциалом личности понимается система ее возобновляемых ресурсов, которые проявляются в деятельности, направленной на получение социально-значимых результатов»20. Как считают А.А. Деркач и В.В. Зазыкин, потенциал личности включает в себя «не только потенциальное личности (природно-обусловленные способности, наследственные факторы), но и систему постоянно возобновляемых и умножаемых ресурсов - интеллектуальных, психологических, волевых, что способствует прогрессивному личностному и профессиональному развитию»21.
Структура потенциала личности включает следующие элементы:
■ коммуникативный потенциал (способность личности к сотрудничеству, коллективной организации и взаимодействию),
■ творческий потенциал (креативные способности личности),
78
18 Киселев А.С. Социологическая перспектива инновационного общества: Учебно-методическое пособие. -М.: Издательство «Спутник», 2007. - С. 69.
19 См.: Лобацкая Р.М. Формирование инновационной личности как одна из проблем опережающего инновационного образования // Инженерное образование. -2007. - №4. - С. 54.
20 Марков В.Н. Личностные основы социальной устойчивости // Общественные науки и современность. -2002. - №1. - С. 137.
21 Деркач А.А., Зазыкин В.В. Акмеология. - СПб.: Питер, 2003. - С. 226.
| 4(17) 20141
Евгений Георгиевич КАМЕНСКИЙ / Evgeny G. KAMENSKY
| Инновационный потенциал личности: теоретические основания и подходы к изучению / Innovative potential of personality: theoretical bases and approaches to study |
■ нравственный (идейно-
мировоззренческий) потенциал (ценностно-мотивационные свойства личности) 22.
Эпоха инновационного развития предъявляет специфические требования к развитию социальных систем, ввиду чего на данный момент наиболее актуальной является тематика инновационного потенциала личности, ставшего «концептуальным отражением феномена инновационной дея-тельности»23.
Стоит отметить, что понятие «инновационный потенциал личности» не имеет однозначного трактования, и методологической основой для понимания его сущности является теоретическое рассмотрение его структуры24. Проведенные эмпирические исследования инновационного потенциала личности также не дают полноценной информации о его смысловом содержании. Так, Фонд «Общественное мнение» использует лишь следующие индикаторы состояния инновационного потенциала населения России: «степень консерватизма» (или степень готовности к новшествам) и «желание иметь собственный бизнес»25.
Таким образом, чтобы раскрыть структуру инновационного потенциала личности, необходимо проанализировать создаваемые модели инновационной личности.
В течение последних десятилетий были проведены многочисленные попытки построения модели инновационной личности с выделением присущих ей уникальных черт.
См.: Бакалавр экономики: Хрестоматия в 3 томах. Том 2 / Под ред. проф. В.И. Видяпина. - М.: Триада, 1999. -С. 371.
23 Кокурин Д.И. Инновационная деятельность/ Д.И. Ко-курин. - М.: Экзамен, 2001. - С. 108.
24 См.: Кравченко С.И., Кладченко И.С. Исследования сущности инновационного потенциала // Научные труды ДонНТУ. - Донецк: Серия «Экономика». - 2004. - Выпуск 68. - С. 89.
25 Ключевые установки российской молодежи // Фонд «Общественное мнение». - Доминанты от 14 января 2010 года. - 2010. - №1. - С. 16.
79
В 1976 году Алекс Инкелес на основании сравнительного исследования 6 развивающихся стран (Аргентина, Чили, Индия, Израиль, Нигерия и Пакистан), проведенного под эгидой Гарвардского университета, в своей работе «Модель современного человека: теоретические и методологические очерки» построил аналитическую модель современной личности, которой присущи следующие черты:
1. «Открытость экспериментам, инновациям и изменениям. Это может выражаться, например, в готовности принять новое лекарство или прибегнуть к новому методу оздоровления, воспользоваться новым средством передвижения или средством информации, принять новую форму брачной церемонии или новый тип обучения молодежи.
2. Готовность к плюрализму мнений и даже к одобрению этого плюрализма, способность признавать существование разных точек зрения без опасения изменения собственного видения мира.
Современный человек способен признавать существование разных точек зрения. Он не боится, что взгляды других изменят его собственное видение мира. Он также не считает, что общественное мнение должно формироваться «сверху».
3. Ориентация на настоящее и будущее, а не на прошлое. Экономия времени, пунктуальность.
4. Уверенность и способность современного человека преодолевать создаваемые жизнью препятствия. Это относится как к возможности покорения природы, так и к контролю над политическими, экономическими и другими социальными проблемами.
5. Планирование будущих действий для достижения предполагаемых целей как в общественной, так и в личной жизни.
6. Вера в регулируемость и предсказуемость социальной жизни (экономические законы, торговые правила, правительственная политика), позволяющие рассчитывать действия.
| 4(17) 20141
Евгений Георгиевич КАМЕНСКИЙ / Evgeny G. KAMENSKY
| Инновационный потенциал личности: теоретические основания и подходы к изучению / Innovative potential of personality: theoretical bases and approaches to study |
7. Чувство справедливости распределения, то есть уверенность в зависимости вознаграждения
не от случая, а от соответствия мастерству и вкладу.
8. Высокая ценность образования и обучения.
9. Уважение достоинства других, включая тех, у кого более низкий статус или кто обладает меньшей властью» 26.
Американский ученый Эверетт Е. Хаген также сделал попытку конструирования идеального типа «инновационной личности», сформированной динамичными процессами современного общества, в сравнительном анализе с «авторитарной личностью», сформированной в условиях социального застоя. Отсюда вытекает дихотомия характеризующих их черт (таблица 1)27.
В завершение отметим, что по нашему мнению рассмотренные аналитические модели инновационной личности в сущности не являются комплексными и во многом утратили актуальность. Таким образом, представляется целесообразной и рациональной верификация и систематизация структурных элементов инновационного потенциала личности. Стоит отметить, что исследование личности в качестве актора инновационной системы является недостаточно формализуемой тематикой с низким информационным потенциалом, что обусловливает необходимость поиска новых теоретико-методологических подходов к анализу данной проблематики.
26 Штомпка П. Социология социальных изменений/ Перевод с английского, под редакцией В.А. Ядова. - М.: Аспект Пресс, 1996. - С. 108-109.
27 См.: Hagen Everett E. On the Theory of Social Change: How Economic Growth Begins/ Everett E. Hagen// Entre-preneurship: Critical Perspectives of Business and Management. - London: Routledge. - 2002. - P. 115-120.
| 4(17) 20141
Евгений Георгиевич КАМЕНСКИЙ / Evgeny G. KAMENSKY
| Инновационный потенциал личности: теоретические основания и подходы к изучению / Innovative potential of personality: theoretical bases and approaches to study |
Таблица 1 - Теоретическая типологизация личности Э. Хагена
Важнейшие характеристики Авторитарная (традиционная личность) Инновационная (современная личность)
Отношение к действительности Согласие с образцами жизни, диктуемыми традицией и авторитетами и обосновываемыми их предположительной вечной природой и сверхъестественным происхождением. Отношение к миру характеризуется любознательностью и стремлением управлять (манипулировать) им, что выражается в стремлении воздействовать на различные
Понимание роли индивида в мире Покорность, послушание, конформизм, стремление избегать ответственности и потребность в зависимости. Принятие на себя ответственности за плохие стороны мира (жизни), сопряженное с потоком лучших решений и попытками
Стиль лидерства Твердость (жестокость, непреклонность), возвышенные надежды и строгие требования к подчиненным. Откровенность и терпимость к подчиненным, одобрительное отношение к их оригинальности и стремлению к новациям.
Степень склонности к созиданию и новациям Отсутствие (недостаток) стремления к созиданию и новациям. Творчество, стимулирующее самобытность, и стремление к новизне, неукротимая любознательность.
81
| 4(17) 20141