ББК 65.011.151 Ш.М. ИСМАИЛОВ
УДК 33 С1
И85
ИННОВАЦИИ И РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
ОБРАЗОВАНИЯ
Инновации как «нововведение» проявляются в экономике образования в виде изобретений, образовательных продуктов, патентов, документации на новый или усовершенствованный образовательный процесс, результатов научных, маркетинговых и других видов исследований.
Поэтому особенностью Х1Х-ХХ1 веков является появление нового экономического явления, терминов «инновация» и «инновационная экономика образования». В общем смысле слова инновации - это новые технологии, виды услуг, продукции, новые организационно-технические, экономические или иные решения различного характера. Следовательно, инновации являются многогранным наукоемким, экономическим и организационным процессом. Этот процесс состоит из 2-х компонентов (потенциалов):
- научный потенциал (новейшие технологии и техника);
- интеллектуальный потенциал (способность внедрять инновации на практике на всех фазах воспроизводственного процесса, в т.ч. и в экономике образования).
При этом особое место в экономике образования отводится процессу инвестиционного обеспечения - изысканию всех видов ресурсов и средств.
Следовательно, для инновационного развития экономики образования необходимо привлечение и государственных, и частных (или смешанных) инвестиций, включая их резервы, что должно способствовать повышению производительности, рентабельности и прибыли. Это может в какой-то мере компенсировать возможный риск, что приведет к более эффективному развитию инновационной деятельности в экономике образования. Практика развития мировой экономики показала, что эффективный переход к инновационной модели функционирования национальной экономики возможен лишь при условии восприятия ею инноваций. Необходимым условием этого является проблема адекватного государственного финансирования и регулирования инновационных процессов. Отметим, что экономика как саморазвивающаяся система находится в процессе постоянных изменений, эволюционирующего развития, движущей силой которого выступают инновации. Так как экономика постоянно эволюцинирует и совершенствуется, необходимо проследить тенденции появления и развития понятия «инновации» и «инновации в экономике образования».
Некоторый экскурс в историю появления и развития инноваций поможет лучше понять сущность этого явления.
Так, в начале XXI века инновационное развитие становится наиболее важным элементом социально-экономического развития стран и регионов. Рост экономик США, ЕС, Японии, Южной Кореи, Китая, Индии во многом обусловлен развитием наукоемких отраслей, разработкой и внедрением инноваций. Без инноваций экономическая система не достигла бы устойчивого равновесия.
Отметим, что термин «инновация» начал использоваться в XIX в. в исследованиях культурологов и первоначально означал введение некоторых элементов одной культуры в другую, в частности внедрение европейских обычаев в традиционные азиатские и африканские общества. А закономерности технических нововведений стали изучаться только в начале XX столетия. Основоположником теории инноваций считают Й. Шумпетера, который в своем известном труде «Теория экономического развития», изданном в 1912 г., рассматривал инновацию как средство предпринимательства для получения прибыли. Он называл предпринимателями «хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент» и предложил первое определение инновации.
Далее в экономике появилось множество новых определений этого явления. Возникновение и существование различных определений требует некоторой систематизации подходов к определению понятия «инновация». Наиболее значимые подходы к определению понятия условно можно разделить на 3 группы.
1-я группа - инновация считается чем-то новым (нововведением или новшеством).
2-я группа - инновацию рассматривают как процесс создания новой продукции или технологии.
3-я группа характеризует инновацию как процесс внедрения в производство новых подходов и элементов, намного отличных от предшествующих.
Кроме указанных 3 групп подходов к определению сущности понятия «инновация», существуют и различные определения самого этого понятия. Рассмотрим некоторые из них, которые, по нашему мнению, наиболее полно раскрывают сущность этого понятия. Так, Б. Твисс дает следующее определение: «Инновация - это общественно-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий и технологий», ( 5, с.24). Схоже с ним определение сущности этого понятия и самого Й. Шумпетера: «Инновация - это новая научно-организационная комбинация производственных факторов, мотивированная предпринимательским духом» (3, с.169). Характерным является определение Р.А. Фатхутдинова: «Инновация - это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, научно-технического или другого вида эффекта» (7, с.15). Эти определения ближе к ранее отмеченной третьей группе подходов.
Интересное определение предлагает Ф. Никсон: «Инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования», что ближе ко второй группе подходов.
К первой группе подходов к определению инновации условно можно отнести своеобразное определение Ю.П. Морозова: «Инновация - это процесс разработки, освоения, эксплуатации и исчерпания производственно-экономического и социального потенциала, лежащего в основе новации» (6, с.17).
Приведенные определения показывают, что нет однозначного определения категории «инновация».
По нашему мнению, «инновация» - это нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления производством (хозяйственной деятельностью, бизнесом), основанное на использовании всего нового в науке и технике. Это в некотором роде симбиоз всех трёх подходов к определению понятия.
Следовательно, инновация характеризуется как конечный результат нововведений с целью максимизации прибыли и получения других экономических, социальных, экологических, научно-технических или иных эффектов. Поэтому в ХХ1 веке инновация должна быть эффективной, оперативной, с высокой рентабельностью.
Развитие экономики в XX1 веке, развитие инновационных технологий коснулось и экономики образования (более того, они в первую очередь должны быть направлены в образование и науку). Условно мы разделим нововведения в образовании и знании на периоды. Разделение процесса развития инновации на периоды мы начали с 2000 года, т.к. с этого времени активно развивается экономика ряда стран мира, базирующаяся на знаниях (knowledge - based economy).
Периоды развития инноваций в экономике образования:
1. Стадии развития экономики в условиях глобализации.
2. Содержание нововведения в образовании.
3. Прединдустриальная экономика образования.
4. Новые образовательные продукты в экономике.
5. Индустриальная экономика образования.
6. Современное креативное образование.
7. Информационная экономика образования.
8. Насышение потребностей экономики образования.
9. Экономика знания и экономика, базирующаяся на знаниях (что не одно и то же)
10.Формирование новых потребностей и ценностей в экономике образования.
По нашему мнению, в период прединдустриальной экономики, в связи с
развитием новых отраслей, появляются принципиально новые образовательные продукты или новшества в экономике образования. Особенно это касается стран с переходной экономикой, таких как РТ. Ценность инновационной экономики образования для РТ состоит в том, что нет необходимости изучать систему и формировать систему инновационной экономики образования заново, а использовать имеющийся опыт развитых стран. Более того, в условиях трудоизбыточности в экономике РТ, инновационная экономика образования приобретет особую актуальность. Ибо без нее невозможно динамичное современное развитие в целом, общество деградирует, а страна задвигается на задворки мировой экономики. В эпоху индустриальной экономики увеличение роста производительности труда привело к небывалому росту товарной массы образовательного продукта в рамках и мира, и СНГ.
Процесс глобализации и креативная экономика образования определяют основные тенденции появления и развития новых потребностей человечества и цивилизации. В условиях глобализации инновационная экономика образования активно формирует качество жизни людей.
Развитие инноваций в экономике образования в СНГ также позволило нам разделить их на группы. Разумеется, нижеследующее разделение стран СНГ на группы ничем не ограничивает развитие инноваций в образовании, т.к. оно условное и только способствует эффективности анализа.
Так, в 1-ю группу входят Кыргызстан, Армения, Молдова, Таджикистан, где уровень развития национальной экономики и ее потенциал тормозят внедрение и использование инноваций.
2-я группа: Узбекистан, Азербайджан и Туркменистан, где валютная выручка от продажи от энергоносителей создаёт финансовые ресурсы.
К 3-й группе относят Россию, Украину (хотя военные события мая-августа 2014 года в некоторой степени уничтожили её инновационный потенциал), Беларусь и Казахстан. Наибольшие потенциальные возможности для инновационного развития экономики образования у России. Еще до начала мирового финансового кризиса (2008-2009 гг.) в РФ был создан центр инновационного развития «Сколково», где используются государственный и частный капитал. Даже в период финансового кризиса высокотехнологичные проекты финансировались, хотя суммы были несколько снижены. Для сравнения уровня развития инноваций в экономике образования СНГ и в экономике в целом, необходимо сравнить их с подобным рейтингом обзора инноваций ЕС (European Innovation Scoreboard 2007). Так, по этому рейтингу страны мира разделены на 4 группы:
1- я группа - страны инновационных лидеров, наиболее восприимчивых к инновациям в целом и инновациям в экономике образования (Швеция, Швейцария, Великобритания и США, Дания, Финляндия, Германия, Израиль, Япония,);
2- я группа - страны, догоняющие развитые инновационные страны (Исландия, Ирландия, Люксембург и Нидерланды, Австрия, Бельгия, Канада, Франция);
3-я группа стран (Эстония, Италия, Норвегия, Словения и Испания, Австралия, Кипр, Чехия);
4-я группа- страны, отстающие в развитии инноваций в целом, и экономики образования в частности (Польша, Румыния и Словакия, Болгария, Хорватия, Греция, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта).
Из вышеуказанного разделения видно, что уровень развития инновационной экономики стран СНГ отстает от развитых инновационных стран ЕС более, чем в 3 раза.
Анализ развития инновационной экономики образования мира, этапов её развития, позволил нам рекомендовать ряд ее элементов для экономики образования РТ: непрерывность образовательного процесса, несмотря на финансовые или иные трудности; исполтзование креативного образования, допущение отклонений от установленных МО РТ стандартов обучения; оценка деятельности экономики образования в зависимости от насыщения образовательного рынка образовательными продуктами или его обогащение соответствующими финансами.
Отметим, что конечная цель - выиграть и выдержать конкуренцию на рынке экономики образования, создав эксклюзивный товар, в т.ч. и образовательный продукт. Эффективность инноваций в экономику образования будет зависеть от научно составленного бизнес плана и государственной поддержки образования и науки. В целом, анализ понятия «инновация», «инновация в экономике образования» и развития этого процесса в СНГ и мире показал, что инновация является конечным результатом творческой деятельности. Создатели инновации в экономике образования опираются на такие критерии, как рентабельность и восприимчивость к инновациям.
^исок использованной литературы:
1 База данных по инновационной активности организаций в странах Европейского Союза [элекронныйресурс]- Режим доступа: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/
2. Теоретические и методологические основы инновационной экономики/ [элекронный ресурс]- Режим доступа: http://cde.osu.ru/demoversion/coursel78/chl.html
3. Шумпетер, Й.А. Теория экономического развития / Й.А. Шумпетер. -М.: Прогресс, 1982.-456 с.
4. Райзберг, Б.А., Лозовский, Л.Ш., Стародубцева, Е.Б. Современный экономический словарь /Б.А. Райзберг и др. - 2-е изд., испр. -М. : ИНФРА-М, 1999. -479 с.
5. Санто, Б. Инновация как средство экономического развития / Б. Санто, -М.: Прогресс, 1990. - 296 с.
6. Морозов, Ю.П., Гаврилов, А.И., Городнов, А.Г. Инновационный менеджмент / Ю.П. Морозов, А.И. Гаврилов и др. -М.: Юнити-Дана, 2003. -472 с.
7. Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. 5-е изд./ Р.А. Фатхутдинов. -М, СПб.: Питер, 2005. - 448 с.
8. Индикаторы инновационной деятельности: 2008/ Статистический сборник. Министерство образования и науки РФ, Федеральная служба статистики, ГУ-ВШЭ. -М.: Издательство ГУ-ВШЭ, 2008.
Reference Literature
1. The data base on innovational activities of organizations in the countries of the Europian Union http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal
2. Theoretical and methodological grounds of innovational economics http://cde.osu.ru/demoversion/course178/ch1.html
3. Shumpeter J.A. The Theory of Economic Development. -M.: Progress, 1982. - 456pp.
4. Raizberg B. A., Lozovsky L. Sh., Starodubtseva Ye. B. Modern Economic Dictionary. -the 2nd edition, revised. -M.: INFRA-M, 1999. -470pp.
5. Santo B. Innovation as a Means of Economic Development. -M.:Progress, 1990. - 296pp.
6. Morozov Yu.P., Gavrilov A.I., Gorodkov A.G. Innovational Management. - M.: Unity-Dana, 2003. -472pp.
7. Fathutdinov R.A. Innovational Management: Manual for higher schools. - the 5-th edition. -M., Spb.: Piter, 2005. - 448 pp.
8. Indications of Innovative Activity: 2008 / Statictical collection. RF Ministry of Education and Science, Federal service of statistics, GU-VSHE. - M.: GU-VSHE publishing-house, 2008.
Инновации и развитие инновационной экономики образования
Ключевые слова: инновация, экономика образования, образовательный продукт, инновационная экономика образования
Автор в статье выделяет 2 компонента инновационного развития экономики образования: научный потенциал (новейшие технологии и техника); интеллектуальный потенциал (способность внедрять инновации на практике на всех фазах воспроизводственного процесса, в т.ч. и в экономику образования). Автор сгруппировал существующие в науке определения понятия «инновация» в 3 группы: 1-я группа - инновация считается чем-то новым (нововведением или новшеством); 2-я группа рассматривает инновацию как процесс создания новой продукции или технологии. 3 группа характеризует инновацию как процесс внедрения в производство новых подходов и элементов, намного отличных от предшествующих. Предложено свое определение этого процесса как нововведения в области техники, технологии, организации труда или управления производством (хозяйственной деятельностью, бизнесом), основанное на использовании всего нового в науке и технике.
Innovations and Development of Innovational Economics of Education
Key words: innovation, economics of education, educational product, innovational economics of education
In his article the author singles out 2 (two) components of an innovational development of education economics: scientific potential (the mewest technologies and technique); intellectual potential (ability to engraft innovations in practice at all phases of reproductive process, economics of education inclusive). The author grouped the definitions of "innovation" notions existing in science into 3 (three) items: the first group - innovation being considered as something new (innovation or novelty; the second group considers innovation as a process of creation of new produce or technology. The third group characterizes innovation as a process of engrafting new approaches and elements greatly differing from the previous ones into manufacturing. The author offers his own definition of this process as an innovation in the realms of technique, technology, organization of labour or production management (economic activity, business) based on utilization of everything new in science and technique.
Сведения об авторе:
Исмаилов Шухрат Мамарахимович, соискатель кафедры информационно-вычислительных систем Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики (Республика Таджикистан, г. Худжанд), е-mail: mamarahim@list. ru
Information about the author:
Ismailov Shukhrat Mamarakhimovich, claimant for scientific degree of the department of informational-calculative systems under the Tajik State University of Law, Business, Politics (Tajikistan, Khujand), е-mail: mamarahim@list. ru