Научная статья на тему 'Инновационный подход в преподавании внутренних болезней на кафедре факультетской терапии'

Инновационный подход в преподавании внутренних болезней на кафедре факультетской терапии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / INTERNAL DISEASE / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Феськова Анна Александровна, Будневский Андрей Валериевич, Дробышева Елена Сергеевна, Перцев Александр Владимирович

Вступление в силу Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО) потребовало изменения критериев качества и конечной цели подготовки врача. В статье описаны подходы к совершенствованию образовательных технологий по преподаванию дисциплины «внутренние болезни» на кафедре факультетской терапии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Феськова Анна Александровна, Будневский Андрей Валериевич, Дробышева Елена Сергеевна, Перцев Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE APPROACH TO TEACHING INTERNAL DISEASES AT THE CHAIR OF FACULTY THERAPY

The Federal State Standard of Higher Professional Education requires to change the quality criteria and the final aim of doctor’s training. This article discusses approaches to improving educational technology for teaching the discipline Internal Disease at the Chair of Faculty Therapy.

Текст научной работы на тему «Инновационный подход в преподавании внутренних болезней на кафедре факультетской терапии»

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ НА КАФЕДРЕ ФАКУЛЬТЕТСКОЙ ТЕРАПИИ

Феськова Анна Александровна

ассистент кафедры факультетской терапии Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко Минздрава РФ, г. Воронеж

E-mail: annushkafeskova@yandex. ru Будневский Андрей Валериевич зав. кафедрой факультетской терапии д-р мед. наук, профессор Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко Минздрава РФ,

г. Воронеж E-mail: budnev@iistl.ru Дробышева Елена Сергеевна канд. мед. наук, доцент кафедры факультетской терапии Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко Минздрава РФ,

г. Воронеж E-mail: e. drobysheva 76@mail. ru Перцев Александр Владимирович ассистент кафедры факультетской терапии Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко Минздрава РФ, г. Воронеж

E-mail: pertsev. vrn@yandex.ru

INNOVATIVE APPROACH TO TEACHING INTERNAL DISEASES AT THE CHAIR OF FACULTY THERAPY

Feskova Anna Alexandrovna

assistant of the Chair of Faculty Therapy Voronezh State Medical Academy named

after N.N. Burdenko, Russia, Voronezh Budnevsky Andrey Valerievich head of the Chair of Faculty Therapy, M.D., Professor of the Chair of Faculty Therapy Voronezh State Medical Academy named after N.N. Burdenko, Russia,

Voronezh

Drobysheva Elena Sergeevna

candidate of Medical Science, Associate Professor of the Chair of Faculty Therapy Voronezh State Medical Academy named after N.N. Burdenko, Russia, Voronezh

Pertsev Alexandr Vladimirovich assistant of the Chair of Faculty Therapy Voronezh State Medical Academy named

after N.N. Burdenko, Russia, Voronezh

АННОТАЦИЯ

Вступление в силу Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО) потребовало изменения критериев качества и конечной цели подготовки врача. В статье описаны подходы к совершенствованию образовательных

^ created by free version of

DociFreezer

технологий по преподаванию дисциплины «внутренние болезни» на кафедре факультетской терапии.

ABSTRACT

The Federal State Standard of Higher Professional Education requires to change the quality criteria and the final aim of doctor's training. This article discusses approaches to improving educational technology for teaching the discipline Internal Disease at the Chair of Faculty Therapy.

Ключевые слова: внутренние болезни; медицинское образование; образовательный процесс.

Keywords: Internal Disease; educational technology, educational process.

Вступление в силу Федерального закона Российской Федерации № 323-ФЭ от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» существенно увеличило ответственность врача перед пациентом и обществом [5]. Соответственно возрастает и степень ответственности высшей медицинской школы за качество подготовки специалистов.

Федеральный Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО) внёс существенные изменения в критерии качества и конечные цели подготовки врача. Так, новый стандарт предполагает начало практической деятельности выпускниками медицинских вузов сразу же после получения диплома специалиста. Следовательно, молодой специалист ко времени окончания вуза должен быть готов самостоятельно принимать решения по каждому клиническому случаю и в полном объёме выполнять профессиональные обязанности [2; 5; 6].

ФГОС ВПО стал документом, в котором впервые появились группы профессиональных компетенций, актуальность которых определяет политика развития системы здравоохранения. В их число входят отсутствовавшие ранее компетенции в профилактической, организационно-управленческой и научно-

created by free version of

DociFreezer

исследовательской деятельности [2]. Потребует ли компетентностный подход в преподавании дисциплины «внутренние болезни» значительной реорганизации образовательного процесса на кафедре факультетской терапии?

За всю историю существования внутренних болезней, как самостоятельного раздела медицины, главная роль в формировании у студентов клинического мышления отводилась и отводится терапевтическим кафедрам. Формирование клинического мышления невозможно без соблюдения главных принципов — преемственности и преподавания «при посели больного» (Г.А. Захарьин), «... по книгам и больным» (Е.М. Тареев).

Знакомство студентов с клиникой внутренних болезней происходит на 3-ом курсе на кафедре пропедевтики внутренних болезней. Студентов обучают принципам объективного осмотра пациента, правилам интерпретации клинических и инструментальных методов исследования, что является основой для дальнейшего формирования профессиональных знаний и компетенций. Основной целью образовательного процесса на кафедре факультетской терапии, где обучаются студенты 4 курса, является формирование клинического мышления, под которым принято понимать способность принятия решения в отношении диагностических, лечебных и профилактических мероприятий по основным разделам внутренней медицины [2]. Совершенствование этих навыков осуществляется на 5 и 6 курсах, при изучении «внутренних болезней» на кафедре госпитальной терапии. Таким образом, формирование профессиональных компетенций, регламентированных новым образовательным стандартом невозможно без соблюдения принципа преемственности в преподавании терапевтических дисциплин.

Принцип обучения «при постели больного» с принятием ФГОС ВПО не потерял своей значимости. На кафедре факультетской терапии именно это принцип лежит в основе организации образовательного процесса по дисциплине внутренние болезни, системообразующим элементом которого, согласно принятому образовательному стандарту, являются клинические практические занятия [1; 3; 5].

created by free version of

DociFreezer

Определённую сложность в реализации принципа обучения «при постели больного» создаёт отсутствие пациентов с редко встречающейся патологией. Для устранения этой проблемы, учебно-методический комплекс дисциплины включает базу тематических больных, с подробным описанием всех этапов обследования и лечения. Приходится признавать, что традиционная процедура подготовки студентом истории болезни во многом себя исчерпала. В связи с этим целесообразна разработка индивидуального студенческого клинического дневника (портфолио), который содержит данные обо всех пациентах, осмотренных обучающимся на протяжении изучения учебной дисциплины. Особое внимание при анализе портфолио преподаватель уделяет разделам, в которых студент обосновывает клинический диагноз, диагностический поиск и выбор тактики лечения [1; 4]. В целях мотивации обучающихся к изучению дисциплины возможна организация конкурса студенческих клинических дневников с предоставлениям победителям преимущества при проведении промежуточной аттестации. К содержанию студенческого клинического дневника можно возвращаться при изучении других дисциплин, без демонстрации пациента при наличии у него сопутствующих заболеваний.

Заключение. Реализация программ модернизации отечественного здравоохранения неизбежно потребует модернизации медицинского образования. Среди дисциплин именно терапевтическим специальностям может быть отведена роль пилотной площадки для отработки и внедрения принципиально новых подходов к построению образовательного процесса.

Список литературы:

1. Дробышева Е.С., Будневский А.В., Овсянников Е.С. Реализация компетентностно-ориентированного подхода на кафедре факультетской терапии высшей медицинской школы. Инновации в науке. — 2014. — N° 39. — С. 94—97.

^ сгеа!ес1 Ьу ^ее уетоп

д ОосхРгеетег

2. Мухин Н.А., Маев И.В., Свистунов А.А., Фомин В.В. Преподавание терапевтических дисциплин: векторы модернизации. Терапевтический архив. — 2013. — № 8. — С. 14—19.

3. Овсянников Е.С., Дробышева Е.С. Методы активного обучения в процессе преподавания внутренних болезней. В сборнике: Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Тамбов, 2014. — С. 135—136.

4. Овсянников Е.С., Малыш Е.Ю. Использование методов активного обучения на кафедре факультетской терапии в медицинском вузе. Инновации в науке. — 2014. — № 40. — С. 130—134.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) «Лечебное дело» (утвержден Приказом Минобрнауки России № 1118 от 08 ноября 2010 г.).

6. Чередников Е.Ф., Полубкова Г.В., Плотникова И.Е. Психолого-педагогические проблемы организации учебного процесса по ФГОС-3 и пути их решения по результатам анкетирования студентов. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. — 2014. — № 38. — С. 68— 73.

^ created by free version of

д DociFreezer

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.