Научная статья на тему 'Реализация компетентностно-ориентированного подхода на кафедре факультетской терапии высшей медицинской школы'

Реализация компетентностно-ориентированного подхода на кафедре факультетской терапии высшей медицинской школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / COMPETENCE / INNOVATIVE TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дробышева Елена Сергеевна, Будневский Андрей Валериевич, Овсянников Евгений Сергеевич

В статье рассматриваются пути реализации компетентностно-ориентированного подхода при обучении внутренним болезням, как способ повышения качества профессионального образования в медицинском вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дробышева Елена Сергеевна, Будневский Андрей Валериевич, Овсянников Евгений Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACH THE TEACHING OFINTERNAL DISEASES IMPLEMENTATION OF THE COMPETENCY-BASED APPROACH ON DEPARTMENT OF FACULTY THERAPY HIGHER MEDICAL SCHOOL

The article deals with the realization of the competence-based approach in teaching internal medicine as a way to improve the quality of professional education in high medical school.

Текст научной работы на тему «Реализация компетентностно-ориентированного подхода на кафедре факультетской терапии высшей медицинской школы»

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА НА КАФЕДРЕ ФАКУЛЬТЕТСКОЙ ТЕРАПИИ ВЫСШЕЙ

МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЫ

Дробышева Елена Сергеевна

канд. мед. наук, доцент кафедры факультетской терапии Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко Минздрава РФ, РФ,

г. Воронеж E-mail: e. drobysheva 76@mail. ru Будневский Андрей Валериевич зав. кафедрой факультетской терапии д.м.н., профессор Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко Минздрава РФ, РФ,

г. Воронеж E-mail: budnev@jistl.ru Овсянников Евгений Сергеевич канд. мед. наук, доцент кафедры факультетской терапии Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко Минздрава РФ, РФ,

г. Воронеж E-mail: ovses@yandex. ru

APPROACH THE TEACHING OFINTERNAL DISEASES IMPLEMENTATION OF THE COMPETENCY-BASED APPROACH ON DEPARTMENT OF FACULTY THERAPY HIGHER MEDICAL SCHOOL

Drobysheva Elena

candidate of medical science, professor assistant of Faculty Therapy department of Voronezh State Medical Academy named after N.N. Burdenko, Russia, Voronezh

Budnevskiy Andrej

head of Faculty Therapy department of Voronezh State Medical Academy named after N.N. Burdenko, doctor of medical science, Russia, Voronezh

Ovsyannikov Evgenij

candidate ofmedical science, professor assistant of Faculty Therapy department of Voronezh State Medical Academy named after N.N. Burdenko, Russia, Voronezh

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются пути реализации компетентностно-ориентированного подхода при обучении внутренним болезням, как способ повышения качества профессионального образования в медицинском вузе.

ABSTRACT

The article deals with the realization of the competence-based approach in teaching internal medicine as a way to improve the quality of professional education in high medical school.

Created by DocuFreezer | www.DocuFreezer.com |

Ключевые слова: компетентность; инновационные технологии.

Keywords: competence; innovative technology.

Понятие компетентностного подхода, широко обсуждается в литературе последних лет [1; 2; 5; 6]. В первую очередь, это связано с принятием Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО) [6]. Обучение в медицинском вузе осуществляется в соответствии с новыми стандартами образования.

В то время как ФГОС ВПО третьего поколения отражает совокупность требований к подготовке специалистов высокого качества и совокупность компетенций, которыми должен обладать выпускник, обеспечение высокого уровня подготовки медицинских кадров, способных к профессиональной деятельности и владеющих необходимыми навыками в рамках своей профессиональной деятельности, возлагается на учебное заведение [1; 6]. Основным путем реализации этого направления, является политика в области качества образования, принятая академией. Основными целями, которой являются личностно-ориентированный подход к образованию, который обеспечивает саморазвитие обучающихся и совершенствование процесса научных исследований.

Компетентность — это качество выпускника, выражающееся в способности к осуществлению профессиональной деятельности, с учетом социальной значимости и социальных рисков. В современных стандартах выделены две категории компетенций: общекультурные и профессиональные компетенции, которые определяют базовые требования к знаниям, умениям, навыкам и содержанию учебных дисциплин, необходимым для их формирования.

Одним из направлений работы кафедры факультетской терапии является работа со студентами лечебного факультета, цель которой — подготовка специалистов, обладающих достаточным объемом профессиональных знаний и

практических навыков для осуществления практической деятельности. Для достижения этих целей в процессе подготовки на кафедре применяются технологии инновационного обучения, такие как проблемное, личностно-ориентированное, блочно-модульное обучение [3; 4].

Для формирования клинического мышления студентов, под которым принято понимать способность принятия решения в отношении диагностических, лечебных и профилактических мероприятий, на практических занятиях используются ситуационные клинические задачи. Задачи составлены таким образом, что перед обучающимися ставится определенная проблема, для решения которой необходимо составить алгоритм действий врача, оказывающего помощь пациенту. Задачи включают как наиболее типичные, так и нестандартные клинические ситуации, результаты лабораторных инструментальных методов исследования. Студенту предлагается представить план мероприятий по диагностике и лечению данного пациента.

Особое значение мы придаем самостоятельной подготовке. Ежедневная работа у постели больного является неотъемлемой частью реализации инновационных технологий в системе обучения студентов. Это приобщает к самостоятельному нахождению истины, вооружает умением анализировать истории болезни, выбирать необходимые методы исследования для постановки диагноза, позволяет интерпретировать назначение комплексной терапии с учетом фармакодинамики лекарств. Кроме того, такой подход помогает усвоить вопросы профилактических и диспансерных мероприятий, проведения врачебно-трудовой экспертизы, а также деонтологические аспекты.

Совершенствование процесса научных исследований является еще одним принципом обеспечения рынка образовательных услуг

высококвалифицированными специалистами. Организация научно-исследовательской деятельности студента, является неотъемлемой частью работы кафедр медицинского вуза [6]. Научно-исследовательская работа на кафедре ведется с первых дней ее открытия по нескольким направлениям. Во-первых, это индивидуальная работа студентов по выбранному научному

направлению. Преподавателями осуществляется помощь в разработке тем для проведения научно-исследовательской работы, в подготовке докладов, участие в подборе литературы. Вторым направлением работы СНК кафедры является работа с группой студентов. Регулярно проводятся заседания студенческого научного кружка, где обсуждаются актуальные вопросы диагностики и дифференциальной внутренней медицины. На заседаниях кружка, как в отдельности, так и в содружестве с другими кафедрами активное участие принимают студенты 4—6 курсов лечебного, педиатрического факультетов. Работы студентов отмечены дипломами, сертификатами участника итоговых научно-практических конференций. Регулярно публикуются научные работы студентов-кружковцев в сборниках региональных, межвузовских, областных, всероссийских конференций.

Вышеописанная методика обучения, по нашему мнению, является наиболее приемлемой для формирования компетентностей выпускника, так как она создает условия для самостоятельного приобретения недостающих знаний и умений из различных источников и учит пользоваться этими знаниями для решения практических задач.

Список литературы:

1. Грязев М.В., Руднев С.А., Анисимова М.А. Модульные планы для эффективной реализации образовательных программ университета на основе ФГОС 3+// Высшее образование в России. — 2014. — № 11. — С. 5—17.

2. Кошкин В.И., Гордеев А.И., Белоцерковский А.В. Повышение эффективности всероссийских студенческих олимпиад// Высшее образование в России. — 2014. — № 11. — С. 25—30.

3. Малыш Е.Ю., Ромашов Б.Б., Гречкин В.И. К вопросу об организации научно-исследовательской работы студентов// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. — 2014. — № 39. — С. 127—131.

4. Овсянников Е.С., Дробышева Е.С. Методы активного обучения в процессе преподавания внутренних болезней. В сборнике: Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Тамбов. 2014. — С. 135—136.

5. Плотникова И.Е., Филозоп А.А., Комова С.Ю. Реализация компетентностного подхода в системе повышения квалификации научно-педагогических работников медицинского вуза. Наука и бизнес: пути развития. — 2014. — № 6 (36). — С. 11—14.

6. Подходы к разработке нормативно-методического обеспечения реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования / В.А. Богословский, С.Н. Гончаренко, Е.В. Караваева, и др. М.: Московский государственный горный университет. 2008. — 75 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.