Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ОБЕСПЕЧЕНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ОБЕСПЕЧЕНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
функциональная грамотность / профессиональная подготовка учителя / обществоведческое образование / гражданско-правовое образование / functional literacy / teacher training / social science education / civil-law education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Янгирова В.М., Шамигулова О.А.

В статье выявлены современные тенденции и педагогические требования к пониманию личностных результатов освоения обществоведческого содержания как составляющей гражданско-правового образования. Описан результат обществоведческой подготовки на основе введения понятия функциональная грамотность. Определены методологические ориентиры профессиональной подготовки будущего учителя к обеспечению данного результата на ступенях начального, основного и среднего общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Янгирова В.М., Шамигулова О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE APPROACH IN ENSURE RESULTS OF CIVIL-LAW EDUCATION

The article revealed current trends and pedagogical requirements to the understanding of personal results of development of social science content as a component of civil-law education. Described the results of social science training based on the concept of functional literacy. Defined the methodological guidelines of professional preparation of future teachers to ensure this result on the primary, basic and secondary General education.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ОБЕСПЕЧЕНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

10. Ополев В. Т. Гуманитаризация естественнонаучного мышления: от XVII столетия до наших дней / В. Т. Ополев // Актуальш проблеми духовносп : наук. зб. - [Вщп. ред. Я. В. Шрамко]. - Кривий Рщ Криворiзький пед. шститут ДВНЗ «Криворiзький нац. ун-т», 2007. - С. 225-235.

11. Пентилюк М. Формуючи риторичну особистiсть : текст як основа формування риторичних умiнь i навичок учнiв / Марiя Пентилюк // Укра1нська мова й литература в середнiх школах, гiмназiях, лщеях та колегiумах. - 2008. -№ 5 (68). - С. 84-91.

12. Пирс Ч. С. Избранные философские произведения / Ч. С. Пирс. - Пер. с англ. К. Голубович, К. Чухрукидзе, Т. Дмитриева. - М. : Логос, 2000. - 448 с.

13. Половець В. М. Гумашзащя i гумаштаризащя освь ти / В. М. Половець // Вища школа : проблеми, пошуки, тен-денцп : матерiали наук.-метод. семшару. - Чернiгiв : Чер-шпвський державний педагогiчний унiверситет iменi Т. Г.

Шевченка, 2003 - С. 6-16.

14. Рождественский Ю. В. Теория риторики : [учеб. по-соб. для вузов] / Ю. В. Рождественский. - [под. ред. Аннуш-кина В. И.]. - М : Флинта : Наука, 2005. - 512 с.

15. Современный философский словарь / Под общ. ред. В. Е. Кемерова. - 2-е изд., исправ. и допол. - Лондон, Франк-фурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск : Пан-принт, 1998. - 1064 с.

16. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации : учеб. пособ. / А. В. Соколов. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2002. - 461 с.

17. Философский словарь / Основан Г. Шмидтом. - 22-е, новое, переработ. изд. под ред. Г. Шишкоффа. - [Пер. с нем.] ; [Общ. ред. В. А. Малинина]. - М. : Республика, 2003. - 575 с.

18. Философский словарь / Под. ред. И. Т. Фролова. -7-е изд., перераб. и доп. - М. : Республика, 2001. - 719 с.

Янгирова В.М.

БГПУ имМ.Акмуллы, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методик начального образования

Шамигулова О.А.

БГПУ им.МАкмуллы, кандидат педагогических наук, доцент кафедры права и обществознания

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ОБЕСПЕЧЕНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

INNOVATIVE APPROACH IN ENSURE RESULTS OF CIVIL-LAW EDUCATION

Yangirova V.M., doctor ofpedagogical sciences, Professor of the theory and methods ofprimary education Department, BSPU of M.Akmully, Russia

Shamigulova O.A., candidate ofpedagogical sciences, Assistant Professor of the law and social science Department, BSPU of M.Akmully, Russia

АННОТАЦИЯ

В статье выявлены современные тенденции и педагогические требова-ния к пониманию личностных результатов освоения обществоведческого содержания как составляющей гражданско-правового образования. Описан результат обществоведческой подготовки на основе введения понятия функциональная грамотность. Определены методологические ориентиры профессиональной подготовки будущего учителя к обеспечению данного результата на ступенях начального, основного и среднего общего образования.

ABSTRACT

The article revealed current trends and pedagogical requirements to the understanding of personal results of development of social science content as a component of civil-law education. Described the results of social science training based on the concept of functional literacy. Defined the methodological guidelines of professional preparation of future teachers to ensure this result on the primary, basic and secondary General education.

Ключевые слова: функциональная грамотность, профессиональная подготовка учителя, обществоведческое образование, гражданско-правовое образование

Keywords: functional literacy, teacher training, social science education, civil-law education

Социальные ожидания, связанные с современной системой общего образования, определяют его инновационность и, прежде всего, направлены на личностное и социальное развитие подрастающего поколения, обеспечение способности выпускника школы - будущего гражданина страны - к успешному решению жизненных задач, личностных и профессиональных.

Гражданско-правовое образование в широком понимании термина предполагает подготовку будущих граждан к эффективному функционированию в обществе и государстве, освоение выпускниками общечеловеческих и гражданских ценностей, культурных норм и образцов поведения, обеспечивающих способность и готовность к грамотному и ответственному выполнению социальных ролей человека и гражданина. Данное понимание гражданско-правового образования, позволяет, на наш взгляд, рассматривать

обществоведческую подготовку подрастающего поколения в едином аксиологическом направлении развития современной системы общего образования в России и мире. В этой связи инновационность в понимании и проектировании результата общего образования и гражданско-правового образования в частности, связана с его метапредметностью, развитием личностных результатов - универсальных учебных действий, позволяющих решать учебно-практические задачи и проявлять готовность к решению задач социальной практики в будущем.

Анализ содержания общего образования на каждой его ступени позволяет обратить внимание на особую роль предметов гуманитарного цикла, а именно обществоведческих знаний, в обеспечении личностных результатов и гражданско-правовой подготовке обучающихся к социальной практике. Поэтому перед учителем обществознания встает

необходимость осмысления образовательного потенциала данного учебного предмета в обеспечении личностного и социального развития обучающихся, овладения инновационным подходом к организации освоения учебного содержания, включающего весь спектр базовых гуманитарных знаний об обществе и человеке.

Результаты гражданско-правового образования целесообразно рассматривать в рамках современной деятельност-ной парадигмы образования, декларирующей главную цель образования - развитие личности обучающегося, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности. Основные результаты гражданско-правового образования в отношении личностного и социального развития должны обеспечивать широкие возможности обучающихся для овладения знаниями, умениями и компетентностями, необходимыми для успешного выполнения социальных ролей, освоения социальных норм и образцов поведения человека и гражданина.

Обеспечение заданного результата требует обращения к анализу международных и современных российских тенденций в образовательной практике, связанной с обеспечением личностного и социального развития обучающихся как результата гуманитарной подготовки в целом.

Для ведущих мировых образовательных систем на современном этапе развития приоритетной становится задача поворота образования к практико-ориентированности в подготовке подрастающего поколения и формирования функционально-грамотной личности. Данные тенденции образования отражены в аналитических отчетах международных исследований качества образования, таких как PISA, PIRLSS, TIMSS и другие, на основе которых активно обсуждается уровень функциональной грамотности обучающихся как результата качества образования и итоги выявления читательской грамотности, математической грамотности, естественно-научной грамотности, ИКТ-грамотности [2]. В этой связи возникают вопросы: почему именно понятие «функциональная грамотность» определяет качество образования и освоение содержания по учебным предметам?

Обратимся к квалификации понятия «функциональная грамотность». В мировой образовательной практике оно впервые было введено ЮНЕСКО во второй половине ХХ века. В период введения этого понятия речь шла об обучении взрослых, обеспечении определенного уровня умений и навыков, которые позволят успешно адаптироваться к жизни в современном обществе. На рубеже ХХ и XXI веков понятие «функциональной грамотности» стало рассматриваться применительно ко всей системе образования и овладение функциональной грамотностью формулируется как обязательный результат массового образования. При этом массовость в контексте современного образования рассматривается в проекции универсализма и обусловливает необходимость обеспечения заданного результата. На наш взгляд, содержание функциональной грамотности не статично, а расширяется в соответствии с целями и перспективами развития общества в конкретный период, отражая условия для эффективного вхождения человека в социум и его личностного индивидуального прогресса.

Данное понимание функциональной грамотности коррелирует с существующими в современной науке трактовками термина «функциональная грамотность». К примеру, в педагогических исследованиях, понятие «функциональная грамотность» квалифицируют как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от эле-

ментарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде [3]. По определению А.А.Леонтьева функциональная грамотность есть «способность использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»[5]. В контексте международных исследований качества образования функциональная грамотность понимается, как умение использовать свои знания в разнообразных ситуациях близких к реальным. Считается, что в дальнейшей жизни эти умения будут способствовать активному участию выпускника школы в жизни общества, помогут ему приобретать знания на протяжении всей жизни [2].

Существующие точки зрения объясняют актуальность и социальное значение видения результата современного образования с опорой на категорию грамотности, поскольку овладение функциональной грамотностью обеспечивает способность человека эффективно решать жизненные задачи в конкретной области, находя и применяя способы решений, адекватные современному уровню развития культуры.

Рассмотрим с позиции функциональной грамотности результат обществоведческого образования и его значение для личностного и социального развития обучающихся. Подходы к современному обществоведческому курсу указывают на его прямое социальное значение для выпускников школы, определяющее необходимость подготовки школьника к успешному вхождению в социум и эффективному решению жизненных задач. Круг жизненных задач, соответствующий областям обществоведческого знания достаточно широк и связан с грамотным выполнением социальных ролей человека и гражданина в сфере духовной жизни, в социально-бытовой сфере, в экономике и политике. Конкретизация личностного результата обществоведческого образования требует введения понятия гражданско-правовая грамотность как способность приобретать и использовать обществоведческие знания, включая правовые, в течение всей жизни для эффективного решения задач в процессе выполнения социальных ролей в статусе гражданина (учащегося, собственника, избирателя, потребителя, участника семейных отношений, участника трудовых отношений и других).

Обеспечение личностных результатов обществоведческого образова-ния как составляющей гражданско-правовой подготовки обучающихся в школе значительно расширяет понимание функциональных задач учителя обществозна-ния и требует внесения соответствующих изменений в систему его профессиональной подготовки. Данный подход к реализации обществоведческого образования в школе предполагает готовность учителя не только к формированию гражданско-правовой грамотности, но и к применению инновационных способов диагностики и оценки достижения результата, создания новой профессионально-образовательной ситуации для освоения трудовых действий и подготовки педагога нового поколения.

Одним из ключевых элементов создания такой профессионально-образовательной ситуации является конструи-

рование диагностического инструментария. Предлагаемая процедура диагностики сформирована на методологии внедряемого в современную практику российских школ тестового инструментария SAM [4], разработанного на базе теоретических подходов Л.С. Выготского, В.В. Давыдова. Динамику достижения результата определяют уровни освоения предметного содержания: репродуктивный, рефлексивный и функциональный. Первый уровень - репродуктивный - связан с ориентацией на внешние признаки, направлен на действие по образцу. Второй уровень - рефлексивный (предметный) предполагает понимание внутренних сущностных связей и взаимосвязей. Третий уровень - функциональный, достижение которого предполагает осуществление компетентного действия в смысловом поле. Специальный диагностический инструментарий, выстроенный по этапам освоения предметного содержания, позволяет учителю не только отслеживать качество освоения материала, но и осуществлять уровневое измерение сформированности у обучающихся гражданско-правовой грамотности как личностного результата обществоведческого образования.

Алгоритм конструирования включает три этапа: Первый этап - разработка матрицы предметного содержания для каждой ступени общего образования в соответствии со структурой обществоведческого образования. Матрица позволяет компактно представить совокупность когнитивных средств действия (понятий, теоретических положений, закономерностей), составляющих содержание основных разделов учебной дисциплины «Обществознание». Исходя из структуры обществоведческого образования, студенту-будущему учителю предлагается разработать матрицу предметного содержания для ступени начального общего образования (учебный предмет «Окружающий мир», содержательная линия «Человек и общество»), основного и среднего общего образования (учебный предмет «Обществознание»). Второй этап включает освоение конструктора по изготовлению трехуровневых заданий с помощью изготовления и апробации заданий для каждого из разделов курса. На третьем этапе предусмотрена организация и проведение тестирования, его анализ и интерпретация, дающий возможность будущему учителю увидеть действие инструмента (разработанных уровневых заданий) на практике. Оценка результатов тестирования осуществляется в соответствии с ин-струмента-рием SAM [1].

Данный этап освоения будущим учителем способов диагностики гражданско-правовой грамотности обучающихся предполагает перенесение учебных занятий в реальную образовательную среду школы. Такое перенесение должно стать нормой не только в период прохождения производственной (педагогической) практики, но и возможностью использования элементов дуального образования, в частности в преподавании методики обучения предмету

(обществознанию).

Таким образом, проектирование программы подготовки будущего учителя к обеспечению личностных результатов обществоведческого образования как необходимой составляющей результата гражданско-правового образования требует глубокого понимания и осмысления инновационности результатов системы общего образования и современных образовательных практик по его обеспечению. В процессе проектирования необходимо четкое сопоставление целей, задач и результатов подготовки будущего учителя с содержанием требуемых профессиональных действий и операций, позволяющих учителю удовлетворить социальные ожидания и обеспечить результат, заданный государством и обществом и отраженный в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования. Поэтому одной из обязательных составляющих результата профессиональной подготовки является функциональная грамотность самого учителя, позволяющая совершать компетентное действие по обеспечению личностного развития обучающихся и осуществлению диагностики сформированности гражданско-правовой грамотности обучающихся как личностного результата освоения обществоведческого содержания и гражданско-правового образования подрастающего поколения.

Список литературы

1. Енчикова Е.С., Карданова Е.Ю. Оценка качества образования в начальной школе (на основе инструмента SAM) //Качество образования в Евразии. - №2. - 2014. - С.83-107

2. Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснокутская Л.П. Изучение знаний и умений учащихся в рамках Международной Программы PISA. Общие подходы // материалы по публикации: MEASURING STUDENT KNOWLEDGE AND SKILLS. A new Framework for Assessment. OECD. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://centeroko.ru/public.htm (дата обращения: 1.02.2016)

3. Мацкевич С.А. Ключевые компетенции и функциональная грамот-ность как проблема высшего образования в Беларуси. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravmisl.ru/index.php?id=2584&option=com_ content&task=view (дата обращения: 10.09.2015)

4. Нежнов П.Г., Воронцов А.Б. Трехуровневая модель освоения учебного содержания. Диагностика выпускников начальной школы с помощью инструмента SAM. Опыт применения тестов SAM. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rtc-edu.ru/trainings/webinar/427 (дата обращения: 23.03.2015)

5. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. [под ред. А. А. Леонтьева]. Москва: Баласс, 2003. - С. 35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.