Научная статья на тему 'Инновационный подход в изучении игровой деятельности дошкольника как показателя психологической готовности к обучению в школе'

Инновационный подход в изучении игровой деятельности дошкольника как показателя психологической готовности к обучению в школе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1036
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИГРУШКА / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ / GAME ACTIVITY / TOY / IDENTIFICATION / PERSONAL FEATURES / PSYCHOLOGICAL READINESS FOR STUDYING AT SCHOOL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алешина Ирина Николаевна

В статье представлен теоретический обзор исследований отечественных психологов, посвященных изучению выбора игрушки ребенком-дошкольником как средства изучения различных психологических феноменов. В статье указывается на необходимость исследования влияния личностных особенностей ребенка на выбор им игровой роли и игрушки, в качестве которых выступают герои современных мультфильмов. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ № 07-02-04004а в 2007 г. Тема поддержана в рамках Национального проекта «Образование» среди образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы в 2007-2008 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation approach in studying of a preschool childs game activity as a parameter of psychological readiness for studying at school

The article presents a theoretical review of domestic psychologistsresearches devoted to studying of a preschool child's choice of a toy as a means of studying of various psychological phenomena. The article shows that it is necessary to study influence of children's personal features on their choice of a game role and a toy which is presented by modern cartoon characters.

Текст научной работы на тему «Инновационный подход в изучении игровой деятельности дошкольника как показателя психологической готовности к обучению в школе»

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА КАК ПОКАЗАТЕЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ1

И.Н. Алешина

В статье представлен теоретический обзор исследований отечественных психологов, посвященных изучению выбора игрушки ребенком-дошкольником как средства изучения различных психологических феноменов. В статье указывается на необходимость исследования влияния личностных особенностей ребенка на выбор им игровой роли и игрушки, в качестве которых выступают герои современных мультфильмов.

Ключевые слова: игровая деятельность, игрушка, идентификация, личностные особенности, психологическая готовность к школе.

Сюжетно-ролевая1 игра, как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, обусловливает важнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка.

В отечественной психологии проблема развития сюжетно-ролевой игры достаточно разработана. В трудах А.Н. Леонтьева, Е.Е. Кравцовой, В.С. Мухиной, Е.О. Смирновой, Д.Б. Эльконина раскрыты психологические основы игры дошкольника, описаны виды игровой деятельности, ее генезис, структурные компоненты, показано влияние игры на развивающуюся психику ребенка.

Анализ многочисленных исследований показывает, что освоение видов игровой деятельности, - образной, сюжетно-ролевой, режиссерской, игр с правилами, - последовательно сменяющих друг друга в дошкольном возрасте, способствует формированию всех компонентов психологической готовности к школе, от которых зависит успешность дальнейшего обучения ребенка [1].

Рассмотрим влияние игровой деятельности на некоторые особенности личностного и социально-психологического (коммуника-

тивного) компонентов готовности. Развитие последних непосредственно связано с формированием эмоционально-нравственных

чувств, таких как чувство гордости, стыда, долга перед другими и самим собой, а также

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ № 07-02-04004а в 2007 г.

Тема поддержана в рамках Национального проекта «Образование» среди образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы в 20072008 гг.

совести как умения самостоятельно оценивать свои поступки и др. Их сформирован-ность стимулирует или тормозит процесс саморазвития личности, оказывает влияние на способность ребенка самостоятельно преодолевать свои недостатки под воздействием внешней негативной оценки. В случае их недостаточной сформированности ребенку сложно адаптироваться к новым для него требованиям школьного обучения и научить -ся выполнять те действия, которые обеспечивают нормальную жизнь в социуме [2].

В связи с этим особое значение, на наш взгляд, в психологии детской игры, как фактора, влияющего на подготовку ребенка к предстоящему обучению в школе, имеет изучение психологических предпосылок выбора ребенком определенной роли и игрушки как атрибута игровой деятельности. Данное исследование проводится в рамках реализации национального проекта «Образование».

Несмотря на то, что изучением игрушки в разные годы занимались многие отечественные психологи и педагоги - В.В. Абраменкова, Е.А. Аркин, Л.С. Выготский, Е.В. Зворы-гина, Е.А. Коссаковская, Д.В. Менджерицкая, В.С. Мухина, С.Л. Новоселова, Е.О. Смирнова, Е.А. Флерина, Д.Б. Эльконин) - особенности выбора ребенком игрушки и влияние на него личностных особенностей до сих пор остается малоизученным.

Мы предполагаем, что процесс выбора игрушки может носить проективный характер, т. е. игрушки можно рассматривать как тестовый материал, который должен «сработать» как некоторого рода экран, на который испытуемый «спроецирует» характерные для

него мыслительные процессы, потребности, тревожность, конфликты и т. п.

Выбор игрушки, как правило, влечет за собой выбор роли и, далее, выполнение определенных игровых действий.

В многочисленных исследованиях отечественных психологов, выполненных в разные годы, показано, что при выполнении какой-либо роли ребенок идентифицирует себя с ее носителем, т. е. переживает свою тождественность с выбранным им героем, приписывает себе какие-либо его характеристики. Неоднократное переживание эмоций, сопровождающих выполнение определенной роли, приводит к их закреплению и перерастанию в устойчивые свойства личности, которые впоследствии либо способствуют его адаптации в социуме, либо препятствуют ей.

При этом мы считаем, что между игрушкой как атрибутом игровой деятельности и ролью существует двухсторонняя связь: в одних случаях набор игрушек определенного вида является стимулом для принятия ребенком игровой роли конкретного содержания, в других - ребенок вначале выбирает роль, а затем, в соответствии с ней, игрушки, которые могут выполнять самые разные функции, например, способствовать выполнению роли через воспроизведение предметных действий, воспроизводить социальные отношения между носителями ролей, иметь психотерапевтическую направленность в тех случаях, когда ребенок в игровой деятельности прорабатывает свои внутренние конфликты и т. п.

В любом случае выбор игрушки и роли будет зависеть от психологических характеристик ребенка, в качестве которых могут выступать особенности самосознания (идентификация, самооценка, уровень притязаний) мотивационной, эмоциональной сферы, коммуникативные способности, поэтому изучение этого процесса является актуальным для понимания психологии современного дошкольника.

Однако в отечественной психологии только в последние годы появились работы, в которых изучается выбор ребенком игрушки. Но психологические особенности ребенка при этом остаются без внимания исследователей, а процесс выбора рассматривается лишь как средство изучения определенных психологических феноменов.

Одной из ранних работ этого направления является исследование М.А. Разбаш (1985), в котором при изучении психологических особенностей идентификации ребенка с игрушкой было выявлено влияние внешнего вида игрушки (фактуры и этологических признаков) на выбор ее ребенком. Так, выбирая среди игрушек одного вида (собак), сделанных из разного материала (искусственного меха, надувной резины, пластмассы) и имеющих признаки детеныша или взрослого животного, дети ориентировались на значимые этологические и визуальные признаки, а именно: ребенок выбирал мягкую игрушку с признаками детеныша [3].

Эти же признаки влияли на характер роли, которые ребенок как «режиссер» распределял между игрушками: положительные роли доставались мягким игрушкам, а отрицательные - резиновым и пластмассовым.

Исследование Л.И. Элькониновой (2002) посвящено изучению содержания игр с обычными игрушками и куклой Барби. Целью ее работы было определение характера действий детей в игре с Барби: имеют ли они смысл интимных половых отношений и отличаются ли эти действия от соответствующих дошкольному возрасту игровых проб поведения, характерного для того или иного пола.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что темы всех игр детей в возрасте до 5 лет (как с Барби, так и с обычными куклами) относятся к одному типу - семейных детско-родительских отношений. После 5 лет игры с Барби и обычными куклами значительно различаются. В играх с Барби появляются темы, которых вообще нет в играх с обычными куклами: «в мужа и жену» 5-6 лет, связанные с семейными - женско-мужскими отношениями, с разыгрыванием сюжета со свадьбой, что было основным событием игры, где свадьба это ритуал, которым общество санкционирует интимные отношения между мужчиной и женщиной; в «девушек-подружек», во «взрослую девочку» - 6-7 лет, связанные с переходом в другой тип жизни (взрослый, супружеский). В играх с обычными куклами появлялся другой тип тем, связанный с самостоятельной жизнью. Полученные по этим показателям данные свидетельствуют о том, что именно куклы типа Барби давали толчок игровым сюжетам, в

которых отражалось детское понимание отношений между полами. При этом действия детей с куклой соответствовали возрастному пониманию интимных отношений. Обычные куклы не имели однозначного взрослого вида, что в меньшей степени способствует прояснению ребенком отношений между полами. В соответствии с полученными результатами Л.И. Эльконинова утверждает, что Барби сама по себе не стимулирует не соответствующий дошкольному возрасту интерес к половой жизни, скорее игра с ней позволяет осмыслить те отношения между полами, которые ребенок видит в окружающем мире. Автор утверждает, что дело не в Барби, а в мере ответственности и разумности взрослых, приоткрывающих детям отношения между полами в реальной жизни. Также в своем исследовании Л.И. Эльконинова, как М.А Разбаш, обращает внимание, что на выбор тем игры, игровых действий и их смысловую нагрузку влияет внешний облик куклы [4].

В исследовании Г.Ф. Янгировой (2006) изображения игрушек использовались для исследования уровня идентичности старших дошкольников с образом ученика. По мнению автора, если ребенок идентифицирует себя образом, наделенным чертами свойственными ученику, то это облегчает его вхождение в учебный процесс. Проблема, по мнению Г.Ф. Янгировой, состоит в том, что СМИ смещают классические образы ученика, в результате чего у детей происходит закрепление других, которые могут помешать учебе. В ходе эксперимента диагностическим инструментарием стали изображения стилизованных любимых детских героев: персонажи для девочек - кукла Барби, Золушка, Мулан, Русалочка, Глюкоза, Наталья Орейро, Красная шапочка, модная девушка с обложки - Модница и персонажи для мальчиков - дядя Федор, Аладин, Человек-паук, Робокоп, Спецназовец, Саша Белый, модный молодой человек - Модник. Среди них ребенок должен был выбрать «товарища», с которым он хотел сидеть за одной партой. Дополнительно детям предъявлялись нарисованные классические образы ученика и ученицы, национальные образы башкира и башкирки, русского и русской с портфелями, чтобы максимально приблизить национальный образ к образу ученика. Выбор определенного персонажа показывает степень влияния телеви-

дения на формирование представлений образа ученика у ребенка; наличии симпатии к его характерным чертам; уровень развития личности и интеллектуальной готовности к школе, а также степень вхождения в учебный процесс.

Исследование показало, что наиболее предпочитаемыми ученическими образами у девочек являются образы Русалочки (73 %), Золушки (54 %), Глюкозы (73 %), у мальчиков - Человека-паука (85 %), Черепашки-нинзи (74 %), Робокопа (82 %). Автор обращает первостепенное внимание на характеристики выбранных персонажей, которые не формируют новых форм общения, нового отношения к миру, к себе, обусловленных ситуацией школьного обучения, а наоборот, усугубляют отсутствие личностной готовности у детей к обучению в школе [5].

О.К. Репина (2006) использовала игрушки как средство изучения индивидуальных способностей ребенка к построению игровых сюжетов разнообразной степени сложности. С точки зрения автора, высокий уровень - «линейный» - характеризуется наличием некоторого события, которое развивается в последовательных, взаимосвязанных между собой действиях. Низкие уровни - «переходный» и «кольцевой» - отличаются набором стереотипных, часто повторяющихся действий [6].

При этом ни в одной из вышеперечисленных работ не было поставлено цели выявления влияния каких-либо личностных особенностей ребенка на выбор им игрушки. Лишь в работе Г.Ф. Янгировой, параллельно с решением других задач, констатируется, что выбор персонажа военно-боевого типа указывает на присутствие элементов агрессии в психике данного ребенка.

Проанализируем работы, в которых влияние особенностей личностной и эмоциональной сферы на выбор ребенком игрушки было предметом специального исследования.

Т.В. Пивненко (2006) исследовала влияние социального статуса (в данном случае рассматривались группы отвергаемых и изолированных) ребенка, имеющего место в системе межличностных отношений в группе ДОУ, на выбор им игрушки. Хотя автор и не указывает на конкретные психологические особенности детей, в литературе неоднократно указывалось, что неблагоприятное положение занимают дети с определенными

особенностями личности и эмоциональной сферы. Поэтому социальный статус можно рассматривать как показатель этих особенностей, а также как фактор, влияющий на выбор ребенком игрушки.

Было установлено, что непринимаемые дети очень часто выбирают элементы конструктора, мозаики, используя их не по прямому назначению, и неструктурированные игровые материалы - песок, пластилин, глину. Отвергаемые дети предпочитают агрессивные игрушки - автоматы, сабли, роботы, солдаты.

Анализ игровой деятельности позволил сделать вывод о том, что содержанием игры у детей, не принимаемых сверстниками, является, как правило, освоение межличностных, личностно значимых для ребенка и поэтому аффективно окрашенных отношений. При этом отвергаемые дети осваивают эти отношения активно и агрессивно, а игнорируемые используют игру «как безопасное пространство», пытаясь в этом защищенном пространстве существовать такими, каковы они есть, пытаясь выразить свою самость и потребности.

Кроме того, наблюдения за игрой детей показали, что практически у всех непринимаемых присутствует конфликт между их потребностями и требованиями и запретами окружения, неудовлетворенная потребность в эмоциональной близости и поддержке. Именно эти конфликты и переживания выходят в игре на первый план, заслоняя социальные отношения взрослого мира. При этом многофункциональные материалы помогают ребенку выразить и проработать очень сильные эмоции, ослабить напряжение и сдерживаемые чувства, воссоздать значимые межличностные отношения косвенным способом, когда ребенок не готов к непосредственному выражению и принятию своих чувств. Выраженное предпочтение многофункциональных игрушек непринимаемыми детьми, по-видимому, говорит о скоплении сильных сдерживаемых чувств, которые такие дети не способны принимать и выражать напрямую [7].

Отдельно можно выделить работы, в которых выявляется взаимосвязь между выбором игрушки и какой-либо психологической характеристикой ребенка.

Например, в исследовании О.А. Бело-брыкиной (2006) такой характеристикой было эмоциональное состояние ребенка.

Анализ характера изменений эмоционального состояния детей показал, что негативная динамика чаще всего наблюдается у девочек при выборе куклы Барби, а у мальчиков при выборе Бетмана.

Появление негативного эмоционального состояния детей после игры с куклой Барби, по мнению О.А. Белобрыкиной, обусловлено заданной в ее символическом коде самодостаточностью, которая блокирует способность ребенка к самораскрытию и творчеству. В игре с такой куклой ребенок не является автором игры, а беспрекословно воспроизводит алгоритм действий, который задан прилагаемой к ней атрибутикой. Возникает противоречие между стремлением ребенка к творчеству, пик которого приходится в дошкольном возрасте на пять лет, и необходимостью следовать определенным правилам, что задает некоторую внутреннюю напряженность.

Другой причиной повышения внутренней напряженности у девочек может являться специфическая агрессивная реакция на куклу как на символ достатка, недоступный и осознаваемый многими современными детьми.

Позитивная динамика эмоционального состояния обнаружена у незначительной части девочек, что, по мнению исследователя, можно объяснить либо возможностью освоения такой важной женской роли, как роль «красавицы», либо за счет выплеска эмоции зависти.

Негативная динамика эмоционального состояния мальчиков, связанная с игрушкой «Бетман», обусловлена воинственным внешним видом самой игрушки. Возникновение положительных изменений может объясняться тем, что посредством игры с такой игрушкой испытуемые удовлетворяют чувство собственной значимости и эмоциональной защищенности, которые родители не могут обеспечить им в полной мере.

В результате автор делает обоснованный вывод о том, что многие современные игрушки актуализируют у детей неблагополучные тенденции в эмоциональной сфере, причем подобная динамика может быть обусловлена как спецификой самой игрушки, так и общими нарушениями эмоциональночувственного развития дошкольников [8].

Таким образом, выбор ребенком игрушки в современных исследованиях рассматривается как средство изучения: идентификации себя с образом ученика в старшем дошкольном возрасте; индивидуальных способностей к построению игровых сюжетов различной степени сложности; интереса к половой жизни; особенностей эмоционального состояния ребенка в процессе игры и др.

Исследование влияния личностных особенностей на выбор ребенком игрушки и игровой роли можно рассматривать пока только как наметившуюся тенденцию, требующую дополнительного изучения.

При этом мы считаем, что особого внимания заслуживает выбор т. н. характерных игрушек (по классификации В. С. Мухиной), являющихся носителями определенных, зафиксированных в их образе, качеств. К ним можно отнести героев современных мультфильмов - Бетмана, Человека-паука, Чере-пашек-Ниндзя и др., которых производители игрушек «переселили» с телевизионных экранов на полки магазинов. Именно эти игрушки, как показали исследования отечественных психологов, не предопределяют различения добра и зла, хорошего и плохого [9]. Но зачастую остается неясным, какие роли выполняет ребенок, используя перечисленные игрушки как атрибуты игровой деятельности, а также всегда ли ребенок идентифицирует себя с игрушкой и воспроизводит особенности ее поведения.

Особого внимания заслуживает изучение чувств, переживаемых ребенком в процессе игровой деятельности. По мнению Л.С. Выготского, в дошкольном возрасте переживание есть единица, в которой представлена, с одной стороны, среда, т. е. то, что переживается ребенком, а с другой - субъект, т. е. то, что вносит в это переживание он сам. Последнее, в свою очередь, определяется уже достигнутым ранее уровнем психического развития ребенка.

Таким образом, анализ психологических исследований позволяет сделать нам следующий вывод:

- особенности выбора ребенком игрушки и игровой роли можно рассматривать в качестве показателя развития личностного и социально-коммуникативного компонентов психологической готовности к школе;

- изучение влияния личностных особенностей ребенка на выбор им игрушки определенного вида и игровой роли составляет сущность инновационного подхода в изучении игровой деятельности дошкольника как показателя психологической готовности к обучению в школе.

1. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991. Гл. VIII.

2. Меренков А., Буйлова Л., Кленова Н. Формирование нравственных качеств как важнейший аспект подготовки к школе // Дошкольное воспитание. 2001. № 8.

3. Разбаш М.А. Психологические особенности идентификации ребенка с игрушкой // Сб. науч. тр. М., 1985.

4. Эльконинова Л.И., Антонова М.В. Специфика игры с куклой Барби у детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование. 2002. № 4.

5. Янгирова Г.Ф. Влияние образов массовой культуры на представления о предпочитаемом образе ученика у детей 6-7 лет // Психологическая наука и образование. 2006. № 1.

6. Репина О. К. Исследование игровой деятельности старших дошкольников // Психологическая наука и образование. 2006. № 2.

7. Пивненко Т.В., Филиппова Е.А. Особенности игры детей, не принимаемых сверстниками // Психологическая наука и образование. 2006. № 2.

8. Белобрыкина О.А. Роль игрушки в эмоцио-

нальном благополучии ребенка // Социальнопедагогические, психологические и философские аспекты формирования личности в культуре современной России. Бирск, 2006.

С. 154-167.

9. Абраменкова В. Осторожно: антиигрушка! // Дошкольное воспитание. 2005. № 4.

Поступила в редакцию 17.09.2008 г.

Aleshina I.N. Innovation approach in studying of a preschool child’s game activity as a parameter of psychological readiness for studying at school. The article presents a theoretical review of domestic psychologists’ researches devoted to studying of a preschool child’s choice of a toy as a means of studying of various psychological phenomena. The article shows that it is necessary to study influence of children’s personal features on their choice of a game role and a toy which is presented by modern cartoon characters.

Key words: game activity, toy, identification, personal features, psychological readiness for studying at school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.