УДК 159.922.6
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ВОЕННОЙ ИГРУШКОЙ КАК СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© Ирина Николаевна АЛЕШИНА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической и возрастной психологии, e-mail: [email protected] © Елена Сергеевна ИВАНОВА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры педагогической и возрастной психологии; Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 18, г. Тамбов, Российская Федерация, педагог-психолог, e-mail: [email protected]
В статье рассматривается деятельность с определенным видом игрушек как средство для изучения различных психологических особенностей ребенка. Автор обращает внимание на то, что проявление психологических особенностей ребенка зависит от вида игрушек, используемых в игровой деятельности.
Ключевые слова: игровая деятельность; виды игрушек; военная игрушка; психика ребенка.
Несмотря на то, что игровая деятельность дошкольника является достаточно изученным психологическим феноменом, актуальность исследования различных сторон этой деятельности сохраняется прежде всего потому, что, во-первых, игровая деятель-
ность - ведущий вид деятельности, в котором происходит развитие всех сторон психики ребенка. Во-вторых, использование игровой деятельности обеспечивает возможность проведения эксперимента в естественных для ребенка условиях, тем самым давая возмож-
ность получать достоверные данные относительно особенностей его психики.
Теоретические основы психологии игровой деятельности были разработаны в трудах отечественных ученых - П.П. Блонского, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.
В трудах Л.С. Выготского и Д.Б. Элько-нина неоднократно подчеркивалась социальная природа ролевой игры: игра возникает из условий жизни ребенка в обществе и в то же время, отражает эти условия. В игре дошкольники «отражают окружающее их многообразие действительности», которая в последние годы претерпела существенные изменения [1, с. 236]. Суть этих изменений проанализирована в работе Е.О. Смирновой [2].
Неизменным атрибутом игровой деятельности ребенка, которую в отечественной психологической науке рассматривают как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте и как средство изучения различных сторон психики ребенка, является, как правило, игрушка. Однако в подавляющем большинстве работ акцент ставится именно на процесс игровой деятельности. Нигде не уточняется, каким образом осуществляется отбор игрового материала для того или иного вида игровой деятельности. «Игрушка, в отличие от игры, редко становится самоценным предметом изучения, чаще она понимается только как составная часть игровой реальности, как включенный в игру элемент предметного мира», - отмечается в работе А.Ю. Гусевой [3, с. 8]. «Но именно потому, что исследователи рассматривают феномен игрушки через призму игры, - продолжает этот же автор, - только как элемент игры, для изучения игрушки необходимо учесть опыт изучения игры» [3, с. 9].
Действительно, наблюдения за игровой деятельностью дошкольников позволяют утверждать (предполагать): между игрой и игрушкой существует двусторонняя связь. В одних случаях ребенок вначале выбирает роль, а затем, в соответствии с ней, игрушки, которые могут выполнять самые разные функции: способствовать выполнению роли через воспроизведение предметных действий; воспроизводить социальные отношения между носителями ролей; иметь психотерапевтическую направленность в тех случаях,
когда ребенок в игровой деятельности прорабатывает свои внутренние конфликты. В других случаях набор игрушек определенного вида является стимулом для принятия и исполнения ребенком определенной игровой роли.
В последние годы появились работы, в которых исследователи акцентируют внимание именно на игрушке. Показано, что вид используемых игрушек влияет на проявление каких-либо особенностей игровой деятельности и психологических особенностей детей, другими словами, вышеназванные особенности проявляются в игровой деятельности с одним видом игрушек и не проявляются с другим.
Например, игровая деятельность с куклой Барби позволяет ребенку осмыслить те взрослые отношения между полами, которые ребенок видит в окружающем мире (Л.И. Эльконинова, М.В. Антонова); использование игрушек, не связанных между собой по смыслу, позволяет диагностировать индивидуальные способности ребенка к построению игровых сюжетов разной степени сложности и уровень операциональной структуры его когнитивного развития (О.К. Репина); «любимая игрушка» используется как средство изучения осознания ребенком своего «Я» (Е.Н. Васина); коллективная игровая деятельность со сборно-разборными игрушками позволяет выявить индивидуальные различия в проявлении мотивации власти и ее критерии (И.Р. Алтунина) [4-7].
К игрушкам, игровая деятельность с которыми, по нашему мнению, позволяет изучать не только особенности игровой деятельности, но и особенности личности ребенка, его эмоционально-волевую сферу, можно отнести военную игрушку. Этот вид игрушек получил большое распространение в последние годы, но он не входит, как показало наше исследование, ни в одну из существующих психологических классификаций игрушек [8, с. 64]. Военная игрушка, кроме того, так же, как и кукла Барби, вызывает к себе неоднозначное отношение со стороны ученых и общественности как в нашей стране, так и за рубежом.
Согласно документам канадского совета 1РА, военные игрушки увеличивают агрессивность в поведении, в игре с ними дети приобретают опыт деструктивного поведе-
ния, они учат воспринимать войну как игру, интересное приключение, где можно убивать, а насилие - приемлемый способ разрешения проблем и конфликтов [9].
Однако существует противоположное мнение о влиянии военной игрушки на развивающуюся психику. Так, результаты исследования М. Брандля (Ульм, Германия) показали, что военные игрушки не влияют на детскую агрессивность. Он отмечает, что, «несмотря на существующий в ряде европейских стран запрет выпуска военных игрушек современного образца, эти игрушки, так или иначе, выполняют важную роль в жизни ребенка. Они символизируют для ребенка силу, власть и помогают переработать свой негативный опыт» [8, с. 152].
Среди работ, в которых акцентируется внимание на положительном влиянии военной игрушки на психику ребенка, можно назвать и работу С.В. Онощенко. В своем диссертационном исследовании она отмечает разноплановое влияние военной игрушки на психику ребенка, среди которого, в первую очередь, выделяется познавательная сфера: «...наборы пластмассовых, оловянных солдат, отражающие разные исторические эпохи, государственные отличия, способствуют в ходе игры выработке у ребенка стратегического мышления, знакомят с историческими военными реалиями» [10].
Проанализировав имеющиеся в продаже наборы военной игрушки, среди которых различные наборы солдатиков - «Самураи», «Скифы», «Парашютисты», «Пулеметная
группа», «Разведчики», - предназначенные для детского творчества и коллекционирования, игровые наборы «Шериф», «Ковбой», «Секретный агент полиции» и другие, мы не можем не согласиться с С.В. Онощенко и допускаем, что в игре развиваются отдельные психические процессы - мышление, воображение, память, воля, которые, по мнению Д.Б. Эльконина, являются симптомом развития сознания ребенка. Однако необходимо отметить, Д.Б. Эльконин обращал внимание на то, что «изменения этих отдельных процессов в игре ясно видны и даже могут быть измерены, но за ними скрываются и их определяют более существенные, хотя не так ясно видимые, более глубокие изменения личности и сознания ребенка» [11, с. 27].
Мы считаем, что на развитие личности и сознания в большей степени будут влиять игры с особым видом военной игрушки, а именно с игрушечным оружием: пистолетами, автоматами, пушками и т. п. Эти игрушки имеют конкретное предназначение, вне зависимости от контекста игрового сюжета: используя их ребенок нападает или защищается, убивая другого.
Поэтому, рассматривая игровую деятельность с военной игрушкой, мы считаем, что надо обращать особое внимание на характер военной игрушки, среди которой, по классификации Н. Нильсона, выделяются игрушки, имитирующие оружие; конструкторы для изготовления моделей, танков, бое-машин, пушек, боевых самолетов, военных кораблей; игрушки, имитирующие боевые машины, солдатики и военные предметы, помещенные в контекст военных действий.
К сожалению, тексты-сопровождения к игровым наборам являются краткой исторической справкой и упрощенными тактическими рекомендациями к выполнению игровых действий. Данная информация доступна только для детей, умеющих читать, среди которых количество детей дошкольного возраста невелико. Поэтому дошкольники, используя военную игрушку, воспроизводят свои собственные сюжеты, основанные зачастую на содержании увиденных на экране телевизионных передач.
Наше собственное исследование игровой деятельности дошкольников (мальчиков) с игрушечным оружием и боевой техникой позволило увидеть проявления различных психологических феноменов.
Во-первых, мы выявили уровень развития способности к индивидуальному построению игровой деятельности. Среди наших испытуемых 90 % в качестве способа построения игровой деятельности используют «кольцевой сюжет», 10 % - «промежуточный», что свидетельствует о низком индивидуальном уровне развития игровой деятельности (классификация О.К. Репиной) [5].
Во-вторых, изучили особенности игровой деятельности, такие как умение задействовать и обыгрывать в игре предметы, не связанные между собой по смыслу, создавать разнообразные воображаемые ситуации, логически вплетенные в общий сюжет, осуществлять ролевое взаимодействие героев и
проигрывать события во внутреннем плане. В нашем исследовании в 90 % случаев дети не смогли назвать сюжет игры, в которую они играют или будут играть. Лишь один мальчик после начала игры сказал, что он играет в цирк. Остальные дети на вопрос экспериментатора «Во что ты играешь?» перечисляли конкретные игрушки, которые они выбрали («во все эти игрушки», «в машинки», «в коней, они дерутся») или давали неопределенный ответ: «ни во что», «во все это». Анализ игровой деятельности этих детей позволил экспериментатору самому лишь предположить, что игровыми сюжетами являются «Война», «Сражение солдат», «Бандиты».
Содержанием игры в большинстве случаев были разнообразные драки, убийства, стрельба, которые неоднократно повторялись ребенком. Игровые действия можно разделить на два вида:
1) борьба между конкретными противоборствующими сторонами («свои» и «чужие», «красные» и «синие») (50 %);
2) борьба между всеми выбранными игрушками без разделения их на противоборствующие стороны (40 %).
При этом борьба в одних случаях состояла из действий, которые имели явный мотив (например, борьба за крепость) (50 %), а в других случаях - из немотивированных действий (просто драка или убийство непонятно ради чего).
Большинство детей (50 %) не принимали на себя никакой роли, ограничиваясь только режиссерской деятельностью. На вопрос экспериментатора «Кто ты сейчас?» они отвечали «Я - Данила», «Я - это я». 40 % детей наряду с такого рода деятельностью выбирали обобщенную роль: «Я - солдат», «Я - воин», но сами никаких действий не выполняли, а только «руководили» деятельностью игрушек. И только 10 % детей взяли на себя конкретную роль, идентифицируя себя с героем мультфильма («Я - рыцарь Монгол»), но при этом они не выполняли никаких действий, исходя из этой роли, а сама роль по содержанию не соответствовала тем действиям, которые воспроизводил ребенок с игрушечным оружием.
В нашем исследовании никто из детей не взял на себя роль, связанную с воспроизводимым им сюжетом, позволяющую выпол-
нить действия, соотносимые с действиями других «участников» игры: солдатиков, пиратов, животных и др.
Неожиданное для ребенка появление нового персонажа (куклы), предлагаемого экспериментатором, не вызвало практически никаких эмоций у детей, и они не включили ее в игровой сюжет. Кукла изолировалась разными способами: отставлялась в сторону (в 70 % случаев), помещалась в замок (в 20 %), ее убивали (в 10 % случаев). Причем убийство представляло из себя жестокую расправу. Испытуемый отрывал ей ноги, руки, голову, разрезал ее пополам мечом. На вопрос, почему он так поступил, ребенок объяснял: «. горилла убил куклу, она не лечила всех, он понес куклу в убежище, она без сознания, он ее зарежет мечом. (Изображает, как он мечом отрезает кукле ноги, руки, голову)».
В-третьих, исходя из положения Д.Б. Эльконина о том, что уровень развития игровой деятельности можно рассматривать как уровень развития психики ребенка, параллельно с игровой деятельностью предметом специального изучения в нашем исследовании стала познавательная сфера детей. Мы предположили, что уровень развития игровой деятельности, который в данном случае зависит от умения ребенка выстраивать различные сюжетные линии, в большей степени может зависеть от сформированно-сти таких процессов, как воображение и мышление.
Применение известных в отечественной психологической практике методик «Дорисуй фигуру», «Придумай сказку», «Классификация» позволило нам выявить средний и низкий уровень развития мышления и воображения (преобладает низкий) у всех наших испытуемых. Ни у кого из них не было обнаружено высокого уровня развития познавательных процессов. Таким образом, наше предположение о наличии взаимосвязи между уровнями развития познавательных процессов и игровой деятельности подтвердилось.
И наконец, изучение игровой деятельности с игрушечным оружием позволило ответить на вопрос, обсуждаемый психологами, педагогами, общественностью: влияет ли игровая деятельность с военной игрушкой на развитие у ребенка таких качеств, как патриотизм, мужество, смелость и т. п.
Для этого мы изучили мнение тех родителей, чьи дети участвовали в нашем эксперименте. Родители должны были ответить на вопрос о возможном влиянии военной игрушки на ребенка и описать игры с игрушечным оружием своих детей. Нам удалось выяснить, что все родители считают влияние военной игрушки положительным. По их мнению, этот вид игрушек воспитывает «патриотизм», «мужественность», «силу воли», «помогает защитить слабого». Кроме этого, 60 % родителей уверены, что без игрушечного оружия невозможно воспитать в ребенке мужественность и смелость.
Однако, описывая процесс игры с военной игрушкой своих детей, родители затруднялись назвать сюжет игры, в котором, по определению Д.Б. Эльконина, отражается особенность окружающей ребенка действительности, и роль, выбираемую ребенком. Другими словами, родители не смогли сказать, кем является их ребенок: пограничником, милиционером, десантником или гангстером, бандитом и др. Родители называли только два вида действий, воспроизводимых ребенком с игрушечным оружием: «бегает», «стреляет». Никто из родителей не мог понять, что при этом конкретно делает ребенок: нападает, защищает или убивает кого-либо.
Подобная игровая деятельность свидетельствует о самом низком уровне ее развития, в соответствии с классификациями и Д.Б. Эльконина, и О.К. Репиной.
Мы видим, что результаты опроса родителей не совпадают с особенностями игровой деятельности детей, выявленными в нашем эксперименте: никто из детей не взял на себя роль «защитника слабых» или «защитника Родины». В основном дети «воевали» за какие-либо материальные ценности. Некоторые дети убивали противников, не в состоянии объяснить, почему они это делают. В ходе исследования можно было наблюдать воспроизведение сцены убийства с особой жестокостью, причем наказание, которое ребенок придумывал как режиссер игрового сценария, не соответствовало «провинности» игрового персонажа: «кукла отказалась лечить».
Таким образом, мы выяснили, что игровая деятельность ребенка с военной игрушкой зависит не от характера этой игрушки, а от особенностей познавательной сферы ребенка. Уровень развития познавательных
процессов сказывается на индивидуальной способности ребенка строить игровые сюжеты различной степени сложности: низкий уровень развития мышления и воображения влечет за собой низкий уровень развития игровой деятельности.
Мы предполагаем, что особенности таких структурных компонентов игровой деятельности, как роль и связанный с ней характер игровых действий (защита, нападение или борьба) могут зависеть от личностных особенностей ребенка. Однако данное предположение требует проведения специального исследования.
Таким образом, изучение игровой деятельности с военной игрушкой продемонстрировало некоторые закономерности игровой деятельности, аналогичные выявленным в исследованиях с другими видами игрушек. Кроме того, анализ характера ролей, игровых действий с военной игрушкой, которые в основном являются агрессивными, и их мотивов позволяет утверждать, что игровая деятельность с военной игрушкой не влияет на развитие у ребенка патриотизма, мужества, смелости. Для развития таких качеств необходимы условия, которые должны стать предметом самостоятельного изучения.
1. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2000.
2. Смирнова Е.О., Гударева О.В. Состояние игровой деятельности современных дошкольников // Психологическая наука и образование. 2005. № 2. С. 76-86.
3. Гусева А.Ю. Эстетика игрушки как феномена массовой культуры: автореф. дис. ... канд. филос. наук. СПб., 2001.
4. Эльконинова Л.И., Антонова М.В. Специфика игры с куклой Барби у детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование. 2002. № 4. С. 38-52.
5. Репина О.К. Исследование игровой деятельности старших дошкольников // Психологическая наука и образование. 2006. № 2. С. 55-70.
6. Васина Е.Н. Отраженное «Я» в структуре самосознания: автореф. дис. . канд. психол. наук. М., 2006.
7. Алтунина И. Р. Особенности развития мотива и мотивации власти в детском возрасте // Психологическая наука и образование. 2006. № 3. С. 5-15.
8. Алешина И.Н., Онощенко С.В. Место игрушечного оружия в классификациях совре-
менной игрушки // X Державинские чтения. Институт психологии и педагогики. Институт физической культуры и спорта. Тамбов, 2005.
9. Смирнова Е.О. Международный семинар, посвященный современной игрушке // Вопросы психологии. 2010. № 6. С. 150-153.
10. Онощенко С.В. Игрушка как средство формирования социального опыта дошкольников:
автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2009.
11. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы детской игры // Психологическая наука и образование. 1996. № 3. С. 26-34.
Поступила в редакцию 7.07.2011 г.
UDC 159.922.6
GAME ACTIVITY WITH MILITARY TOY AS MEANS OF STUDYING OF PSYCHOLOGICAL FEATURES OF PRESCHOOL AGE CHILD
Irina Nikolayevna ALESHINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Psychology, Associate Professor of Pedagogical and Age Psychology Department, e-mail: [email protected]
Elena Sergeyevna IVANOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Pedagogical and Age Psychology Department; Municipal General Institution Main General School № 18, Tambov, Russian Federation, pedagogue-psychologist, e-mail: [email protected]
In article activity with the certain kind of toys as means for studying various psychological features of the child is examined. The author pays attention that display of psychological features of the child depends on a kind of the toys used in game activity.
Key words: game activity; kinds of toys; military toy; mentality of child.