Научная статья на тему 'Инновационный подход в формировании системы жизнеобеспечения населения региона в условиях социально-экономических реформ на примере республики Башкортостан'

Инновационный подход в формировании системы жизнеобеспечения населения региона в условиях социально-экономических реформ на примере республики Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бикметов Р.Ш., Пересада А.В., Сакаева Э.З.

В статье раскрыты приоритетные цели и на правления инновационного развития экономики Республики Башкортостан на основе формирования эффективной системы жизнеобеспечения региона. Отмечается ее важность в воспроизводстве человеческого капитала и повышения качества жизни населения региона. Авторы обращают внимание на необходимость социально-экономических реформ, которые бы позволили бы привлечь инвестиции и создать на их базе местные инновационные производства. Подчеркивается тот факт, что подобные реформы требуют большого числа креативных и подготовленных менеджеров, готовых к смелым управленческим решениям и нацеленным на изменения. Авторы отмечают, что реформы не смогут быть успешными без привлечения к их осуществлению вузов. Авторами анализируется сущность и структурные элементы системы ус луг безопасности обращения с отходами. Оцениваются перспективы инновационного развития его рыночного сегмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационный подход в формировании системы жизнеобеспечения населения региона в условиях социально-экономических реформ на примере республики Башкортостан»

Инновационный подход в формировании системы жизнеобеспечения населения региона в условиях социально-экономических реформ на примере Республики Башкортостан

Б

а

2 о

Бикметов Рамиль Шамилевич,

к.э.н., доцент, Башкирский государственный университет, Стерлитамакский филиал, ramilrussia@rambler.ru

Пересада Александр Владимирович,

магистрант, ЧОУ ВО «Московский университет имени С. Ю. Витте», г. Москва, avperes@mail.ru

Сакаева Эльвира Зинуровна,

к.э.н., доцент, Башкирский государственный университет, Стерлитамакский филиал, sakaeva2012@yandex.ru

В статье раскрыты приоритетные цели и направления инновационного развития экономики Республики Башкортостан на основе формирования эффективной системы жизнеобеспечения региона. Отмечается ее важность в воспроизводстве человеческого капитала и повышения качества жизни населения региона. Авторы обращают внимание на необходимость социально-экономических реформ, которые бы позволили бы привлечь инвестиции и создать на их базе местные инновационные производства. Подчеркивается тот факт, что подобные реформы требуют большого числа креативных и подготовленных менеджеров, готовых к смелым управленческим решениям и нацеленным на изменения. Авторы отмечают, что реформы не смогут быть успешными без привлечения к их осуществлению вузов. Авторами анализируется сущность и структурные элементы системы услуг безопасности обращения с отходами. Оцениваются перспективы инновационного развития его рыночного сегмента. Ключевые слова: система жизнеобеспечения региона, региональная экономика, инновационная экономика, инновационные технологии.

Экономические реформы в нашей стране в нынешней непростой ситуации жизненно необходимы. Такая необходимость возникла из-за новых глобальных вызовов в мировой экономике. К этим вызовам можно отнести технологическую революцию в промышленно развитых странах, серьезное падение цен на сырьевые товары, резкое повышение стандартов качества жизни (к примеру, возможность пользоваться интернетом и мобильной связью во многих странах уже признана базовой потребностью). Остро нуждаются в реформах и российские регионы, в частности Республика Башкортостан. Вот, пример, проект HeadHunter «Банк данных заработных плат» подготовил отчет о ситуации с заработными платами в России. Аналитики проекта проанализировали данные более чем от 700 компаний-участников, обновивших свои вакансии за первый квартал 2017 года. По итогам был составлен топ-12 городов - лидеров и аутсайдеров по абсолютным значениям доходов горожан. Городов Башкирии среди лидеров по уровню зарплаты не оказалось. Среди аутсайдеров на 11 место аналитики поставили Стерлитамак (второй по населению город Башкирии), со средней заработной платой в марте 2017 года 16756 рублей. Это на 2% больше, чем в том же месяце год назад. Становится понятно, что используемая сырьевая модель экономического роста республики себя исчерпала. Республике Башкортостан необходимы социально-экономические реформы, нацеленные на привлечение инноваций и инвестиций, на повышение уровня доходов. Для того чтобы эти реформы были успешными необходимо обеспечить соответствующую PR-поддержку таких реформ в республике. Основой подобных преобразований может стать привлечение к их осуществлению известных отечественных и зарубежных предпринимателей и менеджеров, которые создадут необходимый фон для инвестиционной привлекательности реформ[5]. Крупным инвестиционным фондам и инновационным исследовательским центрам необходимо направить качественные информативные материалы о готовящихся реформах. В городах Башкортостана можно начать выделять земли под кампусы и коворкинги крупных высокотехнологичных компаний со всего мира (надо использовать опыт татарстанс-кого Иннополиса и программы «Гектар на Дальнем Востоке»). Наибольшее внимание следует уделить депрессивным городам и районам республики (Сибай, Агидель, Ку-мертау, Баймак, Белебей и другие), именно туда надо привлечь наибольшее количество инвестиций и технологий, при этом там имеется масса дешевой и неиспользуемой земли, которую можно использовать под технопарки и коворкинги. Нужно сделать процесс привлечения инвестиций максимально прозрачным, поступающие инвестиции направлять на обновление инфраструктуры городов и районов и всевозможные социальные проекты. В обмен инвестиционные фонды смогут претендовать на высокотехнологичную продукцию, которую начнут выпускать башкирские инновационные производства. Представляется, что реформы не смогут быть удачными без привлечения к их осуществлению вузов. Вузы Башкортостана сегодня находятся в сложной ситуации - нехватка студентов, нехватка финансирования, обветшалая инфраструктура, отток преподавателей из-за падения реальной заработной платы. Превращение вузов в центры притяжения инвестиций и инноваций создаст для них возможности и перспективы. На базе вузов должны идти переговоры с инвесторами, выпускники вузов могут использоваться высокотехнологичными компаниями в качестве персонала, а преподаватели вузов могут выступить в качестве консультантов, помогающих осуществляться реформам более эффективно. В рамках революционных изменений в производственных и информационных технологиях эффективное ис-

пользование человеческого капитала и связанная с этим профессиональная компетенция кадров обеспечивают выживание и экономический успех компаний. Сегодня становится крайне важным поиск талантливых менеджеров среди выпускников ВУЗов республики. Именно они смогут провести непосредственную реализацию социально-экономических реформ в качестве сити-менеджеров и руководителей организаций. Огромной проблемой будет реинжиниринг устаревших в своей массе градообразующих предприятий Республики Башкортостан. Необходимо поднимать престиж профессии управленца,усилить финансирование вузов, занимающихся подготовкой менеджеров [6]. Огромное количество выпускников, обучающихся по направлению подготовки «Менеджмент» и «Управление персоналом» не могут найти себе работу после обучения в вузе из-за пренебрежительного отношения к ним со стороны работодателей.

Растущее отставание Республики Башкортостан от других регионов России по ряду важнейших социально-экономических показателей можно ликвидировать только путем решительных социально-экономических реформ. Такие реформы возможны только при наличии в республике большого числа эффективных менеджеров мирового уровня.

Важным механизмом обеспечения эффективности инновационного развития региона выступает система услуг жизнеобеспечения населения (далее СУЖН). Создание эффективной СУЖН является ключевой задачей социально-экономических реформ в Республике Башкортостан. На основе данных реформ и реализации инновационного подхода в формировании СУЖР возможно значительное повышение качества жизни населения.

Под СУЖН понимается множество услуг, находящихся в связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство и подчиненность цели жизнеобеспечения человека в регионе. Её главная цель - удовлетворение требований естественных потребностей организма человека и населения региона в целом. Раскрытие сущности механизма формирования СУЖН в полном объеме представлено в монографии «Теоретические положения о формировании кластера услуг жизнеобеспечения региона Крым» [1]. Данное исследование показывает, что в основе функционирования организма человека заложено функционирование родового кластера его потреб-

ностей. Это требует формирования и устойчивого развития СУЖН, как оптимальной внешней среды функционирования организма человека. Например, потребность человека в защите организма от воздействия антропогенных факторов, способных нанести урон жизнедеятельности человека, удовлетворяется системой федеральных, региональных, муниципальных, рыночных, общественных услуг. Управление СУЖН важно осуществлять исходя из фактического его состояния. В аспекте рыночной экономики возможна дифференциация услуг по качеству жизнеобеспечения человека в регионе. На основании проведенного исследования построена матричная модель уровней состояния СУЖН по качеству услуг жизнеобеспечения человека в регионе [2]. В рамках данной модели выделяется 5 уровней состояния СУЖН по критерию удовлетворенности энергетических требований базовых потребностей организма человека: 1) низкое энергетическое состояние организма человека в силу неудовлетворения базовых потребностей и отсутствия СУЖН; 2) неудовлетворенность базовых потребностей человеческого организма по причине низкого качества услуг СУЖН; 3) ограниченная удовлетворенность базовых потребностей человеческого организма КУЖР; 4) полная или продуктивная удовлетворенность базовых потребностей человеческого организма СУЖН; 5) повышенная или гиперпродуктивная удовлетворенность базовых потребностей человеческого организма СУЖр.

Функционирование СУЖН позволяет осуществить эффективную реализацию, развитие и воспроизводство экономического и человеческого потенциала региона.

Одним из ключевых элементов СУЖН является бесконечная совокупность услуг сферы безопасности обращения с отходами. Необходимость комплексного развития данных услуг обусловливает то, что их реализацию целесообразно осуществлять на основе системного подхода. Каждое поселение, муниципальный район, городской округ и регион в целом должны иметь свою систему услуг безопасности обращения с отходами. Важно также создать условия для доступа к подобным системам близлежащих населенных пунктов. Система услуг безопасности обращения с отходами имеет сложную многоуровневую структуру.

Услуги в сфере безопасности обращения с отходами представляют собой комплекс федеральных, региональных,

муниципальных и рыночных услуг, которые предоставляются органами государственной власти, местного самоуправления, предприятиями различных организационно-правовых форм и всех форм собственности в системе сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования, размещения отходов в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Федеральные государственные услуги в сфере безопасности ООПП - это услуги, представляющие собой деятельность федеральных органов исполнительной власти в сфере безопасности отходов производства и потребления, которые осуществляются в пределах, установленных нормативными правовыми актами РФ.

Региональные государственные услуги в сфере безопасности ООПП - это услуги предоставляемые органами исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с полномочиями, которые возложены на них федеральным законодательством в сфере безопасности обращения с отходами производства и потребления, финансируемые за счет средств бюджета субъекта РФ.

Муниципальные услуги в сфере безопасности обращения с отходами производства и потребления, предоставляемые органами местного самоуправления (поселения, муниципального района, городского округа) является деятельностью по реализации функций органов местного самоуправления в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Данная деятельность осуществляется в пределах полномочий органов местного самоуправления, предоставляющих муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

Особая роль в инновационном развитии системы услуг безопасности обращения с отходами принадлежит его рыночному сегменту. Рыночные услуги в сфере безопасности ООПП являются деятельностью, направленной на удовлетворение человеческих потребностей в безопасности сбора, хранения, накопления, транспортировки, использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления в соответствии с нормами природоохранного за-

© £

Я

3

*

а

2 а

7

конодательства для обеспечения охраны здоровья и окружающей среды, осуществляемая предприятиями, организациями различных организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями, использующими различные формы и методы обслуживания для извлечения прибыли.

Формирующийся в Республике Башкортостан рыночный сегмент системы услуг безопасности обращения с отходами включают предприятия различной формы собственности. Системообразующую роль здесь играет ГУП «Табигат» РБ, которое осуществляет управление и координацию деятельности полигонов ТБО в республике. В данном сегменте рынка представлены также и муниципальные унитарные предприятия - «Спецавтохозяйство по уборке города» г.Уфа, «Инзерское ПУЖКХ», Спецавтохозяйство г. Салават, «ГорКомСервис» г. Давлека-ново, Полигон г. Сибай. Особую роль в рыночном сегменте кластера услуг безопасности обращения с отходами в Республике Башкортостан играют коммерческие организации - ООО «Вториндус-трия» г. Стерлитамак, ОАО Спецавтохозяйство» г. Агидель, ООО «Бирсккоммун-дорстрой». Деятельность данных компаний способствует созданию здоровой конкурентной среды, внедрению инновационных технологий в сфере мусоро-перерабоки, формированию и развитию комплексной системы управления отходами производства и потребления. Важным результатом эффективного функционирования системы услуг безопасности обращения с отходами станет не только прямой рыночный эффект, но и минимизация образования отходов, рециклинг вторичных ресурсов, снижение антропогенного воздействия.

Таким образом, формирование эффективной системы жизнеобеспечения

населения региона является ключевой целью социально-экономических реформ в Республике Башкортостан. Результативность данных реформ во многом будет зависеть от способности реализации инновационного подхода и технологий в области формирования эффективной системы жизнеобеспечения населения региона.

Литература

1. Сакаева Э.З. Теоретические положения о формировании кластера услуг жизнеобеспечения региона Крым. Стер-литамак: Стерлитамакский филиал Баш-ГУ, 2015. 215 с.

2. Сакаева Э.З. Оценка влияния кластера услуг жизнеобеспечения региона на территориальное развитие // Вестник РАЕН. 2016. Т. 16. № 2. С. 97-102.

3. Бикметов Р.Ш. Стратегия социально-экономического развития градообразующих предприятий в условиях санкций // Экономика и управление: научно-практический журнал. - №1. - 2016. - С.17-21.

4. Бикметов Р.Ш. Формирование эд-хократической структуры отечественных организаций в условиях развития инноваций // Политематический журнал научных публикаций «Дискуссия». - №1. -2016. - С.17-21.

5. Бикметов Р.Ш., А.В. Пересада. Роль региона в становлении инновационного облика российской экономики на примере Республики Башкортостан // Научное обозрение. - №19. -2016.

6. Бикметов Р.Ш. Необходимость изменений отечественной модели менеджмента в условиях смены технологического уклада // Мультидисциплинарный научно-практический журнал «Территория науки». - №1. - 2015. - С.56-61.

£

Innovative approach in forming the life support system of the population of the region in the conditions of social and economic reforms by the example of the Republic of Bashkortostan

Bikmetov R.Sh., Peresada A.V., Sakayeva E.Z.

Bashkir State University, Moscow State University named after S. Yu. Witte

In article the priority purposes and the directions of innovative development of economy of the Republic of Bashkortostan on the basis of formation of an effective life support system of the region are opened. Its importance in reproduction of the human capital and improvement of quality of life of the population of the region is marked. Authors pay attention to need of social and economic reforms which would allow to attract investments and to create local innovative productions on their basis. The fact that similar reforms require a large number of the creative and prepared managers ready to courageous administrative decisions and aimed at changes is emphasized. Authors mark that reforms will not be able to be successful without attraction to their implementation of higher education institutions. Authors analyze an entity and structural elements of system of services of safety of the address with waste. Perspectives of innovative development of its market segment are evaluated.

Keywords: region life support system, regional economy, innovative economy, innovative technologies.

References

1. Sakayeva E.Z. Theoretical regulations on

formation of a cluster of services of life support of the region Crimea. Sterlitamak: Sterlitamak branch of BashGU, 2015. 215 pages.

2. Sakayeva E.Z. An impact assessment of a cluster

of services of life support of the region on territorial development//Messenger of the Russian Academy of Natural Sciences. 2016. T. 16. No. 2. Page 97-102.

3. Bikmetov R.Sh. The strategy of social and

economic development of the city-forming enterprises in the conditions of sanctions// Economy and control: scientific and practical log. - No. 1. - 2016. - Page 17-21.

4. Bikmetov R.Sh. Formation of edkhokratichesky

structure of the domestic organizations in the conditions of development of innovations// Polysubject log of the scientific publications «Discussion». - No. 1.-2016. - Page 17-21.

5. Bikmetov R.Sh., A.V. Peresada. A region role in

formation of an innovative appearance of the Russian economy on the example of the Republic of Bashkortostan//the Scientific review. - No. 19.-2016.

6. Bikmetov R.Sh. Need of changes of domestic

model of management in the conditions of change of technological way//Multidisciplinary scientific and practical log «Science Territory». - No. 1. - 2015. - Page 56-61.

Б

2 ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.