Научная статья на тему 'Стратегия преобразования российских "постсоветских" градообразующих предприятий в инновационные организации'

Стратегия преобразования российских "постсоветских" градообразующих предприятий в инновационные организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / СТРАТЕГИЯ / ГРАДООБРАЗУЮЩИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / ПРОИЗВОДСТВО / МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бикметов Рамиль Шамилевич

Бурные технологические изменения, которые происходят сегодня в мире, поставили новые вызовы перед градообразующими предприятиями нашей страны. Появляются прорывные инновации, которые практически меняют мир это электромобили и электроскутеры, 3d-печать, разнообразные гаджеты со все более продвинутыми характеристиками, интернет-торговля, технология блокчейн, новейшие медицинские препараты. Эти инновационные разработки являются драйверами роста экономик своих стран и регионов. Российские же градообразующие предприятия в своей массе как будто застыли в другой эпохе: устаревшая и неконкурентоспосбная продукция, изношенные основные фонды, слабая инвестиционая привлекательность, минимальная творческая активность работников, зависимость от месторождения полезных ископаемых. Между тем, от деятельности таких предприятий зависит социальное благополучие города и субрегиона, в которых они находятся. В статье разрабатываются ключевые направления стратегии преобразования российских «постсоветских» градообразующих предприятий в инновационные организации. В качестве примера используется стратегия инновационного проекта Илона Маска Tesla Motors. Выделяются следующие важнейшие направления: развитие человеческих ресурсов, привлечение инвестиций, переход на выпуск востребованной высокотехнологичной продукции, создание творческой инновационной среды в изменяемой организации. Ключевой тезис стратегии создание благоприятной социальной среды для привлечения творческих работников, способных работать в команде. В формирование этой среды входят следующие элементы: достойная система мотивации, прозрачный и эффективный менеджмент, мягкий контроль, создание особой творческой атмосферы, благоприятный социальный климат в коллективе. Реализация подобной стратегии может привести к появлению на территории нашей страны большого количества градообразующих предприятий совершенного нового типа, выпускающих конкурентоспособную и востребованную продукцию. Кроме этого, решается и масса других задач происходит привлечение инвестиций в экономику России, повсеместно создаются высокотехнологичные производства, решаются проблемы отсутствия высокооплачиваемых рабочих мест. Также такая стратегия может решить проблему депрессивных и угасающих моногородов России, вдохнуть в них новую жизнь. В случае успеха такая стратегия может быть взята на вооружение различными регионами Российской Федерации, на территории которых находится большое количество моногородов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY OF TRANSFORMATION OF RUSSIAN "POST-SOVIET" GRADOW-FORMING ENTERPRISES IN INNOVATIVE ORGANIZATIONS

The turbulent technological changes that are taking place in the world today have raised new challenges for the city-forming enterprises of our country. There are breakthrough innovations that practically change the world. These are electromobiles and electric scooters, 3d-printing, various81Economy and management in branches and fields of activitygadgets with more and more advanced characteristics, Internet commerce, blocking technology, newest medications. These innovative developments are drivers for the growth of economies of their countries and regions. They seemed frozen in a different era: obsolete and noncompetitive products, worn-out fixed assets, weak investment attractiveness, minimal creative activity of workers, dependence on the localization of minerals. Meanwhile, the social welfare of the city and the subregion in which it is located depends on the activities of such enterprises. In the article, key directions of the strategy of transformation of Russian «post-Soviet» city-forming enterprises into innovative organizations are developed. As an example, the strategy of the innovative project Ilona Mask Tesla Motors is used. The following major directions are singled out: development of human resources, attraction of investments, transition to production of high-demand products, creation of creative innovation environment in a variable organization. The key thesis of the strategy is to create a favorable social environment for bringing creative workers who are able to work in a team. The formation of this environment includes the following elements: a worthy system of motivation, transparent and effective management, soft control, the creation of a special creative atmosphere, a favorable social climate in the team. The implementation of such a strategy can lead to the emergence of a large number of city-forming enterprises of a perfect new type in the territory of our country that produce competitive and demanded products. In addition, a lot of other problems are being solved: investments are being attracted to the Russian economy, high-tech production is being created all over the world, problems of the lack of high-paying jobs are being solved. Also, such a strategy can solve the problem of Russia’s depressed and dying monocities, breathing new life into them. If successful, such a strategy can be adopted by various regions of the Russian Federation, in which a large number of single-industry towns are located.

Текст научной работы на тему «Стратегия преобразования российских "постсоветских" градообразующих предприятий в инновационные организации»

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

Бикметов Р.Ш. Bikmetov R.S.

кандидат социологических наук, доцент кафедры «Экономика и управление», Стерлитамакский филиал

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак, Российская Федерация

УДК 316.354:351/354

СТРАТЕГИЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИХ «ПОСТСОВЕТСКИХ» ГРАДООБРАЗУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ИННОВАЦИОННЫЕ

ОРГАНИЗАЦИИ

Бурные технологические изменения, которые происходят сегодня в мире, поставили новые вызовы перед градообразующими предприятиями нашей страны. Появляются прорывные инновации, которые практически меняют мир — это электромобили и электроскутеры, 3d-TO-чать, разнообразные гаджеты со все более продвинутыми характеристиками, интернет-торговля, технология блокчейн, новейшие медицинские препараты. Эти инновационные разработки являются драйверами роста экономик своих стран и регионов. Российские же градообразующие предприятия в своей массе как будто застыли в другой эпохе: устаревшая и неконкуренто-спосбная продукция, изношенные основные фонды, слабая инвестиционая привлекательность, минимальная творческая активность работников, зависимость от месторождения полезных ископаемых. Между тем, от деятельности таких предприятий зависит социальное благополучие города и субрегиона, в которых они находятся. В статье разрабатываются ключевые направления стратегии преобразования российских «постсоветских» градообразующих предприятий в инновационные организации. В качестве примера используется стратегия инновационного проекта Илона Маска Tesla Motors. Выделяются следующие важнейшие направления: развитие человеческих ресурсов, привлечение инвестиций, переход на выпуск востребованной высокотехнологичной продукции, создание творческой инновационной среды в изменяемой организации. Ключевой тезис стратегии - создание благоприятной социальной среды для привлечения творческих работников, способных работать в команде. В формирование этой среды входят следующие элементы: достойная система мотивации, прозрачный и эффективный менеджмент, мягкий контроль, создание особой творческой атмосферы, благоприятный социальный климат в коллективе. Реализация подобной стратегии может привести к появлению на территории нашей страны большого количества градообразующих предприятий совершенного нового типа, выпускающих конкурентоспособную и востребованную продукцию. Кроме этого, решается и масса других задач — происходит привлечение инвестиций в экономику России, повсеместно создаются высокотехнологичные производства, решаются проблемы отсутствия высокооплачиваемых рабочих мест. Также такая стратегия может решить проблему депрессивных и угасающих моногородов России, вдохнуть в них новую жизнь. В случае успеха такая стратегия может быть взята на вооружение различными регионами Российской Федерации, на территории которых находится большое количество моногородов.

Ключевые слова: технологическая революция, инновации, инвестиции, стратегия, градообразующие предприятия, инновационные организации, человеческие ресурсы, творческие работники, производство, менеджмент.

STRATEGY OF TRANSFORMATION OF RUSSIAN «POST-SOVIET» GRADOW-FORMING ENTERPRISES IN INNOVATIVE ORGANIZATIONS

The turbulent technological changes that are taking place in the world today have raised new challenges for the city-forming enterprises of our country. There are breakthrough innovations that practically change the world. These are electromobiles and electric scooters, 3d-printing, various

gadgets with more and more advanced characteristics, Internet commerce, blocking technology, newest medications. These innovative developments are drivers for the growth of economies of their countries and regions. They seemed frozen in a different era: obsolete and noncompetitive products, worn-out fixed assets, weak investment attractiveness, minimal creative activity of workers, dependence on the localization of minerals. Meanwhile, the social welfare of the city and the subregion in which it is located depends on the activities of such enterprises. In the article, key directions of the strategy of transformation of Russian «post-Soviet» city-forming enterprises into innovative organizations are developed. As an example, the strategy of the innovative project Ilona Mask Tesla Motors is used. The following major directions are singled out: development of human resources, attraction of investments, transition to production of high-demand products, creation of creative innovation environment in a variable organization. The key thesis of the strategy is to create a favorable social environment for bringing creative workers who are able to work in a team. The formation of this environment includes the following elements: a worthy system of motivation, transparent and effective management, soft control, the creation of a special creative atmosphere, a favorable social climate in the team. The implementation of such a strategy can lead to the emergence of a large number of city-forming enterprises of a perfect new type in the territory of our country that produce competitive and demanded products. In addition, a lot of other problems are being solved: investments are being attracted to the Russian economy, high-tech production is being created all over the world, problems of the lack of high-paying jobs are being solved. Also, such a strategy can solve the problem of Russia's depressed and dying monocities, breathing new life into them. If successful, such a strategy can be adopted by various regions of the Russian Federation, in which a large number of single-industry towns are located.

Keywords: technological revolution, innovations, investments, strategy, city-forming enterprises, innovative organizations, human resources, creative workers, production, management.

Сегодня в мире набирает ход технологическая революция, которая характеризуется следующими основными признаками: прорывные технологии, эффективный, социально ориентированный менеджмент, прозрачность организационной структуры и корпоративного управления, направленность на привлечение «умных» инвестиций. Высокотехнологичные современные организации построены сегодня на иных принципах работы по сравнению с постсоветскими градообразующими предприятиями. Эти принципы работы привели к тому, что капитализация некоторых подобных компаний (Apple, Alphabet, Amazon, Microsoft, Facebook) стремится сегодня к отметке в триллион долларов. Изучение этих принципов функционирования и их внедрение в практику менеджмента российских предприятий может привести к значительному повышению конкурентоспособности отечественных организаций. Цель исследования - разработка стратегии преобразования российских постсоветских градообразующих предприятий в инновационные успешные организации. Методы исследования - системный анализ, стратегический анализ, экс-

пертная оценка. Актуальность исследования заключается в необходимости появления большого числа конкурентоспособных, в том числе и на внешних рынках, высокотехнологичных российских организаций, а также в необходимости создания новых точек роста для дальнейшего функционирования российских моногородов. Актуальность работы обусловлена также необходимостью прорывного развития экономики России за счет создания и коммерциализации инноваций в самых разных сферах жизни. Предметом проводимого исследования являются теоретические аспекты выявления ключевых направлений стратегии инновационного развития отечественных градообразующих предприятий.

В середине 80-х начинаются необратимые технологические изменения, которые повлекли за собой изменение структуры мировой экономики и принципов менеджмента. Начинается технологическая революция, связанная с бурным развитием компьютеров и глобальной сети Интернет, кроме этого резко падают цены на нефть. В этой ситуации многие страны, традиционно получавшие сверхприбыль от продажи минеральных ресурсов и относив-

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

шихся к новым технологиям с позиции «луддитов», вынуждены были начать структурные реформы. «Перестройка» в Советском Союзе, начавшаяся в 1985 году, ознаменовала собой большие изменения для «красных директоров». Отныне советские предприятия наделялись правом принимать самостоятельные решения, а не зависеть целиком от решений Госплана СССР и соответствующих министерств, и отправлялись в свободное плавание. Теперь «красные директора», функции которых ранее сводились к выполнению планов, отправленных из Центра, должны были начать мыслить стратегически, инициативно, творчески. По задумке отцов «перестройки», советские предприятия должны были немедленно преобразоваться в конкурентоспособные организации с новейшими основными фондами и высококвалифицированными сотрудниками, выпускающими качественную продукцию, которая могла бы соперничать с импортными образцами. Но ожидаемого чуда не произошло. Огромное количество советских промышленных гигантов продолжало штамповать устаревшую, некачественную продукцию, как будто ничего не изменилось. В результате спустя несколько лет многие предприятия на территории бывшего СССР из-за финансовой несостоятельности вынуждены были начать массовые сокращения, ликвидации структурных подразделений, а впоследствии и вовсе разорялись и исчезали.

Современные постсоветские российские предприятия частично усвоили уроки 90-х годов. Налаживаются связи с зарубежными контрагентами, обновляются основные фонды, в управленческих схемах происходит медленный сдвиг в сторону эффективных методов менеджмента, использующихся в передовых западных компаниях. На этом фоне даже стали появляться отечественные компании, которые не боятся конкурировать на зарубежных рынках, размещают свои акции на иностранных фондовых биржах и в целом демонстрируют неплохие финансовые показатели («Магнит», «ММК», «Лукойл», «Сбербанк», «НЛМК»). Медленно, но верно российские организации находят свои ниши на зарубежных рынках. Например, по итогам 2017 года европейцы приобрели 5,2 тыс. отечественных машин - на

29 % больше, чем годом ранее. И этот рост произошел благодаря модели Lada Vesta, реализация которой составила более 900 машин, согласно данным JATO Dynamics. Больше половины из этого количества пришлось на ФРГ (470 шт.), еще четверть — на Венгрию (230 шт.). Как известно, эти страны являются для АвтоВАЗа крупнейшими рынками в Европе, хотя рыночная доля российской марки там остается мизерной [1].

Однако на внешних рынках и вообще в целом в мировой экономике снова начались глобальные изменения, наподобие изменений во второй половине 80-х годов. Виной тому стала начавшаяся новая технологическая революция, первые признаки которой появились в 2000-2003 годах с развитием очередных прорывных технологий: 3d-пeчать, массовое производство электромобилей и взрывной рост интернет-продаж. В настоящее время в различных странах мира происходит настоящий технологический бум, инновационные разработки в самых разных сферах деятельности буквально меняют существовавшие ранее подходы. Венгерский профессор Борис Санто считает, что инновация является результатом творческого труда [6]. Инновации в качестве определяющего фактора экономического роста развитых стран рассматривал австрийский и американский исследователь Йозеф Шумпетер. Он связал предпринимательскую функцию «с новшествами, реализацией параметров развития, созданием новой системы стоимостей». Она одновременно дитя и жертва развития. Без развития нет предпринимательской прибыли, а без последней не бывает развития» [8]. Если раньше важнейшим фактором развития экономики многих стран были минеральные ресурсы (нефть, газ, руда и т.д.), то теперь на первый план вышли творческие неординарные личности и команды, способные создавать прорывные инновации. Еще недавно казавшиеся несбыточной мечтой, сегодня различные инновации уже прочно входят в обыденную жизнь людей. Это электромобили и электроскутеры, 3d-пeчать, разнообразные гаджеты со все более продвинутыми характеристиками, интернет-торговля, технология блокчейн, новейшие медицинские препараты. Эти инновационные разработки

являются драйверами роста экономик своих стран и регионов. Одним из таких крупнейших инновационных технологических центров является Кремниевая долина в штате Калифорния. Профессор В.В. Радаев пишет про Кремниевую долину следующее: «Здесь на малых по размеру территориях происходило взрывное по характеру развитие малых фирм, часто производящих одну и ту же или сходную продукцию. Соседствующие фирмы находятся в состоянии жесткой конкуренции, которая заставляет их постоянно учиться друг у друга, перенимать технологические и организационные инновации в процессе институционального изоморфизма. Они взрастают на интенсивном обмене знаниями и информацией, на горизонтальной мобильности квалифицированных кадров, мигрирующих между фирмами, и на общей поддерживающей инфраструктуре» [3]. В ситуации, когда на наших глазах разворачивается технологическая революция, мы не можем остаться в стороне. На территории всей Российской Федерации надо обеспечить технологический бум, прорывной рост всей экономики за счет продвижения революционных инноваций.

Начинать проекты «с нуля» по типу татарстанского Иннополиса — это достаточно дорогое удовольствие. На создание инновационного технополиса Иннополис в Республике Татарстан потребовалось около 20 миллиардов рублей из федерального и республиканского бюджетов, это огромная сумма, сравнимая со всем бюджетом города Казань с миллионным населением [10]. Гораздо проще использовать уже имеющуюся инфраструктуру и человеческие ресурсы, создать инновационное предприятие на базе имеющегося типичного предприятия постсоветского типа. Разработку стратегии преобразования российских постсоветских градообразующих предприятий в инновационные успешные организации следует начать с ключевого тезиса - устойчивое развитие организации, связанное с развитием технологий и возможностью конкурировать на внешних мировых рынках. Это возможно лишь при наличии сплоченной команды творчески мыслящих людей. Следует признать факт, что добыча и переработка полезных ископаемых, традиционно опреде-

лявшие экономику большинства постсоветских организаций, больше не будут обеспечивать все потребности таких предприятий (в том числе из-за истощения месторождений полезных ископаемых, найденных еще в эпоху Советского Союза). Это должны признать и четко осознать все уровни управления региона, в котором располагается предприятие - республиканский и муниципальный, а также непосредственно сам менеджмент предприятия. Главным ресурсом инновационного развития предприятия должен отныне стать человеческий капитал. Инвестиции в человеческий капитал в организациях теперь должны стать приоритетными, задача - создание условий для творческого, высокопроизводительного труда. Примером здесь может служить подход, использующийся в компаниях Amazon, Alphabet и Facebook. Эти компании созданы в виде кампусных университетских городков по принципу «open space». Здесь кроме достойной зарплаты (как правило, более 10 тысяч долларов в месяц) и бесплатных обедов, химчистки и парикмахерской организован и удобный распорядок работы для творческих людей. Сотрудники могут сами выбирать, в какое время им работать (можно и ночью), один день в неделю они могут посвятить своим разработкам и проектам. Также можно пригласить на работу своих друзей, членов семьи. Есть различные помещения для работы (офисы, коворкинги, изолированные кабинеты, стилизованные под космические спутники, зеленые зоны, кафе, возможность работать лежа). В компании Alphabet приветствуется свободный стиль одежды, который способствует творческому течению мыслей (сами основатели компании Alphabet Ларри Пейдж и Сергей Брин предпочитают именно свободный стиль одежды). Машинами здесь редко кто пользуется, даже менеджмент компании обычно использует велосипеды или сигвеи. Кстати, этот момент нужно взять на заметку российским менеджерам, которые нередко тратят большие деньги из резервных фондов своих компаний на покупку дорогостоящих иностранных автомобилей. Как здесь не вспомнить классика менеджмента Фредерика Тейлора: «главнейшей задачей управления предприятием должно быть обеспечение

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

максимальной прибыли для предпринимателя в соединении с максимальным благосостоянием для каждого занятого в предприятии работника» [9].

В качестве примера стратегии создания инновационной компании «с нуля» можно назвать подход основателя компаний SpaceX и Tesla американского миллиардера Илона Маска. Сегодня его проекты, еще недавно казавшиеся научной фантастикой, осуществляются и шагают по планете. Новейший проект - Hyperloop, вакуумный сверхскоростной поезд, заинтересовал самые разные страны, в том числе и Россию. Рассматриваются варианты строительства тоннеля Hyperloop на Дальнем Востоке, а также между Москвой и Казанью. Еще одна компания Маска — Tesla - специализируется на производстве электромобилей и электрогрузовиков. На примере компании Tesla можно увидеть и исследовать пошаговую стратегию Илона Маска. Его стратегия заключается в следующих составляющих:

1. Формируется замысел, проект, даже если он нереализуем с позиций отдельных скептиков. Рассматривается возможный спрос со стороны потребителей на выпускаемый проектом продукт. Изучается социальная и экономическая эффективность. Например, социальная эффективность выпуска электромобилей Tesla заключается в том, что улучшается экология городов благодаря отсутствию выбросов в атмосферу.

2. Формируется команда единомышленников, обладающих творческим, смелым, неординарным мышлением. Классная команда высококвалифицированных специалистов -основа продвижения проекта (стартапа). И. Маск для осуществления проекта Tesla Motors собрал лучших специалистов автомобильной индустрии из США и Канады.

3. Осуществляется поиск места производства. Компания Илона Маска выкупила заброшенный автомобильный завод General Motors на краю Кремниевой долины и превратила его в супертехнологичный и предельно роботизированный завод по производству электромобилей.

4. Запуск тестового единичного производства инновационного продукта с высокой сто-

имостью, затем серийного производства. Наконец, в случае успеха массовое производство инновационного продукта с относительной низкой ценой для потребителя. Первые электромобили Tesla были чрезвычайно дорогими, около 50 тысяч долларов. Впоследствии компания И. Маска наладила массовое производство относительно дешевых электромобилей стоимостью 35 тысяч долларов. Причем в США существуют государственные субсидии для покупателей электротранспорта, поэтому покупка Tesla Model 3 обойдется даже дешевле 35 тысяч долларов.

5. Расширение рынков сбыта. Компания Tesla объявила о строительстве заводов в Германии и Китае. В мире расширяется сеть бесплатных заправок, оборудованных солнечными батареями. Растет число потребителей электромобилей в самых странах мира. Сегодня бум электромобилей в США, Норвегии, Канаде, Японии, Таиланде, Южной Корее.

Попробуем адаптировать подобную стратегию успеха по созданию инновационной высокотехнологичной организации на базе типичного постсоветского градообразующего предприятия. Обозначим ключевые положения такой стратегии по примеру стратегии, использующейся в компании Tesla Motors:

1. Определение нового облика такого предприятия, его позиционирование как инновационной организации, открытой для «умных» инвестиций и для интересных разработок. Курс на прозрачность менеджмента и си-темы мотивации, поддержка иницативных, творческих сотрудников, эдхократическая организационная структура [5], определение высокотехнологичной продукции, которое предприятие намерено выпускать. Известный гуру в области менеджмента Генри Минцберг дает такое определение эдхократии: «Эдхо-кратия — высокоорганичная организационная система с незначительной формализацией поведения» [7].

2. Вливания в человеческие ресурсы - помощь работникам организации в повышении квалификации, медицинских услугах, помощь в приобретении жилья, использование бесплатных парикмахерских, прачечных. Увольнение людей безынициативных, неспособных на творческие решения, стремящихся

все оставить «как есть». Это позволит создать почву для появления творчески мыслящих, хорошо образованных и здоровых работников, которым будут интересны прорывные инновационные проекты.

3. Создание на территории предприятия комфортных территорий для ведения венчурного бизнеса - технопарков, коворкингов, а возможно даже и создание организации-ко-воркинга. Создание творческой поисковой атмосферы в организации. Привлечение инвестиций со всего мира, создание возможностей для прихода реальных бизнес-ангелов [4].

4. Запуск процедуры реинжиниринга на предприятии, применение новых технологий, конверсия производственного процесса. Производство первых высокотехнологичных продуктов и услуг на территории региона, в случае успеха увеличение объемов продукции. К примеру, выпуск дешевой отечественной стиральной машины-автомата мог бы найти своих потребителей в регионе. Можно наладить производство электроскутеров, телефонов, планшетов, ноутбуков, 3ё-принтеров различного типа, в том числе строительных.

5. Выход на рынок других регионов, а

Список литературы

1. АвтоВАЗ на дальних рубежах: кому нужны Лады за границей? URL: https://www.zr.ru/ content/articles/911299-avtovaz-na-dalnikh-rubezhakh-ko/

2. Иннополис: российская Кремниевая долина на государственные деньги URL: www. rbc.ru/magazine/2017/06/59256c969a7947e6f96 3c242

3. Радаев В.В. Экономическая социология.

- М.: Издательский дом ВШЭ. - 2005. - С. 149.

4. Терелянский П.В., Мельников А.С. Факторы, определяющие инновационное развитие городской агломерации // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. - 2016.

- № 4. - С. 62-67.

5. Бикметов Р.Ш. Формирование эдхокра-тической структуры отечественных организаций в условиях формирования инноваций. Дискуссия. - 2016. - № 5. - С. 49-54. Электронный ресурс: http://www.journal-discussion. ru/publication.php?id=1607.

6. Санто Б. Инновация как средство эконо-

впоследствии и стран. Здесь надо использовать преимущества интернет-торговли. Самый яркий пример - китайская, а теперь уже и международная платформа Alibaba. Здесь можно купить все что угодно: от фонарика до мощных ноутбуков. Такая платформа по продвижению высокотехнологичных товаров привлечет своих покупателей в самых разных странах мира.

Реализация такой стратегии позволила бы создать на территории Российской Федерации множество градообразующих предприятий инновационного типа, выпускающих высокотехнологичную, востребованную продукцию. Были бы решены и косвенные задачи — привлечение инвестиций в экономику, генерация высокотехнологичных производств, решение проблемы отсутствия высокооплачиваемых рабочих мест. Также такая стратегия может решить проблему депрессивных моногородов России, вдохнуть в них новую жизнь. В случае успеха такая стратегия может быть взята на вооружение различными регионами Российской Федерации, на территории которых находится большое количество моногородов.

мического развития / пер. с венг. с изм. и доп. авт. - М.: Прогресс, 1990. - 295 с.

7. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / пер. c англ. СПб.: Питер, 2002. - С. 433.

8. Шумпетер И.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / пер. с нем. - М.: ЭКСМО, 2007. - 864 с.

9. Тейлор Ф.У. Научная организация труда // Управление это наука и искусство. - М.:, 1992. - С. 224

10. Иннополис: российская Кремниевая долина на государственные деньги URL: www. rbc.ru/magazine/2017/06/59256c969a7947e6f96 3c242

References

1. AvtoVAZ at distant boundaries: who needs Ladas abroad? URL: https://www.zr.ru/content/ articles/911299-avtovaz-na-dalnikh-rubezhakh-ko/

2. Innopolis: the Russian Silicon Valley on the state money of URL: www.rbc.ru/magazine/201

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

7/06/59256c969a7947e6f963c242

3. Radayev VV Economic sociology. M.: HSE publishing house. - 2005. - P. 149

4. Terelyansky P.V., Millers of A. S. The factors defining innovative development of city agglomeration. Current problems of economy and management. - 2016. - № 4. - P. 62-67.

5. Bikmetov R.Sh. Formation of edkhokratichesky structure of the domestic organizations in the conditions of formation of innovations. Discussion. - 2016. - № 5. - Page 49-54. Electronic resource: http://www.journal-discussion.ru/publication.php?id=1607.

6. B. Innovation's Santo as means of economic development: the lane with Bern with amendment

and an additional bus of M.: Progress, 1990. - 295 p.

7. Mintsberg G. Structure in a fist: creation of the effective organization: the lane with English SPb.: St. Petersburg, 2002. - P. 433.

8. Schumpeter J.A. Theory of economic development. Capitalism, socialism and democracy: the lane with him. M.: EKSMO, 2007. - 864 p.

9. Taylor F.U. The scientific organization of work/Management is a science and art. - M., 1992. - P. 224

10. Innopolis: the Russian Silicon Valley on the state money of URL: www.rbc.ru/magazine/2 017/06/59256c969a7947e6f963c242

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.