ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ВОСПРОИЗВОДСТВУ И РАЗВИТИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
С.М. ХАИРОВА
К современным тенденциям экономического развития Российской Федерации относятся следующие: во-первых, растет сфера образовательных услуг и соответственно обслуживающий сектор национальной экономики; во-вторых, в обслуживающем секторе наиболее значителен рост сферы социальных услуг, которые решают важные конституционные задачи обеспечения равных социальных прав граждан, компенсации потерь от несовершенства рынка, роста общего благосостояния населения РФ; в-третьих,. в сфере социальных услуг опережающими темпами растут особо значимые социальные услуги в сферах образования, здравоохранения, обязательного социального обеспечения, направленные на укрепление и развитие личности, человеческого капитала.
Особенности воспроизводства образовательных услуг определяются общими социально-экономическими факторами-условиями (социально-экономическая сущность и целевая направленность, форма собственности и способ воспроизводства, вид обмена), факторами-условиями, относящимися к организации и функционированию системы управления образовательными учреждениями, его макрологистической системы (организационная структура и взаимосвязи, цели, задачи и функции, метод, тип и технология управления, подход к нему и метод управления риском), финансовоэкономическими факторами-условиями (вид услуги, технология ее воспроизводства и потребления, источник финансирования, источник формирования доходов и структура расходов, метод ценообразования).
Система образования как система социальной, сервисной и институциональной инфраструктуры представляет собой социально-экономическую систему, субъекты которой имеют общую цель оптимизации экономических потоков с минимальными издержками и затратами.
Более широкий взгляд на определение принципов образования связан с представлением этой сферы как сложной социально-экономической системы, к которой применимы все известные принципы управления. Разработка новой концепции развития сферы образования, учитывающей изменившиеся социально-экономические условия и состояние национальной экономики, а также наличие современно научно-методической базы исследования и проектирования систем управления, позволяют в большей степени, чем прежде, следовать основным научным принципам управления. Так, принцип инновационности, обусловлен тем, что изменчивость условий функционирования образования требует неординарности мышления. Иными словами, инновационность развития окружающей среды требует инновационности стратегического подхода. При этом под инновационностью развития образования можно понимать его осуществление на основе генерации освоения и внедрения новых идей, процессов и услуг, реализуемых в соответствии с имеющимися ресурсами и инновационным потенциалом.
Программа развития вузов должна быть нацелена на инновации и конкурентоспособность и составлена на базе стратегии развития России до 2020 года и плана Министерства образования и науки Российской Федерации по разработке мер по развитию конкуренции в сфере услуг образования.
Качество образования и инновационность вуза не зависят от масштаба вуза. Инновационная экономика невозможна без инновационного образования и разработки образовательных программ в соответствии со спецификой региона в рамках федеральных государственных образовательных стандартов.
Необходимость и требование нового качества экономического роста в развитых и развивающихся странах сопровождается значительными структурными сдвигами в национальных экономиках. Вместе со снижением относительной роли материального производства происходит бурное развитие рынка образовательных, медицинских, финансовых, туристических, инфраструктурных и деловых услуг. Отечественными и зарубежными специалистами установлено, что расширение и структурное усложнение сферы услуг в настоящее время происходит как в результате возникновения новых
производств, так и путем «экстернализации» услуг, т.е. выделения производства услуг в самостоятельные звенья экономической системы.
Очень серьезный потенциал, наработанный вузами, на наш взгляд, должен быть использован в части модернизации образовательного процесса путем их сетевого взаимодействия и получения синергетического эффекта как на региональном, так и на федеральном уровнях, а именно оптимального удовлетворения сегодняшних и завтрашних потребностей реального сектора экономики, социальной сферы, науки, бизнеса в квалифицированных кадрах - конкурентоспособных как на отечественном, так и на мировом рынке труда. Таким образом, мы считаем, вектор, направленный на интеграцию целесообразным, с учетом профилей подготовки, размещения, эффективности работы.
Однако, понятие интеграция зачастую понимается вузами как недружественное поглощение одного другим. И это недопустимо. За основу необходимо брать не количественный, а качественный показатель.
Необходим поиск новых организационно-экономических форм интеграции науки, образования и инноваций. Трансформацию вуза целесообразно осуществлять в направлении формирования образовательного научно-инновационного центра (ОНИЦ), в рамках которого может осуществляться подготовка нового типа специалиста (бакалавра, магистра) на базе вовлечения персонала и студентов вуза в инновационную деятельность. При этом важно обеспечить кооперацию ОНИЦ с организациями сферы услуг и организациями других отраслей региона при содействии правительственных органов с целью «встраивания» вновь формирующейся структуры в инновационную региональную кластерную политику и общероссийскую сеть.
Образовательное учреждение, на наш взгляд, можно рассматривать в будущем как образовательно-производственный кластер, в котором может быть организовано эффективное взаимодействие сферы образования и производства.
Поэтому в решении стратегической для страны задачи по переводу отечественной экономики на инновационную основу ключевую роль должны играть две категории специалистов: теоретики, инженеры, создающие новизну и предприниматели (практики, которых готовит ВУЗ), переводящих новые идеи и изобретения в услуги, продукты, технологические процессы. Через взаимодействие с другими ВУЗами необходимо прийти к принципу паритетности в подготовке выпускников.
Требуется разработать систему инноваций как объекта менеджмента вуза это: создание, распространение и практическое использование новых научных знаний в хозяйственной практике, направленных на решение проблем комплексного социальноэкономического развития региона; использование комплекса элементов, составляющих инновационный потенциал вуза.
В основе действий образовательных учреждений должна быть стратегия упреждения. Разумнее предусмотреть кризис, т.е. разработать и ввести в систему такие инновации, которые позволят снизить риск и неопределенность будущих последствий.
Каждый вуз индивидуален, учет удельных и общих затрат на образовательный процесс в целом - необходимое условие при определении конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг и выборе показателей:
1. Организационная работа и структурные изменения. Интеграция как «по вертикали», подразумевающая тесное взаимодействие всех уровней образования, так и интеграция «по горизонтали», то есть открытость образования нуждам и запросам экономики, науки, общества. Применение логистического подхода к совершенствованию организации системы управления деятельностью, то есть органичное сочетание старых и новых методов управления в переходе к «новой» экономике - экономике знаний. В реорганизации нуждаются внутривузовские структуры, взаимодействующие с рынками труда и образовательных услуг. Функции формирования планового набора студентов в части платного образования, финансового и ресурсного обеспечения перенести на уровень подразделений. Базовый элемент, осуществляющий единство учебного и научного процесса становятся центры ответственности и маркетинг - логистический центр.
Трудовые коллективы кафедр настроить на интрапринерство (командное предпринимательство) и креативные решения в организации учебного процесса,
налаживании партнерских связей с властью и бизнесом региона, готовых ответственно подходить к их реализации.
2. Потребители и рынок. Наличие информационной системы в вузе позволяет обеспечить возможность прогнозирования движения материальных, финансовых и информационных потоков, более четко определять перечень образовательных услуг и поведение участников рынка, пути увеличения объема образовательных услуг, повышения имиджа вуза, обосновывать необходимость проведения структурных изменений.
3. Образовательный процесс. Расширить границы образовательного пространства и создать систему, которая не только давала бы базовое высшее образование, но и обеспечивала бы специалистов новыми экономическими, управленческими знаниями на протяжении всей жизни, на всех этапах их карьеры.
Важнейшей составляющей инновационной инфраструктуры является кадровое обеспечение инновационной экономики. Таким образом, уровень образованности, наличие соответствующих знаний, навыков, умений, компетенций и опыта определяет готовность и способность наноагента( к каковым мы можем отнести выпускников вуза) к включению в инновационную деятельность. Для чего необходимо внедрять в учебный процесс совокупность типовых инновационных методов.
4. Социальная, воспитательная, физкультурно-оздоровительная и досуговая работа со студентами. Воспитание студентов через привлечение их для решения задач и потребностей региона. Комплексную систему воспитания в вузе направить на создание условий для формирования субъектной позиции студентов.