Научная статья на тему 'Инновационное развитие экономическихьсистем: теоретико-методологические основы'

Инновационное развитие экономическихьсистем: теоретико-методологические основы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
732
503
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Астафьева Наталия Валерьевна

Углубление теоретических подходов, включающих инновации в число факторов экономического роста и развития, приводит к необходимости разработки теоретико-методологических основ инновационного развития экономических систем, характеризующих закономерности не только современного этапа, но и процесса экономического развития в целом. важнейшим фактором, определяющим возможности инновационного развития любой экономической системы, является система образования, которая играет активную роль в процессе роста инновационной активности хозяйствующих субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие экономическихьсистем: теоретико-методологические основы»

УДК 338:001.895:378

Н.В. Астафьева

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Углубление теоретических подходов, включающих инновации в число факторов экономического роста и развития, приводит к необходимости разработки теоретико-методологических основ инновационного развития экономических систем, характеризующих закономерности не только современного этапа, но и процесса экономического развития в целом. Важнейшим фактором, определяющим возможности инновационного развития любой экономической системы, является система образования, которая играет активную роль в процессе роста инновационной активности хозяйствующих субъектов.

N.V. Astafieva THE INNOVATION DEVELOPMENT OF ECONOMIC SYSTEMS: THEORETICAL-METHODOLOGICAL FOUNDATIONS

Intensification of theoretical approaches including innovations in the number of factors of economic growth and development leads to the necessity of the theoretical-methodological foundations elaboration of the economic systems development characterizing the regularities not only of the modern stage but also of the economic development process as a whole. The major factor determining the possibilities of the innovation development of any economic system is educational system that plays an active role in the process of innovation activity growth of managing subjects.

В современных условиях основой динамического позитивного развития любой экономической системы служит инновационная деятельность, обеспечивающая высокий уровень ее конкурентоспособности. Создание и внедрение инноваций позволяет получать принципиально новые преимущества в конкурентной борьбе, использовать не доступные большинству рыночных агентов сигналы о перспективных технологиях, будущих потребностях и спросе. При этом инновационной можно считать такую экономику, в которой знания позволяют генерировать непрерывный поток нововведений, отвечающий динамично меняющимся потребностям, а часто и формирующий эти потребности.

Переход к инновационному типу развития экономики, реальное повышение роли знаний в процессе общественного воспроизводства порождают необходимость адекватного отображения этих процессов, как в теоретическом плане, так и в практике управления производством. Однако, как признают многие представители фундаментальной экономической науки за рубежом, она зачастую не в состоянии полномасштабно отразить специфику современной технологически прогрессирующей экономики и в лучшем случае лишь констатирует этот прогресс с помощью, например, новых видов производственных функций, учитывающих влияние науки и образования. Поскольку этого недостаточно для

теоретического осмысления новых реалий и разработки соответствующих практических рекомендаций, в настоящее время ведутся активные поиски новой методологической основы экономической науки, способной достоверно показать закономерности не только современного этапа, но и процесса экономического развития человечества в целом.

В общем случае под развитием понимается необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений. Любое развитие, в том числе инновационное, предполагает переход экономической системы на новый, более совершенный уровень, который характеризуется различными как качественными, так и количественными показателями. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры (т.е. возникновение, трансформация или исчезновение его элементов и связей).

С нашей точки зрения, следует различать две формы экономического развития, между которыми существует диалектическая связь: эволюционную, связанную с постепенными количественными изменениями экономической системы, и инновационную, характеризующуюся взаимосвязанными количественными и качественными изменениями в структуре, принципах организации и управления экономической системой с момента зарождения идеи до внедрения нововведений на практике и в течение всего времени функционирования экономической системы. Рассмотрим далее приведенные формы экономического развития более подробно.

Источниками эволюционной экономической теории называют эволюционную теорию Ч. Дарвина, социальную теорию М. Вебера, концепцию циклического развития Н.Д. Кондратьева, эволюционную динамику современной генетики, системный анализ, комбинацию современных теорий фирмы, обработки информации и адаптации, эволюционную теорию экономического развития Р. Нельсона и С. Уинтера [1]. Кроме того, эволюционная экономическая теория восприняла логический подход к эволюционному естественному отбору систем и структур Т. Веблена и теорию намеренного искусственного отбора по Дж. Коммонсу [2]. В России к сторонникам эволюционной экономической теории относятся: В. Маевский, В. Тамбовцев, В. Чекмарев (приложивший эволюционную теорию к экономике образования) и ряд других ученых. В отличие от ортодоксальной экономической науки, она достаточно адекватно воспринимает особенности технологически прогрессирующей экономики, что показывает сравнение их отдельных ключевых положений

[3].

В условиях становления инновационной экономики развитию экономических систем способствует формирование у них конкурентных преимуществ, обеспечение которых в долгосрочном периоде невозможно без осуществления инноваций. Инновационные процессы являются неисчерпаемым источником экономического развития, а инновации формируют характер и масштабы преобразований экономических систем. Эффективная разработка новшеств, внедрение и использование на практике инноваций дает возможность экономической системе успешно функционировать в условиях становления инновационной экономики, характеризующейся быстрым изменением конъюнктуры и активной конкурентной борьбой хозяйствующих субъектов.

Согласно определению инновация представляет собой нечто новое и таким образом является добавлением в существующее знание. Инновация всегда связана с нарушением равновесия существующей, традиционной системы, рассогласованием связей ее элементов. Данное рассогласование или разрыв носит не случайный характер, а вызвано сущностью инновации, как явления, свойства которого способны изменить представление о целой группе подобных явлений, что, безусловно, связано с нарушением целостности системы и гармонии субъектов экономической системы. Уровень инновационности экономической системы зависит от многих факторов, основными из которых являются: накопленный

интеллектуальный потенциал, наличие инвестиционных ресурсов рискового характера (венчурного типа), соответствующая нормативно-правовая база и институциональная основа.

Углубление теоретических подходов, включающих инновации в число факторов экономического роста и развития, привело к появлению термина «инновационный тип развития» (М. Кастельс, А. Фонотов и др.).

Инновационный тип развития - это постоянно усложняющаяся и совершенствующаяся деятельность, составляющая совокупность непрерывно подготавливаемых и реализуемых нововведений [4].

Переход к инновационному типу развития означает, что инновационный процесс перерастает рамки обычной реакции на изменение экономических условий, а производство и производительное использование нового знания как неотъемлемая характеристика инновационной деятельности превращается в процесс, постоянно воспроизводящийся и неразрывно связанный с дальнейшим развитием общества.

Исходным базисом теории инновационного типа развития экономических систем являются аргументированные утверждения, понятия, представляющие собой методологические принципы. Прежде всего, - это понимание экономики любого уровня как динамично развивающейся системы, обладающей признаками целостности, единства, взаимодействия и взаимообусловленности элементов системы, рассматриваемыми в качестве ее основных свойств.

Инновационный тип развития экономических систем характеризуется тремя комплексными признаками: 1) новаторскими целями деятельности экономической системы и ее инновационными результатами в каждом периоде развития по сравнению с предыдущим; 2) инновационными средствами достижения новаторских целей и получения инновационных результатов на основе постоянно обновляемой технологической базы; 3) совокупностью внутренних и внешних условий, позволяющих обеспечивать инновационную активность экономических систем (нормативно-правовая база инновационного функционирования экономической системы и ее динамично обновляющаяся структурно-функциональная модель; развитый инновационный менеджмент; непрерывно совершенствуемый мотивационный механизм активизации инновационной деятельности, создания новой конкурентоспособной продукции и повышения качества выпускаемой продукции; доступность инновационных факторов-ресурсов в их комплексе; развитая способность экономической системы интегрировать науку, образование, производство и рынок) [5].

В обеспечении динамики перехода экономических систем на инновационный тип развития важная роль отводится управлению, регулированию и стимулированию процесса создания и внедрения инноваций. При этом основная задача состоит не только в стимулировании отдельных инноваций, но и в формировании организационных, экономических и правовых условий для создания основ национальной инновационной системы. Стратегическое значение имеет также выбор модели инновационного развития экономических систем. В мире реализованы две основные модели: европейско-американская, основанная на преимущественном развитии и использовании собственной научнотехнологической сферы для генерирования инновационного продукта, и японская, основанная на преимущественном внешнем заимствовании новых технологий с их последующей доработкой. В России имеются сторонники применения и той, и другой модели. Базой, которая делает возможным этот выбор, является наличие в стране фундаментальной науки, квалифицированных кадров, развитой современной системы образования.

В основе базовой модели инновационного развития лежит соотношение между внутренними (наращивание) и внешними (трансферт) источниками инноваций. Стратегия наращивания инноваций характерна для стран-лидеров (США, Германия, Англия, Франция), которые совершенствуют производственные и управленческие технологии, базирующиеся на

собственных фундаментальных и прикладных исследованиях. Стратегия трансферта технологий реализуется, в основном, в странах, не имеющих собственных фундаментальных и прикладных разработок и ограниченных в ресурсах на эти цели.

Результаты проведенного автором сравнительного анализа основных теоретических положений и методологических принципов эволюционной экономической теории и теории инновационного развития представлены в таблице.

Важнейшим фактором, определяющим возможности инновационного развития любой экономической системы, является система образования, которая играет активную роль в процессе инновационного развития хозяйствующих субъектов в части предоставления им различного рода новшеств, в т.ч. инновационно-ориентированных специалистов и объектов интеллектуальной собственности. Широкий спектр инновационных процессов в системе образования сегодня становится неотъемлемой частью и важным звеном экономических преобразований.

Высшая школа одной из первых оценила современные тенденции развития инновационных процессов, их роль и значение в реформировании экономики, разработке новых прорывных технологий, создании конкурентоспособной наукоемкой продукции. Однако, несмотря на значительное количество работ, в экономической литературе особенности управления инновационным развитием современных вузов изучены в недостаточной степени. Проведение исследований в данной области позволило бы существенно повысить эффективность управления вузом и уровень качества предоставляемых образовательных услуг.

Сравнительный анализ основных теоретических положений и методологических принципов эволюционной экономической теории и теории инновационного развития

Принципы Эволюционная экономическая теория Теория инновационного развития

1. Взаимосвязь наследственности и изменчивости Становление новой, постиндустриальной стадии развития совсем не означает полной отмены признаков, форм, связей, секторов экономики, присущих прежним стадиям, а добавляет новый аспект. Эволюционная экономическая теория показывает, что консерватизм - это не только нечто негативное, противостоящее обновлению, но и сохранение, и трансляция позитивных качеств, присущих прежним структурам и отношениям. Инновационность, изменчивость способствуют обогащению существующего опыта новейшими научно-техническими достижениями, ведут к возникновению новых форм и принципов взаимодействия, что повышает эффективность функционирования системы. Однако инновации всегда связаны с нарушением равновесия существующей, традиционной системы, рассогласованием связей ее элементов. Важная проблема здесь -определение и сохранение границ, в которых разрушение старого остается созидающим началом нового, а не ведет к дестабилизации и кризису всей системы.

2. Сочетание саморазвития экономических систем с внешним управлением Механизмы управления могут присутствовать внутри системы, делая ее самоуправляемой, либо вовне, в качестве внешнего по отношению к ней управления, которое может как повышать, так и снижать эффективность функционирования системы. Вопрос об их соотношении на протяжении долгих лет остается одним из самых острых и дискуссионных в экономической науке. Приоритет инновационных концепций, поиск улучшенных решений и риск вместо следования стереотипам и повторения пройденного, разработка стратегии приоритетов развития и роста - основные задачи, которые стоят перед инновационным менеджментом. Наличие внутренних механизмов саморазвития и инерционность становятся в настоящее время основными причинами отторжения инновационной стратегии развития и являются неблагоприятными факторами для НТП и инновационного развития.

3. Соотношение между детерминизмом и свободой выбора Любой экономический субъект обладает индивидуальной свободой выбора, но в рамках ее ограничений в той или иной сфере общественной жизни, исходя из набора переменных величин, внутри которых формируются эти области свободы выбора. Сложившиеся особенности менталитета определяют мотивацию в отношении к экономической, инновационной и интеллектуальной деятельности. Концентрация усилий, ресурсов и перераспределение рисков с целью более продуктивного осуществления поиска, разработки, оценки и внедрения инноваций экономической системой, спрос на инновационные технологии и продукты, важность инноваций в деятельности организации зависят от степени и скорости изменения технологий, развития НТП, склонности к новому риску и предприимчивости, повышения роли знаний и системы образования в обществе и т.п.

4. Применение системного Системный подход характеризует многообразие различных форм и направлений использования конкретных системных методов. Посредством системного подхода реализуются перечисленные ранее методологические принципы, такие как

подхода соотношение изменчивости и стабильности, детерминизма и свободы выбора и т.д. - эти системные свойства проявляются в функционировании и анализе систем различных типов.

Высшие учебные заведения функционируют в условиях конкуренции, они должны производить и реализовывать востребованный на рынке экономический продукт в виде образовательных услуг и произведенной наукоемкой продукции, вступая в экономические отношения с другими хозяйствующими субъектами. При этом они ориентируются на получение финансовых результатов от своей деятельности. В настоящее время объем внебюджетных средств в вузе часто превышает объем средств, выделяемых из бюджета. Все это, по нашему мнению, позволяет считать высшее учебное заведение экономической системой со всей совокупностью внутренних и внешних связей, в которой происходят генерация, трансфер, диффузия и интеграция знаний, и которая является частью национальной и региональной инновационных систем.

В быстро меняющейся экономической среде образовательное учреждение не может себе позволить пассивное следование за изменениями, иначе оно станет неконкурентоспособным, прекратит свое существование. Если связывать будущее России с инновационным развитием, то потребуется переход к опережающему образованию с учетом динамики развития внешней среды: тенденций рынка труда, развития научнотехнического прогресса, обновления материально-технической базы производственных предприятий, что вызывает необходимость принципиального изменения образовательной политики. Скорость изменения образовательного учреждения (ассортимента услуг, качества образования, а также стратегии и тактики деятельности вуза) должна не отставать, а в момент начала изменений - по возможности опережать изменения внешней среды. Развитие при этом становится важнейшим фактором успешной деятельности высших учебных заведений.

Задача вузов в инновационной экономике состоит в том, чтобы не просто передавать студентам имеющийся набор современных и востребованных знаний, не только выпускать специалистов в какой-либо определенной профессиональной области, которые будут хорошо подготовлены и много знать, но и научить студентов извлекать знания из стремительно увеличивающегося объема данных и информации, а также, что самое главное, научить их создавать знания. А для этого необходимы интеграция учебной и научной сторон деятельности университетов, стимулирование у студентов интереса к науке и творчеству, развитие их креативных способностей. Второе необходимое умение -умение превращать новые знания в инновации на практике. В-третьих, необходимо научить студента коммерциализовать свои знания и разработки, знать, как образуются цены и механизмы обращения знаний.

При переходе национальной экономики на инновационный путь развития одной из стратегических целей расширения инновационной деятельности в системе высшего образования является создание инновационных университетских комплексов на основе глубокой интеграции научной, образовательной и инновационной деятельности, обеспечивающей устойчивое развитие, высокое качество и востребованность высшего профессионального образования, опережающее кадровое и научно-техническое обеспечение национальной экономики и приоритетных отраслей промышленности. Стратегической целью создания инновационных университетских комплексов являются подготовка и повышение квалификации инновационно-ориентированных специалистов, а также введение в хозяйственный оборот результатов НИР вуза, способных обеспечить позитивные изменения в экономике России.

Формирование системы управления инновационным развитием университетских комплексов должно базироваться на разработке инновационной стратегии и последовательном достижении намеченных ориентиров результативности. Необходимо, чтобы каждый вуз самостоятельно разрабатывал, основываясь на принципах государственной инновационной политики, программу своего инновационного развития и в дальнейшем обеспечивал условия для ее успешной реализации [6]. Это обстоятельство требует пересмотра концептуальных положений, определяющих траекторию развития вуза в

сфере обеспечения гарантированно высокого качества оказываемых образовательных услуг и научно-исследовательской деятельности.

Механизм управления инновационным развитием университетских комплексов должен быть основан на взаимодействии внешних и внутренних факторов их текущей деятельности, способных повысить привлекательность и конкурентоспособность образовательного учреждения на рынке за счет внедрения современных методов управления, инновационных образовательных технологий, совершенствования материально-технической базы вузов, повышения качества образовательных услуг и квалификационного уровня профессорско-преподавательского состава.

Для отечественной высшей школы проблема инновационности не исчерпывается перечнем известных новшеств (уровни образования, непрерывность образования, открытость образования и др.). Требуются механизмы и технологии реализации «парадигмы инновационного мышления». Прежде всего, необходимо определить содержание инновационного образования [7]. На наш взгляд, под инновационным образованием следует понимать процесс и результат образовательной деятельности, позволяющей вносить инновационные изменения в существующую культуру, социальную и экономическую среду. В инновационном образовании компоненты профессионального знания должны быть структурированы по градиенту качества, отражать наилучшее направление развития предметной области. В современном понимании качественное образование - это не только передача глубоких знаний, но и формирование таких знаний и навыков, потребность в которых порождается именно инновационным обществом. Практика показывает, что высшим учебным заведениям необходимо создание стимулирующей среды, подталкивающей вузы к более широкому применению инноваций и к более чуткой реакции на потребности инновационной экономики, основанной на знаниях, на изменение требований рынков труда, которым необходим развитый человеческий капитал, а также разработка эффективной программы инновационного развития системы образования, основную траекторию которого можно обозначить следующим образом: от обучения к качественному образованию.

Таким образом, инновационное развитие экономических систем будет способствовать более активному проведению научных исследований, повышению качества образовательных услуг и созданию необходимых условий для передачи технологий и объектов интеллектуальной собственности промышленности, что позволит обеспечить выход российской экономики на траекторию устойчивого экономического роста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Nelson К. An Evolutionary Theory of Economic Change / К. Nelson, G. Winter. Cambridge: Belknap Press, 2005. 474 p.

2. Самуэльс У.Дж. Эволюционная экономическая теория в исследованиях российских ученых / У.Дж. Самуэльс // Вопросы экономики. 1995. № 7. С. 149-152.

3. Казакова Н.В. Экономика и знания: монография / Н.В. Казакова. Саратов: СГТУ, 2002. 172 с.

4. Фонотов А.Г. От мобилизационного к инновационному типу развития / А.Г. Фонотов // Вопросы экономики. 1993. № 11. С. 80-82.

5. Иванова Н. Инновационная система России в глобальном контексте / Н. Иванова // МЭиМО. 2005. № 7. С. 32-53.

6. Борисов И.И. Стратегия интеграции университета в точки роста региона / И.И. Борисов, И.Е. Рисин, Ю.И. Трещевский // Университетское управление. 2003. № 1(24). С. 9-16.

7. Шукшунов В.Е. Инновационное образование: идеи, принципы, модели / В.Е. Шукшунов, В.Ф. Взятышев, Л.И. Романкова. М.: МАН ВШ, 1996. 169 с.

Астафьева Наталия Валерьевна -

кандидат экономических наук,

доцент кафедры «Экономика и управление на автомобильном транспорте» Саратовского государственного технического университета Статья поступила в редакцию 03.09.07, принята к опубликованию 20.11.07

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.