Научная статья на тему 'Инновационный подход к предупреждению логических ошибок в письменной речи учащихся'

Инновационный подход к предупреждению логических ошибок в письменной речи учащихся Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
167
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИЧЕСКАЯ ОШИБКА / ЛОГИЧЕСКИЙ ПРИЕМ / A LOGICAL MISTAKE / A LOGICAL DEVICE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мильруд Радислав Петрович, Долгачев Владислав Евгеньевич

В статье речь идет о пути предупреждения ошибок применения таких логических приемов, как аналогия, индукция, дедукция, причинноследственная связь, классификация и доказательство. Тема поддержана в рамках Национального проекта «Образование» среди образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы в 2007-2008 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Мильруд Радислав Петрович, Долгачев Владислав Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation approach to prevention of logical mistakes in the learners written speech

The article contains information about the way of preventing logical mistakes in such logical devices as analogy, induction, deduction, cause-effect relation, classification and proof.

Текст научной работы на тему «Инновационный подход к предупреждению логических ошибок в письменной речи учащихся»

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЛОГИЧЕСКИХ ОШИБОК В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ1

Р.П. Мильруд, В.Е. Долгачев

В статье речь идет о пути предупреждения ошибок применения таких логических приемов, как аналогия, индукция, дедукция, причинно-следственная связь, классификация и доказательство. Ключевые слова: логическая ошибка, логический прием.

В данной работе будут рассмотрены пути предупреждения ошибок применения таких логических приемов, как аналогия, индукция, дедукция, причинно-следственная связь, классификация, доказательство и некоторых других. Методика предупреждения логических ошибок в письменной речи учащихся, согласно М. В. Ляховицкому [1],

А.А. Миролюбову, И.В. Рахманову [2] и некоторым другим ученым, включает в себя следующие этапы:

1) анализ банка письменных работ учащихся предыдущих лет с целью выявления логических особенностей их построения и коррекции допущенных ошибок в случае их обнаружения;

2) обучение по аналогии с образцовыми текстами, т. е. письменными высказываниями, составленными в соответствии с логическими нормами как на основе примеров, приведенных учащимися, так и взятых из произведений английских писателей;

3) написание эссе на заданную тему с соблюдением логических правил и предупреждением логических ошибок.

Применяя логический подход в получении, осмыслении и усвоении новых знаний, новой информации, учащиеся достаточно часто допускают ошибки в рамках использования того или иного логического приема, направленного на конечное умозаключение. Данное утверждение может быть обосновано при помощи изучения и анализа логических ошибок, допущенных учащимися в письменной речи. Надо отметить, что это, прежде всего, ошибки в организации текста. Сужая рассматриваемую проблемную область, об-

1 Тема поддержана в рамках Национального проекта «Образование» среди образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы в 2007-2008 гг.

ратим внимание, в частности, на типовые ошибки в построении письменных высказываний. Большинство ошибок возникает при применении обучаемыми различных логических приемов, требуемых для построения логичного письменного высказывания. Так, согласно В.И. Кириллову и А.А. Старченко [3], наиболее часто встречаются ошибки в аналогии и индукции.

Аналогия - это форма получения выводного знания в виде умозаключения, в котором на основании сходства предметов в одних признаках делается вывод о сходстве этих предметов в других признаках. Поскольку заключение в аналогии принимает форму суждения, а оно может быть истинным и ложным, то и аналогия может давать как истинное, так и ложное знание.

Существуют ложные аналогии, довольно часто встречающиеся в письменных работах учащихся. Приведем пример. Учащаяся пишет о своей любимой книге: “I’m very fond of history books. The novels describing the Trojan War are worth reading especially for those who are interested in the history of the Middle Ages...”. Ученица допускает ошибку, связывая Троянскую войну с эпохой Средневековья. Совершенная логическая ошибка становится видна из описания учащейся рисунка, расположенного на титульном листе книги, где троянец Парис изображен как средневековый рыцарь. Поэтому ученица сделала вывод о том, будто троянец Парис и был средневековым рыцарем, и что, следовательно, Троянская война была якобы в Средневековье.

Приведем другой пример ложной аналогии. Из письменного высказывания студента: “An industrialist who pollutes the air with his factory has the same careless attitude toward others as the thug who breaks a store window”. Данное сравнение показывает негативный результат деятельности, связанной с загряз-

нением окружающей среды. До тех пор, пока это единственная цель автора высказывания, его аналогию можно считать успешной. Однако она не демонстрирует того, что загрязнение окружающей среды является преступлением, не доказывает чьей-либо конкретной вины; эта аналогия не способна заменить полновесный аргумент или доказательство.

Следующим приемом логического построения, который при неправильном приме -нении может привести к логической ошибке, является индукция. Говоря об индукции, мы, опираясь на мнения А.И. Задоя [4] и

В. А. Светлова [5], чаще всего подразумеваем неполную индукцию - наиболее часто встречаемую форму проявления приема индуктивного умозаключения. По существу это умозаключение, в котором общий вывод делается на основании посылок, лишь частично охватывающих ту или иную исследуемую или рассматриваемую предметную область. Одним из видов неполной индукции является популярная индукция или индукция через простое перечисление. Многие учащиеся, используя этот распространенный логический прием в письменной речи, совершают не менее распространенную ошибку, допуская в своих письменных высказываниях поспешные обобщения.

Пример из сочинения с элементами рассуждения одного из учащихся вуза: “Since Charley Chaplin and many other talented producers got no “Oscar”, then those who did get it, achieved the award not because of their talent but due to the correspondence with the subjective tastes of the festival organizers. Very likely that many of them were not gifted at all”.

Так, степень достоверности (вероятности) вывода письменного высказывания по индукции через простое перечисление существенно зависит от количества рассматриваемых случаев: чем больше их число, тем выше достоверность вывода и тем большей ознакомленности с учебным материалом данный логический механизм требует от учащихся.

Другой пример (из сочинения учащегося): “I don't have any pets, but I take my neighbor's dog to the park every week or so. I can tell dogs really love me”. Данное высказывание содержит плохо обоснованное обобщение, где вывод делается с использованием недостаточного доказательства.

Приведем примеры из работ учащихся, содержащие логические ошибки в использовании приемов дедукции, причинно-следственной связи, классификации, доказательства:

1) дедукция: “Today it’s very sunny which means that we’re going to be extremely hot and sweaty at our physical training lesson”;

2) причинно-следственная связь: “Teachers shouldn’t put us bad marks! Last time my friend Alex D. received “a two”, he became so upset that got run over by a car”;

3) классификация: “I’ve seen hockey players of two kinds: those, who are not very skilled but enthusiastic and those, who know all the rules but behave rather pathetic on the ice”;

4) доказательство: “I think that homework must be banned because pupils need to spend more time outdoors playing and walking instead of sitting at the table trying to learn endless rules and formulas”.

В примере на дедукцию можно заметить следующую неточность: “Since it’s not clear what season it is, it may be winter. Then nobody is going to be that hot and sweaty!”. Пример с причинно-следственной связью содержит типичную логическую ошибку, кратко обозначаемую как «не следует»: “First, it may happen that Alex was talking over a cell-phone with his girlfriend and not lamenting for his school progress, so he couldn’t have noticed the coming car. Second, if Alex had received an excellent mark, maybe he would have been so overcome with joy that he would have been hit by a bus!”. Высказывание, содержащее логический прием классификации вызывает следующее возражение: “Can’t the skilled hockey players be enthusiastic and those who are not too experienced - get pathetic after a while? The classification can be plausible under some circumstances, but not always, that’s why one may call it busted”. Высказывание, имеющее задействованный логический прием доказательства в своей основе, является нелогичным: “You don’t have to prohibit homework just to let kids have more spare time. The amount of rules and formulas can be reduced. Following the proposed thesis we’ll get 100 % uneducated people though capable of playing numerous sports”.

Следующим этапом является обучение по аналогии. Учащимся предлагается ознакомиться с высказываниями, которые образованы при помощи того или иного приема логического построения. Например:

1) аналогия: ‘Writing a book of poetry is like dropping a rose petal down the Grand Canyon and waiting for the echo” (Don Marquis);

2) дедукция: “The road is wet and the air smells fresh since it was raining a lot beforehand”;

3) индукция: “I was unwell yesterday and I’m not feeling any better today, so most likely I won’t be well tomorrow either”;

4) причинно-следственная связь: “Andrew got a number of unsatisfactory marks in Maths at the beginning of the term but then he worked really hard and managed to obtain a good mark at the end of the term”;

5) классификация: “All the people are divided into those who rule and those who are ruled over” (N. Machiavelli);

6) определение: “A hick is a scornful name for a person who is out of town. What’s funny, sometimes those who call him or her this way are originally out of town too”;

7) доказательство: “Students who both study and work part-time generally find less discouraging to find their niche after graduating from a college or university because by that time they already have many time and effort managing skills developed”.

Далее учащиеся должны в виде эссе доказать или опровергнуть один из предложенных тезисов, чтобы продемонстрировать способность распознавать и исправлять логические ошибки тезиса. Примерные темы:

1) “My favourite film actor/actress”;

2) “Is space exploring worth the money spent on it?”;

3) “True Friendship and Love: how obsolete are these notions?”;

4) “Pros and Cons of having a pet”.

Приведем примеры эссе, полученных

нами в рамках применения методики предупреждения логических ошибок в письменной речи учащихся.

My favourite film actor

Harrison Ford is like one of those sports cars that advertise acceleration from 0 to 60 m.p.h. in three or four seconds. He can go from slightly broody inaction to ferocious reaction in approximately the same time span. And he handles the tight turns and corkscrew twists of a suspense story without losing his balance or leaving skid marks on the film. But maybe the best and most interesting thing about him is that

he doesn't look particularly sleek, quick, or powerful; until something or somebody causes his temperament to explode, he projects the seemly aura of our family sedan.

Как видно из написанного выше, учащийся эффективно использовал логический прием аналогии, уподобляя известного актера спортивной машине.

Is space exploring worth the money spent on it?

Sometimes I can close my eyes and see beautiful houses under the transparent roofs, smooth and shiny roads, small brisk air shuttles flying here and there under the red sky. Yes. that’s right, “red”. I believe we’ll have life boiling up on Mars and other planets soon enough! We have many reasons to invest space exploration because that means to invest in our common future. Needlessly to repeat the opinion shared by lots of people that our mineral resources quite soon will be depleted, so the human race will have to search for new vast sources of energy. Another reason to spend money on space exploring is for the sake of scientific and technical progress. “The more we learn, the more we know”, they say.

Данный отрывок из эссе построен на логических основаниях таких приемов, как дедукция и доказательство, их слияния. Тезис о «нужности» вложений в программы по развитию космоса подкрепляется и доказывается аргументами касательно природных ресурсов и научно-технического прогресса.

True Friendship and Love: how obsolete are these notions?

Friendship and Love are very close. In my opinion, Love is both a feeling and a state of mind which make a person stronger, make him/her ready to give away life for the happiness of the beloved. The notion “friendship” for me is associated with a kind of military brotherhood where fellow soldiers watch each other’s back, defensive and brave. These are the real values we must appreciate for they are eternal.

Автор данного эссе приводит определения понятий «любовь» и «дружба», рассуждая о сущности каждого из явлений.

Pros and Cons of having a pet

Dogs are my favourite animals. Actually I have one myself. It’s white and black and shaggy. His name is Rex. I’ve trained him a lot, so

that he can obey the orders. Rex is very clever indeed. I believe that almost all dogs are clever, helpful and reliable. Of course, you have to spend a lot of time and efforts training and taking care of a dog but the output can really be amazing!

В этом отрывке ученик говорит об уме и верности собак, ссылаясь при этом на качества собственной собаки, т. е. делает индуктивный вывод.

Итак, существуют следующие приемы логического построения: аналогия, индукция, дедукция, причинно-следственная связь,

классификация, доказательство и некоторые другие. В процессе обучения учащихся логике письменной речи важно не только ознакомить учащегося с логическими приемами, но и обучить механизму функционирования того или иного приема, его правильному применению. Работа с учащимися по предупреждению ошибок в использовании приема логического построения в письменной речи состоит из трех ступеней:

1) анализ банка работ учащихся предыдущих лет, выявление закономерностей и погрешностей с целью их дальнейшего исправления;

2) изучение письменных высказываний по аналогии, составленных с учетом логических норм;

3) написание эссе на заданные темы с их последующим анализом.

Это позволяет эффективно предупреждать логические ошибки учащихся, используя инновационный подход в обучении.

1. Ляховицкий М. В. Методика преподавания иностранных языков. М., 1981.

2. Миролюбов А.А., Рахманов И.В., Цейтлин В.С. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. М., 1987.

3. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 1995.

4. Задоя А.И. Введение в логику. М., 1996.

5. Светлов В.А. Практическая логика. СПб., 1995.

Поступила в редакцию 2.09.2008 г.

Millrood R.P., Dolgachev V.E. Innovation approach to prevention of logical mistakes in the learners’ written speech. The article contains information about the way of preventing logical mistakes in such logical devices as analogy, induction, deduction, cause-effect relation, classification and proof.

Key words: a logical mistake, a logical device.

ЦЕНТР КОМПЬЮТЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ - ТОЧКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА1

Д.В. Лопатин, Е.С. Чиркин

Статья раскрывает спектр возможностей роста профессионального уровня студентов, обучаемых на базе Центра компьютерной безопасности на примере проектной деятельности - от разработки учебно-методических комплексов до построения комплексной системы защиты предприятия.

Ключевые слова: образовательные услуги, центр компьютерной безопасности, обучение персонала, разработка пособий.

Одной из актуальнейших проблем выпускников высших учебных заведений является поиск работы по полученной специальности или хотя бы по полученному профилю образования. Первое подразумевает опреде-

1 Тема поддержана в рамках Национального проекта «Образование» среди образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы в 2007-2008 гг.

ленную конкурентоспособность выпускника как специалиста во вполне конкретной профессии, второе - наличие широкого кругозора и общую компетентность в значительном количестве тем, так или иначе востребованных в профессиональной области, внутри которой находится профиль полученного высшего образования. Условно, получение профессионального образования по первому пути связано с посещением занятий и регу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.