Научная статья на тему 'Ошибки в использовании приема логического построения в письменной речи учащихся (аналогия, индукция, дедукция, причинно-следственная связь, классификация, доказательство)'

Ошибки в использовании приема логического построения в письменной речи учащихся (аналогия, индукция, дедукция, причинно-следственная связь, классификация, доказательство) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
570
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИКА / ЛОГИЧЕСКАЯ ОШИБКА / АНАЛОГИЯ / ИНДУКЦИЯ / ДЕДУКЦИЯ / ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННАЯ СВЯЗЬ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ДОКАЗАТЕЛЬСТВО / LOGIC / LOGICAL MISTAKE / ANALOGY / INDUCTION / DEDUCTION / CAUSATIVE-CONSECUTIVE CONNECTION / CLASSIFICATION / PROOF

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Долгачев Владислав Евгеньевич

В рамках статьи рассматриваются основные логические ошибки, допускаемые учащимися в иноязычной письменной речи, а также логические приемы их предотвращения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Долгачев Владислав Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MISTAKES AT USE OF TECHNIQUE OF LOGICAL CONSTRUCTION IN WRITTEN SPEECH OF STUDENTS (ANALOGY, INDUCTION, DEDUCTION, CAUSATIVE-CONSECUTIVE CONNECTION, CLASSIFICATION, PROOF)

Within the article the main logical mistakes made by students in foreign written speech and logical techniques of its prevention are described.

Текст научной работы на тему «Ошибки в использовании приема логического построения в письменной речи учащихся (аналогия, индукция, дедукция, причинно-следственная связь, классификация, доказательство)»

УДК 372.51

ОШИБКИ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРИЕМА ЛОГИЧЕСКОГО ПОСТРОЕНИЯ В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ (АНАЛОГИЯ, ИНДУКЦИЯ, ДЕДУКЦИЯ, ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННАЯ СВЯЗЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ДОКАЗАТЕЛЬСТВО)

© Владислав Евгеньевич Долгачев

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры методики преподавания иностранного языка, e-mail: www.dolgachev@rambler.ru

В рамках статьи рассматриваются основные логические ошибки, допускаемые учащимися в иноязычной письменной речи, а также логические приемы их предотвращения.

Ключевые слова: логика; логическая ошибка; аналогия; индукция; дедукция; причинно-следственная связь; классификация; доказательство.

Актуальность рассмотрения данной проблемы обусловлена тем, что изучение, а также предупреждение возникновения логических ошибок являются наиболее важными задачами обучения логичной письменной речи. Многие авторы, такие как В.И. Кобзарь [1], А.Д. Гетманова [2], А.А. Ивин [3], Ю.В. Ивлев [4] и другие, обращают внимание в своих работах на важность изучения логических ошибок как в письменной, так и в устной речи учащихся в ходе обучения логике.

Если логика - это, согласно воззрениям М.И. Каринского [5], Л.В. Рутковского [6], наука о формах и законах правильного мышления, ведущего к истине, то логическая ошибка - это нарушение мыслительного процесса, направленного на достижение истины. Такого рода нарушения легче и заметнее всего фиксируются в письменной речи учащихся. Существуют специальные логические требования к письменной речи, невыполнение которых ведет к появлению разного рода логических ошибок. Во-первых, это требование определенности. Определен-

ность - это свойство правильного мышления воспроизводить в структуре мысли качественную определенность самих предметов и явлений, их относительную устойчивость. Она находит свое выражение в точности мысли, отсутствии сбивчивости и хаотичности в понятиях и т. д. Во-вторых, для письменной речи важна последовательность, которая есть свойство правильного мышления воспроизводить структурой мысли те структурные связи и отношения, которые присущи самой действительности, способность следовать «логике вещей». Она обнаруживается в непротиворечивости мысли самой себе, вы-

ведении всех необходимых следствий из принятого положения. В-третьих, большое значение имеет доказательность, т. е. свойство правильного мышления отражать объективные основания предметов и явлений окружающего мира. Она проявляется в обоснованности мысли, установлении ее истинности или ложности на основе других мыслей, неприятии голословности, декларативности, постулирования.

В этой статье мы подробно рассмотрим ошибки в использовании приема логического построения. К данной категории относятся логические ошибки, связанные с такими логическими приемами, как аналогия, индукция, дедукция, причинно-следственная связь, классификация, доказательство и некоторыми другими.

Применяя логический подход в получении, осмыслении и усвоении новых знаний, новой информации, учащиеся достаточно часто допускают ошибки в рамках использования того или иного логического механизма, т. е. приема, направленного на достижение конечной цели обучения - получение истинного знания.

Данное утверждение может быть обосновано при помощи изучения и анализа логических ошибок, допущенных учащимися в письменной речи. Надо отметить, что это, прежде всего, ошибки в организации текста. Сужая рассматриваемую проблемную область, обратим внимание, в частности, на типовые ошибки в построении письменных высказываний. Большинство ошибок возникает при применении обучаемыми различных логических приемов, требуемых для построения логичного письменного высказывания. Наи-

более часто встречаются ошибки в аналогии и индукции.

Вообще, аналогия - это форма получения выводного знания в виде умозаключения, в котором на основании сходства предметов в одних признаках делается вывод о сходстве этих предметов в других признаках. Поскольку заключение в аналогии принимает форму суждения, а оно может быть истинным и ложным, то и аналогия может давать как истинное, так и ложное знание.

Таким образом, существуют ложные аналогии, довольно часто встречающиеся в письменных работах учащихся. Приведем пример. Учащаяся пишет о своей любимой книге: “I’m very fond of history books. The novels describing the Trojan War are worth reading especially for those who are interested in the history of the Middle Ages...”. Ученица допускает ошибку, связывая Троянскую войну с эпохой Средневековья. Совершенная логическая ошибка становится видна из описания учащейся рисунка, расположенного на титульном листе книги, где троянец Парис изображен как средневековый рыцарь. Поэтому ученица сделала вывод о том, будто троянец Парис и был средневековым рыцарем, и что, следовательно, Троянская война была якобы в Средневековье.

Приведем другой пример ложной аналогии. Из письменного высказывания студента: “An industrialist who pollutes the air with his factory has the same careless attitude toward others as the thug who breaks a store window”. Данное сравнение показывает негативный результат деятельности, связанной с загрязнением окружающей среды. До тех пор, пока это единственная цель автора высказывания, его аналогию можно считать успешной. Однако она не демонстрирует того, что загрязнение окружающей среды является преступлением, не доказывает чьей-либо конкретной вины; эта аналогия не способна заменить полновесный аргумент или доказательство.

Следующим приемом логического построения, который при неправильном приме -нении может привести к логической ошибке, является индукция. Говоря об индукции, мы чаще всего подразумеваем неполную индукцию - наиболее часто встречаемую форму проявления приема индуктивного умозаключения. По существу это умозаключение, в котором общий вывод делается на основании

посылок, лишь частично охватывающих ту или иную, исследуемую или рассматриваемую, предметную область. Одним из видов неполной индукции является популярная индукция или индукция через простое перечисление. Многие учащиеся, используя этот распространенный логический прием в письменной речи, совершают не менее распространенную ошибку, допуская в своих письменных высказываниях поспешные обобщения.

Пример из сочинения с элементами рассуждения одного из учащихся вуза: “Since Charley Chaplin and many other talented producers got no “Oscar”, then those who did get it, achieved the award not because of their talent but due to the correspondence with the subjective tastes of the festival organizers. Very likely that many of them were not gifted at all”.

Так, степень достоверности (вероятности) вывода письменного высказывания по индукции через простое перечисление существенно зависит от количества рассматриваемых случаев: чем больше их число, тем выше достоверность вывода и тем большей ознакомленности с учебным материалом данный логический механизм требует от учащихся.

Другой пример (из сочинения

учащегося): “I don't have any pets, but I take my neighbor's dog to the park every week or so. I can tell dogs really love me”. Данное высказывание содержит плохо обоснованное обобщение, где вывод делается с использованием недостаточного доказательства.

Приведем примеры из работ учащихся, содержащие логические ошибки в использовании дедукции, причинно-следственной связи, классификации, доказательства:

1) дедукция: “Today it’s very sunny which means that we’re going to be extremely hot and sweaty at our physical training lesson”;

2) причинно-следственная связь: “Teachers shouldn’t put us bad marks! Last time my friend Alex D. received “a two”, he became so upset that got run over by a car”;

3) классификация: “I’ve seen hockey players of two kinds: those, who are not very skilled but enthusiastic and those, who know all the rules but behave rather pathetic on the ice”;

4) доказательство: “I think that homework must be banned because pupils need to spend more time outdoors playing and walking instead

13Q

of sitting at the table trying to learn endless rules and formulas”.

В примере на дедукцию можно заметить следующую неточность: “Since it’s not clear what season it is, it may be winter. Then nobody is going to be that hot and sweaty!”. Пример с причинно-следственной связью содержит типичную логическую ошибку, кратко обозначаемую как «не следует»: “First, it may happen that Alex was talking over a cell-phone with his girlfriend and not lamenting for his school progress, so he couldn’t have noticed the coming car. Second, if Alex had received an excellent mark, maybe he would have been so overcome with joy that he would have been hit by a bus!”. Высказывание, содержащее логический прием классификации, вызывает следующее возражение: “Can’t the skilled hockey players be enthusiastic and those who are not too experienced - get pathetic after a while? The classification can be plausible under some circumstances, but not always, that’s why one may call it busted». Высказывание, имеющее задействованный логический прием доказательства в своей основе, является нелогичным: “You don’t have to prohibit homework just to let kids have more spare time. The amount of rules and formulas can be reduced.

Following the proposed thesis we’ll get 100 % uneducated people though capable of playing numerous sports”.

Итак, существуют такие приемы логического построения, как аналогия, индукция, дедукция, причинно-следственная связь,

классификация, доказательство и др. В процессе обучения учащихся логике письменной речи важно не только ознакомить учащегося с логическими приемами, но и обучить механизму функционирования того или иного приема, его правильному применению.

1. Кобзарь В.И. Кафедра логики Санкт-Петербургского университета и история преподавания логики в России // Вече. 1996. № 7.

2. Гетманова А.Д. Логика. М., 1994.

3. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М., 1990.

4. Ивлев Ю.В. Логика. М., 1992.

5. Каринский М.И. Классификация выводов. СПб., 1991.

6. Рутковский Л.В. Основные типы умозаключений. М., 1964.

Поступила в редакцию 13.10.2010 г.

UDC 372.51

MISTAKES AT USE OF TECHNIQUE OF LOGICAL CONSTRUCTION IN WRITTEN SPEECH OF STUDENTS (ANALOGY, INDUCTION, DEDUCTION, CAUSATIVE-CONSECUTIVE CONNECTION, CLASSIFICATION, PROOF)

Vladislav Yevgenyevich Dolgachyov, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Postgraduate Student of Teaching Methodics of Foreign Language Department, e-mail: www.dolgachev@rambler.ru

Within the article the main logical mistakes made by students in foreign written speech and logical techniques of its prevention are described.

Key words: logic; logical mistake; analogy, induction, deduction, causative-consecutive connection, classification, proof.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.