Е. В. Яковлева
ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ
Ключевые слова: логическая культура, модель структуры логической культуры, логические умения, система логических задач, технология формирования логической культуры. logical culture and its pattern model, logical skills, the system of logical problems, logical culture and the techniques of its formation.
Рассматриваются сущность, структура и пути формирования логической культуры студентов высших учебных заведений. Представлены различные подходы к определению средств и методов формирования логической культуры студентов. The author dwells on the essence, structure and the ways offorming logical culture of university and higher education establishments students. Various approaches to the definition of means and methods used to form
students’ logical culture are presented
Состояние экономики, образования, политики любой развитой страны в значительной степени определяется наличием хорошо эрудированных специалистов-профессионалов в той или иной области, владеющих не только последними достижениями в области науки и техники, но и умеющих пользоваться законами мышления, принимать правильные и обоснованные решения в процессе профессиональной деятельности. Для этого необходимо повысить уровень логической культуры выпускников высших учебных заведений, являющейся неотьемлимой частью общей культуры человека.
Данные нашего диагностического эксперимента показали наличие значительного количества ошибок, которые выступают логико-психологическими барьерами на пути развития профессиональных способностей и мышления студентов. Студенты не умеют правильно объяснять факты, затрудняются в аргументированном выборе мер разрешения проблемной ситуации, не владеют способами переноса знаний в ситуации творческого решения проблем. При оценке тех или иных фактов и явлений многие студенты склонны опираться на житейский опыт. Поэтому в их оценках и объяснении явлений оказывается немало субъективных ошибочных высказываний, а научные понятия подменяются житейскими. Следующим недостатком является то, что студенты при решении возникающих перед ними задач пытаются осуществить непосредственный перенос теоретических знаний на условия решения профессиональной задачи, который большей частью не дает эффективного результата и приводит к ошибке.
Парадоксальность заключается в том, что общество, пытаясь сформировать человека с высокой логической культурой, не вооружает этого человека ни в средней, ни в высшей школе (при традиционном обучении) ни логическими приемами мышления, ни знанием о формах мысли, ни знанием о законах мышления. Ошибочно считается, что студенты уже «умеют мыслить». Однако, наши наблюдения и диагностические эксперименты ежегодно показывают, что студенты, приступающие к изучению логики, плохо понимают логические отношения между понятиями, испытывают затруднения в установлении таких форм мышления как понятие, суждение и умозаключение, путают научное и художественное описание, объяснение и представление.
Приведем некоторые данные диагностического эксперимента. Так, с помощью теста «Установление логических форм мышления» было протестировано (в 2004-2007 г.) более тысячи студентов. Из них 60,7 % имели низкий уровень владения основными логиче-
скими операциями с понятиями, 33,5 % - средний и лишь 5,8% - высокий. В ходе наблюдений за успеваемостью этих студентов мы сделали вывод о том, что большинство из них испытывали значительные трудности при обучении не только в первом семестре, но и в последующих.
На основании анализа проведённых психолого-педагогических исследований в высшей школе и наших диагностических экспериментов было выявлено, что важнейшая задача преподавателя в высшей школе состоит в том, чтобы регулярно вести целенаправленную работу по формированию логической культуры мышления студентов как составную часть комплексного процесса профессиональной и мировоззренческой подготовки специалистов. Но он не сможет успешно выполнять эту задачу без знания приёмов правильного логического мышления и умения применять научно обоснованные методы преподавания. Важно, чтобы преподавание любой дисциплины в вузе осуществлялось в соответствии с законами логики и теми познавательными процедурами, которые исторически сложились. Кроме того, с целью установления причинно-следственных связей между явлениями и более глубокого понимания их сущности необходимо излагать новые знания, широко привлекая к объяснениям уже известный студентам материал и их жизненный опыт.
Нами установлено, что проблема формирования логической культуры у студентов является острой необходимостью, которую нельзя мгновенно решить, это достижимо только в результате комплексного «образования-воспитания» высшей школы, составляющего основу обшей культуры личности. Хороший преподаватель не просто требует от студентов решения задач, но и объяснения того, каким образом студент приходит к этому решению, поощряя поиски оригинальных, нестандартных решений. При этом он требует максимального обоснования предлагаемых решений. В результате перед преподавателями высшей школы встаёт задача в том, чтобы, формируя у студентов такое качество, как логическая культура, выработать у них определенную систему умений и навыков, которые в совокупности будут выражать сформированность целостной личности будущего специалиста, что предполагает его успешную деятельность в правовой, технологической, социальной и духовной сферах.
Вместе с тем преподаватели вуза не всегда готовы к решению поставленной задачи, а в учебниках по педагогике в высшей школе особенно слабо представлены новые идеи и подходы по проблемам развития логического и профессионального мышления, по вопросам формирования логической культуры студентов.
Итак, что представляет собой логическая культура студента, какова ее сущность, структура и пути формирования?
Чтобы ответить на эти вопросы мы провели обзор психолого-педагогических исследований, посвященных формированию логического мышления студента. В результате нам удалось выделить следующие требования, которые предъявляются к мышлению студента в условиях его профессиональной подготовки в вузе:
1) по всем дисциплинам профессиональной подготовки студенты должны овладеть системой теоретических понятий, руководствуясь такими логическими методами как: дедукция, моделирование, мысленное экспериментирование и т. д.;
2) доминирование удельного веса логико-познавательных процедур, особенно научного объяснения и предвидения тех или иных фактов;
3) применение гипотетико-дедуктивной структуры знаний при логическом структурировании изучаемого материала и развертывание этой структуры в метод, которое прояв-
ляется не только в гибком сочетании индуктивных и дедуктивных методов, но и в умении мыслить гипотезами.
На основе анализа интеллектуальных качеств личности нам удалось уточнить специфику логической культуры и сформулировать общее понятие. Под логической культурой мы понимаем такой компонент общей культуры личности, который проявляется в знании законов, методов и форм формальной и диалектической логики; в умении человека логически правильно, опираясь на эти законы, формы и методы, рассуждать; давать определения понятиям; оперировать понятиями; делать умозаключения, доказательные выводы; оперировать гипотезами; раскрывать противоречия, а также систематизировать и классифицировать в определённую систему имеющиеся знания.
Разработанная нами модель структуры логической культуры состоит из следующих взаимосвязанных элементов:
- логики, существующей в реальном мире, которая отражается в мышлении человека;
- логического мышления, которое формируется в следующих направлениях: в процессе житейской практики, когда человек мыслит на основе житейской логики; научной логики, которая достигается в процессе образования, через отражение логической структуры знаний, по предметам гуманитарного и естественнонаучного цикла, а также на основе применения методов научно познания и специально-научных методов мышления.
Исследование показало, что в зависимости от ситуации, в которой оказывается студент, его логическая культура может включать различные компоненты, которые в одних случаях касаются культуры «здравого смысла» (житейская логика), в других - формальнологической культуры, а в третьих - диалектико-логической культуры. В центре нашей модели структуры логической культуры студента лежит научно-логическое и профессиональное мышление, существенно дополняющее вырабатываемые на опыте мыслительные навыки.
Каковы же современные педагогические принципы, ориентированные на формирование логической культуры студентов?
Наше исследование, а также осмысление передового педагогического опыта показывает, что таковыми являются следующие педагогические принципы: единства формирования у студентов общелогической культуры и профессионального мышления; учёта взаимодействия в процессе вузовского обучения содержания изучаемых научных курсов, а также логической структуры и логических методов отдельных наук; единства формирования у студентов формальной, диалектической логики и специально-логических методов изучаемых наук; системности и непрерывности в развитии логической культуры студентов на занятиях в вузе; подчинённости формирования логической культуры студентов специфике их будущей профессиональной деятельности.
Следует заметить, что каждый из вышеперечисленных принципов формирования логической культуры взаимосвязан с определенными дидактическими условиями ее формирования у студентов, на которых базируется система работы преподавателя и деятельности студентов по формированию логической культуры в процессе обучения в вузе. Это, во-первых, направленность содержания преподавания теоретических и прикладных курсов на развитие логического и профессионально-логического мышления студентов с учётом особенностей их будущей специальности; во-вторых, раскрытие преподавателями на занятиях в процессе изложения теоретических знаний логической структуры научного знания; в-третьих, моделирование системы проблемных ситуаций, отражающих задачи развития логического мышления студентов с учётом их будущей профессиональной деятельности;
в-четвёртых, планирование, разработка, применение методов, формирующих у студентов формальную, диалектическую и специально-научную логику мышления, необходимую для анализа и решения типичных для изучаемой науки проблемных ситуаций; в-пятых, разработка и применение системы логических задач по отдельным учебным курсам, направленной на формирование логической культуры и логики профессионального мышления; в-шестых, применение логических и специально-научных методов в условиях проведения теоретических занятий; в-седьмых, включение студентов в различные виды учебнопрактической и творческой деятельности, направленные на развитие у них общелогической культуры и логики профессионального мышления; в-восьмых, разработка и применение специальных критериев измерения и методов диагностирования уровня сформирован-ности логической культуры студентов вуза.
В качестве критериев сформированности логической культуры студентов мы приняли качественные показатели сформированности основных логических умений: строить обобщения на основе анализа и синтеза фактического материала; делать индуктивные и дедуктивные выводы; осуществлять перенос имеющихся знаний в новую ситуацию и строить выводы по аналогии; объяснять сущность изучаемого явления; выдвигать и логически развивать гипотезу; выявлять и исправлять логические ошибки; проводить доказательства; владеть эмпирическими и теоретическими методами познания; знать принципы, категории, законы формальной и диалектической логики; владеть профессиональным мышлением.
Не имея возможности описать подробно всю технологию формирования логической культуры будущих специалистов гуманитарного профиля, мы лишь отметим, что нам удалось выделить в программном материале по логике и концепции современного естествознания вопросы, направленные на решение поставленной задачи. В проектируемом содержании по этим дисциплинам мы реализовывали взаимосвязь изучаемой темы с сопряженными с ней вопросами, направленными на формирование логической культуры будущего специалиста (юриста, менеджера, педагога) и формируемыми умениями и навыками.
Особую роль в этой интеграции выполняли методы и формы организации учебного процесса в вузе, которые позволили в пределах отведённого времени и в рамках изучаемых дисциплин совершенствовать процесс профессиональной подготовки, направленный на формирование логической культуры студентов.
К таким потенциальным возможностям мы отнесли использование логических методов в процессе аудиторной и внеаудиторной работы со студентами в ходе проблемного обучения. К числу особо значимых для успешного формирования логических умений мы относим систему логических задач, основными видами которых являются задания на обучение студентов:
1) установлению логических отношений между понятиями и выполнению логических операций с понятиями;
2) умению правильно формулировать суждения;
3) анализу правильности умозаключений из сложных суждений;
4) анализу правильности непосредственных умозаключений;
5) анализу правильности простого категорического силлогизма;
6) объяснению;
7)аналогии;
8) выдвижению и проверке гипотез;
9) выявлению логических ошибок в логических доказательствах.
Закрепление логических умений и навыков логической культуры было организовано не только на проблемных лекциях и семинарах, но и на лекциях с запланированными ошибками, при обсуждении логико-профессиональных ситуаций и задач, проведении дебатов, семинаров-аукционов, заседаний студенческого кружка знатоков логики, конференций по проблемам логики, работы над нормативными источниками, решении занимательных логических задач, кроссвордов и тестов, составлении структурно-логических схем по учебным курсам, проведении «деловых игр».
Как показали наши исследования, студенты экспериментальной группы стали лучше осмысливать логическую структуру материала на лекционных занятиях, значительно успешнее и самостоятельнее выдвигать и обосновывать гипотезы при разрешении проблемных ситуаций, быстрее и правильнее решать логические задачи, меньше допускать ошибок в применении логических методов в ходе доказательства выдвинутого тезиса. Все студенты приобрели знания о законах и формах правильного логического мышления, умение обобщать, объяснять факты и явления, делать выводы по индукции, дедукции и аналогии, строить доказательства, быстро выявлять ошибочные рассуждения у других людей, а также у них появилась способность находить и исправлять свои логические ошибки, видеть способы разрешения профессиональных проблемных ситуаций.
Следует отметить, что хотя логические приёмы формируются и используются на конкретном учебном материале, в то же время они от него не зависят, так как носят общий характер. В силу этого логические приёмы мышления, усвоенные при изучении одного учебного материала, успешно могут в дальнейшем применяться при изучении других учебных дисциплин, а предметом специального усвоения должны быть только такие логические приёмы, с которыми студенты встречаются впервые или которые по каким-то причинам пока недостаточно усвоены.
Придавая особое значение развитию мышления студентов в процессе преподавания вузовских дисциплин, нами выделено две взаимосвязанные стороны. Первая относится к методологическим знаниям, а вторая - к дидактике. В рамках первой удалось выделить общенаучные и частнонаучные методы познания, а также особенности логического мышления, которые должны быть усвоены студентами. Вторая, дидактическая сторона позволила проанализировать содержание учебных курсов с целью выявления их возможностей для целенаправленного усвоения методов познания и формирования логической культуры студентов. Только преподавание, основанное на диалектическом единстве этих двух сторон, способно формировать логическую культуру студентов: побудить их к осознанию и разрешению противоречия в предложенной ситуации; раскрыть непродуктивность решений, опирающихся на обыденный опыт и «житейскую» логическую культуру; показать пути эффективного разрешения проблемной ситуации на основе требований диалектической логики; обобщить опыт работы над поставленными задачами и рассмотреть возможности переноса усвоенных логических знаний в различные сферы общественной жизни.
Литература
1. Яковлева, Е.В. Логика: учебное пособие / Е.В. Яковлева. - Нижнекамск: Изд-во НМИ, 2005. -90 с.
2. Яковлева, Е.В. Теоретические основы формирования логической культуры студентов вузов: монография / Е.В. Яковлева. - Нижнекамск: Изд-во НМИ, 2008. - 148 с.
© Е. В. Яковлева - канд. пед.наук, доц. каф. естественнонаучных дисциплин НМИ. Е-таП:срркр@тай.ги