Научная статья на тему 'Методологические основы формирования логической культуры студентов'

Методологические основы формирования логической культуры студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Елена Владимировна

В статье раскрываются некоторые методологические аспекты решения проблемы формирования логической культуры студентов. Автор обосновывает необходимость построения учебной деятельности в вузе в соответствии с логикой развития знаний, со способами организации получения знаний и диалектическими методами познания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some methodological aspects of developing students' logical culture are revealed in the article. The author motivates the need for designing academic activity in a higher educational establishment in accordance with the logic of knowledge development, with the ways of organisation of knowledge acquisition and with dialectical methods of cognition

Текст научной работы на тему «Методологические основы формирования логической культуры студентов»

ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ

Е. В. Яковлева

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

В статье раскрываются некоторые методологические аспекты решения проблемы формирования логической культуры студентов. Автор обосновывает необходимость построения учебной деятельности в вузе в соответствии с логикой развития знаний, со способами организации получения знаний и диалектическими методами познания.

E. Yakovleva

METHODOLOGICAL BASES OF DEVELOPING STUDENTS' LOGICAL CULTURE

Some methodological aspects of developing students' logical culture are revealed in the article. The author motivates the need for designing academic activity in a higher educational establishment in accordance with the logic of knowledge development, with the ways of organisation of knowledge acquisition and with dialectical methods of cognition.

Успешная деятельность специалистов наиболее сложных профессий напрямую зависит от уровня их культуры, в том числе и логической. Это особенно проявляется в условиях самостоятельного принятия решений, когда последствия тех или иных действий непредсказуемы и неопределенны, когда отсутствует полная информация о предметной области деятельности или нет обратной связи и нет четких критериев выбора. Многие ученые (В. Е. Анисимов, М. С. Коган, Н. С. Пантина, П. Е. Решетников и др.) считают, что в процессе образования в вузе личность не только овладевает определенной профессией, но и приобщается к современной культуре мышления.

Перед юристом, экономистом, организатором, учителем, любым специалистом стоит задача определить наиболее правильный подход к решению той или иной профессиональной проблемы. Стихийный поиск решения проблемы требует много времени и сил, в то же время он не всегда приводит к нужному результату. В связи с этим очень важно, чтобы профессиональный работник мог не только правильно сформулировать вопрос и определить характер ответа на него, но и предвидеть результаты своих действий. А это во многом зависит от уровня его логической культуры. Под

логической культурой мы понимаем определенный компонент общей культуры личности, который проявляется в знании законов, методов и форм формальной и диалектической логики, в умении человека логически правильно, опираясь на эти законы, формы и методы рассуждать, давать определения понятиям, оперировать понятиями, делать умозаключения, доказательные выводы, оперировать гипотезами, раскрывать противоречия, а также систематизировать и классифицировать в определенную систему имеющиеся знания, осуществлять перенос приемов мыслительной деятельности из одной области знаний в другие. Логическая культура выступает в качестве одного из факторов, влияющих на характер и результаты творческого труда, и в этом качестве выступает методологической основой. Какой бы деятельностью не занимался человек, он неизбежно опирается на некоторые наиболее общие понятия, принципы, выработанные им самим, заимствованные из непосредственного окружения или полученные из сокровищницы знаний, добытых трудом нескольких поколений людей.

Многовековая практика показала, что человек, овладевший логикой, мыслит более четко, его аргументация убедительнее,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.