Научная статья на тему 'Формирование методологических знаний у будущих учителей в процессе преподавания педагогики'

Формирование методологических знаний у будущих учителей в процессе преподавания педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ / METHODOLOGY OF PEDAGOGY / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / METHODOLOGICAL KNOWIEDGE / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / PEDAGOGICAL PROCESS / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / SYSTEMIC APPROACH / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА / PEDAGOGICAL TASK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чекарамит Лариса Васильевна

В статье рассматривается проблема методологической подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности. Представлен опыт формирования у студентов методологических знаний и умений их применения на практике в процессе преподавания педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of the methodological training of the future teachers for the professional activity. The experience of formation of the students' methodological knowledge and skills of their practical application in the teaching of pedagogy is presented.

Текст научной работы на тему «Формирование методологических знаний у будущих учителей в процессе преподавания педагогики»

Чекарамит Лариса Васильевна

кандидат педагогических наук, доцент ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 378:001.8

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПЕДАГОГИКИ

FORMATION OF METHODOLOGICAL KNOWLEDGE OF FUTURE TEACHERS IN TEACHING PEDAGOGY

В статье рассматривается проблема методологической подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности. Представлен опыт формирования у студентов методологических знаний и умений их применения на практике в процессе преподавания педагогики.

Ключевые слова: методология педагогики, методологические знания, педагогический процесс, системный подход, педагогическая задача.

The article deals with the problem of the methodological training of the future teachers for the professional activity. The experience of formation of the students' methodological knowledge and skills of their practical application in the teaching of pedagogy is presented.

Key words: Methodology of pedagogy, methodological knowiedge, pedagogical process, systemic approach, pedagogical task.

Наше время требует яркой, масштабной, творческой личности учителя, который призван быть носителем накопленных культурой общечеловеческих ценностей, владеть новыми педагогическими технологиями, искусством профессионального общения, умением самостоятельно осуществлять научный поиск путей повышения качества учебно-воспитательного процесса.

Готовность к профессиональной творческой деятельности основывается на методологических знаниях. Методологические знания -надежный инструмент теоретической и практико-преобразующей деятельности учителя, они позволяют самостоятельно ориентироваться в сложных динамичных процессах перестройки обучения и воспитания, помогают овладеть методологией целостного педагогического процесса, его закономерностями, движущими силами противоречиями, т.е. всем тем, что дает ключ к принятию профессионально обоснованных, нестандартных и новаторских решений. Методологические знания, по сравнению с предметными, обладают несравненно большей обобщенностью и широтой переноса. Деятельность, построенная на базе методологических знаний, позволяет человеку осуществлять быстрое освоение новых для него областей теории и практики. Это происходит за счет самостоятельного получения нового знания благодаря постановке и решению творческих задач в данной области; т.е. предметные знания в новой области приобретаются не

заучиванием их в готовом виде, а путем самостоятельного поиска и «открытия» с помощью методологических знаний.

Внесение таких знаний непосредственно в деятельность педагога позволяет преодолеть противоречие между сложнейшими задачами в области воспитания и обучения, требующими методологического уровня осмысления, и уровнем их прикладной значимости, на котором они обычно разрешаются. Если студенты в процессе обучения приобретают умения оперировать основными понятиями педагогической науки, умеют видеть связь законов, принципов, правил педагогического процесса, учатся анализировать привычную школьную реальность с позиций системного подхода, есть надежда, что такой студент будет профессионально грамотным специалистом, умеющим творчески решать педагогические задачи.

К основным показателям методологической подготовки педагога ученые Загвязинский В.И., Краевский В.В., Сластенин В.А., Мищенко А.И. и др.[1,2,3] относят: умение оперировать категориями диалектики и основными понятиями, образующими концептуальный каркас педагогической науки; умение видеть связь законов, целей, принципов, правил педагогического процесса; понимание мировоззренческих и гуманистических функций педагогики и психологии; рефлексию по поводу предпосылок, процесса и результатов собственной познавательной деятельности; умение разрешать проблемные ситуации на основе диалектической логики и др.

Анализ многолетней практики позволяет выделить основные направления методологической подготовки будущего учителя:

- системный поход к овладению педагогических теорий; понимание диалектической сущности ее и потребности постоянно изменять, совершенствовать свою собственную профессиональную деятельность в соответствии с методологическими, фундаментальными положениями науки;

- систематическое включение студентов в решение совокупности педагогических задач неалгоритмического и нестандартного типа;

- последовательное практическое приобщение к усложняющейся педагогической деятельности в процессе практики с целенаправленным теоретическим осмыслением педагогических явлений и процессов.

Наш опыт показывает, что успех работы по формированию у студентов методологических знаний находится в прямой зависимости от процессуальной стороны, от организации познавательной деятельности студентов при изучении курса «Педагогика».

Большие возможности для формирования методологических знаний имеют темы: «Предмет и задачи педагогики», «Цель воспитания как педагогическая проблема», «Развитие и воспитание личности», «Принципы воспитания» и др. Эти темы помогают студентам глубоко осознать сущность педагогической деятельности, принцип единства воспитания и социально-экономической политики, приоритета воспитательных целей в целостном педагогическом процессе. Очень важно, на наш взгляд, формировать у

будущего учителя установку рассматривать воспитание личности школьника с точки зрения предметной деятельности и общения.

При изучении этих тем студенты выполняют задания, требующие анализа методологических основ науки. К примеру: 1) на основе анализа понятий «воспитание», «обучение» и «развитие личности» выделите основные категориальные показатели каждого из них и раскройте их взаимосвязи; 2) объясните, какое значение имеют связи педагогики с другими науками о человеке для разработки теории воспитания и обучения, в чем состоят эти связи; 3) опираясь на работу К.Д.Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», дайте развернутое объяснение основным идеям педагогической антропологии и проиллюстрируйте своими примерами:

- целостность и неделимость духовной и биологической природы человека;

- субъективность человека как его сущностная характеристика;

- совокупность умственного, нравственного и физического в развитии человека;

4) покажите (на конкретных примерах) зависимость результатов воспитания от взаимодействия внешних и внутренних факторов развития личности и др.

Для методологической подготовки студентов очень важна тема: «Методы педагогических исследований». Целью этой лекции является ознакомление студентов с научно-теоретическими, методологическими основами психолого-педагогических исследований, с методами педагогики и сферой их применения. На занятии по этой теме особенное внимание уделяется тем методикам, которые будущие учителя могли бы использовать в школе. Эта тема дает возможность доказать объективность закономерностей, принципов воспитания, обучения, установленных с помощью научно-обоснованных методов исследования. Задача состоит в том, чтоб добиться понимания студентами сущности каждого метода исследования, осознания того, что выбор методов исследования определяется методологией практического исследования. Здесь ставится задача - показать роль методологических принципов в построении методики исследования, анализа и интерпретации полученных данных. Раскрываются конкретные пути психолого-педагогического анализа, с помощью которого будущий учитель сможет изучить объективно существующие качества и свойства личности, связи и взаимоотношения явлений. Важно, чтоб студенты осознали необходимость изучать все явления, процессы во взаимосвязи, как целостную систему в ее развитии.

Подобно другим личностным новообразованиям, методологические знания студента формируются и проявляются в деятельности. Однако, как показывает опыт, студенты обращаются к методологическим знаниям лишь в тех ситуациях, когда стоят перед необходимостью решить возникшую проблемную ситуацию, когда возникает противоречие и исчезает связь

между теми знаниями, которые они имеют, и теми, которые необходимы для рационального решения осознанной и принятой ими задачи. Ситуации, ведущие к усвоению методологических знаний, всегда проблемны, и эта проблемность лежит как в области познавательной, так и в области практической деятельности. Поэтому очень важна работа по конструированию и внедрению таких ситуаций в процессе преподавания педагогических дисциплин.

В нашей практике с целью формирования методологических знаний у студентов мы используем такие виды задач:

1. Задачи по усвоению основных понятий и категорий педагогики (цели, задачи, закономерности, принципы, методы и др.) и формированию умений устанавливать взаимосвязи между ними.

2. Задачи по усвоению фактов педагогической науки, практики и формированию умений анализировать и осваивать передовой педагогический опыт (опыт работы педагогов-новаторов, экспериментальные данные) и др.

3. Задачи по усвоению знаний о методах познания и способах педагогической деятельности (методы изучения личности учащегося, постановка задач учебно-познавательной деятельности и др.).

4. Задачи по развитию умений анализировать и конструировать проблемные ситуации в учебно-воспитательный процесс.

Дидактический подход к формированию у будущих учителей методологических знаний при решении педагогических задач включает в себя ряд последовательных этапов: побудить студентов к осознанию и разрешению заключенного в предъявленной им ситуации противоречия; раскрыть непродуктивность решений, опирающихся на обыденный опыт; показать пути продуктивного разрешения проблемной ситуации на основе требований диалектической логики; обобщить опыт работы над предложенным заданием и возможности переноса усвоенной логики в различные сферы школьной жизни. При этом важно поставить будущего учителя в диалогическую позицию, требующую убедительного обоснования излагаемых им положений, доводов. Возникает необходимость учесть возражение оппонентов, укрепить свои доводы за счет обращения к закономерностям педагогического процесса.

В оценке результатов решения задач учитываются следующие показатели: использование теоретико-методологических знаний; обоснование педагогических действий, наличие нескольких возможных вариантов решения и выбор наиболее целесообразного.

Важнейшим показателем сформированности методологических знаний является системно-логическое педагогическое мышление. Анализ опыта педагогической подготовки студентов показывает, что при всем многообразии интересных подходов к формированию личности будущего учителя (педагоги много внимания уделяют формированию частных навыков, освоению отдельных форм, методов, приемов работы) недооценивается проблема формирования системно-целостного

педагогического мышления. Необходимость решения данной задачи диктуется тем, что системное мышление определяет профессиональное поведение педагога, ход и результаты учебно-воспитательного процесса через научно-обоснованные цели, содержание, методы, средства, организационные формы воспитания, обучения учащихся при обязательном учете их индивидуально-психологических особенностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций, познавательных возможностей.

Чтобы путь решения данной проблемы был успешным, студента следует вооружить познавательным инструментом отображения практики воспитания и обучения. Таким инструментом может стать концепция целостности педагогического объекта (явления, процесса, системы, деятельности). На ее основе будущий педагог получает возможность овладеть всеми структурными элементами деятельности: от формулировки цели до получения и оценки результата. Так, к примеру, студент может ознакомиться с педагогическим потенциалом игры, познания, труда, общения, апробировать различные позиции в учебно-воспитательном процессе, системно выстроить свои действия при решении конкретных задач.

Развитию системно-целостного мышления, как показывает наш опыт, способствует выполнение студентами, к примеру, таких заданий:

1. Разработайте систему уроков по теме; определите место каждого урока в изучаемой теме; составьте план-конспект всех уроков; сформулируйте цели каждого урока, определите пути и способы реализации поставленных целей и задач; продумайте этапы урока с учетом последовательного решения поставленных задач; установите взаимосвязь между уроками, структурными компонентами каждого урока.

2. Проанализируйте конкретный план воспитательной работы классного руководителя под углом зрения: система работы по формированию нравственного сознания и опыта нравственного поведения. Сделайте вывод, в какой мере этическое просвещение сочетается с продуманной системой деятельности по формированию опыта поведения школьников. Разработайте свой вариант плана воспитательной работы.

Разработка заданий находит свое продолжение в практическом участии студентов по их реализации во время педагогической практики в школах. Студенты анализируют их эффективность, целесообразность выбранных форм и методов, приемов, технологий для достижения поставленных целей, учатся видеть взаимосвязи в изучаемом процессе, явлении.

Системно-целостное мышление помогает конструктивно преобразовывать собственную деятельность, оказывать влияние на личность школьника. На методологической основе (диагностика, прогнозирование, исследование, теоретический анализ опыта) формируются профессиональные умения и навыки будущего педагога.

Формирование методологических знаний - актуальная проблема теории и практики педагогического образования. Существуют разные педагоги: одним учителям методология дает многое, другим (урокодателям)

- не дает ничего. Тем же, кто захочет увидеть широкую педагогическую действительность, понять сложности, которые испытывают наука и практика, подумать о перспективах развития школы, несомненно, методология дает многое.

Методология - это эффективное средство самосовершенствования деятельности учителя, это стратегия и ориентир в их сложной деятельности. Методологические знания развивают способность творчески, проблемно решать конкретные задачи, обобщать теоретические знания, отходить от неудач и трудностей, философски оценивать процесс и результат своей деятельности, исходя из точного анализа реальной ситуации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования / В.И.Загвязинский. - М.: Педагогика, 1982. - 160 с.

2. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / В.В.Краевский, Е.В.Бережнова. - М.: Академия, 2008. - 393 с.

3. Сластенин В.А. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя / В.А. Сластенин, А.И. Мищенко. - М.: Прометей, 1997. - 200 с.

4. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач / Л.Ф. Спирин. - М.: Рос.пед.агенство, 1997. - 178 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.