ПЕДАГОГИКА
УДК 378.126
Е. В. Яковлева
ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Аннотация. В статье обоснована проблема формирования логической культуры у преподавателя высшей школы. Выявлены типичные недостатки в логических знаниях и умениях преподавателей вузов; представлены различные подходы к определению средств и методов совершенствования логической подготовки преподавателей вузов.
Ключевые слова: логическая культура, формирование логической культуры преподавателя, недостатки логических знаний преподавателей вузов, подготовка и переподготовка преподавателей вузов, методологические семинары, приложения логики к педагогическому процессу в вузе.
Abstract. The article reads about the problem of a higher school teachers’ logical culture formation. The author reveals some typical drawbacks in higher school teachers’ logical knowledge and skills. The article introduces different approaches to defining the means and methods of higher school teachers’ logical culture development.
Key words: logical culture, higher school teachers’ logical culture formation, drawbacks of university teachers’ logical knowledge, teachers’ training and re-training, methodological seminars, application of logics in teaching.
Проблема формирования у обучающихся способности логически мыслить перед учителями и преподавателями стояла всегда, и в последние десятилетия она переросла в одну из первостепенных задач отечественного образования. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. в центре внимания ученых, педагогов, психологов оказались следующие проблемы: развития культуры мышления школьников и студентов (Л. П. Безуглова (2000, 2005), П. В. Гуменюк (2006)); развития логического мышления будущего учителя (О. Б. Полищук (2002)); формирования культуры логического мышления будущих учителей (С. Ф. Мустафина (2002), Л. Н. Фаткуллова (2007)); раскрытия сущности и структуры логической культуры мышления личности (В. Н. Ксенофонтов (2005); изучения различных аспектов формирования логической культуры школьников и студентов (Л. Н. Удовенко (1996), С. А. Севастьянова (1996), А. Д. Гетманова (1999), Г. Ю. Лаврешина (2000), А. А. Кирсанов (2002), И. В. Демидов (2004), Г. М. Дьяченко (2005), Р. С. Сафарова (2005), Е. В. Яковлева (2003, 2009)). Обзор научных публикаций показал, что большинство исследований, направленных на изучение такого феномена, как логическая культура личности, не выходит за рамки детского и юношеского возраста. В то же время имеется несколько публикаций, например М. Алексеева [1], А. Д. Гетмановой [2], Д. А. Гусева [3], в которых актуализируется вопрос о важности логической культуры в преподавательской деятельности.
А. Д. Гетманова справедливо отмечает: «Учителю необходимо умение эффективно и корректно вести различные диалоги, критически воспринимать аргументацию оппонентов, уметь находить свои нужные аргументы, культурно и логически грамотно опровергать ложные или недосказанные тезисы, встречающиеся в полемике, дискуссиях, диспутах и других формах диалога» [2]. Мы солидарны с мнением ряда исследователей, что введение курса логики в высших педагогических учебных заведениях призвано способствовать формированию логической культуры у будущих учителей школ. Однако в большинстве случаев сам подход к формированию логической культуры происходит стихийно, неорганизованно, а потому является малопродуктивным и малоэффективным. Вместе с тем считается, что у самих преподавателей высшей школы приемы логического мышления полностью сформированы.
С нашей точки зрения, проблема формирования логической культуры у преподавателя высшей школы не менее актуальна и значима, чем проблема формирования логической культуры обучающегося. Кроме того, она органично вписывается в широкий спектр задач, стоящих перед системой обучения в высшей школе, что обусловлено, в первую очередь, смещением акцента на формирование таких мыслительных умений, которые потребуются выпускнику в будущей профессиональной деятельности. Следует признать справедливым замечание Ч. Куписевича: специфика нашей эпохи состоит прежде всего в том, что впервые в истории человечества общество столкнулось с ситуацией, когда образование должно подготовить новое поколение людей к жизни в условиях, которых пока нет, а также к решению тех задач, которые сегодня оно еще не сформировало [4]. Действительно, можно только догадываться, какой будет жизнь через 30-40 лет, с какими новыми технологиями столкнутся сегодняшнее выпускники вузов в ходе профессиональной деятельности. Поэтому одна из важнейших задач преподавателя высшей школы состоит в том, чтобы регулярно вести целенаправленную работу по формированию логической культуры мышления у студентов как составную часть комплексного процесса профессиональной и мировоззренческой подготовки специалистов. Но он не сможет успешно выполнять эту задачу без знания приемов правильного логического мышления, умения применять научно обоснованные методы преподавания и учета мыслительных способностей и закономерностей мышления студентов. От преподавателей вузов требуется высокий уровень развития логической культуры, абстрактно-теоретического мышления, наличие профессиональных качеств, основанных на умении поставить цель, задачу, проблему, сформулировать гипотезу исследования. Проявление логической культуры преподавателя вуза пронизывает все виды его деятельности - как в учебном процессе, так и вне занятий: в процессе подготовки к учебным занятиям, при написании программ, пособий, руководств, методических разработок для использования в образовательном процессе, а также различных форм организации НИР и НИРС.
Между тем на основании анализа проведенных психолого-педагогичес-ких исследований в высшей школе, наших многолетних наблюдений и диагностических экспериментов были обнаружены следующие типичные недостатки в логических знаниях и умениях преподавателей вузов:
1) в процессе изложения знаний игнорируют особенности их логической структуры;
2) не видят взаимосвязи процесса обучения студентов и развития их логической культуры;
3) часто не умеют логически структурировать лекционный материал с учетом наибольшего соответствия этой структуры развитию логического мышления студентов;
4) иногда отсутствует четкая логика изложения учебного материала, позволяющая проследить последовательность сделанных умозаключений;
5) при решении поставленных задач испытывают затруднения в выявлении и формулировании противоречий и поэтому инстинктивно стремятся избегать их в рассуждениях;
6) часто, сталкиваясь с неразрешимой задачей, полностью отказываются от ее решения, потому что затрудняются, не изменяя условий, заменить ее другой, поддающейся решению;
7) нередко объекты, процессы и явления рассматриваются несистемно, в отрыве друг от друга;
8) при изложении знаний не умеют правильно применять логические методы и формы, с помощью которых глубоко и доступно раскрывались бы студентам изучаемые явления, теории, законы;
9) не всегда способны предусмотреть возможность нескольких различных вариантов последовательного изложения учебного материала и выбрать наиболее оптимальный в конкретных условиях, с учетом отведенного на его изучение времени, уровня подготовки студентов, специфики их будущей профессиональной деятельности;
10) имеют слабое знание требований к определению научных понятий;
11) иногда логическую процедуру научного объяснения подменяют процедурой внешнего описания объектов или эмпирическим обобщением;
12) не всегда знакомят студентов с различными классификациями одних и тех же объектов и их характеристикой: достоинствами и недостатками, степенью приближенности к оптимальной классификации на данном этапе развития науки;
13) логические операции индуктивного и дедуктивного умозаключения нередко подменяют обыкновенными обобщениями фактов;
14) испытывают затруднения во взаимосвязанном применении индуктивных и дедуктивных методов, не умеют применять гипотетико-дедуктив-ный метод;
15) часто опираются на сочетание логического мышления с природной интуицией;
16) испытывают затруднения в выдвижении, развитии и доказательстве гипотезы, иногда подменяют гипотезу обыкновенными догадками;
17) не всегда соблюдают правила постановки вопросов;
18) не знают социально-психологических аспектов аргументации;
19) не всегда ясно представляют, какой исходный уровень знаний требуется от обучающихся, чтобы они могли усвоить предлагаемый материал, насколько он соответствует реальным знаниям и умениям, сформированным в средней школе или на предшествующих вузовских курсах, а также что необходимо для их актуализации или восполнения;
20) испытывают затруднения в прогнозировании уровня усвоения студентами научных знаний и сформированности их умений и навыков;
21) при изложении материала не поясняют студентам, какая степень воспроизведения предложенного материала потребуется на зачете, экзамене, учебной или производственной практике, какова его теоретическая важность и практическая значимость, что необходимо знать на память, что приведено лишь в качестве примера, к чему могут привести широко распространенные при его освоении логические ошибки и заблуждения и т.д.
Проблема формирования логической культуры преподавателя высшей школы сложна, многоаспектна и требует тщательного рассмотрения.
Это обусловлено прежде всего тем, что, во-первых, лишь незначительная часть работников высшей школы знакома с законами формальной и диалектической логики, понимает роль логического мышления в различных сферах деятельности человека, знает, как формировать и развивать элементы логической культуры у обучающихся в ходе их профессиональной подготовки, соответствующей современным мировым требованиям.
Во-вторых, существует острая проблема подготовки преподавательского корпуса. К преподаванию вузовских дисциплин привлекаются наиболее квалифицированные по соответствующему преподаваемому предмету учителя среднего образования или специалисты из конкретных научных областей, которые получили высшее образование, не ориентированное на педагогическую деятельность в сфере высшего профессионального образования. Более того, существуют различия между целями среднего и высшего профессионального образования. Даже на младшей ступени в вузе необходимо включение в учебный материал профессионально значимых знаний, направленных на формирование у будущего специалиста определенных умений и навыков, в том числе и логических. С другой стороны, значительная часть абитуриентов, поступивших в вуз, не владеет даже минимальными логическими операциями, необходимыми для успешного освоения вузовской программы. Здесь от преподавателя требуется огромное методическое мастерство, выдержка, терпение, даже большее, чем у учителя средней школы, а тем более специалистов в области техники и производства. Безусловно, многие преподаватели за долгие годы работы в вузе становятся профессионалами высокого класса. Но сегодня важно, чтобы преподавание любой дисциплины в вузе даже начинающими преподавателями осуществлялось в соответствии с законами логики и теми познавательными процедурами, которые исторически сложились. Как известно, разная логическая последовательность изложения одного и того же учебного материала может определять не только различные способы его усвоения, но и качество формируемого мышления, в том числе и логического. Кроме того, с целью установления причинно-следственных связей между явлениями и более глубокого понимания их сущности необходимо излагать новые знания, широко привлекая к объяснениям уже известный студентам материал и их жизненный опыт. Итак, новые приоритеты высшего образования требуют от преподавателя не только знания своего предмета, но и способности к развертыванию этого знания на основе следующих закономерностей: 1) логики учебно-познавательной деятельности студента; 2) логики своей педагогической деятельности; 3) логики развертывания научного знания; 4) логики профессиональной деятельности.
В-третьих, используемые преподавателем высшей школы формы и методы учебного процесса должны способствовать как прочному усвоению научных знаний по отдельным вузовским дисциплинам, так и формировать
мыслительные умения и навыки. Важно, чтобы преподаватель в своей практической работе постоянно заботился о применении тех методических средств, которые в наибольшей степени активизируют мысль студентов. Это, несомненно, позволит ему добиться глубокого, осознанного знания студентами материала изучаемой дисциплины.
Однако вряд ли можно сформировать логическую культуру преподавателя, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить логическую культуру, например, в умении рассуждать, логическом структурировании учебного материала, создании и разрешении проблемных ситуаций на лекционных занятиях, ведении диалога, быстром и рациональном принятии решений, умении предвидеть результаты своей педагогической деятельности и т. д.
Одним из направлений в решении проблемы может стать копирование преподавателем высшей школы представленных ему образцов логического структурирования учебного материала по отдельным учебным курсам, фрагментов моделирования и разрешения проблемных ситуаций на основе сочетания методов формальной и диалектической логики, а также самостоятельное их применение в минимально измененном виде. Таким образом, преподаватели могут поднять свой профессиональный уровень и уровень логической культуры непосредственно в процессе практической деятельности и путем самообразования. Однако следует иметь в виду, что в плане реализации данного направления этот процесс осуществляется стихийно, а потому восполнение имеющегося пробела в логической подготовке преподавателей может затянуться на долгие годы и потребует обеспечения положительной как внутренней, так и внешней мотивации преподавателей.
Другое направление заключается в том, чтобы в процессе последипломного образования, реализуемого через дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации) преподавателей высших учебных заведений, дать основы логических знаний и сделать это путем проектирования слушателем методов и приемов собственной профессиональной деятельности на поиск подходов формирования элементов логической культуры у студентов средствами своей учебной дисциплины. Необходимо отметить, что данное направление успешно реализуется доцентом Л. В. Рединым в Центре подготовки и повышения квалификации преподавателей вузов Поволжья и Урала Казанского государственного технологического университета для слушателей, получающих дополнительную квалификацию «Преподаватель высшей школы», «Преподаватель ДПО» в рамках дисциплины «Культура логического мышления в профессиональной деятельности» (16 часов) [5]. В то же время следует подчеркнуть, что на современном этапе развития профессиональной школы актуальным является не только периодическое повышение квалификации преподавателей, но и их непрерывное образование.
Предварительные результаты нашего исследования позволяют в качестве третьего направления выделить органичное сочетание первого и второго, которые должны быть дополнены систематическим проведением в вузах методологических семинаров со своеобразными приложениями логики к педагогическому процессу в вузе, на которых преподавателям необходимо представлять эталон логической культуры по широкому спектру обсуждаемых проблем, связанных как с научными знаниями и проблемой отбора содержания учебного материала, так и с методикой преподавания вузовских дисцип-
лин. Во главу угла ставится личность преподавателя, которая имеет собственную точку зрения, не единственно верную, а лишь одну из возможных, умеет ее аргументировать, четко и последовательно высказывать свои идеи и не боится взять на себя ответственность за их воплощение, т.е. преподаватель, который готовит студента к определенным видам будущей профессиональной деятельности в постоянно меняющемся мире, учит их мыслить и знает, как это сделать. Приведем примерную тематику вопросов, которые, по нашему мнению, целесообразно обсудить с заинтересованными преподавателями на соответствующих семинарах под руководством квалифицированных специалистов:
• Логика как наука. Роль формальной логики в формировании логической культуры специалиста.
• Методологические требования к введению понятий.
• Суждения как логическая форма мышления. Методология истинности суждений.
• Дедукция, индукция и аналогия в преподавательской деятельности.
• Логические законы и их использование в процессе обучения.
• Гипотеза.
• Логика объяснения и доказательства.
• Теория аргументации и ее логические основы.
• Логика и методология вопросов и ответов.
• Использование элементов диалектической логики в преподавательской деятельности.
• Методологические и психолого-педагогические основы формирования логической культуры у студентов высших учебных заведений.
• Технология формирования логической культуры у студентов высших учебных заведений в процессе их профессиональной подготовки.
• Диагностика логической культуры.
• Общая методология научного познания.
• Логика научного исследования.
• Работа над учебными программами и учебно-методическими комплексами как средство повышения логической культуры преподавателя вуза.
По нашему мнению, проведение таких методологических семинаров направлено на решение триединой задачи: формирование логического мышления, логической грамотности и логической компетентности преподавателя вуза, что неизбежно повлечет за собой изменение характера информации, предъявляемой на занятиях, форм, методов и средств обучения, стиля взаимоотношений между студентом и преподавателем. В этом случае формирование логической культуры преподавателя высшей школы возможно как за счет активного использования своих внутренних ресурсов, так и возможностей, определяемых конкретными условиями вузовской среды, т.е. особой атмосферы, необходимой для полноценного и эффективного совершенствования мыслительных способностей. Речь идет о том, чтобы целенаправленно готовить преподавателя к постоянной реконструкции своих знаний, приобретенных стереотипов мышления и логической культуры, сформировавшейся как на основе житейского опыта, образования, так и в ходе профессиональной педагогической деятельности. Это своего рода острая необходимость современного образования: ведь именно преподаватели высшей школы способны
обеспечить не только фундаментальную подготовку будущих специалистов, но и научить их мыслить, что во многом будет определять интеллектуальный потенциал нашей нации в ближайшие десятилетия.
Список литературы
1. Алексеев, М. Н. Логика в работе учителя / М. Н. Алексеев // Народное образование. - 1970. - № 6. - С. 133-142.
2. Гетманова, А. Д. Формирование логической культуры педагогов - важное условие гуманитаризации и фундаментализации образования / А. Д. Гетманова. -иКЬ: Шр ://www.ito .би/1999/1/2/246.Ыт1
3. Гусев, Д. А. Логическая культура в преподавательской деятельности / Д. А. Гусев // Преподаватель XXI век. - 2005. - № 1. - С. 15-21.
4. Куписевич, Ч. Основы общей дидактики / Ч. Куписевич. - М. : Высшая школа, 1986. - С. 7
5. Учебно-программное обеспечение методологического и информационно-технологического блоков образовательной программы «Педагогика высшей школы» : учеб.-метод. пособие / под ред. В. В. Кондратьева. - Казань : РИЦ «Школа», 2009. -С. 115-122.
Яковлева Елена Владимировна доктор педагогических наук, профессор, кафедра физики, Нижнекамский химикотехнологический институт (филиал) Казанского государственного технологического университета
Yakovleva Elena Vladimirovna Doctor of pedagogical sciences, professor, sub-department of physics, Nizhnekamsk Institute of Chemical Engineering (affiliated branch of Kazan State Technological University)
E-mail: [email protected]
УДК 378.126 Яковлева, Е. В.
Формирование логической культуры преподавателя высшей школы / Е. В. Яковлева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2011. - № 1 (17). - С. 131-137.