РАЗДЕЛ I
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 37.025.7
Яковлева Елена Владимировна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественнонаучных дисциплин Нижнекамского муниципального института, [email protected], Нижнекамск
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ
Yakovleva Elena Vladimirovna
Candidate ofpedagogical sciences, associate professor, sub-department of natural science disciplines oftheNizhnekamskMunicipallnstitute, [email protected], Nizhnekamsk
LOGICAL PROBLEMS AS A MEANS OF FORMATION OF STUDENTS’ LOGICAL CULTURE
Проблема формирования логической культуры студентов имеет длительную историю, которая прослеживается до наших дней. Большой вклад в разработку различных аспектов этой проблемы внесли М. Н. Алексеев, А. Д. Гетманова, Д. В. Вилькеев, Г. И. Железовская, М. М. Кашапов, Ю. А. Петров, Н. А. Подгорецкая, Н. Н. Поспелов, В. С. Шубинский, А. Ф. Эсаулов и др.
На основе анализа интеллектуальных качеств личности нам удалось уточнить специфику логической культуры и сформулировать общее понятие. Под логической культурой мы понимаем такой компонент общей культуры личности, который проявляется в знании законов, методов и форм формальной и диалектической логики, в умении человека логически правильно, опираясь на эти законы, формы и методы, рассуждать, давать определения понятиям, оперировать понятиями, делать умозаключения, доказательные выводы, оперировать гипотезами, раскрывать противоречия, систематизировать и классифицировать в определённую систему имеющиеся знания, а также правильно оценивать истинную сущность явлений и процессов возникающих в профессиональной деятельности.
В ходе исследования мы выявили следующие основные направления разработки данной проблемы: 1) формирование формально-логического мышления; 2) формирование диалектического мышления; 3) овладение методами научного исследования; 4) формирование способов мыслительной деятельности.
Анализ выделенных подходов позволяет сделать вывод о том, что для организации работы студентов по формированию логической культуры нужны специальные задания, вовлекающие их в активную мыслительную деятельность с применением в этой деятельности необходимых логических
форм и методов. Ведь ни в чём молодой специалист не нуждается так сильно, как в способности решать жизненно важные задачи, но не только возникающие как бы сами собой в общественной и профессиональной деятельности, в готовом виде, но необходимо выявить, самостоятельно сформулировать, преобразовать и, тем самым, разумно найти их наиболее рациональное решение.
Содержание учебных дисциплин, как справедливо отмечают Н. П. Гончарук, В. Я. Ляудис и др., осваивается лишь в том случае, если оно распредме-чено и структурировано в системе учебных задач, заданий, упражнений.
Большие возможности в решении общей проблемы формирования логической культуры студента открываются перед преподавателями общественных и гуманитарных наук. В некоторых вузах уже имеется интересный опыт применения логических задач в преподавании общественных и гуманитарных наук. В течение ряда лет на кафедрах педагогики и психологии Казанского государственного университета и Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета логические задачи применяются на различных этапах изучения педагогики. Однако, в дидактике высшей школы ещё не достаточно исследованы принципы построения логических задач по этим предметам, нерешённым остаётся вопрос о типах задач и способах организации их решения. По мнению Н. П. Гончарук, при решении логических задач требуется путём размышления (в уме), без какой-либо опоры на материальные объекты-ориентиры, правильно выявить условия задачи, то есть из предъявленного содержания выбрать необходимые данные и отсеять лишние, пренебречь ими, или напротив выяснить, какие данные, необходимые для решения задачи, отсутствуют в сформулированных в тексте условиях задачи [1, с. 162].
В процессе исследования нами была разработана и применялась система заданий и упражнений, составленных применительно к вузовскому курсу формальной логики, которую можно представить в виде таблицы.
Не имея возможности подробно останавливаться на описании всех выделенных видов задач, мы отметим лишь некоторые из них.
Так, в качестве примера, рассмотрим задание на формирование умения определять, какая логическая операция произведена с понятием (деление понятия или расчленение целого на части; определение понятия или приём, сходный с определением).
Юридическая ответственность может быть уголовной, гражданской, административной и дисциплинарной.
Решение: Данное выражение - операция деления, так как раскрывается объём понятия «юридическая ответственность». Структура деления: «юридическая ответственность» - делимое понятие; «уголовная, гражданская, административная и дисциплинарная ответственность» - члены деления; основание деления - характер правонарушений, связанных с типом правоотношений. Вид данного деления - деление по изменению видообразующего признака, так произошло деление объёма понятия на подклассы (виды) по
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ...
определённому признаку. Операция произведена правильно, так как в ней не нарушены правила деления.
Система заданий и упражнений по курсу «Логика»
Виды заданий Функции отдельных заданий
1. Задания на обучение студентов установлению логических отношений между понятиями и выполнению логических операций с понятиями. 2. Задания на обучение студентов умению правильно формулировать суждения. 3. Задания на анализ правильности умозаключений из сложных суждений. 4. Задания на анализ правильности непосредственных умозаключений. 5. Задания на анализ правильности простого категорического силлогизма. 6. Задания на объяснение. 7. Задания на аналогию. 8. Задания на выдвижение и проверку гипотез. 9. Задания на выявление логических ошибок в логических доказательствах. 1. Выработка навыков применения формально-логических операций при оперировании с понятиями. 2. Выработка навыков приведения предложений естественного языка к канонической форме простых категорических и сложных суждений с целью их дальнейшего анализа, закрепление навыков точного определения и выражения мысли. 3. Развитие способности к рациональному построению рассуждений при условии исчерпывающего числа исходных данных. Обучение быстрому определению и устранению ошибок в умозаключениях на основе применения правил вывода. 4. Выработка навыков логически правильного построения умозаключений, в которых правила вывода основываются на внутренней структуре простых суждений. 5. Развитие умения рассуждать дедуктивно, применяя правила, обеспечивающие достоверность возможных заключений, приобретение опыта для вывода истинных суждений из уже известных общих знаний, определение и устранение ошибок в рассуждениях. 6. Развитие способности объяснять явления и процессы. 7. Развитие способности выполнять умозаключения по аналогии. 8. Развитие способности выдвигать, обосновывать и проверять гипотезы. 9. Выработка навыков выявлять логические ошибки.
Будущим юристам для иллюстрации специфики дедуктивного объяснения можно привести такой пример. Допустим, что обвиняемый признан невиновным. Мы можем спросить студентов: когда это возможно и почему? На этот вопрос даёт ответ объяснение, которое строится следующим образом. Нам известно общее положение, которое можно считать законом: «Для всякого обвиняемого верно, что если его вина не доказана, то он считается невиновным». Нам известно также, что вина обвиняемого не доказана, т. е. истинно единичное суждение. Из общего утверждения, говорящего обо всех обвиняемых, и единичного утверждения, описывающего конкретную ситуацию, мы делаем вывод: Данный обвиняемый считается невиновным. Теперь наше рассуждение мы можем представить в символической форме:
Схема: Пример:
Если вина обвиняемого не доказана (р), то он р^-д считается невиновным (д).
р_____________Вина обвиняемого не доказана (р)
д Обвиняемый считается невиновным (д).
Это один из вариантов «дедуктивно-номонологической схемы».
Следует отметить, что в исследовании процедуры объяснения можно выделить следующий состав мыслительных операций: 1) выделение объекта объяснения и формулировка проблемы; 2) поиск и формулировка гипотез; 3) выбор наиболее репрезентативной гипотезы; 4) обоснование гипотезы.
Как известно, для развития логического мышления у студентов и выработки навыков аргументации большое значение имеют задачи на определение логических ошибок по отношению к тезису аргументам и демонстрации. В качестве примера логической ошибки «мнимого следования» можно указать на достаточно распространённое мнение, что шарообразность Земли якобы обосновывается следующими аргументами: 1) при приближении корабля к берегу сначала из-за горизонта появляются верхушки мачт и лишь затем корпус корабля; 2) имеют место факты кругосветных путешествий. Однако, из приведённых аргументов следует только то, что Земля имеет кривизну поверхности и её форма замкнута. Следует рассказать студентам о том, что для доказательства шарообразной формы Земли автор учебника «Астрономия» Б. А. Воронцов-Вельяминов приводит другие аргументы: 1) в любом месте Земли горизонт представляется окружностью, и дальность горизонта всюду одинакова; 2) во время лунного затмения тень Земли, падающая на Луну, всегда имеет округлые очертания, что может быть только в том случае, если Земля шарообразна.
Решение выделенных типов задач позволяет в пределах отведенного времени и в рамках изучаемой дисциплины совершенствовать процесс профессиональной подготовки, направленный на формирование логической культуры студентов, а также максимально мобилизовать и развивать у студентов такие мыслительные операции как сравнение, анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация, обобщение и др., обучать их правильному применению этих операций в практической деятельности.
Логические задачи стимулируют мышление студентов, приближают их учебную деятельность к научному поиску, знакомят с методами научного познания и, безусловно, готовят обучающихся к их будущей профессиональной деятельности. Они могут быть использованы на лекциях, семинарах, практических занятиях, консультациях, а также во время учебных и производственных практик.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ... Библиографический список
1. Гончарук, Н. П. Теоретические проблемы интеллектуально-развивающего обучения в техническом вузе [Текст] / Н. П. Гончарук. - Казань : Изд-во Казанск. ун-та, 2003. - 216 с.
УДК 378
Алипханова Фатима Надирбековна
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и технологий профессионального образования Дагестанского государственного педагогического университета,fatima_dgpu.mail.ru, Махачкала
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Alipkhanova Fatima Nadirbekovna
Candidate ofpedagogical sciences, associate professor, Head of the Department of Pedagogy and Technology Vocational Education DSPU, fatima_dgpu.mail.ru, Makhachkala
TECHNOLOGICAL SUPPORT OF FORMATION OF FUTURE TEACHER’S PROFESSIONAL CULTURE
Молодой специалист должен уметь профессионально владеть способами конструирования и оформления собственных оригинальных методик и средств педагогической (антропотехнической) работы. Профессиональный педагог-учитель должен владеть учебным предметом, прежде всего, как средством развития учащихся. Он перестает быть «транслятором» «непререкаемой истины», а становится организатором сложной, напряженной учебной работы по решению творческих задач, формированию у школьников техники мышления, многомерного сознания, способности самоопределяться в истории и культуре. Выпускник педагогического университета - педагог-профессионал, антропотехник, умеющий практически работать с сознанием человека, способный к проектированию развивающих образовательных процессов, детско-взрослых общностей. На первом этапе профессиональная деятельность предстает перед студентом как нечто внешнее, объективное, которым надо овладеть. На этой стадии студент сам является объектом внешних педагогических воздействий его действия во многом зависят от педагога. На второй стадии студент, усваивая будущую профессиональную деятельность, включается в нее, действует в ней. Другими словами, происходит своеобразное погружение в профессию. На третьей стадии, когда основные компоненты