Научная статья на тему 'Инновационный подход к последипломному обучению оториноларингологов новым методам лечения'

Инновационный подход к последипломному обучению оториноларингологов новым методам лечения Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
299
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ / УНИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБУЧЕНИЯ ВРАЧЕЙ / НИЗКОЧАСТОТНЫЙ УЛЬТРАЗВУК / OTORHINOLARYNGOLOGY / UNIFORM PROGRAM POSTGRADUATE TRAINING OF DOCTORS / LOW-FREQUENCY ULTRASOUND

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Драчук Александр Иванович, Нестерова Климентина Ивановна

Внедрение в лечебную практику новых технологий ультразвуковой терапии и хирургии лор-органов на основе приборов, разработанных совместно с Омским конструкторским бюро «Автоматика», потребовало корректировки учебных планов, регламентированных унифицированной программой, в пределах 20 % общего объема учебного времени и добавления 34 часов практических занятий в лабораториях клиники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Драчук Александр Иванович, Нестерова Климентина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative approach to postgraduate education of otolaryngologists by new methodics

Introduction into clinical practice of new technologies ultrasound therapy and surgery ENT-based devices developed in conjunction with the production «Automatic» (Omsk) necessitates the curriculum regulated by the unified program within 20 % of the total training time and adding 34 hours of hands-on labs clinic.

Текст научной работы на тему «Инновационный подход к последипломному обучению оториноларингологов новым методам лечения»

14. Levocetirizine in persistent allergic rhinitis and asthma: effects on symptoms, quality of life and inflammatory parameters / M. Pasquali [et al.] // Clin Exp Allergy. - 2006. - Vol. 36. -P. 1161-1167.

15. Levocetirizine improves nasal obstruction and modulates cytokine pattern in patients with seasonal allergic rhinitis: a pilot study / G. Ciprandi [et al.] // Clin Exp Allergy. - 2004. - Vol. 34, № 6. - P. 958-964.

16. Levocetirizine inhibits rhinovirus-induced ICAM-1 and cytokine expression and viral replication in airway epithelial cells / Y. J. Jang [et al.] // Antiviral Res. - 2009. - № 81 (3). -P. 226-233.

17. Levocetirizine inhibits rhinovirus induced bacterial adhesion to nasal epithelial cells through down regulation of cell adhesion molecules / J. Y. Min [et al.] // Annals of Allergy, Asthma & Immunolog. - 2012. - № 1 (Vol. 108). - P. 44-48.

18. Эксфолиативный цитологический анализ в дифференциальной диагностике заболеваний лор-органов / П. Г. Протасов [и др.]. - М., 2006. - 24 с.

19. Elevated levels of Interleukins IL-1ß, IL-6, and IL-8 in naturally acquired viral rhinitis / S. Roseler [et al.] // Eur Arch Otolaryn. - 1995. - № 252 (Suppl. 1). - P. 61-63.

СОКОЛОВА Ольга Геннадиевна, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры оториноларингологии Омской государственной медицинской академии.

ПОГОДИН Илья Сергеевич, кандидат химических наук, ассистент кафедры фармацевтической, аналитической и токсикологической химии Омской государственной медицинской академии. ОДАРЧЕНКО Игорь Николаевич, заведующий ото-риноларингологическим отделением для взрослых Омской областной клинической больницы. ЮРГЕЛЬ Юлия Николаевна, врач-оториноларинголог оториноларингологического отделения для взрослых Омской областной клинической больницы. Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 08.07.2014 г. © О. Г. Соколова, И. С. Погодин, И. Н. Одарченко, Ю. Н. Юргель

УДК 616.21-08+378.046.4

А. И. ДРАЧУК К. И. НЕСТЕРОВА

Омская государственная медицинская академия

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПОСЛЕДИПЛОМНОМУ ОБУЧЕНИЮ ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГОВ НОВЫМ МЕТОДАМ ЛЕЧЕНИЯ_

Внедрение в лечебную практику новых технологий ультразвуковой терапии и хирургии лор-органов на основе приборов, разработанных совместно с Омским конструкторским бюро «Автоматика», потребовало корректировки учебных планов, регламентированных унифицированной программой, в пределах 20 % общего объема учебного времени и добавления 34 часов практических занятий в лабораториях клиники.

Ключевые слова: оториноларингология, Унифицированная программа последипломного обучения врачей, низкочастотный ультразвук.

Социально-экономические преобразования, активно происходящие в обществе, развитие информационно-коммуникационных технологий, гуманитаризация образования требуют модернизации и в высшем образовании. Инновационный подход в подготовке квалифицированных конкурентоспособных специалистов является стратегическим направлением деятельности высшего профессионального образования [1]. Разработка и внедрение в лечебную практику новых приборов, инструментов и технологий вызывает необходимость дополнительного углубленного обучения врачей. В подготовке высококвалифицированных специалистов значительную роль играет сочетание основных обучающих компонентов: психолого-педагогическая компетентность, врачебный профессионализм преподавателя и применение инновационных технологий [1]. Одним из таких направлений является це-

ленаправленная последипломная подготовка врачей оториноларингологов по новым физическим методам лечения, в том числе по ультразвуковой терапии и хирургии. В связи с этим основным направлением в подготовке квалифицированных конкурентоспособных специалистов является приобретение новых профессиональных навыков и умений [2].

Унифицированная программа последипломного образования представляет собой свод знаний и умений, которыми должен владеть врач для успешного выполнения предъявляемых ему профессионально-должностных требований. Определение «унифицированная» подчеркивает, что программа должна служить ориентиром для формирования единых подходов к определению объема необходимых знаний в системе последипломного образования, в том числе при сертификации и аттестации, в области клинической медицины. В «Унифицированной

программе последипломного обучения врачей по оториноларингологии» (1985) указано, что специалист может повышать свою квалификацию путем общего и тематического усовершенствования, а также на курсах стажировки и информации на местных базах, на симпозиумах, семинарах и декадниках. Однако для формирования конкурентоспособных кадров в настоящее время необходим пересмотр существующей программы обучения врачей как в ординатуре, так и на рабочем месте и разработка новой унифицированной программы последипломного образования по оториноларингологии.

Особое внимание необходимо уделять новым вопросам специальности, которые к настоящему времени не получили должного освещения в учебниках, руководствах и методической литературе, либо требуют обучения конкретным практическим навыкам. Для этого кафедры имеют право корректировки учебных планов, регламентированных унифицированной программой, в пределах 20 % общего объема учебного времени для каждого соответствующего вида обучения. Это позволяет сочетать интересы общей теоретической и клинической подготовки с обучением конкретным новым методикам, например, применения низкочастотного ультразвука в оториноларингологии.

В связи с высокой заболеваемостью хроническим тонзиллитом и хроническими воспалительными заболеваниями носа, околоносовых пазух и уха в Западно-Сибирском регионе чрезвычайно актуальным направлением была и есть разработка новых эффективных методов лечения этих заболеваний [3]. В связи с этим в начале 90-х годов ХХ века был разработан метод НУЗ-терапии хронического тонзиллита и налажен выпуск оборудования для лечения («Тонзиллор»). Затем были разработаны методики и приспособления для лечения заболеваний полости носа, уха, набор хирургических и микроинструментов, оборудование для беспункционного лечения риносинуситов, ультразвуковой рефлексотерапии. В то же время методическая литература по вопросам низкочастотной ультразвуковой хирургии и терапии все это время выпускалась в ограниченном количестве. Это монографии Н. В. Мишенькина и соавт. «Ультразвуковая терапия и хирургия в оториноларингологии» (1992), К. И. Нестеровой «Ультразвуковая терапия заболеваний полости носа» (2004) и методические рекомендации для врачей «Ультразвуковые методы в оториноларингологии» (2007) [4 — 6].

Несмотря на выпуск профильной методической литературы и монографий, имеется необходимость (и потребность) обучения врачей новым методикам с применением низкочастотного ультразвука непосредственно у разработчиков, тем более что некоторые способы лечения являются «ноу-хау» и могут внедряться только с разрешения и под контролем авторов [7, 8].

Примером может служить курс тематического усовершенствования по оториноларингологии (ТУ 1) «Избранные вопросы оториноларингологии» на ФУВ Омской медицинской академии (216 учебных часов). Из 48 часов общего лекционного курса на 12 лекциях (24 часа) помимо программных вопросов рассматриваются и вопросы механизмов воздействия новых физических факторов на организм человека и звенья патогенеза различных заболеваний лор-органов, рассматриваются показания и противопоказания к новым методам лечения, вопросы организации лечения больных в профильных

стационарах и амбулаторно-поликлинических учреждениях. В лекционном курсе могут быть предусмотрены комплексированные лекции с привлечением ученых разработчиков новой медицинской техники, инженеров-эксплуатационников, представителей инофирм, занимающихся распространением новой медицинской техники.

В циклах практических занятий в разделе «Физиология и методы исследования лор-органов» на практике разбираются показания и алгоритмы обследования больных в плане назначения различных методов ультразвукового лечения при болезнях уха, глотки и полости носа. В разделе «Воспалительные заболевания и инфекционные гранулемы лор-органов» концептуально рассматриваются новые способы лечения, дается сравнительная оценка их эффективности по сравнению с традиционными.

Основным разделом по обучению новым методам является специализированная дополнительная программа объемом 36 часов, в том числе 6 часов лекций («Устройство и эксплуатация ультразвукового аппарата «Тонзиллор», «Организация НУЗ-терапии оториноларингологических больных в амбулаторно-поликлинических условиях», «Биофизические и биологические свойства низкочастотного ультразвука и их практическое использование», «Ультразвуковая стерилизация и другие методы обработки волноводов и аппликаторов». В этом разделе предусматривается 2 семинара по два часа и 26 часов собственно практических занятий в лабораториях клиники, лечебных кабинетах и операционной по освоению практических навыков и умений низкочастотной ультразвуковой терапии заболеваний уха, полости носа и глотки, а также способов ультразвуковой пластической хирургии воспалительных заболеваний среднего уха и околоносовых пазух.

Учебный процесс обеспечен необходимым минимумом учебников (библиотека кафедры и академии), учебных пособий и авторских видеоматериалов, подготовленных сотрудниками кафедры, а также приказов, стандартов, отражающих современное состояние науки и практики по изучаемой дисциплине.

Внедрены прогрессивные формы контроля знаний слушателей: текущий и итоговый тестовый контроль, проведение экзамена по завершению цикла обучения, подготовка рефератов, используются подготовленные работниками кафедры видеофильмы, компакт-диски, для каждой лекции и ряда практических занятий подготовлены мультимедийные презентации.

На более ограниченных по времени формах усовершенствования: курсах стажировки, семинарах и декадниках в основу берется вышеуказанная специализированная дополнительная программа с конкретной ее адаптацией к тематике и форме обучения.

Мы считаем, что важным моментом в инновационном подходе к последипломному обучению оториноларингологов новым методам лечения является последовательность этапов получения теоретических знаний и закрепления практических умений. Это формирует профессиональную компетенцию специалиста-оториноларинголога, позволяет обозначить приоритет индивидуального подхода в обучении. Использование в процессе обучения информационно-образовательных технологий являются необходимым средством в подготовке высококвалифицированных кадров в сфере медицины и усиливают мотивацию преподавателя к повышению

психологической и педагогической компетенций в своей профессии.

Библиографический список

1. Агранович, Н. В. Мотивация повышения психолого-педагогических компетенций преподавателя для обеспечения инновационного подхода непрерывного медицинского образования на современном этапе / Н. В. Агранович, А. Б. Ходжаян // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 2 [Электронный ресурс]. — Режим доступа : www.science-education. га/108-8888 (дата обращения: 16.12.2013).

2. Формирование умений и навыков в системе профессиональной компетенции студентов в медицинском вузе / В. Б. Шуматов [и др.] // Тихоокеанский медицинский журнал. — 2010. - № 4. - С. 82-86.

3. Ляпин, В. А. Сравнительная характеристика показателей потерь здоровья населения разных возрастных групп / В. А. Ляпин // Здоровье населения и среда обитания. — 2004. — № 8 (137). - С. 9-12.

4. Нестерова, К. И. Низкочастотная ультразвуковая терапия и хирургия заболеваний полости носа / К. И. Нестерова. -Омск : Омский Дом печати, 2005. - 140 с.

5. Низкочастотная ультразвуковая терапия и хирургия в оториноларингологии / Н. В. Мишенькин [и др.]. - Новосибирск : НГУ, 1992. - 196 с.

6. Ультразвуковые методы в оториноларингологии : методические рекомендации для врачей / А. И. Драчук [и др.]. -Омск, 2007. - 40 с.

7. Пат. 2195348 Российская Федерация, МПК7 А 61 N 7/00, А 61 Н 23/00. Способ ультразвуковой терапии экссудативных синуситов / Нестерова К. И., Нестеров И. А. ; заявитель и патентообладатель Нестерова К. И. - № 2000129895/14 ; заявл. 29.11.2000 ; опубл. 27.12.2002.

8. Пат. 2180605 Российская Федерация, МПК7 А 61 N 7/00, А 61 Н 23/00. Способ внутриушной ультразвуковой терапии хронических средних отитов / Драчук А. И. [и др.] ; заявитель и патентообладатель Омский завод «Автоматика» ; заявл. 24.07.2000 ; опубл. 20.03.2002.

ДРАЧУК Александр Иванович, кандидат медицинских наук, доцент кафедры оториноларингологии. НЕСТЕРОВА Климентина Ивановна, доктор медицинских наук, доцент кафедры оториноларингологии.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 08.07.2014 г. © А. И. Драчук, К. И. Нестерова

УДК 616-006.442+616.211-002

А. А. НЕСТЕРОВА

Омская государственная медицинская академия

ЛЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ, БОЛЬНЫХ ХРОНИЧЕСКИМИ АДЕНОРИНОСИНУСИТАМИ, С ПОМОЩЬЮ НИЗКОЧАСТОТНОГО УЛЬТРАЗВУКА

Проведено комплексное лечение 170 детей, больных аденоидитом: с применением низкочастотного ультразвука (п = 100) и традиционное (п = 70). Флора до лечения: S. pneumoniae 46 %; H. Influensa 14 %; S. aureus 13 %; анаэробы 30 %; M. catarhalis 7 %. После НУЗ-терапии: S. pneumoniae 15 %, анаэробы 5 %. P. aeruginosa, E. coli, грибы отсутствовали. При лечении традиционном: анаэробы 14,3 %, S. pneumoniae 33 %, S. aureus 20 %. В цитограммах до лечения: лимфоциты, большое количество нейтрофильных лейкоцитов и клеток эпителия в различной степени деструкции, после НУЗ-терапии — нормализация состава и целостности клеток слизистой оболочки.

Ключевые слова: аденоидит, низкочастотный ультразвук, бактериология, цитология.

Аденоидит, аденориносинуситы и гипертрофия глоточной миндалины являются наиболее распространенной патологией лор-органов у детей. Аденоидит (от лат. adenoiditis) представляет собой воспаление гиперплазированной глоточной миндалины, развивающееся вследствие инфекционного заболевания верхних дыхательных путей. Выделяют острый аденоидит при длительности заболевания 3 — 5 дней, подострый — 15 — 20 дней и хронический аденоидит с течением более 1 месяца

и наличием стадий ремиссии и обострения [1]. Хронический аденоидит занимает одно из первых мест в структуре патологии ]юр-органов и наблюдается у 20-50 % детского населения [2, 3], а в группе часто болеющих детей этот показатель достигает 70 % [4, 5]. Компьютерные методы обследования показывают, что при гипертрофии глоточной миндалины и ее хроническом воспалении у 40 % больных имеется сопутствующий синусит, о патогенетической связи которого с аденоидитом сообщают многие авторы [6- 8].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.