Научная статья на тему 'Инновационный подход к обучению одаренных детей в современной общеобразовательной школе'

Инновационный подход к обучению одаренных детей в современной общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
502
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EXCEPTIONAL CHILDREN / EDUCATIONAL ACTIVITY / INNOVATIVE APPROACHES / SYNERGETRICS / ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ / СИНЕРГЕТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлев Борис Петрович, Гафарова Гульнара Иршатовна, Климович Людмила Александровна

В статье проанализированы основные научные подходы к проблеме технологии обучения одаренных детей в контексте применения педагогических инноваций в профессиональной деятельности преподавателя общеобразовательной школы. Особое внимание уделено таким инновационным подходам к осуществлению учебно-воспитательного процесса, в рамках системной синергетической парадигмы. Синергетика, новая междисциплинарная отрасль научного знания, своеобразная междисциплинарная рефлексия, коллективный опыт, наука, об открытых нелинейных системах, которые обнаруживают состояния динамического хаоса, неопределенности, эмерджентности в момент перехода из старого состояния в новое, возвела, а хаос в ранг научной проблематики. Основная идея статьи состоит, в том, что нелинейное обучение одаренных детей должно быть более личностным, функциональным и успешным, что обеспечит повышение качества обучения и продуктивность учебной деятельности одаренных детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлев Борис Петрович, Гафарова Гульнара Иршатовна, Климович Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE APPROACH TO TRAINING OF EXCEPTIONAL CHILDREN AT MODERN COMPREHENSIVE SCHOOL

In article are analysed the main scientific approaches to a problem of technology of training of exceptional children in the context of application of pedagogical innovations in professional activity of the teacher of comprehensive school. The special attention is paid to such innovative approaches to implementation of teaching and educational process, within a system synergetic paradigm. The synergetrics, new interdisciplinary branch of scientific knowledge, a peculiar interdisciplinary reflection, collective experience, science, about open nonlinear systems which find conditions of dynamic chaos, of uncertainty, emerdzhentnost at the time of transition from an old state in new, built, and chaos in a rank of a scientific perspective. The main idea of article consists, that nonlinear training of exceptional children has to be more personal, functional and successful that will provide improvement of quality of training and efficiency of educational activity of exceptional children.

Текст научной работы на тему «Инновационный подход к обучению одаренных детей в современной общеобразовательной школе»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-11-48 УДК 376.54:001.895

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Яковлев Б.П., Гафарова Г.И., Климович Л.А.

В статье проанализированы основные научные подходы к проблеме технологии обучения одаренных детей в контексте применения педагогических инноваций в профессиональной деятельности преподавателя общеобразовательной школы. Особое внимание уделено таким инновационным подходам к осуществлению учебно-воспитательного процесса, в рамках системной синергетической парадигмы. Синергетика, новая междисциплинарная отрасль научного знания, своеобразная междисциплинарная рефлексия, коллективный опыт, наука, об открытых нелинейных системах, которые обнаруживают состояния динамического хаоса, неопределенности, эмерджентности в момент перехода из старого состояния в новое, возвела, а хаос в ранг научной проблематики. Основная идея статьи состоит, в том, что нелинейное обучение одаренных детей должно быть более личностным, функциональным и успешным, что обеспечит повышение качества обучения и продуктивность учебной деятельности одаренных детей.

Ключевые слова: одарённые дети; учебная деятельность; инновационные подходы; синергетика.

INNOVATIVE APPROACH TO TRAINING OF EXCEPTIONAL CHILDREN AT MODERN COMPREHENSIVE SCHOOL

Yakovlev B.P., Gafarova G.I., Klimovich L.A.

In article are analysed the main scientific approaches to a problem of technology of training of exceptional children in the context of application ofpedagogical innovations in professional activity of the teacher of comprehensive school. The special attention is paid to such innovative approaches to implementation of teaching and educational process, within a system

synergetic paradigm. The synergetrics, new interdisciplinary branch of scientific knowledge, a peculiar interdisciplinary reflection, collective experience, science, about open nonlinear systems which find conditions of dynamic chaos, of uncertainty, emerdzhentnost at the time of transition from an old state in new, built, and chaos in a rank of a scientific perspective. The main idea of article consists, that nonlinear training of exceptional children has to be more personal, functional and successful that will provide improvement of quality of training and efficiency of educational activity of exceptional children.

Keywords: exceptional children; educational activity; innovative approaches; synergetrics.

Цель

На праздновании Дня знаний, 1 сентября 2015 г., с воспитанниками и педагогами образовательного центра для одарённых детей «Сириус» Президент Российской Федерации В.В. Путин, предложил начать диалог, с самого сложного вопроса для подрастающего поколения -выбора жизненного пути. В.В. Путин сказал: «Зачастую нужно приложить немало усилий, чтобы понять, чего же ты сам хочешь, на что ты способен. И чем раньше состоится этот выбор, тем лучше, потому что просто больше успеешь сделать. Ведь любые успехи, в том числе научные открытия, экономические, культурные, спортивные достижения, напрямую связаны с талантом, образованием, трудом и упорством». Он также отметил, что современному подрастающему поколению предстоит выйти уже на другие рубежи, решать более сложные задачи, отвечать на непростые вызовы. Он подчеркнул, что сегодняшнее поколение должно быть к этому готовы, так как сила, преимущество современной творческой молодёжи - в незашо-ренности, в способности мыслить свободно, предлагать нестандартные решения.

Социальный заказ общества на поступательное развитие одарённых детей, способных ставить цели и решать задачи в современных условиях, самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях, сможет оказать большое влияние на совершенствование всей системы образования только в том случае, если в инновационном образовательном поле будет создана соответствующая организационная структура, модель новой системы работы с одаренными детьми, разработана многоэтапная программа, которая сконцентрировала бы все усилия и ресурсы для реализации обозначенных целей.

Но именно этот, организационно-педагогический аспект проблемы работы с одаренными детьми является наиболее слабым, неразработанным ее звеном. Ни в отечественной, ни в зарубежной практике образования неизвестны сколь-нибудь серьезные попытки объединить отдельные, разрозненные элементы деятельности по диагностике одаренности, обучению, раз-

витию и поддержке одаренных детей в единую организационную систему, которая могла бы быть использована на том или ином уровне [3]. Основная проблема сегодняшнего состояния работы с одаренными детьми - это именно ее весьма бессистемный характер.

Основным средством реализации этих целей в настоящее время является содержание образования: его стандартизация, содержательная и уровневая вариативность, гуманистическая направленность и т.д. Одаренный ребенок - это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей характерна высокая сила потребности в творчестве, познании нового, энергичность и яркая независимость. Поэтому такие дети зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития. Стремление к интеллектуальной, творческой деятельности считается отличительной характеристикой одаренных детей. Они высказывают собственные идеи, развивают и отстаивают их. В силу того, что они не ограничиваются в своей деятельности требованиями, которые содержит стандартизированное задание, одаренные дети открывают инновационные, креативные способы решения проблем. Эти учащиеся, как правило, проявляют повышенную самостоятельность в процессе обучения и потому в меньшей степени, чем их одноклассники, нуждаются, казалось бы, в помощи взрослых [5, 7].

Метод или методология проведения работы

Адекватно сегодняшним требованиям государства по инновационному изменению содержания образования, необходимо изменить подходы и технологии организации обучения одаренных детей, которые на практике позволили бы создать условия для наиболее полного удовлетворения личностных запросов учащихся, возможности реализовать свои склонности, способности, дарования, развить индивидуальность.

В обучении одаренных учащихся в РФ применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ: ускорение, обогащение, углубление, проблематизация.

Несмотря на заметные изменения в системе современного образования, мы обнаруживаем, что в технологии обучения все равно торжествует синкретический подход. Поэтому дальнейшее развитие качества и эффективность обучения и особенно талантливых детей следует искать на инновационных путях в рамках более системной синергетической парадигмы. Синергетика, новая междисциплинарная отрасль знания, своеобразная междисциплинарная рефлексия, наука, об открытых нелинейных системах, которые обнаруживают состояния динамического хаоса, неопределенности в момент перехода из старого состояния в новое, возвела, а хаос в ранг научной реальности [4].

Анализ новейших философских, социологических, психологических и педагогических источников позволяет утверждать: появление синергетической парадигмальной установки на социогуманитарном методологическом горизонте является свершившимся фактом, имеющим определенные последствия и для психолого-педагогических наук.

Как показали выполненные исследования, синергетическая концепция может способствовать глубокому познанию таких сложных, нелинейных, открытых систем, как общество, человек и его деятельность, в том числе и профессиональная. В настоящее время итогом продвижения синергетики в сферу образования стали идеи, отправной точкой которых является синергетичность процесса образования.

Область применения результатов

Отдельные аспекты теории самоорганизации с педагогической точки зрения нашли отражение в работах В.А. Аршинова, 1993; М.В. Богуславского, 1995; Л.Я. Зориной, 1996; Е.Н. Князевой, С.П. Курдюмова, 1994; Г.Г. Малинецкого, 1996; Н.М. Таланчука,1993 и др [2].

Авторами вскрываются синергетические закономерности образовательной деятельности, показано, что синергетический подход основывается на доминировании в образовательной деятельности самообразования, самоорганизации, самоуправления и заключается в стимулирующем или побуждающем воздействии на субъекта с целью его самораскрытия и самосовершенствования, самоактуализации в процессе сотрудничества с другими людьми и с самим собой. Возникла новая область педагогического знания «педагогическая синергетика» (Н.М. Таланчук, 1993), которая основывается на законах и закономерностях самоорганизации и саморазвития образовательных систем. Педагогическая синергетика дает возможность по-новому подойти к разработке проблем самоопределения и развития личности, рассматривая прежде всего их с позиции открытости, сотворчества и ориентации на саморазвитие.

Результаты

Таким образом, синергетика является «партнером» новой педагогики, или неопедагогики, так как синергетика переводится с латинского как со-энергетичность, со-дружество, со-работничество. Следовательно, и синергетика, и новая педагогика действуют в рамках открытого диалога, прямой и обратной связи, солидаристического образовательного приключения, игры. Синергетическое образование, также как и новая педагогика, - это самообразование, самоопределение, стимулирующее человека на собственные, может быть еще не проявленные, скрытые, возможности [1].

Роль синергетического подхода в системе обучения показана в работах О. Козловой, Л.И. Новиковой, В.И. Редюхина, В.Розина, и др. Как известно, в центре учебно-воспитательного процесса находится личность ребенка. Личность, как и любая социоприродная система, является целостной, открытой, неравновесной, развивающейся, динамической системой. Только рассматривая личность, как систему, можно подойти к пониманию и объяснению поведения школьника, когда в ответ на очень слабое внешнее осознанное и неосознанное образовательное воздействие, при некоторых условиях, возможен весьма сильный, казалось бы «неадекватный» отклик. И, наоборот, систематические сильные воздействия процесса обучения на личность школьника, могут оказывать несущественный эффект. Хотя с этим явлением сталкивается каждый педагог, найти удовлетворяющий ответ пока не удается, а попытки прогнозировать поведение личности (открытой системы) с позиций синергетики вызывают некоторые опасения за чрезмерные притязания новой познавательной модели в объяснении процессов, касающихся личности. Слишком нетрадиционным является взгляд на личность, как неравновесную систему, да и провозглашенные синергетикой доминанты процесса развития - нестабильность и продуктивная роль хаоса, допускают здоровый консерватизм в пользу традиционного подхода к ребенку, как субъекту учебно-воспитательного процесса. Организация нелинейной формы учебно-воспитательного процесса позволяет педагогам построить индивидуальный алгоритм учебной деятельности на основе творчески-рефлексивного осмысления вариантов решения познавательных задач в условиях напряжённой мыслительной деятельности. Педагоги, психологи, и специалисты всё больше принимают и внедряют качественно новый, нелинейный системно-синергетический подход в систему образования одарённых детей.

Главная особенность этого подхода в том, что он требует от педагога иного мировоззрения; иного стиля управления учебным процессом; иного понимания психологии ребёнка, непосредственного взаимодействия основных субъектов деятельности; иной дифференциации влияния учебных и психических нагрузок на талантливых детей в условиях учебной деятельности.

Главной особенностью системно-синергетического подхода в условиях напряжённой учебной деятельности при этом можно считать его инновационный характер, ориентацию на новизну как выход за пределы актуальной данности. В этом, на наш взгляд, и проявляется синер-гетический характер творческой деятельности одарённых детей, которая предстает здесь как нелинейный диссипативный, эмерджентный отрытый внешней среде процесс.

Поэтому учебная деятельность талантливого ребёнка реализуется, прежде всего, как инновационная психоцентрическая деятельность, которая проявляется в оригинальном решении познавательных задач, в импровизации, экспромте и креативности. Признаками креативности

является способность к созданию нового, нетрадиционная организация учебно-воспитательного процесса, умение творчески решать любые задачи, творчески, эффективно противостоять трудностям, быть постоянно работоспособным и устойчивым к психическим нагрузкам на различных этапах и ступенях образовательного процесса, эффективно взаимодействовать с преподавателями, группой одноклассников и т.д.

Область применения результатов

Важно иметь ввиду, что выбор и применение того или иного инновационного подхода технологии индивидуализации обучения одаренных детей должны быть основаны не только на индивидуально-типологических и индивидуально-психологических особенностях ребенка, но, и на учете, возможностей конкретной школы, муниципальных учреждений, которые и должны контролировать и определять оптимальной выбор стратегии развития одарённых детей.

Список литературы

1. Зорина Л.Я. Отражение идей самоорганизации в содержании образования // Педагогика №4. 1996. С. 105-109.

2. Капица С.П. Синергетика и прогнозы будущего / С.П. Капица, С.П. Курдюмов, А.А. Мали-нецкий. М.: Наука, 1997. 285 с.

3. Рубцов В.В. Психолого-педагогическая подготовка учителя для «Новой школы» // Ж. Психологическая наука и образование, 2010, №1, с. 5-12.

4. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. М., 1991.

5. Яковлев Б.П., Краснобаева Л.В. Особенности проявления познавательной активности школьников. Великие Луки: Изд-во - ВЛГТ. 2000. 140 с.

6. Яковлев Б.П. Одарённость детей: психолого-педагогический аспект // Учебно-методическое пособие. ХМАО, изд-во ОАО «Издательский дом» Новости Югры, 2012. 317 с.

7. Яковлев Б.П., Богдан И.Т. Инновационные процессы в педагогической деятельности. Сургутский гос. университет ХМАО-Югры. Сургут: ИЦ СурГУ 2013. 216 с.

References

1. Zorina L.Ja. Otrazhenie idej samoorganizacii v soderzhanii obrazovanija // Pedagogika № 4. 1996. Р. 105-109.

2. Kapica S.P. Sinergetika i prognozy budushhego / S.P. Kapica, S.P. Kurdjumov, A.A. Malineckij. M.: Nauka, 1997. 285 р.

3. Rubcov V.V. Psihologo-pedagogicheskaja podgotovka uchitelja dlja «Novoj shkoly» // Zh. Psiho-logicheskaja nauka i obrazovanie, 2010, №1, р. 5-12.

4. Jusufbekova N.R. Obshhie osnovy pedagogicheskoj innovatiki: Opyt razrabotki teorii innova-cionnyh processov v obrazovanii. M., 1991.

5. Jakovlev B.P., Krasnobaeva L.V. Osobennosti projavlenija poznavatel'noj aktivnosti shkol'nikov. Velikie Luki: Izd-vo - VLGT. 2000. 140 р.

6. Jakovlev B.P. Odarjonnost' detej: psihologo-pedagogicheskij aspekt// uchebno-metodicheskoe posobie. HMAO, izd-vo OAO «Izdatel'skij dom» Novosti Jugry, 2012. 317 р.

7. Jakovlev B.P., Bogdan I.T. Innovacionnye processy v pedagogicheskoj dejatel'nosti. Surgutskij gos. universitet HMAO-Jugry. Surgut: IC SurGU. 2013. 216 р.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРAX

Яковлев Борис Петрович, профессор кафедры педагогики, доктор психологических наук БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный университет»

проспект Ленина, 1, г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Тюменская область), 628412, Россия

e-mail: boris yakovlev@mail.ru

Гафарова Гульнара Иршатовна, ведущий специалист Центра спортивной науки. БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный университет»

проспект Ленина, 1, г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Тюменская область), 628412, Россия

e-mail: gafarovagulair@mail.ru

Климович Людмила Александровна, начальник отдела менеджмента качества БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный университет»

проспект Ленина, 1, г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Тюменская область), 628412, Россия e-mail: klla@adm.surgu.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Jakovlev Boris Petrovkh, Professor of Department of Pedagogics, doctor of Psychological Sciences

Surgut State University

1, Lenin street, Surgut, 628412, Russia

e-mail: boris_yakovlev@mail.ru

Gafarova Gulnara Irshatovna, leading expert of the Center of sports science

Surgut State University

1, Lenin street, Surgut, 628412, Russia

e-mail: gafarovagulair@mail.ru

Klimovich Lyudmila Aleksandrovna, head of department of quality management

Surgut State University

1, Lenin street, Surgut, 628412, Russia

e-mail: klla@adm.surgu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.