гиена и санитария. 2016; 95(7)
DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-7-648-651_
Оригинальная статья
7. Shchankin A.A., Kaverin A.V. Influence of the regional factors on the evolutive somatotype and functional indicators of the girls blood circulatory system at the time of physical exercise. Problemy regional'noy ekologii. 2013; (1): 72-9. (in Russian)
8. Pavlova I.P., Filatova O.V. The study of anthropometric measurements of women living in Barnaul, depending on their age. Izvestiya Altayskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011; (3-2): 34-9. (in Russian)
9. Chernyakina O.F., Gorin V.S. Modern pubertal development of girls in the endemic goiter Kuzbass Region. Sibirskiy meditsinskiy zhurnal (Irkutsk). 2009; 88(5): 117-21. (in Russian)
10. Litovchenko O.G., Vinokurova I.V. Peculiarities of the Middle Ob Region natives puberty. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2008; (10): 236-9. (in Russian)
11. Lebedeva T.B., Baranov A.N. Tendencies of physical and sexual development of younger and older girls in the Russian North-West. Ekologiya cheloveka. 2007; (9): 24-8. (in Russian)
12. Rudnev S.G., Soboleva N.P., Sterlikov S.A., Nikolaev D.V., Starunova O.A., Chernykh S.P. et al. Bioimpedance Study of the Population of Russia Body Composition [Bioimpedansnoe issledovanie sostava tela nas-eleniya Rossii]. Moscow: RIO TsNIIOIZ; 2014. (in Russian)
13. Bogdanova E.A., Afonina L.I. Tall stature and its correction among the girls. Akusherstvo i ginekologiya. 1990; (6): 23-6. (in Russian)
14. Vasil'eva L.N. Cephalopelvic disproportion. Meditsinskiy zhurnal. 2011; (1): 133-5. (in Russian)
15. Shevchuk V.V., Malyutina N.N. Endocrinopathies connected health disorders among teenage boys of the preinduction age in the iodine deficiency region. Izvestiya visshikh uchebnikh zavedeniy. Povolzhskiy region. Meditsinskie nauki. 2012; (1): 118-23. (in Russian)
16. Saldan I.P., Korshunova O.N. Potable water supply problems of the population of the Altai Krai. In: Potable Waters of Siberia 2010: Proceedings of the 5th Research and Practice Conference [Pit'evye vody Sibiri 2010: materialy V nauchno-prakticheskoy konferentsii]. Barnaul: Pyat' plyus; 2010: 57-64. (in Russian)
17. Baranov A.A., Shcheplyagina L.A., Rimarchuk G.V., Koryukina I.P. So-ciomedical Aspects of the Iodine Deficiency Disorders Problem: Handbook for Doctors [Mediko-sotsial'nye aspekty problemy yoddefitsitnykh sostoya-niy: posobie dlya vrachey]. Moscow: Meditsina; 1998. (in Russian)
18. Vozgoment O.V., Koryukina I.P., Aminova A.I., Luzhetskiy K.P., Farnoso-va S.V. Hygienic characterization of the factors forming children thyroid pathology. Fundamental'nye issledovaniya. 2010; (2): 28-30. (in Russian)
19. State report «On the condition and protection of the environment in the Altai Krai in 2012». Barnaul; 2013. (in Russian)
20. Tanner J. Human growth and constitution. In: Harrison G.A., Weiner J.S., Tanner J.M., Barnicot N.A. Human Biology: An Introduction to Human Evolution, Variation, Growth, and Ecology. Oxford University Press; 1977.
Поступила 19.04.15 Принята к печати 17.11.15
0 ЛИТОВЧЕНКО О.Г., ИШБУЛАТОВА М.С., 2016 УДК 613.955:371.7(571.122)
Литовченко О.Г.1, ИшбулатоваМ.С.2
ХРОНОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - УРОЖЕНЦЕВ СРЕДНЕГО ПРИОБЬЯ
1 БУ ВО Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский государственный университет», 628412, Сургут;
2 БУ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутская городская клиническая поликлиника №1», 628403, Сургут
Хронорефлексометрическая характеристика работоспособности детей младшего школьного возраста, уроженцев Среднего Приобья, проводилась на основе статистического анализа времени латентного периода простой зрительно-моторной реакции. Результаты исследования показали, что функциональное состояние нервной системы обследованных детей младшего школьного возраста находилось на уровне сниженной и сильно сниженной умственной работоспособности. Для данного состояния характерно ослабление внимания, резкое ухудшение временных и точностных параметров деятельности и значительное снижение работоспособности в целом.
Ключевые слова: хронофизиологическая характеристика; работоспособность; дети младшего школьного возраста; уроженцы Среднего Приобья; простая зрительно - моторная реакция.
Для цитирования: Литовченко О.Г., Ишбулатова М.С. Хронофизиологические характеристики детей младшего школьного возраста -уроженцев Среднего Приобья. Гигиена и санитария. 2016; 95(7): 648-651. DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-7-648-651
Litovchenko O.G.1, Ishbulatova M.S.2
CHRONO PHYSIOLOGICAL CHARACTERISTICS OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE - THE NATIVES OF THE MIDDLE OB
1Surgut State University, Surgut, 628412, Khanty-Mansiyskiy autonomous county - Ugra; Russian Federation 2Surgut City Clinical Polyclinic №1, Surgut, 628403, Khanty-Mansiyskiy autonomous county - Ugra, Russian Federation
Chronoreflexometric characteristics of the mental performance of children of primary school age - the natives of the Middle Ob were based on the statistical analysis of the latent period of time of a simple visual - motor responses. The results of a survey showed that the functional state of the nervous system of surveyed children ofprimary school age was at "reduced" and "greatly reduced" level of mental performance. This state is characterized by a weakening of attention, a sharp deterioration in time and accuracy parameters of activity and a significant decrease of efficiency on the whole.
Keywords: chrono physiological characteristics; efficiency; children ofprimary school age; natives of the Middle Ob; simple visual - motor reaction.
For citation: Litovchenko O.G., Ishbulatova M.S. Chrono Physiological characteristics of children of primary school age - the natives of the Middle
Ob. Gigiena i Sanitaria (Hygiene and Sanitation, Russian journal) 2016; 95(7): 648-651. (In Russ.). DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-7-648-651
For correspondence: Marianna S. Ishbulatova, MD, postgraduate student of the Department of Physiology of the Medical Institute of the Surgut State University, Surgut, 628412, Khanty-Mansiyskiy autonomous county - Ugra; Russian Federation; Head of the Surgut City Clinical Polyclinic №1, Surgut, 628403, Khanty-Mansiyskiy autonomous county - Ugra, Russian Federation. E-mail: mari_ishbu.1976@mail.ru; zavdp@admsurgut.ru
Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.
Funding. The work was supported by grants of the regional competition of projects in the field of fundamental research, conducted by the Federal State Organization "Russian Foundation for Basic Research" together with the Department of Education and Youth Policy of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra, according to the Order of the Department of Education and Youth of the Khanty-Mansiysk policy Autonomous Okrug - Yugra number 751 of June 1, 2015 "To the provision in 2015, grants for the implementation of research projects in the field of fundamental research projects". Received: 18 September 2015 Accepted: 17 November 2015
Введение
В условиях, в которых находятся современные учащиеся, необходимо осуществлять глубокий анализ влияния на организм детей педагогических технологий, базирующихся на компьютеризации воспитания и обучения детей, внедрении федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Последствием использования подобных информационно-агрессивных технологий является школьный стресс, который испытывают до 80% учащихся, темпы роста отклонений в нервно-психической сфере опережают рост традиционной «школьной патологии» [1, 2].
Гигиенисты располагают доказательствами того, что степень утомления учащихся, уровень их не-вротизации, эмоциональный комфорт и, в конечном счете, состояние здоровья детей зависят не только от объема учебной нагрузки, ее содержания, но и от методов, режимов и технологий обучения. Введение инновационных форм обучения, расширение вариативности образования предполагает контроль за тем, чтобы педагогические инновации соответствовали не только психолого-педагогическим требованиям, но и психофункциональным и возрастным особенностям детей [3].
Дети, проживающие в Среднем Приобье, испытывают воздействие комплекса факторов, включающего суровые природно-климатические условия, урбанизацию и напряженную экологию. Температурный режим региона, сезонные и декадные колебания в сочетании с резкими изменениями атмосферного давления и влажности требуют серьезного напряжения адаптационных механизмов организма ребенка, что, безусловно, отражается на всех основных процессах [4].
Одной из наиболее информативных методик оценки функционального состояния нервной системы человека является определение времени латентного периода простой зрительно-моторной реакции, характеризующей временные показатели нервных процессов, являющихся основными в психомоторных действиях человека. Время реакции может выступать в качестве диагностического и прогностического показателя, позволяющего оценить перспективы успешности обучения каждого конкретного ребенка, выявлять и разграничивать трудности обучения, связанные с особенностями развития центральной нервной системы, подбирать для каждого случая адекватные способы обучения и коррекцион-ные мероприятия [5-8].
С целью выявления особенностей хронофизио-логических характеристик и получения сведений о функциональном состоянии центральной нервной системы, а также оценке работоспособности уча-
Для корреспонденции: Ишбулатова Марианна Сергеевна, аспирант кафедры физиология Медицинского института ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет ХМАО -Югры», 628412, Сургут, заведующая детской поликлиникой БУ ХМАО - Югры «Сургутская городская клиническая поликлиника № 1», 628403, Сургут. E-mail: mari_ishbu.1976@mail.ru; zavdp@admsurgut.ru
Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2016; 95(7)
_DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-7-648-651
Original article
щихся Среднего Приобья нами было проведено исследование зрительно-моторных реакций у учащихся младших классов Сургута.
Материал и методы
В исследовании приняли участие учащиеся младшего школьного возраста Сургута обоего пола в возрасте 9-11 лет - уроженцы Среднего Приобья. Возрастные границы определялись по дате рождения ребенка. Нами было исследовано 199 детей, из них девочки составили 55%, мальчики - 45%. По возрастному составу группа представлена следующим образом: мальчики 9 лет 30 (15%) человек, девочки 9 лет 34 (17,5%), мальчики 10 лет 30 (15%), девочки 10 лет 34 (17%), мальчики 11 лет 30 (15%), девочки 11 лет 41 (20,5%) человек соответственно.
Исследования проводили в стабильный период учебного года (в феврале месяце). Обязательным условием включения в обследование учащегося было добровольное письменное информированное согласие законных представителей ребенка, отсутствие хронических заболеваний.
В исследовании использовали компьютерную программу «Экспресс-диагностика функционального состояния и работоспособности человека» [9] производство ГМНПП «ИМАТОН», Санкт-Петербург. Производили расчет среднего значения простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР), функционального уровня нервной системы (ФУС), устойчивости нервной реакции (УР). Обследование школьников проводили в образовательном учреждении в отдельном кабинете в утренние часы.
Статистическую обработку данных проводили с помощью пакета прикладных программ Statistica 6.0. Результаты представлены в виде средней арифметической величины и ее стандартной ошибки (M ± m), среднего квадратичного отклонения (5). Анализ достоверности различий между группами осуществляли с использованием методов параметрической статистики (критерия Стьюдента). За критический уровень значимости было принято значение p < 0,05 [10].
Результаты и обсуждение
Одним из косвенных психофизиологических показателей, характеризующих работоспособность, является оценка времени реакции. Время реакции - интервал между началом предъявления раздражителя и началом ответной реакции, обычной двигательной. Время реакции рассматривается как интегральный показатель функционального состояния центральной нервной системы, отражающий такие основные свойства нервной системы, как возбудимость, лабильность и реактивность. Мы получили данные о функциональном состоянии нервной системы детей младшего школьного возраста, определяя среднее значение времени ПЗМР, функционального уровня нервной системы и устойчивости нервной реакции (см. таблицу).
Сравнение усредненных значений времени ПЗМР показало общую положительную динамику (сокра-
хгиена и санитария. 2016; 95(7)
DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-7-648-651
Оригинальная статья
Показатели функционального состояния центральной нервной системы детей младшего школьного возраста, уроженцев Среднего Приобья
Пол Возраст, ПЗМР, мс ФУС, усл. ед. УР, усл. ед.
годы М ± т 5 М ± т 5 М ± т 5
Мальчики 9 362,13 ± 9,1 48,7 2,18 ± 0,04 0,2 0,99 ± 0,09 0,5
10 342,41 ± 8,3*е 45,4 2,29 ± 0,03*е 0,2 0,97 ± 0,1 0,5
11 330,37 ± 6,5е 35,4 2,33 ± 0,03е 0,2 1,27 ± 0,1* 0,7
Девочки 9 389,41 ± 8,9 51,7 2,06 ± 0,04 0,3 0,59 ± 0,1 0,6
10 367,11 ± 7,4е 43,1 2,18 ± 0,04е 0,2 0,91 ± 0,1* 0,7
11 358,82 ± 11,6е 74,6 2,23 ± 0,03е 0,2 0,99 ± 0,1 0,7
Примечание. * - достоверные отличия по сравнению с предыдущей возрастной группой; е - достоверные отличия в одной возрастной группе среди мальчиков и девочек.
щение времени реакции) от младших к более старшим возрастным группам. Достоверные различия показателей получены в группах мальчиков 9 и 10 лет (р = 0,015). При сравнении времени ПЗМР по половому признаку можно отметить, что у мальчиков в возрасте 9-11 лет время реакции достоверно меньше, чем у девочек. Достоверные различия данных времени реакции получены в возрастных группах 10 лет (р = 0,008) и в 11 лет (р = 0,039).
Величина ФУС определяется главным образом абсолютными значениями ПЗМР, т.е. положением вариационной кривой относительно абсциссы. Данный критерий с возрастом постепенно увеличивался. Достоверные различия значения ФУС получены в группах мальчиков 9 и 10 лет (р = 0,044). В группах детей 10 и 11 лет (р = 0,039 и р = 0,032 соответственно) мы наблюдали достоверные отличия значения ФУС у девочек и мальчиков. Значения ФУС у мальчиков достоверно выше, чем у девочек. Данный показатель находился в переделах функционального состояния, характеризуемого как сниженная работоспособность. В норме критерий хронорефлексометрии функциональный уровень нервной системы должен быть у детей 9-11 лет в пределах 3,8-4,8 усл. ед. [9].
Мы также определяли показатель хронорефлек-сометрии - устойчивость реакции (УР), который
рассматривают как критерий устойчивости состояний ЦНС. Величина этого показателя тем больше, чем меньше вариабельность ПЗМР. В обследованных нами группах с возрастом УР постепенно увеличивался. В наших исследованиях достоверные различия значений УР получены в группах мальчиков 10 и 11 лет (р = 0,047) и в группах девочек 9 и 10 лет (р = 0,026).
На психофизиологическое состояние младших школьников воздействует целый комплекс внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относятся климатоге-ографические, деятельностные, информационно-операциональные, ситуационные, т.е. объективные условия. К внутренним факторам относятся функции, состояния, свойства, качественные особенности организма и психики ребенка, т.е. субъективные условия. Обозначенные факторы влияют на функциональное состояние организма в целом и умственной работоспособности в частности. Для оценки умственной работоспособности и определения функционального состояния нервной системы мы анализировали удельный вес значений УР у девочек и мальчиков в возрасте 9-11 лет (рис. 1 и 2).
В группе мальчиков наблюдали увеличение процента детей со сниженным уровнем устойчивости реакции. Среди 11-летних мальчиков не было детей с сильно сниженным уровнем УР. У девочек отмечалось уменьшение числа детей с сильно сниженным уровнем УР, однако наблюдалось увеличение процента детей со сниженным уровнем работоспособности. Нормальный уровень работоспособности наблюдался только у 3,3% мальчиков в возрасте 9 лет. В других группах детей с нормальным уровнем УР мы не наблюдали.
Сопоставление величин расчетных критериев оценки функционального состояния ЦНС с показателями уровней работоспособности позволило установить, что функциональное состояние ЦНС детей младшего школьного возраста, уроженцев Среднего
£ Ю0п о: 90" 80706050403020100-
>5
X
<0 X
се
X
о
0
01
I
~1- -1- -1
9 лет 10 лет 11 лет
Возраст мальчиков
Сильно ^ Незначительно
сниженная сниженная
Сниженная Ц§ Нормальная
* 100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 О
I
- -1- -1
9 лет 10 лет 11 лет
Возраст девочек
Сильно ^ Незначительно
сниженная сниженная
Сниженная Щ Нормальная
Рис. 1. Удельный вес значений УР в группе мальчиков 9-11 лет. Рис. 2. Удельный вес значений УР в группе девочек 9-11 лет.
Приобья, находилось на уровне сниженной или сильно сниженной работоспособности. Для незначительного сниженного уровня работоспособности характерно состояние ослабленного внимания, появление ошибок, увеличение времени выполнения задания. Функциональное состояние на уровне сниженной работоспособности характеризуется резким ухудшением временных и точностных параметров деятельности и значительным снижением работоспособности в целом.
При организации образовательного процесса с учетом требований, предусмотренных ФГОС различного поколения, а также неблагоприятных природных условий Среднего Приобья, необходимо оценивать особенности функционального состояния нервной системы школьников. С целью оптимизации построения образовательного процесса возможно использование экспресс-диагностики для мони-торирования состояния работоспособности детей в начальной школе.
Таким образом, сопоставление величин расчетных критериев оценки функционального состояния ЦНС с показателями уровней работоспособности позволило определить, что функциональное состояние ЦНС младших школьников Сургута находилось преимущественно на уровне сниженной и сильно сниженной работоспособности.
Финансирование. Работа выполнена при поддержке гранта регионального конкурса проектов в области фундаментальных исследований, проводимого Федеральным государственным бюджетным учреждением «Российский фонд фундаментальных исследований» совместно с Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры согласно приказа Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 751 от 01.06.2015 «О предоставлении в 2015 году грантов на реализацию научных проектов в области фундаментальных исследований».
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Литер ату р а
1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Состояние здоровья современных детей и подростков и роль медико-социальных факторов в его формировании. Вестник РАМН. 2009; (5): 6.
2. Безруких М.М. Сохранение здоровья детей как важное направление развития системы образования. Научные исследования в образовании. 2011; (7): 3-10.
3. Кучма В.Р., Шубочкина Е.И., Сафонкина С.Г., Молдованов В.В. Санитарно-эпидемиологическое благополучие и риски здоровью детей и подростков при обучении в образовательных учреждениях. Анализ риска здоровью. 2014; (1): 65-73.
4. Соловьев В.С., Погонышева И.А., Погонышев Д.А. Адаптация человека в условиях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Ханты-Мансийск: ООО «Типография «Печатное дело»; 2010.
5. Лоскутова Т.Д. Оценка функционального состояния центральной нервной системы человека по параметрам простой двигательной реакции. Физиологический журнал. 1975; 61(1): 3-12.
6. Гилева О.Б. Время реакции как психофизиологический предиктор академической успешности школьников. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Медико-биологические науки. 2013; (3): 14-23.
Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2016; 95(7)
_DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-7-648-651
Original article
7. Байгужин П.А. Оптимизация оценки показателей сенсомо-торной реакции - предикторов функционального состояния центральной нервной системы. Современные проблемы науки и образования. 2011; (6): 252.
8. Шибкова Д.З., Хайкина М.В., Мальцев В.П. Показатели времени зрительно-моторных реакций учащихся 11-14 лет в условиях профильного обучения. В кн.: Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды. Материалы IIМеждународной научно-практической конференции. Челябинск; 2008: 171-5.
9. Мороз М.П. Экспресс-диагностика работоспособности и функционального состояния человека: методическое руководство. СПб.: ИМАТОН; 2007.
10. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA. М.: Медиасфера; 2006.
References
1. Baranov A.A., Kuchma V.R., Sukhareva L.M. The state of health of today's children and adolescents and the role of health-social factors in shaping it. VestnikRAMN. 2009; (5): 6. (in Russian)
2. Bezrukikh M.M. Saving children's health as an important direction of development of the education system. Nauchnye issledo-vaniya v obrazovanii. 2011; (7): 3-10. (in Russian)
3. Kuchma V.R., Shubochkina E.I., Safonkina S.G., Moldova-nov V.V. Sanitary-epidemiological safety and risks to health of children and adolescents in teaching in educational institutions. Analiz riska zdorov'yu. 2014; (1): 65-73. (in Russian)
4. Solov'ev V.S., Pogonysheva I.A., Pogonyshev D.A. Human Adaptation to the Conditions of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra [Adaptatsiya cheloveka v usloviyakh Khanty-Mansiyskogo avtonomnogo okruga - Yugry]. Khanty-Mansiysk: OOO «Tipografiya «Pechatnoe delo»; 2010. (in Russian)
5. Loskutova T.D. Evaluation of the functional condition of the central nervous system in the parameters simple motor response. Fiziologicheskiy zhurnal. 1975; 61(1): 3-12. (in Russian)
6. Gileva O.B. Reaction time as a psycho-physiological predictor of academic success of students. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Seriya: Mediko-biologicheskie nauki. 2013; (3): 14-23. (in Russian)
7. Bayguzhin P.A. Optimizing performance evaluation sensorimotor reaction - predictors of functional state of the central nervous system. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2011; (6): 252. (in Russian)
8. Shibkova D.Z., Khaykina M.V., Mal'tsev V.P. Performance time visual-motor reactions of students 11-14 years old in the conditions of profile training. In: Adaptation of Biological Systems to Natural and Extreme Environmental Factors. Proceedings of the II International Scientific and Practical Conference [Adaptatsiya biologicheskikh sistem k estestven-nym i ekstremal'nym faktoram sredy. Materialy II Mezhdun-arodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii]. Chelyabinsk; 2008: 171-5. (in Russian)
9. Moroz M.P. Express-Diagnostics of Performance and Functional State of Man: a Guide [Ekspress-diagnostika rabotosposob-nosti i funktsional'nogo sostoyaniya cheloveka: metodicheskoe rukovodstvo]. St. Petersburg: IMATON; 2007. (in Russian)
10. Rebrova O.Yu. Statistical Analysis of Medical Data. The Application Package STATISTICA Applications. [Statisticheskiy analiz meditsinskikh dannykh. Primenenie paketa priklad-nykh programm STATISTICA]. Moscow: Mediasfera; 2006. (in Russian)
Поступила 18.09.15 Принята к печати 17.11.15