Научная статья на тему 'Инновационный подход к методике преподавания естественнонаучных дисциплин при формировании профессиональных компетенций специалиста в сфере туриндустрии'

Инновационный подход к методике преподавания естественнонаучных дисциплин при формировании профессиональных компетенций специалиста в сфере туриндустрии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Орехов Е. Ф., Котлярова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационный подход к методике преподавания естественнонаучных дисциплин при формировании профессиональных компетенций специалиста в сфере туриндустрии»

приказ МВД России от 6 ноября 2003 г. № 829. - М., 2003. - 54 с.

4. Ашкинази, С. М. Рукопашный бой / С.М. Ашкинази, В.В. Козах. - Тула :

ТППО, 1992. - 115 с.

5. Бокс : учебник для ин-тов физ. культуры / под ред. И.П. Дегтярева. - М. : Физкультура и спорт, 1979. - 287 с.

6. Градополов, К.В. Бокс. - М. : Физкультура и спорт, 1965. - 338 с.

7. Кадочников, А. А. Русский рукопашный бой : научные основы / А.А. Кадоч-

ников. - М. [б.и.], 2003. - 284 с.

8. Коблев, Я. К. Борьба дзюдо / Я.К. Коблев, М.Н. Рубанов, В.М. Невзоров. -М. : Физкультура и спорт, 1987. - 176 с.

9. Туманов, А.А. Методика начальной подготовки юношей в спортивном единоборстве «Тризна» : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Туманов А.А.- Челябинск, 1999. - 18 с.

10. Туманян, Г. С. Спортивная борьба / Г.С. Туманян. - М. : Физкультура и спорт, 1984. - 284 с.

11. Ознобишин, Н.Н. Искусство рукопашного боя / Н.Н. Ознобишин. - СПб. : Всемирная литература,1998. - 292 с.

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ

ТУРИНДУСТРИИ

Е.Ф. Орехов, О. В. Котлярова

Изменение социально-экономических ориентиров общества, преобразование общественной практики, развитие нового гражданского общества, а также изменение образовательных парадигм вызвано противоречием между темпами инновационных преобразований в экономике России и практикой подготовки высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов.

Профессиональная подготовки специалиста туриндустрии связана с решением ряда сложных проблем. К их числу относятся: диагностика способностей, формирование установки на профессиональную деятельность, вооружение профессиональными знаниями и умениями, развитие профессионального мышления, формирование профессионально-гностических потребностей, профессиональной направленности и профессиональных компетенций.

Вместе с тем, анализ современной педагогической теории и практики показывает, что задачи формирования современного специалиста еще не нашли должного отражения в исследованиях ученых.

Имеющиеся в этой области работы Г. А. Андреева, Г.Н. Александрова, К.Н. Барсукова, А.М. Белоногова, Ф.М. Бородкина, А.И. Войцеховской, А.Г. Грамманова, Ю.А. Дмитриева, В.Ш. Копелева, Н.М. Корянова, А.И. Кошелева, А.Т. Маленко, Э.А. Смирновой, Г.Н. Сушкова, Н.Ф. Талызиной и др. посвящены лишь отдельным направлениям в области профессионального высшего образования.

Система подготовки компетентных кадров в сфере «человек-человек» (по Климову), к которой относится специалист в сфере туриндустрии — это одна из важнейших проблем, эффектное решение которой обеспечивает успешное развитие многих отраслей экономики нашей страны.

Одним из наиболее распространенных определений термина профессиональная компетентность в отечественной психолого-педагогической литературе является следующее: «профессиональная компетентность — это качество, свойство или состояние специалиста, обеспечивающее вместе или в отдельности его физическое, психическое и духовное соответствие необходимости, потребности, требованиям определенной профессии, специальности, специализации, стандартам квалификации, занимаемой

или исполняемой служебной должности» [2, 3].

Компетентность специалиста определяется соотношением в его реальном труде профессиональных знаний, умений, то есть профессиональными компетенциями, с одной стороны, профессиональных позиций, личностных качеств, — с другой; и самореализацией в профессиональной деятельности, — с третьей. «Компетентность» является родовым понятием по отношению к «компетенции». Мы разделяем подход А.С. Белкина, который обозначает компетенции как совокупность того, чем человек располагает, а компетентность — как совокупность того, чем он владеет [1].

Таким образом, компетенции человек получает в процессе образования, жизненного и профессионального опыта, а компетентность достигается самим человеком в результате профессионального и личностного самосовершенствования.

Требования к квалификациям в виде компетенций должны быть сопоставимы в рамках общеевропейского образовательного пространства.

Реализация этого принципа в государственном образовательном стандарте нового поколения потребует отказаться от использовавшихся ранее привычных моделей квалификационных характеристик выпускника, описания требований к его знаниям, умениям и навыкам.

Для характеристики области профессиональной деятельности специалиста в сфере туристской индустрии, его ключевых компетенций обратимся к Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности 100201/230800 «Туризм».

Областью профессиональной деятельности «специалиста по туризму» является удовлетворение потребностей клиентов в услугах индустрии туризма.

Таким образом, к сфере компетенций специалиста в сфере туристской индустрии мы отнесем следующие объекты:

человек, его телесное, духовное и социальное развитие;

процессы и структуры общества: экономические, социальные, правовые, политические основы;

институты социального обеспечения: государственные, общественные, частные.

Менеджер по специальности 100201/ 230800 «Туризм» в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: сервисная; производственно-технологическая, организационно-управленческая; научно-исследовательская; образовательная.

Устойчивость формирования профессиональных компетенций определяется устойчивостью профессиональной направленности, устойчивыми мотивами по овладению навыками и умениями профессии, а также развитием профессионального интереса.

Активность формирования профессиональных компетенций обнаруживается через познавательную активность, стремление личности в активной деятельности получить определенный объем информации и проявить свое творческое отношение к профессии через умения и навыки профессиональной деятельности.

Опора на компетентностный подход в подготовке специалиста в сфере туристской индустрии есть практико-ориентированный инновационный подход, предполагающий эффективность реализации профессиональных функций специалиста в условиях модернизации образования всех уровней.

Определение сущностных компетенций студента специальности 100201/230800 «Туризм» включает в себя следующее:

- знает законодательство в сфере социально-культурного сервиса и туризма, правовые нормы, регулирующие отношения между личностью и семьей, обществом, окружающей средой;

- знает эстетические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, человека к обществу и общества к человеку, умеет учитывать их при разра-

ботке экологических, социокультурных и туристских проектов;

- знает нормы деловой письменной и устной речи, процессы организации эффективной речевой коммуникации в сфере туризма;

- способен продолжать обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде;

- обладает знаниями по созданию условий для формирования рынка услуг в сфере туризма с учетом применения прогрессивных технологий;

- знает возможности современных информационных технологий и владеет методами сбора, хранения и обработки данных при подготовке решений в сфере туризма;

- принимает управленческие решения и осуществляет связь с общественностью, участвует в работе по подбору, расстановке и повышению квалификации кадров всех служб туристского сервиса;

- умеет разрабатывать стратегию и тактику деятельности предприятий и организаций, представляющих туристские услуги;

- обеспечивает комплексное обслуживание потребителей услуг социальнокультурного сервиса и туризма;

- владеет приемами и методами формирования системы межличностного общения;

- обладает знаниями и умениями по разработке и внедрению инновационных технологий в туристскую деятельность;

- обеспечивает систему мер по повышению качества оказываемых услуг предприятиями сферы туризма.

Анализ профессиональных компетенций позволяет к компетенциям специалиста в сфере туристской индустрии отнести: систему научно-теоретических знаний, в том числе специальных знаний в области социально-культурного сервиса и туризма; профессиональных умений и навыков, опыта; наличие устойчивой потребности в том, чтобы быть конкурентоспособным специалистом на рынке труда. Развитие компетентности специалиста связано с проявлением интереса к инновационной профессиональной деятельности, с самореализацией творческого потенциала.

Для успешного формирования профессиональных компетенций у специалиста в сфере туриндустрии мы исходили из следующего:

1. Необходимость оптимизации преподавания естественнонаучных дисциплин с целью формирования практико-ориентированных компетенций на основе инновационного подхода.

2. Инновационный подход к формированию профессиональных компетенций у будущих специалистов в сфере туриндустрии реализуется эффективнее при наличии следующих педагогических условий:

- соблюдение поэтапного формирования профессиональных знаний, умений и навыков профессиональной подготовки при изучении естественнонаучных дисциплин в ходе выездных практических занятий;

- обеспечение целенаправленной активности студентов для оптимизации педагогического процесса на основе корректировки программ учебных курсов в соответствии с региональными особенностями и возможностями формирования практических умений и навыков, рационального соотношения теоретической и предметнопрактической подготовки специалиста в сфере туриндустрии;

- преподавание естественнонаучных дисциплин на основе инновационного подхода направлено на становление личностной компетенции специалиста в сфере туриндустрии на основе развития мотивационно-потребностной сферы и ценностных ориентаций будущего специалиста.

В результате изучения профессиональной направленности и познавательной мотивации студентов вуза как показателя развития их профессиональной компетенции мы определили следующие 3 уровня развития профессиональной компетенции у студентов вуза: низкий, средний и высокий.

Все три уровня взаимосвязаны, и каждый предыдущий обусловливает последующий, включаясь в его состав. Исследование показало, что профессиональная подготовка у студентов вуза носит последовательный характер, т. е. поэтапно присваиваются профессиональные компетенции, что предусматривает продвижение студента с одного уровня на другой.

При изучении естественнонаучных дисциплин мы применяли инновационный подход, в роли которого выступало внедрение активных методов обучения, таких как выездные практические занятия, так как именно здесь студенты на конкретных примерах получают возможность практического освоения научно-теоретических положений изучаемых предметов, т. е. осваивают профессиональные компетенции специалиста в сфере туриндустрии (схема 1).

Выездные практические занятия — это активная форма практических занятий, позволяющая реализовать профессионально-практические навыки, базирующиеся на знаниях теоретического лекционного материала, осуществляемой самостоятельной работе студентов, должностных инструкциях и т. д.

Первый этап осуществляется со студентами в рамках формирования сервисной составляющей профессиональной компетенции специалиста в сфере туриндустрии.

Задачи первого этапа сводятся к следующему:

1) в рамках естественнонаучных дисциплин «География» и «Туристское ресур-соведение» познакомить студентов с сервисными основами будущей профессии, приняв участие в выездном практическом занятии, согласно утвержденному графику;

2) сформировать у студентов навыки по выявлению сервисной составляющей в процессе организации обслуживания во время выездного практического занятия;

3) обеспечить правильное понимание студентами сервисной сущности профессиональной деятельности специалиста в сфере туриндустрии.

Второй этап осуществляется со студентами в процессе производственнотехнологической и организационной деятельности, когда в рамках дисциплин «Страноведение» и «География туризма и отдыха» студенты являются активными участниками процесса разработки и организации тура выездного практического занятия. Этому способствует следующая последовательность действий:

1) изучение студентами актуальных производственных проблем (особенности изучения территории, ЭГП, природных условий и ресурсов);

2) самостоятельное решение профессиональных ситуаций и задач (разработка рекламных материалов тура, составление нитки маршрута, подбор вариантов баз предприятий - организаторов размещения, питания и экскурсионного обслуживания, оформление технологической документации для осуществления выездного практик-тура и т.д.);

3) наблюдение, анализ и оценка действий сокурсников в решении профессиональных проблем.

Третий этап — данный этап протекает одновременно с предыдущим. Выделение его как отдельного этапа продиктовано необходимостью наблюдения динамики развития формирования профессиональных компетенций на протяжении всего периода экспериментального обучения. На V курсе студент-дипломник занимается внедрением инновационных технологий и программ на региональном рынке. Для обеспечения формирования профессиональных компетенций выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной государственным образовательным стандартом, необходимо формирование образовательной самостоятельности, которое связано с исследовательским подходом, реализуемым в ходе написания дипломной работы.

Схема 1.

Организационно-функциональная модель формирования профессиональных компетенций специалиста туриндустрии в структуре преподавания ЕНД

Для этого:

1) самостоятельно выбирается географический регион реализации маршрута, изучаются туристские ресурсы региона и проектируется маршрут (данный маршрут может быть «апробирован» на 4 курсе) с учетом инновационного подхода;

2) осуществляется менеджмент туроперейтинга, формируя практические умения в соответствии с требованиями ГОС ВПО и профессионально-практической концепцией подготовки специалистов в сфере туриндустрии.

Таким образом, на наш взгляд, достигаются несколько целей:

- студенты мотивируются на обучение и достижение необходимого для профессиональной деятельности уровня каждой компетенции;

- студенты заинтересованы в применении и развитии полученных навыков, так как понимают пользу от вложенных усилий (достичь необходимого уровня компетенции для продолжения профессиональной деятельности или построения желаемой карьеры);

- преподаватель имеет возможность оценить эффективность полученных студентом теоретических знаний в конкретной и реальной ситуации применения практических умений и навыков;

- принимая самостоятельное решение, касающееся профессиональных ситуаций и задач, студенты четко представляют, какие компетенции им необходимы для профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белкин, А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство / А. С. Белкин.

— Челябинск : ОАО «Юж.-Урал. Кн. изд-во», 2004. — 176 с.

2. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии : введение в психологию субъективности / В.И. Слободчиков [и др.]. — М. : Школа-пресс, 1995. — 383 с.

3. Философская энциклопедия. Т. 4. — М. : Издательство «Советская энциклопедия», 1967.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ТЕРМИНОЛОГИИ СПОРТИВНОЙ МЕТРОЛОГИИ

М.М. Полевщиков

Четкое и однозначное понимание всех процессов, происходящих в отрасли физической культуры и спорта, открытость этих процессов для всех заинтересованных сторон и общественности (тренеров, педагогов, студентов, ученых, спортсменов и т.д.) должно начинаться с ясного и однозначного понимания тех терминов, которые употребляются при изучении теории и видов физической культуры, при проведении научно-исследовательских работ и учебно-тренировочного процесса.

Нет ни одной области науки и техники, отрасли хозяйственной деятельности, где не производились бы измерения физических величин. Важным условием сопоставимости объективности и результатов измерений является обеспечение их единства и требуемой точности. Целям обеспечения единства измерений служит комплекс государственных стандартов и других нормативных документов, объединенный в Государственную систему обеспечения единства измерений (ГСИ). В 1993 г. принят закон Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений». В стандартах и других нормативных документах регламентируются методы испытаний и контроля продукции, методики выполнения измерений. Процесс измерений является сложной и ответственной областью производственной и научно-исследовательской деятельности, требующей высокого профессионального уровня подготовленности специалистов.

Отрасль физической культуры и спорта стала отраслью комплексного типа. Сегодня она является признанной, относительно самостоятельной отраслью. Совершенствуется и научная деятельность в физической культуре и спорте. В настоящее время научной работой в спорте в России занимаются десятки тысяч человек, среди которых доктора и кандидаты наук. Они трудятся в различных областях спортивной науки, в сфере подготовки кадров, повышения квалификации, исследований и спортивномедицинского обслуживания. Одним из характерных показателей, определяющих развитие научно-исследовательских работ (НИР) в спорте, является расширение географии научных исследований.

В решении проблемы повышения качества результатов научных исследований в спорте и усиления их практической значимости большая роль принадлежит стандартам. Стандарты — это тот наиболее эффективный инструмент, с помощью которого можно обеспечить управление НИР в спорте, основываясь на последних достижениях науки и техники, на передовом опыте теории и методики спорта.

В настоящее время научные данные в спорте находят применение главным образом в научно-методической, учебной, справочной литературе, а подавляющее большинство практических работников (тренеры, методисты, учителя) при пользовании такой информацией испытывают значительные затруднения, что ощутимо сказывается на качестве их работы [1]. Использование стандартизации для внедрения научных результатов в практику обещает ряд преимуществ, поскольку, во-первых, обеспечивает широту внедрения научных принципов в практику контроля, диагностики и управления учебно-тренировочным процессом и, во-вторых, гарантирует обязательность следования этим принципам, так как стандарт имеет юридическую силу. Кроме того,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.