Научная статья на тему 'Инновационный подход к коррекции нарушений психоречевого развития детей с алалией, с использованием взаимодополняющих методов фармакотерапии Актовегином и транскраниальной микрополяризации (сообщение II)'

Инновационный подход к коррекции нарушений психоречевого развития детей с алалией, с использованием взаимодополняющих методов фармакотерапии Актовегином и транскраниальной микрополяризации (сообщение II) Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
523
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ 3-5-ТИ ЛЕТ С АЛАЛИЕЙ / ИННОВАЦИОННЫЙ МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / ФАРМАКОТЕРАПИЯ АКТОВЕГИНОМ / ЛЕЧЕБНЫЕ ТРАНСКРАНИАЛЬНЫЕ МИКРОПОЛЯРИЗАЦИИ / ВЕРБАЛЬНЫЕ КОРРЕКЦИОННОРАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ / CHILDREN 3-5 YEARS OLD WITH ALALIA / AN INNOVATIVE MULTI-DISCIPLINARY APPROACH / PHARMACOTHERAPY AKTOVEGIN / THERAPEUTIC TRANSCRANIAL MICROPOLARIZATION DIRECT CURRENT STIMULATION / VERBAL CORRECTION AND DEVELOPMENT ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Илюхина Валентина Александровна, Нурок Марина Юрьевна, Броневая Татьяна Борисовна, Кошулько Марина Алексеевна

В статье впервые проанализированы особенности эффектов комплексной реабилитации, включающей сочетанное использование фармакотерапии актовегином, транскраниальных микрополяризаций и вербальных коррекционно-развивающих занятий у детей с разными формами алалии по результатам динамических: а) психолого-педагогических исследований, включая развитие речи, эмотивационно-мотивационной сферы и адаптивного поведения; б) психолого-физиологических исследований механизмов регуляции сверхмедленных информационно-управляющих систем головного мозга и организма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Илюхина Валентина Александровна, Нурок Марина Юрьевна, Броневая Татьяна Борисовна, Кошулько Марина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper first analyzes the features of effects of complex rehabilitation, including the combined use of pharmacotherapy aktovegin, transcranial micropolarization (direct current stimulation) and verbal correctional and developing lessons for children with various forms of alalia on the results of the dynamic: a) psychological and educational research, including the development of speech, emotivatsionno-motivational sphere and adaptive behavior; b) psychological and physiological studies of mechanisms of regulation infraslow information and control systems of the brain and the body.

Текст научной работы на тему «Инновационный подход к коррекции нарушений психоречевого развития детей с алалией, с использованием взаимодополняющих методов фармакотерапии Актовегином и транскраниальной микрополяризации (сообщение II)»

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВЗАИМОДОПОЛНЯЮЩИХ МЕТОДОВ ФАРМАКОТЕРАПИИ АКТОВЕГИНОМ И ТРАНСКРАНИАЛЬНОЙ _МИКРОПОЛЯРИЗАЦИИ (СООБЩЕНИЕ II)_

Илюхина Валентина Александровна

Профессор, доктор биологических наук, ведущий эксперт ФГНУН Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой РАН, Санкт-Петербург, Россия

Нурок Марина Юрьевна врач-невролог

ФГНУН Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой РАН, Санкт-Петербург

Броневая Татьяна Борисовна канд. психол. наук, младший научный сотрудник ФГНУН Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой РАН, Санкт-Петербург

Кошулько Марина Алексеевна младший научный сотрудник, психолог ФГНУН Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой РАН, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье впервые проанализированы особенности эффектов комплексной реабилитации, включающей сочетанное использование фармакотерапии актовегином, транскраниальных микрополяризаций и вербальных коррекционно-развивающих занятий у детей с разными формами алалии по результатам динамических: а) психолого-педагогических исследований, включая развитие речи, эмотивационно-мотивацион-ной сферы и адаптивного поведения; б) психолого-физиологических исследований механизмов регуляции сверхмедленных информационно-управляющих систем головного мозга и организма.

Ключевые слова: дети 3-5-ти лет с алалией, инновационный мультидисциплинарный подход, фармакотерапия актовегином, лечебные транскраниальные микрополяризации, вербальные коррекционно-развивающие занятия.

Abstract

The paper first analyzes the features of effects of complex rehabilitation, including the combined use of pharmacotherapy aktovegin, transcranial micropolarization (direct current stimulation) and verbal correctional and developing lessons for children with various forms of alalia on the results of the dynamic: a) psychological and educational research, including the development of speech, emotivatsionno-motivational sphere and adaptive behavior; b) psychological and physiological studies of mechanisms of regulation infraslow information and control systems of the brain and the body.

Keywords: children 3-5 years old with alalia, an innovative multi-disciplinary approach, pharmacotherapy aktovegin, therapeutic transcranial micropolarization direct current stimulation, verbal correction and development activities.

В соответствии с классификацией Л.О. Бада-ляна [1] алалия рассматривается как системное нарушение развития речи в результате поражения корковых речевых зон в доречевом периоде.

Начиная с XIX века и по настоящее время в представлениях о патогенезе алалии ведущее значение отводиться воспалительным и алиментарно-трофическим нарушениям в период внутриутробного развития, при асфиксии плода и родовой травме, а также осложнениям раннего постнаталь-ного периода развития ребенка. При этом главным повреждающим фактором у новорожденных детей является гипоксия, предрасполагающая к развитию гипоксически-ишемической энцефалопатии [2,3].

В современных представлениях об уровне поражения ЦНС при алалии сторонники сенсомо-торного подхода полагают, что в основе нарушения развития экспрессивной речи лежит поражение центрального (коркового) отдела рече-двигатель-ного анализатора. Несовершенство развития сенсорной стороны речи связано с поражением центрального отдела рече-слухового анализатора

(страдает задняя треть верхней височной извилины - Зона Вернике). Результатом этого является недостаточность фонематического восприятия, что определяет плохое понимание речи.

Сторонники психологического подхода полагают, что недостаточная сформированность высших психических функций ребенка (памяти, внимания, мыслительных процессов) и снижение психической активности ведет к грубым нарушениям формирования речи [4].

При моторной алалии, в зависимости от того, какой отдел рече-двигательного анализатора пострадал, выделяют моторную афферентную ала-лию, которая обусловлена нарушением постцентральной области коры головного мозга (нижний теменной отдел левого полушария, который в норме отвечает за кинестетический анализ и синтез раздражителя). Моторная эфферентная алалия обусловлена патологией премоторной области коры головного мозга (задняя треть нижнее лобной извилины - центр Брока). В норме центр Брока от-

вечает за последовательность и организацию сложных комплексных двигательных программ артикуляции. При этой форме алалии характерно диффузное поражение мозга стертого характера и снижение активности ЦНС. Вышеуказанные минимальные поражения носят билатеральный характер. У этого контингента детей страдают височная и затылочно -теменная области, а также сочетание нарушения функций затылочных областей и подкорковых структур с височными и лобными поражениями [4].

При сенсорной алалии имеется тяжелое нарушение аналитико-синтетической деятельности коркового конца рече-слухового анализатора (верхняя височная извилина - петля Гешля), в которой происходит первичный анализ речевых звуков.

В современных способах коррекции нарушений развития детей с алалией, наряду с психолого-педагогическими методами широко используется физиотерапия и фармакологические средства - но-отропные препараты (пантогам, пирацетам, панто-кальцин, энцефабол). При положительной динамике в речевом развитии прием выше перечисленных ноотропных средств, как правило, сопровождается повышенным возбуждением ребенка [4].

В первом сообщении [5] подробно описаны результаты исследования особенностей системных психолого-педагогических и психолого-физиологических нарушений в головном мозге и организме у детей с разными формами алалии, с использованием разработанного в Лаборатории системно-ин-тегративного мультидисциплинарного подхода и стандартного Протокола диагностики.

У всех детей с алалией, при выраженном нарушении речевого развития, в число основополагающих закономерностей входило обнаружение индивидуальных различий уровня и выраженности резидуально-органического поражения головного мозга. Почти у половины детей с сенсо-моторной алалией было обнаружено резидуально-органиче-ское поражение глубоких структур головного мозга (преимущественно нижних отделов ствола). У большей половины того же контингента детей выявлено резидуально-органическое поражение корковых анализаторных систем мозга [5].

При грубом нарушении речевого развития дети с сенсо-моторной алалией существенно различались по характеру нарушений развития эмоцио-нально-мотивационной сферы и приспособительного поведения. При этом прослеживалась неоднородность дезорганизации межсистемных взаимодействий в головном мозгу и нарушения компенсаторно-приспособительных механизмов, направленных на коррекцию этих взаимодействий.

По параметрам сверхмедленных информационно-управляющих систем головного мозга общим для всех детей с сенсо-моторной алалией и моторной алалией было обнаружение выраженной дефицитарности корково-стволовых и лим-бико-ретикулярных механизмов регуляции уровня активного бодрствования процессов внимания и психической активации. При этом

обнаружены различия выраженности нарушений надсегментарных механизмов вегетативного и ге-модинамического обеспечения УАБ у детей с сенсо-моторной алалией 1-й и 2-й подгрупп.

Для 1-й подгруппы было характерно умеренно выраженное напряжение надсегментарных механизмов регуляции вегетативного тонуса, центральной гемодинамики и сердечно-сосудистой системы по симпатоадреналовому типу, при нарушении функций внешнего дыхания - в виде тахипноэ, характерном для гипоксического состояния мозга. Во 2-й подгруппе было обнаружено преобладание резкого выраженного напряжения и перенапряжения надсегментарных механизмов вегетативной регуляции, характерных для вегетативно-сосудистых расстройств по симпатоадреналовому типу, при выраженном гипоксическом состоянии (резко выраженное тахипноэ). Следует отметить, что у части детей 2-й подгруппы была обнаружена аутисти-ческая симптоматика. Вскрытые закономерности сохранялись у обследованных детей с выходом из сенсо-моторной алалии [5].

По результатам психолого-физиологического исследования при моторной алалии и выходе из моторной алалии, так же как для детей с сенсо-моторной алалией, было характерно преобладание низкого и сниженного уровня активного бодрствования. Это свидетельствовало о дефици-тарности корково-стволовых и лимбико-ретикуляр-ных механизмов его регуляции, основу которой составляли поражения ЦНС гипоксически-ишемического генеза в период внутриутробного развития обследованных детей [5,6].

Вскрытые закономерности являлись убедительным аргументом патогенетической значимости перенесенного обследованными детьми пре- и перинатального поражения ЦНС гипоксически-ише-мического генеза, как в более раннем (глубокие структуры), так и в более позднем (корковые образования) периодах внутриутробного развития.

Становиться понятным почему, при дефици-тарности мозговых механизмов регуляции уровня активного бодрствования и общей психической активации в условиях выраженного гипоксического состояния мозга у детей с разными формами ала-лии, мало эффективны существующие психолого-педагогические методы коррекции нарушений развития речи у выше перечисленного контингента детей. Особенно ярко это проявляется при сенсо-мо-торной алалии.

Выше указанные факторы определили направление поиска новых способов реабилитации в условиях разнородных по характеру и выраженности нарушений психологического развития и особенностях дезорганизации регуляторных механизмов головного мозга, патогенетическую основу которых составляет пре- и перинатально обусловленные нарушения механизмов кислородзависимого энергообеспечения мозга [7-10].

В число задач настоящего исследования входил поиск способа патогенетически обоснованной коррекции сниженного энергетического потенци-

ала головного мозга при последствиях пре- и перинатально обусловленного гипоксически-ишемиче-ского поражения головного мозга у детей с сенсо-моторной и моторной алалией.

Как показывает анализ литературы при достаточно широком спектре современных фармакологических средств нейромедиаторного и вазотроп-ного типа действия весьма ограничен выбор лекарственных препаратов, обладающих комплексным политопным воздействием на метаболические процессы нейронов, прежде всего в условиях гипоксии. [11-13].

В обзоре С.Г. Бурчинского [13] представлено обоснование к использованию в качестве такого фармакологического средства - Актовегина для повышения адаптационно-компенсаторного потенциала головного мозга детей. Как отмечает автор в основе метаболического действия актовегина лежит ценное, с точки зрения нейропротекции, сочетание антигипоксического и антиоксидантного эффектов.

Основной механизм действия Актовегина заключается в улучшении аэробного обмена за счет повышения поступления и утилизации глюкозы. Это приводит к стимуляции АТФ и нормализации энергетического метаболизма в условиях гипоксии, улучшению обмена веществ и функционирования клетки. При этом выделяются три основные составляющие этого эффекта: 1. воздействие на транспорт глюкозы; 2. положительное воздействие на процесс утилизации глюкозы; 3. улучшение внутриклеточной утилизации кислорода. Под воздействием Ак-товегина происходит увеличение образования энергетических фосфатов непосредственно в мита-хондриях. При этом насыщение мозга кислородом увеличивается приблизительно на 30%.

При гипоксии, как известно, снижается активность фермента пируватдегидрогеназы (ПДГ). Вследствие этого значительно ослабляется превращение глюкозы через пируват в ацетитилкоэнзим А (ацетитил-КоА). В свою очередь ацетил-КоА является тем субстратом, который включается в цикл лимонной кислоты и вместе с тем представляет собой мощный стимулятор аэробного обмена и энергообеспечения клетки.

Таким образом Актовегин действует как своеобразный универсальный биоэнергостаби-лизатор клеточного (и в первую очередь нейро-нального метаболизма). В этом состоит принципиальное отличие его действия от прочих ноотропных и вазотропных средств, влияющих как правило на отдельное звено энергообеспечения клетки или несколько звеньев, но не на весь процесс в целом. Помимо антигипоксического действия, актовегин обладает свойствами непрямого антиоксиданта, реализующегося благодаря активации ключевого фермента эндогенной антиокси-дантной системы - супероксидисмутазы [13].

I. Особенности клинического и психологического эффектов курса Актовегина у детей 3-5 лет с разными формами алалии.

На первом этапе было проведено пилотное исследование клинического и психолого-педагогического эффектов Актовегина у 20-ти детей с сенсо-моторной и моторной алалией.

В процессе реабилитации дети получали медикаментозную терапию Актовегином в дозе 5-10 мг /кг массы тела в сутки per os. Длительность курса от 3-х недель до 1месяца. Побочные эффекты не отмечены. В ходе фармакотерапии проводились психолого-логопедические коррекционно-развиваю-щие занятия 2 раза в неделю по 45-60 минут. Кроме того родителям были даны рекомендации по организации развивающей среды, совместной деятельности и развивающим играм. Дети продолжали посещать дошкольные учреждения и заниматься со специалистами. Занятия со всеми детьми были направлены на развитие слухового и зрительного восприятия, понимание обращённой речи, развитие сенсорно-перцептивной сферы, продуктивной деятельности (рисование). При моторной алалии занятия с детьми были направлены на развитие произвольного внимания, понимания речи, формирование слоговой структуры слова, расширение пассивного и активного лексического запаса. Занятия проходили в игровой форме в комфортных для ребёнка условиях, на эмоционально значимом для ребёнка материале, с учётом индивидуальных потребностей ребёнка.

Анализ данных анамнеза показал, что ведущим у всех детей было гипоксически-ишемическое поражение головного мозга пре- и перинатального генеза. Внутриутробная гипоксия плода во время беременности (у 16 детей) проявлялась хронической маточно-плацентарной недостаточностью и внутриутробной гипотрофией плода. В родах клиническая оценка по шкале Апгар варьировала от 7/8 баллов(9детей) до 0/2 баллов (3 ребенка). По данным УЗИ головного мозга у 13 детей были установлены резидуально-органические изменения постги-поксического характера в виде: а) вентрикуломегалии; б) повышенной эхогенности в эпендиме боковых желудочков, таламусе; в) наличия кист в сосудистых сплетениях; г) расширения ликворных пространств; д) атрофических изменений в левой гемисфере.

На 1 году жизни признаки гипоксически-ише-мического поражения головного мозга проявлялись в виде синдрома пирамидной недостаточности, ги-пертензионно-гидроцефального синдрома, синдрома вегето-висцеральных нарушений, экстрапирамидной недостаточности, симптомов поражения нижних отделов ствола. Моторное развитие шло с опережением, или развивалось в соответствии с нормой. Речевое развитие - отмечалась задержка в формировании лепетной речи. Первые слова появлялись после 1,5-2 лет или к 3 годам. При сенсо-мо-торной алалии дети начинали говорить с 1 -1,5 лет, а затем постепенно отмечался регресс в развитии речи и познавательных процессов, при отсутствии каких-либо причин (инфекции, интоксикации), до полного исчезновения. Патологии зрения и слуха не было выявлено.

По результатам неврологического осмотра до курса актовегина при разных формах алалии обнаружены особенности нарушений функций черепно-мозговой иннервации, пирамидных и экстрапирамидных нарушений.

Результаты исследований.

Как показали результаты исследований на 3 -4 день приема актовегина у детей появлялся интерес к вербальному взаимодействию с логопедом, повышалось внимание к обращенной речи. Ребенок начинал вступать в контакт с окружающим, появлялась поисковая активность. Ребенок становился более усидчивым, меньше отвлекался во время занятий, к концу курсового лечения актовегином у всех обследованных нами детей наблюдали выход из алалии.

У части обследованных нами детей (7-и из 11 человек) с сенсо-моторной алалией и 6-и из 8 детей

с моторной алалией установлен парциальный однонаправленный эффект курса Атовегина, проявляющийся в виде снижения на 1 балл от исходных показателей клинических проявлений резидуально-органического поражения глубоких структур. У детей, с преобладанием поражения корковых анализаторных систем, наблюдали изменение психологических показателей в виде уменьшения выраженности нарушений понимания и сформиро-ванности речи как средства общения, игровой и продуктивной деятельности (Таблица 1). В эмоцио-нально-мотивационнной сфере было обнаружено выраженное снижение тревожности, уменьшение нарушений фона настроений и мотивации к деятельности, отмечено появление интереса в структуре эмоций (Таблица 2). В динамике приспособительного поведения выявлено уменьшение неусидчивости, расторможенности, импульсивности (Таблицы 3).

Таблица 1.

Особенности динамики психолого-педагогических показателей нарушения в развитии речи, игровой и продуктивной деятельности у детей с разными формами алалии после курса Актовигина

Выраженность Количество детей

нарушений в Сформированность Понимание речи Игровая деятель- Продуктивная де-

баллах речи ность ятельность

М±т до после до после до после до после

Сенсо-моторная алалия (п=11)

4,5±0,5 4 3 3 2 9 1 11 2

3,5±0,5 - 2 2 1 2 6 - 9

3,0±0,5 5 6 5 5 - 4 - -

2,0±0,5 2 2 1 3 - - - -

Моторная алалия (п=8)

4,5±0,5 2 2 - - - - - -

3,5±0,5 6 - 8 - 5 - 5 -

2,5±0,5 - 6 - 8 3 5 3 4

1,5±0,5 - - - - - 3 - 4

Таблица 2

Особенности динамики психологических показателей нарушений в эмоционально-мотивационной сфере у детей с разными формами алалии после курса Актовегина

М±т баллы Количество лиц

ЭмЛ Тр НФН НМД НеЭм Интерес

до п до п до п до п до п до п

Сенсо-мото рная алалия (п=10)

4,5±0,5 10 3 7 - 9 2 9 3 8 3 - -

3,5±0,5 - 6 3 - 1 - 1 - - 3 5 -

3,0±0,5 - 1 - 8 - 5 - 3 - 2 - 5

2,0±0,5 - - - 2 - 3 - 4 - - - -

Моторная алалия (п=8)

4,5±0,5 8 2 7 - 7 - 8 1 3 2 - -

3,5±0,5 - - 1 - 1 - - - 5 - 6 -

3,5±0,5 - 6 - 7 - 7 - 7 - 6 - 6

2,0±0,5 - - - 1 - 1 - - - - - -

Примечание: ЭмЛ - эмоциональная лабильность; Тр - тревожность; НФН - нарушение фона настроения; НМД - нарушение мотивации к деятельности; НеЭм - не дифференцированность эмоций; Интерес -интерес в структуре эмоций

Таблица 3

Особенности динамики психологических показателей нарушения адаптивного поведения у детей с раз_ными формами алалии после курса Актовегина_

M±m Психологические показатели нарушений адаптивного поведения (число лиц)

баллы Негативизм Коммуника-

Неустойчивость Расторможен- Импульсив- /Агрессивность тивное поведе-

ность ность ние

до после до после до после до после до после

Сенсо-мото рная алалия (n = 10)

4,5±0,5 6 3 6 1 7 - Н 5 - 5 3

3,5±0,5 4 - 4 - 3 - Н 4 6 5 -

3,0±0,5 - 3 - 6 - 8 Н 1 4 - 3

2,0±0,5 - 4 - 3 - 2 - - - 4

Моторная алалия (n = 8)

4,5±0,5 7 - 7 - 7 - - - 4 -

3,5±0,5 1 7 1 7 1 7 А 3 - 4 -

3,0±0,5 - 1 - 1 - 1 Н 3 А2А 3 - 4

2,0±0,5 - - - - - - - Н 3 - 4

После курса Актовегина общая закономерность проявлялась в виде выхода из алалии всех детей. Основное отличие состояло в том, что у детей с легкой формой моторной алалии выход из моторной алалии проявлялся в виде симптомоком-плекса общего недоразвития речи II-III уровня речевого развития.

У детей с сенсо-моторной алалией выход из алалии проявлялся в виде симптомокомплекса речевых расстройств, нарушений в эмоционально-мо-тивационной сфере и поведении, характерных для детей с моторной алалией.

II. Клинико-психологические и психолого-физиологические эффекты курса транскраниальной микрополяризации (ТКМП), проводимого после фармакотерапии актовегином.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящем разделе представлены результаты динамического, клинико-психологического, логопедического и психолого-физиологического исследования до и после курса ТКМП у 41-го ребенка 3-5 лет с разными формами алалии, в том числе у 31 ребенка с выходом из сенсо-моторной алалии и у 10 детей с выходом из моторной алалии.

Курс ТКМП проводили через 1-2 недели после фармакотерапии Актовегином с целью активации Таблица 4

Особенности изменений клинических проявлений резидуально-органического поражения глубоких структур мозга после курса ТКМП, проводимого после фармакотерапии Актовегином у детей с выходом из

сенсо-моторной алалии (n= 31 чел)

№ раздела Уровень структурно-функционального поражения Выраженность нарушений в баллах (число лиц)

Подгруппа 1 (n= 13) Подгруппа 2 (n= 18)

до после до после

I. Изменение клинических проявлений резидуально-органического поражения мозга

- нижние отделы ствола 4,0±0,5 (7) 3,0±0,5 (6) 4,0±0,5 -3,0±0,5(10) 2,0±0,5 (3) Изменение резидуально-органического поражения соответствующих отделов корковых анализаторов оценивали по результатам психологического исследо-вания

-пирамидные образования 4,0±0,5 (4) 3,0±0,5 (7) 2,0±0,5 - 4,0±0,5 -3,0±0,5 (8) 2,0±0,5 (3)

-экстрапирамидные структуры 4,0±0,5 (4) 3,0±0,5 (6) 2,0±0,5 - 4,0±0,5 -3,0±0,5 (7) 2,0±0,5 (3)

функций фронто-таламической системы, направленной на коррекцию дефицита мозговых механизмов регуляции уровня активного бодрствования, эмоционально-мотивационной, когнитивной сфер и приспособительного поведения [6,14-16].

Курс анодной ТКМП префронтальной области (поле 9), включал 3-4 сеанса длительностью 20 минут (сила тока 80-100 мА, интервалы между сеансами 1-2 недели; в) коррекционно-развивающие психологические и/или логопедические занятия, проводимые по ходу каждого сеанса и между сеансами ТКМП[15-17].

Результаты исследований

По результатам динамического исследования клинических проявлений резидуально-органиче-ского поражения ЦНС у большей половины обследованных детей с выходом из сенсо-моторной ала-лии, после фармакотерапии Актовегином, у которых в пре- и перенатальном периоде преобладало поражение глубоких структур мозга (1 подгруппа), курс ТКМП вызывал умеренное снижение (до 3-х баллов) нарушений регуляторных функций нижних отделов ствола, пирамидных и экстрапирамидных структур (Таблица 4).

По результатам психолого-педагогического исследования в тех же условиях у детей 1 подгруппы сохранялся II уровень актуального развития (Таблица 5).

При исходном резидуально-органическом поражении преимущественно корковых анализаторных систем (2 подгруппа) почти у половины детей Таблица 5

Особенности изменений уровня актуального развития до и после курса ТКМП у детей с выходом из сенсо-моторной алалии, проведенного после фармакотерапии Актовегином (п= 31 чел)_

№ раздела Параметры Выраженность изменений M±m (баллы) Число лиц

Подгруппа 1 (n= 13) Подгруппа 2 (n= 18)

до после до после

Динамика уровня актуального развития (УАР)

- УАР I уровень - - - -

- УАР II уровень 13 8 18 10

-УАР II- III уровень - 5 - 8

(8 из 18 человек), с выходом из сенсо-моторной алалии, после фармакотерапии Актовегином, курс ТКМП вызывал переход на II-III уровень актуального развития (Таблица 5).

У тех же 8-ми детей 2-й подгруппы после курса ТКМП отмечено улучшение в речевом развитии (понимании и сформированности речи), при уменьшении выраженности нарушений игровой и продуктивной деятельности до 3 баллов.

Снижение нарушений в развитии эмоцио-нально-мотивационной сферы после курса ТКМП до умеренно выраженных (3 балла) наблюдали в обеих подгруппах в виде уменьшения эмоциональной лабильности, негативной окраски фона настроения, а также в виде тенденции к оптимизации мотивации к активной деятельности. Появление интереса в структуре эмоций отмечено у детей с исходно недифференцированными эмоциями. Сходная тенденция была обнаружена в виде уменьшения или купирования нарушений показателей адаптивного поведения - неусидчивости, негативизма. У детей 2 подгруппы в тех же условиях выявлено исчезновение аутистической симптоматики.

По результатам психолого-физиологических исследований общим для детей 1 и 2 подгрупп было

сохранение без изменений к окончанию курса ТКМП сниженного или низкого уровня активного бодрствования (УАБ) у большей половины детей 1 подгруппы (10 из 13 детей) и половины детей 2 подгруппы (10 из 18 детей) - Таблица 6, I. При этом, во 2 подгруппе число детей, у которых УАБ повышался до нормы или возникало напряжение механизмов его регуляции, было больше (5 человек) по сравнению с 1 подгруппой (1 человек) - Таблица 6, I.

По интегральным параметрам вегетативного и гемодинамического обеспечения УАБ под влиянием курса ТКМП было установлено: а) сохранение доминирования исходно выраженного или резко выраженного напряжения надсегментарных механизмов регуляции вегетативного тонуса по симпа-тоадреналовому типу у большинства детей обеих подгрупп; б) нарастание исходно выраженного напряжения симпатоадреналовых механизмов регуляции вегетативного тонуса наблюдали у небольшого числа детей 1 и 2 подгруппы (Таблица 6 II, 2).

Таблица 6

Особенности изменений уровня активного бодрствования, его вегетативного и гемодинамического обеспечения у детей с выходом из сенсо-моторной алалии после курса ТКМП, проводимого после фармакотерапии Актовегином

№ Выраженность изменений (число лиц)

п/п Параметры Подгруппа 1 (n=13 чел) Подгруппа 2 (n=18 чел)

до после до после

I. Уровень активного бодрствования (УАБ)

УАБ (ОПн в мВ)

- напряжение - - -48,0 (1) -65,0 (1)

- повышение до N -32,0 (1) -49,0 (1) -34,3±5,0 (4) -50,0±1,0 (4)

-оптимальный б/изм. -53,6±5,0 (2) -55,0±3,0 (2) -49,5±1,5 (3) -52,5±2,5 (3)

- снижение -40,0±1,0 (2) -29,0±2,0 (2) -40,0 (1) -42,0 (1)

- резкое снижение б/изм -22,4±5,0 (8) -30,0±5,0 (8) -22,0±7,0 (9) -25,0±5,0 (9)

II. Изменение вегетативного и гемодинамического обеспечения УАБ

1.ВИК (у.е.)

Напряжение механизм

- резко выраж. б/изм. 57,8±2,8 (6) 56,8±3,2 (6) 54,3±5,0 (8) 53,4±5,0 (8)

- выражено б/изм. 43,7±1,3 (3) 46,5±1,5 (3) 42,8±1,5 (3) 43,5±2,5 (3)

- нарастание напряж. 34,5±5,0 (2) 53,5±3,5 (2) 43,7±3,2 (4) 57,3±3,5 (4)

- тенденция к снижению 50,5±0,5 (2) 40,0±2,0 (2) 59,5±1,0 (3) 41,0±4,0 (3)

напряжения

Примечания: ВИК - Вегетативный Индекс Кердо; МОК - минутный объем кровообращения; ЧСС - частота сердечных сокращений;

2. МОК (л/мин.)

- высокий б/измен - - 6,5±0,5 (5) 5,1±0,4 (5)

- повышен б/изм. 4,3±0,2 (5) 4,5±0,2 (5) 4,5 (1) 4,8 (1)

- повышение резко выражено 4,6±0,1 (6) 5,8±0,3 (6) 3,5±0,5 (9) 6,6±0,3 (9)

- вариант нормы - - 3,3±0,5 (2) 4,1±0,2 (2)

- повышение до N 2,2 (1) 3,4 (1) - -

- снижение до N 5,0±0,2 (2) 3,7±0,1 (2) 6,6 (1) 3,8 (1)

- низкий 2,3 (1) 2,5 (1) - -

3. ЧСС (уд./мин.)

- появление тахикардии 99,5±3,5 (2) 112,0±5,3 (2) 94,7±5,1 (11) 109,2±3,1 (11)

- нарастание тахикардии - - 108,0 (1) 120,0 (1)

- тахикардия б/изм. 105,0 (1) 104,0 (1) - -

-уменьшение тахикардии 105,5±2,5 (4) 98,0±2,3 (4) 131,3±5,0 (3) 104,0±4,2 (3)

- вариант нормы 95,5±1,0 (2) 100,0 (2) 94,0±4,2 (3) 95,3±3,5 (3)

- появление брадикардии 90,0 (1) 64,0 (1) - -

III Изменение показателей внешнего дыхания и вегетативного обеспечения взаимодействия сер-

дечно-сосудистой и дыхательной систем

Частота дыхания

цикл/мин.

-появление тахипноэ 20,0 (2) 25,5±0,5 (2) 20,0 (6) 24,0 (6)

- усиление тахипноэ 22,5±0,5 (3) 30,6±0,4 (3) 24,0 (3) 29,3±0,7 (3)

- тахипноэ б/изм. 26,0±0,2 (3) 26,0±0,2 (3) 24,0 (2) 24,0 (2)

- уменьшен тахипноэ 28,0 (2) 24,0 (2) 27,5±0,4 (4) 24,0±0,5 (4)

- вариант нормы 20,0 (3) 18,6 (3) 20,0 (3) 20,0 (3)

Коэффициент Хильде-бранта (баллы)

- высокий 5,0 (1) 5,0 (1) - -

- повышение 4,1±0,1 (2) 5,1±0,1 (2) 4,2±0,2 (4) 5,1±0,1 (4)

- повышение до N - - 2,3±0,1 (2) 4,0±0,4 (2)

- возрастная норма 4,3±0,4 (9) 4,2±0,5 (9) 4,1±0,3 (9) 4,4±0,5 (9)

- снижение до N - - 6,3±0,3 (3) 4,2±0,1 (3)

- снижение 4,0 (1) 2,4 (1) - -

В тех же условиях отмечено сохранение без изменений исходно высоких показателей минутного объема кровообращения (МОК) в обеих подгруппах при большем числе лиц 2 подгруппы (9 человек), у которых после курса ТКМП было выявлено повышение МОК от исходно нормальных показателей (таблица 6 II, 2).

У преимущественного большинства детей 2-й подгруппы (11 человек) в тех же условиях наблюдали появление тахикардии. В 1 подгруппе в единичных случаях была обнаружена брадикардия (Таблица 6 II, 3). У большей половины детей 1 и 2 подгрупп к концу курса ТКМП обнаружено появление или усиление тахипноэ (Таблица 6 III). Тенденцию к уменьшению выраженности тахипноэ в тех же условиях отмечено в единичных случаях у детей 2-й подгруппы (4 из 18 человек).

Характерно, что при выраженных нарушениях надсегментарных механизмов регуляции вегетативного тонуса и центральной гемодинамики у преимущественного большинства детей 1 подгруппы (9 человек) и 2 подгруппы (14 человек) после курса ТКМП сохранялись или достигались возрастные нормативы вегетативного обеспечения взаимодействия сердечно-сосудистой и дыхательной систем по показателю коэффициента Хильдебранта (Таблица 6 III).

У детей с выходом из моторной алалии после фармакотерапии Актовегином курс ТКМП вызывал: а) уменьшение выраженности нарушения функций экстрапирамидной системы у половины детей, а также исчезновение пирамидной симптоматики у большинства детей той же группы (Таблица 7); б) увеличение числа детей со II и III уровнем актуального развития (Таблица 8).

Таблица 7

Особенности изменения клинических проявлений резидуально-органического поражения мозга под влиянием транскраниальной микрополяризации, проводимой после курса Актовегина у детей с выходом из моторной алалии_

№ раз- Уровень структурно-функциональ- Выраженность наруше- Число лиц

дела ного поражения ний до после

M±m (баллы)

I - Нижние отделы ствола 4,0±0,5 4 2

3,0±0,5 6 8

2,0±0,5 - -

- пирамидные образования 4,0±0,5 3 -

3,0±0,5 7 3

2,0±0,5 - 7

- экстрапирамидные структуры 4,0±0,5 2 -

3,0±0,5 5 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2,0±0,5 - 2

В этих условиях отмечено повышение уровня негативным фоном настроения. У большинства де-речевого развития (понимание и сформированность тей: а) повысилась мотивация к активной деятель-речи), характерного для ОНР II и III речевого раз- ности; б) исчезла расторможенность, импульсив-вития. Сократилось число детей с тревожностью и ность и коммуникативные нарушения. Таблица 8

Особенности изменений уровня актуального развития, до и после курса ТКМП, проведенного у детей с выходом из моторной алалии после фармакотерапии Актовегином (n= 10 чел)

№ раздела Параметры Выраженность изменений M±m (баллы) Число лиц (n= 10)

до после

. Динамика уровня актуального развития (УАР)

УА Р II уровень 5 3

УА Р III уровень 4 6

УА Р IV уровень 1 1

Однако, по результатам психолого-физиологического исследования было установлено, что курс ТКМП у большинства детей с выходом из моторной алалии (7-и из 11 детей) вызывал снижение или сохранение исходно сниженного уровня активного бодрствования (Таблица 9 I). У того же контингента детей сохранялось выраженное напряжение или

нарастание напряжения надсегментарных механизмов регуляции вегетативного тонуса и центральной гемодинамики по симпатоадреналовому типу (Таблица 9 II). В тех же условиях имело место появление, усиление или сохранение без изменений показателей внешнего дыхания (тахипноэ), свидетельствующего о гипоксии мозга (Таблица 9 III).

Таблица 9

Особенности изменений уровня активного бодрствования, его вегетативного и гемодинамического обеспечения у детей с выходом из моторной алалии после курса ТКМП, проводимого после фармакотерапии Актовегином

№ раздела Параметры Выраженность изменений (число лиц)

до после

I. Динамика уровня активного бодрствования (УАБ)

УАБ (ОПн в мВ)

- напряжение б/изм. -56,0±4,0 (2) -56,0±4,0 (2)

- повышение до N -39,5±5,0 (2) -53,5±4,5 (2)

-оптимальный б/изм. - -

- снижение -41,5±1,5 (2) -28,5±5,0 (2)

- низкий б/изм -34,0±4,0 (3) -36,3±5,0 (3)

- резко снижен б/изм -27,5±5,0 (2) -30,0±1,0 (2)

II. Изменение вегетативного и гемодинамического обеспечения УАБ

1.ВИК (у.е.)

Напряжение механизм

- резко выражено б/изм. 63,3±5,1 (3) 53,7±6,1 (3)

- выражено б/изм. 37,7±0,5 (2) 30,0±2,0 (2)

- нарастание напряжения. 37,0±3,0 (4) 54,9±5,1 (4)

- снижение напряж. 47,0±6,5 (2) 31,0±6,1 (2)

Примечания: ВИК - Вегетативный Индекс Кердо; МОК - минутный объем кровообращения; ЧСС - частота сердечных сокращений;

2. МОК (л/мин.)

- высокий б/изм. 7,6±0,3 (2) 5,8±0,1 (2)

- исх. повышен б/изм. 4,0±0,1 (2) 4,0±0,1 (2)

- повышение 3,7±0,3 (3) 6,3±0,5 (3)

- вариант нормы 3,7±0,4 (2) 3,5±0,1 (2)

- повышение до N 2,7 (1) 3,3 (1)

- снижение до N 5,4 (1) 3,2 (1)

3. ЧСС (уд./мин.)

- появление тахикардии 97,5±1,5 (4) 117,0±4,0 (4)

- тахикардия б/изм. 108,0 (1) 108,0 (1)

-уменьшение тахикардии 120,0 (1) 100,0 (1)

- вариант нормы 100,0 (1) 92,0 (1)

- появление брадикардии 104,4±4,0 (4) 87,0±2,0 (4)

III. Изменение показателей внешнего дыхания и вегетативного обеспечения взаимодействия

сердечно-сосудистой и дыхательной систем

Частота дыхания цикл/мин.

-появление тахипноэ 20,0 (1) 24,0 (1)

- усиление тахипноэ 24,0 (1) 28,0 (1)

- тахипноэ б/изм. 26,4±4,0 (5) 26,4±3,0 (5)

- уменьшен тахипноэ 24,0 (1) 16,0 (1)

- вариант нормы 20,0±1,0 (3) 20,0±1,0 (3)

Коэффициент Хильдебранта (баллы)

- высокий 5,4 (1) 5,4 (1)

- повышение 4,1±0,1 (2) 6,30,7 (2)

- возрастная норма 3,9±0,9 (8) 4,1±0,5 (8)

Заключение

Обобщение результатов исследования с использованием разработанного в Лаборатории муль-тидисциплинарного подхода и стандартизированного Протокола диагностики существенно расширили представления о сложности и многогранности системных регуляторных расстройств в головном мозгу и организме детей с разными формами алалии.

Установлено, что в число общих факторов ре-зидуально-органического поражения головного мозга, характерного для разных форм алалии, были пре- и перинатально обусловленные поражения нижних отделов ствола, пирамидных и экстрапирамидных образований головного мозга разной степени выраженности и частоты встречаемости.

При сенсо-моторной алалии в число особенностей резидуально-органического поражения головного мозга входило существование подгруппы детей, у которых резидуально-органическое поражение глубоких структур мозга сочеталось с поражением функций корковых анализаторных систем (1 подгруппа). В другой подгруппе (2 подгруппа) основу резидуально-органического поражения ЦНС составляло преимущественное поражение функций корковых анализаторных систем в более позднем периоде пре- и перинатального развития [5,18].

По данным литературы, результатам анамнеза и психолого-физиологическим исследованиям получены подтверждения гипоксически-ишемиче-

ского генеза резидуально-органического поражения головного мозга при разных формах алалии [4,6,7].

Включение в Протокол диагностики психолого-физиологического раздела и использование интегральных параметров сверхмедленных информационно-управляющих систем головного мозга и организма впервые обеспечило возможность анализа особенностей исходных нарушений механизмов нейрогуморальной и биохимической регуляции у детей с сенсо-моторной и моторной алалией, участвующих в организации состояния активного бодрствования, эмоций и мотивации к деятельности, высших психических функций, включая речь и адаптивного поведения [5,6,17,18].

По результатам психолого-физиологических исследований было установлено, что у детей с разными формами алалии исходно доминирует дефи-цитарность мозговых механизмов регуляции уровня активного бодрствования, что составляет физиологическую основу быстрой истощаемости нервных процессов, снижение вербальной обучаемости и воспроизведение обученных навыков [7,17,19].

У того же контингента детей выявлено разной степени выраженности напряжение надсегментар-ных и гемодинамических механизмов обеспечения уровня активного бодрствования в виде вегетативно-сосудистых расстройств по симпатоадре-наловому типу. У части детей, в тех же условиях, отмечены отклонения от возрастной нормы показателей сердечной деятельности (тахикардия, бради-

кардия). Для большинства детей с алалией характерно нарушение функций внешнего дыхания (та-хипроэ) разной степени выраженности.

Таким образом результаты психолого-физиологических исследований существенно расширили представления о мозговых механизмах системных и межсистемных регуляторных расстройствах при алалии. Получены психолого-физиологические доказательства, что у детей с алалией в основе нарушений вербальной обучаемости, эмоционально-мо-тивационных расстройств и нарушения адаптивного поведения лежат пре- и перинатально обмусленное поражение функций ЦНС гипоксиче-ски-ишемического генеза с дезорганизацией сверхмедленных информационно-управляющих систем головного мозга и регулируемых мозгом систем организма.

На психолого-физиологическом уровне это проявлялось: - напряжением или дефицитарностью мозговых механизмов регуляции уровня активного бодрствования (УАБ); - напряжением разной степени выраженности надсегментарных механизмов вегетативного и гемодинамического обеспечения УАБ; - в нарушениях функций сердечно-сосудистой системы (тахикардия, брадикардия); - в нарушениях механизмов регуляции внешнего дыхания, характерных для гипоксического состояния мозга (тахикардия).

Возникает вполне закономерный вывод о невозможности коррекции выше перечисленных мультисистемных нарушений у детей с алалией только психолого-педагогическими методами, что и подтверждается в многочисленных психологических и логопедических исследованиях. С другой стороны речевое развитие не возможно без вербального обучения ребенка.

В нашей работе проанализирована эффективность использования вербальных корркционно-раз-вивающих занятий : а) по ходу курса фармакотерапии нейропротектором - Актовегином, эффективно повышающим адаптационно -компенсаторный потенциал головного мозга детей с алалией [13]); б) по ходу курса транскраниальных микрополяризаций, направленных на активацию фронто-талами-ческой системы, участвующей в механизмах регуляции уровня активного бодрствования и внимания, как состояния [14-16,20].

Установлено, что психологический эффект фармакотерапии Актовегином проявлялся в виде выхода из сенсо-моторной и моторной алалии. При этом у детей с легкой формой моторной алалии выход из алалии проявлялся в виде симптомоком-плекса общего недоразвития речи II-III уровня речевого развития. При сенсо-моторной алалии выход из алалии проявлялся в виде речевых расстройств, нарушений в эмоционально-мотивацион-ной сфере и адаптивном поведении, характерных для моторной алалии.

Анализ эффектов курса ТКМП, при использованной схеме и режимах, у детей с выходом из сенсо-моторной и моторной алалии после фармакотерапии Актовегином, по результатам клинического неврологического исследований показал: а)

снижение на 1 балл клинических проявлений рези-дуально-органического поражения нижних отделов ствола мозга, пирамидных и экстрапирамидных структур у большинства детей 1 подгруппы с сенсо-моторной алалией; б) уменьшение выраженности нарушений функций экстрапирамидной системы и исчезновение пирамидной симптоматики у большинства детей с выходом из моторной алалии в тех же условиях.

По результатам психолого-педагогических исследований у части детей 1 -й и 2-й подгрупп после курса ТКМП наблюдали: а) переход на II-III уровни актуального развития; б) улучшение развития речи (понимание, сформированность); в) улучшение на 1 балл игровой и продуктивной деятельности; г) исчезновение тревожности, уменьшение эмоциональной лабильности; повышение фона настроения, снижение нарушений мотивации к деятельности, появление интереса в структуре эмоций, положительную динамику в адаптивном поведении.

Психолого-физиологический анализ эффектов ТКМП показал, что выше указанные положительные изменения в развитии речи, высших психических функций, эмоций и адаптивном поведении были обнаружены в обеих подгруппах только в тех случаях, когда физиологический эффект ТКМП проявлялся в виде достижения оптимальных параметров уровня активного бодрствования, а также при сохранении или тенденции к повышению напряжения механизмов его регуляции.

Оптимизацию механизмов регуляции УАБ наблюдали у 9-и из 31 ребенка 1 и 2 подгрупп с выходом из сенсо-моторной алалии и в единичных случаев у детей с выходом из моторной алалии в тех же условиях. У преимущественного большинства детей 1-й и 2-й подгрупп после курса ТКМП было обнаружено снижение или сохранение без изменений сниженного и низкого УАБ, что свидетельствовало о появлении или сохранении дефици-тарности мозговых механизмов его обеспечения (см. Таблицы 6,9)

Увеличение или сохранение без изменений исходного напряжения надсегментарных механизмов регуляции вегетативного тонуса и центральной гемодинамики по симпатоадреналовому типу к концу ТКМП являлось физиологическим эквивалентом стресса при нарастании гипоксии мозга в тех же условиях. Последнее находило отражение в появлении, усилении или сохранении нарушений механизмов регуляции внешнего дыхания в виде разной степени выраженности тахипноэ у обследованных детей с выходом из сенсорно-моторной и моторной алалии.

Вскрытые по результатам психолого-физиологического анализа особенности эффектов курса ТКМП у детей 1-й и 2-й подгрупп свидетельствовали о существенных различиях адаптационного ресурса и компенсаторных возможностей у обследованного контингента детей с разной формой ала-лии.

При высоком адаптационном ресурсе и сохранности компенсаторно-приспособительных ме-

ханизмах у детей с алалией комплексная реабилитация, включающая фармакотерапию Актовеги-ном, ТКМП (по предложенной схеме и режимам) и вербальные коррекционно-развивающие занятия была эффективной, что отражалось в повышении уровня актуального развития, улучшении развития речи, эмоционально-мотивационной сферы и приспособительного поведения. Такого рода психологический эффект развивался в условиях физиологической стресс-реакции вегетативной, гемодинамической и сердечно-сосудистой систем под влиянием ТКМП.

Можно предположить, что назначение дополнительных курсов фармакотерапии Актовегином после курса ТКМП у этого контингента детей будет способствовать закреплению или повышению достигнутого эффекта, существенно повысит вербальную обучаемость, при снижении (купировании) гипоксии мозга и оптимизации мозговых механизмов регуляции УАБ, его вегетативного и гемодинамического обеспечения.

Для детей с исходной дефицитарностью мозговых механизмов регуляции уровня активного бодрствования, по-видимому, необходимо более длительная фармакотерапия Актовегином в сочетании с вербальными коррекционно-развивающими занятиями для повышения адаптационно-компенсаторного ресурса мозга и организма этой категории детей. И только после этого целесообразно применять ТКМП, с увеличением интервалов между сеансами до 2-3 недель («эффект толчка»).

Высокая информативность исследуемых параметров сверхмедленных информационно-управляющих систем мозга и организма, при простоте и доступности экспресс-методов их регистрации и расчета, обеспечивает возможность объективной оценки эффективности каждого этапа реабилитации и повышение общего эффекта комплексного лечения детей с алалией.

Список литературы

1. Бадалян Л.О. Детская неврология. 3 -е издание. М: Медицина, 1984. 536 с.

2. Барашнев Ю.И. Исходы перинатальных расстройств у детей. //В кн.: Перинатальная неврология. М.: Триада, 2001, Глава 10.2., С. 538.

3. Харченко Е.П., Клименко М.И. Языковая система мозга// Реализация идеи «новой школы» в работе с детьми с речевыми нарушениями. Раздел 4. Диагностика и коррекция нарушений речи/ под ред. Н.П. Яковлевой, Е.А. Петровой. СПб АППО, 2010, С. 179-184.

4. Заведенко Н.Н. Нарушение развития речи у детей и их коррекция// Ж. Лечащий врач, № 5.-С.362-366.

5. Илюхина В.А., Броневая Т. Б., Нурок М.Ю., М.А. Кошулько, Мультидисциплинарный подход и Протокол диагностики нарушений мозговых механизмов регуляции уровня бодрствования, высших психических функций, речи и поведения у детей 3-5 лет с алалией (Сообщение ^//Журнал Актуальные проблемы в современной науке и пути их решения, Евразийский Союз Ученых, 2016 б-С. 2738.

6. Илюхина В. А. Перинатальный энергодефицит в снижении уровня здоровья с нарушениями нервно-психического и речевого развития. СПб.: Информ-Навигатор, 2015.— 176 с.

7. Илюхина В.А., Заболотских И.Б. Энергодефицитные состояния здорового и больного человека. СПб: Изд. Печатник, 1993, 192 с.

8. Заболотских И.Б., Илюхина В.А. Физиологические основы различий стрессорной устойчивости здорового и больного человека. Краснодар, Изд. Кубанской мед. академии, 1995, 101 с.

9. Илюхина В.А., Матвеев Ю.К., Иванова Т.Б., Кошулько М.А., Нурок М.Ю. Особенности мозговых механизмов компенсации кислородзави-симого энергодефицита, организации эмоций и познавательной деятельности, при отдаленных последствиях перинатального поражения ЦНС гипоксически-ишемического генеза у детей 3-6 лет с задержкой психического развития//Ж. Эволюционной биохимии и физиологии. 2014 а. -Т. 50.- № 2. -С. 109-120.

10. Илюхина В.А., Броневая Т.Б. (Иванова Т.Б.), Кошулько М.А., Нурок М.Ю. Мультидисци-плинарный подход к изучению и коррекции нарушений мозговых механизмов при задержке психического и речевого развития у детей дошкольного возраста// Психология образования в поликультурном пространстве. Елец. Т.2. (№ 26), -2014 б.- С.7-25.

11. Бояринов Г.А., Пепкович А.А., Мухина И.В. Метаболические эффекты нейротропного действия актовегина в условиях гипоксии//Экспер. фармакология 1999.-Т.62.-№2.-С.61-63.

12. Беливоленский Н.Г., Евлев В.Н., Румен-кова С.А. Антигипоксанты в реаниматологии и неврологии// Рус. мед. журнал, 2004.-Т.12.-№22.-С.1263-1267.

13. Бурчинский С.Г. Нейропротекция как комплексная фармакотерапевтическая и фармакопро-филактическая стратегия//Therapla. -2008. -№2. -С. 53-56.

14. Илюхина В.А., Кожушко Н.Ю., Матвеев Ю.К., Пономарева Е.М., Чернышева Е.М., Шапти-лей М.А. Транскраниальные микрополяризации в комплексном лечении темповой задержки речевого и общего психомоторного развития у детей старшего дошкольного возраста.// Ж. неврология и психиатрия им. С.С. Корсакова. 2004, Т.104, №11, С.34-41.

15. Илюхина В.А., Матвеев Ю.К., Чернышева Е.М. Транскраниальные микрополяризации в физиологии и клинике. СПб: Изд .ИМЧРАН, 2006, 192 с.

16. Илюхина В.А. Теоретические и прикладные аспекты использования транскраниальных электрических воздействий слабым постоянным током в психофизиологии и клинике. /Глава в колл. монограф. «Лечебно-диагностические стимуляции мозга. Под общей редакцией. акад. Н.П. Бехтеревой». Глава 9. М.: Изд. Сова. 2008. С. 378-461

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Илюхина В.А. Психофизиология функциональных состояний и познавательной деятельности

здорового и больного человека. СПб: Н-Л, 2010.362 с. Главы 4,5,6 С.166-246.

18. Илюхина В.А. Формирование субкомплексов физиологических показателей, отражающих динамику сверхмедленных процессов в ЦНС и других системах организма//В кн.: Сверхмедленные физиологические процессы и межсистемные взаимодействия в организме. Л.:Наука, 1986. С. 84-93.

19. Илюхина В.А., Сычев А.Г., Щербакова Н.И., Барышев Г.И., Денисова В.В. Омега-потенциал - количественный показатель состояний

21. .-№ 2.- С. 17-19.

структур мозга и организма. Сообщение II. Возможности и ограничения использования омега-потенциала для экспресс-оценки состояний организма человека.// Физиология человека. 1982, Т.8, N 5, С.721-733.

20. Батуев А.С. Принцип доминанты как основа когнитивного развития ребенка на ранних этапах онтогенеза. //Физиология человека. - 2002.-Т.28

ПРОФИАОМЕТРИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ШЕРОХОВАТОСТИ ПОВЕРХНОСТИ КОМПОЗИЦИОННОГО ПАОМБИРОВОЧНОГО _МАТЕРИААА_

Орехова Людмила Юрьевна д.м.н. проф., зав. кафедрой стоматологии терапевтической, г. Санкт-Петербург

Прохорова Ольга Викторовна к.м.н., доцент кафедры стоматологии терапевтической, г. Санкт-Петербург

Каменева Саида Вячеславовна аспирант, ассистент кафедры стоматологии терапевтической г. Санкт-Петербург

Кущенко Николай Викторович ассистент кафедры стоматологии терапевтической г. Санкт-Петербург

АННОТАЦИЯ

Существующие методы количественной оценки шероховатости поверхности композиционных материалов возможны только в лабораторных условиях. В работе проведено сравнение двух наиболее популярных методов оценки шероховатости поверхности стоматологических пломбировочных материалов. На основании изученной литературы были определенны положительные и отрицательные стороны обеих методик.

Ключевые слова: контактный профилометр, оптический профилометр, стоматологическая реставрация, шероховатость поверхности, композиционный материал.

ABSTRACT

The existing methods for quantifying the surface roughness of the composite materials are possible only in laboratory. In the comparison of the two most popular methods for the assessment of surface roughness of dental filling materials. Based on the study of literature have been some positive and negative aspects of both methods.

Keywords: contact profilometer, optical profilometer, dental restoration, surface roughness, the composite material.

ВВЕДЕНИЕ: Целью материаловедов также, как и клиницистов по-прежнему является создания идеального реставрационного стоматологического материала. Золотым стандартом для качества стоматологической реставрации может считаться ее долгосрочное функционирование в ротовой полости [1, с. 101], однако и лабораторные тесты имеют практическую пользу и необходимы в качестве индикаторов клинической эффективности. Широко используемые лабораторные методы позволяют оценить поверхностную текстуру поверхности для сравнения материалов и методов окончательной обработки реставрации [7, с. 315], и связанные с ней клинические параметры, такие как износостойкость, микротвердость [2, с. 42; 7 с. 82].

На сегодняшний день существует огромное разнообразие методов измерения текстуры поверхности материалов.

1. Метод линии профилирования (метод измерения топографии поверхности, который производит двумерный график или профиль неровностей

поверхности, как данные измерений, которые могут быть представлены математически как функция высоты ъ (х) (например контактный и бесконтактный 2Б профилометр и др.).

2. Метод топографии площади (метод измерения поверхности, который математически представляется как функция высоты ъ(х, у) двух независимых переменных (х, у) (контактный и бесконтактный 3Б профилометр, интерферометр, лазерный триангуляционный метод и др.))

3. Метод основанный на интеграции (метод измерения поверхности, который измеряет представленную область поверхности и производит численные результаты, которые зависят от интегрированных в область свойств текстуры поверхности (пневматические измерения, метод емкостного сопротивления и др.)). В отличие от первого метода, последние два, используются для количественной оценки текстуры поверхности, на основе выбранной области поверхности, а не через отдельные профили [8, с. 186].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.