Научная статья на тему 'Инновационный подход к формированию инвестиционной политики Ульяновской области'

Инновационный подход к формированию инвестиционной политики Ульяновской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филиппова И.А.

Инвестиции есть путь развития региона так была сформулирована задача администрации Ульяновской области в 2004 г. История новой инвестиционной политики области ведет отсчет с 2005 г. Рост экономики большинства российских регионов «завязан» сегодня на крупные инвестиционные проекты. Какие коррективы внесет финансовый кризис в планы инвесторов Ульяновской области?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационный подход к формированию инвестиционной политики Ульяновской области»

инновационный подход к формированию инвестиционной политики ульяновской области

И. а. ФИЛИППОВА,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры экономической теории

E-mail: ean@ulstu.ru

Ульяновский государственный

технический университет

Инвестиции есть путь развития региона - так была сформулирована задача администрации Ульяновской области в 2004 г. История новой инвестиционной политики области ведет отсчет с 2005г. Рост экономики большинства российских регионов «завязан» сегодня на крупные инвестиционные проекты. Какие коррективы внес финансовый кризис в планы инвесторов Ульяновской области?

Ключевые слова: финансовый кризис, экономика, регион, инвестиционная политика, Ульяновская область.

Переход России к рыночной системе хозяйствования сопровождается формированием новой модели инвестиционного процесса, основанной на многообразии форм собственности, на существенном изменении правового режима инвестиций и правового статуса участников инвестиционной деятельности. К середине 1990-х гг. произошли существенные изменения в структуре капиталовложений, определяющей чертой формирующегося в России инвестиционного процесса стало его сближение с той моделью, которая действует в промышленно развитых странах.

Сложность качественных преобразований в инвестиционной сфере усиливается общим системным кризисом экономики, который оказал значительное негативное воздействие на инвестиционную деятельность, что проявилось в существенном сокращении абсолютных объемов накоплений, падении их удельного веса в национальном доходе, резком снижении бюджетных ассигнований, уменьшении доли прибыли предприятий, направляемой на расширение производства.

Приток инвестиций в экономику и социальную сферу сдерживается многими факторами, обусловленными состоянием экономики России,

социально-политической нестабильностью в стране, мировым финансовым кризисом.

Экономико-географическое положение Ульяновской области относительно выгодное. Хотя сама область небольшая (по данным последней переписи — меньше 1,4 млн жителей), вследствие чего региональный рынок сбыта не отличается большой емкостью, она незначительно удалена от крупнейших волжских городов — Казани, Самары и Нижнего Новгорода. Так, расстояние по магистральным автодорогам от Ульяновска до Казани составляет 240 км, до Самары — 315 км через Тольятти (а по дороге несколько худшего качества через второй по величине город области Димитровград — вообще 247 км), до Нижнего Новгорода — 504 км. Да и от Москвы область удалена менее чем на 1 тыс. км. При этом Ульяновск находится на Волге, причем в ее среднем течении. Таким образом, если бы в результате изоляционистской политики и прочих экономических «экспериментов» предшествующих региональных администраций хозяйственные связи местных производителей не замыкались в значительной мере на свой же регион, Ульяновская область могла бы обслуживать сразу несколько емких рынков. При этом необходимо заметить, что возможность широкого выбора хозяйственных партнеров всегда является хорошим конкурентным преимуществом в современных условиях.

В настоящее время существует необходимость кардинального изменения инвестиционной политики Ульяновской области, что и пытается сделать местная администрация.

Например, в 2007 г. предприятиями, организациями всех форм собственности и населением Ульяновской области на развитие экономики и социальной сферы было использовано 32 505,1 млн

- 29

руб. инвестиций в основной капитал, или 128,3 % к уровню 2006 г., что представлено в табл. 1.

Динамика индекса физического объема инвестиций в основной капитал Ульяновской области за 2003-2007 гг. приведена на рис. 1.

Строительно-монтажных работ в 2007 г. было выполнено на 16 516,1 млн руб., что составило 50,8 % в общем объеме инвестиций в основной капитал и 120,4 % к уровню 2006 г.

Крупными и средними предприятиями Ульяновской области за 2007 г. было освоено 22 400 млн руб. инвестиций в основной капитал. За счет средств федерального бюджета освоено 5 012 млн руб. (22,4 % в общем объеме), средств бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов — 1 894,6 млн руб. (8,4 %). Собственные средства предприятий и организаций составили 7 977,9 млн руб., из которых прибыль, остающаяся в распоряжении организации, — 2 454,6 млн руб. (30,8 %).

В 2007 г. закуплено импортное оборудование на 1 008,6 млн руб. (4,5 % от общего объема инвестиций крупных и средних предприятий области).

Структура инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий и организаций Ульяновской области в 2007 г. по формам собственности представлена на рис. 2.

Таблица 1

Видовая структура инвестиций в основной капитал Ульяновской области в 2006—2007 гг.

Совместная с иностранным

участием - 6,4 % Общественная - 0,2 %

Смешанная российская - 11,2 %

Рис. 2. Структура инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий и организаций Ульяновской области в 2007 г. по формам собственности, %

Структура инвестиций в нефинансовые активы крупных и средних предприятий Ульяновской области в 2007 г. представлена в табл. 2.

Таблица 2

Структура инвестиций в нефинансовые активы крупных и средних предприятий Ульяновской области в 2007 г.

Инвестиции Объем инвестиций в 2007 г. В 2006 г., в %

В % к итогу

Млн руб. к итогу

Инвестиции в основной 32 505,1 100,0 100,0

капитал, всего...

В том числе на:

жилища 6 200,0 19,1 15,4

здания (кроме жилых) 11 600,6 35,7 39,5

и сооружения

машины, оборудование, 14172,1 43,6 43,5

инструмент

прочее 532,4 1,6 1,6

Инвестиции Объем инвестиций

Млн руб. В % к итогу

Инвестиции в нефинансовые активы, всего. 22 647,8 100,0

В том числе: инвестиции в основной капитал 22 400,0 98,9

инвестиции в нематериальные активы 197,5 0,9

инвестиции в другие нефинансовые внеоборотные активы 19,9 0,1

затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы 30,4 0,1

Рис. 1. Динамика индекса физического объема инвестиций в основной капитал Ульяновской области в 2003—2007 гг

Кроме того, крупными и средними предприятиями в 2007 г. было приобретено основных средств бывших в употреблении у других организаций на 592,4 млн руб., в том числе машин, оборудования, транспортных средств — на 323,6 млн руб. (54,6 %).

Инвестиционная деятельность в Ульяновске за первое полугодие 2008 г. свидетельствует о значительном росте финансовых

Таблица 3

Иностранные инвестиции в экономику Ульяновской области в 2007—2008 гг., тыс. долл.

Инвестиции Накоплено на 1 января 2007 г. Поступило за 2007 г. Изъято (погашено) Накоплено на 1 января 2008 г.

за 2007 г. Всего В % к итогу

Объем иностранных инвестиций, всего... 89 650,4 84 046,5 40 194,0 133 502,9 100,0

В том числе:

прямые инвестиции 45 742,7 12 496,9 12 238,2 46 001,4 34,5

из них:

взносы в капитал 42 355,2 516,9 12 238,2 30 633,9 23,0

кредиты, полученные от зарубежных 3 387,5 11 980,0 - 15 367,5 11,5

совладельцев предприятий

портфельные инвестиции 1 384,4 349,6 2,5 1 731,5 1,3

из них:

акции и паи 1 384,4 349,6 2,5 1 731,5 1,3

прочие инвестиции (кредиты) 42 523,3 71 200,0 27 953,3 85 770,0 64,2

из них:

кредиты на срок свыше 180 дней 42 523,3 71 200,0 27 953,3 85 770,0 64,2

кредиты международных финансовых 25 964,3 - 25 964,3 - -

организаций

Прочие инвестиции 84,7%

вложений предприятий и организаций. За январь—сентябрь 2008 г. предприятиями, организациями всех форм собственности на развитие экономики и социальной сферы было использовано 4 202 млн руб. инвестиций в основной капитал, или 138,8 % к январю—сентябрю 2007 г.

Анализируя общий объем накопленных иностранных инвестиций в экономике Ульяновской области на 1 января 2008 г., можно отметить, что он составил 133 502,9 тыс. долл. и характеризуется данными, представленными в табл. 3.

На конец отчетного периода в накопленных иностранных инвестициях удельный вес прямых инвестиций составил 34,5 %, портфельных— 1,3 %. На долю прочих инвестиций приходилось 64,2 % [2, 3].

Наибольший объем накопленных на 1 января 2008 г. иностранных инвестиций приходился на сферу деятельности воздушного транспорта (62,9 % от общего объема накопленных иностранных инвестиций), оптовую торговлю (24,0 %), а также на добычу сырой нефти (8,9 %), на строительство зданий и сооружений (1,3 %) и др.

Объем поступления иностранных инвестиций в Ульяновскую область за 2007 г. составил 84 046,5 тыс. долл. (рис. 3). Из них в сферу деятельности воздушного транспорта Великобританией направлено 61 000 тыс. долл., Францией — 10 200 тыс. долл., в добычу сырой нефти 11 580 тыс. долл. было направлено Чешской Республикой.

В рамках реализации инвестиционных проектов в Ульяновске работает система админист-

Прямые инвестиции-14,9%

Портфельные - инвестиции 0,4%

Рис. 3. Поступление иностранных инвестиций по типам за 2007 г., в % к итогу

ративной поддержки инвестиционных проектов (сопровождение на стадии реализации, контроль сроков прохождения документов). Только за полугодие в 2008 г. было реализовано 8 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 1 184,6 млн руб., при этом бюджетная эффективность составила 166,3 млн руб.:

• открыт административно-торговый центр «Альянс-Свияга» ЗАО «Универсалстрой» по ул. Хо Ши Мина;

• состоялись запуск буксировочной канатной дороги спортивного развлекательного комплекса и открытие главного корпуса ООО «Ленинские горки» в Ленинском районе;

• открыт завод по производству металлоконструкций филиала ЗАО «ГК Электрощит-ТМ-Самара» в Заволжском районе;

• состоялся запуск производства линии заморозки на ОАО «Симрыба» в Железнодорожном районе;

- 31

• открыт торгово-развлекательный центр «Версаль» по ул. К. Маркса;

• сдано в эксплуатацию офисное здание с размещением медицинского центра по ул. Орлова;

• открыт парк культуры и отдыха «СемьЯ» в Засвияжском районе;

• сдано в эксплуатацию административное здание с кафетерием «Капитал».

При реализации данных инвестиционных проектов было создано 1 169 новых рабочих мест, средняя заработная плата составляет 6 934 руб., при этом ежемесячные поступления НДФЛ в консолидированный бюджет Ульяновской области составили 891 504 руб.

В рамках проводимой работы по созданию условий для привлечения инвестиций на территорию города реализованы следующие мероприятия:

• проведена работа по рассылке потенциальным инвесторам предложений о сотрудничестве и подготовке предстоящих переговоров с ними. В результате работы, проведенной совместно с Департаментом инвестиций аппарата Правительства Ульяновской области, ряд компаний выразил готовность к реализации своих проектов на территории города Ульяновска, проведены встречи и переговоры. Так, свою заинтересованность в реализации инвестиционных проектов на территории города Ульяновска выразили компании ООО «АШАН», ООО «Холдинг Полимерные Трубопроводные Системы», ООО «Объединенные кондитеры». В июне 2008 г. активно велись переговоры с девелоперскими компаниями «Система-Галс», ГК «Интурист», «Гипер Сити», «РосЕвро» о реализации своих инвестиционных проектов в городе;

• ведется и постоянно обновляется реестр инвестиционных проектов, реализуемых на территории муниципального образования «город Ульяновск», отслеживается текущее состояние каждого проекта, решаются вопросы по устранению проблем, возникающих в ходе реализации проектов. Как положительный пример работы: на официальном сервере российской легкой промышленности для использования в работе было размещено предложение руководства мэрии г. Ульяновска по сотрудничеству в развитии производства и коммерции;

• создан и работает городской штаб по повышению инвестиционной привлекательности муниципального образования «город Ульяновск»;

• совместно с Департаментом инвестиций аппарата Правительства Ульяновской области проведена работа по формированию промыш-

32 -

ленной зоны «Заволжье» в Ульяновске общей площадью 500 га, подтвердили реализацию своих проектов на данной территории такие компании, как «SABMiller» — строительство пивоваренного завода, «MARS» — строительство завода по производству кондитерских изделий, «ETIRC» — строительство завода по сборке самолета «Eclipse-500». В бюджете г. Ульяновска на 2008 г. заложено 18 млн руб. на развитие инфраструктуры данной зоны; • Ульяновская область выиграла конкурс по отбору заявок на создание особой экономической зоны портового типа, которая будет располагаться на базе международного аэропорта «Ульяновск-Восточный». Мэрия г. Ульяновска принимает непосредственное участие в создании особой экономической зоны. Территория зоны — 500 га — в процессе развития может быть увеличена более чем в 2 раза. Совокупные инвестиции в создание и развитие особой экономической зоны портового типа (ПОЭЗ) за 2008—2020 гг. составят 20,7 млрд руб. В рамках повышения инвестиционного имиджа города мэрией города была организована выставка «Инвестиционный потенциал города Ульяновска», приуроченная к юбилею — 360-летию города Ульяновска, подготовленная и проведенная 11—12 июня 2008 г. На выставке были представлены крупные инвестиционные проекты, реализуемые на территории города, таких компаний, как Группа компаний «DARS», ООО «Чистый звук», ГК «Авто-Экс», ООО «Ленинские горки», ООО Группа компаний «КПД-2», «Фирма Надежда и К», Агрофирма «Лаишевские овощи» и многие другие. Мэрией города были подготовлены и представлены на выставке материалы с информацией об инвестиционной политике и конкурентных преимуществах города, направлениях инвестиционного развития и общая информация о городе, информация о крупных инвестиционных проектах и подробная карта расположения всех проектов. Также на выставке широко был представлен раздел «Ульяновск — территория инвестирования» — это информация о свободных промышленных площадках, земельных участках, программа приватизации города, промышленная зона «Заволжье» и особая экономическая зона портового типа. Привлекал внимание раздел, посвященный приоритетным национальным проектам: «Здоровье», «Образование», «Развитие АПК», «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Отдельный раздел был представлен инновационным проектам и инновационному потенциалу города.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно плану мероприятий по реализации инвестиционной политики муниципального образования «город Ульяновск» на 2008 г. мэрией города были внесены изменения в «Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск»», в целях оптимального социально-экономического развития застроенных территорий и совершенствования механизмов вовлечения в хозяйственный оборот земель для жилищного строительства разработано положение «О развитии застроенных территорий в границах муниципального образования «город Ульяновск»», которое в настоящее время находится в стадии согласования.

В проведении инвестиционной политики всегда возможен выбор: создавать благоприятные условия для отдельных отраслей экономики (например, высокотехнологичных производств) или же создавать благоприятные условия для всех инвесторов, которые приходят в регион. Для Ульяновской области предпочтительнее второй вариант, поскольку, во-первых, общая благоприятная инвестиционная политика может привести к появлению довольно неожиданных производств, во-вторых, Ульяновской области на данном этапе нужны любые инвестиции, а не только, например, отдельные вложения в самые передовые отрасли.

Меры по увеличению инвестиционной привлекательности Ульяновской области могут быть самыми разнообразными по своему характеру как финансовыми, так и административными. При этом, как показывает опыт других субъектов Федерации, для достижения значимого результата нужна реализация всех или, по крайней мере, подавляющего большинства мер, тогда как отдельные решения изменить ситуацию не в состоянии.

Очевидно, что источники финансирования инвестиций в самом регионе ограничены, поэтому региональная инвестиционная политика должна быть нацелена на привлечение масштабных капиталовложений из других российских регионов и из-за рубежа. Ключевыми элементами региональной инвестиционной политики должно стать создание в Ульяновской области благоприятного инвестиционного климата и мощной рекламно-информационной кампании по освещению выгодных мест приложения инвестиций в регионе.

Кроме того, общей задачей является создание такой экономической среды, в которой законопослушный предприниматель мог бы работать не в убыток себе, предпринимательство было бы доступно для большинства граждан, добросовестная конкуренция — возможна, законы — реалистичны,

а не являлись бы утопиями, в которой предприниматель чувствовал бы себя в безопасности и мог бы рассчитывать на защиту своих законных прав, а деловая активность предпринимателей по созданию новых рабочих мест и инвестициям в экономику страны - поощрялась. Внедрение принципа «одного окна» при согласовании инвестиционной документации, когда инвестор подает документы в территориальное управление единой экспертно-согласующей инстанции, которая подготавливает полный пакет документов, занимается перепиской и получением согласований со всеми специализированными согласующими органами. Законодательно должно быть подтверждено право инвестора на возмещение по суду ущерба, понесенного вследствие нарушения законного порядка проведения экспертизы (например, невыдачи заключения в установленный срок).

Важное значение имеет мониторинг наиболее перспективных инвестиционных проектов в области (так называемое индивидуальное сопровождение инвестиционных проектов). Необходимо назначение кураторов таких проектов из числа руководителей области, что поможет оградить российских предпринимателей и зарубежных партнеров от чрезмерных проявлений коррупции чиновников на местах в Ульяновской области.

Для повышения прозрачности такой инвестиционной поддержки необходимо разработать порядок формирования перечня приоритетных инвестиционных проектов. Сравнение предлагаемых инвестиционных проектов необходимо проводить по единым и понятным всем критериям: уровень занятости населения; экономическая эффективность реализации проекта (срок окупаемости, размеры платежей в областной и местные бюджеты) и т. п.

Необходим орган (например, совет по преодолению административных барьеров), состоящий из предпринимателей, заинтересованных в улучшении инвестиционного климата в регионе, где они работают.

Важным фактором регионального инвестиционного климата является финансовое стимулирование инвесторов. Желательность специальных финансовых стимулов привлечения инвесторов объясняется тем, что в большинстве соседних регионов такие стимулы существуют. В любом случае наличие определенных преференций для инвесторов повысит конкурентоспособность Ульяновской области. Что касается бюджетных потерь областного или местных бюджетов, то, как правило, грамотная инвестиционная политика

33

способствует росту бюджетных доходов, а не их сокращению (новые предприятия дают налоги в бюджет пусть в меньших объемах, чем могли бы, но все же дают, а если бы этих предприятий не было, налоги бы вообще не платились).

В части финансовых стимулов для инвесторов можно предложить:

• налоговые льготы инвесторам (снижение ставки налога на прибыль в случае реализации инвестиционных проектов, введение льгот по налогу на имущество предприятий);

• бесплатная передача инвесторам в собственность земельных участков в случае успешной реализации инвестиционного проекта;

• компенсация процентных ставок по кредитам для сельскохозяйственных предприятий;

• создание (по возможности) системы дешевого (льготного) кредитования для отдельных секторов или отраслей экономики (например, малого бизнеса и сельскохозяйственных предприятий).

Исходя из вышесказанного, одной из основных задач экономической политики администрации Ульяновской области должно стать содействие реформированию предприятий, поиску и определению эффективных собственников и улучшению управления (замена на квалифицированных менеджеров), что позволит значительно повысить эффективность действующих предприятий, привлечь инвестиции и провести модернизацию, повысить конкурентоспособность продукции и выйти на новые рынки сбыта. Многие (если не большинство) предприятий области нуждаются в реструктуризации — освобождении прибыльной части бизнеса предприятия от той части, которая не удалась и сегодня приносит убытки, и делает предприятие в целом убыточным. Реструктуризация — это создание экономической опоры для нового начала, без которой серьезного развития экономики нельзя ожидать.

Рассматривая современное состояние дел, и подводя итоги можно отметить, что в 2008 г. Ульяновская область вышла в лидеры среди регионов Среднего Поволжья по росту инвестиций в основной капитал. За три года рост составил 250 %, превысив среднероссийский показатель более чем в четыре раза.

Инвестиции в основной капитал выросли с 11,474 млрд руб. в 2004 г. до 22,108 млрд руб. на ноябрь 2007 г. (на конец 2007 г. — 30 млрд руб.), т. е. практически в 2,5 раза. Темпы инвестиционного роста за тот же период в соседних с Ульяновской областях ниже: в Оренбургской области — 74 %, в Самарской — 36 %, в Саратовской — 88 %.

34 -

По статистическим данным, общероссийский рост инвестиций с 2004 по 2007 г. составил около 60 % [2, 3].

Пик инвестиций пришелся на 2007 г.: были подписаны инвестиционные соглашения с такими компаниями, как Mars, SABMiller, Henkel, САХО и Quarzwerke — общие вложение в их проекты превышают 20 млрд руб. Доля проектов в сфере промышленности возросла с 37 до 41 % (что говорит

0 вложении в реальный сектор), а в сфере переработки — с 7 до 9 %, при этом за год с 33 до 26 % уменьшилась доля проектов в сфере коммерческой недвижимости.

В 2007 г. рейтинговым агентством АК&М Ульяновской области был присвоен кредитный рейтинг по шкале «А», который подразумевает высокий уровень надежности с низким риском несвоевременного выполнения обязательств и стабильными перспективами. Поэтому область решилась на первый в своей истории облигационный заем на

1 млрд руб., который разместила в 2008 г. Темпы роста инвестиций в Ульяновскую область за 10 месяцев 2008 г. превысили средние показатели в целом по стране — 22 % против 19,9 % в 2007 г., хотя по этому показателю Ульяновскую область обошла Оренбургская.

Мировой финансовый кризис, докатившийся до России, может затронуть и ульяновские инвестиционные проекты. Однако никто из инвесторов, уже работающих на территории Ульяновской области, пока еще не покинул область. В начале ноября 2008 г. был заложен первый камень в строительство завода по производству флоат-стекла в Тереньгуль-ском районе. Это инвестиционный проект компании «Промтехинвест» с объемом инвестиций 7,5 млрд руб. После выхода производства на проектную мощность в бюджетную систему поступит около 1 млрд руб. При этом будет создано 1200 рабочих мест. В Вешкаймском районе Ульяновской области введен в эксплуатацию кирпичный завод «Альянс» с объемом инвестиций 230 млн руб. В декабре 2008 г. в Новоульяновске начал функционировать новый завод по производству экструзионного пенопо-листирола с объемом инвестиций 460 млн руб. и с налоговыми поступлениями 200 млн руб. в год.

Можно обозначить следующие индикаторы роста привлеченных инвестиций в регион: например, к 2010 г. нужно выйти на 50 млрд руб. в год (32,5 млрд руб. в 2007 г.). В кризисных условиях бизнес, как правило, не увеличивает потребление и накопления, а инвестирует в развитие. Поэтому и ульяновский бизнес надо поддерживать, вкладывать средства в инфраструктуру, стимулировать производство и

уменьшать налоговую нагрузку. И так как последствия мирового финансового кризиса определить практически невозможно - поэтому уже сейчас необходимо поддерживать инвесторов.

Таким образом, в условиях глобализации и трансформации всех взаимоотношений, как в стране, так и регионе, Ульяновской области следует придерживаться инновационной стратегии развития, которая своевременно направит в нужное русло инвестиционные процессы, сформирует их и модернизирует.

Список литературы

1. Мишина М. Инвестиции в новых условиях // Деловое обозрение. 2008. № 11.

2. Экономическое положение Ульяновской области в 2006 г.: сб. стат. данных по Ульяновской области за 2006 г.

3. Экономическое положение Ульяновской области в 2007 г.: сб. стат. данных по Ульяновской области за 2007 г.

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ !

Журналы Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» стали доступны в электронном виде в Научной Электронной Библиотеке (eLIBRARY.RU).

На сайте eLIBRARY.RU можно оформить годовую подписку на текущие и архивные выпуски журналов, приобрести отдельные номера изданий или статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.