УДК 159.922.7:371.39:37.037.1
Т. Б. Морозова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЯ-ЛОГИКА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Раскрыты особенности педагогического мастерства социального педагога-исследователя-логика, который должен в полной мере владеть знаниями об особенностях развития близнецов. Специфическим для социального педагога Близнецового центра является необходимость изучить особенности природы близнецов, влияния наследственных данных на процесс формирования личности каждого в близнецовой паре, выявить позитивное и негативное влияние социализации с целью прогнозирования и проектирования деятельности близнеца-подростка как субъекта социального воспитания.
Ключевые слова: близнец-подросток, дополнительное образование, социальный педагог-исследователь-логик, формирование личности, профессиональная компетентность и культура, педагогическое мастерство.
Проблемы социальной педагогики, социального воспитания приобретают в настоящее время особую актуальность и значимость. В современных условиях возникла особая необходимость в возрождении социальной педагогики как науки и области педагогической практики в подготовке социальных педагогов - специалистов по работе с детьми, их родителями, подростками и молодежными группами.
В связи с этим актуализируется проблема совершенствования подготовки специалистов для социальной сферы и реализации их основных функций [1].
В 1992 г. в Санкт-Петербурге был организован Близнецовый центр - учреждение дополнительного образования, специфический детский коллектив, в жизнедеятельности которого участвуют 200 пар близнецов младшего, среднего и старшего возраста. Наиболее референтным лицом для близнецов-подростков в Близнецовом центре является социальный педагог, профессионально выстраивающий свое взаимодействие с ними.
Современное дополнительное образование предъявляет высокие требования к профессиональным качествам социального педагога. Нельзя не согласиться с мнением В. В. Лобанова: «...представляется несомненным, что педагог может стать опытным профессионалом - „мастером“ только по прошествии определенного времени» [2, с. 81]. Концепция модернизации дополнительного образования поставила задачу сформировать творческую и высококомпетентную личность социального педагога как самоорганизующего субъекта педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования, обеспечить становление личности и профессиональной культуры специалиста, работающего с близнецами.
Наша многолетняя педагогическая практика в системе дополнительного образования подтверждает, что социально-педагогическая деятельность в Близнецовом центре представляет собой специфический вид профессиональной деятельности, на-
правленной на социальную защиту личности близнеца как высшей ценности, поддержание ее нравственного, психического и физического здоровья, разностороннего развития близнецов, влияния социализации с целью прогнозирования деятельности близнеца-подростка как субъекта социального воспитания (педагог-исследователь), умения следовать законам логики, наблюдать за ходом рассуждений близнецов, планировать собственную деятельность и деятельность близнецов-подростков как процесса решения системы взаимосвязанных педагогических задач во избежание логических ошибок в процессе общения с близнецами (педагог-логик). Основное сочетание совокупности названных принципов позволяет сделать вывод, что им соответствует социальный педагог-исследователъ-ло-гик, работающий в Близнецовом центре [3].
Выполняя различные социальные роли, социальный педагог-исследователь-логик Близнецового центра выступает субъектом педагогической деятельности с близнецами-подростками. В этой связи возникла необходимость исследовать деятельностное содержание его профессионально-личностного развития и саморазвития.
Первыми шагами на пути к мастерству социального педагога-исследователя-логика в сфере обучения близнецов-подростков является критическое осмысление оснований, идей и методов собственной деятельности.
В. А. Сластёнин определяет профессиональнопедагогическую культуру как меру и способ творческой самореализации личности учителя в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, направляемых на освоение и создание педагогических ценностей и технологий. Рассматривая ключевые понятия «профессионализм» и «педагогическая культура», он приходит к выводу, что профессионализм выступает сущностной характеристикой педагогической культуры [4].
Становление профессионализма социального пе-дагога-исследователя-логика происходит в процес-
се реализации разнообразных функций в практической деятельности в Близнецовом центре: диагностической, прогностической, организационной, коммуникативной, функции социально-педагогической поддержки близнецов-подростков.
Многофункциональность профессиональной деятельности социального педагога-исследователя-ло-гика в системе дополнительного образования позволяет ему своевременно скорректировать учебновоспитательный процесс, внести необходимые изменения и спланировать ожидаемые результаты. Он должен уметь видеть перспективу развития каждого в близнецовой паре, стимулировать универсализм в их мышлении, творчески подходить к решению проблем в коллективе близнецов-подрост-ков, сохраняя лучшие педагогические традиции обучения и воспитания и вырабатывая новые формы педагогического общения как с парой близнецов-подростков, так с каждым их них в отдельности с учетом особенностей близнецовой ситуации.
Цели и задачи социального педагога-исследо-вателя-логика - воспитание умственных, нравственных, трудовых, физических, экологических, экономических качеств близнеца-подростка.
Это способствует повышению мотивации и интереса близнецов-подростков к знаниям, обеспечивает благоприятные условия для формирования его личности, социальной адаптации.
Исследовательская деятельность социального педагога, использующего современные инновационные технологии развития и саморазвития личности близнеца-подростка, каждого в близнецовой паре, является эффективным средством познания и освоения мира, способом организации обучения и взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса в достижении задач как познавательного, личностного, так и социального развития близ-нецов-подростков. Она рассматривается нами как органическая составная часть его профессиональной деятельности, позволяющая находить пути конструктивного преодоления трудностей в работе с близнецами-подростками [5].
Гуманизация дополнительного образования предусматривает субъектное развитие и саморазвитие социального педагога-исследователя, готового на профессиональном уровне реализовать на практике современные педагогические технологии взаимодействия с близнецами-подростками.
Социальный педагог-исследователь-логик, работающий с близнецами-подростками в системе дополнительного образования, должен переосмыслить свой педагогический опыт и ответить на вопросы: как обучать и развивать личность в условиях Близнецового центра?, чему и как учить? Характер влияния социального педагога в значительной степени определяется типом отношений, которые
складываются между ним и близнецами-подрост-ками, какой стиль отношений преобладает - демократический, либеральный либо авторитарный. Наши исследования показывают преимущества демократического стиля отношений, характеризующегося большим контактом с близнецами-подростка-ми, дружественностью, доверием, уважением к ним.
В Близнецовом центре имеются большие специфические воспитательные возможности. Преимущество учреждения дополнительного образования в том, что близнец-подросток приобретает ценные для его последующей жизни навыки коллективного поведения и коллективной деятельности, учится понимать и принимать общие цели, привыкать к саморегуляции своей активности, к согласованию ее с другими людьми. Все эти достижения становятся предпосылками для развития личности близнецов-подростков в учреждении дополнительного образования «Близнецовый центр». «Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно компенсирует недостаточную вариантность общего школьного образования, способствует профессиональному самоопределению детей и молодежи, позволяя детям продуктивно применять знания, умения и навыки, полученные в школе. Занятия в секциях и студиях учреждений дополнительного образования обеспечивают возможность удовлетворения индивидуальных образовательных и коммуникативных образовательных и коммуникабельных потребностей, способствуют социализации воспитанников, организующих их досуг, одновременно развивая творческие способности» [6, с. 52].
Обучение в системе дополнительного образования носит воспитывающий характер. Это обязывает социального педагога-логика использовать новые методы обучения, направленные на достижение близости и взаимопонимания с каждым близ-нецом-подростком, формирование доверительных отношений. Логика социальных отношений требует от социального педагога демократизации жизни в Близнецовом центре, введения в нее элементов самоуправления в коллективе близнецов, предоставления самостоятельности близнецам-подро-сткам. Система дополнительного образования в лице социальных педагогов призвана формировать у близнецов-подростков гражданско-патриотическое мировоззрение, высокие моральные качества, трудолюбие, закалять их характер и волю, развивать познавательную активность, умственные способности и дарования.
Успех в реализации этих функций находится в прямой зависимости от знаний психологического состояния близнеца-подростка, окружающей его среды, людей, с которыми он общается и взаимодействует, умения социального педагога планиро-
вать собственную деятельность и деятельность близнецов-подростков, умения следовать законам логики, следить за ходом рассуждения близнецов во избежание логических ошибок в процессе общения.
Общение в педагогическом процессе нельзя ограничивать исключительно информацией: нужно организовывать взаимоотношения в коллективе близнецов-подростков, уметь наблюдать за ними в паре и за каждым, сопоставлять сегодняшний психологический климат со вчерашним, следует формировать у себя навыки «психологического камертона», т. е. способность находить лучшие подходы к личности близнеца, поставить себя на его место. Логика работы с близнецами-подростками в секциях, кружках, студиях, клубах Близнецового центра требует от социальных педагогов разработки индивидуальных образовательных траекторий, индивидуальной диагностики с учетом особенностей личности каждого в близнецовой паре, их возможностей, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных и физических перегрузок.
Одно из ключевых положений нашего диссертационного исследования на тему «Формирование личности близнеца-подростка в системе дополнительного образования» состоит в определении особенностей педагогической деятельности социальных педагогов, работающих в системе дополнительного образования с близнецами-подростками. По нашему мнению, это должен быть педагог, глубоко владеющий психолого-педагогическими знаниями о биологической природе близнеца, учитывающий его возрастные и индивидуальные особенности и особенности близнецовой ситуации, использующий в своей работе новые и традиционные технологии, умеющий логически, систематично и последовательно строить свою деятельность в Близнецовом центре.
Мы считаем, что применение новых технологий для решения профессиональных задач следует рассматривать как перспективное направление дополнительного образования. «Исследования, проведенные сотрудниками Герценовского университета, показали, что гуманитарные технологии можно рассматривать как инновацию в образовании.
Следует отметить, что инновационные педагогические процессы стали предметом социального изучения и сферой педагогической практики примерно с конца 1950-х гг. на Западе и начала 1990-х гг. в нашей стране. Мировая педагогическая общественность проявляет к ним большой интерес: создаются специализированные инновационные службы, по этой проблеме издаются монографии, в частности международный журнал «Информация и инновация в образовании» [7, с. 125].
Образовательный процесс в Близнецовом центре строится с учетом уникальности, неповторимости каждого близнеца, создает возможность выявлять индивидуальные интересы на разных возрастных этапах. Целенаправленно осуществляемая педагогическая деятельность помогает близнецу-подростку взрослеть духовно, приобретать новые, перспективные устремления и ценности, что является необходимым основанием для личностного строительства, сформированности творческих способностей, сохранения интереса близнецов-подро-стков к занятиям в коллективе, формирования базовых знаний и умений в различных видах изобразительной, литературной, музыкальной, технической деятельности.
Эффективно осуществлять формирование личности близнеца-подростка невозможно без четкого представления о желаемом конечном результате и хорошем знании особенностей исходного состояния личности каждого в близнецовой паре. Прошлое близнеца-подростка оказывает существенное влияние на его развитие. Богатое прошлое создает предпосылки для интенсивного развертывания личностных качеств в настоящем, формирования потенциальных возможностей в будущем. Из этого следует, что социальные педагоги-иссле-дователи-логики должны не только знать картину того, какими должны стать близнецы-подростки под их руководством, но и четко понимать, что они представляют собой в данный момент. Следует помнить, что растет новое поколение близнецов-подростков, психологически иное, внутреннее свободное и менее зависимое от взрослых [3].
Профессиональная педагогическая культура социального педагога-исследователя-логика включает переосмысление своей педагогической позиции, корректировку взглядов на самого себя, осознание ценностных оснований своей деятельности с близнецами-подростками и своего места в ней. Образование и воспитание призваны не вредить физическому и психическому здоровью близнеца, а способствовать его укреплению, развитию природных задатков каждого в близнецовой паре.
Педагогическая практика в Близнецовом центре требует инновационных решений, новых стандартов для обязательного использования в учебно-воспитательном процессе, активных технологий, основанных на гибкой организации системы занятий, учитывающих возрастные и индивидуальные особенности близнецов, каждого в близнецовой паре. Исследование формирования личности близнецов как научной категории принадлежит к числу интереснейших актуальных проблем в современной российской педагогической деятельности.
Как показали данные нашего исследования, важно создать в Близнецовом центре благоприят-
ный микроклимат, обеспечить близнецу-подрост-ку положительное эмоциональное самочувствие, состояние психологического благополучия.
Дополнительная образовательная деятельность требует уважительного отношения к близнецу-подростку и провозглашает радикально новую позицию социального педагога-исследователя-логи-ка как равноправного партнера и сотрудника в процессе взаимодействия. Взгляд на близнеца-под-ростка как на полноценного партнера в общей работе создает между субъектами образовательного процесса атмосферу доверия и контакта, формирует открытость личности, способность к росту.
Важная особенность, определяющая современную педагогическую среду учреждения дополнительного образования, - это гуманистическая ориентированность на личность каждого близнеца-под-ростка (а не на пару), развитие его способностей, потенциалов.
В качестве влиятельного педагогического средства по формированию личности близнеца-подро-стка мы определяем реализацию эстетически направленного общения социального педагога-иссле-дователя-логика и близнецов-подростков, знакомство с работниками по культурологии, реализующими новое видение сферы культуры в качестве влиятельного педагогического средства воспитания - общекультурного, социального и творческого развития личности близнеца-подростка.
Система дополнительного образования располагает значительными возможностями для достижения желаемого уровня сформированности личности каждого в близнецовой паре, поэтому, как замечает Л. Г Тимошенко, «в этой связи поиск новых педагогических условий, повышающих эффективность воспитания у детей эстетического отношения к окружающей действительности, является весьма актуальным. Обобщение практического опыта эстетического воспитания детей в учреждениях дополнительного образования привело нас к заключению, что использование средств традиционной русской культуры, сохранение народных традиций и обычаев и воспитание на этой основе ценностного отношения к русской культуре и истории позволяют в определенной мере решить задачи, стоящие перед эстетическим образованием» [8].
Одно из важных качеств социального педагога-исследователя-логика - педагогический такт. Мы считаем, что педагогический такт - это профессиональная психолого-педагогическая особенность поведения социального педагога-исследователя-ло-гика во взаимоотношениях с близнецами-подрост-ками. Педагогический такт требует от социального педагога-исследователя-логика не только определенных педагогических и психологических знаний, навыков, умений, но и таких личных качеств, как отзывчивость, общительность, самокритичность, выдержка, самообладание. Умение социального педагога-исследователя-логика планировать свою деятельность и деятельность близнецов-подростков как процесс решения системы логически взаимосвязанных педагогических задач формирования личности близнеца-подростка, определяемых далекими, средними и близкими перспективами, - залог успешной организации учебновоспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования [9].
Поскольку процент близнецов среди населения достаточно высок, то исследование формирования их личности как научной категории принадлежит к числу интереснейших актуальных проблем в современной российской педагогике и имеет для педагогической практики несомненно важные значения, а поэтому педагогическая практика в Близнецовом центре требует инновационных решений, новых стандартов для обязательного использования в учебно-воспитательном процессе активных технологий, основанных на гибкой организации системы занятий, учитывающих возрастные, индивидуальные и психологические особенности близнецов. Необходимо обращать самое пристальное внимание на индивидуальные потребности, желания близнецов - они различны от рождения, их нужно замечать, давать проявляться и ни в коем случае нельзя нивелировать.
Как убедительно показали результаты наших наблюдений за работой социальных педагогов-иссле-дователей-логиков Близнецового центра, главным в их деятельности является творческое начало, постоянный поиск, совершенствование методики обучения - все это способствует раскрытию личности потенциалов каждого близнеца в близнецовой паре.
Список литературы
1. Артамонова Е. И. Духовная культура учителя и особенности ее формирования в современном обществе // Воспитательная работа в вузе: состояние, проблемы, перспективы развития. М.: МАНПО; Ярославль: Ремдер, 2009. 320 с.
2. Лобанов В. В. Возможности учреждения дополнительного образования в сфере профессиональной ориентации воспитанников // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 10 (88). С. 81-85.
3. Морозова Т. Б. Формирование личности близнеца-подростка в системе дополнительного образования: монография. Ярославль: Рем-дер, 2008.
4. Сластёнин В. А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры // Педагогическое образование и наука. 2008. № 12.
С. 4-15.
5. Морозова Т. Б. Педагогическая деятельность в работе с близнецами-подростками в Близнецовом центре // Воспитательная работа в вузе: состояние проблемы, перспективы развития: мат-лы междунар. науч.-практ. конф., 2-3 апреля 2009 г. М.: МАНПО, 2009.
6. Лобанов В. В. От системы внешкольного воспитания к системе дополнительного образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 2 (80). С. 52.
7. Соломин В. П. Гуманитарные технологии как инновация в образовании // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 4 (106). С. 125.
8. Тимошенко Л. Т. Педагогические условия эстетического воспитания детей в учреждениях дополнительного образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 2 (80). С. 53.
9. Морозова Т. Б. Формирование направленности личности близнеца-подростка как социально-педагогическая проблема в системе дополнительного образования // Педагогическое образование: вызовы XXI века: мат-лы II междунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти выдающегося российского педагога-ученого Виталия Александровича Сластёнина: 22-23 сентября 2011 г., Москва: в 2 ч. М.: МАНПО, 2011. Ч. 2.
Морозова Т. Б., кандидат педагогических наук, генеральный директор.
Близнецовый центр и научно-исследовательская лаборатория ООО «Близнецовый центр „Я - это Ты“».
Набережная Обводного канала, 114, Санкт-Петербург, Россия, 190005.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 28.02.2012.
T. B. Morozova
INNOVATION APPROACH TO THE ACTIVITY OF SOCIAL TEACHER AS RESEARCHER AND LOGICIAN IN EXTENDED EDUCATION
The article discusses the features of pedagogical skills of social teacher-researcher-logician who should be competent in developmental features of twins associated with twin situation. Specific task of the social teacher of the Twin centre is to study features of twin nature, influences of hereditary data on the process of formation of the individuality of both persons in the twin pair, to identify positive and negative influence of socialization for the purpose of forecasting and designing of the teenage twin’s activity as a subject of social education.
Key words: teenage twin, extended education, social teacher-researcher-logician, formation of the individuality, professional competence and culture, art of teaching.
Twins Centre and Research Laboratory “Twins Centre “I Am You””.
Naberezhnaya Obvodnogo kanala, 114, St.-Peterburg, Russia, 190005.
E-mail: [email protected]