Научная статья на тему 'Формирование личности близнеца-подростка в системе дополнительного образования'

Формирование личности близнеца-подростка в системе дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
398
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЭТАПНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ БЛИЗНЕЦА-ПОДРОСТКА / БЛИЗНЕЦОВАЯ СИТУАЦИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БЛИЗНЕЦОВЫЙ ЦЕНТР / GRADUAL FORMATION OF THE TWIN-TEENAGER'S PERSONALITY / TWIN SITUATION / ADDITIONAL EDUCATION / TWIN CENTER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Морозова Тамара Борисовна

В статье анализируется результат опытно-экспериментальной работы, раскрывающей взаимодействие процессов формирования направленности личности близнеца-подростка и поэтапного развития Близнецового центра как движущей силы и важнейшего условия самодвижения коллектива и сформированности направленности личности каждого в близнецовой паре на общение, познание, рефлексию. Формирование направленности личности процесс и результат социализации, воспитания и саморазвития. Формирование означает становление, приобретение совокупности устойчивых свойств, качеств, критериев и компонентов. При формировании направленности личности близнеца-подростка, когда первостепенное значение имеют социальные факторы, постоянно и мощно работают и биологические механизмы человека как природного существа, проявляя себя в виде задатков, на основе которых развиваются его потребности, стремления, интересы, склонности, способности, их социально нравственные ориентиры жизненные цели, ценностные ориентации, выбор профессии, самооценка личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Морозова Тамара Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Formation of the Twin-teenager's Personality in the System of Additional Education

This article analyzes the results of experimental work that reveals the interaction of the processes of forming the twin-teenager's personality and the stages of developing the Twin Centre as a major driving force and condition for the collective self-formation and orientation of every individual in each twin pair to communication, cognition and reflection. Forming the individual's orientation is the process and result of socialization, education and self-development. Formation means acquiring a set of properties, characteristics, criteria and components. With the formation of the twin-teenager's individuality, when social factors are of paramount importance, biological mechanisms of man as a natural being work constantly and powerfully and manifest themselves in the form of inclinations that form the basis for the development of their needs, aspirations, interests, aptitudes, abilities, their social moral values life goals, values, career choices and the personality's self-appraisal.

Текст научной работы на тему «Формирование личности близнеца-подростка в системе дополнительного образования»

УДК 159.92 ББК Ч421.353

Тамара Борисовна Морозова,

кандидат педагогических наук,

ООО «Близнецовый центр Я - это Ты» (Санкт-Петербург, Россия), e-mail: [email protected]

Формирование личности близнеца-подростка в системе дополнительного образования

В статье анализируется результат опытно-экспериментальной работы, раскрывающей взаимодействие процессов формирования направленности личности близнеца-подростка и поэтапного развития Близнецового центра как движущей силы и важнейшего условия самодвижения коллектива и сформированности направленности личности каждого в близнецовой паре на общение, познание, рефлексию. Формирование направленности личности - процесс и результат социализации, воспитания и саморазвития. Формирование означает становление, приобретение совокупности устойчивых свойств, качеств, критериев и компонентов. При формировании направленности личности близнеца-подростка, когда первостепенное значение имеют социальные факторы, постоянно и мощно работают и биологические механизмы человека как природного существа, проявляя себя в виде задатков, на основе которых развиваются его потребности, стремления, интересы, склонности, способности, их социально нравственные ориентиры - жизненные цели, ценностные ориентации, выбор профессии, самооценка личности.

Ключевые слова: поэтапное формирование личности близнеца-подростка, близнецовая ситуация, дополнительное образование, Близнецовый центр.

Tamara Borisovna Morozova

Candidate of Pedagogy, Twin Center “I’m - you,” (St. Petersburg, Russia), e-mail: morozova.twins @ yandex.ru

The Formation of the Twin-teenager’s Personality in the System of Additional Education

This article analyzes the results of experimental work that reveals the interaction of the processes of forming the twin-teenager’s personality and the stages of developing the Twin Centre as a major driving force and condition for the collective self-formation and orientation of every individual in each twin pair to communication, cognition and reflection. Forming the individual’s orientation is the process and result of socialization, education and self-development. Formation means acquiring a set of properties, characteristics, criteria and components. With the formation of the twin-teenager’s individuality, when social factors are of paramount importance, biological mechanisms of man as a natural being work constantly and powerfully and manifest themselves in the form of inclinations that form the basis for the development of their needs, aspirations, interests, aptitudes, abilities, their social moral values - life goals, values, career choices and the personality’s self-appraisal.

Keywords: gradual formation of the twin-teenager’s personality, twin situation, additional education, Twin center.

Рассматривая условия целостного педагогического процесса поэтапного развития Близнецового центра, мы определили комплекс элементов, связанных между собой: 1-й, мотивационно-целевой этап становления Близнецового центра; 2-й, содержательноорганизационный этап развития Близнецового центра и 3-й, оценочно-результативный этап организации Близнецового центра. Взаимо-

действие этих процессов является системообразующей связью в системе коллективной жизнедеятельности Близнецового центра. Как показали наши исследования, именно эта связь фиксирует основное противоречие и его разрешение, а также является движущей силой сформированности направленности личности близнеца-подростка. Разрешение основного противоречия выражается в процессе поэтап-

58

© Т. Б. Морозова, 2012

ного развития творческого коллектива Близнецового центра и сформированности направленности личности близнеца-подростка в виде потребности, желаний и стремлений каждого в Близнецовой паре.

Взаимодействие трёх этапов развития коллектива Близнецового центра и процесса сформи-рованности направленности личности близнеца-подростка, как единого процесса, проявляется на нескольких уровнях, всё более усложняющихся по своему психолого-педагогическому смыслу: от первоначальных потребностей удовлетворить требованиям увлекательной деятельности до формирования направленности личности близнеца-подростка и последующей регуляции поведения со стороны ценностных ориентаций на общение, познание и рефлексию. Каждый из этапов развития коллектива (секции, кружки, клубы, студии) Близнецового центра характеризуется определённой совокупностью признаков, отражающих специфику взаимодействия компонентов, составляющих коллективную жизнедеятельность Близнецового центра.

Самостоятельное участие личности близнеца-подростка в коллективной жизнедеятельности Близнецового центра выступает как ведущая педагогическая линия, как важнейшее условие процесса самодвижения коллектива и сформированности направленности личности близнеца-подростка на общение, рефлексию, познание как источника и способа творческого самовыражения личности, её жизненного самоопределения (профориентация разновозрастных групп подросткового возраста в системе дополнительного образования).

Анализ работы педагогического коллектива Близнецового центра убедительно доказал, что наиболее референтным лицом для близнеца-подростка является социальный педагог-исследователь-логик, профессионально выстраивающий своё взаимодействие с близнецами-подростками при работе в секциях, кружках, клубах. Социальный педагог-исследователь-логик - носитель социальных отношений, в которые вступает растущая личность близнеца-подростка. Занятия в Близнецовом центре строились как естественное взаимодействие, свободное общение педагога и близнеца-подростка, творческое сотрудничество в совместной деятельности. Роль социального педагога-исследователя-логика заключалась в том, чтобы направлять размышления близнеца-подростка в русло предложенной темы.

Анализ педагогической практики позволил обосновать влияние коллектива Близнецового центра на реализацию внутренней потребности личности каждого в близнецовой паре, которая является ведущей для формирования направленности личности на критерии ценностно-смыслового, интеллектуальнопознавательного, рефлексивно-поведенческого, эмоционально-волевого компонента. Мы обосновываем собственное понимание коллектива Близнецового центра как фактора, который серьёзно влияет на процесс формирования направленности личности близнеца-подростка.

Близнецовый центр - это учреждение в системе дополнительного образования, специфический коллектив, в жизнедеятельности которого участвует много пар близнецов, где практика педагогической деятельности и общения близнецов настоятельно требует творческих проявлений личности близнеца-подростка, познавательной активности каждого близнеца в процессе формирования личности.

Главная задача личностно ориентированного обучения в системе дополнительного образования состоит в построении каждым близнецом-подростком такой индивидуальной траектории своего образования, которая соотносилась бы с общепринятыми достижениями человечества. Рассматривая формирование личности близнеца-подростка как социальнопедагогическую проблему, мы считаем, что дополнительное образование - это одна из инфраструктур процесса относительно контролируемой социализации близнеца-подростка, которая помогает развить его возможности, включающие способности, знания, образцы поведения, ценности, позитивно ценные для общества, в котором он живёт.

Основные психолого-педагогические требования, предъявляемые к организации педагогического общения в Близнецовом центре и в целом межличностного общения с близнецами-подростками: необходимо уметь понять психологическую атмосферу в паре близнецов-подростков, уметь наблюдать за ними (в паре и за каждым), сопоставлять сегодняшнюю психологическую атмосферу со вчерашней. Осмысление сущности процесса поэтапного формирования направленности личности современных близнецов-подростков в условиях Близнецового центра нуждается в обосновании методологического подхода и установок к решению этого вопроса.

В психолого-педагогической литературе системный подход иногда называют комплексным, целостным, подчёркивая тем самым их терминологическую тождественность. Целостный подход, как развитие системного, требует при организации педагогического процесса в Близнецовом центре ориентации на интегративные (целостные) характеристики личности близнеца-подростка. В этом отношении целостный подход связан с личностным, который означает ориентацию на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности при организации педагогического процесса, который утверждает представления о социальной, деятельной и творческой сущности личности близнеца-подростка. Как конкретно-научная методология изучения процесса формирования направленности личности близнеца-подростка нами использован также и культурологический подход, который имеет три взаимосвязанных аспекта действия: аксиологический (ценностный), технологический и лично стно-творче ский.

Культурологический подход позволяет рассматривать формирование направленности личности близнеца-подростка как часть общей культуры его личности.

Аксиологический аспект позволяет рассматривать образование в учреждении дополнительного образования как социальнопедагогическое явление, выполняющее человекообразующие функции: гуманитарную, культурно-созидательную и функцию социализации в процессе формирования направленности личности близнеца-подростка.

Технологический аспект мы связываем с пониманием культуры как специфический способ человеческой деятельности.

Личностно-творческий аспект обусловлен объективной связью индивида, как носителя культуры, с субкультурой подростка.

В соответствии с логикой нашего научного поиска исследование формирования направленности личности близнеца-подростка осуществлялось с использованием следующих методов: теоретико-методологический анализ психолого-педагогической, философской, социологической, культурологической литературы по проблеме исследования; педагогическое наблюдение, индивидуальные и групповые беседы с близнецами-подростками, преподавателями системы дополнительного образования; педагогическая диагностика; опросные и

тестовые методы, анкетирование; системный анализ деятельности близнецов-подростков, критериально-ориентировочное диагностирование; математическая обработка экспериментальных данных.

Они представляют собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых даёт возможность с наибольшей достоверностью исследовать сложный объект, каким является процесс поэтапного формирования направленности личности близнеца-подростка в системе дополнительного образования.

Первый этап характеризуется выбором мотивационной основы, которая включает ценностно-смысловой, интеллектуальнопознавательный, эмоционально-волевой и рефлексивно-поведенческий компоненты формирующейся личности близнеца-подростка; выделением из окружающей действительности структуры объекта; выделением и классификацией внешних и внутренних связей выделенного объекта исследования. На этом этапе общая и личная траектория находятся в единстве. На втором этапе реализуется идея выбора близнецами-подростками определённого вида творческой деятельности (занятия в секциях, кружках, студиях по интересам). Личная траектория формирования направленности личности близнеца-подростка отделяется от общей траектории: исключается взаимодополнение, ослабляется взаимодействие, активнее проявляется неповторимость, незаурядность личности каждого близнеца-подростка. На третьем этапе происходит приобретение опыта, умений, навыков, совершается событие -формируется личность близнеца-подростка. Чётко выделяется личная траектория процесса формирования направленности личности близнеца-подростка.

Построенная модель механизма взаимодействия процесса поэтапного развития Близнецового центра с процессом формирования направленности личности близнеца-подростка намечает главные качественные переходы этого процесса - взаимодействие субъект-объектных и объект-субъектных взаимосвязей и взаимодействий в Близнецовом центре на этапах развития его коллектива.

Рассмотрение процесса формирования направленности личности близнеца-подростка во взаимодействии с процессом поэтапного развития Близнецового центра, используемые педагогические технологии, обеспечивающие

продуктивность взаимодействия названных процессов, отражают основные положения исследовательского материала, относятся к системным качествам коллективной жизнедеятельности Близнецового центра, к многоуровневому характеру и механизму взаимодействия развития коллектива и процесса формирования направленности личности близнеца-подростка, к тому, что эта взаимосвязь является системообразующей, поскольку фиксирует существующие противоречия и пути их разрешения как источника самодвижения коллективной жизнедеятельности Близнецового центра. Занятия в Близнецовом центре, используемые технологии о самодеятельности как принципиальном объектно-субъектном условии обеспечивают продуктивность взаимодействия развития коллектива Близнецового центра и процесса формирования направленности личности близнеца-подростка в закономерном и многоаспектном характере единства и взаимообусловленности процесса формирования направленности личности близнеца-подростка на критерии и компоненты - общение, познание, смысл, рефлексию. Во избежание повторов излагаются лишь те выводы, содержание которых полностью определилось модельным описанием механизма взаимодействия процесса поэтапного развития Близнецового центра с процессом формирования направленности личности близнеца-подростка.

Первый, мотивационно-целевой этап констатирующего эксперимента характеризуется тем, что содержание коллективной жизнедеятельности Близнецового центра и способов её организации, формы общения, складывающихся отношений между членами коллектива Близнецового центра или сама позиция активно действующего близнеца-подростка стали для них настолько эмоционально-привлекательными, что, определив соответствующие потребности близнеца-подростка, выступили в качестве их первоначальных мотивов. Здесь «срабатывает» эффект непосредственной побуждающей силы основополагающих (конструирующих) компонентов коллективной жизнедеятельности. Этот эффект является общим для развития коллектива Близнецового центра во взаимодействии с процессом формирования направленности личности близнеца-подростка. Результатом их взаимодействия в силу непосредственного деятельностного происхождения мы назвали указанный эффект «деятельностным» механиз-

мом, который обеспечивает первый уровень взаимодействия процесса поэтапного развития коллектива Близнецового центра и процесса формирования направленности личности близнеца-подростка. Опора на эти первоначальные побуждения, возникающие на основе адекватного социального опыта, даёт возможность усложнить цели выбора, мотивы и содержание коллективной жизнедеятельности Близнецового центра и направить близнеца-подростка на более полное овладение идейным смыслом работы на данном этапе опытно-экспе-риментальной работы.

Процесс формирования направленности личности как единый процесс проявляется на нескольких, всё более усложняющихся уровнях и обеспечивается соответствующими механизмами, действие которых характеризуется уменьшением проявлений ситуативно-сти и, напротив, нарастанием мотивационноповеденческой устойчивости, обобщённости, «долгосрочности». Этот механизм условно обозначен нами как деятельностный, фиксирующий непосредственное стремление каждой личности близнеца-подростка к коллективной жизнедеятельности Близнецового центра удовлетворить требования, ставший для него привлекательным, и как мотивационный, отражающий трансформацию первоначальных мотивов противоречия. Последнее согласуется с корректирующей функцией социального педагога-исследователя-логика, направленной на максимально индивидуальные способы разрешения основного противоречия (при всём многообразии его личностных проявлений), когда особенно важно его осознание и переживание в качестве самостоятельной личности в близнецовой паре.

Второй, содержательно-организационный этап характеризуется усложнением коллективной жизнедеятельности Близнецового центра, её ярко выраженным творческим характером, что приводит к трансформации мотивов участия в ней, к актуализации их оценивающей и направляющей функции, что в свою очередь создаёт почву для возникновения в русле этого процесса представительного, действенного, динамичного личностного мнения, эмоционально приподнятого самочувствия -«мы - коллектив», «Я в коллективе», появляется особое отношение к ценностям коллектива Близнецового центра, его направленности к личности близнеца-подростка, включая

профессионально-творческую устремлённость и создание личностью общественных ценностных ориентаций.

Педагогические технологии в процессе формирования направленности личности близнеца-подростка в нашем исследовании классифицированы по двум направлениям: формирующем и констатирующем. Технологии, выделенные нами, обусловлены возрастными особенностями.

Раскрыто содержание и методика экспериментальных занятий в кружках, секциях, клубах Близнецового центра, направленных на расширение коммуникативных, рефлексивных, познавательных функций - тех качеств, критериев личности каждого в близнецовой паре, которые выступают эффективным механизмом формирования направленности личности близнеца-подростка.

В качестве обязательного компонента -занятия, включающие полифункциональные развивающие игры, упражнения на материале ознакомления с окружающим миром, игры на развитие речи и сложные математические представления. В организации систематических и регулярных интеллектуальных занятий развивающий эффект имели задания на получение результата или продукта с известными заданными свойствами.

Принципиальным условием продуктивного взаимодействия развития коллектива Близнецового центра и формирования направленности личности близнеца-подростка являются самодеятельные способы организации коллективной жизнедеятельности, обеспечивающие субъективную роль как коллектива Близнецового центра, так и личности близнеца-подростка.

Модельное рассмотрение этапов развития коллектива выявляет единство и взаимообусловленность процесса формирования направленности личности и развития её творческой индивидуальности. Это взаимодействие выступает, прежде всего, в содержательноорганизационном аспекте, проявившись в творческих делах, в деловом общении, в отношениях творческого сотрудничества. Творчество в жизни коллектива Близнецового центра выступает в качестве основополагающего условия для развития рефлексивно-поведенческого компонента личности. Указанная связь и имеет мотивационно-поведенческий личностный характер, и выражается в том, что развитие творческой индивидуальности, многогранных

интересов, увлечений личности близнеца-подростка, её профессиональной устремлённости и адекватные способы реализации творческого потенциала коллектива Близнецового центра являются на всём протяжении его развития опорой в процессе формирования направленности личности. В свою очередь, этот процесс придаёт социальную значимость ценностно-смысловому творческому самовыражению личности в её направленности, содействует осознанию близнецом-подростком своего места в жизни, что проявляется в социально ценном содержании его жизненных устремлений, желаний и самооценки. Наконец, в ходе коллективной жизнедеятельности Близнецового центра, через творческое участие в ней, близнец-подросток становится автором практических и духовных начинаний в коллективе. Процесс формирования направленности личности на ценностные ориентации, общение, познание, рефлексию правомерно расценивать не только в качестве важнейшего результата единства и взаимообусловленности процесса формирования направленности личности и развития её творческой индивидуальности, но и в целом - процесса взаимодействия развития коллектива Близнецового центра и формирования направленности личности близнеца-подростка.

Третий, оценочно-результативный этап характеризуется стремлением, желанием общения, познания, рефлексии в коллективе Близнецового центра на формирующем этапе опытноэкспериментальной работы. Педагогическая коллективная деятельность Близнецового центра представляет собой целостное развивающееся явление в системе дополнительного образования, компоненты которого образуют, определяют и в то же время несут на себе черты её движения-развития. Направленность личности близнеца-подростка является производным, возникая по мере взаимодействия таких процессов, как деятельность, общение, познание, рефлексия. Именно в этой способности образовывать новые качества и явления, неприсущие исходным объектам взаимодействия, проявляется системность коллективной жизнедеятельности Близнецового центра, её самодвижение. В русле этого процесса закономерно появление формирования направленности личности близнеца-подростка, их согласованного единства, что, в свою очередь, существенно определяет жизнь коллектива Близнецового центра.

В свете такого рода взаимодействий выступает личностное опосредование процессов новообразования в направленности личности близнеца-подростка. Иначе говоря, именно системные качества коллективной жизнедеятельности Близнецового центра как целостного развивающегося явления объясняют тот факт, что не только коллектив воздействует на личность близнеца-подростка, но и личность на коллектив Близнецового центра.

Формированию направленности личности близнеца-подростка способствовала групповая технология работы в кружках, студиях, секциях, клубах, которая осуществлялась при непосредственном взаимодействии близнецов-подростков между собой и опосредованном руководстве их деятельностью социальным педагогом-исследователем-

логиком, то есть деятельность строилась по принципу: социальный педагог-

исследователь-логик - группа контактирующих между собой близнецов-подростков. Под влиянием развивающих педагогических технологий к третьему, формирующему этапу развития Близнецового центра, возросло количество близнецов-подростков с высоким уровнем сформированности личности.

Третий этап характеризует ценностное общение, которое, в частности, проявляется в сформированности направленности личности близнецов-подростков на компоненты и критерии.

Динамика формирования направленности личности близнецов-подростков на этапах становления Близнецового центра отражена в приведённой ниже сводной диаграмме на рис. 1.

Критерии

Рис. 1. Диаграмма характеристики формирования направленности личности близнеца-подростка на трёх этапах становления Близнецового центра (в %)

Условные обозначения критериев:

1. Доброта и отзывчивость к окружающим людям.

2. Стремление к физическому самосовершенствованию.

3. Оценка, самооценка - мнение об уровне значимости.

4. Ориентация на профессиональную деятельность в профессиональной ориентации.

5. Самообразование - самостоятельное приобретение знаний.

6. Саморегуляция, самовоспитание.

7. Вербальный и невербальный интеллект.

8. Творческая деятельность.

9. Самостоятельность, независимость и индивидуализация.

10. Коллективная деятельность.

Список литературы

1. Морозова Т. Б. Личностное развитие близнецов в процессе общения // Педагогика. 2003. № S.

2. Морозова Т. Б. Личностное развитие близнецов-подростков в системе дополнительной образовательной деятельности // Дополнительное образование и воспитание. 2007. № 9.

3. Морозова Т. Б. Воспитательная работа с близнецами-подростками в Близнецовом центре // Педагогическое образование и наука. 2007. № 5.

4. Морозова Т. Б. Развитие двигательных способностей близнецов-подростков как проблема дополнительного педагогического образования // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2007. № 5.

5. Морозова Т. Б. Развитие творческого потенциала и эстетической культуры близнеца-подростка в системе дополнительного образования // Сб. науч. трудов V Междунар. конф. «Развитие духовности и профессионализма в условиях глобализации». Спец. вып. № 55, 5-7 ноября. Винница: Соц.-эконом. ин-т, 200S.

6. Морозова Т. Б. Близнецовый центр в системе дополнительного образования как условие формирования личности близнеца-подростка // Ціннісні пріоритети освіти у XXI столітті: інноваційний розвиток освітніх систем: матеріали IV Міжнародноі науково-практичноі конференци, 3-5 жовтня. Луганск: Альма-матер, 2007. Ч. 3.

7. Морозова Т. Б. Методология и методы исследования формирования личности близнеца-подростка // Ціннісні пріоритети освіти у XXI столітті: інноваційний розвиток освітніх систем: матеріали IV Міжнародноі науково-практичноі конференци, 3-5 жовтня. Луганск: Альма-матер, 2007. Ч. 1.

S. Морозова Т. Б. Формирование направленности личности близнеца-подростка как социально-педагогическая проблема в системе дополнительного образования // Педагогическое образование: вызовы XXI века: материалы II Междунар. науч.-практ. конф., посвящённой памяти выдающегося российского педагога-учёного Виталия Александровича Сластёнина (2223 сентября 2011 года, Москва). В 2 ч. М.: МАНПО, 2011. Ч. 2.

Spisok literatury

1. Morozova T. B. Lichnostnoe razvitie bliznecov v processe obwenija // Pedagogika. 2003. № S.

2. Morozova T. B. Lichnostnoe razvitie bliznecov-podrostkov v sisteme dopolnitel’noj obrazovatel’noj dejatel’nosti // Dopolnitel’noe obrazovanie і vospitanie. 2007. № 9.

3. Morozova T. B. Vospitatel'naja rabota s bliznecami-podrostkami v Bliznecovom centre // Peda-gogicheskoe obrazovanie і nauka. 2007. № 5.

4. Morozova T. B. Razvitie dvigatel'nyh sposobnostej bliznecov-podrostkov kak problema dopolnitel'nogo pedagogicheskogo obrazovanija // Fizicheskaja kul'tura: vospitanie, obrazovanie, tre-nirovka. 2007. № 5.

5. Morozova T. B. Razvitie tvorcheskogo potenciala і jesteticheskoj kul'tury blizneca-podrostka v sisteme dopolnitel'nogo obrazovanija // Sb. nauch. trudov V Mezhdunar. konf. «Razvitie duhovnosti

і professionalizma v uslovijah globalizacii». Spec. vyp. № 55, 5-7 nojabrja. Vinnica: Soc.-jekonom. in-t, 200S.

6. Morozova T. B. Bliznecovyj centr v sisteme dopolnitel'nogo obrazovanija kak uslovie formiro-vanija lichnosti blizneca-podrostka // Cinnisni prioriteti osviti u XXI stolitti: innovacijnij rozvitok os-vitnih sistem: materiali IV Mizhnarodnoi naukovo-praktichnoi konferencu, 3-5 zhovtnja. Lugansk: Al’ma-mater, 2007. Ch. 3.

7. Morozova T. B. Metodologija і metody issledovanija formirovanija lichnosti blizneca-podrost-ka // Cinnisni prioriteti osviti u XXI stolitti: innovacijnij rozvitok osvitnih sistem: materiali IV Mizhnarodnoi naukovo-praktichnoi konferencu, 3-5 zhovtnja. Lugansk: Al’ma-mater, 2007. Ch. 1.

S. Morozova T. B. Formirovanie napravlennosti lichnosti blizneca-podrostka kak social’no-pedagogicheskaja problema v sisteme dopolnitel’nogo obrazovanija // Pedagogicheskoe obrazovanie: vyzovy XXI veka: materialy II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvjawjonnoj pamjati vydajuwegosja rossijskogo pedagoga-uchjonogo Vitalija Aleksandrovicha Slastjonina (22-23 sentjabrja 2011 goda, Moskva). V 2 ch. M.: MANPO, 2011. Ch. 2.

Статья поступила в редакцию 20.02.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.