Научная статья на тему 'Фестивальное движение как фактор формирования направленности личности близнеца-подростка в системе дополнительного образования'

Фестивальное движение как фактор формирования направленности личности близнеца-подростка в системе дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛИЗНЕЦ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / БЛИЗНЕЦОВЫЙ ЦЕНТР / ФЕСТИВАЛИ БЛИЗНЕЦОВ / ОБЩЕНИЕ / БЛИЗНЕЦОВАЯ СИТУАЦИЯ / A TWIN / FORMATION OF THE INDIVIDUALITY / TWIN CENTER / TWIN FESTIVALS / COMMUNICATION / THE TWIN SITUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Т. Б.

В статье прослеживается хронология развития фестивального движения близнецов как специфической формы их общения. Автор подчеркивает, что фестивальное движение близнецов это неординарное и яркое событие в жизни близнецов, которое создает такие условия, где каждый близнец может раскрываться как творческая личность, как индивидуальность. Задача фестиваля обеспечить развивающий характер отдыха и развлечений, направить их на генетический потенциал, заложенный в каждой близнецовой личности. Главное качество фестивалей обеспечение диалектического единства высокоразвитых внутригрупповых отношений в близнецовой паре и её многообразных связей с обществом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозова Т. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FESTIVAL MOVEMENTAS INDIVIDUAL ORIENTATION FORMING FACTOR FOR A TWIN-TEENAGER IN THE SYSTEM OF SUPPLEMENTARY EDUCATION

The article traces the chronology in the development of twin festival movement as the specific communication form. The author emphasizes that the twin festival movement is an unusual and significant event in the life of twins, which creates the perfect environment where each of the twins may manifest him/herself as a creative person, as a true individual. The goal of this festival is to support the developmental nature of recreation and entertainment, aiming at the genetic potential of each twin's personality. The basic feature of the festivals is providing for the highly-dialectical fellowship relations within a couple of twins, and its diverse connections with the community environment.

Текст научной работы на тему «Фестивальное движение как фактор формирования направленности личности близнеца-подростка в системе дополнительного образования»

Таблица 1

Доля старшеклассников с различным уровнем сформированности мировоззрения, в %

Элементарный уровень Концептуальный уровень Методологический уровень Всего

Экспериментальная группа 16 54 30 100

Контрольная группа 29 47 24 100

педагогические условия способствуют формированию мировоззрения старшеклассников на уроках обществознания.

На завершающем этапе обработки эмпирических данных нами была проведена интегративная оценка сформированности мировоззрения старшеклассников. Сформированность трёх компонентов на одном уровне указывает на «непротиворечивый» тип мировоззрения, сформированность отдельных компонентов на разном уровне - на «противоречивый». В результате анализа эмпирических данных были выявлены «непротиворечивые» и «противоречивые» типы на всех уровнях сформированности.

В таблице 1 представлены результаты интегративной оценки сформированности мировоззрения учащихся из экспериментальной и контрольной групп.

Сравнивая полученные результаты в экспериментальной и контрольной группах, обнаруживаем принципиальное различие в долях учащихся с разными уровнями мировоззрения. Так, в экспериментальной группе у большинства учащихся сформирован концептуальный уровень мировоззрения и у значительного числа - методологический, на элементарном уровне осталось меньшинство школьников этой группы. При этом, учащихся с методологическим уровнем мировоззрения вдвое больше, чем с элементарным. В контрольной группе также преобладают учащиеся, имеющие концептуальный уровень мировоззрения, однако, значительную часть составляют старшеклассники с элементарным уровнем, а меньшинство имеет методологический уровень. Среди выявленных типов мировоззрения в обеих группах преобладают «непротиворечивые» типы мировоззрения, доля учащихся с «противоречивым» типом мировоззрения в обеих группах незначительна (1-4 %), но в контрольной группе их несколько больше.

Результаты реализации разработанной нами модели формирования мировоззрения старшеклассников на уроках обществоз-нания указывают на возможность ее широкого практического применения. Мы рекомендуем сосредоточить педагогические усилия на достижении большинством старшеклассников концептуального уровня. Он характеризуется хорошей базой социогуманитарных знаний, наличием довольно целостного представления о самом себе в качестве социального субъекта и сформированной системой ценностных ориентаций. В процессе формирования концептуального уровня мировоззрения следует сосредоточиться на «слабых» сторонах данного уровня: недостаточно целенаправленная практическая деятельность по осуществлению социальных ролей, достижению значимых ценностных ориентиров, а также некоторое непостоянство и подверженность внешнему влиянию. Указанные особенности поддаются коррекции в рамках профессиональной деятельности учителя. В отношении учащихся с элементарным уровнем мировоззрения мы рекомендуем сосредоточить педагогические усилия на повышении уровня хотя бы одного, гносеологического, рефлексивного или ценностного компонентов. Это позволит задать позитивную динамику от элементарного уровня мировоззрения к концептуальному.

Эффективность разработанных организационно-педагогических условий по формированию компонентов мировоззрения старшеклассников на уроках обществознания доказана экспериментально. Их реализация позволяет максимально использовать мировоззренческий потенциал обществознания и способствует формированию грамотного компетентного социального субъекта, способного выстраивать отношения с социумом в социально приемлемых формах.

Библиографический список

1. Залесский, Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. - М, 1994.

2. Мишина, О.Д. Формирование мировоззрения старшеклассников на уроках обществознания по технологии полного усвоения // Преподавание истории в школе. - 2011. - № 7.

3. Матвеева, Н.А. Принципы воспитательной работы и методика их реализации на уроках социологии // Материалы по всеобщей, отечественной истории и методике преподавания. - Барнаул, 2005. - Вып. 8.

4. Формирование научного мировоззрения в процессе преподавания истории и обществознания. - М, 1985.

5. Прямикова, Е.В. Предпосылки и практики компетентностного подхода. - Екатеринбург, 2011.

6. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике. - М, 1995.

7. Арцишевский, РА. Мировоззрение: сущность, специфика, развитие. - Львов, 1986.

Bibliography

1. Zalesskiyj, G.E. Psikhologiya mirovozzreniya i ubezhdeniyj lichnosti. - M, 1994.

2. Mishina, O.D. Formirovanie mirovozzreniya starsheklassnikov na urokakh obthestvoznaniya po tekhnologii polnogo usvoeniya // Prepodavanie

istorii v shkole. - 2011. - № 7.

3. Matveeva, N.A. Principih vospitateljnoyj rabotih i metodika ikh realizacii na urokakh sociologii // Materialih po vseobtheyj, otechestvennoyj istorii i metodike prepodavaniya. - Barnaul, 2005. - Vihp. 8.

4. Formirovanie nauchnogo mirovozzreniya v processe prepodavaniya istorii i obthestvoznaniya. - M, 1985.

5. Pryamikova, E.V. Predposihlki i praktiki kompetentnostnogo podkhoda. - Ekaterinburg, 2011.

6. Klarin, M.V. Innovacii v mirovoyj pedagogike. - M, 1995.

7. Arcishevskiyj, R.A. Mirovozzrenie: suthnostj, specifika, razvitie. - Ljvov, 1986.

Статья поступила в редакцию 16.06.12

УДК 159.922.7:371.39(038)

Morozova T.B. FESTIVAL MOVEMENT AS INDIVIDUAL ORIENTATION FORMING FACTOR FOR A TWIN-TEENAGER IN THE SYSTEM OF SUPPLEMENTARY EDUCATION. The article traces the chronology in the development of twin festival movement as the specific communication form. The author emphasizes that the twin festival movement is an unusual and significant event in the life of twins, which creates the perfect environment where each of the twins may manifest him/herself as a creative person, as a true individual. The goal of this festival is to support the developmental nature of recreation and entertainment, aiming at the genetic potential of each twin's personality. The basic feature of the festivals is providing for the highly-dialectical fellowship relations within a couple of twins, and its diverse connections with the community environment.

Key words: a twin, formation of the individuality, Twin Center, twin festivals, communication, the twin situation.

Т.Б. Морозова, канд. пед. наук, член дома ученых РАН, член дома учёных им. М. Горького Российской академии наук (г. Санкт-Петербург), член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования (МАНПО), генеральный директор Близнецового центра и научно-исследовательской лаборатории, E-mail: [email protected]

ФЕСТИВАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ БЛИЗНЕЦА-ПОДРОСТКА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье прослеживается хронология развития фестивального движения близнецов как специфической формы их общения. Автор подчеркивает, что фестивальное движение близнецов - это неординарное и яркое событие в жизни близнецов, которое создает такие условия, где каждый близнец может раскрываться как творческая личность, как индивидуальность. Задача фестиваля - обеспечить развивающий характер отдыха и развлечений, направить их на генетический потенциал, заложенный в каждой близнецовой личности. Главное качество фестивалей - обеспечение диалектического единства высокоразвитых внутригрупповых отношений в близнецовой паре и её многообразных связей с обществом.

Ключевые слова: близнец, формирование личности, Близнецовый центр, фестивали близнецов, общение, близнецовая ситуация.

В 1992 году в Санкт-Петербурге по инициативе автора был организован Близнецовый центр «Я - это Ты», учреждение системы дополнительного образования, в жизнедеятельности которого участвуют 200 пар близнецов разных возрастов. На базе Близнецового центра проводилось наше диссертационное исследование на соискание ученой степени доктора педагогических наук по теме «Формирование личности близнеца-подростка в системе дополнительного образования».

Актуальность обращения к данной теме для современной педагогической науки очевидна: проблема взаимоотношений в близнецовых парах, взаимоотношения близнецов со сверстниками, вопросы развития и становления личности каждого их них, формирование ценностного отношения к общению близнецов требуют постоянного систематического наблюдения и изучения [1].

Близнецы - золотой фонд человечества. Многое в природе близнецов до сих пор остается загадкой. Наука о близнецах -гемеллология, изучающая их с позиции генетики, морфологии, физиологии и психологии, насчитывает несколько десятилетий, хотя сами близнецовые пары привлекали ученых и в более отдалённые времена. Сама общность близнецов имеет свои острейшие медицинские, психологические и педагогические проблемы.

Близнецы как объект научного исследования представляет собой сложнейшую систему. Взаимоотношения близнецов с окружающим миром весьма многообразны, а потому многообразны его свойства и качества.

Исследование формирования личности близнецов как научной категории принадлежит к числу интереснейших актуальных проблем в современной российской педагогике, т.к. близнецы по данным статистики составляют 1,5 % населения Земли. Какова природа их образования, иными словами, как образуются двойни, тройни и т.д., как развиваются, как взаимодействуют с окружающим миром - эти и многие другие вопросы занимают ученых. Диапазон затрагиваемых в исследованиях вопросов чрезвычайно широк. Они касаются как общебиологических и психосоциологических проблем, так и частных аспектов генетики, эмбриологии, физиологии, медицины и педагогики.

Общий объем достаточно надежных сведений о близнецах, накопленный в разных науках, не так уж и мал. Собрать эти сведения в целостную, логически связанную концепцию пока не удалось. Однако потребность в синтезе накапливаемых данных о близнецах очень велика.

Известный немецкий ученый, физик и биолог, Вальтер Фридрих писал: «Если науку о близнецах вынести за пределы ее традиционной схемы, построенной на биологизаторских концепциях, и поставить на серьезную основу, то она, безусловно, даст много нового для научного познания человека и условий его развития» [2, с. 3].

В системе современного научного знания проблема близнецов все более выдвигается на передний план. Уникальность феномена близнецов, который характеризуется единством законов природы и общества, создает им особое положение как объекту научного исследования.

В настоящее время особую актуальность и значимость приобретают проблемы социальной педагогики и социального воспитания. В современных условиях возникла особая необходимость

в возрождении социальной педагогики как науки и области педагогической практики в подготовке социальных педагогов - специалистов по работе с детьми, их родителями, с подростками и молодёжными группами. Совершенствование системы дополнительного образования выдвигает перед педагогической наукой сложные и ответственные задачи, связанные с научным обоснованием целей, содержания, средств и методов учебно-воспитательной деятельности с близнецами.

Современной наукой близнецовые исследования проводятся в психогенетике, психологии, педагогике для самых разных целей. Одни - для изучения роли генотипа в формировании индивидуальных различий, другие - для сравнения эффективности разных воздействий, третьи - для того, чтобы понять, как развиваются дети, появившиеся на свет в результате многоплодной беременности, и как сделать так, чтобы они были здоровы и не отставали в развитии от своих одиночно рожденных сверстников.

Близнецовый центр - сфера социокультурной человеческой деятельности, связанная с целесообразным и целенаправленным, специально организованным процессом становления растущей личности близнеца путем «введения» ее в культуру, социум. Воспитательная работа среди близнецов на базе Близнецового центра выстраивается через призму системообразующих понятий: развитие, саморазвитие, индивидуальность, самостановление, самостоятельность, активность в общении, инициативность, взаимодействие, диалог, культура [1].

Как уже отмечалось, близнецы встречаются довольно часто, поэтому проблемы взаимодействий в близнецовых парах, взаимоотношения близнецов со сверстниками, вопросы развития и становления личности каждого из них, формирование ценностного отношения к общению близнецов требуют постоянного систематического наблюдения и изучения.

Личность близнеца, как система высокого уровня организации, развивается в специфических видах активности - общения, рефлексии, познании. Реализуя себя в них, она получает уникальную возможность «творения» себя, своего внутреннего мира, а педагогические усилия профессионала поддерживают в близнеце индивидуально-ценное своеобразие, подкрепляют его реальные и потенциальные способности для саморазвития, способствуя процессу микрокоррекции личности каждого в близнецовой паре.

Многолетние наблюдения за индивидуальной, групповой, коллективной деятельностью в кружках, секциях, студиях, клубах в Близнецового центра убедительно подтверждают выдвигаемую в исследовании гипотезу, что общение в коллективе Близнецового центра способствует накоплению близнецами общественного опыта, выступающего как средство усвоения и закрепления определённых форм социального ценного поведения, поскольку оно формируется в живом, положительно мотивированном опыте отношений близнеца с окружающим его коллективом, а также опыте общения в своей близнецовой паре. Таким образом, коллектив как макросреда обеспечивает личности близнеца возможность личного психологического состояния, положительного эмоционального самочувствия.

В этой связи серьёзного внимания заслуживают встречи близнецов, проведение совместных концертов и вечеров, собеседо-

вания, экскурсии и походы. В нашей статье мы остановимся на фестивалях близнецов, как прогрессивной форме общения близнецов и которые мы рассматриваем как одну из форм дополнительного образования [3].

Коротко об истории развития фестивального движения близнецов. Оно зародилось в Твинсбурге (штат Огайо, США). В 1817 г. братья-близнецы Аарон и Мозиз Вилкоксы подарили городу Мил-свиллу 6 акров земли под центральную площадь для проведения на ней «дней близнецов». В честь этого события город Милсвилл и получил свое новое название - Твинсбург, город близнецов. С тех пор встречи близнецов происходят ежегодно. Специальный Комитет дней близнецов проводит серьезную работу - публикует различные материалы, освещающие множество вопросов, касающихся проблем близнецов. За исследования в этой области учреждена специальная премия, а близнецам для продолжения учебы выплачивается серьезное пособие.

В 1992 году в Польше в Замке поморских князей в городе Щецине по инициативе и непосредственном участии автора статьи был проведен 1-ый Всепольский фестиваль близнецов, который положил начало традиции проводить подобные фестивали, которые теперь организуются в Польше каждые три года.

В 2002 году в Щецине прошла Международная конференция «Близнецы на различных стадиях жизни: биологические, медицинские и социальные аспекты», в которых приняли участие ученого Дании, Швеции, Австрии, Канады, России. С большим интересом присутствующими был заслушан доклад о проблемах формирования личности близнецов в системе дополнительного образования как учреждения, несущего огромный воспитательный потенциал, об особенностях общения близнецов, о важности проведения встреч и фестивалей близнецов, обобщения опыта в этом направлении.

В настоящее время традиционные фестивали близнецов проводятся в Австрии, Венгрии, Китае, Мексике, Австралии. В 1991 году во Франкфурте-на-Майне (Германия) проходил первый немецкий Международный фестиваль близнецов. Инициаторами фестиваля были ученые Института антропологии и генетики человека и Университета им.Иоганна Вольфганга Гете. Исследователь проблем близнецов профессор Тобиас Ангрт, организатор фестиваля, пригласил около 300 пар близнецов, с которыми он имел контакты благодаря своей работе.

С 19 по 28 сентября 1991 г. в столице Индонезии Джакарте был проведен «Накула - Садева» Мировой фестиваль близнецов, что свидетельствует о возрастании интереса к проблемам близнецов во всем мире. На фестиваль в Джакарту были приглашены близнецы их Австралии, азиатских стран, Бельгии, Великобритании, Германии, Италии, Канады, Нидерландов, Новой Зеландии, Нигерии, США, Франции, Эфиопии, Японии, России (члены клуба «Я - это Ты»). Фестиваль в Джакарте ставит своей целью укрепить братство и дружбу между близнецами стран мира, представить индонезийскую культуру на международном форуме.

Старейший из фестивалей близнецов - ежегодный фестиваль Международной Ассоциации Близнецов. Впервые он проводился в 1930 году в Силвер-Лейк (штат Индиана), и на нем присутствовали всего 13 пар близнецов. В 1934 году Ассоциация стала всеамериканской, а в 1937 году приобрела статус международной. С 1939 года фестивали стали проходить каждый год в разных городах США.

В 1994 г. во Франции был создан клуб «Два и более». 16 августа 2011 г. прошел уже 16-ый по счету фестиваль близнецов, на который приехали близнецы их Нидерландов, Швейцарии и Бельгии. Кроме того, благодаря интернет-сайту и телевизионным репортажам на последние четыре праздника приезжают двойняшки с других континентов, даже их Индии, Японии и Китая.

В мае 2008 г. в Китае в провинции Юннань прошел Международный фестиваль близнецов, на который съехались около 2-х тысяч похожих между собой как две капли воды сестёр и братьев со всего мира. Россию представляли 8 пар из Владивостока, где с 1994 года существует клуб близнецов, который с 2006 года проводит фестивали.

В Австрии, в Перчах, проводится ежегодная Международная встреча близнецов, на которую съезжаются близнецы со всего мира, чтобы пообщаться, отдохнуть и познакомиться с новыми парами, обсудить общие проблемы, обменяться опытом и т.д.

В 2006 в Австралии , в Канберре прошел Первый фестиваль близнецов «Пикник близнецов», организованный Австралийским обществом Близнецов.

В июле 2010 в Чикаго прошел 15-й самый большой в мире ежегодный фестиваль тройняшек и их родителей.

Интерес к близнецам, стремление познать их мир, научно объяснить закономерности и особенности их развития становится все более значительным и активным. Десятки лет в разных странах существуют научные лаборатории, проводящие близнецовые исследования. Научные журналы публикуют ежегодно сотни статей, написанных по результатам экспериментов, в которых участвовали близнецы. Каждые два года Международное сообщество близнецовых исследований (international Society for Twin Studies) проводит конгрессы, собирающие ученых со всего мира.

Во многих странах исследования близнецовой ситуации развернуты очень широко. В Дании, например, существует специальный национальный реестр, который содержит информацию обо всех близнецах страны. Концентрация подобной информации значительно облегчает исследования. В Риме в 1070 г. впервые был проведен Всемирный конгресс ученых, занимающихся проблемами близнецов. С тех пор такие конгрессы проводятся каждые три года. На них освещаются вопросы достижения науки различных направлений (медицины, генетики, социологии) разных стран, что открывает новые возможности к пониманию близнецовой проблемы. Многие ученые сходятся во мнении, что необходимо изменить традицию в отношении к близнецам, подчеркивающую их сходство. Воспитание близнецов должно организовать таким образом, чтобы присущая им психологическая общность не мешала каждому развиваться самостоятельно, формировать личностную индивидуальность.

В 1975 г. в городе Луисвилле (США) был создан Центр по изучению близнецов, который ставил своей целью прежде всего исследование роли генетических факторов и факторов окружающей среды в развитии ребенка. В настоящее время в Центре исследуются более 650 пар близнецов, наблюдения за большинством их них ведутся с 3-х месячного возраста.

Для проведения научно-исследовательской работы Центр изучения близнецов финансируется Медицинским Колледжем при Университете г. Луисвилл. Центр выпускает специальный ежемесячный журнал «Близнецы» - единственный национальный журнал, который знакомит с уникальным миром близнецов.

В Дании существует специальный национальный реестр, который содержит информацию обо всех близнецах страны.

В Риме в 1970 г. впервые был проведен Всемирный конгресс ученых, посвященный изучению близнецов. С тех пор такие конгрессы, а также Европейские фестивали близнецов проводятся в Италии каждые три года.

В нашей стране наметились серьезные тенденции к тому, чтобы раздвинуть границы общения близнецов, чтобы конкурсы, слеты, фестивали близнецов с привлечением ученых стали традицией.

В 1988 г. в Москве состоялся Первый международный фестиваль близнецов, который положил начало традиции проведения фестивалей близнецов в нашей стране.

В мае 1988 г. в Ленинграде по инициативе автора статьи был проведен II-ой Международный фестиваль близнецов, на котором присутствовали близнецы разных возрастов как из нашей страны, так и из Германии, Финляндии, Польши.

В Москве в мае 1990 г. в Большом концертном зале Олимпийской деревни проходил финал 1-го конкурса красоты среди девушек-близнецов «Мы близнецы-90». В конкурсе приняли участие 130 пар девушек-близнецов в возрасте от 17 до 23 лет.

Концепция нашего исследования процесса формирования личности близнеца-подростка позволяет по-новому подойти к изучению данной проблемы.

В Близнецовом центре проводится серьезная работа по пропаганде развития фестивального движения близнецов в стране как действенной формы дополнительного образования, способствующей формированию личности каждого в близнецовой паре. На курсах повышения квалификации проводятся лекции и мастер-классы, на которых социальные педагоги, учителя, воспитатели, руководители кружков знакомятся с практикой организации и проведения встреч и фестивалей близнецов в своих регионах.

География фестивалей близнецов расширяется, их с успехом проводят в разных городах страны. Значительным событием для близнецов нашей страны был 3-ий Международный фестиваль. Он проходил в Санкт-Петербурге с 7 по 10 сентября 1992 г. и сочетал веселый увлекательный праздник с симпозиумом по теме «Формирование личности близнецов».

По опыту 1-го Международного фестиваля в июле 1990 г. в Барнауле был проведен краевой конкурс близнецов «Эти разные - похожие лица».

В Нижнем Тагиле Свердловской области по инициативе детского досугового центра «Мир» проводятся фестивали близнецов, в которых принимают участие юные тагильчане 7-16 лет, а также близнецы соседних районов. Во время фестивалей проводятся конкурсы, концерты, викторины. В Тюмени фестивали близнецов «Дежавю» проводятся уже с 2002 года, с 2006 года Парк «Тополя» в Оренбурге проводит Фестиваль Близнецов и Двойников, в 2007 году в Красноярске прошел первый краевой фестиваль близнецов, с 2005 г. проходят городские фестивали близнецов в Вологде; фестиваль-конкурс «Вятские близнецы -2008» объединил близнецов всех возрастов и их родителей под девизом «Красота, несущая добро». В Перми в 2010 г. прошел 4-ый краевой фестиваль под красочным названием «Гляжусь в тебя, как в зеркало...».

Наши многолетние наблюдения за общением близнецов в коллективе Близнецового центра подтверждают, что коллективная форма фестиваля, как неординарное и яркое событие в жизни близнецов предполагает творчество, расширяет общение, создает такие условия, когда каждый близнец может раскрыться как неповторимая личность. Этот вид деятельности несет огромный педагогический потенциал и является универсальным воспитательным средством для самых различных возрастных групп близнецов [4].

Творческая атмосфера фестивалей способствует развитию активности детей, позволяет им раскрепоститься, показать свои таланты, пусть еще очень слабые, прочитать стихотворение, станцевать и спеть, показать сценку из спектакля или акробатический этюд, каждый может внести свой вклад в общее настроение, выразить свои индивидуальные чувства в действиях. Всё это способствует созданию атмосферу общей заинтересованности и эмоционального подъема, а дух соревнования способствует коррекции каждой личности в паре.

Готовясь к фестивалям близнецы делают фотографии, зарисовки их жизни, готовят поделки-игрушки, мягкие игрушки, организуют выставки «Ты - это Я», чтобы лучше выступить на празднике, получить одобрение жюри и товарищей.

Задача фестиваля - обеспечить развивающий характер отдыха и развлечений. Социальная ситуация фестиваля как бы создает ту часть механизма, которая способствует движению заложенных индивидуальных генетических предпосылок в каждой близнецовой паре, помогающего выстраивать цепочки воздействия на каждую личностную генетическую структуру. Коллективная форма фестиваля предполагает творчество, расширяет общение, создает такие условия, когда каждый близнец может раскрыться как неповторимая личность, реализовать себя в процессе той или иной творческой деятельности.

Таким образом, праздничная ситуация фестиваля близнецов

- это социально-психологическая, педагогическая основа массового праздника. Её создание является конкретным методическим требованием к его организации. Этот вид деятельности несет огромный педагогический потенциал и является универсальным воспитательным средством для самых различных возрастных групп близнецов [5].

В Санкт-Петербурге в мае 2010 г. прошел ежегодный Международный Фестиваль «Феномен близнецов», в котором принимали активное участие близнецы и социальные педагоги-исследо-

Библиографический список

ватели-логики Близнецового центра. Организатор фестиваля Международный благотворительный фонд «Близнецы мира». Фестиваль является частью комплексного проекта «Феномен близнецов», который фонд осуществляет в рамках своей миссии и направлен на общение близнецов, творчество, обмен научными знаниями, развитие туризма близнецов.

В дни фестиваля прошла Единая международная научно-практическая конференция «Феномен Близнецов»: генетические и психологические аспекты, входящие в комплексный проект фонда.

Часто при проведении фестивалей решаются серьезные задачи - охрана материнства и детства, забота общества о своих гражданах, научные исследования, решение специфических близнецовых проблем. Врачи, педагоги, ученые разных специальностей обмениваются опытом для осуществления совместных проектов.

По инициативе руководителей Близнецового центра в Санкт-Петербурге систематически проводятся фестивали близнецов «В кругу друзей».

Основной задачей целевых программ фестивального движения является исследование личности близнецов разный возрастов, включающее анкетирование самих близнецов и их родителей, наблюдения за близнецами в процессе их общения, беседы, интервью и т.д. Содержание подобных фестивалей служит активному раскрытию творческого потенциала каждого в близнецовой паре.

Обращенность к личности близнеца-подростка, стремление обеспечить её растущие познавательные потребности и запросы

- характерная особенность современной системы дополнительного образования и фестивалей близнецов как одной из его форм.

Результаты наших наблюдений, непосредственное участие во многих фестивалях, включая и зарубежные, участие в научнопрактических конференциях, общение с участниками фестивалей, их родителями дают основание сделать вывод, что содержание фестивалей служит массовому активному творческому раскрытию каждого участника: каждый должен внести свой вклад в общее настроение, выразить свои индивидуальные чувства в действиях. Ситуация фестиваля, в которую входит близнецовая пара, естественно оказывает определенное влияние на формирование индивидуальности каждого ее члена, содействует духовному развитию близнеца-подростка, его талантов, дарований, способностей.

Обобщенный теоретический и практический материал организации и проведения фестивалей близнецов подтверждает положение нашего исследования, что фестивали как одна из форм дополнительного образования способствует обеспечению диалектического единства высокоразвитых внутригрупповых отношений в близнецовой паре и её многообразных связей с обществом, обусловленных социальной значимостью целей данной группы, развитию индивидуальных потребностей и желаний близнецов

- они различны от рождения, их нужно замечать, давать проявляться и ни в коем случае нельзя нивелировать.

Результат нашего исследования позволяет считать, что социально-педагогические возможности воспитательной деятельности в рамках фестивалей близнецов связаны не только с удовлетворением социальных и духовных потребностей близнецов, но и существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с близнецами-подростками, способны корректировать их поведение и управлять социализацией каждого в близнецовой паре с общепринятыми социальными нормами.

1. Морозова, Т.Б. Близнецовый центр в системе дополнительного образования как условие формирования личности близнеца-подрос-тка // Журнал «Ціннісні пріоритети освіти у XXI столітті: інноваційний розвиток освітніх систем: матеріали IV Міжнародноі науково-практичноі конференць. 3-5 жовтня. - Луганск, 2007. - Ч. 3.

2. Фридрих, В. Близнецы / под ред. Б.К. Лисина, Д.Н. Крылова. - М., 1985.

3. Морозова, Т.Б. Педагогическая деятельность с близнецами-подростками в Близнецовом Центре // Воспитательная работа в вузе: состояние, проблемы, перспективы развития: материалы Международной н/п конф. 2-З апреля 2009. - М., 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Морозова, Т.Б. Воспитательная работа с близнецами-подростками в Близнецовом центре // Педагогическое образование и наука. -2007. - № 5.

5. Морозова, Т.Б. Социально-педагогические технологии в формировании личности близнеца-подростка в системе дополнительного образования: монография. -М., 2009.

Bibliography

1. Morozova, T.B. Bliznecovihyj centr v sisteme dopolniteljnogo obrazovaniya kak uslovie formirovaniya lichnosti blizneca-podrostka // Zhurnal «Cinnisni prioriteti osviti u XXI stolitti: innovaciyjniyj rozvitok osvitnikh sistem: materiali IV Mizhnarodnoi naukovo-praktichnoi konferencu. 3-5 zhovtnya. - Lugansk, 2007. - Ch. З.

2. Fridrikh, V. Bliznecih / pod red. B.K. Lisina, D.N. Krihlova. - M., 1985.

3. Morozova, T.B. Pedagogicheskaya deyateljnostj s bliznecami-podrostkami v Bliznecovom Centre // Vospitateljnaya rabota v vuze: sostoyanie,

problemih, perspektivih razvitiya: materialih Mezhdunarodnoyj n/p konf. 2-3 aprelya 2009. - M., 2009.

4. Morozova, T.B. Vospitateljnaya rabota s bliznecami-podrostkami v Bliznecovom centre // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. - 2007. - № 5.

5. Morozova, T.B. Socialjno-pedagogicheskie tekhnologii v formirovanii lichnosti blizneca-podrostka v sisteme dopolniteljnogo obrazovaniya:

monografiya. -M., 2009.

Статья поступила в редакцию 13.02.12

УДК 159.922.1

Naboychenko E.S., Fokina E.V SOCIAL SITUATIONS FUNCTIONS IN CHILDREN LEARNING OF GENDER STEREOTYPES. The artical analyzes of several social situations, child development, their influence on sexual and sex-role development of the personality of the child, the formation of his gender stereotypes, examines the traditional notions of gender roles.

Key words: gender stereotypes, family, social situation of development, type of family.

Е.С. Набойченко, д-р психол. наук, проф., г. Екатеринбург, E-mail: [email protected]; Е.В. Фокина, аспирант Уральского гос. педагогического университета, г. Екатеринбург, E-mail: [email protected]

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХСТЕРЕОТИПОВ ДЕТЕЙ

В статье анализируются несколько социальной ситуаций развития ребенка, их влияние на половое и полоролевое становление личности ребенка, формирование его гендерных стереотипов; анализируются традиционные представления о половых ролях.

Ключевые слова: гендерные стереотипы, семья, социальная ситуация развития, тип семьи.

Важным фактором психического развития личности является социальная ситуация развития. На протяжении определенного времени семья является для ребенка единственным местом получения первого опыта социального взаимодействия, ведь исходя из своих представлений о качествах, характерных и желательных для мужчин и женщин, родители, воспитатели стимулируют детей к проявлению именно этих полоролевых черт. Любая деформация семьи может привести к негативным последствиям в развитии личности ребенка.

Выделяется два типа деформации семьи: структурная и психологическая. Структурная деформация семьи - это нарушение ее структурной целостности: отсутствие одного из родителей (Дружинин В.Н., Мухина В.С.). Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений в ней, а также с принятием и реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок и т.п. Психологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, приводя к различным личностным деформациям - от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения [1-2].

Так тип семьи может выступать как фактор социальной среды, посредством которого осуществляется воздействие макроизменений на развитие личности ребенка [3].

Неполной семьей называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Психологи (Дружинин В.Н. и др.) выделяют еще дополнительную категорию неполных семей - это так называемые функционально неполные семьи, где присутствуют оба родителя, но в связи с профессиональными либо другими обстоятельствами мало оставляют времени для семьи, либо вообще забывают о своих воспитательных функциях [1].

Неполная семья образуется, как правило, вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим необходимо выделять следующие разновидности неполных семей: осиротевшие, внебрачные, разведенные и распавшиеся. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием детей, выделяют материнские и отцовские неполные семьи. В условиях современной действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, то есть является по сути материнской [2].

Современными психологическими исследованиями было доказано, что отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего, мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка, что может проявляться в нарушении его половой идентичности, несформированности навыков полоролевого поведения и гендерных стереотипов.

Утрата либо несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. В развитии специфических половых психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу. Уже в первые месяцы жизни ребенка отец по-разному играет с мальчиком и девочкой, тем самым начинает формировать их половую идентичность. Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочки. Поэтому, чем дольше в этот период ребенку придется жить без отца и никакой другой мужчина не послужит эффективной его заменой, тем серьезнее могут оказаться трудности половой идентификации. Родители начинают тренировать в этом направлении ребенка раньше, чем он сам окажется способным наблюдать и различать модели обоих полов [4].

Характер полоролевой идентификации ребенка во многом зависит от того, имеется ли в его окружении человек, замещающий отсутствующего родителя. Отсутствие отца в семье или человека, его заменяющего, сказывается на развитии личности мужского самосознания мальчиков. Лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей. Как отмечают Д. Михеева, О.Г. Нугаева и др., мальчики, выросшие только с матерью, нередко имеют проблемы с развитием мужского начала в характере: они либо усваивают «женский» тип поведения, либо создают искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому. Они менее зрелы и целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, менее инициативны и уравновешенны, у них труднее развивается способность сочувствовать, управлять своим поведением. Мальчик усваивает основные жизненные роли, которым он учится от своих родителей, поэтому для него важен образ отца, которому можно следовать [4-5]. Но не всегда взаимоотношения матери и сына приводят к личностной деформации мальчика. Если мать с раннего детства воспитывает в сыне умение преодолевать трудности, поощряет его самостоятельность и инициативу, стимулирует в нем желание быть сильным и смелым, развивает способность рисковать, то у мальчика сформируется мужской стиль поведения и под влиянием матери. В этом случае мать станет для сына надежным другом в течение всей его жизни.

Девочки, воспитанные без отцов, часто испытывают затруднения в установлении отношений с мужчинами, в дальнейшем у них меньше шансов правильно понимать своих мужей и сыновей, исполнять роль жены и матери. Любовь отца к дочери очень важна для развития ее самосознания, уверенности в себе, формирования своего образа женственности. Теплые и приносящие положительные эмоции отношения с отцом помогают дочери гор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.