Научная статья на тему 'Особенности профессиональной деятельности социального педагога в условиях дополнительного образования по формированию личности близнеца-подростка'

Особенности профессиональной деятельности социального педагога в условиях дополнительного образования по формированию личности близнеца-подростка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛИЗНЕЦЫ-ПОДРОСТКИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БЛИЗНЕЦОВЫЙ ЦЕНТР / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ-ЛОГИК / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ БЛИЗНЕЦА-ПОДРОСТКА / TWINS-TEENAGERS / ADDITIONAL EDUCATION / TWIN CENTER / SOCIAL TEACHER-RESEARCHER-LOGICIAN / FORMATION OF A PERSONALITY / SYSTEM OF VALUES OF A PERSONALITY OF A TWIN-TEENAGER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Татьяна Борисовна

В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования направленности личности близнеца-подростка в Близнецовом центре, показаны пути успешного осуществления педагогического процесса и роль социального педагога-исследователя-логика в организации учебно-воспитательной работы в Близнецовом центре, его взаимодействие с каждым близнецом-подростком в паре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозова Татьяна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF A SOCIAL TEACHER IN CONDITIONS OF ADDITIONAL EDUCATION ON FORMATION OF PERSONALITY OF A TWIN-TEENAGER

The article considers the questions of formation of the orientation of the personality of a twin-teenager in Twin center, the ways of successful realization of the pedagogical process and the role of a social teacher-researcher-logician in the organization of teaching and educational work in Twin center and their interactions with each twinteenager in a couple are shown.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной деятельности социального педагога в условиях дополнительного образования по формированию личности близнеца-подростка»

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТИ БЛИЗНЕЦА-ПОДРОСТКА

Близнецы-подростки, дополнительное образование, Близнецовый центр, социальная

педагогика, социальный педагог-исследователъ-логик, формирование личности, ценностные ориентации личности близнеца-подростка.

Проблемы социальной педагогики, социального воспитания приобретают в настоящее время особую актуальность и значимость. В современных условиях возникла особая необходимость в возрождении социальной педагогики как науки и области педагогической практики в подготовке социальных педагогов — специалистов по работе с детьми, их родителями, с подростками и молодёжными группами.

Близнецы, по данным статистики, составляют 1,5 % населения Земли, поэтому неизменен интерес к проблемам воспитания, развития, общения этого уникального явления природы. В связи с этим актуализируется проблема совершенствования подготовки специалистов для социальной сферы по работе с близнецами [Морозова, 2009].

В 1992 году в Санкт-Петербурге был организован Близнецовый центр — учреждение дополнительного образования, специфический детский коллектив, в жизнедеятельности которого участвуют 200 пар близнецов младшего, среднего и старшего подросткового возраста. На базе Близнецового центра проводилось диссертационное исследование по теме «Формирование личности близнеца-подростка в системе дополнительного образования».

Перемены в обществе ставят учреждения дополнительного образования перед необходимостью переосмысления сущности педагогического процесса и направления обеспечения каждому близнецу младшего, среднего и старшего подросткового возраста выбора образовательного маршрута, осознания своих возможностей для достижения желаемого уровня сформированности личности.

Наиболее референтным лицом для близнецов-подростков в Близнецовом центре является социальный педагог, профессионально выстраивающий взаимодействие с ними.

Современное дополнительное образование предъявляет высокие требования к профессиональным качествам социального педагога. Концепция модернизации дополнительного образования поставила задачу сформировать творческую и высококомпетентную личность социального педагога как самоорганизующего субъекта педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования, обеспечить становление личности и профессиональной культуры специалиста, работающего с близнецами.

Социальный педагог, работающий с близнецами, должен в полной мере владеть знаниями об особенностях развития близнецов, обусловленных близнецовой ситу-

ацией. Специфическим для социального педагога Близнецового центра является необходимость изучить особенности природы близнецов, влияния наследственных данных на процесс формирования личности каждого в близнецовой паре, выявить позитивное и негативное влияние социализации с целью прогнозирования и проектирования деятельности близнеца-подростка как субъекта социального воспитания. Сказанное позволяет сделать вывод, что социальный педагог, работающий в системе дополнительного образования, является педагогом-исследователем, использующим современные инновационные технологии развития и саморазвития личности близнеца-подростка, каждого в близнецовой паре.

Успех в реализации этих функций находится в прямой зависимости от знаний психологического состояния близнеца-подростка, окружающей его среды, людей, с которыми он общается и взаимодействует.

Психологические знания позволяют социальному педагогу точнее рассчитывать задачи и цели педагогической работы в Близнецовом центре, ориентироваться в её результатах, учитывать их. Социальный педагог должен уметь понять психологическую атмосферу в паре близнецов-подростков, уметь наблюдать за ними (в паре и за каждым), сопоставлять сегодняшнюю психологическую атмосферу со вчерашней, планировать собственную деятельность и деятельность близнецов-подростков, следовать законам логики, следить за ходом рассуждений близнецов во избежание логических ошибок в процессе общения (педагог-логик).

Анализ результатов нашего исследования позволил обосновать статус социального педагога, осуществляющего в Близнецовом центре педагогический процесс, как социальный педагог-исследователь-логик [Морозова, 2007].

Решение проблемы исследования потребовало углублённого изучения теоретических предпосылок, которые сложились к настоящему времени. Среди основных назовём исследования по проблеме формирования личности как социально-педа-гогической проблемы (Г.А. Виленская, B.C. Мухина, A.B. Равич-Щербо и др.), по формированию личности подростков в современной системе дополнительного образования и ориентации личности на социально-нравственные ценности (К.А. Абульханова, Е.И. Артамонова, М.Я. Виленский, М.Г. Казакина, A.B. Муд-рик, В.А. Сластёнин и др.).

Кроме того, для нас оказались полезными наработки зарубежных авторов по проблемам формирования личности близнеца-подростка (С. А. Айзен (США), 2005; Ватенате (Япония), 2001; А. Пелен (Нидерланды), 2006; А. Роланд (Великобритания), 2005 и др.).

Общую методологию нашего исследования составляют системный и культурологический подходы (включая аксиологический, технологический и личностно-твор-ческий аспекты) и субъектно-деятельностный подход. Совокупность указанных подходов, а также изучение опыта работ центров, клубов, дворцов в системе дополнительного образования в различных российских городах (Челябинск, Ухта, Пятигорск, Н. Новгород) позволили осуществить анализ предмета исследования - процесса формирования направленности личности близнеца-подростка в системе дополнительного образования.

В работе над докторской диссертацией, посвященной формированию личности близнеца-подростка в системе дополнительного образования, мы пришли к выводу, что дополнительное образование - это одна из инфраструктур процесса относительно контролируемой социализации личности близнеца-подростка, которая помогает развить его возможности, включающие способности, знания, образцы поведения, ценности, необходимые для общества, в котором он живёт.

Многолетний опыт работы автора с близнецами-подростками показывает, что целесообразно классифицировать основные направления формирования личности близнеца-подростка в Близнецовом центре в соответствии с тремя основными видами человеческой деятельности, в которой близнец-подросток себя проявляет, — общение, познание, рефлексия.

Полноценное формирование направленности личности близнеца-подростка на общение, познание, рефлексию происходит благодаря усвоению содержания образования, это обеспечивает внутреннюю подготовку индивида к адекватному участию в жизни общества, стимулирует его социальное развитие. Под содержанием дополнительного образования понимаются те сферы человеческой деятельности, которые в том или ином виде и объеме усваиваются, присваиваются индивидом в ходе образования. Знания не являются целью образования, но они входят в содержание дополнительного образования и наряду с умениями, навыками обеспечивают готовность личности близнеца-подростка к дальнейшему развитию. Знания, умения, навыки и сам социальный педагог-исследователь-логик становятся средством и условием формирования личности близнеца-подростка, помогают каждому найти социальную нишу в дополнительном образовательном пространстве. Педагогическое мастерство социального педагога-исследователя-логика - это профессиональное мастерство, позволяющее направлять все виды учебно-воспитательной работы с близнецами-подростками на их всестороннее развитие, включая мировоззрение и способности [Морозова, 2009].

Иными словами, личность как система высокого уровня организации развивается в специфических видах активности — общении, учении, познании. Реализуя себя в них, она получает уникальную возможность «творения» себя, своего внутреннего мира, а педагогические усилия профессионала поддерживают в развивающемся и взрослеющем близнеце-подростке индивидуально-ценное своеобразие, подкрепляют его реальные и потенциальные способности для саморазвития.

У каждого близнеца-подростка формируется свое понятие о смысле жизни, о счастье, о труде, складываются те или иные социальные установки, нравственные ценности, намерения. Педагогическая позиция социального педагога-исследовате-ля-логика требует творческого понимания конкретных задач конкретного близне-ца-подростка; умения учитывать его интересы и преобразовывать их в заданные цели учебной деятельности. Поэтому социальному педагогу-исследователю-логику важно разобраться в индивидуальности каждого в близнецовой паре, чтобы дать верное направление развитию их способностей, склонностей, интересов, наметить программу мероприятий по профессиональному просвещению и профессиональной пропаганде. В этой связи правомерна лаконичная формулировка Б.Г. Ананьева, что направленность личности на те или иные ценности составляет ее ценностные ориентации [Ананьев, 1980].

Сформированность целей самообразования, отвечающих направленности личности, — главная задача воспитательного коллектива Близнецового центра. В этой связи нельзя вновь не вспомнить замечательные слова A.C. Макаренко о том, что сила и красота человека измеряются по его отношению к далекой, труднодостижимой перспективе [Макаренко, 1977].

В нашем экспериментальном исследовании мы выделяем важность феномена цели в процессе сформированности направленности личности: близнец-подросток должен научиться действовать не только вопреки внешним, но и внутренним препятствиям, преодолевать свои непосредственные желания в Близнецовом центре во имя ценностей, достижение которых он сделал своей целью.

Многофункциональность профессиональной деятельности социального педаго-га-исследователя-логика в системе дополнительного образования позволяет ему своевременно скорректировать учебно-воспитательный процесс, внести необходимые изменения и спланировать ожидаемые результаты. Социальный педагог Близнецового центра должен уметь видеть перспективу развития каждого в близнецовой паре, стимулировать универсализм в их мышлении, творчески подходить к решению проблем в коллективе близнецов-подростков, сохраняя лучшие педагогические традиции обучения и воспитания и вырабатывая новые формы педагогического общения как с парой близнецов-подростков, так и с каждым из них в отдельности с учетом особенностей близнецовой ситуации. Он должен строить образовательный процесс в кружках, секциях, студиях, клубах и совершенствовать его с учетом профиля профессиональной деятельности, самостоятельно развивать педагогическую культуру, в которую входят профессиональные знания и умения, культура педагогического мышления, саморегуляция личности и культура профессионального поведения [Морозова, 1994].

В.А. Сластёнин определяет профессионально-педагогическую культуру как меру и способ творческой самореализации личности учителя в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, направляемых на освоение и создание педагогических ценностей и технологий. Рассматривая ключевые понятия «профессионализм» и «педагогическая культу!)а», он приходит к выводу, что профессионализм выступает сущностной характеристикой педагогической культуры [Сластёнин, 2008, С. 4-15].

Становление профессионализма социального педагога-исследователя-логика происходит в процессе реализации разнообразных функций в практической деятельности в Близнецовом центре: диагностической, прогностической, организационной, коммуникативной, функции социально-педагогической поддержки близнецов -подр остков.

Цели и задачи социального педагога-исследователя-логика — воспитание умственного, нравственного, трудового, физического, экологического, экономического качества близнеца-подростка.

Эффектно осуществлять формирование личности близнеца-подростка невозможно без четкого представления о желаемом конечном результате и хорошего знания особенностей исходного состояния личности каждого в близнецовой паре. Прошлое близнеца-подростка оказывает существенное влияние на его развитие, богатое прошлое создаёт предпосылки для интенсивного развёртывания качества в настоящем, формирования потенциальной возможности будущего. Из этого следует, что социальные педагоги-исследователи-логики обязаны не только знать картину того, какими должны стать близнецы-подростки под их руководством, но и четко понимать, что они представляют собой в данный момент. Следует помнить, что растёт новое поколение близнецов-подростков, психологически иное, внутренне свободное и менее зависимое от взрослых.

Профессиональная педагогическая культура социального педагога-исследовате-ля-логика включает переосмысление своей педагогической позиции, корректировку взглядов на себя, осознание ценностных оснований своей деятельности с близ-нецами-подростками, общекультурного, социального и творческого развития личности близнеца-подростка.

Одно из важных качеств социального педагога-исследователя-логика - педагогический такт. Мы считаем, что педагогический такт — это профессиональная пси-холого-педагогическая особенность поведения социального педагога во взаимоот-

ношениях с близнецами-подростками. Педагогический такт требует от социального педагога-исследователя-логика не только определённых педагогических и психологических знаний, навыков, умений, но и таких личных качеств, как отзывчивость, общительность, самокритичность, выдержка, самообладание, заинтересованная внимательность к работе каждого в близнецовой паре, справедливая доброжелательность к ним, побуждение к самостоятельности и логичности мышления, установление делового и эмоционального обращения с близнецами-подростками. Умение социального педагога-исследователя-логика планировать свою деятельность и деятельность близнецов-подростков как процесс решения системы логически взаимосвязанных педагогических задач формирования личности близне-ца-подростка, определяемых далёкими, средними и близкими перспективами — залог успешной организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования.

Исследовательская деятельность социального педагога-исследователя-логика является эффектным средством познания и освоения мира, способом организации обучения и взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса в достижении задач как познавательного, личностного, так и социального развития близ-нецов-подростков. Она рассматривается нами как органическая составная часть его профессиональной деятельности, позволяющая находить пути конструктивного преодоления трудностей в работе с близнецами-подростками.

Социальный педагог-исследователь-логик, работающий с близнецами-подростками в системе дополнительного образования, должен переосмыслить свой педагогический опыт и ответить на вопросы: «Как обучать и развивать личность в условиях Близнецового центра?», «Чему и как учить?». Характер его влияния в значительной степени определяется типом отношений, которые складываются между ним и близнецами-подростками, зависит от того какой стиль отношений преобладает— демократический, либеральный либо авторитарный. Наши исследования показывают преимущества демократического стиля отношений, характеризующегося большим контактом с близнецами-подростками, дружественностью, доверием, уважением к ним. Это способствует повышению мотивации и интереса близнецов-подростков к знаниям, обеспечивает благоприятные условия для формирования личности близнеца-подростка, его социальной адаптации.

Как показали результаты наших наблюдений за работой социальных педагогов-исследователей-логиков Близнецового центра, главным в их деятельности являются творческое начало, постоянный поиск, совершенствование методики обучения — всё это способствует раскрытию личности потенциалов каждого близнеца в близнецовой паре, позволяет выявить новые потенции участников учебно-воспита-тельного процесса, расширить представления о процессе формирования культуры и профессионального мастерства социальных педагогов-исследователей-логиков в системе дополнительного образования, расширить и углубить исследовательскую базу. Логическим продолжением наших исследований в данном направлении является изучение процесса формирования культуры личности близнеца-подростка в системе дополнительного образования. С этой целью в Близнецовом центре организованы курсы повышения квалификации социальных педагогов, работающих на базе авторской программы и учебного пособия «Взаимодействие наследственности и среды в формировании индивидуальности человека» (на близнецовой модели), проводятся мастер-классы и семинары для социальных педагогов, занятых в системе дополнительного образования в разных городах страны.

Результаты наших исследований убедительно доказывают, что социально-педа-гогические возможности учебно-воспитательной деятельности в рамках системы дополнительного образования в Близнецовом центре не только удовлетворяют социальные и духовные потребности близнецов-подростков, но и расширяют традиционные направления, формы, технологии работы с ними, способны корректировать поведение близнецов-подростков и управлять социализацией их в соответствии с общепринятыми нормами. Перспективными направлениями дальнейших научных поисков в области дополнительного образования могут стать усовершенствование методики и условий формирования направленности личности близнецов-подростков, изучение методов и форм работы социальных педагогов-исследо-вателей-логиков дополнительного образования, стимулирование роста личностных достижений близнецов-подростков, привлечение высококвалифицированных специалистов в системе дополнительного образования, способных оказывать воздействие на эффективность учебно-воспитательного процесса, поиск новых подходов к решению актуальных проблем дополнительного образования в стране.

Библиографический список

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические трудьт: в 2 т./ под ред. A.A. Бодаева, Б.Ф. Ломова, Н.В. Кузьминой. М.: Педагогика, 1980.

2. Макаренко A.C. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / под ред. И.А. Каирова. М.: Педагогика, 1977.

3. Морозова Т.Б. Взаимодействие наследственности и среды в формировании личности (исследование близнецов): монография. М., 1994.

4. Морозова Т.Б. Особенности работы с детьми-близнецами // Народное образование. 2009. № 1.

5. Морозова Т.Б. Роль социального педагога в формировании личности близнеца-подрос-тка в условиях Близнецового центра // Кадровые ресурсы инновационного развития образовательной системы: материалы I Всероссийского педагогического конгресса, 19— 21 декабря 2007: в 4 т. М.: МАНПО, 2007. 4.2.

6. Морозова Т.Б. Социально-педагогические технологии в формировании личности близ-неца-подростка в системе дополнительного образования: монография. М.:МАНПО, 2009.

7. Сластёнин В.А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры // Педагогическое образование и наука. 2008. № 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.